Ребенок, которому родители с детства привили культуру правильного питания, будет активен, бодр и здоров не только в процессе роста, но во взрослой жизни. Ведь от питания зависит работоспособность, интеллект и настроение человека.
Первый год обучения в школе важен как для учеников, так и для их родителей. И важность этого периода состоит не только в том, чтобы адаптироваться к новому коллективу, новым учителям и новому образу жизни, а так же в том, чтобы выработать правильный режим дня. Очень важно равномерно распределить умственную нагрузку с периодами отдыха, но незаменимым источником энергии и интеллектуальных сил для ребенка является питание. В задачу родителей на данном этапе жизни ребенка входит привить ученику культуру правильного питания. Чтобы ребенок понимал, почему важно ежедневно есть одни продукты и воздержаться от употребления других, что могут дать организму фрукты и овощи, а какие негативные последствия могут быть от чипсов, сухариков и конфет в большом количестве. Постоянно контролировать своего взрослеющего ребенка у большинства родителей будет получаться все меньше и меньше, поэтому гораздо выгоднее объяснить ребенку пользу одних продуктов и вред других, чтобы у детей было меньше соблазнов есть именно ту пищу в школе, которую дома есть, не разрешают.
Главными моментами в составлении меню для школьника должна быть сочетаемость продуктов и их количество. Недоедание, так же как и переедание, негативно сказывается на общем самочувствии ребенка, появляется вялость, апатия, снижается внимание и восприятие новой информации. Для ребенка младших классов в возрасте от 6 до 10 лет жизненно необходимо ежедневно получать 2100-2400 ккалорий.
Режим питания, это одна из главных составляющих здоровья, организм привыкает получать пищу своевременно, каждый день в одно и то же время, таким образом, он вырабатывает свой ритм работы, и все системы функционируют отлажено и без сбоев. Для детей младшего школьного возраста специалисты рекомендуют 4-5 разовое питание, примерное меню на день должно выглядеть следующим образом:
— 7.00 до 7.30 — обязательный завтрак дома;
— 9.30 до 10.00 — небольшой перекус в школе;
— 12.00 до 12.30 — горячий обед в школе или дома;
— 15.00 до 15.30 – полдник;
— 18.30 до 19.00 – ужин;
— 20.30 – легкий перекус за час до сна;
Если рассмотреть правильное питание школьника более детально, то оно будет выглядеть так:
Обязательный завтрак дома. Ребенок должен в обязательном порядке поесть утром дома, перед выходом в школу. Утром завтрак заряжает растущий организм энергией, поэтому желательно в этот прием пищи употреблять следующие продукты: разнообразные каши, творожная запеканка, хлеб со сливочным маслом и какао. Именно какао является для ребенка природным энергетиком, очень хорошо, если школьник привыкнет пить его по утрам. Еще одним вариантом завтрака может стать полностью белковая пища, состоящая из: яйцо, творог, молоко.
Небольшой перекус в школе. Продукты, которые ребенок берет с собой в школу, должны быть не скоропортящимися и храниться не в пакете, а специальном контейнере для продуктов. К перекусу можно отнести такие продукты как: яблоко (предварительно вымытое дома), печенье, булочка и сок (желательно небольшая герметичная упаковка, чтобы ребенок выпил за один раз).
Горячий обед. Это полноценный прием пищи, который обязательно должен состоять из горячего первого блюда (суп или борщ), второго блюда (мясо или рыба приготовленные на пару, гарнир тушеные овощи или каша), салат из свежих овощей (тертая морковь, отварная свекла, помидоры или огурцы) заправленные маслом или сметаной (майонез категорически исключить) и десерт (сок, компот и небольшой кусочек черного шоколада).
Полдник. Это второй небольшой перекус, который проходит обычно дома. В основном он состоит из фруктов (яблоко, апельсин, киви, банан и т.д) или легкого десерта (пудинг, запеканка), хороший вариант, домашнее овсяное печенье и молоко.
Ужин. Легкое, диетическое мясо (кролик, нутрия, курица) или нежирные сорта рыбы, приготовленные на пару. Гарнир, овощи, приготовленные так же на пару.
Перекус за час до сна, должен быть совершенно легким, вполне хватит стакана нежирного молочного продукта (кефир, ряженка, молоко). Молоко в теплом виде с небольшим количеством меда, так же является натуральным природным снотворным, которое способствует скорейшему засыпанию ребенка.
Основные правила питания школьников, которые рекомендуют соблюдать диетологи с мировым именем, выглядят следующим образом:
Белок должен составлять не менее 60% от общего количества употребляемого ребенком белка. Источниками полноценного по аминокислотному составу белка, являются сорта мяса с низким содержанием жира (кролик, телятина, говядина, курица, индейка), так же нежирная рыба, яйца и творог.
Жиры, которые должны постоянно присутствовать в рационе питания ребенка, должны быть животного происхождения (сливочное масло, сливки, мясо, рыба), а так же не следует забывать и о растительных маслах (подсолнечное, оливковое, льняное, кукурузное, облепиховое и т.д.) которые должны составлять не менее 30% от общего количества поступаимого в организм ребенка жира. Обязательно раз в неделю включать в меню ребенка жирную рыбу, так как она содержит длинноцепочечные жирные кислоты омега-3,способствующие стимуляции мозга человека.
Пищевые волокна и клетчатка, должны составлять 15-20 г/сутки. Большим содержанием данных компонентов могут похвастаться такие продукты как: изделия из муки грубого помола с содержанием отрубей, так же свежие овощи, фрукты, сухофрукты и зелень.
Легкоусвояемые углеводы или другими словами сахар, должны составлять не более 40-45 г сахара в сутки, и не более 15 г в сутки кондитерских изделий. Желательно употребление сахара, хоть частично заменять, на мед или варенье. Родителям важно помнить, что употребление этих продуктов в большом объеме может спровоцировать такие заболевания как ожирение и кариес.
Овощи и фрукты, должны входить в рациональное питание школьников, в обязательном порядке. Причем это должны быть не только самые популярные картофель, капуста и яблоки, а желательно обеспечить своему ребенку максимально разнообразное меню, в основе которого могут быть овощи и фрукты разных стран мира. Это даст возможность родителям сделать питание не только разнообразным, но и полезным. Все овощи и фрукты насыщенного красного или оранжевого цвета, просто кладезь бета-каротина и витамина А. Все представители цитрусовых и киви содержат большой процент витамина С. Идеальным вариантом правильного питания является ежедневное употребление не менее 350 г овощей (не включая картофель) и 150-300 г фруктов.
Морепродукты. Очень важны не только для хорошего самочувствия ребенка, но и для крепкой памяти, ведь практически все представители данной категории содержат йод и фтор. Морская капуста вполне доступный продукт для каждой семьи, является лидером по своему составу полезных веществ. А мясо рыбы усваивается намного скорее, чем любое другое мясо, поэтому его можно принимать даже во второй половине дня, не опасаясь перегрузить желудок ребенка.
Вся любовь и внимание по отношению к своему ребенку должны проявляться родителями не только в покупке игрушек и сладостей, но и в приобретении ребенком хороших привычек, которые будут способствовать отличному здоровью многие годы.
Как только ребенок пойдет в первый класс, многие родители сразу начинают к нему относиться как к взрослому. И, прежде всего, это относится к питанию младших школьников. Утреннюю кашу, привычную с детского сада, заменяют бутербродами, на обед вместо супа сосиски или пицца, если работают и мама и папа, а бабушка живет далеко.
Детям младшего школьного возраста особенно вредно питаться всухомятку: растущему организму необходимы белки, жиры, углеводы в правильном соотношении и нужном количестве. Позаботьтесь о здоровом питании младших школьников!
Питание младших школьников — ЗАВТРАК:
Накануне вечером спросите у ребенка, что он хотел бы съесть за завтраком. Если есть возможность, то выполните его желание. Не настаивайте, чтобы он съел сырники, если малыш хочет омлет или яичницу.
2 раза в неделю нужно обязательно давать творог — 6 ложек без верха (это около 100г), или стакан йогурта, кефира, простокваши или ряженки, а еще лучше — бифидок, либо 2 кусочка сыра, или 2 сырника, или порцию творожной запеканки.
2 раза в неделю ребенку нужно есть за завтраком 4-6 столовых ложек салата с растительным маслом, сметаной — морковный с яблоком, из свежей или квашеной капусты, свекольный, из редиски.
Не забудьте про каши — гречневую, овсяную (геркулес, мюсли), пшеничную (манную), пшенную, рисовую. Более полезно (хотя для нас это и непривычно) готовить каши на овощном отваре или с добавлением фруктов, овощей: натертой моркови, кабачков, тыквы, бананов, яблок, хурмы, ягод, сухофруктов. Можно варить кашу на воде, молоке с добавлением небольшого количества сахара, чтобы сладковатый вкус был едва ощутим. Порция каши небольшая — 5-6 столовых ложек.
В конце завтрака можно предложить бутерброд со сливочным маслом (икорным, селедочным, креветочным) и чашку какао, чая с молоком или слабый кофе. Иногда эти напитки можно заменять соками: овощным или фруктовым.
Если ребенок отказывается от завтрака, то поднимайте его на полчаса раньше. Обязательно нужно сделать зарядку под музыку, принять душ. Это поможет ему не только проснуться, но и возбудить аппетит.
Если ребенок капризничает, не настаивайте, чтобы он съел все. Пусть съест столько, сколько он хочет. Утром гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.
Питание младших школьников — ВТОРОЙ ЗАВТРАК:
Второй раз дети, как правило, едят в школе. Это обычные типовые завтраки, но если ребенок отказывается от них, то сами позаботьтесь о питании. Дайте ребенку с собой банан или яблоко, 2-3 печенья или пирожок с овощной начинкой, сырок, бутерброд с сыром, отварным мясом или рыбой (но не с колбасой) и пакетик сока.
Питание младших школьников — ОБЕД:
На первое 2-4 дня в неделю обязателен любой вегетарианский овощной суп, а в остальные дни — борщ или суп, приготовленные на нежирном бульоне: мясном или курином.
На второе 3-4 дня в неделю давайте отварную курицу или рыбу, а в остальные дни вареную говядину или нежирную свинину — 80-100г. Иногда можно обойтись сарделькой или сосиской, но они содержат значительно меньше белка, очень необходимого детскому организму.
На гарнир лучше всего овощи свежие или тушеные — любые салаты, квашеная капуста с яблоком, распаренным черносливом, изюмом, курагой, солянка, отварная фасоль или свекла, в которую добавить мелко толченые грецкие орехи и чеснок — 5-6 столовых ложек.
2-3 раза в неделю давайте отварной картофель, макаронные изделия, консервированный горошек.
На третье можно приготовить компот, кисель, морс, свежие фрукты.
Если ребенок сам разогревает себе обед, тогда позаботьтесь, чтобы это было безопасно для него. Заранее научите его пользоваться микроволновкой. Утром налейте порцию супа в специальную посуду для микроволновой печи, точно так же подготовьте и второе блюдо, порежьте хлеб, приготовьте напитки – все уберите в холодильник до его прихода из школы.
Питание младших школьников — ПОЛДНИК :
Через 2-3 часа после обеда пусть ребенок съест яблоко, апельсин, 1-2 сырника, йогурт, стакан кефира, сока, компота, с булочкой или пирожком – что из этого ему захочется – тоже приготовьте заранее.
Питание младших школьников — УЖИН:
На ужин лучше подходит творожное, молочное, овощное, фруктовое, яичное блюдо. Это молочная лапша, омлет с кусочком сыра, запеканка, бутерброд с маслом. Каши вечером лучше не давать — они хуже усваиваются.
Через 30 минут после ужина дайте ребенку чай, сок или кефир. Если он любит молоко, то его можно дать только через час после еды – оно лучше усвоится, когда одно.
Сладости в питании младших школьников:
На день достаточно 6-8 чайных ложек сахара, 1-2 конфеты. Халва, пирожные и торты только по праздникам – порция не должна превышать 2 пирожных или 140 г торта.
Старайтесь, как можно реже покупать детям газированную воду – она раздражает слизистую желудка и кишечника.
Подведем итог. В меню 7-9-летних детей должны быть ежедневно кисломолочные продукты и творог – источники кальция. Так как именно в это время у детей появляются постоянные зубы. А для роста нужен белок – натуральное мясо и рыба главные поставщики белка.
60% детей завтракают до школы дома. 50% детей не каждый день едят каши. 55% детей ежедневно не получают в питании фруктов и свежих овощей.
Значит, не все так хорошо в организации питания младших школьников.
Чтобы решить данную проблему нужно задуматься о том, как должно быть организовано питание наших детей, чтобы они были здоровыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Питание обеспечивает основные жизненные функции организма.
Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей.
Недостаточное поступление в организм жира может привести к нарушению центральной нервной системы, изменениям в почках, коже, органах зрения.
. Ценны также и растительные жиры.Углеводы являются основным источником энергии. растительные продукты:
хлеб, крупы, макароны, картофель.Витамины - это такие вещества, которые совершенно необходимы организму в минимальных количествах для поддержания жизни. Большинство гиповитаминозов характеризуется общими признаками: повышается утомляемость, наблюдается слабость, апатия, снижается работоспособность, падает сопротивляемость организма.
Потребность детского организма в воде выше, чем у взрослого человека, так как рост клеток возможен только при наличии воды. Взрослому на 1кг массы тела требуется 40 мл воды в сутки, а ребенку 6-7 лет - 60 мл. Поэтому пищевой рацион должен быть составлен так, чтобы в каждый прием пищи ребенок получал обязательно одно жидкое блюдо.
Таким образом, чем более разнообразным будет пищевой рацион, чем более широкий ассортимент пищевых продуктов он будет включать, тем больше вероятность, что организм получит все необходимые ему вещества.
Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим питания.
Если ребенок приучен завтракать, обедать и ужинать в определенное время, то к этому времени у него появляется аппетит, так как в организме начинается выделение пищевых соков.
Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста и распорядка дня учащихся. Для младших школьников рекомендуется 4-х-разовое, возможно также 5-разовое питание.
Продолжительность завтрака и ужина должна составлять не менее 15 минут, обеда - 30 минут.
Однако к любым советам нужно подходить индивидуально, изучая и прислушиваясь к потребностям своего организма.
Частыми ограничениями для родителей бывает то, что дети отказываются есть те продукты, которые им необходимы, и требуют то, что совсем неполезно. В этом случае можно посоветовать следующее.
Если ваш ребенок развил в себе склонность к какому-либо виду пищи и хочет есть его каждый день, позвольте ему, если продукт питателен, но только раз в день. При следующем приеме пищи кормите его тем, что едят остальные. Если он хочет съесть то, что вы считаете нежелательным, не нужно ему запрещать это есть совсем, но сказать, что это едят в особых случаях. Постарайтесь сделать так, чтобы эта еда не стала для него запретным плодом, который, как известно сладок. Может быть стоит иногда позволить ему ее отведать – вы наверное, слышали об одной хитрой уловке, которая состоит в том, чтобы заставить ребенка есть вожделенную пищу до отвала, почти до отвращения, чтобы в следующий раз отказался от нее сам.
Никогда:
Не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Никакой вид пищевых продуктов не является сам по себе незаменимым. Например, овощи одного цвета могут заменить друг друга, и если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может получить из сыра.
Не говорите: «Съешь все это, тебе это полезно». Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы едите то же самое и с удовольствием.- Не говорите: «Если съешь овощи, получишь мороженое». Ненавистная еда станет еще противнее, запретный плод еще желаннее, и ребенок поймет, что все, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, - это подкупить вас.
Особенности питания младших школьников - страница №1/1
- Особенности питания младших школьников.Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем и т.д.). Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.).
В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом.
Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона. Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.
В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую.
Для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, где происходят основные процессы переваривания и всасывания пищи. Из-за этого иногда в кровь попадают нерасщепленные белковые молекулы, которые могут вызвать иммунный ответ организма. Вот почему в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто могут возникать аллергические реакции на поступление в организм той или иной пищи, токсикозы. Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4 - 5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т.д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы. Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы - национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни. Но в основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов - регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.
Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания обусловлено важнейшей закономерностью, связанной с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме, носят ритмичный характер и регулярность - непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы, которой является наш организм. Регулярное питание способствует лучшему перевариванию и усваиванию пищи и, по мнению диетологов, - самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Нерегулярное питание создает дополнительную нагрузку и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья не только физического, но психического. Исследования показывают, что у детей, не соблюдающих режим, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками, им сложнее учиться.
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Нехватка питательных веществ способна привести к серьезным сбоям в работе организма. Для того чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневном меню ребенка должны быть разные продукты и блюда - мясные, рыбные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи. Поэтому очень важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой "кругозор" так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.
Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7 - 8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников. Важно, чтобы количество калорий, получаемых ребенком с пищей, соответствовало его энерготратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на 10 - 15% (несколько "лишних" булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления у школьника лишнего веса. Полный ребенок оказывается в группе риска развития различных серьезных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.
Безопасность . Основное условие, которое необходимо выполнять, чтобы питание ребенка было безопасным, - контроль за сроком годности и условиями хранения продуктов. Обращайте внимание на информацию, приведенную на упаковке, - продукт, срок которого истек или истекает, а также неправильно сохраняющийся, может не только потерять свои полезные свойства, но и причинить существенный вред здоровью. Следует с осторожностью предлагать ребенку попробовать экзотические продукты и блюда. Конечно, такой опыт способствует расширению кулинарного "кругозора", но, одновременно, может вызвать аллергическую реакцию.
Удовольствие. Пища не только обеспечивает организм полезными веществами и энергией, но и служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус изначально воспринимается организмом как сигнал тревоги, свидетельствуя об опасности продукта). Очень важно с раннего возраста научить ребенка получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.
Рацион питания младшего школьника
Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших функций. С ними связаны основные проявления жизни - обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, работа нервных волокон, а именно перенос информации, иммунитет.Наш организм обладает лишь незначительными резервами белка и нуждается в постоянном его восполнении. Особенно важно регулярное поступление белка с пищей в детском и подростковом возрасте, когда организм активно растет и развивается. В рационе питания младшего школьника должно быть около 90 грамм белка. Источником белка является растительная и животная пища. Очень важно, чтобы в рационе питания ребенка были как растительные, так и животные белки. Причем на долю животных белков должно приходиться не менее 50% от общего количества белков в рационе. Животные белки имеют высокую биологическую ценность, содержат незаменимые аминокислоты, которые не могут синтезироваться в организме и обязательно должны поступать с пищей. Сегодня довольно популярными стали идеи вегетарианства - когда из рациона питания полностью или частично исключаются животные белки. Но диетологи предупреждают - такой тип питания недопустим для детского организма. Недостаток или отсутствие животных белков может вызвать серьезные нарушения развития. Жиры входят в состав всех клеток организма, участвуют во многих физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Основные источники полиненасыщенных жирных кислот, которые относятся к незаменимым пищевым веществам (обязательно должны поступать с пищей), - растительные жиры. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Растительные жиры - источник витамина E и фосфолипидов. Животные жиры обеспечивают организм витаминами A и D. Среднесуточная потребность младшего школьника в жирах составляет около 100 грамм. В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.
Углеводы - основной источник энергии для организма. Помимо этого углеводы входят в состав клеток и играют важную роль в обеспечении иммунитета. В среднем на углеводы приходится от 50 до 60% калорийности дневного рациона человека. Среди наиболее важных для питания - глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются) и крахмал, гликоген (медленно перевариваются),
клетчатка (неперевариваемый полисахарид). Необходимо, чтобы потребность организма в углеводах удовлетворялась, главным образом, за счет продуктов на основе цельных злаков (крупы, хлеб, готовые завтраки и т.д.), овощей и фруктов - около 350 грамм. Все они содержат медленно усваивающиеся углеводы, поставляющие организму энергию продолжительного действия. А вот источники легкоусвояемых углеводов (сахар, конфеты, кондитерские изделия) должны составлять не более 10 - 20% от общего количества суточной нормы углеводов.
Витамины и минеральные вещества участвуют в регулировании практически всех физиологических и метаболических процессов в организме и обязательно должны поступать с пищей. Источником этих веществ служат разные продукты - овощи, фрукты, мясо, молоко, крупы и т.д. А значит, для профилактики дефицита витаминов и минеральных веществ необходимо питаться разнообразно. Для того чтобы организм ребенка получал все необходимые питательные вещества, его рацион должен содержать следующие виды продуктов.
Овощи и фрукты . Растительная пища обеспечивает наш организм витаминами, пищевыми волокнами, которые стимулируют работу кишечника, нормализуют обмен веществ, а также абсорбируют на своей поверхности токсины и выводят их из организма. В ежедневном меню младшего школьника должно быть 300 - 400 грамм овощей (без учета картофеля) и 200 - 300 грамм фруктов и ягод (желательно в свежем виде). При этом следует использовать разные овощи и фрукты, так как они являются источниками разных витаминов и минеральных веществ.
Продукты из злаков . Являются источниками углеводов, белка, минеральных веществ и витаминов. Особенно велико содержание полезных веществ в продуктах, которые приготовлены из цельных злаков -хлебе, хлопьях, крупах и т.д. Их производят из неповрежденного зерна - молотого, раздробленного или превращенного в хлопья, содержащего все основные составляющие: эндосперм, зародыш и отруби в природной пропорции. По сравнению с рафинированной мукой или очищенным зерном в цельных злаках больше витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон. Нерастворимые пищевые волокна, набухая в желудочно-кишечном тракте, способствуют формированию чувства насыщения, стимулируют моторику кишечника, тем самым снижая вероятность запоров. Они замедляют расщепление и всасывание белков, жиров и углеводов, что обеспечивает стабильность концентрации сахара в крови. Растворимые пищевые волокна снижают уровень холестерина, а также являются питательной средой для полезных бактерий кишечника.
Мясо, птица и рыба. Блюда из мяса, птицы и рыбы являются важнейшими источниками белка, витаминов группы B, железа, цинка. В рыбных блюдах к тому же содержится витамин Д, жирные кислоты, йод. Все эти составляющие играют важную роль в развитии детского организма. Для питания ребенка рекомендуется использовать нежирную говядину, телятину, курицу, индейку. Полезны и субпродукты - почки, печень, сердце. Среди рекомендуемых видов рыб - треска, навага, судак и т.д. Не стоит часто включать в рацион питания ребенка рыбные консервы, так как они содержат значительное количество соли и способны оказывать раздражающее действие на желудок и кишечник детей. Среднесуточная норма блюд из мяса и птицы для младшего школьника составляет 150 - 180 грамм, из рыбы - 50 грамм.
Молоко и молочные продукты . Молоко относится к наиболее ценным продуктам детского питания, являясь не только источником белка и жира, но и легкоусвояемого кальция, необходимого для формирования костной ткани. В молоке содержится витамин B2, играющий важную роль в обеспечении нормального зрения и участвующий в процессе кроветворения. Рекомендованная ребенку суточная норма молока - около 2 стаканов. Организм некоторых детей (в разных регионах страны их число колеблется от 20 до 80%) не может усваивать молоко. В этом случае полноценной заменой могут стать кисломолочные продукты - йогурт, кефир, простокваша. Все они обладают столь же ценными, как и молоко, пищевыми свойствами и прекрасно сочетаются с другими продуктами, повышая их усвояемость.
Растительные масла и жиры. Ежедневно младший школьник должен получать с пищей 20 – 40 грамм сливочного масла, 5 - 15 грамм сметаны, 12 - 18 грамм растительных масел. Растительное масло используется для заправки салатов и обжарки, сливочное - для приготовления бутербродов и заправки блюд (например, каши).
Вода и напитки . Младшему школьнику в сутки нужно приблизительно 1,5 литра жидкости. Но не забывайте, что ее источником являются не только вода и напитки, но и другая пища, которую ребенок съедает. Для детей лучше выбирать чистую природную воду с оптимально сбалансированным минеральным составом (так называемая столовая вода, содержащая не больше 1 г солей на литр).
Очень полезны для ребенка соки, на 100% изготавливаемые из фруктов или овощей. Они являются источником витаминов, минеральных солей, пищевых волокон. Однако использовать их следует умеренно из-за большого содержания глюкозы и фруктозы. Диетологи рекомендуют включать в рацион питания ребенка не более 2 стаканов сока в день. А вот газированные напитки нужно исключить из ежедневного рациона и давать их детям лишь изредка. Эти напитки готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, которые также могут вызывать раздражение желудка и способствовать возникновению аллергии.
Важным условием организации рационального питания младшего школьника является правильное распределение калорийности и состава пищи в течение суток.
На завтрак ребенку можно предложить творожное блюдо, блюдо из яиц. Дополнительно - сыр, рыбу, сосиски. Хотя лучше, если утром ребенок будет получать не животные, а растительные белки. В качестве питья может быть какао - наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность же какао сопоставима с калорийностью сыра).Энергетическая ценность обеда составляет 40% от среднесуточного количества калорий. В его состав входит максимальное количество суточной нормы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей. Обед должен состоять из 4 блюд; закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда. Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию: закуска, вызывающая сокогонный эффект, подготавливает желудочно-кишечный тракт к процессу пищеварения, первое и второе блюдо обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ, третье блюдо (как правило, это соки или компоты) поддерживает водный баланс организма, а также содержит витамины.
Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочные напитки (кефир, ряженку,простоквашу, ацидофилин и др.) и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.).
На ужин приходится 20 - 25% ежедневного количества питательных веществ, необходимых ребенку.
На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные блюда, поскольку богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Особенно рекомендуются на ужин творожные блюда.
Особенности режима питания в младшем школьном возрасте.
Гигиена питания младших школьников - ее роль в сохранении здоровья.
Рекомендуемое время для завтрака для школьников младших классов - 7.30 - 8.00 ч Рекомендованное время для обеда - 13.00 - 14.00 ч. При соблюдении регулярного питания организм заранее готовится к приему пищи, а у ребенка "вовремя" возникает аппетит. Регулярный прием пищи -лучшая профилактика гастрита. Не все дети могут быстро "настроиться" на обед. Поэтому не следует сажать ребенка за стол сразу же после шумных, подвижных игр, необходимо дать ему 10 - 15 минут для того, чтобы успокоиться, что особенно важно для активных, легковозбудимых детей.
Оптимальное время для ужина - 18.00 - 19.00 ч. При этом последний прием пищи должен быть не позднее 2-2,5 часов до сна. В том случае, если ребенок ужинает позже, нарушается его ночной сон, соответственно организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.
Многие родители, не имеющие возможности контролировать питание ребенка в течение дня, пытаются компенсировать возможный недостаток питательных веществ обильным ужином. На самом деле, это не решает проблему полноценного питания, поскольку пища полностью не переваривается, ребенок плохо спит, становится беспокойным, легко утомляется. У некоторых детей (впрочем, как и у взрослых) наблюдаются так называемые приступы "ночного голода", когда аппетит возникает в позднее время. Связано это с особенностями синтеза в организме особого вещества - триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана, в свою очередь, обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.
Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни (интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т.д.) и его распорядок дня. Так, режим питания школьника-спортсмена отличается от режима, принятого для детей данной возрастной группы. Если занятия спортом проводятся утром, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности рациона. При вечерних тренировках калорийность ужина повышается в 1,5 - 2 раза. В дни усиленных тренировок пища должна быть не объемной, но калорийной, богатой белками и углеводами. При этом следует избегать жирной пищи.
Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с перекусами - едой между (а зачастую и вместо)основными приемами пищи. Зачастую для них используется высококалорийная пища, содержащая много жиров и углеводов. В результате при избыточной калорийности организм не получает необходимые питательные вещества, прежде всего, витамины. Питание "всухомятку" становится причиной многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта, появления лишнего веса. Причина предпочтения перекусов нормальному питанию во многом коренится в несформированности у ребенка основ культуры питания. Нужно отметить, что перекусы могут быть в рационе питания ребенка, но для них рекомендуется использовать фрукты, салаты, молочные продукты, орехи. И перекусить такой пищей можно между основными приемами пищи, а не вместо обеда, завтрака или ужина. Их роль - помочь избавиться от чувства голода.
Витамины и минеральные вещества - обязательные компоненты питания младшего школьника.
Основная функция витаминов - регулирование физиологических и метаболических процессов, т.к. минеральные вещества участвуют в построении структурных компонентов организма, в обменных процессах. Витамины и минеральные вещества не образуются в организме, поэтому даже небольшая нехватка витаминов может стать причиной серьезных нарушений развития. Источником витаминов служат самые разные продукты, поэтому основное условие профилактики витаминных дефицитов разнообразное питание.
Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды) и микроэлементы (железо, медь,цинк, марганец, йод). Кальций составляет основу костной ткани. Помимо этого, он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может вести к задержке роста, нарушению формирования костной ткани, повышения нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция в питании человека служат молоко и молочные продукты, в особенности сыр и творог, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.
Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменныхпроцессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором сыр, творог, крупы, бобовые. Железо является составной частью гемоглобина, принимает участие в переносах кислорода кровью. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом печень, почки, бобовые, гречневая крупа, мясо, яблоки, черника. Йод участвует в построении гормона щитовидной железы - тироксина. Он, в свою очередь, контролирует энергетический обмен, физическое и психическое развитие, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоционального тонуса. Недостаточность йода у детей вызывает развитие эндемического зоба, характеризующегося нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода носит эндемический характер и возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах. Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на авитаминозы (отсутствие или минимальное содержание витамина в организме), гиповитаминозы и витаминную недостаточност ь. Если авитаминозы и гиповитаминозы встречаются довольно редко, то витаминная недостаточность, по оценке экспертов, отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами. алиментарная недостаточность витаминов (связана с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов и т.д.). Так, в питании детей младшего школьного возраста все больше используются рафинированные (очищенные) продукты;нарушение усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений; повышенная потребность в витаминах. Существует целый ряд состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. Если при этом сохраняется "обычный" рацион, это может вызвать нехватку витаминов в организме. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах: рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов; рациональная кулинарная обработка продуктов; дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) - витаминизированные хлебобулочные, кондитерские,молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. Информация о витаминизации продукта указывается на упаковке продуктов.
Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников
Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее ормирование должно начинаться в раннем возрасте, при этом на каждом этапе такая воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей возраста, отвечать актуальным задачам развития, носить системный характер. Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием.
Здоровье - сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействие с окружающим миром. Формирование ценностного отношения к здоровью оказывается важнейшей социокультурной задачей для общества, определяющей его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Одной из важных составляющих культуры здоровья является формирование культуры питания.
При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья - в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта "нездоровья", они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни. Поэтому работа по формированию культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка) - организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника. В таких играх "незаметно" для ребенка происходит формирование полезной привычки.
При организации работы по формированию культуры здоровья следует учитывать возрастной ресурс ребенка - те новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. Так, в младшем школьном возрасте у ребенка возникает качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, позволяющий ребенку не только освоить виды деятельности, связанной с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Поэтому родители могут использовать формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения (ведение дневника, в котором отмечается соблюдение правил здорового питания, самоконтроль за временем приема пищи и т.д.). В младшем школьном возрасте происходит постепенная ориентация на группу сверстников, когда мнение и оценки друзей и одноклассников становятся столь же важными, что и оценки со стороны взрослых. Поэтому в деятельности по формированию основ здорового образа жизни могут быть использованы коллективные формы работы (дети в группе составляют меню завтрака, обеда, ужина).
В целом, формирование основ культуры здоровья должно отвечать следующим принципам: возрастная адекватность (вся информация и все формируемые навыки у ребенка должны быть востребованы в его повседневной жизни. Например, для ребенка 6 - 7 лет информация о видах и роли различных групп витаминов не имеет реального практического значения. Гораздо более важным оказывается формирование представления о необходимости регулярного употребления групп продуктов - основных источников витаминов; социокультурная адекватность. Формируемые навыки и привычки должны "пересекаться" и находить отражение в актуальной культуре общества. Так, к примеру, формирование основ культуры питания должно учитывать традиции и обычаи питания, сложившиеся в народной культуре; системность. Формирование полезных привычек - длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Успех будет возможен лишь тогда, когда во время каждого приема пищи ребенок будет получать подтверждение соблюдения правил рационального питания; пример взрослых . Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правила здорового питания, заботиться о своем здоровье.
Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются:
формирование умения самостоятельно соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук,
использование в пищу только продуктов, прошедших термическую обработку или вымытых,
использование индивидуальных столовых приборов и т.д.);
самостоятельное соблюдение режима питания (питание "по часам" не менее 3 раз в сутки);
формирование представления о продуктах и блюдах ежедневного рациона;
развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к
разнообразным продуктам и блюдам, относящимся к категории "полезных";
формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 г. Шебекино Белгородской области
Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании»
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Огиенко Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Шебекино, ул. Садовая,7
эл.почта: [email protected]
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
«Разговор о правильном питании
2014 год
Реализация программы « Разговор о правильном питании»является одним из звеньев цепочки решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у школьников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школе программа реализуется с 2013 тогда, как система основного и дополнительного образования и проходит в несколько этапов, в соответствии с основными ступенями обучения в школе.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы. "Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.
Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.
Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.
Также необходимость данной ситуации вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Так, как неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ученика самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, учителям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что от наследственных факторов, от условий внешней среды, т.е. экологии, от деятельности системы здравоохранения, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Школа является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно учитель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания, а учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.
Программа «Разговор о здоровом питании» ставит своей целью - сформировать у детей представление о культуре питания, дать представление об организации правильного здорового питания, сформировать у детей ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму.
Задачипрограммы «Разговор о здоровом питании»:
Образовательные:
формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;
расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
Воспитательные:
развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие:
развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Основные методы обучения:
фронтальный метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
встречи с интересными людьми;
творческие домашние задания;
праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);
ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
родительских собраний, круглых столов, семинаров;
Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья.
Программа соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей:
- базируется на данных научных исследований в области питания детей;
- отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
- цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей;
- предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;
Сроки реализации каждой темы программы предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников.
Ознакомление с программой о правильном питании приносит большую пользу.
1. Дети получают обоснованную информацию о режиме питания в школе;
2. Ребята учатся классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные, мясные, крупы, фрукты, соки;
3. Дети узнают, о пользе тех или иных продуктов и частоте их употребления;
4. Работа над заданиями предполагает включение в процесс и родителей, так как совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка. Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования. Очень удобно работать с фишками, вклеенными на вкладыше тетради. Они не теряются (клеевая основа) и работа проходит в достаточно быстром темпе, что немаловажно при проведении данных занятий.
После изучения данной программы мы предполагаем, получить следующие результаты:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
В ходе развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
Видеть проблемы;
Ставить вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперименты;
Делать умозаключения и выводы;
Готовить тексты своих докладов;
Объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Сотрудничать с другими людьми;
Самостоятельно приобретать необходимые знания.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.
Эта программа в полном объёме реализуется на протяжении 4 лет.
Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.
Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры; конкурсы; кроссворды; тестовые задания; анкеты.
Так, к примеру, проводится анкетирование учащихся для определения их знаний по правильному питанию до, и после изучения курса. Количество правильных ответов по окончании увеличивается в три раза.
Большинство учителей и родителей отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье, об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей).
Методическая разработка занятия
по программе «Разговор о правильном питании»
1 класс
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2» г. Шебекино
Огиенко Елена Владимировна
Тема: Самые полезные продукты
Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и какие вредны для здоровья человека.
Познавательные УУД: выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережевывать ее при приеме.
Личностные УУД: умение самому выбирать наиболее полезные продукты питания и отказываться от вредных.
Регулятивные УУД: понимать причины некоторых заболеваний и плохого самочувствия, в связи с неправильным питанием.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.
Индивидуальные задание учащихся до урока: приготовить сообщения «Самое полезное – малышам», «Что любят зубы», «Самые полезные продукты для школьника».
Ход занятия
I . Орг.момент. Уточнение темы.
У нас сегодня гости. Представим, что на пути в нашу школу они оказались на развилке 3-х дорог у волшебного камня.
Прямо пойдёшь - … (творожок найдёшь.) Налево пойдёшь - …(чипсы найдёшь.) Направо пойдёшь - …(яблоко найдёшь.)
Какую дорогу выберут гости? - А вы? Почему?
Сегодня на занятии мы уточним, какая из этих дорог ведёт к здоровью. Мы будем говорить о самых полезных продуктах.
II . Создание условий для получения полезной информации в интересной форме, для запоминания.
Классификация продуктов №1
Давайте посмотрим, а какие продукты вы «нашли» сегодня на своей парте. На какие группы их можно разделить?
крупы
овощи продукты животного происхождения
фрукты продукты растительного происхождения
ягоды
(Дети по группам выходят к доске, называют продукты. Уточняется принадлежность к данной группе, учитель комментирует полезные свойства продуктов и предлагает детям сделать символические действия)
Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Поднимите руки вверх, покажите, как вы растете.
Творог, рыба, мясо, яйца, орехи содержат белки – главный строительный материал для организма, они помогают строить организм и делать его более сильным. Покажите свою силу.
Гречка, геркулес и другие крупы, а также мёд, изюм, масло, фрукты – дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Допрыгайте до своей парты, ваши продукты обеспечат вас энергией!
2)Сообщение учащихся «Самое полезное – малышам»
А какие группы продуктов особенно полезны малышам до 3-х лет?
Слово нашим экспертам в этом вопросе.
Выступление уч-ся: Ребята, вы знаете, что у нас есть маленькие сёстры, Сонечка и Анечка. Им ещё не исполнилось 2-х лет. Мы записали название полезных продуктов, которыми их кормят мамы. Но девочки успели поиграть нашими карточками и всё перепутали.
Попробуйте узнать, что здесь было написано?
БАЧКАОК
ВОРЬКМО
ОФЬТРКАЛЕ
ВОРГОТ и т.д.
Карточки с расшифрованными названиями полезных продуктов прикрепляются на доске с правой стороны от «волшебного камня».
Оценивание информации
В чём польза этой информации для вас?
(то, чем кормят самых маленьких – самое полезное, значит, эти продукты можно смело употреблять в пищу ежедневно)
3)Классификация продуктов №2
Все малыши знают такую потешку: « Сорока – сорока, сорока – белобока, печку топила, кашку варила»
К доске приглашаются те продукты, которые используются в приготовлении каши, супа, десерта.
4) Сообщение учащихся «Что любят зубы» (о полезных продуктах для зубов)
Интересно, а что больше всего любят наши зубы: каши, супы или десерты?
Выступление ученика:
Ребята, вы помните, кем работают мои родители? Зубными техниками. Моя мама уже рассказывала нам, как надо заботиться о зубах. Давайте вспомним, какие продукты любят зубы, а какие – кариозные монстры. Я буду показывать вам продукт, если он понравится зубам – хлопайте, а если он полезен кариозным монстрам – топайте.
Карточки с рисунками продуктов прикрепляются на доске с правой и с левой стороны от «волшебного камня».
Сыр конфеты
Молоко шоколад
Рыба кока-кола
Яблоки сахар
Морковь торт, печенье
Творог сухари
Морская капуста крепкий чай
Вода чупа-чупс
5) Сообщение учащихся «Самые полезные продукты для школьника»
В нашем классе есть ещё одна мама – доктор, детский врач.
Выступление : Моя мама очень заинтересовалась нашим « Разговором о правильном питании.» Ведь это основа здоровья! Мы сочинили всей семьёй стихотворение, о продуктах, которые особенно полезны школьникам, т.е. нам с вами!
Выступление заранее подготовленной группы уч-ся :
1. Чтобы зрение укрепить,
Нужно сок морковный пить!
Зоркости нужен В-каротин!
Здесь облепиха, перец и укроп необходим!
2. А чтоб кости были крепкими
Нужно в рацион ввести
Творог, сыр и молоко.
Там же кальций – о-го-го!
3.Хочешь ловким, сильным быть
Нужно мясо полюбить.
В нем содержится белок.
Это мышцам будет толк!
4.Если память вас подводит,
И вниманья нет совсем,
То диктанты не выходят,
То задача, то пример.
Не оставят вас в беде
Витамины группы В!
5.А если с детства есть мечта
Стать ученым знаменитым,
Математиком великим,
Музыкантом иль поэтом.
Я тебе отвечу просто:
Йод тебе поможет в этом!
Оценивание информации по трем критериям: интересная, точная, полезная.
На доске демонстрируется плакат, иллюстрирующий содержание стихотворения.
6) Работа с учебным пособием (рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании». Авт. М.Безруких, Т.Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012)
А) Мы получили много точной и интересной информации о полезных продуктах. Пора отправляться в магазин.
Чтение текста тетради по ролям. По ходу чтения учащиеся маркируют нужными цветами продукты.
Б) Выберите свои самые любимые полезные продукты и приклейте в корзину.
III . Итог: Вернёмся к волшебному камню.
К чему приведёт частое употребление таких продуктов, как чипсы, конфеты и т.д.
Кто выберет эту дорогу?
Классификация №3
Какие продукты вы положите в жёлтую корзину вместе с творогом. Они полезны, но не каждый день и в ограниченном количестве? Кто неразборчив в еде – враг себе.
А какие продукты самые полезные? Соберем их в зелёную корзину. Вот такая корзинка здоровья у нас получилась! Полезный продукт – здоровью друг. Кушайте на здоровье!
Хочется отметить участие родителей в реализации программы. Многие из них активно участвуют в мероприятиях, праздниках, понимают необходимость в приобретении продуктов для занятий. Помогают детям в поиске новой информации. Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.
Анкета для родителей перед реализацией программы
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Как вы думаете, зависит ли будущее Вашего ребенка от его здоровья?
Как, по Вашему мнению, можно сохранить здоровье на долгие годы?
Важно ли правильно питаться, чтобы сохранить здоровье?
Знаете ли Вы – что значит «правильное питание»?
А Ваш ребенок имеет понятие о правильном питании?
Хотели бы, чтобы Ваш ребенок побольше узнал о правильном питании на занятиях в школе?
Хотели бы Вы быть участником вместе со своим ребенком в изучении программы «Разговор о правильном питании»?
Анкета для родителей после реализации программы
Уважаемые родители!
Ваши дети посещали внеурочное занятие «Разговор о правильном питании»
1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию после посещения занятий по программе «Разговор о правильном питании»?
2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
3.Выполняет ли ваш ребенок правила гигиены самостоятельно?
4.Умеет ли он отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья?
5. Делится ли ваш ребенок впечатлениями о занятиях в области правильного питания?
6. Интересен ли вашему ребенку этот курс?
Источники информации
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2012г.
М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2012 г.
Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9
Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006