Заикание это структурное нарушение ритма и темпа речи из-за судороги мышц речевого аппарата. Первые симптомы появляются у ребенка в 2-5 лет, когда происходит формирование речи. Лечение заикания у детей необходимо начинать при первых признаках патологии. Любая психологическая или физическая травма может стать толчком к развитию процесса.
Нарушение речи: лечение заикания у детей
Речевое расстройство сопряжено с нарушением согласованности мышц, голоса и дыхания. В медицинской практике состояние классифицируют на органическое, смешанное и логоневроз. В последнем случае проблема возникает у здоровых детей после психологического стресса. При этом раннее развитие речи и сильная нагрузка могут спровоцировать патологию.
Органическое или неврозоподобное состояние может возникнуть у ребенка из-за травмы, перенесенного инфекционного заболевания головного мозга, или в силу особенностей развития организма. При этом наблюдается снижение интеллекта. Смешанная форма говорит о наличии обоих состояний.
Типы нарушений:
- Ограничение артикуляции – выглядит как перекашивание частей лица, вытягивания губ, онемение языка, ненужная мимика;
- Дыхательные спазмы, при этом ребенку как будто не хватает воздуху при произношении слов, возникает ощущение кома в горле;
- Голосовое ограничение возникает при произношении, когда нормальный звук резко обрывается на середине фразы или слова. Попытки его издать остаются безуспешными.
Тяжесть болезни зависит от частоты заикания. Легкая форма практически не заметна окружающим людям. При средней форме ребенок, разговаривая, ощущает дискомфорт, оппонент прекрасно слышит дефект, но общение остается нормальным. В тяжелых случаях разговор с окружающими очень затруднен, а иногда просто не возможен.
При первых симптомах необходимо начинать лечение. Проводить занятия можно в домашних условиях, но лучше обратиться к опытному логопеду.
Игнорировать заикание не допустимо. С возрастом начнутся психологические проблемы, связанные со стеснением общения, волнением и страхом перед выступлением в аудитории.
Основные правила: как лечить заикание у детей в домашних условиях
Родители должны насторожиться, если ребенок повторяет несколько раз первую букву или слог, в середине слова идет обрыв и попытка набрать воздух или появляется не правильная интонация. При этом человек потеет, краснеет, пытается замаскировать дефект зеванием или жестикуляцией. После общения возможны перепады настроения, отказ от еды, психологический дискомфорт.
Первые шаги для коррекции заикания в домашних условиях:
- Наладить благоприятную психологическую атмосферу в доме;
- Установить четкий дневной распорядок;
- Ограничить компьютерные игры и просмотр телепередач;
- Вести щадящий речевой режим. Родители должны говорить медленнее, можно поиграть в «молчанку».
- Не перегружать ребенка информацией и эмоциями;
- Рекомендуется петь вместе с малышом, водить хороводы;
- Полезны будут занятия музыкой, танцами, плаваньем;
- Показывайте детям спектакли, многие спокойно говорят с предметами, игрушками и животными;
- Если спешите, не нужно торопить малыша, лучше спланировать время с запасом.
Внимательное отношение родителей, спокойные и развивающие игры, пение, неспешные прогулки на свежем воздухе являются залогом восстановления психики.
Проводите с ребенком дыхательную гимнастику. Это позволит укрепить и развить диафрагму.
Дыхательная гимнастика: лечение от заикания в домашних условиях
Проводить упражнения необходимо в чистом и хорошо проветриваемом помещении. Следует дозировать занятия, не допуская переутомления малыша. Вдох делают коротким, выдох – медленным и плавным.
Комплекс упражнений:
- «Ладошки». Руки сгибают в локтях, ладони направлены к зрителю. На вдохе ладони сгибают, на выдохе разгибают. 4-5 вздохов, руки опускают. Повтор движений 2-4 раза.
- «Маятник». Ноги на ширине плеч, стойка прямо. На вдохе наклоняются вниз, касаясь пола, на выдохе распрямляются.
- Наклоны головы. На выдохе стараются достать ухом до левого плеча, на вдохе до правого.
- Повороты головы. Выдох поворот влево, вдох – на право.
- Качание головой. Наклон вниз – вдох, вверх – выдох
- «Обнимашки». Исходное положение стоя, руки внизу. Вдыхая нужно обнять себя за плечи, выдыхая принять первоначальное положение.
- «Цапля». Положение стоя, правая нога приподнята на 90 градусов и согнута в колене. Носок тянется к полу. На вдохе приседают, медленно выдыхая поднимаются. Аналогично прорабатывают упражнение на другой ноге.
Помимо занятий нужно надувать мыльные пузыри, шары, дуть в трубу или дудочку, на кораблик, опущенный в воду. Задача взрослых проводить занятия в игровой форме. Тогда они принесут малышу радость и будут способствовать укреплению диафрагмы.
Медикаментозная терапия и аппаратные методы: как вылечить у ребенка заикание
Раннее обращение к специалисту – залог успешного лечения. Комплексные дефекты самостоятельно сложно поддаются исправлению. Проблемами речи занимается логопед. Специалист обучает плавному разговору, объясняет, как правильно дышать, проводит игровые занятия.
Современная медицина предлагает аппаратные методы лечения заикания. Такие способы пойдут на пользу более взрослым детям. Основы технологии базируются на компьютерной обработки речи. Больной произносит предложение с заиканием, программа анализирует и исправляет ошибки, воссоздавая нормальную и замедленную речь. Попытка подстроиться под аппарат приводит к восстановлению ритмичности слов, что положительно влияет на течение болезни.
Медикаментозное лечение направлено на восстановление психического и эмоционального фона.
- «Фенибут» – противосудорожное средство;
- «Валериана», оказывает успокаивающее действие;
- «Пирацетам», «Пантокальцин», «Ноофен» – ноотропное лекарство.
Лечить препаратами необходимо в комплексе с основными методиками, в противном случае эффект будет минимальный.
Точечный массаж воздействует на определенные участки речевого аппарата. Он проводится на лице, захватывая носогубные участки, подбородок, уши, переносицу. Проводится под медленную и успокаивающую музыку. Эффект достигается по прошествие 2-3 курсов.
Вылечить заикание у детей можно. Необходимо запастись терпением и шаг за шагом двигаться вперед, поощряя малыша и радуясь происходящим улучшениям.
Великий оратор Демосфен страдал заиканием, чтобы излечить недуг разговаривал с галькой во рту и старался перекричать шум морской волны. Это позволило справиться с речевым дефектом и дало возможность выступать перед большой аудиторией.
Лечение заикания у детей (видео)
Курс лечения может варьироваться от полугода до нескольких лет. Длительность зависит от степени тяжести, причин и личности человека. Даже в тяжелых случаях шансы на излечение высоки.
Когда мы видим человека, страдающего заиканием, слышим его вынужденные остановки в речи, мы не понимаем, что, разве так трудно говорить без заминок? Действительно, для них это сложно, ведь причина заминок кроется в спазмах и мелких судорогах речевого аппарата, которые не так-то просто преодолеть. Заикание – это неврологическая болезнь, однако лечение должно производиться одновременно целой командой врачей. Но почему люди страдают заиканием? Это врожденная патология или приобретенный дефект? Попробуем разобраться.
Причины заикания у детей и взрослых
Заикание – это такое заболевание, которое имеет ген наследственности. То есть, если в семье есть заикающиеся люди, значит ваши дети тоже предрасположены к этому дефекту. Болезнь проявляется даже при небольшой встряске или стрессе. Заиканием чаще всего страдают детки трех-пяти лет. При правильном лечении к школьному возрасту этот недуг проходит почти бесследно. Вот почему важно вовремя начать лечение. Рассмотрим основные причины, по которым заикание появляется у детей и взрослых.
- Как уже было обозначено, основная причина заикания – стресс, испуг, резкая смена эмоционального состояния. Иногда дети приобретают заикание в неблагополучных семьях, когда их психическое состояние находится «на грани». Но в большинстве случаев заикание поражает ребенка при каком-то всплеске. Например, если испугала собака. В народе бытует мнение, что для того, чтобы избавиться от заикания, ребенка нужно напугать вновь. Однако мы не советуем вам этим заниматься, ведь никто не может гарантировать, какой результат вы получите, вы можете усугубить ситуацию. Для лечения таких деток нужно организовать дома спокойную обстановку, не ругать ребенка, не ругаться между собой.
- Иногда заикание появляется в то время, когда у ребенка начинается речевой всплеск. Обычно это происходит у малышей, которые были застопорены в речевом развитии. После того, как они начали связывать свою речь, им хочется сразу сказать очень много. Но рот, к сожалению, не успевает. Такая торопливость тоже зачастую приводит к заиканию. Чтобы устранить такую причину, нужно терпеливо выслушивать слова ребенка, не торопить и не подгонять его. Постарайтесь понять все, что он вам говорит.
- Часто заиканием страдают люди, которые принимают все близко к сердцу. Если это ребенок, то он скорее всего очень впечатлительный и ранимый. Обычно он очень чутко реагирует на изменение поведения взрослых, на тон их голоса. Если причина заикания кроется в этом, нужно следить за своим состоянием и убедить ребенка, что все в порядке.
По сути, причины заикания — это только спусковой механизм. Все зависит от неврологического здоровья человека, а также от развитости его речевого аппарата. Больше половины людей, страдающих заиканием, вылечиваются от этого заболевания ко взрослому возрасту. Однако заикание может вернуться при волнительных публичных выступлениях, поэтому при диагностировании заикания лучше сразу начать лечение.
Виды заиканий
Существует 2 вида заиканий:
- Невротическое заикание или логоневроз. При логоневрозе заикание почти не заметно, однако усиливается при волнении и стрессе. В остальном ребенок здоровый, у него нет серьезных отклонений в речевом и моторном развитии. В спокойной, домашней обстановке ребенок говорит почти без запинок, однако с незнакомыми людьми заикание усиливается. Весной и осенью заболевание прогрессирует (как при многих неврологических отклонениях).
- Неврозоподобное, или по-другому, органическое заикание. Обычно, это следствие серьезного неврологического отклонения. При таком заикании речь застопоривается в самом начале, человек не может сказать и слова. Такое заикание можно диагностировать и по показателям анализов и УЗИ головного мозга. Обычно заикание такого типа проявляется у детей в 3-4 года, такие детки поздно начинают говорить, у них неразвита моторика, и как следствие, артикуляция. Обычно такие дети непоседливы, беспокойны, не имеют музыкального слуха.
Заикание – это невроз, поэтому все рецепты народной медицины направлены на успокоение, снятие напряжения и волнения. Вот несколько полезных рецептов, с помощью которых можно избавиться от заикания и восстановить плавную речь.
- Ромашка и валериана. Для приготовления этого отвара нужно взять столовую ложку аптечной ромашки и чайную ложку валерианы. Из трав нужно приготовить насыщенный отвар, остудить и процедить его. Пить его нужно по две столовые ложки два раза в день – утром и вечером.
- Настой ясенца белого для ополаскивания. Столовую ложку листьев нужно залить стаканом кипятка и настоять минут 20. Затем отвар процедить и ополаскивать им рот по утрам. Принимать настой внутрь нельзя.
- Гусиная лапчатка. Взять чайную ложку этого растения, залить стаканом молока и варить на медленном огне около получаса. Отвар остудить и пить утром и вечером по 20 мл. Вместо молока можно использовать вино.
Есть еще несколько способов избавления от заикания в домашних условиях.
- Пение. Это самый эффективный и простой способ наладить свою речь. Ведь во время пения просто невозможно заикаться, это физически недопустимо. Постарайтесь петь как можно чаще, а если волнуетесь, можете даже общаться «нараспев».
- Дыхательные упражнения. Это тоже реальный способ устранить дефекты речи. Нужно регулярно делать протяжные вдохи и выдохи. Весьма эффективна гимнастика Стрельниковой.
- Пауза в общении. Попробуйте несколько дней ни с кем не разговаривать, общайтесь записями. Когда вы пишете слова и предложения на бумаге, вы мысленно их проговариваете, а в мыслях запнуться невозможно. К тому же низкая скорость письма учит вас выражаться медленно, без спешки.
- Не форсируйте события. Нельзя наседать на ребенка, требуя у него произношение плавной речи. Сделайте перерыв в развивающих уроках – никаких новых слов, разучивания стихов и скороговорок. Также ограничьте время просмотра телевизора и компьютерных игр.
- Полный отдых. Для восстановления гармонии и баланса, нужно заняться релаксирующими видами деятельности. Очень полезно плавание и игры на воде, а еще лучше – дельфинотерапия. Также полезны занятия йогой, лепка из теста или пластилина, создание поделок и аппликаций.
- Упражнения для языка. Это очень веселые упражнения, которые понравятся вашим детям. Нужно болтать языком между небом и верхним рядом зубов. Дайте ребенку полизать тарелку после ужина – это не совсем эстетично, но очень полезно. Ведь это разминает мышцы языка, а также улучшает проговаривание многих букв.
Медикаментозный метод лечения заикания
Комплексный врачебный подход состоит из консультаций нескольких специалистов:
- Невропатолог проверяет состояние нервной системы. Если выявляются отклонения, он назначает специальные препараты. Обычно это лекарства, улучшающие нервную проходимость, а также простые успокаивающие средства.
- Врач-психотерапевт выясняет эмоциональную сторону вопроса. Он выявляет, при каких обстоятельствах началось заикание, в каких моментах возникает рецидив заболевания. Этот врач проводит психологические сеансы для придания пациенту уверенности в себе, учит справляться с волнением.
- Также важна плотная работа с логопедом. Он заново поставит произношение букв и научит вас разговаривать плавно, без запинок.
- В особых случаях взрослым назначают сеансы иглоукалывания. Воздействие иглами на определенные точки прекрасно успокаивает человека.
Современный метод лечения заикания
Среди современных методов лечения этого заболевания можно отметить программные продукты, которые изменяют речь. Это простые программки, которые находятся в общем доступе. Такое приложение можно скачать и установить себе на телефон. Симулятор голоса повторяет ваши фразы с долей замедления. То есть вы учитесь говорить так, как голос в телефоне – немного плавно и протяжно. Это способствует избавлению от запинок и заикания.
Здесь важную роль играет и психологический момент. Перед телефоном человек не волнуется и не переживает так, как при живом общении. Поэтому он проще проговаривает слова, не заикаясь.
Профилактика заикания
Как известно, профилактика лучше всякого лечения. Поэтому важно знать о некоторых правилах, которые уберегут вас и ваших детей от заикания.
- Пусть в доме будет здоровая и комфортная обстановка. Не позволяйте себе ругаться при детях, будьте максимально дружелюбными к ним. Мы не говорим вам о том, что нельзя наказывать ребенка за шалости и растить его «в теплице». Однако ругать можно спокойным, ровным тоном, жестко, но без крика и рукоприкладств.
- Если ребенок стал запинаться, не акцентируйте на этом внимание. Нельзя заставлять его произносить неудавшиеся звуки и слоги – ведь он делает это не специально.
- Слушайте больше музыки и приятных песен.
- И даже если вы полностью избавились от заикания, не волнуйтесь, если оно вернулось к вам вновь при сильном волнении или стрессе. Теперь вы знаете, как с ним бороться!
Заикание – это всего лишь небольшой дефект речи, который с успехом лечится в любом возрасте. Перед публичным выступлением постарайтесь успокоиться и отвлечься, ведь многие знаменитые люди страдали от заикания, но никому это не помешало стать великим и всемирно известным.
Видео: как избавиться от заикания
Заикание у ребенка является причиной множества проблем в процессе социальной адаптации. Прежде чем начать лечение заикания у детей в домашних условиях, необходима консультация детского психолога, невропатолога, логопеда.
После выявления причин и степени развития заболевания будет назначена соответствующая схема коррекции, которая в сочетании с систематической домашней терапией обязательно даст результат.
Речевой дискомфорт, вызванный заиканием у ребенка, может повлечь за собой массу негативных последствий. Дети начинают стесняться, неохотно идут на контакт, снижается успеваемость в школе, так как ответ у доски становится для них стрессом, развиваются неврозы. В дальнейшем эти проблемы сильно влияют на качество жизни.
Некоторые особенности
Распознать этот дефект речи у ребенка можно не ранее 2-3 лет, когда он уже начинает говорить. Необходимо обратиться к специалистам как можно раньше, так как начальная стадия гораздо легче поддается исправлению. После 2-3 месяцев дефект считается закрепившимся и требует уже серьезного лечения.
Заикание характеризуется появлением характерных судорог при произношении слов, обычно они длятся до 12 секунд, но в самых тяжелых случаях достигают 1,5 минуты. Специалисты различают тонические судороги, при которых происходит короткий спазм и повторяется только согласный звук, и клонические, когда мышцы повторяют одно и то же движение и получается повторение целого слога. Чаще всего появляются трудности в произношении согласных звуков «д», «т», «к», «б», «п», «г». Симптомы заболевания бывают постоянными, а могут проявляться волнообразно либо периодами.
Ослабление нервной системы ребенка, повлекшее за собой нарушение речи, может быть вызвано множеством причин. Они обусловлены либо предрасположенностью головного мозга, либо внешними воздействиями. К первым можно отнести наследственные неврологические заболевания, внутриутробные инфекции, кислородную недостаточность или травмы во время беременности, тяжелые роды. В группе риска находятся дети, чьи матери, находясь в положении, курили и употребляли алкоголь.
К внешним воздействиям относятся:
- сахарный диабет;
- инфекции дыхательных путей;
- инфекции ЦНС (менингит и др.);
- психологические травмы;
- общее ослабление организма вследствие перенесенных заболеваний;
- энурез.
Причина может крыться и в домашнем воспитании. Если ребенок чересчур избалован и изнежен или, наоборот, к нему предъявляются повышенные требования, это может спровоцировать речевые дефекты. Манера речи родителей и постоянного окружения также оказывает влияние: если мать или отец заикаются или просто слишком быстро разговаривают, ребенок поневоле начинает подражать.
Какие условия необходимо создать дома
Чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было успешным, нужно создать дома благоприятную психологическую атмосферу. В первую очередь надо ограничить вредное воздействие телевизора и компьютера, особенно следить за тем, что ребенок смотрит перед сном.
Просматриваемые передачи и мультфильмы должны соответствовать возрасту. Перед сном не нужно читать страшные сказки — это может спровоцировать ночные кошмары.
В период лечения не стоит потакать малейшей прихоти ребенка — это может привести к тому, что любая неприятность станет для него стрессом. Также нельзя предъявлять непомерные требования. Методы наказания следует выбирать спокойные, например, лишить чего-то приятного или заставить посидеть и подумать о своем поведении. Ни в коем случае не надо запирать ребенка одного, пугать, повышать голос.
Родные и близкие заикающегося ребенка должны следить за своей речью: говорить плавно, разборчиво. Вести себя с ним следует ровно, не требуя сегодня больше, чем вчера. Желательно подобрать окружение из детей с хорошо развитой речью. Игры, которые подразумевают одиночные выступления, пока для ребенка вредны. Зато очень полезны те, где нужно отвечать хором.
Если заикание возникло неожиданно и остро, необходимо как можно скорее выявить травмирующую ситуацию и устранить ее. Полезна смена обстановки, пребывание в приятном для ребенка месте. Но лучше избежать перевозбуждения, обилия впечатлений, даже радостных. Малышу необходимы покой и размеренность.
Дыхательная гимнастика и массаж
Огромное значение при лечении заикания имеет правильное дыхание.
Обычно дети, страдающие этим недугом, делают вдох, напрягают мышцы и стараются произнести слова на выдохе. При этом воздуха не хватает, они снова делают вдох, и опять лишь короткая фраза. Ведь легкие при таком поверхностном дыхании почти не заполняются воздухом, а диафрагма совсем не работает.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой помогает научиться наполнять легкие воздухом до основания, развить выносливость и подвижность голосовых связок и заставить диафрагму участвовать в процессе звукообразования. Но этот процесс очень долгий, он требует терпения и настойчивости, быстрых результатов ждать не следует. Процесс восстановления речи идет скачкообразно, возможен период, когда прогресса нет совсем, а потом может наступить резкое улучшение.
Выполнять упражнения следует либо перед едой, либо через 2 часа после приема пищи. Первое упражнение называется «Насос», оно позволяет выработать глубокое дыхание. Для его выполнения нужно слегка наклониться вперед и одновременно шумно и быстро вдохнуть воздух так, чтобы легкие заполнились.
Второе упражнение «Обними плечи» выполняется следующим образом: воздух шумно вдыхается носом, а голосовые связки в этот же момент смыкаются. При этом легкие в верхней части сжимаются и воздух поступает в нижние доли, которые у заикающихся людей плохо вентилируются.
Детям с нарушениями речи очень полезен специальный массаж плеч и воротниковой зоны. Повторять его желательно раз в квартал двухнедельными курсами. Это способствует укреплению нервной системы и расслаблению мышц.
Игры и творческие занятия
Всем известно, что развитие мелкой моторики ребенка способствует развитию его речевой деятельности. При заикании это будет совсем нелишним. Специалисты советуют обратить внимание на рисование. Не стоит ограничивать ребенка в самовыражении: пусть рисует пальцами, ладонями, прутиком на песке. Для рисования красками можно взять большие листы бумаги и большие кисти.
Очень нравятся детям занятия с мелкими предметами — пуговицами, горошинами, бисером. Лото, конструкторы и кубики также необходимо иметь в наличии. Игры с этими предметами способствуют развитию речи и корректируют ее нарушения.
Многие заикающиеся дети, представляя себя кем-то другим, разговаривают нормально, и это необходимо поощрять. Существует специальная игровая терапия, когда ребенок входит в образ кого-то очень храброго и сильного. Для этого можно надеть на него маску или просто создать необходимый антураж для небольших спектаклей. В результате малыш решает внутренние конфликты и снимает нервное напряжение.
Полезно танцевать с ребенком под музыку — ритмичные движения способствуют развитию плавности речи. Для снятия напряжения можно посоветовать увлечь малыша играми с водой, песком и снегом. Это принесет максимум пользы при минимуме затрат. В плохую погоду на помощь придет пластилин или соленое тесто.
Все эти игры не только помогут справиться с заиканием, но и расширят кругозор ребенка, окажут положительное влияние на его интеллект и нервную систему. Они полезны и здоровым детям, а страдающим нарушениями речи тем более.
Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.
Почему ребенок заикается
Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:
- повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
- генетическая наследственность;
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).
Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:
- ребенок испытал сильный испуг;
- недавнее психологические потрясения и переживания;
- страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
- малыш часто перевозбуждается;
- физическое наказание со стороны родителей;
- быстрая и нечеткая речь родителей;
- недостаток любви и эмоционального контакта;
- подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
- недостаток словарного запаса.
Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.
Симптомы болезни
Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.
Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.
Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.
Видео «Окончательная победа над заиканием»
Последовательное лечение
У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.
В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.
В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.
Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.
Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.
Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.
Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:
- сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
- сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
- сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.
Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.
Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.
Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).
Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.
Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.
Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.
Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:
- творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
- льняное масло в чистом виде или как добавка;
- рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
- квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.
Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.
Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.
Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.
Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»
Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.
Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!
Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.
Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».
Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….
Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…
Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.
Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.
Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.
Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.
Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:
В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…
Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.
Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!
Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)
(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)
Перейдём к похожему принципу.
Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.
В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.
По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.
Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.
Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».
«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….
Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).
«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.
Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:
Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)
Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?
Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!
Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.
Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.
Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.
Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))
Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!
Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.
Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.
Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.
Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.
Теперь о практических действиях
Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.
Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…
Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!
Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)
Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».
Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.
Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…
Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.
Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!
Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.
Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.
Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".
Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.
Начните анализ с себя, как Вы говорите?
Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.
Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.
Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.
Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!
Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)
Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.
Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!
Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!
Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.
Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)
Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!
Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..
Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.
Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!
Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.
Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!
Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!
Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!
Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!
Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.
Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!
Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.
Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!
Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.
Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.
Все проверенно на себе:
Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.
Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)
Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.
Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.
Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.
Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.
Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.
На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!
-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.
Теперь о логопедах.
Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.
Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.
Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.
ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.
Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!
Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!
Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!
Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.
Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!
Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.
Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.
Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!
Здоровья Вам и Вашим детям!
Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]
С уважением, Сергей Гордов
Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.