В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистическими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.
Экспериментируя с животными, Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей полезные адаптивные реакции субъекта, можно объяснить с позиции теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности — на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления: если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, приводящих к возникновению тревожности, то это приведет к полному или частичному подавлению реакции тревожности.
2 Вольпе определял невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. Принципиальное значение отводится тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также составной частью невротического синдрома. Тревога, согласно Вольпе, представляет собой «стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в процессе классического обусловливания». Вольпе разработал специальную технику, предназначенную для погашения этих условных автономных реакций — систематическую десенсибилизацию.
Он считал, что неадаптивное поведение человека (в том числе невротическое) в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. На основании такого предположения Вольпе разработал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой коррекции — метод систематической десенсибилизации.
В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация клиента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода.
Метод систематической десенсибилизации, разработанный Вольпе для преодоления состояния повышенной тревожности и фобических реакций, приобрел известность и широко используется в психологической практике. Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, посредством сочетания состояния глубокой релаксации клиента и предъявления ему стимула, в обычной ситуации вызывающего страх, при этом подбирая стимулы по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей
релаксацией. Таким образом конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, — от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиентов лишь легкое беспокойство и
2 тревогу, до стимулов, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип — систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность, и дал название методу систематической десенсибилизации.
Метод систематической десенсибилизации — метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких — к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
2 Показания для применения метода систематической десенсибилизации
1. У клиента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случаях множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Методика десенсибилизации с большим успехом применяется при лечении таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия, страх еды.
2. Повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности клиента, характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.
3. Реакции повышенной тревожности приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу, желудочно-кишечные расстройства и т.д.
2 4. Высокая интенсивность тревожности и страхи приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент.
Ситуативные срывы в поведении ребенка в более тяжелых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Поэтому еще до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребенку отдых, оградив его от повторения проблемных ситуаций.
5. Сильное желание клиента избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала. Или, например, в тех ситуациях, когда ребенок постоянно говорит неправду, даже отвечая на вопрос о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Здесь ребенок уже начинает испытывать страх перед ситуацией возможного возникновения страха. Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.
6. Реакция избегания замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростков к алкоголю, наркотикам, токсикомании, к побегам из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливо-эксцентричного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку.
2 Этапы процедуры систематической десенсибилизации
1-й этап — овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.
2-й этап — конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.
2 3-й этап. Этап собственно десенсибилизации — соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.
1-й этап. Этот этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.
2-й этап. Задача — конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е. она не должна быть воображаемой).
Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы -стимулы, вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.
В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях.
То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.
В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого
2 круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.
Например, у клиента выявляется страх высоты — гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом — вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для клиента детали.
В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:
1. Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.
2. Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.
3. Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.
4. Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.
5. Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.
6. Вы принимаете душ утром перед поездкой.
7. Вы в такси по пути в аэропорт.
8. Вы проходите регистрацию в аэропорту.
9. Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.
10. Вы стоите в очереди перед трапом самолета.
11. Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.
12. Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»
13. Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.
14. Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.
15. Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли.
2 3-й этап- это собственно десенсибилизация. Перед началом десенсибилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и постепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.
При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляемся согласно составленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с. Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает» то переходят к следующей, более трудной ситуации.
При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерархической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.
В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.
2 Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ранее страх.
Методика эмотивного воображения включает четыре стадии:
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д.
При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем реального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуаций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для клиентов с плохой способностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить возрастающее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.
Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности.
На втором этапе психолог сопровождает клиента, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.
Вариантом этой методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения психологом клиента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование — выполнение другим клиентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку.
Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.
Она состоит из двух этапов.
На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.
На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.
В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, когда его бросают в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.
Для решения психологических проблем и устранения психических расстройств используют различные методы психотерапии. Одной из них является десенсибилизация, которая бывает специфической и систематической. Она является одним из направлений поведенческой психотерапии, когда человек обучается новому поведению в пугающей для себя ситуации.
У каждого человека есть страхи. Панические атаки являются самыми неконтролируемыми. В критической ситуации человек не задумывается ни над чем, он просто подчиняется своим инстинктам и внутренним порывам, которые говорят «Бежать!». Однако не каждая ситуация должна сопровождаться таким исходом. Существует множество видов социальных фобий, которые ничем не угрожают человеку. Здесь рекомендуется справляться с собственными страхами, чтобы они не управляли человеком.
На сайте психотерапевтической помощи сайт рассмотрим один из методов – десенсибилизацию, которая позволяет устранить многие тревожные состояния, страхи, панические атаки и даже аллергические реакции организма.
Что такое десенсибилизация?
Что такое десенсибилизация? Термин происходит от латинского слова, который обозначает «снижение чувствительности». Он был заимствован из области фотографий, где происходит процесс снижения чувствительности фотопленки. Также он известен в медицине, где используется специфическая десенсибилизация для устранения еских реакций организма путем постепенного введения аллергенов, чтобы организм приучался правильно на них реагировать.
Десенсибилизация является психотерапевтическим методом, разработанным Ф. Шапиро, который позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные переживания. Страх, тревога, негативная напряженность являются самыми распространенными ощущениями, с которыми борется десенсибилизация.
Ученый говорил о том, что после пережитой психологической травмы человек начинает неправильно, автоматически и искаженно интерпретировать посылы, которые ассоциируются с данной пугающей ситуацией. В момент страха посылы закладываются в удаленных уголках подсознания, к которым человек не имеет доступа. Теперь он просто начинает автоматически реагировать на какие-то раздражители, которые тем или иным образом напоминают травмирующее событие. Человек уже не выбирает, а просто реагирует, действуя автоматически.
Метод десенсибилизации направлен на снижение внутренней негативной напряженности, страхов, тревоги, чтобы человек более адекватно реагировал на тревожные предметы, пугающие события.
Методы десенсибилизации
Суть метода десенсибилизации заключается в устранении мышечных зажимов, которые возникают в теле человека, который боится. Цель – устранить напряжение, чувство страха и тревоги на раздражители, которые пугают. Здесь следует понимать, где концентрируются зажимы в теле человека, чтобы иметь возможность ими управлять.
В момент страха тело человека меняется: возникают зажимы в определенных группах мышц. Это является естественной реакцией организма на пугающую ситуацию, когда он готовится обороняться или убегать. Зажимы возникают в воротничковой зоне, мышцах кистей рук и вокруг глаз, а также в диафрагмальной области. Чем продолжительнее происходит воздействие пугающей ситуации, тем больше становится мышечный зажим.
Главной задачей метода десенсибилизации является устранение данных зажимов путем их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при которой человек приучается снимать свои мышечные зажимы.
Методик десенсибилизации существует много, однако суть их одна. Отличаются лишь техники и обстановка, в которой проводится десенсибилизация.
Типичная методика десенсибилизации заключается в представлении человеком или попадании в тревожную ситуацию с последующим расслаблением мышц. Все это происходит под наблюдением психотерапевта. Человек приучает свое тело к расслаблению в ситуации, где присутствует пугающий его раздражитель. Если человек может расслабиться, тогда пугающий фактор приближают к нему. В случае возникновения сильного зажима, то раздражитель отодвигают. Таким образом, человек постепенно научается оставаться расслабленным в ситуации, которая его может тревожить или пугать, что происходит путем тренировок и мышечного расслабления.
Здесь можно использовать дыхательные практики, когда человек старается сохранить спокойное и ровное дыхание при представлении или в момент развития пугающей ситуации. Если человек может оставаться спокойным на уровне дыхания, это способствует устранению зажимов.
Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.
Систематическая десенсибилизация
Одним из направлений рассматриваемой методики является систематическая десенсибилизация, предложенная Д. Вольпе. Его разработка основывается на следующем постулате.
Все неадекватные и неконтролируемые реакции человека являются следствием страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко, если воображает пугающую ситуацию, как если бы он реально попал в нее. Здесь можно использовать метод поглощения: пугающий посыл поглощается посылом, который ассоциируется с чем-то положительным, хорошим. Если животные испытывают удовольствие от еды, то человек может снимать зажимы расслаблением. Таким образом, умение человека вызывать у себя ощущение расслабления в момент пугающей ситуации позволяет ему осуществить десенсибилизацию.
Суть метода заключается в следующем: человек расслабляется, после чего в его воображении начинают провоцировать различные пугающие картины. Все начинается с самых легких представлений или внешних раздражителей, постепенно их усиливая и делая устрашающими. Человек на каждом этапе должен сохранять спокойствие или приучаться к расслаблению. Окончательный этап заключается в том, что человек в самой пугающей ситуации чувствует себя расслабленным.
Систематическая десенсибилизация может оказаться неэффективной в ситуации, когда у человека имеются вторичные выгоды от его страха. Так, женщина может страдать агорафобией, что позволяет ей удерживать мужа, который ее жалеет. Она в данном случае не сможет пройти все этапы десенсибилизации, поскольку каждый раз будет возникать зажим из-за того, что в случае исчезновения женщина лишится мужа.
Специфическая десенсибилизация
Специфической десенсибилизацией занимался Джекобсон, который разделял сеанс на 3 этапа:
- Изучение приемов мышечной релаксации.
- Построение иерархии событий, которые пугают.
- Десенсибилизация – релаксация в момент устрашающего события.
Самым важным этапом является построение иерархии. Поскольку у каждого человека есть множество различных пугающих ситуаций или явлений, предметов, то следует создать иерархию, где четко указано, какие страхи являются менее пугающими, а какие – наиболее страшными. Это позволит проработать сразу несколько страхов, сохраняя мышечное расслабление в любой ситуации.
В иерархию заносятся страхи, с которыми человек реально может столкнуться или уже сталкивается периодически. На этапе десенсибилизации процесс контролируется психотерапевтом, который меняет ситуации, которые прорабатываются.
За один сеанс может прорабатываться до 4 пугающих событий. Сначала берется менее пугающее событие. Человек представляет его 5-7 секунд, после чего переходит к методикам расслабления, что длится 20 секунд. Так происходит несколько раз, пока человек полностью не расслабится при представлении или виде пугающего явления. Затем так же прорабатывается другой страх, который является более пугающим.
Если человек не может расслабиться на каком-то этапе, тогда психотерапевт переходит к предыдущей ситуации, менее страшной. Здесь главной остается обратная связь, когда клиент открыто заявляет психотерапевту о том, смог он расслабиться или продолжает бояться.
Десенсибилизация эффективна как при монофобиях, так и при многочисленных страхах. Есть ситуации, в которые человеку трудно попасть, поэтому их проработка будет затрудненной. Однако при наличии множественных страхов проработка происходит сразу нескольких фобий.
Десенсибилизация движениями глаз
В техники десенсибилизации относят проработку ситуацию движениями глаз (глазными яблоками). В момент страха информация деструктивно обрабатывается, что не позволяет мозгу ее нормально воспринять, из-за чего возникают ночные кошмары. Именно на этапе быстрого сна возникает эффект быстро бегающих глаз.
Метод движениями глаз позволяет обратиться к тем отделам мозга, которые недоступны сознанию человека. Десенсибилизация движениями глазных яблок включает 8 этапов:
- Первый этап заключается в оценке безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Здесь его обучают различным методам расслабления, помогают в решении травмирующих воспоминаний и устранении .
- На втором этапе проявляются паттерны поведения и болезненные симптомы. Психотерапевт объясняет клиенту, какие движения глаз являются менее болезненными.
- На третьем этапе выявляется как отрицательное убеждение (которое помогает в закреплении страха), так и положительное (которое человек хотел бы иметь о себе).
- На четвертом этапе происходит процесс десенсибилизации. Человек представляет себе травмирующую ситуацию, после чего либо самостоятельно, либо путем движения руки психотерапевта совершает движения глазами из одной стороны в другую. Следует совершить до 30 полных движений, после чего отмести травмирующее событие. Так происходит до тех пор, пока клиент сам не отметит снижение тревожных переживаний до 1 бала.
- Пятый этап заключается в инсталляции нового убеждения на основе пережитого опыта. Клиент сам начинает понимать, что может чувствовать и вести себя иначе.
- Шестой этап заключается в сканировании своего тела на выявление зажимов. Человек снова представляет себе травмирующую ситуацию с учетом того положительного убеждения, который он себе сформировал. Мысленно он проходится от макушки до пят, чтобы выявить мышечные зажимы. Если они имеются, тогда методика движения глазами повторяется до тех пор, пока негативные зажимы полностью не исчезнут.
- На седьмом этапе человек обучается полному сохранению равновесия, что может произойти через гипноз или иные техники.
- На восьмом этапе происходит переоценка всего пережитого и проработанного, чтобы понимать, необходимо ли переходить к новым целям.
Длительного одного сеанса занимает 1-2 часа. Количество сеансов в неделю – не более 2.
Десенсибилизация в психологии
Методы десенсибилизации довольно часто используются в психотерапевтической деятельности. Они могут быть неявными или явными, когда психолог непосредственно прибегает к десенсибилизации. Так, ярким примером является когнитивно-поведенческая психотерапия в психологии, когда человека вводят в травмирующую ситуацию после установления контакта с психотерапевтом, которому он теперь доверяет.
Другой пример – сеансы психоанализа, когда клиент располагается на кушетке, где уже происходит мышечное расслабление. Человек рассказывает о своих переживаниях, при этом остается мышечно расслабленным, что и позволяет ему прорабатывать собственные переживания, даже не замечая этого.
Итог
Каждая психотерапевтическая техника является полезной при работе с клиентами. Десенсибилизация используется как при работе со взрослыми, так и при устранении различных страхов у детей. Тревога, страх, паническая атака, беспокойство – все это приводит к негативным итогам, когда человек желает убежать от ситуации, а не решить ее. Десенсибилизация позволяет становиться смелыми и открыто смотреть в глаза собственному страху.
В некоторой степени это может помочь в продолжительности жизни, поскольку всем известны случаи, когда на фоне тревожных переживаний или страха человек становился больным и даже погибал. Чтобы стрессовые и пугающие ситуации не лишали вас радости жизни, следует воспользоваться предложенными техниками и методами десенсибилизации.
Десенсибилизация – это психотерапевтический метод, разработанный Ф. Шапиро с целью лечения индивидов, страдающих расстройствами, которые могли быть вызваны переживанием различных происшествий, таких как, например, физическое насилие. Согласно идеям Шапиро, после перенесения индивидом психической травмы или дистресса, его переживания могут «перекрыть» возможности механизмов совладания вследствие чего память и посылы, ассоциирующиеся с происшедшим, перерабатываются неправильно и дисфункционально сберегаются в недоступных уголках памяти. Целью психотерапии является переработка таких стрессовых воспоминаний и помощь клиенту в выработатке более эффективных механизмов совладания. Другими словами, десенсибилизация служит для снятия негативной напряженности, тревожности, к тревожащим образам, страшащим объектам или пугающим ситуациям.
Метод десенсибилизации
Десенсибилизация служит для снижения негативной напряженности, тревожности и боязни страшащих образов, объектов или событий.
Если какое-то событие вызывает чувство страха и реакцию на него, это означает, что в теле человека образовалось мышечное напряжение. Чаще, в качестве ответной реакции на страх напряжение появляется в воротниковой зоне, диафрагмальной области, в мышцах, окружающих глаза и в кистях. В случаях, когда давление страха повторяется или продолжается длительное время, напряжение в мышцах преобразуется в мышечный зажим, который образно можно именовать хранилищем страха. Поэтому нужно понимать, что страх как бы вписывается в тело, он живет в мышечных зажимах тела. Отсюда главной задачей десенсибилизации является стирание таких зажимов.
Техника десенсибилизации заключается в повторном проживании пугающего события на телесном плане, стирающем негативное переживание. Методик десенсибилизации сегодня существует множество. Однако их большинство отличается только предлагаемым телесным фоном и технологией его создания.
Самым простым и более привычным вариантом десенсибилизации является устранение тревожности при помощи расслабления. В ходе расслабления и погружения себя в ощущение покоя, под наблюдением психотерапевта начинает воображать те события или предметы, которые прежде порождали у него тревожность или страх. Поочередно сменяя приближение и отдаление от причины тревожности, совершая откат при появлении напряжения и возвращаясь в состояние покоя, у субъекта рано или поздно появляется способность воображать вызываемые страх события или предметы, в нейтральном состоянии души.
Эффективной техникой десенсибилизации считаются дыхательные практики. Управляя собственным дыханием, удерживая спокойное и равномерное дыхание при представлении пугающего объекта или во время реальной встречи со страшащей ситуацией, индивид способен стереть прежние зажимы и возвратить себе внутреннее спокойствие и свободу действий.
Десенсибилизация посредством движением глаз сегодня считается одним из наиболее эффективных направлений психотерапии. Она применяется с целью проведения краткосрочной терапии. Ее преимущество заключается в простоте использования, безопасности и универсальности для проработки всевозможных травмирующих событий.
Систематическая десенсибилизация
Одним из первых подходов, положившим начало распространению поведенческой терапии, сегодня считается метод систематической десенсибилизации, предложенный Д. Вольпе. Разрабатывая основные идеи метода десенсибилизации, Вольпе выходил из нескольких постулатов.
Невротическое, интерперсональное и другое неадаптивное поведение индивида, в основном, обусловливается тревожностью. Действия, которые совершает субъект в воображении, приравниваются к действиям, производимым индивидом в реальности. Даже состояние релаксации воображения не будет являться исключением из этого постулата. Тревожность, страхи, можно подавить, если соединить во времени посылы, вызывающие страхи, и посылы, противоположные страху, вследствие чего посыл, не вызывающий страх, погасит предшествующий рефлекс. Так, на примере опытов с животными, таким погашающим фактором является кормление. А у человека таким фактором, противоположным страху, может выступать релаксация. Отсюда следует, что обучение индивида глубокой релаксации и побуждение его вызвать в этом состоянии в воображении посылы, обусловливающие тревожность, приведет к десенсибилизации пациента к реальным посылам или ситуациям, которые вызывают страх.
Метод систематической десенсибилизации относительно прост. У пациента, который пребывает в глубокой релаксации, вызываются представления о событиях, порождающих возникновение страха. После этого посредством углубления релаксации индивид устраняет возникающую тревогу. Мысленно в воображении пациент рисует различные события, начиная самыми легкими и заканчивая трудными, порождающими наибольший страх. Сеанс десенсибилизации завершается, когда самый сильный посыл перестает вызывать страх у индивида.
Специфическая десенсибилизация подразделяется на три этапа, включающих в себя овладение приемами мышечной релаксации, создание иерархии событий, которые вызывают страх и непосредственно десенсибилизацию – объединение представлений о вызывающих страх событиях с релаксацией.
Тренировка прогрессирующей релаксации по методу Джекобсона проводится в ускоренном режиме и занимает приблизительно 9 сеансов.
Пациент может иметь фобии различного характера, поэтому все события, продуцирующие возникновение страха, подразделяются по тематическим группам. Индивид для каждой такой группы должен создать иерархию от самых легких событий до очень тяжелых, порождающих ярко выраженный страх. Ранжирование событий по уровню выраженности страха лучше проводить совместно с психотерапевтом. Реальное переживание страха индивидом в такой ситуации, является обязательным условием создания иерархии пугающих событий.
Специфическая десенсибилизация заключается в обсуждении методики обратной связи, представляющей информирование пациентом терапевта о присутствии или отсутствии боязни у него в момент воображения события. Например, о наличии тревоги пациент информирует посредством поднятия указательного пальца левой руки, а об ее отсутствии при помощи поднятия пальца правой руки. Представления событий происходят в соответствии с составленной иерархией. Пациент представляет событие в течение 5 – 7 секунд, а затем ликвидирует появившуюся тревогу через усиление релаксации. Данный этап продолжается до 20 секунд. Воображение событий повторяется до нескольких раз подряд, в случае если у индивида тревожность не появляется, то следует переходить к следующему, более тяжелому событию. За один сеанс отрабатывается не более 4 ситуаций из составленной иерархии. В случае существования выраженной тревожности, не исчезающей при повторных представлениях ситуации, следует возвратиться к проработке предшествующего события.
Сегодня техника десенсибилизации применяется при неврозах, вызванных монофобиями, которые невозможно десенсибилизировать в реальных жизненных ситуациях вследствие сложности или неосуществимости найти стимул в реальной жизни, например, при боязни летать в самолетах. В случае наличия множественных фобий техника десенсибилизации применяется поочередно к каждой фобии.
Систематическая десенсибилизация будет менее эффективной в случаях, когда тревожность подкреплена вторичным выигрышем от заболевания. Например, у женщины с , существует также и угроза ухода мужа из дома. В такой ситуации фобия будет подкрепляться не только понижением тревожности, когда она не выходит из дома и избегает ситуации, вызывающие фобию, но и удержанием мужа дома при помощи своих симптомов. В подобных случаях метод систематической десенсибилизации будет эффективным только при его сочетании с личностно-ориентированными направлениями психотерапии, сосредоточенными на осознании больной предпосылок своего поведения.
Систематическая десенсибилизация в реальной жизни содержит в себе два этапа: создание иерархии событий, продуцирующих появление страха, и непосредственно десенсибилизацию, т.е. тренировку в реальных условиях. В иерархию событий, порождающих страх, вносятся события, которые можно многократно повторить в реальности. Второй этап характеризуется сопровождением пациента терапевтом с целью побуждения его усилить страх в соответствии с иерархией.
Десенсибилизация движениями глаз
Существует предположение, что движения глазных яблок или альтернативные виды стимуляции, применяемые во время процедуры десенсибилизации, включают процессы, сходные с происходящим во сне.
Фундаментом десенсибилизации является представление о том, что каждое травмирующее сообщение неосознанно перерабатывается мозгом и усваивается в фазе сна, когда человек видит сновидения или, другими словами, стадия сна с быстрыми движениями глазных яблок. Тяжелые психические травмы деструктивно воздействуют на естественный процесс обработки информации, что ведет к непрекращающимся ночным кошмарам с частыми пробуждениями, вследствие чего происходит искажение фазы быстрого сна. Десенсибилизация и переработка движениями глаз деблокирует и форсирует переработку травматического опыта.
Суть метода десенсибилизации представляет собой искусственную активизацию процесса форсированной переработки и нейтрализации воспоминаний, связанных с психической травмой, и любой другой информации негативного характера, заблокированной в нейронах мозга. Данный метод способен обеспечить быстрый доступ к отдельно сберегающейся травматической информации, которая подвергается быстрой переработке. Воспоминания, которые характеризуются отрицательной эмоциональной заряженностью, преобразуются в нейтральные, а соответственные им представления и взгляды индивидов приобретают адаптивный характер.
Преимуществом десенсибилизации считается получение быстрых результатов. Именно это ее отличает от большинства других методов психотерапии. Ф. Шапиро данный феномен объясняет следующими причинами:
— в ходе постановки цели воздействия отрицательные воспоминания соединяют в так называемые кластеры (т.е. ряд однотипных событий), вследствие чего переработке при помощи десенсибилизации подвергается только одно, наиболее характерное событие из каждого кластера. Этого часто бывает достаточным для генерализации следствий трансформации и нейтрализации одновременно всех похожих воспоминаний;
— метод способствует получению непосредственного доступа к дисфункциональным данным, хранящимся в памяти;
— происходит активизация информационной и перерабатывающей систем мозга, которая трансформирует информацию прямо на нейрофизиологическом уровне.
Стандартная десенсибилизация и переработка движениями глаз содержит в себе восемь этапов.
На первом этапе происходит оценка безопасности, на которой психотерапевт проводит анализ клинической картины и намечает специфические цели терапии. Использование метода десенсибилизации возможно только с пациентами, способными совладать с возможной высокой степенью беспокойства во время терапии. Именно вследствие этого терапевт вначале помогает разрешить текущие проблемы, а затем переходит к более давним по времени психическим травмам. В конечном итоге прорабатывается будущее посредством формирования и закрепления позитивного примера поведения в воображении пациента. На этом этапе клиентов также обучают снижению уровня стресса при помощи: представления безопасного места, методики светового потока, заключающейся в воображении луча света, обладающего исцеляющим эффектом, который пробивается в организм, самостоятельного применения движений глаз или мышечного расслабления.
На следующем подготовительном этапе выявляются болезненные симптомы и дисфункциональные поведенческие паттерны. Также на данном этапе устанавливается терапевтический контакт с пациентом и объясняется ему суть метода. Терапевт выясняет, какие из предложенных движений глаз, являются менее болезненными.
На третьем этапе происходит выявление отрицательного самопредставления, другими словами существующего на данный момент негативного убеждения непосредственно связанного с психической травмой, отображающего представление клиента о себе. Он характеризуется также выявлением и положительного самопредставления, другими словами такого убеждения, которое клиент желал бы иметь касаемо себя. На этапе также происходит обнаружение выраженности отрицательной эмоциональной реактивности и телесного дискомфорта.
Четвертый этап заключается непосредственно в десенсибилизации и переработке. Характеризуется он вызыванием у пациента движений глаз от одного конца оптического поля до другого. Подобные двухсторонние движения глаз необходимо выполнять быстро при этом, избегая возникновения ощущения дискомфорта. Психотерапевт предлагает клиенту следить за его пальцами руки глазами. Рука психотерапевта обращена ладонью к пациенту, дистанция от руки терапевта до лица клиента должна составлять не более 35 см. Обычно одна серия состоит приблизительно из 30 движений глаз. При этом за 1 движение считают перемещение глазного яблока туда и обратно. Направление движений глаз может меняться.
Вначале пациент должен сконцентрировать внимание мысленно на образе психотравмирующего события, негативном самопредставлении, отрицательных и дискомфортных ощущениях, связанных с воспоминанием. Затем психотерапевт начинает повторяющиеся последовательности движений глаз. Пациенту после каждой серии предлагается на некоторое время отмести травматический образ и негативное самопредставление. Клиент должен сообщать терапевту о всяких трансформациях в картине воспоминания, эмоциях, представлениях и ощущениях. Последовательности из стимулирующих движений глаз повторяют многократно, временами устремляя внимание индивида на наиболее гнетущие ассоциации, которые спонтанно возникают у него в ходе процедуры, а затем вновь возвращая его к первоначальному травмирующему фактору. Сеанс терапии проводится до того момента, когда уровень тревожности, беспокойства, страха во время обращения к исходному травмирующему событию не снизится на 1 бал по шкале субъективного беспокойства.
Пятый этап – это инсталляция. На нем происходит переосмысление клиентом предшествующего опыта при этом, пациент проникается убеждением, что в реальности он сможет вести и ощущать себя по-новому.
На следующем этапе происходит сканирование тела. Пациенту на этом этапе предлагается закрыть глаза и мысленно как бы просканировать свое тело, начиная макушкой и заканчивая пятками. Во время так называемого сканирования пациент должен удерживать в сознании свое первоначальное воспоминание и позитивное представление о себе. При обнаружении любой остаточной напряженности или телесного дискомфорта следует провести дополнительные серии движений глазными яблоками до их ликвидации. Данный этап считается своеобразной проверкой результатов трансформации, так как при абсолютной нейтрализации травматического фактора он теряет отрицательную эмоциональную заряженность и перестает порождать дискомфортные ощущения, связанные с ним.
Целью седьмого этапа является достижение эмоционального равновесия пациентом вне независимости от завершенности переработки травмы. С этой целью врач может применить гипноз или другие техники. После сеанса возможно бессознательное продолжение переработки, в случае если она не была завершена. Вследствие чего клиенту предлагается запомнить или записать беспокоящие его воспоминания, мысли или события, сны, так как они могут преобразоваться в новые цели воздействия на последующих сеансах десенсибилизации.
На восьмом этапе происходит переоценка. Целью его является проверка эффективности предыдущего сеанса терапии. Переоценка проводится перед каждым сеансом терапии. Психотерапевт должен оценить реакцию клиента на ранее переработанные цели, так как приступать к переработке новых целей, можно только при условии переработки и усвоении старых.
В среднем продолжительность одной терапии может колебаться от часа до двух. В неделю не рекомендуется проводить более двух сеансов.
Десенсибилизация посредством движением глаз одинаково эффективно зарекомендовала себе в работе с детьми и взрослыми, индивидами с травмами из прошлого и с волнениями о будущем. Данный метод легко сочетается с другими направлениями психотерапии.
Десенсибилизация в психологии
В психологических практиках методика десенсибилизации применяется практически повсеместно. Например, десенсибилизация происходит в сенсорных образах через рассказ при аутогенном расслаблении, посредством управления движениями глаз. Методы десенсибилизации применяются намного чаще, чем об этом подозревают даже психологи.
Техники десенсибилизации, скорее всего не очень осознанно, применяются и в классическом психоанализе. Обычно тревожный пациент, приходя на консультацию к психологу, укладывается в положение лежа на кушетку. На ней он будет лежать как минимум минут 10, в течение которых происходит расслабление. Затем от пациента требуется начать проговаривать свободные ассоциации. Такие ассоциации возникают у человека в состоянии расслабления, поэтому, чтобы осилить поставленную задачу, пациенту приходится еще больше расслабиться. После этого индивида возвращают в событие, которое может быть стимулом к его напряженности. Каждый раз, возвращаясь к этому событию, индивид постоянно проживает ее на фоне спокойного расслабления. Данная техника является типичным поведенческим подходом в психоанализе, одновременно с этим она является и классическим методом десенсибилизации.
Методика систематической десенсибилизации, разработанная Вольпе, широко применяется в психологических практиках для преодоления клиентом состояния повышенной тревоги и реакций на страх.
Также в психологии не менее востребован и противоположный по механизму действия метод десенсибилизации – метод сенсибилизации, который включает в себя две фазы. В процессе первой фазы устанавливается контакт между психологом и индивидом, обсуждаются детали сотрудничества.
В ходе второй фазы создается наиболее стрессогенное событие. Обычно такое событие продуцируется в воображении клиента, когда его просят представить себя в состоянии паники, которая охватывает его в наиболее пугающих обстоятельствах. После этого ему предоставляют возможность в реальной жизни пережить аналогичную ситуацию.
Метод систематической десенсибилизации заслуженно причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам М. Е. Венгле, больше трети публикаций на тему поведенческой психотерапии так или иначе связаны с этим методом. Начиная с 1952 г., когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации
Джозефа Вольпе, посвященные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, так или иначе связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальными страхами.
Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются либо угашения реакции страха (в результате реципрокного торможения), либо ее замещения иной реакцией, со страхом несовместимой (ярости, злости, сексуального возбуждения, релаксации). Во втором случае основой десенсибилизации становится принцип контробусловливания, открытый Вольпе.
Принципиально существуют два пути достижения десенсибилизации.
Первый путь заключается в том, что терапевт очень бережно и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интенсивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контролировать реакции страха. Часто при этом используют моделирование - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь, таким образом, идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различающихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить клиента справляться с этими ситуациями, последовательно увеличивая степень опасности.
- 7. Дать пауку возможность поползать по кисти руки.
- 8. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.
- 9. Накрыть паука ладонью на своей руке.
- 10. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.
Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент терапевта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При появлении признаков панических реакций конфронтация моментально прекращается и степень опасности ситуации снижается.
Второй путь десенсибилизации заключается в том, что ситуация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокойствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нарастающей силы, после контробусловливания начинают вызывать нарастающей силы релаксацию.
Перед конфронтацией с опасными стимулами пациента так или иначе приводят в состояние, препятствующее возникновению страха. Для этого чаще всего используют состояние релаксации. Конечно, прежде чем использовать это состояние, пациента нужно обучить приемам релаксации (например, с использованием аутотренинга или прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону). Иногда (впрочем, довольно редко, чтобы не возникло привыкание к внешним терапевтическим вмешательствам) в этих же целях используют гипноз или медикаменты. В работе с детьми в качестве подавляющей страх реакции часто используют чувства радости, интереса, удовольствия от пищи. В терапии взрослых в последнее время все чаще используется чувство уверенности в себе.
Далее с клиентом оговаривают простой знак, с помощью которого он будет сообщать терапевту, что состояние релаксации достигнуто (например, клиент будет поднимать указательный палец правой руки). После этого клиент располагается в удобной для него позе, расслабляется и поднимает указательный палец. В этот момент терапевт читает первое описание (наименее страшной) ситуации. Клиент добивается релаксации, представляя себя в этой ситуации. Когда это удается, при помощи оговоренного знака клиент показывает, что можно читать следующую, более страшную ситуацию. Если расслабиться клиенту не удается, то возвращаются на ступеньку назад. Сеансы продолжают до тех пор, пока клиенту не удастся оставаться спокойным при неоднократном прохождении всей цепочки ситуаций.
В этой стандартной форме десенсибилизации используется способность клиента к имажинации - способности живо представлять в воображении свое участие в той или иной ситуации. Предполагается, что воображаемая ситуация и реальное участие клиента в ситуации тесно связаны друг с другом. Если нам удастся добиться спокойствия в воображаемой ситуации, то это спокойствие будет перенесено в ситуацию реальную. «Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следовательно, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет страшить нас и в реальности». Однако иногда это не срабатывает. Имажинация и реальная жизнь для некоторых клиентов означают несколько разные реальности, и приходится проводить десенсибилизацию в реальных условиях.
Тренировка «in vivo», т.е. в реальной жизни, часто оказывается довольно сложным делом, но без нее иногда процесс терапии завершить невозможно. Используя тот же принцип, что и при имажина- тивной десенсибилизации, клиента конфронтируют с некоторыми реальными событиями возрастающей сложности, моментально уводя его из ситуации, в которой ему не удается успокоиться, либо снижая интенсивность переменных ситуаций.
Страх управления автомобилем устраняют, добиваясь от клиента спокойствия сначала при взгляде на автомобиль или при планировании автомобильной поездки, затем просят его просто посидеть в припаркованном автомобиле, попробовать проехать по загородному шоссе на малой скорости и т.д. С клиентом моментально возвращаются на предыдущий этап, если успокоиться ему не удается.
В качестве основного метода систематическую десенсибилизацию используют при любого рода страхах и фобиях, чрезмерных чувствах стыда или вины, сексуальных функциональных нарушениях, навязчивостях, депрессии и заикании. Часто десенсибилизация комбинируется с другими методами поведенческой психотерапии, например в тренинге социальных навыков, при терапии застенчивости или неконтролируемой агрессивности.
После окончания терапии клиент, прошедший все этапы десенсибилизации, обычно вполне способен самостоятельно планировать и осуществлять десенсибилизацию применительно к вновь возникающим или остаточным страхам. Для этого клиент самостоятельно составляет иерархизирован- ный перечень событий или ситуаций, в которых он будет тренироваться в расслаблении. Далее он стремится к расслаблению либо представляя себе эти ситуации, либо реально в них участвуя. Если десенсибилизация проводится в отсутствие психотерапевта, то ее часто называют самодесенсибилизацией.
Десенсибилизация - психотерапевтический метод, заключающийся в работе со страхами посредством снижения чувствительности к ним. Это направление используется при работе с детьми и взрослыми, основателем является Ф. Шапиро. Существует большое количество методов десенсибилизации, каждый из которых имеет свои особенности в работе и различное число этапов. В настоящее время этот способ активно применяется в поведенческом психотерапевтическом направлении и в качестве дополнения к любому другому способу психотерапии.
Показать всё
Описание
Десенсибилизация в психологии - метод психотерапии, который разработан психотерапевтом из Америки Ф. Шапиро. Этот способ позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные стрессы. В рамках десенсибилизации проводится работа со страхами, тревогой, тревожностью и фобиями.
По мнению ученого, после пережитой психотравмы человек начинает неправильно интерпретировать смыслы или сигналы, которые ассоциируются у него с травматической ситуацией. После перенесенного стресса у человека возникает автоматическая физическая реакция на какие-то стимулы (раздражители), которые напоминают о произошедшем событии. Суть десенсибилизации заключается в том, что происходит избавление от мышечных зажимов, возникающих в теле человека.
Терапевту нужно знать, где локализуются зажимы в теле, чтобы можно было ими управлять. Они являются естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию.
Существует семь групп зажимов (блоков):
- 1. Глазные.
- 2. Оральные.
- 3. Шейные.
- 4. Грудные.
- 5. Диафрагмальные.
- 6. Брюшные.
- 7. Тазовые.
Чем длительнее действует травмирующее событие на человека, тем больше становится мышечный зажим. Основная задача десенсибилизации заключается в устранении блоков с помощью их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при котором человек формирует навыки снятия мышечных спазмов. Работа осуществляется под наблюдением психотерапевта.
В процессе пациент приучает свое тело к расслаблению в пугающей ситуации. Можно использовать дыхательную гимнастику, при которой человек старается сохранить ровное дыхание при влиянии негативного события. Некоторые психотерапевты применяют десенсибилизацию с помощью движения глаз.
Метод систематической десенсибилизации
Эта методика предложена психотерапевтом Д. Вольпе в конце 50-х годов для преодоления состояний повышенной тревожности и фобий и означает постепенное уменьшение сенситивности (чувствительности) к предметам, событиям или людям, которые вызывают стресс. Ученый считал,что все неадекватные и не поддающиеся контролю реакции человека возникают на фоне страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко при воображении стрессовой ситуации, как если бы он реально попал в нее.
Этот метод заключается в следующем: пациент расслабляется, после этого воображает различные пугающие события. Они представляются в сознании по нарастающей: от самых легких к самым устрашающим. На каждом этапе человек должен сохранять спокойствие и приучаться к расслаблению. Последняя стадия заключается в том, что пациент в самой страшной ситуации чувствует себя расслабленным.
Данный способ не является эффективным, если больной имеет какие-либо вторичные выгоды от своего страха.
Систематическая десенсибилизация показана при возникновении высокого уровня тревоги в ситуациях, где опасность или угроза физической, личностной безопасности отсутствует. Методика является эффективной при возникновении психофизиологических и психосоматических нарушений, таких как:
- мигрени;
- головные боли;
- кожные заболевания;
- патологии желудочно-кишечного тракта.
Систематическая десенсибилизация применяется при нарушении поведения из-за фобий и тревоги. В этом случае до начала применения метода следует оградить пациента от повторного воздействия стресса и дать ему отдохнуть. Иногда у человека наблюдаются реакции избегания, т. е. он стремится не допустить появления негативных эмоций, избегая любых травмирующих ситуаций. Некоторые люди при возникновении страха становятся агрессивными и вспыльчивыми, ведут себя демонстративно, чтобы на них обратили внимание. Этот метод в сочетании с другими видами психотерапевтической помощи позволяет избавиться от этих симптомов.
Этапы
Работа в этом направлении проводится в три этапа.
- 1. На первой стадии осуществляется тренировка умения пациента переходить в состояние релаксации.
- 2. На втором этапе психотерапевт вместе с клиентом строит иерархию стимулов, которые вызывают у последнего тревогу.
- 3. На третьей ступени происходит работа со страхами.
На этапе подготовки психотерапевт использует аутогенную тренировку, внушение или гипноз. Для работы с детьми в основном применяется внушение или игровые упражнения, которые с легкостью вызывают состояние релаксации. Построение иерархии стимулов проводится на основе наблюдения и беседы с пациентом или родителями ребенка, что позволяет выявить объекты/события, которые вызывают у пациента страхи.
Существует два вида иерархий, каждая из которых отличается способом представления элементов:
- иерархия пространственно-временного типа;
- тематического типа.
Первая характеризуется тем, что в ней находится один стимул, но с разной интенсивностью тревоги. В иерархии тематического типа стимул, который вызывает тревогу, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате построения конструируется последовательность предметов или событий, которые увеличивают тревожность и связаны с одной ситуацией.
На последнем этапе происходит последовательное предъявление пациенту стимулов из построенной иерархии. Если тревожность возникает на самые слабые стимулы, то предъявление прекращается, а пациент снова погружается в состояние расслабления. После этого стимулы предъявляются снова с самого начала. Так продолжается до того момента, когда состояние покоя у клиента будет сохранено при представлении высшего элемента иерархии.
При работе со взрослыми и подростками стимулы описываются, а клиент представляет эту ситуацию в своем воображении. Работа с детьми заключается в предъявлении объектов и ситуаций наглядно, в форме игры (т. е. в реальной жизни). Систематическая десенсибилизация в воображении имеет несколько недостатков. Так, она вызывает тревогу меньше, чем погружение в событие в реальной ситуации.
Работа с детьми
При проведении этой методики с помощью представления можно вообразить ситуации, которые нельзя воспроизвести в реальной жизни. Некоторые пациенты имеют трудности в создании воображаемых событий. Именно поэтому в некоторых случаях применяют метод систематической десенсибилизации в реальности.
У детей страхи и тревожность возникают по причине отсутствия адекватных способов реагирования и поведения в таких ситуациях. Именно поэтому применяются техники научения, т. е. осуществляется моделирование социально-желаемых образцов поведения с помощью социального подкрепления. Сначала пациент наблюдает за поведением другого человека, который не вызывает страх или испуг. Потом ребенок включается в совместную работу с ним и подкрепляются его достижения. Затем он пытается сам имитировать модель поведения под наблюдением психолога.
Для терапии детей применяется такой вид десенсибилизации, как эмотивное воображение. Оно позволяет ребенку отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует вымышленный герой. Врач направляет игру так, чтобы в образе любимого сказочного персонажа ребенок постоянно встречался с ситуациями, которые вызывают страх.
Работа включает в себя 4 стадии:
- на первом этапе составляется иерархия страхов;
- на второй стадии психотерапевт в ходе беседы определяет любимого героя ребенка;
- третья ступень - начало ролевой игры: ребенок воображает ситуацию, которая похожа на повседневную проблему, и постепенно вводит своего героя в нее;
- на последнем этапе специалист десенсибилизирует ребенка.
Специфическая десенсибилизация
Методом специфической десенсибилизации занимался Эдмунд Джекобсон. Психотерапевт разделял сеанс на три этапа:
- 1. На первом происходит изучение приемов расслабления мышц. Сначала терапевт обучает клиента расслаблению рук, затем - головы и лица, шеи и плеч, спины, живота, груди и нижних конечностей. Этому этапу отводится 6-7 встреч.
- 2. На второй стадии происходит построение иерархии событий, которые вызывают испуг у пациента.
- 3. На третьем осуществляется десенсибилизация под контролем терапевта.
За один сеанс терапевт с клиентом могут проработать около 4 ситуаций. Каждую из них человек представляет в течение 10 секунд, а потом переходит к расслаблению, которое длится небольшое количество времени (20 секунд). После проведения сеанса клиент говорит о том, смог ли он расслабиться или нет.
Движения глаз
Проработка ситуации движением глаз позволяет обратиться к отделам головного мозга, которые недоступны человеческому сознанию. Эта методика проводится в 8 этапов.
- На первом этапе происходит оценка безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Пациент обучается способам расслабления, прорабатывает травмирующие воспоминания.
- Второй этап характеризуется изучением способов поведения.
- На третьем психотерапевт с клиентом выявляют отрицательное убеждение (то, которое сформировало и закрепило страх) и положительное (которое человек хотел бы иметь).
- Четвертый этап - проведение десенсибилизации. Работа заключается в том, что пациент представляет себе травмирующую ситуацию, а после этого совершает движения глазами в одну и другую сторону. Необходимо сделать около 30 полных движений и постараться забыть о травмирующем событии. Это происходит до того момента, пока клиент не поймет, что тревожные переживания снизились.