Выпуск:
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степанова В. Г. О проблемах реабилитации социально-психологического здоровья несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1171–1175..htm.
Аннотация. В статье рассматриваются причины нарушения социально-психологического здоровья несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрывается опыт деятельности Социально-реабилтационных центров для несовершеннолетних (СРЦН) по реабилитации и сохранению здоровья детей и подростков в условиях специализированного учреждения. Представлен алгоритм возможного позитивного взаимодействия специалистов с дезадаптированными детьми.
Текст статьи
О ПРОБЛЕМАХ РЕАБИЛИТАЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Степанова Валентина Григорьевна, заведующая научнометодической службой специалист высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Северодвинский социальнореабилитационный центр «Солнышко», г. Северодвинск, Россия
Problems rehabilitated social and psychological health of minors in difficulty
Valentina Stepanova,head of scientificmethodical servicespecialist of the highest qualification categoryState budget a specialized agency of the Arkhangelsk region "Severodvinsk social rehabilitation center" Sun ", Severodvinsk, Russia
Аннотация
В статье рассматриваютсяпричины нарушения социальнопсихологического здоровья несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрывается опыт деятельности Социальнореабилтационных центров для несовершеннолетних (СРЦН) по реабилитации и сохранению здоровья детейи подростков в условиях специализированного учреждения. Представлен алгоритм возможного позитивного взаимодействия специалистов с дезадаптированными детьми.Ключевые слова: дезадаптированный, социальнореабилитационный центр, социальное здоровье, психологическое здоровье, реабилитация.AnnotationThe article deals with the reasons of violation of social and psychological health of minors in difficult situations. Disclosed experience of Social reabiltatsionnyh centers for juveniles (SRTSN) to rehabilitateand preserve the health of children and adolescents in a specialized institution. The algorithm of the possible positive interaction specialists disadvantaged children.Keywords: disadvantaged, social rehabilitation center, social health, mental health, rehabilitation.
Лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми ОСКАР УАЙЛЬД
В социальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, таких как: социальнореабилитационный центр (СРЦН), приют и центр помощи детям временно находятся дети в основном из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Опыт деятельности специализированных учреждений для детей и подростков показывает, что наиболее эффективной формой комплексной реабилитации несовершеннолетних является СРЦН, так как возможности оказания разносторонней помощи семьям с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации значительно шире, чем в других социальных учреждениях. Реабилитационные мероприятия осуществляются стационарно, а те несовершеннолетние, которые ещё не утратили связи с семьёй, также получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь и интересно проводят свободное время. Социальный статус большинства детей крайне тяжёл. Они не имели возможности полноценно освоить роль члена семьи. Если проранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая картина: 1е место –лишениеродительских прав; 2е место –уклонение родителей от воспитания; 3е место –пребывание родителей в местах заключения; 4е место –неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5е место –смерть родителей.Социальный статус детей по показателям нашего центра довольно типичен и для других учреждений этого вида и позволяет судить о горьком социальнопсихологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребёнком семейных связей.Подорваны связи детей с другим важнейшим институтом социализации –школой. Наши наблюдения показывают, что из всех поступивших детей в центр есть дети, которые не посещают школу полгода, год и более, имели место единичные случаи, когда мальчишки никогда не учились в школе и, дожив, до 15 лет не умели ни читать, ни писать. Специалисты центра фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой –недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Отношение воспитанников центра к школе чаще всего негативное. Возможно, предположить, что новые образовательные стандарты, в которых главным и приоритетным для школы станет оказание детям только образовательных услуг, вряд ли будут способствовать решению воспитательных задач, определяющих социальнопсихологическое развитие каждого ребёнка. Для безнадзорных подростков характерна низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам, которые считаются в обществе нравственными, а по законам стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностью нормального подросткового детства. Здесь ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, умение найти выход из любого щекотливого положения, держать язык за зубами. Приняв от взрослых полную меру жестокости, подростки и сами ожесточаются. Искажение ценностных ориентаций отражается в мотивах поведения подростков. Исследователи отмечают наличие у воспитанников трёх групп ведущих мотивов:1)узкопотребительские устремления;2)желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах окружающих;3)желание добыть средства для приобретения спиртного, сигарет; месть, озлобление, хулиганство –стойкие поведенческие проявления подростков.Отличительная черта подростков, попадающих в СРЦН, отсутствие мотивов, связанных с временной перспективой, более или менее отдалённым будущим. Их эмоциональное состояние и поведение определяется главным образом сиюминутными событиями. Здесь сказывается и печальный опыт, приобретённый в семье, где жили одним днём, и опыт их автономной жизни, когда решение сиюминутных проблем было основополагающим для выживания. Учёные квалифицируют такое явление как «социогенный инфантилизм». Порождённый опытом предшествующей жизни в условиях центра, он легко может трансформироваться в социальное иждивенчество. У подростков с отклоняющимся поведением наблюдается искажённое или суженное представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными проблемами и несоответствующий возрасту. Интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки не развиты. Подростки как бы заново проживают утерянное детство, и это также следует учитывать при организации реабилитационного процесса. Эти дети не ощутили радости познания мира, учение для большинства было источником негативных переживаний и унижений, поэтому их рациональный опыт неполноценен, их кругозор ограничен. Серьёзной проблемой в социальнопсихологической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в центре, является искажённое представление их о самом себе. Ребёнок растёт в социально нездоровой среде, не чувствует со стороны окружающих поддержки и заинтересованного внимания. Он лишён социального одобрения, а именно на этом этапе личностного развития оно крайне необходимо для формирования чувства собственной ценности и собственного достоинства. Поскольку в школе успеваемость является главным параметром, по которому учителя судят об ученике, то и здесь подросток из неблагополучной семьи, как правило, не может обрести столь необходимого ему чувства собственной ценности. Надо признать и тот факт, что и в центре, чаще всего подросток не получает должной психологической поддержки, не находит взаимопонимания со взрослыми: в школе его попрежнему ругают за плохие оценки и пропуски уроков, а беседы специалистов с учителями не приносят желаемого результата, его отсутствие на занятиях становится регулярным.. Вопрос: «Как помочь ребёнку повысит свой ученический статус?»,практически не обсуждается. Положение осложняется ещё и тем, что школа, воспользовавшись дозволением ныне действующего закона «Об образовании», выставляет подростка на улицу, предопределяя тем самым дальнейшее усугубление его социальной дезадаптации. Замечено, что при социальной дезадаптации детей наибольшему срыву подвержены коммуникативные связи подростков. Без их возрождения трудно восстановить и важнейшие виды деятельности –познавательную, трудовую, игровую, ибо элемент общения присутствует в каждой из них. Трудности в общении подростков имеют глубокие корни, идущие, как правило, из раннего детства, в котором они были лишены нормального контакта с матерью и психологической защиты с её стороны. На основании выше сказанного напрашивается печальный вывод: контингент СРЦН –это, как правило, дети, выросшие без любви, внимания и заботы. У этих детей отсутствует чувство соиальнопсихологической защищённости, что ослабляет потребность в общении, деформирует её или даже редуцирует. Итак, можно продолжить анализировать социальнопсихологичесие особенности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но, осознавая, содержание уже вышеизложенного становится понятным, что дети фактически являются заложниками неблагоприятного социума, в котором они находятся длительное время, где катастрофически разрушается у детей социальное и психологическое здоровье. Согласно определения ВОЗ психологическое здоровье–это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой творческий потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, также вносить вклад в жизнь своего общества. Социальное здоровье–это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. В.В.Козлов предлагает педагогическое определение. Социальное здоровье–это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности, в оптимальных социальных условиях микро и макро среды (семье, классе, школе, социальной группе) Исходя из представленных определений, анализа социальнопихологических особенностей детей и подростков, учитывая показатели социального и психологического здоровья воспитанников СРЦН можно сделать вывод, что у наших детей сберегать здоровье не приходится, так как оно с раннего возраста искалечено, правильнее будет заботиться о реанимировании их социальнопсихологического здоровья, восстановлении сохранившихся родственных связей. Тесное взаимодействие социальноправовой и психологической служб позволяет в значительной степени скорректировать личностное развитие дезадаптированных детей, оздоровить их социум. В настоящее время пять наших бывших воспитанников учатся в ВУЗах, четверо –в Колледжах, 15 –закончили ПУ, получили различные рабочие специальности, 16 успешно воспитываются в замещающих семьях, почти со всеми детьми и их новыми семьями поддерживается постоянная связь. И всётаки надо заметить, что эффективность восстановления социального и психологического здоровья воспитанников специализированных учреждений оставляет желать лучшего. На наш взгляд имеют место ряд объективных причин, обуславливающих проблему реализации здоровьесберегающих технологий в условиях СРЦН:
специфика работы учреждения требует особой подготовки социальных педагогов, педагоговпсихологов и других специалистов для успешного взаимодействия с детьми и подростками, имеющими катастрофически низкий уровень социального и психологическогоздоровья. В СРЦН работают в основном специалисты, пришедшие из системы образования, которые не всегда владеют современными способами воздействия на дезадаптированных детей и подростков;
эмоциональные ожидания специалистов (особенно педагогов) часто не совпадают с ответным чувством к ним воспитанников. От нежного и внимательного отношения воспитателя к несовершеннолетним педагог ждал адекватную обратную реакцию, но, к сожалению, не всегда это имеет место быть у детей, которые не доверяют взрослым и ждут отних только неприятностей и непонимания, отсюда внутренняя обида с той и другой стороны;
незнание специалистами социальнопсихологических особенностей дезадаптированных детей и подростков как следствие приводит порой к беспомощности, разочарованию, непониманию чтолибо изменить, часто наступает синдром эмоционального выгорания. К.Ефремов, Л. Герасимова и О.Лаврова предлагают способы борьбы с этим явлением, а отдельные исследователи высказывают мысль, что самый оптимальный срок работы в СРЦН и ему подобных учреждениях 45 лет. Тем не менее, у нас есть специалисты, которые работают непосредственно с дезадаптированными детьми 10 и более лет;
отсутствие кадровой стабильности не позволяет систематизировать реабилитационный процесс, своевременно диагностировать социально –психологические проблемы воспитанника. Частая сменяемость специалистов в основном определяется низкой заработной платой и существенными эмоциональными издержками. Мы попытались смоделировать приёмы, которые помогают восстановлению социальнопсихологического здоровья детей в условиях специализированного учреждения. Несмотря на кажущуюся простоту этих приёмов, их нелегко применять, каждодневно общаясь с дезадаптированными детьми. Постарайтесь мысленно соотнести их с тем, как вы взаимодействуете с несовершеннолетними, самоанализ помогает сделать оптимально правильный выбор.1.Уделяйте постоянное, регулярное, целенаправленное внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх.2.Запомните, как зовут каждого ребёнка, и чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитать в нём чувство собственного достоинства: ведь имя выделяет его из общей среды, ребёнок начинает осознавать себя значимой личностью.3.Покажите, что вы признаёте и уважаете личное физическое и эмоциональное пространство каждого ребёнка, его права и чувства. Дайте понять, что у вас есть собственное личное пространство, это поможет ребёнку определить границы своего. Особенно чувствительны дети, подвергшиеся сексуальному и физическому насилию. Их обязательно надо учить защищать личное пространство и в отдельных случаях говорить «нет» взрослым. И только если почувствуете, что и вы, и ребёнок готовы к физическому контакту, можно позволить себе обнять его, погладить, но и то в особых случаях эмоциональной близости с ним.4.Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Это в равной степени применимо и к детям с нормальным поведением. Избегайте общих оценочных категорий: «Ты такой хороший (плохой) мальчик», фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков. Поскольку, воспитанники СРЦН вообще имеют заниженную самооценку, очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения и успехи, хорошие слова и поступки,чтобы они перестали относиться к себе, как к плохим, научились принимать себя и поверили в доброе отношение к ним взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребёнка. Ребёнок только тогда захочет измениться, когда поверит в себя, в свои силы и возможности, в то, что взрослые любят и принимают его таким, какой он есть, со всем его прошлым, его сегодняшними проблемами и переживаниями.5.В общении с ребёнком избегайте какихлибо сравнений его со сверстниками, потому что они в силу своей заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому. Лучше сравнивать поведение ребёнка вчера с его поведением сегодня, акцентируя внимание на положительных моментах: «Сегодня у тебя это получилось лучше, чем вчера».6.Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребёнка, а негативные проявления в его поведении всё же проявляются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и даже без эмоциональной. Исключите любую экспрессию на своём лице, избегайте контакта глазами, оставайтесь молчаливыми. Надо помнить, что дети часто сознательно совершают плохие поступки с единственной целью –добиться внимания взрослых любой ценой.Дайте понять ребёнку, что наиболее эффектный способ заслужить вновь ваше доверие –это вести себя хорошо.7.Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.8.Старайтесь предвидеть возможные сложности и помогайте детям избежать их. Лучше сразу провести ребёнка через успех, чем реагировать потом на его неудачи, рассчитывая, что он научится на своих ошибках.9.Потребность поплакать –естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от гнева и боли. Не пытайтесь остановить ребёнка привычным для взрослого путём, просто взяв его за руки и говоря: «Не плачь, всё нормально». Раз он плачет, значит, не всё у него нормально. Попробуйте вместе с ним понять причину его состояния, помочь ему, а если это необходимо, дайте возможность выплакаться.10.
Старайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию выбора. В ситуации выбора ребёнок может сделать то, что ему изначально делать не хотелось. Например, если младший подросток не желает делать уроки, привык, что его всегда уговаривают, можно спросить его: « Помоему тебе надо заменить ручку. Тебе, какая ручка больше нравится оранжевая или синяя?». Но не предлагайте ребёнку выбор там, где его нет.11.Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Если вы по какойто причине не смогли выполнить то, что обещали, объяснитесь, попросите прощения, это не унизит, а повысит ваш авторитет в глазах ребёнка.12.
Примите к сведению деформированность социальнопсихологического опыта детей из неблагополучных семей. Постарайтесь не реагировать болезненно на оскорбительные или другие неблаговидные выпады детей, не отвечать им тем же, так как это только усугубит конфликтную ситуацию. Лучше без комментариев показать, как вы огорчились, обиделись на незаслуженное оскорбление и вернуться к обсуждению поступка тогда, когда ребёнок успокоится и будет расположен к разговору. Найдите веские аргументы, осуждающие такое поведение воспитанника, избегайте излишней морализации и ответных унижений. Возможно, воспитанник сам подойдёт к вам после осмысления случившегося. Специализированные учреждения, такие как СРЦН создавались в 90е годы прошлого века, как спасательные для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Успешность реабилитации, сохранности и реанимации социального и психологического здоровья несовершеннолетних во многом зависит от слаженности взаимодействия всех служб центра: педагогической, психологической и социальноправовой. Библиография 1.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. –М., «Просвещение»,1988.2.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. –М., 1993.3.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. –М., 1993.4.Семья как объект социальной работы / под общ. Ред. Е.П. Тонконогой. –СПб.: Издво СПбГУП, 2006. –204 с. (Новое в гуманитарных науках;)5.Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Г.М. Иващенко, Л.С. Алексеева и др. М., «Просвещение», 2002. (Президентская программа «Дети России»).6.Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятелности: Пособие для сотрудников центров /Под ред. Г.М. Иващенко. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. –192 с.
Методика и технология социальной реабилитации. В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию.
Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
Процесс ресоциализации проходит, как правило, в несколько этапов:
Адаптация. Адаптивный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа имеющихся социальных проблем ребенка. Основная задача в данный период - формирование внутренней мотивации, положительного настроя. Этот этап длится примерно 2-3 месяца.
Период частичной неустойчивой ресоциализации - характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в активную коллективную жизнь, отказом от асоциальных форм поведения. На этом этапе необходимы тесные контакты основных институтов социализации.
Период полной ресоциализации - знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, установки, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, к активной общественной жизни.
Ресоциализация- процесс индивидуальный, составляющим которого выступает процесс перевоспитания.
Сочетание процесса перевоспитания с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности, принято называть коррекцией. Коррекция имеет следующие функции:
восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления социальных проблем и отклонений;
компенсирующую, заключающуюся в формировании у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехами вовлекающей его деятельности (в спорте, труден т.п.);
стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребенка. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного эмоционального отношения к личности ребенка, его поступкам;
исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств ребенка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.п.).
Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, психологических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой.
Процесс реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить фоки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специальная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивидуальная комплексная программа реабилитации. Индивидуальная комплексная реабилитация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации:
1 этап. Определение исходного реабилитационного потенциала:
а) социально-бытовая сфера: проверка документов; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;
б) медико - физиологическая сфера: первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;
в) медико-психологическая: выявление психологических проблем; сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое обследование нарушений психического развития;
г) психолого-педагогическая: выявление педагогических проблем, проверка соответствия знаний уровню образования; подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию;
д) социально-трудовая: определение профессиональных интересов, способностей, подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации.
этап. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации.
этап. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка.
этап. Курирование жизнедеятельности воспитанника: консультации по социально-бытовым вопросам, оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях, психолого-педагогическая помощь.
Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации воспитанника, его способностью адаптироваться в обществе.
Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
Профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
Медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
Формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
Выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
Психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
Содействие в возвращении в семью;
Обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
Забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве. Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. , В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
Реабилитационные социально-педагогические технологии
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
2. Формирование будущих жизненных устремлений.
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.
В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:
Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
Компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
Стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.
Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально- личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.
Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».
Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:
Создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);
Освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.
Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.
Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».
Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:
1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;
3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.
Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.
ОПЫТ НА КАРТЕ
12880 + 22 ФОТО
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ВРЕЗ:
Проблема положения детей в России относится к наиболее актуальным вопросам, так как возраст и социальная уязвимость детей обуславливают зависимое от взрослых состояние. Под влиянием социально-экономических процессов, происходивших в течение 90-х, начале 2000-х годов, положение детей в нашей стране претерпело значительные изменения и стало проблемой государственного масштаба. Несовершеннолетний оказывается подчас в криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы. В то же время, дети являются творческим, интеллектуальным и трудовым потенциалом страны и требуют ответственного отношения со стороны взрослых; продуманной системы мер, направленной на обеспечение их выживания и развития.
В Российской Федерации развита сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Одно из них – государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», который был создан в 1994 году. Сейчас это благоустроенный городок, расположенный в санаторной зоне г. Владивостока, имеющий все возможности для оказания социальной помощи и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одним из структурных подразделений учреждения является отделение социальной реабилитации (стационарное). Целью создания этого отделения является:
Оказание социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Профилактика безнадзорности и правонарушений.
Состав детей, находящихся в отделении, неоднороден по возрасту, полу, приведшим их в это учреждение причинам. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искажёнными мировоззренческими установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Отделение стационара предназначено для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 долет и вся его деятельность нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Всё это используется в комплексе. Специалистами отделения проводится диагностическая, оздоровительная, коррекционная и реабилитационная работа, вовлечение детей и подростков в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную и др. деятельность.
Помимо этого, за время реабилитации налаживаются межличностные отношения, внутрисемейные связи, создаётся благоприятный социальный фон дальнейшей жизни воспитанников. При невозможности восстановления семьи, ребёнку находится замещающая семья.
Задачи отделения многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Отделение социальной реабилитации выполняет широкие социальные функции:
защитную, профилактическую, восстанавливающую, коррекционно-развивающую, оздоровительную, компенсаторную.
Значительная часть детей, находящихся в отделении, это социальные сироты.
Если ранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая картина: 1-е место - лишение родительских прав; 2-е место - уклонение родителей от воспитания; 3-место - пребывание родителей в местах заключения; 4-е место - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е место - смерть родителей. Это позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных связей. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации - школой. Искажения психического развития ребенка особенно ярко выражены у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающейся социально-педагогической запущенностью, накоплением не решаемых эмоциональных проблем, снижением познавательного интереса, формированием специфических черт личности. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые или даже эмоционально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир, с сформированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптированностью к условиям, в которые их поставила жизнь. Ребенок, из семьи с асоциальным образом жизни и асоциальными установками лишен положительного опыта семейной жизни, деформируется как в личностном, так и в индивидуальном развитии. Попадая сюда, многие ребята впервые видят светлые комнаты, чистые постели и заботливых воспитателей. Задача работников центра этого ребенка возвратить, дать ему образование, воспитание.
Воспитание таких детей работникам приюта дается непросто. Главное – достучаться до сердец, вовремя остановить трудного подростка, помочь ему разобраться в себе, не позволить встать на криминальный путь. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т. е.показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми в отделении служит тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники центра. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь.
Заботясь о расширении круга представлений воспитанников о социальной жизни и ценностных ориентациях других людей, важно «вывести» их за пределы центра, показать примеры позитивной активности окружающих.
В отделении специалистами создана уютная, приближенная к домашней обстановка. Много внимания уделяется развитию адаптивной среды. Функционируют: комната развивающего обучения, игровая для малышей, «Городок затейников», кабинет логопеда , кабинеты ручного труда, тестотерапии, комната психологической разгрузки. Нравятся детям и уютные уголки: «Родное Приморье», «Спорт и мы», «Играем вместе», уголок самоуправления, «Наши таланты», «Православный уголок», «Дорога и пешеход»; зоны для игротерапии: «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Поликлиника» и т. п.
Деятельность всех специалистов отделения построена на обеспечении всестороннего изучения личности воспитанников, выявлении причин кризисной ситуации или существа конфликта, приведшего несовершеннолетнего в приют. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением даёт стабильный и положительный результат.
В работе всеми службами выполняется единство и непрерывность реабилитационного процесса, который построен на принципах гуманизма, ненасильственного отношения к детям и принципах социальной терапии. Эффективными формами работы с нашими воспитанниками мы считаем тренинги, игры, конкурсы, праздники, трудовые дела. А объединяют их общие программы: «Здоровье», «Дорога к дому», «Твой выбор», «Планета права», «Трудовая адаптация и допрофессиональная ориентация», «Эстетотерапия», «На пороге школы» и другие.
В отделении социальной реабилитации успешно функционируют и дают положительную динамику личностному развитию детей творческие студии и клубы по интересам: «Солёное тесто», «Волшебство аппликации », «Весёлая нотка», «Маленький художник», «Самоделкин», «Диалог», «Мягкая игрушка», «Вышивка», «Конфетти», «Духовное воспитание», «Маленький читатель».
Вся деятельность отделения нацелена на то, чтобы максимально развить ребёнка. Поэтому специалисты использовать в работе инновационные методы и новые технологии . Такими являются песочная терапия, использование мультимедийных презентаций, внедрение технологии привития любви к чтению.
Очень важным мы считаем принцип открытости нашего учреждения. У «Паруса надежды» много друзей – единомышленников, принимающих активное участие в реабилитационном процессе.
Байкерское движение «Беспечный ездок»
Общение между воспитанниками и байкерами началось с 2000 года.
Два раза в год байкеры устраивают детям катание по территории центра на мотоциклах. 1 сентября друзья не забывают поздравить первоклассников с началом занятий в школе. Вместе с детьми проводят конкурсы и делают им сюрпризы. Незабываемый новогодний праздник с персональными подарками для каждого воспитанника – это стало уже традицией.
Любимые детьми мамочки г. Владивостока всегда желанные гости. Они создали портал «Владмама», благодаря которому проводятся различные акции («Поможем собраться в школу», «Подарим тепло детям» и т. д.).
Устраивать ежемесячные дни именинников с конкурсами и чаепитием – это уже традиционные мероприятия. Мамочки помогают детям одеждой, игрушками, приходят на помощь в трудной ситуации. Они берут с собой в центр своих детей и все вместе интересно проводят встречи с воспитанниками.
Благотворительный проект «Поможем детям»
Возглавляет проект, которая работает в тесном взаимодействии с байкерами и мамочками. Олеся Анатольевна ищет спонсоров, организовывает различные акции посредством Интернета.
Общество «Собаки Приморья»
Члены общества устраивают для детей шоу с собаками. Рассказывают о различных породах, проводят конкурсы по возрастам, делают детям сладкие подарки, помогли приобрести маленький унитаз, биде, канцелярские товары к школе. Детям на память дарят фотографии, поддерживают с ними связь по телефону и перепиской.
Православная гимназия
Духовное сопровождение воспитанников оказывают представители гимназии. Каждый понедельник они проводят занятия, дети выезжают в храм, участвуют в проведении таких мероприятий как «Рождество», «Пасха», конкурсах рисунков «Русь православная». Многие воспитанники принимают крещение, находят себе крёстных. В отделении оформлен православный уголок.
МГУ имени Невельского
Ежегодно студенты проводят благотворительную акцию по сбору одежды, подарков. Студенты организовывают выставку-продажу поделок воспитанников, проводят новогодние мероприятия, чаепития.
Приморья»
Генеральным директором компании является. Благодаря ему, воспитанники приюта имеют возможность выезжать в город бесплатно на электричке. Работники его компании периодически оказывают помощь вещами, привозят сладости детям к праздникам, подарили синтезатор, двери для замены в спальных комнатах детей. Дружим мы с 2005 года.
Председатель. Он со своей женой Натальей и детьми приезжают к детям с песнями, подарками, помогают посещать детям развлекательные мероприятия в городе. Эта организация сотрудничает с фондом Мира. Они совместно проводят встречи наших воспитанников с детьми из других стран.
Сотрудничество началось с сентября 2007 года. Сотрудники библиотеки 4 раза в месяц проводят лектории, практические занятия, познавательные встречи. 2 раза в месяц наши воспитанники посещают компьютерный зал библиотеки, где инструктор помогает детям познакомиться с работой на ПК.
Отделение социальной реабилитации – это большая дружная семья. А все сотрудники, которые себя посвятили детям, делают всё для поддержки каждого ребёнка и его будущего развития. После окончания реабилитации связь с воспитанниками не теряется. Многих детей ставим на патронаж, со взрослыми ведём переписку, через специалистов в районах края владеем информацией о дальнейшей их судьбе. Здорово, что через несколько лет ребята, которые уже более менее определились в жизни, приезжают в гости, делятся своими успехами и бедами, просят совета и с благодарностью вспоминают то время, когда находились здесь, в ГУ «СРЦ «Парус надежды».
заведующий отделением социальной реабилитации
ГУ «СРЦ «Парус надежды»
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста асоциальной направленности поведения несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности, ставят перед современной педагогической наукой задачи поиска путей, методов и технологий работы с данной категорией детей. Несовершеннолетним, относящимся к категории безнадзорных и беспризорных необходимо оказывать различные виды помощи, в том числе и социально-педагогическую помощь.
Социально-педагогическая помощь определяется А. Боровской как комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности молодого человека, имеющего жизненные ограничения, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. И ее содержание включает реализацию диагностического, консультационного, практического, прогностического и социально-реабилитационного компонентов. Оказать несовершеннолетнему социально-педагогическую помощь – это значит помочь ему снизить эмоционально-психическое напряжение, вызванное его социальной дизадаптацией, снять у него страх в общении со сверстниками в взрослыми, вызванный у него чувствами ущербности и ненужности, укрепить способность ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде. Таким образом, одним из компонентов социально-педагогической помощи является социально-педагогическая реабилитация.
Реабилитационная педагогика – это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания. По определению Н.П. Вайзмана, реабилитационная педагогика – это педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корригирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности .
В современной России реабилитационная педагогика пока еще находится на стадии формирования. Хотя идеи о преодолении подростковой дизадаптации, как основном источнике решения проблем реабилитации детства можно найти в трудах педагогов прошлого. Как отмечает Р.В. Овчарова еще в средневековье, в разных странах создавались специальные учреждения, оказывающие помощь беспризорным, больным, дезадаптированным детям и подросткам, хотя эта деятельность и не называлась реабилитационной. А.С. Макаренко в начале ХХ века указывал на то, что неверно видеть причины социального неблагополучия подростков только в их личных особенностях, и ограничиваться только индивидуальной психокоррекцией, в его исследованиях доказывается что процесс дизадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим он формулирует и основную задачу педагога-реабилитолога как «восстаноление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации».
Современное понятие реабилитации включает в себя систему медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, направленных прежде всего на создание условий для интеграции или реинтеграции индивида в жизнь общества. Реабилиация предполагает активную позицию общества по отношению к личности.
В литературе достаточно много говориться о медицинской составляющей реабилитации (Осадчих А.И., Храпылина Л.П.); социальной реабилитации различных категорий граждан, в том числе и детей (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М., Дулинова Л.Т., Четвергова Л.П.); психологической реабилитации граждан, оказавшихся в социально опасной ситуации (Манова – Томова В.С., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д.). Социально-педагогический аспект реабилитации рассматривается в работах Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Р.В.Овчаровой, М.М. Плоткина, Г.И. Камаевой.
Интенсивное развитие в последнее время социально-педагогической составляющей реабилитации в России обусловлено рядом причин:
Во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных несовершеннолетних;
Во-вторых, логикой развития самой педагогической науки, где все больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности и вместе с тем дифференциации в научном познании;
В-третьих, новыми ценностями в образовании и воспитании, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолог-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый несовершеннолетний в этом мире может и должен стать ценной личностью;
В-четвертых, потребностями возникшей в России в 90-х годах широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом их обеспечении.
Содержание понятия социально-педагогическая реабилитация раскрывается в научных исследованиях либо как процесс (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Дулинова Л.Т., Галагузова М.А., Мардахаев Л.В.), либо как комплекс или система мер (Вайзман С.А., Овчарова Р.В., Осадчих А.И., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М., Четвергова Л.П.), направленных на помощь ребенку в том, что бы он стал полноценной, социально полезной личностью. Рассмотрение реабилитации как процесса чаще используется в аспектном отражении, особенно когда речь идет о психолого-педагогической реабилитации, в рамках медицинской, социальной и юридической деятельности реабилитация чаще всего трактуется как комплекс мер.
Мы, опираясь на работы профессора М.А.Ковальчук, будем понимать под социально-педагогической реабилитацией процесс формирования личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования[ 25]. По мнению М.А.Ковальчук, именно определение социально-педагогической реабилитации как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность. Понимание социально-педагогической реабилитации как процесса позволяет включать сюда и аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии несовершеннолетнего[ 34].
Социально-педагогическая реабилитация понятие комплексное, она включает в себя четыре основных аспекта: социальный, педагогический, психологический и социокультурный.
Социальный аспект реабилитационного процесса включает в себя деятельность по социально-бытовой адаптации несовершеннолетних и восстановлению способностей их полноценного социального функционирования. Социальная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий индивида, укрепление его социальной сети.
Непосредственно педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, что бы ребенок овладел по возможности знаниями, умениями, навыками самоконтроля и осознанного поведения, получил необходимый уровень образования. Важнейшей целью этой деятельности является выработка у несовершеннолетнего уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется так же профессиональная ориентация несовершеннолетних, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям. Наличие образования и востребованной обществом профессиональной направленности в значительной мере является путем и средством восстановления и повышения социального статуса дизадаптированного молодого человека.
Психологическая составляющая реабилитационного процесса направлена на укрепление активной жизненной позиции молодого человека, преодоление страха перед действительностью, коррекцию асоциальных и формирование социально одобряемых ценностных установок.
Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация, направленная на удовлетворение блокированной у дизадаптированных молодых людей потребности в информации, получении социально-культурных услуг, доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая несовершеннолетних к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
Реабилитация невозможна без восстановления несовершеннолетнего в статусе и дееспособности, в психолого-педагогическом смысле это означает восстановление молодого человека как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Этот процесс связан не только с преодолением социальной дискриминации безнадзорного несовершеннолетнего, но и с изменением его представлений о самом себе – изменение его «Я-концепции».
Основными задачами социально-педагогической реабилитации являются:
Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних и подростков;
Выявление источников и причин социальной дизадаптации;
Разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации;
Обеспечение непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий;
Обеспечение нормальных бытовых условий проживания;
Оказание психологической помощи по ликвидации кризисной ситуации;
Отслеживание дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве.
К перечисленным выше задачам можно добавить, следующие:
Психолого-педагогическое изучение несовершеннолетнего, особенностей его личности и взаимоотношений с социумом;
Формирование у молодого человека мотивации на субъектное включение в реабилитационный процесс;
Формирование у воспитанников рефлексивной позиции, умения адекватно оценивать свои действия и поступки, действия и поступки других людей;
Восстановление нарушенных семейных связей и взаимоотношений;
Отслеживание дальнейшей судьбы несовершеннолетнего, после окончания реабилитационного процесса.
социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних, будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия. Данные условия мы выделили на основе теоретического анализа литературы:
1. Формируется особая реабилитационная среда, состоящая из внутреннего и внешнего поля реабилитации;
2. У несовершеннолетнего формируется система внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей;
3. У реабилитанта формируется установка на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».
Рассмотрим эти условия подробнее. Одним из условий эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование особой реабилитационной среды. Это объясняется тем, что реабилитационная деятельность, будучи комплексной, должна осуществляться различными субъектами, чья деятельность связана с оказанием помощи и сопровождением безнадзорных несовершеннолетних.
Традиционно, реабилитационная деятельность считается специфической и требующей особых условий ее осуществления, поэтому для оказания данного вида социально-педагогической помощи создаются специальные учреждения – реабилитационные центры различной направленности. Реабилитационные учреждения для безнадзорных чаще всего являются закрытыми учреждениями. Средовая ситуация в них характеризуется следующими признаками: ограниченность связей с внешним миром, недостаток жизненного пространства, зависимость от персонала, публичность проживания, регламентированность жизни в учреждении. Тем не менее, данные факторы должны не просто учитываться при организации реабилитационного воздействия, но и использоваться для создания эффективной реабилитационной среды, содержание которой обеспечивается созданием атмосферы поддержки, сотрудничества, реализации интересов и возможностей, т.е. определенного «реабилитационного поля», которое можно охарактеризовать как внутреннее, по отношению к реабилитационному учреждению.
Среди методических приемов создания внутреннего реабилитационного поля можно выделить:
Расселение с учетом характерологических особенностей,
Формирование учебных групп в соответствии с уровнем подготовки детей и их возможностями в получении образования,
Создание микросоциальных групп для трудовой деятельности,
Организация содержательного, развивающего и развлекательного досуга.
Таким образом, внутреннее реабилитационное поле понимается как организованное использование средовых факторов учреждения, способствующее созданию системы продуктивных взаимоотношений между всеми участниками реабилитационного процесса. Организующая роль в данном случае принадлежит специалистам реабилитационного учреждения, в функции которых входит всестороннее изучение несовершеннолетних начиная с первых дней их пребывания в учреждении, формирование различных микросоциальных групп для решения задач обучения, профессиональной подготовки, организации досуга и коммуникации.
Таким образом, внешнее реабилитационное поле понимается как использование внешних социально-средовых факторов для обеспечения преемственности в организации реабилитационного воздействия на несовершеннолетнего с целью повышения эффективности его социально-педагогической реабилитации в целом.
Комплексная модель реабилитационной среды образовательного учреждения позволяет наглядно показать взаимосвязь и взаимонапрвленность внутреннего и внешнего реабилитационного поля, составляющих особую среду, способствующую повышению эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних
Схема 1.
Модель реабилитационной среды: внутреннее и внешнее поле реабилитации.
|
Следующим условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование у несовершеннолетнего системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей. В социологических исследованиях выделяют три основные формы социального контроля:
1) внешний – осуществляемый обществом и государством извне, в том числе путем наказаний и других санкций;
2) косвенный – вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
3) внутренний – осуществляющейся по механизму оценки себя и своих действий на основе сложившейся системы ценностей.
Также условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование у реабилитанта установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».
Данное условие основывается на том, что важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.
Совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой названа в работе Р.Бернса Я-концепцией . Описательную составляющую которой называют образом «Я». Образ «Я» – это представление индивида о самом себе, то, каким себя представляет индивид в настоящем, какими видит свои возможности развития в будущем. Образ «Я» включает в себя различные атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и другие характеристики самовосприятия. Образ «Я» формируется под воздействием самооценки индивида и совокупности внешних влияний, которые он испытывает.
Безнадзорность – это ситуация отсутствия эмоциональной привязанности и взаимопонимания между родителями и детьми. В такой ситуации возникают трудности в формировании у несовершеннолетнего адекватной самооценки, поскольку отсутствует объективная оценка его возможностей и способностей со стороны ближайшего окружения. Тем не менее, самооценка относится к наиболее значимым характеристикам личности, которые в целом определяют мотивы ее поведения. Самооценка также определяет отношение к самому себе, то есть то, как оценивает себя человек по сравнению с окружающими его людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих, способным более или менее, чем они, достойным большего или меньшего.
Самооценка представляет собой диалектическое единство самоанализа и оценки, которую человек получает от окружающих. Самооценка, как считают психологи, формируется к 14 годам. Адекватность самооценки способствует более успешной социализации личности, обеспечивая не только ее интеграцию в систему общественных отношений, но и автономизацию личности, формируя самопринятие и самоуважение. Низкая самооценка, напротив, предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что приводит к проблемам социализации индивида.
Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
У безнадзорных несовершеннолетних к проблеме формирования адекватной самооценки добавляется отрицательное воздействие социума, заключающееся в депривации родственных связей и антисоциальности ближайшего окружения.
Образ «Я» реальный всегда оценивается индивидом и соотносится с образом «Я» идеальным. В детском и подростковом возрасте расхождение этих образов может говорить как о неадаптивности индивида, так и о формировании способности видеть возможные пути развития своей личности. Более предпочтительный второй вариант возможен при условии адекватности самооценки и реалистичности признания собственных особенностей несовершеннолетнего.
Образ «Я» и самооценка составляющие Я-концепцию личности, по мнению Р. Бернса, играют троякую роль: способствуют достижению внутренней согласованности личности, определяют интерпретацию опыта и являются источником ожиданий. Все эти характеристики важно учитывать в социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей, поэтому для успешности данного процесса, необходимо формировать адекватную самооценку и позитивность образа «Я» несовершеннолетнего.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что безнадзорность является социально опасной ситуацией, поэтому безнадзорные несовершеннолетние нуждаются в помощи, в том числе и педагогической. Сложившаяся сегодня в образовательных учреждениях система работы с ними не соответствует усложнившейся ситуации в отношении этих детей. Поэтому актуальной задачей стало формирование научно обоснованной системы их реабилитации, в том числе и социально-педагогического ее аспекта.
Выводы к первой главе:
Материалы первой главы позволяют сделать следующие выводы:
1. В России с начала XX века не сложилось сколько-нибудь действенной и эффективной системы профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, имеющими опыт безнадзорности и беспризорности. Анализ истории организации в России работы с такой молодежью, показал, что приоритетом в данном направлении на протяжении длительного времени являлись мероприятия карательно-наказывающего, запретительного характера в процессе коррекционной работы, реабилитационная работа отличалась массовостью и не учитывала индивидуальных особенностей несовершеннолетних.
2. Молодежная безнадзорность – это явление, при котором, сохраняя эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, несовершеннолетний большую часть времени предоставлен сам себе. Должный контроль за его воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, отсутствует. При этом, правильно понимаемый надзорза несовершеннолетним, не сводится только к контролю за его поведением, учебой, досугом, это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи с молодым человеком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.
3. Безнадзорность – это начальная стадия процесса социальной дизадаптации несовершеннолетнего, окончательной фазой которого является беспризорность.
4. Основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности несовершеннолетнего за свои действия, пониманию свободы как безнаказанности.
5. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорной молодежи это процесс, направленный на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования, при этом необходимо включать сюда аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка.
6. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных несовершеннолетних, как показывает анализ литературных источников, является эффективной при следующих условиях:
Формирование особой реабилитационной среды, состоящей из внутреннего и внешнего поля реабилитации;
Развитие у несовершеннолетнего системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемой интериоризацией социальных норм и ценностей;
Формирование у реабилитанта установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».
1. Получателями услуг являются несовершеннолетние до 18 лет, относящиеся к следующим категориям:
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной реабилитации (далее - несовершеннолетние, клиенты).
2. Оказание услуг несовершеннолетним в учреждении осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".
2.1. Виды социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним в учреждении:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-правовые;
- социально-трудовые;
- срочные.
2.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется в следующем порядке:
- зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание;
- первичная диагностика и обследование личности;
- разработка индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
- реализация индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
- снятие несовершеннолетнего с социального обслуживания.
2.3. Результатом социальной реабилитации несовершеннолетних в стационарных условиях является восстановление утраченных социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полная компенсация ограничений жизнедеятельности.
3. Порядок и условия осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних
3.1. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание.
3.1.1. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание осуществляется приказом директора учреждения на основании документа, обосновывающего помещение в учреждение.
3.1.2. Перечень документов, которые могут являться основанием для зачисления несовершеннолетнего на обслуживание:
- личное обращение несовершеннолетнего;
- заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей (далее - родители);
- направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акт оперативного дежурного отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте.
3.1.3. На социальное обслуживание не могут быть зачислены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
3.1.4. Несовершеннолетние, зачисленные на обслуживание, в ходе зачисления должны быть ознакомлены с правами и обязанностями клиента учреждения, правилами поведения в учреждении.
3.1.5. На несовершеннолетнего, зачисленного на облуживание, формируется Личное дело, в которое приобщаются:
- документы, являющиеся основанием для зачисления несовершеннолетнего на обслуживание;
- документы, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также иные документы, связанные с предоставлением социальных услуг и оформленные в ходе социального облуживания несовершеннолетнего в учреждении.
3.2. Первичная диагностика и обследование личности.
3.2.1. Проведение первичной диагностики и обследования личности несовершеннолетнего направлено на выявление существа и причин его трудной жизненной ситуации, в том числе:
- состояния здоровья несовершеннолетнего;
- степени деформации социального развития;
- нарушений психического развития;
- уровня социальной зрелости;
- особенностей коммуникативной сферы;
- уровня основных знаний;
- уровня восприятия ребенком внутрисемейной ситуации;
- правового статуса несовершеннолетнего.
3.2.2. Первичная диагностика и обследование личности несовершеннолетнего проводится специалистами учреждения в течение 7 рабочих дней со дня его зачисления на социальное обслуживание.
3.2.3. В случае прохождения несовершеннолетним медицинского обследования в учреждении здравоохранения 7 рабочих дней исчисляются со дня поступления несовершеннолетнего на социальное обслуживание в учреждение.
3.3. Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.
3.3.1. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, регламентирующий перечень реабилитационных мероприятий, проводимых с несовершеннолетним и направленных на решение социальных проблем, лежащих в основе его трудной жизненной ситуации (далее - реабилитационные мероприятия).
3.3.2. Перечень реабилитационных мероприятий разрабатывается на основании результатов проведенной первичной диагностики и обследования личности в течение 7 рабочих дней со дня их получения.
3.3.3. Сроки реализации индивидуальной программы социальной реабилитации устанавливаются индивидуально для каждого несовершеннолетнего с учетом специфики его трудной жизненной ситуации.
3.3.4. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего утверждается на заседании Социального консилиума в течение 3 рабочих дней со дня разработки перечня реабилитационных мероприятий.
3.3.5. В программе определены и зафиксированы:
- данные о несовершеннолетнем и его родителях (ф.и.о., адрес проживания, контактные телефоны, место работы/учебы и пр.);
- дата поступления несовершеннолетнего в учреждение;
- сроки и результаты проведения первичной диагностики и обследования личности;
- специалист, ответственный за полноту и своевременность реализации мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
- перечень реабилитационных мероприятий;
- сроки проведения реабилитационных мероприятий и ответственные специалисты;
- дата проведения и номер протокола заседания Социального консилиума, утверждающего индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего (запись делается после утверждения программы).
3.3.6. С несовершеннолетним проводятся мероприятия, направленные на понимание значения проводимых с ним реабилитационных мероприятий.
3.3.7. Родители, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего, имеют доступ к информации о содержании индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, ее целях и результатах.
3.3.8. Допускается отсутствие индивидуальной программы у несовершеннолетних, находящихся в учреждении менее 7 дней.
3.4. Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.
3.4.1. Учреждение обеспечивает реализацию индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего в полном объеме, в утвержденные сроки, с привлечением специалистов соответствующей квалификации.
3.4.2. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего может дополняться и корректироваться в течение всего срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении с целью повышения эффективности реабилитационного процесса.
3.4.3. Внесение изменений и дополнений в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего осуществляется не реже 1 раза в месяц на основании решения Социального консилиума.
3.4.4. Предложения о внесении изменений и дополнений в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего вносятся специалистами, принимающими участие в ее реализации, на основании:
- проведения промежуточной диагностики, по результатам которой оцениваются промежуточные результаты реализации проводимых с несовершеннолетним реабилитационных мероприятий, изменения в состоянии и поведении несовершеннолетнего;
- мнения и пожеланий несовершеннолетнего;
- проведенного опроса контактных групп и лиц об изменениях в состоянии и поведении несовершеннолетнего.
3.4.5. В ходе осуществления реабилитационного процесса в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего вносятся дополнительные записи, в том числе:
- фиксируются сроки и результаты проводимых реабилитационных мероприятий;
- отражаются результаты проведения промежуточной диагностики, исследования мнения и пожеланий несовершеннолетнего, проведения опроса контактных групп и лиц;
- фиксируются дата и номер протокола заседания Социального консилиума, на котором вносились изменения в индивидуальную программу социальной реабилитации, а также перечень внесенных изменений.
3.4.6. Помимо реабилитационных мероприятий, несовершеннолетнему предоставляются социальные услуги, имеющие групповой/массовый характер (анимационные, просветительные, профилактические, оздоровительные и прочие). Данные услуги предоставляются в соответствии с Планом/распорядком, утвержденным руководителем учреждения.
3.5. Снятие несовершеннолетнего с социального обслуживания.
3.5.1. Снятие (отчисление) несовершеннолетнего с социального обслуживания осуществляется в следующих случаях:
- возвращение несовершеннолетнего в семью;
- передача несовершеннолетнего на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью;
- передача несовершеннолетнего в иное учреждение.
3.5.2. Решение о снятии (отчислении) несовершеннолетнего с социального обслуживания оформляется приказом по учреждению.
3.5.3. С целью определения результатов реализации реабилитационных мероприятий, и обоснования целесообразности снятия несовершеннолетнего с социального обслуживания проводится итоговая диагностика и обследование личности.
3.5.4. По убытию несовершеннолетнего в семью, учреждение или руководителям/законным представителям выдается заключение о результатах реализации индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и рекомендации по дальнейшей работе с ним, а также оформляется акт передачи несовершеннолетнего.