В пубертатном возрасте завершается формирование дисгармоничных личностей, называемых также психопатическими и отличающихся от нормальных тем, что им трудно безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Эти постоянные свойства, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться, однако резко не меняются. Они определяют весь психический облик индивида. Диагноз психопатии ставится на основании следующих признаков:
1) тотальность патологических черт характера, проявляющихся в обычных и
стрессовых ситуациях;
2) стабильность патологических черт характера, сохраняющихся на протяжении всей жизни;
3) социальная дезадаптация как следствие патологических черт характера.
Наряду с наследственными психопатиями у подростков под влиянием неправильного воспитания или продолжительного плохого влияния завершают свое формирование различные формы патохарактерологического развития (приобретенные психопатии). Наиболее яркое выражение приобретают органические психопатии - следствие пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных поражений мозга. Здесь описаны формы личностных расстройств.
Параноидное расстройство личности характеризуется чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам; недовольством кем-либо, то есть отказом прощать оскорбления, причиненный ущерб; подозрительностью и неверным истолкованием нейтральных или дружеских действий людей, как враждебных или подозрительных; воинственным отношением к своим правам, вне соответствия с фактами; неоправданными подозрениями относительно верности партнера; отнесением всего происходящего на свой счет; подозрениями о существовании заговоров против его личности. Самая характерная черта - образование сверхценных идей, которые определяют всё их поведение, что связано с уверенностью в собственной значимости, односторонностью восприятия действительности, недостатком критики, субъективностью и аффективной окрашенностью мышления. К их числу относятся идеи о наличии несуществующего заболевания, о несправедливом к ним отношении, о необычном изобретении, идеи ревности, воздействия.
Шизоидное расстройство личности , аутистическая психопатия, отличается дисгармонией развития, отсутствием единства, противоречивостью эмоций, стремлений и поступков. Такая личность не способна испытывать удовольствия, отличается сдержанностью, эмоциональной холодностью, неспособностью проявлять теплые чувства и сопереживать другим. У нее ослаблена ответная реакция на похвалу и порицания, незначителен интерес к сексуальным контактам. Имеется склонность к фантазиям и деятельности в одиночку, уходу в себя, затруднению установления доверительных отношений. Не учитываются правила отношений между людьми, а в связи с этим и возникают эксцентричные поступки. Нет стремления иметь близких друзей, и из-за этого они отсутствуют.
Диссоциалъное расстройство личности , неустойчивая или безвольная психопатия, характеризуется несоответствием поведения социальным нормам, бессердечным равнодушием, безответственностью и пренебрежением к морали, неспособностью поддерживать прочные деловые, дружеские, семейные и сексуальные взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении. Эти личности плохо переносят неудачи, агрессивны, неспособны испытывать чувство вины и извлекать уроки из ошибок и ситуаций, приведших к наказаниям. Они не реагируют на обвинения окружающих, а своим проступкам дают благовидные объяснения, уклоняются от учебы, труда, стремятся к удовольствиям, участию в асоциальных компаниях, где они оказываются на подчиненных ролях.
Эмоционально неустойчивое расстройство личности , импульсивная, или взрывчатая психопатия, характеризуется изменяющимся и капризным настроением, неожиданными действиями без учета возможных последствий, конфликтностью, нередко сопровождаемой драками, в особенности, при осуждении другими их импульсивных поступков. Возникают вспышки неконтролируемой ярости и жестокости. Отсутствует планирование чего-либо заранее и умение предвидеть будущие события. Способность устойчиво работать появляется, только если за это следует вознаграждение. Склонность к созданию напряженных (неустойчивых) отношений с другими может приводить к эмоциональным кризисам и осложняться угрозами самоубийства или самоповреждениями.
Истерическое расстройство личности , демонстративная психопатия, проявляется дисгармоничностью развития личности при наличии выраженных признаков детскости. Истероиды отличаются жаждой внимания, преувеличенными эмоциями, создающими впечатление глубины переживаний, театральностью поведения, внушаемостью, подчиняемостью, поверхностной, бурной и изменчивой эмоциональностью, жаждой признания. Они стремятся к такой деятельности, которая не ослабляла бы к ним интереса, чрезмерно озабочены своей физической привлекательностью, склонны к демонстративным попыткам к самоубийству.
Психастеническое расстройство личности , тревожно-мнительная психопатия, отличается нерешительностью, склонностью к сомнениям, озабоченностью деталями, порядком, стремлением все делать наилучшим образом, что часто препятствует выполнению задач. Психастеник чрезмерно ответственен, неадекватно озабочен продуктивностью своей деятельности в ущерб удовольствию, необычно педантичен, привержен социальным условностям, упрям, требователен к окружающим, чтобы они все делали в точности также как и он сам. Переживает постоянную тревогу за свое будущее. Нередко появляются навязчивости. Из-за нетерпеливости нередко совершаются скоропалительные действия тогда, когда требуется осмотрительность.
Тревожное расстройство личности , сенситивная психопатия, имеет такие черты, как постоянное чувство напряжения и мрачные предчувствия, представления о своей неприспособленности к жизни, отсутствии физической привлекательности и умственных способностей. Существуют чрезмерные опасения подвергнуться критике или пересудам, нежелание вступать во взаимоотношения без уверенности не быть отвергнутым или поднятым на смех. Характерны также самоограничения в стиле жизни для поддержания чувства безопасности, уклонение от общественной или профессиональной деятельности, связанной с многими межличностными контактами из-за опасения неодобрительного к себе отношения.
Зависимое расстройство личности , конформная личность, характеризуется потребностью иметь опекуна, перекладыванием на других ответственности за те или иные изменения в жизни, ограниченной способностью к принятию повседневных решений, подчинением собственных нужд потребностям людей, неспособностью предъявить разумные претензии лицам, от которых зависят, переживанием беспомощности в одиночестве из-за неспособности к самостоятельности, страхами быть покинутым тем, с кем имеется тесная эмоциональная связь.
Лечение расстройств личности . Медикаменты применяются лишь при декомпенсациях для купирования дисфории, тревоги, депрессии, при повышенной возбудимости или нарушенных влечениях. С этой целью назначают аминазин (25-75 мг в/м), тизерцин (25-75 мг в/м), седуксен (20-40 мг в/м), неулептил (30-90 мг), сонапакс (25-200 мг), нозепам (30-60 мг). Медико-педагогические меры должны сочетаться с психотерапией.
Диспансеризация . Подростки с умеренно выраженной психопатией относятся к группе Д-3 и осматриваются не реже 2 раз в год. Тяжелая психопатия и состояния декомпенсации требуют лечения.
Экспертиза . Подростки в зависимости от тяжести психопатии и наличия или отсутствия декомпенсации относятся к 5-й или 4-й группам здоровья. Профилактикой должны быть коррекционно-педагогические меры и психотерапия. При тяжелой и декомпенсированной психопатии подросток не может работать на производстве. Подростки с резко выраженными, не поддающимися компенсации психопатиями, не годны к военной службе. Подростки с умеренно выраженными личностными расстройствами, с неустойчивой компенсацией ограниченно годны к военной службе.
Под расстройством личности подразумевается широкий круг нарушений психических функций, проявляющихся главным образом отклонениями в формировании характера и поведения, включая особенности стиля жизни и способа отношения к себе и к другим.
Как аномалии характера, так и отклоняющееся (девиантное) поведение могут иметь разное происхождение и далеко не всегда представляют собой болезненное расстройство. Чаще всего они бывают обусловлены социально-педагогической запущенностью, неблагоприятными влияниями окружающей среды. Безусловно болезненными и, следовательно, относящимися к компетенции медицины следует считать такие отклонения в развитии характера и поведения, в основе которых лежит совокупность патогенных социальных и биологических факторов, включая дизонтогенез центральной
Частная психиатрия
Функциональны е психогенные заболевания
нервной системы и грубые дефекты воспитания в первые годы жизни ребенка, когда происходит становление базовых свойств личности человека. Совокупное действие этих факторов приводит к тому, что отклонения в характере и поведении оказываются стойкими и проявляются на последующих этапах жизни, даже если условия ее оказываются достаточно благоприятными. Субъект с аномальными свойствами характера ограничен в свободе выбора того или другого поведения, тех или иных действий, он слабо осознает их мотивы и не умеет рассудительно планировать свои поступки и управлять ими. В подобных случаях речь идет о так называемых или пси-хопатиях. В МКБ-10 они относятся к. Критерии их диагностики, позволяющие отграничивать их от непатологических форм отклоняющегося характера и поведения, сводятся к следующему:
а) аномальные черты характера и поведения проявляются с раннего детского возраста и сохраняются в течение всей жизни субъекта, усиливаясь под влиянием трудных жизненных обстоятельств и несколько сглаживаясь при благоприятных условиях;
б) дисгармония душевной жизни проявляется практически во всех ее сферах, а не только в аффективных реакциях и поведении. Так, у психопатического субъекта может быть необычный, оригинальный образ мышления, в котором романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям; богатство знаний и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми практическими навыками, благодаря чему при экспериментально-психологическом исследовании уровень интеллекта оказывается заниженным; отмечается избирательное снижение памяти на лица, имена и фамилии людей при очень хорошей памяти на абстрактные предметы и теоретические знания; походка бывает угловатой, мимика и жесты бывают странными, манерными и т.д.;
в) под влиянием психогении неоднократно в течение жизни возникают декомпенсации, проявляющиеся невротическими или психотическими стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями. Так, например, у криминального субъекта всякий раз при очередном задержании возникает однотипная истерическая реакция в форме синдрома Ганзера с демонстративно нелепым поведением.
Указанные диагностические критерии все же не исключают трудностей в распознавании патологических и непатологи-ческих аномальных свойств характера и поведения. В представлении врача-диагноста всегда существует некий усредненный стандарт личности со свойственными данной культуре региональными, этническими особенностями. Резкое уклонение от этого стандарта, например стремление жить одними удовольствиями и уклонение от любого труда, отсутствие родственных чувств, особо дерзкие хулиганские поступки и жестокость, могут вызвать сомнения в их (нормальный человек так вести себя не станет!); но подобные субъективные оценки не всегда совпадают с клинической реальностью. Поэтому диагностика психопатии требует дополнительных критериев. К ним нужно отнести данные генетического исследования, а также данные акушерского анамнеза, способные выявить возможные поражения центральной нервной системы в качестве одного из проявлений перинатальной патологии. Генетический фактор играет особую роль в происхождении расстройств личности. В пользу этого свидетельствуют данные близнецовых исследований, показавшие, что конкордантность по пси-хопатии у однояйцевых близнецов в несколько раз выше, чем у двуяйцевых. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.
Естественно, что по наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга, являющегося органом психической деятельности. Подтверждением этого служит большая частота обнаруживаемых при ЭЭГ-исследовании больных с психопатиями патологических медленных волн. Аномалии развития часто наблюдаются и в других органах: характерны дипластичес-кое телосложение пациентов, непропорционально длинные
Частная психиатрия
конечности, короткая шея, неправильное строение черепа и зубочелюстной системы, уродства внутренних органов, нарушения гормональной регуляции. С большим постоянством встречаются симптомы вегетососудистой дистонии. Все эти соматические изменения, разумеется, не служат непосредственной причиной патологического формирования характера, но являются косвенным признаком (маркёрами) того, что аномалии развития могли иметь место и в центральной нервной системе. Учет их полезен при установлении диагноза психопатии.
Группа психопатий, возникновение которых связано с воздействием не только социально-средовых, но и биологических факторов, сравнительно невелика и составляет примерно 25-30 % от общего числа лиц, у которых на современном этапе развития психиатрии принято диагностировать расстройства личности (В. Я. Гиндикин). Значительное число этих расстройств падает на так называемые со-циопатии, при которых грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами обусловлено средовыми факторами, социальным опытом субъекта. В годы после окончания второй мировой войны во многих странах резко участились случаи неадаптированного в социальном отношении поведения, особенно среди детей и подростков. Общество не могло решить эту проблему традиционными воспитательными и репрессивными воздействиями, и под его давлением в психиатрии стал возрастать интерес к аномалиям характера и поведения, занимающим промежуточное положение между нормой и патологией. Был принят во внимание тот факт, что если социальная среда и воспитание ребенка не несут в себе условий, необходимых для гармоничного формирования личности, это может повести к стойким и необратимым ее изменениям, нарушающим жизненные интересы как самого субъекта, так и общества. Иными словами, социально обусловленное аномальное развитие характера способно дать начало личностным изменениям, проявляющимся в дальнейшем на всех этапах жизни человека. Отношение этих изменений к медицине обосновано недостаточно, но подкрепляется интересами профилактики заболеваний: вызванные семейно-педагогической и
251
в широком смысле социальной запущенностью изменения характера и поведения в дальнейшем могут приобрести свойства стереотипа и проявляют себя по каждому, даже незначительному поводу (например, неоднократные попытки самоубийства, провоцируемые мелкими конфликтами). Такие действия рано или поздно приводят к социальной дезадап-тации субъекта, служат фактором предрасположения к невротическим и психотическим заболеваниям, к развитию алкоголизма и наркомании.
Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом - аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других - биологических факторов.
В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадап-тации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.). Неправомерное отнесение к расстройствам личности непатологических форм отклоняющегося поведения служит также поводом для пассивности органов образования, правоохранительных органов, администрации и общественных организаций, которые склонны переносить ответственность за исправление этого поведения на медицинские организации ().
Частная психиатрия
1. Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Четыре фактора в современном обществе определяют развитие характера и поведения детей и подростков: семья, референтная группа сверстников, молодежная субкультура и школа. Роль их важна не только сама по себе, но она отражает также социальные и культурные ценности всего общества. Так, влияние семьи, играющее ведущую роль в становлении характера и личности ребенка, фокусирует на себе господствующие в обществе культурные ценности: уважительное или, напротив, скептическое отношение к знаниям и образованности; убеждения в допустимости или недопустимости поведения, ущемляющего права и интересы другого человека; морально-нравственные, религиозные убеждения и многое другое. Все эти факторы, действующие в обществе, незримо присутствуют в семейных отношениях, накладывая мощный отпечаток на установки ребенка в выборе той или иной формы поведения. Даже отрицательное влияние асоциальной группы сверстников не служит первопричиной социальной дезадаптации ребенка или подростка, так как еще до вступления в эту группу благодаря сформировавшимся в семье установкам он уже присутствовала ней психологически и стремился подражать поведению ее членов. Роль семьи заключается в выработке у ребенка готовности или неготовности воспринимать положительные и отрицательные влияния окружающей социальной среды.
В становлении молодежной субкультуры, оказывающей влияние на личность ребенка и подростка, большую роль играет искусство и средства массовой информации. Но они также действуют в непосредственной связи с влиянием семьи и микросоциального окружения ребенка. Так, ребенок, усвоивший в семье и в референтной группе подростков установки на асоциальные формы поведения, неуважение к закону и нравственности, легко имитирует образцы отрицательного поведения персонажей кинофильмов и телевизионных передач, принимает для подражания сцены преступлений, насилия и грубой эротики. Важным посредником в передаче основных культурных ценностей общества является школьное воспитание и образование. Они влияют на ребенка как
Функциональные психогенные заболевания ___ ___ 253
непосредственно, так и через посредство семьи и родителей, которые также являются вчерашними учениками, усвоившими культурные ценности общества в школе.
Среди различных форм нарушения поведения у детей и подростков с расстройствами личности можно выделить несколько типов реакций:
а) Агрессивные реакции у Детей, не склонных к группированию. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют садистическую жестокость по отношению к другим детям и к животным, вызывающе ведут себя со взрослыми, проявляя злонамеренное озорство. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, ущемление самолюбия, стремление открыто отомстить своему обидчику. Такое поведение чаще всего встречается у детей, воспитывающихся в семьях, где родители отвергали их, не проявляли по отношению к ним теплоты, понимания и поддержки.
б) Делинквентное поведение детей, склонных к группированию. Делинквентность - это склонность к совершению проступков, не достигающих уровня уголовного преступления, наказуемого в этом возрасте. Эти дети стремятся к вступлению в асоциальные группы сверстников, совместно с которыми они занимаются воровством, совершают иные групповые преступления. Они обычно отказываются посещать школу, поздно возвращаются домой, склонны к уходам из дома и бродяжничеству, к злоупотреблению психоактивными веществами, легко вступают в половые связи. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса и где в ближайшем окружении имеются антисоциальные субъекты. Ребенок, растущий в условиях безнадзорности, добивается чувства своей защищенности и поддержки путем полноправного членства в делинквентной группе, с которой он стремится себя идентифицировать. Нарушения поведения и агрессивность не всегда проистекают из логически понятной конфликтной ситуации. Часто они представляют собой скрытую попытку добиться компенсации своего неудовлетворения семейными отношениями,
Частная психиатрия
избавиться от чувства своей неполноценности и неадекватности, почувствовать себя смелым и решительным. Вызывающее отношение к учителям также может служить скрытым от самого себя средством повлиять на родителей, привлечь к себе их внимание, избавиться от чувства вины.
в) У детей, воспитывающихся в семьях, где отношение к ним строилось по типу с выражением постоянных восторгов по поводу их действительных или мнимых достоинств и вседозволенностью, нередко наблюдается истероидный вариант развития личности с постоянным стремлением привлекать к себе внимание, с демонстративным поведением и бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований. В школе они стремятся к формальному лидерству, хотя к выполнению общественных обязанностей относятся небрежно и не умеют добиваться действительного авторитета среди товарищей.
г) Помимо расстройств личности, характеризующихся повышенной аффективной возбудимостью детей, их агрессивностью, асоциальным поведением, существует тормози-мый вариант личностных расстройств. В большинстве случаев речь идет о детях, растущих в семьях, где родители сами отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью. В других случаях к детям предъявляются чрезмерные требования в отношении выполнения ими обязанностей по дому, достижения школьных успехов, превышающих возможности ребенка, с критикой и угрозами наказания. Такие дети отличаются неуверенностью, чрезмерной застенчивостью и беспокойством. Они слабо адаптируются в детских учреждениях, с трудом сходятся со сверстниками, страдают от чувства своей неполноценности и одиночества, неумения находить друзей. Некоторые из них, несмотря на удовлетворительное интеллектуальное развитие, учатся с явным напряжением. Низкие успехи в школьных занятиях углубляют их чувство неполноценности и вины. д) Сходные изменения личности могут иметь место у детей
Функциональные психогенные заболевания________________255
с физическими недостатками, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (последствия детского церебрального паралича, ожирение, кифоз, обширное родимое пятно в области лица и др.). Пониженная Я-концеп-ция и значительное расхождение между идеальным Я (каким бы ребенок хотел себя видеть) и реальным Я (каким он видит себя в действительности) ведет к появлению реакций компенсации и гиперкомпенсации, которые служат средством защиты Я-концепции. Так, физически слабый и робкий ребенок в мечтах и играх представляет себя отважным воином, моряком; ребенок, воспитанный деспотичными родителями, предпочитает играть с младшими детьми, командует ими, наказывает их. Гиперкомпенса-ция чувства своей неполноценности может принять форму патологического фантазирования. Так, ребенок, вернувшийся с прогулки по лесу, рассказывает, будто бы он убил там змею, или он заявляет, что старший брат подарил ему настоящий пистолет. Компенсаторные реакции могут принять форму напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, не согласующихся с истинным характером ребенка и направленных на то, чтобы вызвать восхищение окружающих.
Расстройства личности в детском и подростковом возрасте отличаются относительной динамичностью. По мере взросления и при благоприятных условиях жизни и воспитания они имеют тенденцию к компенсации, что дает право относить их к преходящим (транзисторным) расстройствам. Про-гностически неблагоприятным признаком служит патологическая инертность отклоняющихся черт характера, проявляющихся стойким стереотипом нарушенного поведения. Они обнаруживают себя в любых условиях: в семье, при переводе в другое учебное заведение, при помещении в специнтер-нат для трудновоспитуемых детей, при смене места жительства и в новой компании сверстников. Такие дети и подростки, став взрослыми, продолжают оставаться дезадаптиро-ванными в социальном отношении более чем в 80 % случаев, и им обычно ставится диагноз психопатии (социопатии).
Своеобразные расстройства личности наблюдаются часто у детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка. В
Частная психиатрия
наибольшей степени они выражены у детей, поступающих в детские дома из специальных учреждений медицинского типа, где они воспитываются до 3-4 лет. Эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность в общений, часто наблюдается задержка развития речи, они не умеют играть в обычные детские игры. Свойственный младенческому возрасту потенциал к саморазвитию за счет внутренней энергии к 6-8мес. угасает. Появляется большое количество так называемых: ребенок раскачивается, сосет палец, губу, воспроизводит одно и то же движение без видимого смысла. Ребенок, растущий в интернате, не усваивает навыки продуктивных контактов со взрослыми, эти контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, пришедшем в учреждение, однако не умеют развить эти отношения и тут же убегают, переходя на пассивное отчуждение или агрессию.
Особая проблема - феномен в детском доме. В условиях нормальной семьи - это чувство, отражающее причастность к своей семье, создающее условия защищенности ребенка. Детдомовское - другое образование. Дети без родителей делят мир на и. В школе, куда детдомовские дети ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как, что развивает у них негативные отношения. В детских домах бывают жестокие взаимоотношения, сексуальные отклонения. В числе их причин - деформированная компенсация недостающей любви, положительных эмоций нормального общения. Не обладая развитой способностью понимать духовный мир другого, сочувствовать и сопереживать, дети в интернатах живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку. Результатом является низкая социальная адаптация большинства детей, закончивших обучение в интернате и вступающих в самостоятельную жизнь (В. С. Мухина).
Дифференциальный диагноз психопатии и отклоняющегося поведения вследствие социально-педагогической запущенности чрезвычайно сложен. Процент диагностиче-Функциональные психогенные заболевания________________257
ских ошибок тем выше, чем меньше возраст пациента, и достигает при ранней диагностике психопатий 27-40 % (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин). Необходим поиск дополнительных диагностических критериев, в числе которых можно назвать уровень самосознания. Отклонение от нормального развития самосознания служит основанием для установления патологически измененного темпа созревания личности, нарушений функции самоконтроля и саморегуляции поведения, участвующих в механизмах отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая подростка неподготовленным к социальным требованиям, заостряющая свойственную ему аффективную возбудимость, расторможенность влечений, неадекватную претензию на взрослость.
В. С. Чудневским и А. Ю. Кржечковским предложен способ определения уровня самосознания у подростков в условиях массовых профилактических обследований учащихся начиная с 11-летнего возраста. Уровень самосознания определяется с помощью показателя адекватности самооценок (АСО) путем сравнения оценок различных параметров личности самим испытуемым и экспертом - педагогом, воспитателем, хорошо знающим всех членов данной учебной группы. Используется опросник, включающий 22 пары альтернативных признаков (таблица 5). Бланки опросников раздаются всем учащимся, которые после соответствующего инструктажа самостоятельно оценивают в баллах степень выраженности у себя каждого признака (0, 1, 2, 3). Такие же бланки на каждого ученика, но независимо от них заполняются экспертом. Для определения АСО производится ряд элементарных математических операций. Вначале определяется величина самооценки каждого параметра личности (С); она равняется алгебраической сумме баллов по альтернативным признакам каждой пары. Второй операцией является определение величины экспертных оценок (ЭО), которое производится аналогичным образом. Третья операция заключается в вычислении алгебраической разницы d=C-30 для каждой пары признаков.
°. Зап. 101
Частная психиатрия
Функияонаяьные психогенные заболевания
Таблица 5 Текст опросника и пример вычисления АСО
№ п/п Параметры личности Оценка (+) Параметры личности Оценка (-) С ЭО d 1 Обаятельный 3 Непривлекательный 0 +3 +3 0 2 Слабовольный 0 Волевой 2 -2 -2 -1 3 Безответственный 0 Добросовестный 3 -3 +2 -5 4 Упрямый О Уступчивый 1 -1 +3 -4 5 Замкнутый - Откровенный 3 -3 +3 -6 6 Добрый 3 Злой 0 +3 +3 0 7 Зависимый - Независимый - - -2 6 8 Деятельный 3 Пассивный - +3 +2 +1 9 Черствый 1 Отзывчивый 3 -2 -1 -1 10 Решительный 3 Нерешител ьный 1 +2 -3 +5 11 Вялый - Энергичный 0 0 -3 3 12 Справедливый 2 Несправедливый 2 0 +2 -2 13 Смелый 3 Боязливый 0 3 -1 +4 14 Нетерпеливый 3 Терпеливый 1 +2 3 -1 15 Непримиримый - Снисходительный - - 0 +6 16 Уверенный 2 Неуверенный 2 0 0 0 17 Нелюдимый 0 Общительный 3 -3 -3 0 18 Честный 3 Нечестный 2 +1 -1 +2 19 Несамостоятельный - Самостоятельный 3 -3 0 -3 20 Вспыльчивый 1 Невозмутимый - +1 -1 +2 21 Веселый 3 Грустный 1 +2 +3 -1 22 Своевольный 0 Послушный 3 -3 +3 -6
132-59 АСО = - = 0,55
ЕИ^
\ 132
Примечание: 1. Числовые значения ЭО взяты из бланка, заполненного на данного ученика классным руководителем. 2. Знаки (+) и (-) перед числовыми значениями d опускаются.
При обследовании подростков, особенно младшей возрастной группы, они часто заявляют, что им непонятны значения тех или иных обозначений свойств личности, и они не могут их у себя оценить. В таких случаях не следует помогать испытуемым или давать им какие-либо разъяснения. Незнание термина означает неспособность испытуемого дать словесную (когнитивную) оценку данного качества личности, что должно быть учтено при определении окончательного результата. Поэтому в случае незнания какого-то психологического понятия и неумения использовать его для самооценки испытуемый должен поставить в графе прочерк. Если испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары и не может их у себя оценить, то d принимается равным 6, то есть приравнивается к максимальному значению. Если не оценивается один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируются абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до б, теоретически сумма (^jd] = 59) может колебаться от 0 до 132. Отсюда: 132-^1
АСО-132
С помощью указанной методики при массовом обследовании подростков было установлено, что в норме, при отсутствии патологических изменений характера и личности, величина АСО постепенно возрастает за период с II до 15 лет с 0,43 + 0,04 до 0,75 + 0,06. В отличие от этого, при транзи-торных психопатических расстройствах (патохарактерологи-ческих реакциях) и при психопатиях она стабильно сохраняется на низком уровне. АСО выше 0,62 встречается в 81% случаев у подростков 14-17 лет без психических нарушений и лишь в 21 % случаев у подростков с психопатией. АСО ниже 0,62 наблюдается в 19 % случаев у психически здоровых подростков и в 79 % случаев - у подростков с клинически верифицированной психопатией (как, так и транзиторной).
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Еще большее значение для диагностики имеют крайние значения АСО, наблюдающиеся у части подростков 14-17 лет. У психически здоровых подростков, независимо от особенностей их поведения величины АСО, равные 0,55 и ниже, не наблюдаются. Напротив, при патологических аномалиях характера и личности не встречаются величины АСО, равные 0,70 и более; установление их у подростков этого возраста практически позволяет исключить диагноз психо-патии.
Определенное диагностическое значение имеет также установление при клиническом обследовании симптомов конституциональной аномалии центральной нервной системы, аномалий телосложения и внутренних органов, свидетельствующих при учете прочих диагностических критериев в пользу диагноза психопатии.
2. Расстройства личности в зрелом возрасте
Обогащение и усложнение душевной деятельности человека в зрелом возрасте, повышение его роли в обществе и его ответственности за свои поступки ведут к тому, что в этом периоде жизни расстройства личности становятся более разнообразными, появляется возможность дифференцировать и классифицировать их с большей степенью определенности. Но даже в этих условиях классификации личностных расстройств остаются условными, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных типах, включающих в себя симптомы разных видов психопатий. Предпочтительной является классификация типов расстройств личности, представленная в МКБ-10. .
Параноидное личностное расстройство характеризуется чрезмерной чувствительностью к ситуациям, которые создают препятствия к достижению желаемого, ведущим даже к незначительному ущемлению чувства собственного достоинства и непомерно развитого самолюбия. Пациенты склонны необъективно истолковывать любые поступки окружающих людей в зависимости от своих симпатий и
антипатий, принимать нейтральные и даже дружеские действия за неприязненные и враждебные, во всем видеть ущемление своих прав. Характерно воинствующее и упорное сознание своей правоты в любых обстоятельствах и своей роли борца за правду и справедливость, которые понимаются с позиций узколичных интересов. В остальном пациентов отличает духовная бедность, мелочность в быту, завистливое и подозрительное отношение к людям, неумение прощать обиды, болезненная ревность.
В случае декомпенсации под влиянием возникающих конфликтов возникает реакция сутяжничества, начинается систематическое преследование, которым приписываются самые отвратительные качества, пишутся бесконечные жалобы во все государственные, общественные и судебные инстанции, в которых любые мелкие просчеты противников квалифицируются как злонамеренные и преступные, рассылаются порочащие анонимные письма. Круг преследуемых лиц постоянно расширяется за счет всех принимавших участие в разборе конфликтов и не проявивших, по мнению пациента, должной принципиальности и беспристрастности. Развитие борьбы может дать начало сверх-ценному бреду, в том числе бреду ревности. Больные со сверхценным бредом представляют большую социальную опасность, так как они склонны к совершению агрессивных, террористических действий в отношении своих или подозреваемых в супружеской измене. Этот вид расстройства личности обозначается также как паранойяльная психопатия.
Эмоционально нестабильное личностное расстройство (возбудимая психопатия) проявляется тенденцией к импульсивным действиям без принятия во внимание последствий. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к угрозам суицида и самоповреж-дениям.
Частная психиатрия
Гиетрионическое личностное расстройство (истерическая психопатия) характеризуется крайней изменчивостью эмоциональных реакций, непоследовательностью поведения. Пациенты непостоянны в своих привязанностях, капризны, настроение их изменчиво. Они проявляют неуемное стремление постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью и фантазерством. Пациенты ленивы и безответственны при выполнении будничных обязанностей, но бывают живы и энергичны, когда рассчитывают, что их деятельность будет замечена. Они стремятся к вниманию и уважению в обществе, хотя не прилагают для этого больших усилий. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. Будучи милыми и кокетливыми с людьми, на которых они хотят произвести хорошее впечатление, они становятся тиранами в семье, проявляя к своим близким черствость и даже жестокость. Стремясь привлечь к себе внимание своей слабостью и беспомощностью, такие люди становятся постоянными посетителями лечебных учреждений, предъявляя жалобы на невыносимые физические и душевные страдания.
Среди мужчин с гиетрионическим расстройством преобладают псевдологи (патологические лгуны). Они выделяются склонностью к фантазированию, рассказывают о необыкновенных происшествиях, в которых отводят себе эффектную роль, о знакомствах с выдающимися людьми, стремясь представить себя личностью более значимой, чем на самом деле. Среди них встречаются немало мелких мошенников, мнимых экстрасенсов, брачных аферистов.
Декомпенсация гистрионического расстройства проявляется в виде описанных выше истерического невроза или психоза.
Ананкастическое личностное расстройство проявляется нерешительностью, склонностью к сомнениям
Функциональные психогенные заболевания________________263
и преувеличенной осторожностью, неуверенностью в собственных способностях и возможностях. Во всяком деле пациенты проявляют преувеличенное внимание к деталям независимо от важности решения задачи, они бесконечно перепроверяют правильность совершенных ими действий. Такая чрезмерная скрупулезность и стремление к совершенству (перфекционизм) ведут к тому, что человек погружается в деятельность, избегая всех жизненных удовольствий, общения с людьми без деловой необходимости, не ищет способов выразить другим людям теплые чувства. Педантизм и формализм, упрямство и настойчивость в требованиях соблюдения порядка всеми окружающими делает таких людей трудными для общения в быту и на работе.
Декомпенсация аномальных свойств личности в условиях конфликта проявляется в виде обсессивно-компульсивных расстройств. Другое название этого вида расстройства - психастения или психастеническая психопатия.
Тревожное (избегающее) личностное расстройство характеризуется постоянным ощущением напряженности и ожиданием неприятностей, чрезмерной чувствительностью к критике с одновременным постоянным желанием нравиться другим людям. Неуверенность в себе проявляется повышенной склонностью к самоанализу и чувством своей неполноценности, приниженности. Страх перед возможным неуспехом заставляет субъекта ограничивать круг своих привязанностей и избегать любой деятельности, даже минимально связанной с риском. В случае де-компенсации на первый план выступают астенические и тревожно-депрессивные симптомы. Иное обозначение этого расстройства - психопатия тормозимого типа или астеническая психопатия.
Прочие аномальные свойства личности встречаются реже или они представляют собой один из вариантов уже описанных*.
* Шизоидная и циклоидная психопатии были описаны в главе V как патологические состояния эндогенной природы.
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Особый тип расстройств личности представляют собой психологические и поведенческие расстройства, связанные с нарушением половой дифференциации и половых функций. К ним относится транссексуализм - половое извращение, основанное на убеждении субъекта в том, что имеющиеся у него половые признаки ему не соответствуют. Субъект упорно добивается изменения его половых органов путем операции или стремится скрыть свою половую принадлежность, переодеваясь в одежду, которую носят люди противоположного пола, и перенимая их поведение. Близок к транссексуализму трансвестизм. При нем также сексуальное удовлетворение достигается путем переодевания в одежду другого пола, но без устойчивого стремления отождествлять себя с лицом этого пола.
Другая группа расстройств сексуального поведения включает расстройства полового предпочтения. К ней относятся фетишизм-получение сексуального удовлетворения путем манипулирования с предметами одежды или другими предметами, символически отражающими половую принадлежность; эксгибиционизм - достижение сексуального наслаждения путем обнажения половых органов перед лицами другого пола; педофилия - извращенное сексуальное влечение к детям обоего пола; садомазохизм - достижение полового наслаждения при нанесении болевых раздражений половому партнеру или самому себе; и целый ряд других.
Ненормальные сексуальные наклонности и поведение по-разному трактуются в разных обществах и культурах и в разные эпохи. В частности, в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) в специальную рубрику среди половых извращений выделялся гомосексуализм- исключительное или преобладающее половое влечение к лицам того же пола с физической связью или без нее. В последующие годы в связи с изменением в ряде стран отношения общества, а также и законодательства, касающегося гомосексуализма, этот вид полового влечения и поведения перестал рассматриваться как отражающий во всех
случаях патологическое изменение полового предпочтения. Поэтому в МКБ-10 в число болезненных расстройств включены лишь психологические и поведенческие расстройства, соединенные с гомосексуальностью, но не сам гомосексуализм как таковой. Авторитетные американские сексологи У. Мастере и В. Джонсон считают, что гомосексуальность не является болезнью; терапия ее должна определяться не врачом, а клиентом, причем в лечении нуждаются только те гомосексуалы, которые не желают смириться со своей сексуальной ориентацией, страдают от нее, но не могут самостоятельно ее изменить.
Свойственное раннему этапу развития сексологии и сексопатологии стремление установить непосредственную связь изменений сексуального поведения с нарушениями эндокринных функций не получило достаточного подтверждения. Многочисленные исследования гормонального профиля мужчин и женщин, страдающих нарушениями половой идентификации и половой ориентации, не дали определенных результатов, а попытки гормонотерапии оказались безуспешными. Это не исключает, однако, влияния на половое поведение более тонких нейроэндокринных факторов, не поддающихся на современном этапе полноценному анализу. Существует, например, гипотеза немецкого эндокринолога Г. Дёрнера относительно того, что на развитие гомосексуальности хотя бы частично может влиять расхождение между генетическим полом плода и специфическим для данного пола уровнем андрогенов в критический период дифференцировки мозга во время внутриутробного развития. В целом же психосексуальное развитие является результатом совместных влияний природных факторов и воспитания. Но в любом случае прослеживается тесная связь половой идентификации и половой ориентации субъекта с особенностями его личности и социальной адаптации. Это делает оправданным, по крайней мере на современном этапе, включение психологических и поведенческих расстройств при них в сферу расстройств личности.
Частная психиатрия
Каждый человек периодически сталкивается с проблемами в общении. Мы все разные, все уникальны по своим моделям поведения. Расстройство личности — общий термин для обозначения нескольких моделей поведения, отличительной чертой которых является наличие выраженной сложности ладить с другими людьми, независимо от окружающих обстоятельств.
Виды личностных расстройств.
Вас может заинтересовать: какие бывают типы расстройств личности и каковы симптомы каждого из них?
Люди, которые страдают от расстройства личности имеют проблемы в поддержании здоровых, продуктивных отношений. Страдающие обычно склонны обвинять других людей или обстоятельства в своих проблемах. Это сочетание трудностей приводит к чувству одиночества и изоляции от окружающих.
Антисоциальное расстройство личности
Люди с антисоциальным расстройством личности:
- пренебрегают существующими в обществе правилами.
- не имеют уважения к желаниям и чувствам других людей.
- проявляют жестокость и агрессию.
- склонны к алкоголизму и наркомании.
- часто нарушают закон.
Тревожное(избегающее) расстройство личности
Люди с избегающим расстройством личности:
- застенчивы.
- боятся неодобрения окружающих.
- имеют узкий, семейный круг общения.
Пограничное(эмоционально неустойчивое) расстройство личности
Люди с пограничным расстройством личности:
- импульсивность и низкий самоконтроль.
- нестабильная связь с реальностью.
- высокая тревожность.
- склонность к суициду.
Зависимое расстройство личности
Люди с зависимым расстройством личности:
- чаще женщины, чем мужчины.
- тяготятся одиночеством.
- им сложно принимать решения.
Нарциссическое расстройство личности
Люди с нарциссическим расстройством личности:
- постоянно требуют внимание к своей персоне.
- в основном ведут беседы о себе.
- преувеличивают свои успехи.
- считают, что им должны подчиняться.
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Люди с обсессивно-компульсивным расстройством личности:
- перфекционисты.
- порой чрезмерно ответственны.
- имеют шаблонное поведение.
Параноидное расстройство личности
Люди с параноидальным расстройством личности:
- подозрительны к действиям окружающих.
- не прощают обид.
- раздражительны и конфликтны.
Шизоидное расстройство личности
Люди с шизоидной расстройство личности:
- замкнуты в себе.
- избегают тесных контактов.
- мало интересуются проблемами социума.
Шизотипическое расстройство личности
Люди с шизотипического расстройства личности:
- эксцентричны в манерах и одежде.
- имеют свои, «особые» взгляды на жизнь.
- иногда выявляют психотические симптомы.
Культура и расстройство личности.
Стандарты поведения различны во всем мире. Хорошие друзья могут иметь очень разные модели поведения и убеждения, даже в наших собственных общинах. Если кто-то выделяется среди других не означает, что он или она имеет расстройство личности. Основной характеристикой расстройства личности является неспособность поддерживать здоровые отношения.
Дети и расстройство личности.
Расстройства личности редко диагностируются у детей. Это связано с частыми изменениями детской личности в период развития. Дети могут проявлять симптомы расстройства личности, но с возрастом они проходят. Например, беспричинно поссориться с товарищем может быть признаком пограничного расстройства личности. Тем не менее, это вполне обычное поведение у подростков. Расстройства личности наиболее точно диагностируется у людей старше 21 года.
Лечение .
Какие методы лечения доступны для людей с личностными расстройствами?
Люди, которые страдают от расстройства личности редко обращаются за медицинской помощью самостоятельно. Это потому, что они обычно обвиняют других людей и внешние обстоятельства в проблемах, которые они сами и создают. Иногда они вынуждены обращаться за медицинской помощью, находясь под влиянием окружающих. В случае антисоциальных деяний — возможно принудительное лечение по решению суда.
Лечение расстройств личности может быть весьма успешным. Лечение часто включает совместный прием препаратов и консультации психолога. Из лекарств, чаще используют антидепрессанты и успокаивающие препараты. Самое главное — продолжать лечение, даже если вы начинаете чувствовать себя лучше. Расстройство личности хоть и является поддающимся коррекции, но изменить его полностью невозможно.
Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.
Расстройствами личности (иначе – конституциональными психопатиями) страдает около 10% людей. Патологии такого рода внешне проявляются стойкими нарушениями поведения, которые отрицательно сказываются на жизни самого больного и его окружения. Разумеется, далеко не каждый человек, ведущий себя эксцентрично или непривычно для других, психопат. Отклонения в поведении и характере считаются патологическими, если они прослеживаются с юности, распространяются на несколько аспектов жизни и приводят к личностным и социальным проблемам.
Источник: depositphotos.com
Параноидное расстройство
Человек с параноидным расстройством личности никому и ничему не доверяет. Он болезненно воспринимает любые контакты, всех подозревает в недоброжелательности и враждебных намерениях, негативно истолковывает любые поступки других людей. Можно сказать, что он считает себя объектом всемирного злодейского заговора.
Такой больной постоянно недоволен или чего-то опасается. В то же время он агрессивно настроен: активно обвиняет окружающих в том, что они его эксплуатируют, обижают, обманывают и т. д. Большинство таких обвинений не только не имеет оснований, но и прямо противоречит реальному положению дел. Страдающий параноидным расстройством очень злопамятен: он может годами вспоминать свои реальные или мнимые обиды и сводить счеты с «обидчиками».
Обсессивно-компульсивное расстройство
Обсессивно-компульсивная личность склонна к абсолютному педантизму и перфекционизму. Такой человек все делает с преувеличенной аккуратностью, стремится подчинить свою жизнь раз и навсегда установленным схемам. Любая мелочь, например, изменение расстановки посуды на столе, может привести его в ярость или вызвать истерику.
Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством считает свой стиль жизни абсолютно верным и единственно приемлемым, поэтому агрессивно навязывает подобные правила окружающим. На работе он мешает сослуживцам постоянными придирками, а в семье нередко становится настоящим тираном, не прощающим близким даже малейшего отклонения от своего идеала.
Асоциальное расстройство
Асоциальное расстройство личности характеризуется неприятием любых правил поведения. Такой человек плохо учится не из-за отсутствия способностей: он просто не выполняет заданий преподавателя и не ходит на занятия, потому что это обязательное условие обучения. По той же причине он не приходит на работу вовремя и игнорирует указания начальников.
Поведение асоциального типа не является протестным: человек нарушает все нормы подряд, а не только те, которые представляются ему неправильными. И он очень быстро вступает в конфликт с законом, начиная с мелкого хулиганства и порчи или присвоения чужого имущества. Правонарушения обычно не имеют реальной мотивации: человек бьет прохожего без всякого повода и отнимает у него кошелек, не нуждаясь в деньгах. Те, кто страдает асоциальным расстройством, не удерживаются даже в преступных сообществах – там ведь тоже есть свои правила поведения, соблюдать которые больной неспособен.
Шизоидное расстройство
Для шизоидного типа личности характерен отказ от общения. Человек кажется окружающим неприветливым, холодным, отстраненным. Он обычно не имеет друзей, ни с кем не контактирует, кроме ближайших родственников, работу выбирает так, чтобы делать ее в одиночку, не встречаясь с людьми.
Шизоид слабо проявляет эмоции, одинаково безразлично относится к критике и похвале, практически не интересуется сексом. Человека этого типа сложно чем-то порадовать: он почти всегда равнодушен или недоволен.
Шизотипическое расстройство
Подобно шизоидам, люди, страдающие шизотипическим расстройством, избегают создания дружеских и семейных связей, предпочитая одиночество, но исходный посыл у них другой. Личности с шизотипическими отклонениями экстравагантны. Они часто разделяют самые нелепые суеверия, считают себя экстрасенсами или магами, могут странно одеваться и подробно, художественно излагать свои воззрения.
У людей с шизотипическим расстройством бывают разнообразные, почти не связанные с реальностью фантазии, зрительные или слуховые иллюзии. Больные представляют себя главными действующими лицами событий, не имеющих к ним никакого отношения.
Истероидное расстройство
Страдающий истероидным расстройством личности считает, что обделен вниманием окружающих. Он готов сделать все, чтобы его заметили. При этом истероид не видит существенной разницы между настоящими достижениями, достойными признания, и скандальными выходками. Критику такой человек воспринимает болезненно: если его осуждают, впадает в ярость и отчаяние.
Истероидная личность склонна к театральности, вычурности поведения, преувеличенной демонстрации эмоций. Такие люди очень зависимы от чужого мнения, эгоистичны и весьма снисходительны к собственным недостаткам. Обычно стремятся манипулировать близкими, шантажом и скандалами добиваться от них выполнения любых своих капризов.
Нарциссическое расстройство
Нарциссизм проявляется в уверенности в безоговорочном превосходстве над другими людьми. Человек, страдающий таким расстройством, уверен в своем праве на всеобщее восхищение и требует поклонения от всех, с кем сталкивается. Он неспособен на понимание чужих интересов, сопереживание и критическое отношение к себе.
Лица, склонные к нарциссизму, постоянно хвастаются своими достижениями (даже если в реальности ничего особенного не совершают), демонстрируют себя. Свою любую неудачу нарцисс объясняет завистью к его успеху, тем, что окружающие не в силах оценить его по достоинству.
Пограничное расстройство
Такая патология проявляется в крайней нестабильности эмоционального состояния. Человек мгновенно переходит от радости к отчаянию, от упрямства к доверчивости, от спокойствия к тревоге, и все это без реальных причин. Он часто меняет политические и религиозные убеждения, постоянно обижает близких, как будто нарочно отталкивая их от себя, и в то же время панически боится остаться без их поддержки.
Пограничное расстройство означает, что человек будет периодически впадать в депрессию. Такие личности склонны к неоднократным попыткам суицида. Пытаясь утешиться, они нередко впадают в наркотическую или алкогольную зависимость.
Избегающее расстройство
Человек, страдающий избегающим расстройством, считает себя абсолютно никчемным, непривлекательным и неудачливым. В то же время он очень боится, что окружающие подтвердят это мнение, и в итоге избегает любого общения (кроме контактов с людьми, которые гарантированно не выразят негативного мнения), фактически прячется от жизни: ни с кем не знакомится, старается не браться за новые дела, опасаясь, что ничего не получится.
Зависимое расстройство
Человек с зависимым расстройством личности страдает совершенно необоснованной уверенностью в собственной беспомощности. Ему кажется, что без совета и постоянной поддержки близких он не выживет.
Больной полностью подчиняет свою жизнь требованиям (реальным или мнимым) тех лиц, в помощи которых он, как ему кажется, нуждается. В самом тяжелом случае человек вообще не может оставаться в одиночестве. Он отказывается принимать самостоятельные решения, требует советов и рекомендаций даже по мелочам. В ситуации, когда его вынуждают проявить самостоятельность, больной впадает в панику и начинает следовать любым советам, вне зависимости от того, к какому результату они могут привести.
Психологи считают, что истоки расстройств личности лежат в детских и юношеских впечатлениях, в тех обстоятельствах, которые сопровождали человека первые 18 лет его жизни. С годами состояние таких больных почти не меняется. Расстройства личности не корректируются с помощью медикаментов. Этих больных лечат, используя психотерапевтические методы (семейные, групповые и индивидуальные сеансы) и такие способы, как терапия средой (проживание в специальных общинах). Однако вероятность улучшения состояния большинства пациентов невысока: 3 из каждых 4 страдающих расстройствами личности не считают себя больными и отказываются от диагностики и помощи специалистов.
Видео с YouTube по теме статьи: