Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.
По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.
Причины дисгармонии
Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:
- наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
- приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
- органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.
Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.
Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.
Симптомы и диагностика
Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.
Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:
1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.
2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.
3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.
4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.
5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.
6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.
7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.
Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности . Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.
Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.
Лечение
Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.
Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.
Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.
Под расстройством личности подразумевается широкий круг нарушений психических функций, проявляющихся главным образом отклонениями в формировании характера и поведения, включая особенности стиля жизни и способа отношения к себе и к другим.
Как аномалии характера, так и отклоняющееся (девиантное) поведение могут иметь разное происхождение и далеко не всегда представляют собой болезненное расстройство. Чаще всего они бывают обусловлены социально-педагогической запущенностью, неблагоприятными влияниями окружающей среды. Безусловно болезненными и, следовательно, относящимися к компетенции медицины следует считать такие отклонения в развитии характера и поведения, в основе которых лежит совокупность патогенных социальных и биологических факторов, включая дизонтогенез центральной
Частная психиатрия
Функциональны е психогенные заболевания
нервной системы и грубые дефекты воспитания в первые годы жизни ребенка, когда происходит становление базовых свойств личности человека. Совокупное действие этих факторов приводит к тому, что отклонения в характере и поведении оказываются стойкими и проявляются на последующих этапах жизни, даже если условия ее оказываются достаточно благоприятными. Субъект с аномальными свойствами характера ограничен в свободе выбора того или другого поведения, тех или иных действий, он слабо осознает их мотивы и не умеет рассудительно планировать свои поступки и управлять ими. В подобных случаях речь идет о так называемых или пси-хопатиях. В МКБ-10 они относятся к. Критерии их диагностики, позволяющие отграничивать их от непатологических форм отклоняющегося характера и поведения, сводятся к следующему:
а) аномальные черты характера и поведения проявляются с раннего детского возраста и сохраняются в течение всей жизни субъекта, усиливаясь под влиянием трудных жизненных обстоятельств и несколько сглаживаясь при благоприятных условиях;
б) дисгармония душевной жизни проявляется практически во всех ее сферах, а не только в аффективных реакциях и поведении. Так, у психопатического субъекта может быть необычный, оригинальный образ мышления, в котором романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям; богатство знаний и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми практическими навыками, благодаря чему при экспериментально-психологическом исследовании уровень интеллекта оказывается заниженным; отмечается избирательное снижение памяти на лица, имена и фамилии людей при очень хорошей памяти на абстрактные предметы и теоретические знания; походка бывает угловатой, мимика и жесты бывают странными, манерными и т.д.;
в) под влиянием психогении неоднократно в течение жизни возникают декомпенсации, проявляющиеся невротическими или психотическими стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями. Так, например, у криминального субъекта всякий раз при очередном задержании возникает однотипная истерическая реакция в форме синдрома Ганзера с демонстративно нелепым поведением.
Указанные диагностические критерии все же не исключают трудностей в распознавании патологических и непатологи-ческих аномальных свойств характера и поведения. В представлении врача-диагноста всегда существует некий усредненный стандарт личности со свойственными данной культуре региональными, этническими особенностями. Резкое уклонение от этого стандарта, например стремление жить одними удовольствиями и уклонение от любого труда, отсутствие родственных чувств, особо дерзкие хулиганские поступки и жестокость, могут вызвать сомнения в их (нормальный человек так вести себя не станет!); но подобные субъективные оценки не всегда совпадают с клинической реальностью. Поэтому диагностика психопатии требует дополнительных критериев. К ним нужно отнести данные генетического исследования, а также данные акушерского анамнеза, способные выявить возможные поражения центральной нервной системы в качестве одного из проявлений перинатальной патологии. Генетический фактор играет особую роль в происхождении расстройств личности. В пользу этого свидетельствуют данные близнецовых исследований, показавшие, что конкордантность по пси-хопатии у однояйцевых близнецов в несколько раз выше, чем у двуяйцевых. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.
Естественно, что по наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга, являющегося органом психической деятельности. Подтверждением этого служит большая частота обнаруживаемых при ЭЭГ-исследовании больных с психопатиями патологических медленных волн. Аномалии развития часто наблюдаются и в других органах: характерны дипластичес-кое телосложение пациентов, непропорционально длинные
Частная психиатрия
конечности, короткая шея, неправильное строение черепа и зубочелюстной системы, уродства внутренних органов, нарушения гормональной регуляции. С большим постоянством встречаются симптомы вегетососудистой дистонии. Все эти соматические изменения, разумеется, не служат непосредственной причиной патологического формирования характера, но являются косвенным признаком (маркёрами) того, что аномалии развития могли иметь место и в центральной нервной системе. Учет их полезен при установлении диагноза психопатии.
Группа психопатий, возникновение которых связано с воздействием не только социально-средовых, но и биологических факторов, сравнительно невелика и составляет примерно 25-30 % от общего числа лиц, у которых на современном этапе развития психиатрии принято диагностировать расстройства личности (В. Я. Гиндикин). Значительное число этих расстройств падает на так называемые со-циопатии, при которых грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами обусловлено средовыми факторами, социальным опытом субъекта. В годы после окончания второй мировой войны во многих странах резко участились случаи неадаптированного в социальном отношении поведения, особенно среди детей и подростков. Общество не могло решить эту проблему традиционными воспитательными и репрессивными воздействиями, и под его давлением в психиатрии стал возрастать интерес к аномалиям характера и поведения, занимающим промежуточное положение между нормой и патологией. Был принят во внимание тот факт, что если социальная среда и воспитание ребенка не несут в себе условий, необходимых для гармоничного формирования личности, это может повести к стойким и необратимым ее изменениям, нарушающим жизненные интересы как самого субъекта, так и общества. Иными словами, социально обусловленное аномальное развитие характера способно дать начало личностным изменениям, проявляющимся в дальнейшем на всех этапах жизни человека. Отношение этих изменений к медицине обосновано недостаточно, но подкрепляется интересами профилактики заболеваний: вызванные семейно-педагогической и
251
в широком смысле социальной запущенностью изменения характера и поведения в дальнейшем могут приобрести свойства стереотипа и проявляют себя по каждому, даже незначительному поводу (например, неоднократные попытки самоубийства, провоцируемые мелкими конфликтами). Такие действия рано или поздно приводят к социальной дезадап-тации субъекта, служат фактором предрасположения к невротическим и психотическим заболеваниям, к развитию алкоголизма и наркомании.
Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом - аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других - биологических факторов.
В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадап-тации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.). Неправомерное отнесение к расстройствам личности непатологических форм отклоняющегося поведения служит также поводом для пассивности органов образования, правоохранительных органов, администрации и общественных организаций, которые склонны переносить ответственность за исправление этого поведения на медицинские организации ().
Частная психиатрия
1. Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Четыре фактора в современном обществе определяют развитие характера и поведения детей и подростков: семья, референтная группа сверстников, молодежная субкультура и школа. Роль их важна не только сама по себе, но она отражает также социальные и культурные ценности всего общества. Так, влияние семьи, играющее ведущую роль в становлении характера и личности ребенка, фокусирует на себе господствующие в обществе культурные ценности: уважительное или, напротив, скептическое отношение к знаниям и образованности; убеждения в допустимости или недопустимости поведения, ущемляющего права и интересы другого человека; морально-нравственные, религиозные убеждения и многое другое. Все эти факторы, действующие в обществе, незримо присутствуют в семейных отношениях, накладывая мощный отпечаток на установки ребенка в выборе той или иной формы поведения. Даже отрицательное влияние асоциальной группы сверстников не служит первопричиной социальной дезадаптации ребенка или подростка, так как еще до вступления в эту группу благодаря сформировавшимся в семье установкам он уже присутствовала ней психологически и стремился подражать поведению ее членов. Роль семьи заключается в выработке у ребенка готовности или неготовности воспринимать положительные и отрицательные влияния окружающей социальной среды.
В становлении молодежной субкультуры, оказывающей влияние на личность ребенка и подростка, большую роль играет искусство и средства массовой информации. Но они также действуют в непосредственной связи с влиянием семьи и микросоциального окружения ребенка. Так, ребенок, усвоивший в семье и в референтной группе подростков установки на асоциальные формы поведения, неуважение к закону и нравственности, легко имитирует образцы отрицательного поведения персонажей кинофильмов и телевизионных передач, принимает для подражания сцены преступлений, насилия и грубой эротики. Важным посредником в передаче основных культурных ценностей общества является школьное воспитание и образование. Они влияют на ребенка как
Функциональные психогенные заболевания ___ ___ 253
непосредственно, так и через посредство семьи и родителей, которые также являются вчерашними учениками, усвоившими культурные ценности общества в школе.
Среди различных форм нарушения поведения у детей и подростков с расстройствами личности можно выделить несколько типов реакций:
а) Агрессивные реакции у Детей, не склонных к группированию. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют садистическую жестокость по отношению к другим детям и к животным, вызывающе ведут себя со взрослыми, проявляя злонамеренное озорство. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, ущемление самолюбия, стремление открыто отомстить своему обидчику. Такое поведение чаще всего встречается у детей, воспитывающихся в семьях, где родители отвергали их, не проявляли по отношению к ним теплоты, понимания и поддержки.
б) Делинквентное поведение детей, склонных к группированию. Делинквентность - это склонность к совершению проступков, не достигающих уровня уголовного преступления, наказуемого в этом возрасте. Эти дети стремятся к вступлению в асоциальные группы сверстников, совместно с которыми они занимаются воровством, совершают иные групповые преступления. Они обычно отказываются посещать школу, поздно возвращаются домой, склонны к уходам из дома и бродяжничеству, к злоупотреблению психоактивными веществами, легко вступают в половые связи. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса и где в ближайшем окружении имеются антисоциальные субъекты. Ребенок, растущий в условиях безнадзорности, добивается чувства своей защищенности и поддержки путем полноправного членства в делинквентной группе, с которой он стремится себя идентифицировать. Нарушения поведения и агрессивность не всегда проистекают из логически понятной конфликтной ситуации. Часто они представляют собой скрытую попытку добиться компенсации своего неудовлетворения семейными отношениями,
Частная психиатрия
избавиться от чувства своей неполноценности и неадекватности, почувствовать себя смелым и решительным. Вызывающее отношение к учителям также может служить скрытым от самого себя средством повлиять на родителей, привлечь к себе их внимание, избавиться от чувства вины.
в) У детей, воспитывающихся в семьях, где отношение к ним строилось по типу с выражением постоянных восторгов по поводу их действительных или мнимых достоинств и вседозволенностью, нередко наблюдается истероидный вариант развития личности с постоянным стремлением привлекать к себе внимание, с демонстративным поведением и бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований. В школе они стремятся к формальному лидерству, хотя к выполнению общественных обязанностей относятся небрежно и не умеют добиваться действительного авторитета среди товарищей.
г) Помимо расстройств личности, характеризующихся повышенной аффективной возбудимостью детей, их агрессивностью, асоциальным поведением, существует тормози-мый вариант личностных расстройств. В большинстве случаев речь идет о детях, растущих в семьях, где родители сами отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью. В других случаях к детям предъявляются чрезмерные требования в отношении выполнения ими обязанностей по дому, достижения школьных успехов, превышающих возможности ребенка, с критикой и угрозами наказания. Такие дети отличаются неуверенностью, чрезмерной застенчивостью и беспокойством. Они слабо адаптируются в детских учреждениях, с трудом сходятся со сверстниками, страдают от чувства своей неполноценности и одиночества, неумения находить друзей. Некоторые из них, несмотря на удовлетворительное интеллектуальное развитие, учатся с явным напряжением. Низкие успехи в школьных занятиях углубляют их чувство неполноценности и вины. д) Сходные изменения личности могут иметь место у детей
Функциональные психогенные заболевания________________255
с физическими недостатками, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (последствия детского церебрального паралича, ожирение, кифоз, обширное родимое пятно в области лица и др.). Пониженная Я-концеп-ция и значительное расхождение между идеальным Я (каким бы ребенок хотел себя видеть) и реальным Я (каким он видит себя в действительности) ведет к появлению реакций компенсации и гиперкомпенсации, которые служат средством защиты Я-концепции. Так, физически слабый и робкий ребенок в мечтах и играх представляет себя отважным воином, моряком; ребенок, воспитанный деспотичными родителями, предпочитает играть с младшими детьми, командует ими, наказывает их. Гиперкомпенса-ция чувства своей неполноценности может принять форму патологического фантазирования. Так, ребенок, вернувшийся с прогулки по лесу, рассказывает, будто бы он убил там змею, или он заявляет, что старший брат подарил ему настоящий пистолет. Компенсаторные реакции могут принять форму напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, не согласующихся с истинным характером ребенка и направленных на то, чтобы вызвать восхищение окружающих.
Расстройства личности в детском и подростковом возрасте отличаются относительной динамичностью. По мере взросления и при благоприятных условиях жизни и воспитания они имеют тенденцию к компенсации, что дает право относить их к преходящим (транзисторным) расстройствам. Про-гностически неблагоприятным признаком служит патологическая инертность отклоняющихся черт характера, проявляющихся стойким стереотипом нарушенного поведения. Они обнаруживают себя в любых условиях: в семье, при переводе в другое учебное заведение, при помещении в специнтер-нат для трудновоспитуемых детей, при смене места жительства и в новой компании сверстников. Такие дети и подростки, став взрослыми, продолжают оставаться дезадаптиро-ванными в социальном отношении более чем в 80 % случаев, и им обычно ставится диагноз психопатии (социопатии).
Своеобразные расстройства личности наблюдаются часто у детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка. В
Частная психиатрия
наибольшей степени они выражены у детей, поступающих в детские дома из специальных учреждений медицинского типа, где они воспитываются до 3-4 лет. Эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность в общений, часто наблюдается задержка развития речи, они не умеют играть в обычные детские игры. Свойственный младенческому возрасту потенциал к саморазвитию за счет внутренней энергии к 6-8мес. угасает. Появляется большое количество так называемых: ребенок раскачивается, сосет палец, губу, воспроизводит одно и то же движение без видимого смысла. Ребенок, растущий в интернате, не усваивает навыки продуктивных контактов со взрослыми, эти контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, пришедшем в учреждение, однако не умеют развить эти отношения и тут же убегают, переходя на пассивное отчуждение или агрессию.
Особая проблема - феномен в детском доме. В условиях нормальной семьи - это чувство, отражающее причастность к своей семье, создающее условия защищенности ребенка. Детдомовское - другое образование. Дети без родителей делят мир на и. В школе, куда детдомовские дети ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как, что развивает у них негативные отношения. В детских домах бывают жестокие взаимоотношения, сексуальные отклонения. В числе их причин - деформированная компенсация недостающей любви, положительных эмоций нормального общения. Не обладая развитой способностью понимать духовный мир другого, сочувствовать и сопереживать, дети в интернатах живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку. Результатом является низкая социальная адаптация большинства детей, закончивших обучение в интернате и вступающих в самостоятельную жизнь (В. С. Мухина).
Дифференциальный диагноз психопатии и отклоняющегося поведения вследствие социально-педагогической запущенности чрезвычайно сложен. Процент диагностиче-Функциональные психогенные заболевания________________257
ских ошибок тем выше, чем меньше возраст пациента, и достигает при ранней диагностике психопатий 27-40 % (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин). Необходим поиск дополнительных диагностических критериев, в числе которых можно назвать уровень самосознания. Отклонение от нормального развития самосознания служит основанием для установления патологически измененного темпа созревания личности, нарушений функции самоконтроля и саморегуляции поведения, участвующих в механизмах отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая подростка неподготовленным к социальным требованиям, заостряющая свойственную ему аффективную возбудимость, расторможенность влечений, неадекватную претензию на взрослость.
В. С. Чудневским и А. Ю. Кржечковским предложен способ определения уровня самосознания у подростков в условиях массовых профилактических обследований учащихся начиная с 11-летнего возраста. Уровень самосознания определяется с помощью показателя адекватности самооценок (АСО) путем сравнения оценок различных параметров личности самим испытуемым и экспертом - педагогом, воспитателем, хорошо знающим всех членов данной учебной группы. Используется опросник, включающий 22 пары альтернативных признаков (таблица 5). Бланки опросников раздаются всем учащимся, которые после соответствующего инструктажа самостоятельно оценивают в баллах степень выраженности у себя каждого признака (0, 1, 2, 3). Такие же бланки на каждого ученика, но независимо от них заполняются экспертом. Для определения АСО производится ряд элементарных математических операций. Вначале определяется величина самооценки каждого параметра личности (С); она равняется алгебраической сумме баллов по альтернативным признакам каждой пары. Второй операцией является определение величины экспертных оценок (ЭО), которое производится аналогичным образом. Третья операция заключается в вычислении алгебраической разницы d=C-30 для каждой пары признаков.
°. Зап. 101
Частная психиатрия
Функияонаяьные психогенные заболевания
Таблица 5 Текст опросника и пример вычисления АСО
№ п/п Параметры личности Оценка (+) Параметры личности Оценка (-) С ЭО d 1 Обаятельный 3 Непривлекательный 0 +3 +3 0 2 Слабовольный 0 Волевой 2 -2 -2 -1 3 Безответственный 0 Добросовестный 3 -3 +2 -5 4 Упрямый О Уступчивый 1 -1 +3 -4 5 Замкнутый - Откровенный 3 -3 +3 -6 6 Добрый 3 Злой 0 +3 +3 0 7 Зависимый - Независимый - - -2 6 8 Деятельный 3 Пассивный - +3 +2 +1 9 Черствый 1 Отзывчивый 3 -2 -1 -1 10 Решительный 3 Нерешител ьный 1 +2 -3 +5 11 Вялый - Энергичный 0 0 -3 3 12 Справедливый 2 Несправедливый 2 0 +2 -2 13 Смелый 3 Боязливый 0 3 -1 +4 14 Нетерпеливый 3 Терпеливый 1 +2 3 -1 15 Непримиримый - Снисходительный - - 0 +6 16 Уверенный 2 Неуверенный 2 0 0 0 17 Нелюдимый 0 Общительный 3 -3 -3 0 18 Честный 3 Нечестный 2 +1 -1 +2 19 Несамостоятельный - Самостоятельный 3 -3 0 -3 20 Вспыльчивый 1 Невозмутимый - +1 -1 +2 21 Веселый 3 Грустный 1 +2 +3 -1 22 Своевольный 0 Послушный 3 -3 +3 -6
132-59 АСО = - = 0,55
ЕИ^
\ 132
Примечание: 1. Числовые значения ЭО взяты из бланка, заполненного на данного ученика классным руководителем. 2. Знаки (+) и (-) перед числовыми значениями d опускаются.
При обследовании подростков, особенно младшей возрастной группы, они часто заявляют, что им непонятны значения тех или иных обозначений свойств личности, и они не могут их у себя оценить. В таких случаях не следует помогать испытуемым или давать им какие-либо разъяснения. Незнание термина означает неспособность испытуемого дать словесную (когнитивную) оценку данного качества личности, что должно быть учтено при определении окончательного результата. Поэтому в случае незнания какого-то психологического понятия и неумения использовать его для самооценки испытуемый должен поставить в графе прочерк. Если испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары и не может их у себя оценить, то d принимается равным 6, то есть приравнивается к максимальному значению. Если не оценивается один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируются абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до б, теоретически сумма (^jd] = 59) может колебаться от 0 до 132. Отсюда: 132-^1
АСО-132
С помощью указанной методики при массовом обследовании подростков было установлено, что в норме, при отсутствии патологических изменений характера и личности, величина АСО постепенно возрастает за период с II до 15 лет с 0,43 + 0,04 до 0,75 + 0,06. В отличие от этого, при транзи-торных психопатических расстройствах (патохарактерологи-ческих реакциях) и при психопатиях она стабильно сохраняется на низком уровне. АСО выше 0,62 встречается в 81% случаев у подростков 14-17 лет без психических нарушений и лишь в 21 % случаев у подростков с психопатией. АСО ниже 0,62 наблюдается в 19 % случаев у психически здоровых подростков и в 79 % случаев - у подростков с клинически верифицированной психопатией (как, так и транзиторной).
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Еще большее значение для диагностики имеют крайние значения АСО, наблюдающиеся у части подростков 14-17 лет. У психически здоровых подростков, независимо от особенностей их поведения величины АСО, равные 0,55 и ниже, не наблюдаются. Напротив, при патологических аномалиях характера и личности не встречаются величины АСО, равные 0,70 и более; установление их у подростков этого возраста практически позволяет исключить диагноз психо-патии.
Определенное диагностическое значение имеет также установление при клиническом обследовании симптомов конституциональной аномалии центральной нервной системы, аномалий телосложения и внутренних органов, свидетельствующих при учете прочих диагностических критериев в пользу диагноза психопатии.
2. Расстройства личности в зрелом возрасте
Обогащение и усложнение душевной деятельности человека в зрелом возрасте, повышение его роли в обществе и его ответственности за свои поступки ведут к тому, что в этом периоде жизни расстройства личности становятся более разнообразными, появляется возможность дифференцировать и классифицировать их с большей степенью определенности. Но даже в этих условиях классификации личностных расстройств остаются условными, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных типах, включающих в себя симптомы разных видов психопатий. Предпочтительной является классификация типов расстройств личности, представленная в МКБ-10. .
Параноидное личностное расстройство характеризуется чрезмерной чувствительностью к ситуациям, которые создают препятствия к достижению желаемого, ведущим даже к незначительному ущемлению чувства собственного достоинства и непомерно развитого самолюбия. Пациенты склонны необъективно истолковывать любые поступки окружающих людей в зависимости от своих симпатий и
антипатий, принимать нейтральные и даже дружеские действия за неприязненные и враждебные, во всем видеть ущемление своих прав. Характерно воинствующее и упорное сознание своей правоты в любых обстоятельствах и своей роли борца за правду и справедливость, которые понимаются с позиций узколичных интересов. В остальном пациентов отличает духовная бедность, мелочность в быту, завистливое и подозрительное отношение к людям, неумение прощать обиды, болезненная ревность.
В случае декомпенсации под влиянием возникающих конфликтов возникает реакция сутяжничества, начинается систематическое преследование, которым приписываются самые отвратительные качества, пишутся бесконечные жалобы во все государственные, общественные и судебные инстанции, в которых любые мелкие просчеты противников квалифицируются как злонамеренные и преступные, рассылаются порочащие анонимные письма. Круг преследуемых лиц постоянно расширяется за счет всех принимавших участие в разборе конфликтов и не проявивших, по мнению пациента, должной принципиальности и беспристрастности. Развитие борьбы может дать начало сверх-ценному бреду, в том числе бреду ревности. Больные со сверхценным бредом представляют большую социальную опасность, так как они склонны к совершению агрессивных, террористических действий в отношении своих или подозреваемых в супружеской измене. Этот вид расстройства личности обозначается также как паранойяльная психопатия.
Эмоционально нестабильное личностное расстройство (возбудимая психопатия) проявляется тенденцией к импульсивным действиям без принятия во внимание последствий. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к угрозам суицида и самоповреж-дениям.
Частная психиатрия
Гиетрионическое личностное расстройство (истерическая психопатия) характеризуется крайней изменчивостью эмоциональных реакций, непоследовательностью поведения. Пациенты непостоянны в своих привязанностях, капризны, настроение их изменчиво. Они проявляют неуемное стремление постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью и фантазерством. Пациенты ленивы и безответственны при выполнении будничных обязанностей, но бывают живы и энергичны, когда рассчитывают, что их деятельность будет замечена. Они стремятся к вниманию и уважению в обществе, хотя не прилагают для этого больших усилий. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. Будучи милыми и кокетливыми с людьми, на которых они хотят произвести хорошее впечатление, они становятся тиранами в семье, проявляя к своим близким черствость и даже жестокость. Стремясь привлечь к себе внимание своей слабостью и беспомощностью, такие люди становятся постоянными посетителями лечебных учреждений, предъявляя жалобы на невыносимые физические и душевные страдания.
Среди мужчин с гиетрионическим расстройством преобладают псевдологи (патологические лгуны). Они выделяются склонностью к фантазированию, рассказывают о необыкновенных происшествиях, в которых отводят себе эффектную роль, о знакомствах с выдающимися людьми, стремясь представить себя личностью более значимой, чем на самом деле. Среди них встречаются немало мелких мошенников, мнимых экстрасенсов, брачных аферистов.
Декомпенсация гистрионического расстройства проявляется в виде описанных выше истерического невроза или психоза.
Ананкастическое личностное расстройство проявляется нерешительностью, склонностью к сомнениям
Функциональные психогенные заболевания________________263
и преувеличенной осторожностью, неуверенностью в собственных способностях и возможностях. Во всяком деле пациенты проявляют преувеличенное внимание к деталям независимо от важности решения задачи, они бесконечно перепроверяют правильность совершенных ими действий. Такая чрезмерная скрупулезность и стремление к совершенству (перфекционизм) ведут к тому, что человек погружается в деятельность, избегая всех жизненных удовольствий, общения с людьми без деловой необходимости, не ищет способов выразить другим людям теплые чувства. Педантизм и формализм, упрямство и настойчивость в требованиях соблюдения порядка всеми окружающими делает таких людей трудными для общения в быту и на работе.
Декомпенсация аномальных свойств личности в условиях конфликта проявляется в виде обсессивно-компульсивных расстройств. Другое название этого вида расстройства - психастения или психастеническая психопатия.
Тревожное (избегающее) личностное расстройство характеризуется постоянным ощущением напряженности и ожиданием неприятностей, чрезмерной чувствительностью к критике с одновременным постоянным желанием нравиться другим людям. Неуверенность в себе проявляется повышенной склонностью к самоанализу и чувством своей неполноценности, приниженности. Страх перед возможным неуспехом заставляет субъекта ограничивать круг своих привязанностей и избегать любой деятельности, даже минимально связанной с риском. В случае де-компенсации на первый план выступают астенические и тревожно-депрессивные симптомы. Иное обозначение этого расстройства - психопатия тормозимого типа или астеническая психопатия.
Прочие аномальные свойства личности встречаются реже или они представляют собой один из вариантов уже описанных*.
* Шизоидная и циклоидная психопатии были описаны в главе V как патологические состояния эндогенной природы.
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Особый тип расстройств личности представляют собой психологические и поведенческие расстройства, связанные с нарушением половой дифференциации и половых функций. К ним относится транссексуализм - половое извращение, основанное на убеждении субъекта в том, что имеющиеся у него половые признаки ему не соответствуют. Субъект упорно добивается изменения его половых органов путем операции или стремится скрыть свою половую принадлежность, переодеваясь в одежду, которую носят люди противоположного пола, и перенимая их поведение. Близок к транссексуализму трансвестизм. При нем также сексуальное удовлетворение достигается путем переодевания в одежду другого пола, но без устойчивого стремления отождествлять себя с лицом этого пола.
Другая группа расстройств сексуального поведения включает расстройства полового предпочтения. К ней относятся фетишизм-получение сексуального удовлетворения путем манипулирования с предметами одежды или другими предметами, символически отражающими половую принадлежность; эксгибиционизм - достижение сексуального наслаждения путем обнажения половых органов перед лицами другого пола; педофилия - извращенное сексуальное влечение к детям обоего пола; садомазохизм - достижение полового наслаждения при нанесении болевых раздражений половому партнеру или самому себе; и целый ряд других.
Ненормальные сексуальные наклонности и поведение по-разному трактуются в разных обществах и культурах и в разные эпохи. В частности, в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) в специальную рубрику среди половых извращений выделялся гомосексуализм- исключительное или преобладающее половое влечение к лицам того же пола с физической связью или без нее. В последующие годы в связи с изменением в ряде стран отношения общества, а также и законодательства, касающегося гомосексуализма, этот вид полового влечения и поведения перестал рассматриваться как отражающий во всех
случаях патологическое изменение полового предпочтения. Поэтому в МКБ-10 в число болезненных расстройств включены лишь психологические и поведенческие расстройства, соединенные с гомосексуальностью, но не сам гомосексуализм как таковой. Авторитетные американские сексологи У. Мастере и В. Джонсон считают, что гомосексуальность не является болезнью; терапия ее должна определяться не врачом, а клиентом, причем в лечении нуждаются только те гомосексуалы, которые не желают смириться со своей сексуальной ориентацией, страдают от нее, но не могут самостоятельно ее изменить.
Свойственное раннему этапу развития сексологии и сексопатологии стремление установить непосредственную связь изменений сексуального поведения с нарушениями эндокринных функций не получило достаточного подтверждения. Многочисленные исследования гормонального профиля мужчин и женщин, страдающих нарушениями половой идентификации и половой ориентации, не дали определенных результатов, а попытки гормонотерапии оказались безуспешными. Это не исключает, однако, влияния на половое поведение более тонких нейроэндокринных факторов, не поддающихся на современном этапе полноценному анализу. Существует, например, гипотеза немецкого эндокринолога Г. Дёрнера относительно того, что на развитие гомосексуальности хотя бы частично может влиять расхождение между генетическим полом плода и специфическим для данного пола уровнем андрогенов в критический период дифференцировки мозга во время внутриутробного развития. В целом же психосексуальное развитие является результатом совместных влияний природных факторов и воспитания. Но в любом случае прослеживается тесная связь половой идентификации и половой ориентации субъекта с особенностями его личности и социальной адаптации. Это делает оправданным, по крайней мере на современном этапе, включение психологических и поведенческих расстройств при них в сферу расстройств личности.
Частная психиатрия
Расстройство личности – это разновидность патологий психической деятельности. Данное расстройство являет собой тип личности либо поведенческую тенденцию, заключающуюся в значительном дискомфорте и отходами от норм, установленных в этой культурно-социальной среде. Расстройство личности считается тяжелой патологией поведенческих тенденций или характерологической конституции индивида, обычно вовлекающее несколько структур личности. Ему практически всегда сопутствует социально-личностная дезинтеграция. Обычно данное отклонение возникает на старшем детском возрастном этапе, а также в пубертатном периоде. Его проявления отмечаются и в зрелом периоде. Диагноз расстройство личности не ставится при наличии изолированных социальных отклонений без присутствия личностной дисфункции.
Причины расстройств личности
Тяжелая патология моделей восприятия индивидов и их реагирования на различные условия, которые делают субъекта не способным к социальному приспособлению, представляет собой заболевание расстройство личности. Данный недуг может проявляться спонтанно или быть признаком других нарушений психики.
Описывая причины возникновения личностных патологий, прежде всего, необходимо акцентировать функциональные отклонения на основных сферах личности: мыслительной деятельности, восприятии, отношениях с окружением, эмоциях.
Как правило, личностные дефекты являются врожденными и проявляются всю жизнь. Кроме того, описываемое расстройство может зародиться в пубертатном периоде или более старшем возрасте. В случае подобного рода недуг может быть спровоцирован перенесением сильного стрессового воздействия, другими отклонениями в психических процессах, заболеваниями головного мозга.
Также расстройство личности может возникнуть вследствие перенесения ребенком насилия, надругательства интимного характера, пренебрежения его интересами и чувствами, проживание крохи в условиях алкоголизма родителей и их равнодушия.
Многочисленные эксперименты свидетельствуют о том, что в легких проявлениях личностное расстройство наблюдается у десяти процентов взрослых лиц. У сорока процентов пациентов психиатрических учреждений данное отклонение проявляется либо в качестве самостоятельного заболевания, либо в качестве составного элемента другой патологии психики. Сегодня не выяснены до конца причины, провоцирующие развитие личностных отклонений.
Также многочисленные научные изыскания демонстрируют, что мужская часть населения более подвержена патологии личности. Кроме того, данный недуг распространен в большей степени среди неблагополучных семей и малообеспеченных слоев населения. Личностное расстройство являет собой фактор риска для совершения суицидальной попытки, умышленного членовредительства, наркотической или алкогольной зависимости, в ряде случаев, провоцирует прогрессирование специфических патологий психики, таких как депрессивные состояния, обсессивно-компульсивное расстройство. Вопреки тому, что проявления и импульсивности ослабевают с возрастом, неспособность выстраивать и поддерживать близкие контакты характеризуется большей стойкостью.
Диагностика расстройств личности характеризуется особенной спецификой вследствие двух причин. Первая причина состоит в необходимости выяснения периода возникновения расстройства, то есть, возникло ли оно на раннем этапе формирования или сохранялось в старшем возрасте. Выяснить это возможно лишь при общении с близким родственником больного, который знает его с рождения. Общение с родственником дает возможность составить полную картину характера и модели взаимоотношений.
Вторая причина состоит в сложности оценки факторов, провоцирующих нарушение приспособления личности и степени выраженности отклонений от нормы в поведенческом реагировании. Также, нередко, трудно прочертить четкую пограничную линию между нормой и отклонением.
Обычно диагноз расстройство личности выставляется, когда в поведенческом реагировании индивида наблюдается существенное несоответствие его социокультурному уровню либо оно причиняет ощутимые страдания окружению и самому больному, а также осложняют его социальную и трудовую деятельность.
Симптомы расстройств личности
Люди с расстройством личности, нередко, характеризуются неадекватным отношением к проявившимся проблемам. Что провоцирует сложности в выстраивании гармоничных взаимоотношений с родней и значимым окружением. Обычно первые признаки расстройства личности обнаруживаются в пубертатном периоде либо в ранней взрослости. Такие отклонения классифицируют по степени выраженности и тяжести. Обычно диагностируется легкая степень выраженности.
Признаки расстройства личности находят проявление, в первый черед, в отношении индивидуума к окружающим. Больные не замечают в собственном поведенческом реагировании неадекватности также как в своих мыслях. Вследствие чего они редко самостоятельно обращаются за профессионально-психологической помощью.
Личностные расстройства характеризуются устойчивостью протекания, вовлеченностью в строение поведения эмоций, личностными особенностями мышления. Большинство индивидов, страдающих патологиями личности, недовольны собственным бытием, имеют проблемы в социальных ситуациях и в коммуникативном взаимодействии на работе. Кроме того, у многих личностей наблюдается расстройство настроения, повышенное беспокойство, расстройство пищевого поведения.
Среди основных симптомов выделяют:
- наличие негативных чувств, например, ощущение беды, тревожность, ненужность или гнев;
- трудность или неспособность управления отрицательными чувствами;
- избегание людей и чувство опустошенности (больные эмоционально отключены);
- частые конфронтации с окружением, угрозы расправы либо оскорбления (нередко перерастающие к рукоприкладству);
- сложность в поддержании устойчивых взаимоотношений с родней, особенно с детьми и партнерами по браку;
- периоды утраты контакта с реальностью.
Перечисленные симптомы могут ухудшаться при напряжении, например, в результате стрессового воздействия, различных переживаний, менструации.
Люди с расстройством личности нередко имеют иные проблемы в психическом здоровье, чаще всего у них наблюдаются депрессивные проявления, злоупотребление психоактивными препаратами, алкогольными напитками или наркотическими веществами. Большинство личностных нарушений имеют генетическую природу, проявляющиеся вследствие воздействия воспитания.
Формирование расстройства и его произрастание из раннего возрастного периода проявляется в следующем порядке. Вначале наблюдается реакция в качестве первого проявления личностной дисгармонии, затем происходит развитие, когда личностное расстройство отчетливо выражается при взаимодействии с окружением. После чего наступает заболевание расстройство личности, которое бывает декомпенсированным или компенсированным. Личностные патологии обычно становятся выраженными в шестнадцатилетнем возрасте.
Выделяют типичные устойчивые личностные отклонения, характерные для лиц, лишенных свободы на длительных срок, перенесших насилие, глухих или глухонемых. Так, к примеру, глухонемым характерны легкие бредоподобные идеи, а лицам, находившимся в тюремном заключении – эксплозивность и базисная недоверчивость.
Личностные аномалии в семьях имеют тенденцию к накоплению, что приумножает риск развития в следующем поколении психозов. Социальная обстановка может способствовать декомпенсации неявных личностных патологий. После пятидесяти пяти лет, под воздействием инволюционных трансформаций и экономического стресса, личностные аномалии, зачастую, ярче, нежели в среднем возрасте. Данному возрастному периоду свойственен специфический «пенсионный синдром», выражающийся в потере перспектив, уменьшении количества контактов, росте интереса к своему здоровью, повышением тревожности и появлением чувства беспомощности.
Среди наиболее вероятных последствий описываемого недуга выделяют:
- риск развития зависимости (например, алкогольной), неадекватного полового поведения, возможны суицидальные попытки;
- оскорбительный, эмоциональный и безответственный тип детского воспитания, что провоцирует развитие нарушений психики у детей человека, страдающего личностным расстройством;
- вследствие стрессов возникают психические срывы;
- развитие иных расстройств психической деятельности (например, );
- больной субъект за собственное поведение не принимает ответственность;
- формируется недоверчивость.
Одной из патологий психики является множественное расстройство личности, которое представляет собой присутствие в одном индивиде как минимум двух личностей (эго-состояний). При этом сам человек не подозревает об одновременном существовании нескольких личностей в нем. Под воздействием обстоятельств одно эго-состояние сменяется другим.
Причинами этого недуга являются серьезные эмоциональные травмы, произошедшие с индивидом в раннем детстве, постоянно повторяющееся половое, физическое или эмоциональное насилие. Множественное расстройство личности представляет собой крайнее проявление психологической защиты (диссоциации), при которой индивид начинает воспринимать ситуацию, словно со стороны. Описываемый механизм защиты позволяет человеку предохранить себя от избыточных, невыносимых эмоций. Однако при чрезмерной активации этого механизма зарождаются диссоциативные расстройства.
При данной патологии наблюдаются депрессивные состояния, нередки суицидальные попытки. Больной подвержен частым резким сменам настроения, тревожности. Также у него могут возникать различные фобии и , нарушения сна и питания, реже .
Множественное расстройство личности характеризуется тесной связью с психогенной , характеризуемой утратой памяти без наличия физиологических патологий в мозге. Данная амнезия представляет собой своего рода защитный механизм, при помощи которого личность приобретает возможность вытеснения из собственного сознания травмирующего воспоминания. В случае множественного расстройства описываемый механизм помогает «переключаться» эго-состояниям. Чрезмерная активация этого механизма зачастую ведет к формированию общих будничных проблем с запоминанием у людей, страдающих расстройством множественной личности.
Виды расстройств личности
В соответствии с классификацией, описанной в международном руководстве по заболеваниям психики, личностные расстройства делятся на три основополагающие категории (кластеры):
- Кластер «А» – это эксцентричные патологии, к ним относят шизоидное, параноидальное, шизотипическое расстройство;
- Кластер «Б» – это эмоциональные, театральные или колеблющиеся нарушения, к которым относят пограничное, истерическое, нарциссическое, антисоциальное расстройство;
- Кластер «С» – это тревожные и панические отклонения: обессивно-компульсивное нарушение, зависимое и избегающее личностное расстройство.
Описанные типы расстройств личности отличаются этиологией и способом выраженности. Существует несколько разновидностей классификаций личностных патологий. Независимо от используемой классификации различные патологии личности могут одновременно наличествовать в одном индивиде, но с определенными ограничениями. При этом диагностируется обычно наиболее выраженное. Ниже подробно описаны типы расстройств личности.
Шизоидный тип личностной патологии характеризуется стремлением избегать эмоционально ярких контактов при помощи чрезмерного теоретизирования, бегства в фантазии, замыкания в себе. Также шизоидным личностям зачастую свойственно пренебрежение преобладающими социальными нормами. Подобным личностям не нужна любовь, они не нуждаются в нежности, не выражают большую радость, сильный гнев, или другие эмоции, что отчуждает от них окружающий социум и делает невозможным близкие взаимоотношения. У них ничто не может спровоцировать повышенный интерес. Такие индивиды предпочитают уединенный вид деятельности. У них отмечается слабое ответное реагирование на критику, равно как и на похвалу.
Параноидная патология личности заключается в повышенной чувствительности к фрустрирующим факторам, подозрительности, выражается в постоянном недовольстве социумом, злопамятности. Такие люди имеют тенденцию все относить на свой счет. При параноидном типе личностной патологии субъект характеризуется повышенным недоверием к окружающему социуму. Ему неизменно кажется, что все его обманывают, выстраивают против него заговоры. Он пытается отыскать скрытый смысл или угрозу себе в любых самых простых высказываниях и поступках окружающих. Такая личность не прощает обид, злобна и агрессивна. Но способна временно до нужного момента не проявлять свои эмоции, что бы потом отомстить очень жестоко.
Шизотипи́ческое расстройство представляет собой отклонение не соответствующее по диагностическим признакам диагнозу шизофрения: либо отсутствуют все необходимые симптомы, либо они слабо проявлены, стерты. Люди с описываемым типом отклонения отличаются аномалиями мыслительной деятельности и эмоциональной сферы, чудаковатым поведением. При шизотипическом нарушении могут отмечаться нижеприведенные признаки: неадекватный аффект, отрешенность, эксцентричное поведение или внешний вид, плохое взаимодействие с окружением с тенденцией к отчуждению от людей, странные убеждения, изменяющие поведение на несовместимое с нормами культуры, параноидные идеи, навязчивые мысли и др.
При антисоциальном типе личностного отклонения индивид характеризуется игнорированием норм, устоявшихся в социальной среде, агрессивностью, импульсивностью. У больных людей крайне ограничена способность формирования привязанности. Они грубы и раздражительны, очень конфликтны, не считаются с морально-нравственными нормами и правилами общественного порядка. Эти личности всегда во всех собственных неуспехах обвиняют окружающий социум, постоянно находят объяснение своим поступкам. Они не обладают способностью учиться на персональных ошибках, не в состоянии планировать, характеризуются лживостью и высокой агрессивностью.
Пограничная личностная патология представляет собой расстройство, включающее низкий , импульсивность, эмоциональную неустойчивость, нестабильную связью с действительностью, повышенную тревожность и сильную степень . Существенным симптомом описываемого отклонения считается самоповреждающее или суицидальное поведение. Процент суицидальных попыток, завершенных летальным исходом, при данной патологии составляет порядка двадцати восьми процентов.
Частым симптомом этого нарушения является множество попыток малоопасных вследствие малозначительных обстоятельств (инцидентов). Преимущественно, триггером суицидальных попыток являются межличностные взаимоотношения.
Дифференциальная диагностика расстройств личности данного типа может вызвать определенные затруднения, поскольку клиника сходна с биполярным нарушением II типа вследствие того, что у биполярного нарушения этого типа отсутствуют легко обнаруживаемые психотические признаки мании.
Истерическое личностное расстройство характеризуются нескончаемой потребностью в обретении внимания, переоценкой значимости половой принадлежности, неустойчивой , театральным поведением. Проявляется оно очень высокой эмоциональностью и демонстративным поведением. Зачастую действия такой личности неуместны и смешны. При этом она всегда стремится быть самой лучшей, однако все ее эмоции и взгляды поверхностны, вследствие чего она не может привлекать внимание к собственной персоне на длительное время. Люди, страдающие данным видом недуга, склонны к театральным жестам, подвержены чужому влиянию и легко внушаемые. Они нуждаются в «зрительном зале», когда что-либо совершают.
Нарциссическому типу личностной аномалии свойственна убежденность в персональной уникальности, превосходстве над окружением, особом положении, талантливости. Такие личности характеризуются завышенным самомнением, поглощенностью иллюзиями о собственных успехах, ожиданием исключительно хорошего отношения и безоговорочного повиновения от окружающих, неумением выражать сочувствие. Они неизменно стараются контролировать общественное мнение о себе. Больные, зачастую, обесценивают практически все, что их окружает, тогда как все, с чем ассоциируют собственную персону, они идеализируют.
Избегающее (тревожное) личностное расстройство отличается постоянной устремленностью человека к социальной замкнутости, ощущением неполноценности, повышенной чувствительностью к негативному оцениванию окружающими и уклонением от социального взаимодействия. Индивиды с подобным личностным расстройством часто думают, что не умеют коммуникативно взаимодействовать, или что их персона не привлекательна. Из-за быть высмеянными, отверженными больные избегают социального взаимодействия. Как правило, они презентуют себя в качестве индивидуалистов, отчужденных от социума, что делает социальное приспособление невозможным.
Зависимое личностное расстройство характеризуется повышенным чувством беспомощности, нежизнеспособности вследствие несамостоятельности, некомпетентности. Такие люди постоянно ощущают потребность в поддержке других людей, они стремятся переложить на чужие плечи решение важных вопросов собственной жизни.
Для обсессивно-компульсивной личностной патологии характерна повышенная склонность к осторожности и сомнениям, излишний перфекционизм, поглощенность деталями, упрямство, периодически появляющиеся или компульсии. Такие люди желают, чтобы вокруг них все происходило по заведенным ими правилам. Кроме того, они неспособны выполнять какую-нибудь работу, так как постоянное углубление в детали и доведение до совершенства их просто не дает возможности завершить начатое. Больные лишены межличностных отношений, поскольку на них времени не остается. Кроме того, близкие не соответствуют их завышенным требованиям.
Классифицировать личностные расстройства можно не только по кластеру или критериям, но и по воздействию на социальное функционирование, степени тяжести и атрибуции.
Лечение расстройств личности
Процедура лечения личностных расстройств является процессом индивидуальным и зачастую очень длительным. Как правило, берется в качестве базиса типология недуга, его диагностика, привычки, поведенческое реагирование, отношение к различным ситуациям. Кроме того, определенной важностью обладает клиническая симптоматика, психология личности, желание больного идти на контакт с медицинским работником. На контакт с терапевтом, зачастую, довольно тяжело идут диссоциальные личности.
Все личностные отклонения крайне трудно поддаются коррекционному воздействию, поэтому врачу необходимо обладать должным опытом, знаниями и пониманием эмоциональной чувствительности. Лечение личностных патологий должно быть комплексным. Поэтому психотерапия расстройств личности практикуется в неразрывной связи с медикаментозным лечением. Первоочередная задача медицинского работника заключается в облегчении депрессивной клиники и снижении. С этим прекрасно справляется лекарственная терапия. Кроме того, уменьшение воздействия внешнего стресса также сможет быстро снять симптомы и тревожности.
Таким образом, с целью понижения уровня тревожности, снятия депрессивных признаков и иной сопутствующей симптоматики назначается медикаментозное лечение. При депрессивных состояниях и высокой импульсивности практикуется применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Вспышки гнева и импульсивности корректируют противосудорожные препараты.
Кроме того, немаловажным фактором, влияющим на эффективность лечения, является семейное окружение больного. Поскольку оно может либо усугублять симптоматику, либо уменьшать «плохое» поведение больного и его мысли. Зачастую, вмешательство семьи в процесс лечения является ключевым для получения результата.
Практика показывает, что психотерапия помогает пациентам, страдающим расстройством личности, наиболее эффективно, так как медикаментозное лечение не обладает способностью воздействовать на черты характера.
Для осознания индивидом собственных неверных убеждений, особенностей дезадаптивного поведения, как правило, необходима в длительной психотерапии повторяющаяся конфронтация.
Дезадаптивное поведение, проявляющееся в безрассудстве, эмоциональных вспышках, недостатке уверенности, социальной изоляции, может изменяться на протяжении многих месяцев. В изменении неадекватного поведенческого реагирования помогает или участие в групповых методах самопомощи. Поведенческие изменения особенно значимы для , страдающих пограничным, избегающим или антисоциальным типом личностной патологии.
К сожалению способов быстро излечить личностное расстройство не существует. Индивиды, имеющие в анамнезе патологию личности, как правило, на проблему не смотрят с позиции их собственного поведенческого реагирования, они склонны обращать внимание исключительно на результаты неадекватных мыслей и последствия поведения. Поэтому, психотерапевту необходимо постоянно акцентировать нежелательные последствия их мыслительной деятельности и поведения. Нередко терапевт может ввести ограничения на поведенческое реагирование (например, он может сказать, что нельзя в моменты гнева повышать голос). Именно поэтому важно участие родни, так как при таких запретах они могут способствовать уменьшению выраженности неадекватного поведения. Психотерапия направлена на помощь субъектам в понимании собственных поступков и поведения, приводящих к проблемам межличностного взаимодействия. Например, психотерапевт помогает осознать зависимость, высокомерие, излишнее недоверие окружению, подозрительность и манипулятивность.
В изменении социально неприемлемого поведения (например, отсутствие уверенности, социальная отчужденность, гневливость), иногда действенна групповая психотерапия расстройств личности и коррекция поведения. Положительные итоги могут быть достигнуты по прошествии нескольких месяцев.
Считается эффективной при пограничном личностном расстройстве диалектическая поведенческая терапия. Она заключается в проведении еженедельных сеансов индивидуальной психотерапии, иногда в комплексе с групповой психотерапией. Кроме того, обязательными считаются телефонные консультации между сессиями. Диалектическая поведенческая психотерапия призвана научить субъектов понимать собственное поведение, подготовить их к принятию самостоятельных решений и повысить адаптивность.
Субъектам, страдающим ярко выраженными патологиями личности, проявляющимися в неадекватных убеждениях, отношениях и ожиданиях (например, обсессивно-компульсивным синдромом), рекомендуется классический . Терапия может иметь продолжительность не менее трех лет.
Решение проблем межличностного взаимодействия, как правило, занимает более одного года. Фундаментом эффективных трансформаций в межличностных взаимоотношениях является индивидуальная психотерапия, направленная на осознание пациентом источников его неприятностей во взаимодействии с социумом.
Расстройства личности представляют собой охватывающие все сферы жизни и стабильные особенности поведения, которые вызывают выраженный дистресс и нарушения функционирования. Выделяется 10 отдельных расстройств личности, которые группируются в три кластера. Диагноз основывается на клинических данных. В лечении используется психотерапия и иногда медикаментозная терапия.
Личностные черты представляют собой особенности мышления, восприятия, реагирования и отношения, которые относительно стабильны во времени и в различных ситуациях. Личностные черты обычно становятся очевидными с позднего подросткового возраста до раннего взрослого, и, хотя многие черты остаются неизменными на протяжении жизни, некоторые с возрастом могут угасать или изменяться. О наличии расстройства личности можно говорить в том случае, если эти черты становятся настолько ригидными и дезадаптивными, что нарушают функционирование. Психологические механизмы совладания со стрессом (психологической защиты), которые бессознательно время от времени используют все, у людей с расстройствами личности часто являются незрелыми и малоадаптивными.
Люди с расстройствами личности часто находятся в состоянии фрустрации и даже могут срывать свой гнев на окружающих (вкпючая врачей). Большинство обеспокоены своей жизнью, имеют проблемы с работой и в отношениях с людьми. Расстройства личности часто сочетаются с расстройствами настроения, тревогой, злоупотреблением психоактивными веществами и нарушениями пищевого поведения. Пациенты с тяжелыми расстройствами личности имеют высокий риск ипохондрии, насилия и аутодеструктивного поведения. В семье они могут вести противоречивое, разрозненное, чрезмерно эмоциональное, жестокое или безответственное воспитание, ведущее к развитию физических и соматических проблем у их детей.
Около 13 % в общей популяции имеют расстройства личности. Антисоциальное личностное расстройство встречается примерно у 2 % популяции, с большим распространением среди мужчин, чем среди женщин (6:1). Пограничное расстройство личности встречается примерно у 2 % в популяции, среди женщин больше, чем среди мужчин (3:1).
Код по МКБ-10
F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга
F60 Специфические расстройства личности
F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
Диагностика и классификация расстройств личности
Эмоциональные реакции пациента, его взгляд на причины своих проблем, отношение других к нему - все это может дать информацию о расстройстве. Диагноз базируется на наблюдении за повторяющимися особенностями поведения или восприятия, которые вызывают дистресс и нарушения социального функционирования. Пациент обычно недостаточно критичен к этим особенностям поведения, поэтому оценку первоначально лучше начинать со сведений от лиц, контактирующих с пациентом. Часто подозрение на наличие расстройства личности происходит из чувства дискомфорта у врача, как правило, если врач начинает чувствовать гнев или напряжение.
Согласно общим критериям (DSM-IV) Руководства по статистике и диагностике психических расстройств, четвертое издание, акцент делается на рассмотрении возможного влияния других психических или соматических расстройств (например, депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, гипертиреоза) на особенности поведения пациента. В DSM-IV выделяется 10 различных расстройств личности, которые разделяются на 3 кластера: А - необычные / эксцентричные; В - впечатлительные / переменчивые и С - тревожные / пугливые.
Копинг-механизмы
Механизм |
Определение |
Результат |
Расстройства личности |
Проекция |
Приписывание собственных неосознаваемых чувств другим |
Приводит к предубеждению, отказу от близких отношений из-за параноидных подозрений, чрезмерной настороженности к внешней опасности и коллекционированию несправедливостей |
Типично для параноидной и шизотипической личности;встречается у людей с пограничной, антисоциальной или нарциссической личностью в ситуации острого стресса |
Расщепление |
Восприятие или мышление по типу черное-белое, все или ничего, когда все люди разделяются на хороших спасителей и ужасных негодяев |
Позволяет избежать дискомфорта от чувства амбивалентности (например, испытывать любовь и неприязнь к одному и тому же человеку), неопределенности и беспомощности |
Типично для пограничной личности |
Действие вовне |
Непосредственные поведенческие проявления неосознанных желаний или побуждений, что позволяет человеку избежать осознавания сопутствующего болезненного или приятного аффекта |
Приводит ко множеству делинквентных, необдуманных, беспорядочных и связанных с употреблением психоактивных веществ действий, которые могут становиться настолько привычными, что действующее лицо остается несведущим и освобожденным от ощущения того, что действие начато им самим |
Очень распространено у людей с антисоциальной, циклотимической или пограничной личностью |
Направление агрессии против себя |
Направление гнева не на окружающих, а на себя; если непосредственно, то называется самоповреждением, если косвенно, то пассивной агрессией |
Интернализация чувств по поводу чужих неудач; вовлечение в глупую, провокационную клоунаду |
Лежит в основе пассивно-агрессивной и депрессивной личности; драматично у пациентов с пограничной личностью, которые проявляют гнев на других в форме самоповреждения |
Фантазии |
Тенденция использовать воображаемые отношения и собственную систему веры в разрешении конфликтов и освобождении от одиночества |
Ведет к эксцентричности и избеганию близости |
Используется людьми с избегающей или шизоидной личностью,которые в отличие от пациентов в психозе не уверены в реальности и не действуют в соответствии со своими фантазиями |
Ипохондрия |
Используют соматические жалобы для привлечения внимания |
Могут добиваться участливого внимания со стороны других; могут проявлять гнев на окружающих, не подозревающих этого |
Используется людьми с зависимой, истероидной или пограничной личностью |
Кластер А
Пациенты, относящиеся к кластеру А, имеют склонность к отстраненности и подозрительности.
Параноидная личность имеет такие особенности, как холодность и дистанцирование во взаимоотношениях, с необходимостью контролировать ситуацию и склонностью к ревности, если сформирована привязанность.
Люди с этим расстройством часто скрытные и недоверчивые. У них есть склонность подозрительно относиться к переменам, они часто видят враждебные и злые мотивы в действиях других людей. Обычно эти недружелюбные мотивы являются проекцией их собственной враждебности к другим людям. Их реакции иногда удивляют или пугают других. Они могут использовать развивающийся в результате этого гнев окружающих и неприятие ими (т.е. проективная идентификация) для подтверждения своего собственного восприятия. Параноидные люди склонны испытывать справедливое негодование и часто предпринимают юридические действия против других. Эти люди могут быть высококвалифицированными и добросовестными, хотя обычно для работы им нужна относительная изоляция. Это расстройство необходимо дифференцировать от параноидной шизофрении.
Шизоидная личность характеризуется интроверсией, социальной отстраненностью, изоляцией, эмоциональной холодностью и дистанцированием. Такие люди обычно поглощены собственными мыслями и ощущениями и избегают тесных, близких отношений с другими людьми. Они молчаливы, склонны к мечтательности, предпочитают теоретические рассуждения практическим действиям.
Шизотипическая личность, как и шизоидная личность, включает социальную отстраненность и эмоциональную холодность, но также и необычные мышление, восприятие и общение, такие как магическое мышление, ясновидение, идеи отношения или параноидное мышление. Эти странности предполагают шизофрению, но не настолько выражены, чтобы соответствовать ее критериям. Считается, что у людей с шизотипической личностью имеется скрытая экспрессия генов, вызывающих шизофрению.
Кластер В
Эти пациенты имеют тенденцию к эмоциональной нестабильности, импульсивности, впечатлительности.
Пограничная личность характеризуется нестабильными самовосприятием, настроением, поведением и отношениями с окружающими. Такие люди склонны считать, что им не оказывалась адекватная забота в детстве, и, как следствие, ощущают опустошенность, гнев и жалуются на воспитание. Как результат, они постоянно ищут заботы и чувствительны к ощущению ее отсутствия. Их отношения с людьми склонны к драматичности и насыщенности. Когда чувствуют заботу, они выглядят как одинокие бродяги, ищущие помощи от депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, нарушений пищевого поведения, прошлого плохого обращения. Когда они боятся потерять заботящегося о них человека, то часто проявляют неадекватный, выраженный гнев. Такие колебания настроения обычно сопровождаются крайними изменениями их взглядов на мир, себя и других, например от плохого к хорошему, от ненависти до любви. Когда они чувствуют одиночество, то наблюдается диссоциация или выраженная импульсивность. Их концепция реальности настолько слабая, что у них могут развиваться короткие эпизоды с психотическими расстройствами, такими как параноидный бред или галлюцинации. Они часто становятся аутодеструктивными и могут наносить самоповреждения и предпринимать суицидальные попытки. Они первоначально склонны требовать особого внимания, но после повторных кризисов, неопределенных безосновательных жалоб и неспособности следовать терапевтическим рекомендациям они воспринимаются как жалобщики, избегающие помощи. Пограничное расстройство личности имеет склонность становиться менее выраженным и стабилизироваться с возрастом.
Антисоциальная личность характеризуется грубым пренебрежением правами и чувствами других людей. Люди с антисоциальным расстройством личности эксплуатируют других людей в целях материальной выгоды или личного удовольствия. Они легко фрустрируются и плохо переносят состояние стресса. Для них характерны импульсивные и безответственные внешние проявления своих конфликтов, иногда сопровождающиеся агрессией и насилием. Они не могут предвидеть последствия своего поведения и обычно не испытывают впоследствии вины и угрызений совести. У многих из них хорошо развита способность активно рационализировать свое поведение и порицать его у других людей. Мошенничество и обман пропитывают их отношения с окружающими. Наказание редко приводит к изменению их поведения и улучшению законопослушности. Антисоциальное расстройство личности часто приводит к алкоголизму, употреблению наркотиков, промискуитету, несостоятельности в выполнении обязательств, частым перемещениям, трудностям в соблюдении закона. Продолжительность жизни снижается, но расстройство становится менее интенсивным и может стабилизироваться с возрастом.
Нарциссическая личность характеризуется величавостью. Такие люди обладают преувеличенным ощущением собственного превосходства и ожидают почтительного отношения. Их отношения характеризуются необходимостью восхищения со стороны других, они крайне чувствительны к критике, неудачам и проигрышам. Если такие люди сталкиваются с неспособностью соответствовать высокому мнению о себе, то могут становиться разъяренными или глубоко депрессивными и суицидальными. Они часто считают, что окружающие им завидуют. Они могут эксплуатировать других, так как считают, что их превосходство оправдывает это.
Гистрионная (истероидная) личность характеризуется бросающимся в глаза поиском внимания. Такие люди также придают чрезмерное значение своему внешнему виду и ведут себя театрально. Проявления эмоций у них часто кажутся преувеличенными, незрелыми и поверхностными. Кроме того, они часто требуют доброжелательного и эротического внимания со стороны окружающих. Отношения с другими людьми обычно легко устанавливаются, чересчур большое значение придается сексуальности, но имеется тенденция к поверхностности и кратковременности контактов. За их соблазнительным поведением и тенденцией преувеличивать соматические проблемы [т. е. ипохондрия] часто скрываются базовые желания зависимости и защиты.
Кластер С
Такие пациенты склонны к нервозности и пассивности или ригидности и озабоченности.
Зависимая личность характеризуется перекладыванием ответственности на других. Такие люди могут подчиняться другим, чтобы заручиться их поддержкой. Например, они позволяют нуждам людей, от которых зависят, доминировать над их собственными. У них недостаточная самоуверенность и выражено ощущение того, что сами о себе они не смогут адекватно позаботиться. Они считают, что другие люди более способны, и неохотно высказывают свое опасение в отношении того, что их предприимчивость обидит людей, от которых они зависят. Зависимость при других расстройствах личности может скрываться за явными поведенческими нарушениями; например, истероидное или пограничное поведение маскирует лежащую в основе зависимость.
Избегающая личность характеризуется гиперчувствительностью к неприятию и страхом начала новых отношений или чего-то нового из-за риска неудачи или разочарования. Из-за выраженного осознанного желания привязанности и одобрения такие люди часто испытывают дистресс вследствие изоляции и неспособности поддерживать комфортные отношения с окружающими. Они реагируют отдалением даже на небольшие намеки неприятия.
Обсессивно-компульсивная личность характеризуется добросовестностью, аккуратностью и надежностью, но отсутствие гибкости часто делает таких людей неспособными адаптироваться к переменам. Они серьезно воспринимают ответственность, но так как такие люди ненавидят ошибки и незавершенность, то они увязают в деталях и забывают цель. В результате у них возникают проблемы с принятием решения и завершением задания. Такие проблемы делают ответственность источником тревоги, и такие пациенты редко получают большое удовлетворение от своих успехов. Большинство обсессивно-компульсивных черт являются адаптивными, если выражены умеренно. Люди с такими личностными чертами могут многого достичь, особенно в науках и других академических областях, где порядок, перфекционизм и настойчивость являются желательными. Однако они могут чувствовать себя дискомфортно, когда чувства, межличностные отношения и ситуация выходят из-под контроля, или когда надо полагаться на других людей, или когда события непредсказуемы.
Другие типы личности. Некоторые типы личности описаны, но не классифицированы как расстройства в DSM-IV.
Пассивно-агрессивная (негативистичная) личность обычно производит впечатление глупости или пассивности, но за таким поведением скрывается желание избежать ответственности, контроля или наказания другими. Пассивно-агрессивное поведение подтверждается промедлением, неумением, нереалистичными заявлениями о своей беспомощности. Часто такие люди, соглашаясь выполнить задание, не хотят его выполнять и затем незаметно саботируют завершение задачи. Такое поведение обычно свидетельствует об отрицании, или скрытой враждебности, или о несогласии.
Циклотимическая личность колеблется между пылкой жизнерадостностью и унынием и пессимизмом; каждый вариант настроения длится неделю или больше. Характерно, что ритмичные изменения настроения являются регулярными и наблюдаются без достоверной внешней причины. Если эти особенности не нарушают социальную адаптацию, циклотимия рассматривается как темперамент и присутствует у многих одаренных и творческих людей.
Депрессивная личность характеризуется постоянной угрюмостью, беспокойством и застенчивостью. Такие люди имеют пессимистическое мировоззрение, которое нарушает их инициативу и приводит в уныние других. Удовлетворение собой кажется незаслуженным и греховным. Они бессознательно считают свое страдание эмблемой добродетели, необходимой, чтобы заслужить любовь или расположение других.
Лечение расстройств личности
Хотя лечение различается в зависимости от типа расстройства личности, существуют некоторые общие принципы. Семья и друзья могут действовать таким образом, чтобы либо усиливать, либо уменьшать проблемное поведение или мысли пациента, поэтому их вовлечение является полезным и часто ключевым. Необходимо рано предпринимать попытки помочь пациенту увидеть, что проблема заключается в нем самом. Другой принцип состоит в том, что лечение расстройств личности занимает длительное время. Для того чтобы человек осознал свои психологические защиты, убеждения и особенности дезадаптивного поведения, обычно необходима повторяющаяся конфронтация в длительной психотерапии или при столкновении с другими людьми.
Так как расстройства личности крайне трудно лечатся, важно, чтобы терапевт обладал опытом, энтузиазмом и пониманием ожидаемых областей эмоциональной чувствительности и привычных механизмов совладания у пациента. Доброжелательное отношение и рекомендации изолированно не влияют на личностные расстройства. Лечение расстройств личности может включать комбинацию психотерапии и медикаментозной терапии. Однако симптомы обычно не очень хорошо поддаются медикаментозной коррекции.
Облегчение тревоги и депрессии является первоочередной задачей, в чем может помочь медикаментозная терапия. Уменьшение внешнего стресса также может быстро уменьшить эти симптомы. Дезадаптивное поведение, характеризующееся безрассудством, социальной изоляцией, недостатком уверенности, эмоциональными вспышками, может изменяться за месяцы. Иногда эффективны групповая терапия и коррекция поведения, проводимые на дому или в условиях дневного стационара. Участие в группах самопомощи или семейная терапия также могут помочь в изменении социально нежелательного поведения. Изменения в поведении наиболее важны для пациентов с пограничным, антисоциальным или избегающим расстройством личности. Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) доказала свою эффективность при пограничном расстройстве личности. ДПТ, которая включает еженедельную индивидуальную психотерапию и групповую терапию, а также телефонные контакты с врачом между запланированными сессиями, помогает пациенту в поиске понимания своего поведения и обучает его навыкам решения проблем и адаптивному поведению. Психодинамическая терапия также высокоэффективна у пациентов с пограничным и избегающим расстройствами личности. Важный компонент такой терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту с расстройством личности преобразовывать свое эмоциональное состояние и думать о влиянии своего поведения на других.
Решение проблем межличностных отношений, таких как зависимость, недоверие, высокомерие, манипулятивность, обычно занимает более 1 года. Основу эффективных изменений в межличностных отношениях составляет индивидуальная психотерапия, которая помогает пациенту понять источники его проблем во взаимоотношениях с людьми. Врач должен неоднократно указывать на нежелательные последствия мыслей пациента и особенностей поведения, а также периодически устанавливать рамки в поведении пациента. Такая терапия является необходимой для пациентов с истероидным, зависимым или пассивно-агрессивным расстройством личности. Некоторым пациентам с расстройствами личности, включающими различные предпочтения, ожидания и убеждения (т.е. нарциссический или обсессивно-компульсивный тип), рекомендован психоанализ, обычно в течение 3 лет и более.