Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отъезжающих на учебно-тренировочные сборы
Пособие составила
г) слияние пиноцитозных и фагоцитозных пузырьков
11. Пиноцитозом называют
а) поглощение бактерий лейкоцитами
б) поглощение бактерий амебами
в) проникновение капель жидкости через мембрану
г) слияние в клетке маленьких пузырьков в один большой
Иллюстрированные задания
Растительная клетка
Задание 1.
1. Рассмотрите схему строения растительной клетки.
2. Ответьте на вопросы
Какими путями вещества могут попадать внутрь растительной клетки и удаляться из нее? В чем заключается функция клеточной стенки для растительной клетки? Какую роль в растительной клетке играет вакуоль? Какую роль в растительной клетке играют хлоропласты? Что такое плазмодесма? На рисунке представлена клетка высших растений или низших? Почему вы так решили?
Иллюстрированные задания
Животная клетка
Задание 2.
1. Рассмотрите схему строения животной клетки.
2. Ответьте на вопросы
Какие три компонента клетки являются основными? Почему мембрана животной клетки способна к эндоцитозу? Каких органоидов нет в животной клетке? Почему возможны движения микроворсинок? Какой органоид можно назвать «энергетической станцией» клетки? Почему? Какие два вида ЭПС вы знаете?
Вопросы для самоконтроля
Строение клетки
1. Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
2. Какие органоиды клетки обнаружены при помощи электронного микроскопа?
3. Из чего состоит мембрана живой клетки?
4. Какими свойствами обладает мембрана?
5. Какие функции выполняет мембрана живой клетки, покрывающая цитоплазму?
6. Какие клеточные органоиды имеют мембранное строение?
7. У каких органоидов двойные мембраны?
8. Какие органоиды не имеют мембранного строения?
9. Какие органоиды входят в состав системы цитоплазмы?
10. Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
11. Каковы строение и функции митохондрий?
12. Какие особенности строения аппарата Гольджи связаны с выполняемыми им функциями?
13. Какую функцию выполняют рибосомы?
14. Какие пластиды содержат растительные клетки?
15. Каково внутреннее строение хлоропласта?
16. Какие пигменты находятся в хлоропластах и хромопластах?
17. Каково строение и функция хромопластов и лейкопластов?
18.Как устроен и функционирует клеточный центр?
19. Из каких компонентов состоит система ядра?
20. Каковы основные функции ядра?
21. Как устроена ядерная оболочка?
22. Какие структуры ядра содержат молекулы ДНК?
23. Что такое ядерный сок? Какова его функция?
24. Что общего между ядерным соком и гиалоплазмой?
Тренировочные задания
Работа 1.
1.Дайте определение понятиям.
Плазмалемма – это _____________________
Ядрышко – это _________________________
Белки-рецепторы – это __________________
Белки-ферменты – это ___________________
Фагоцитоз – это ________________________
Пиноцитоз – это ________________________
2.Рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос.
Число хромосом у некоторых животных и растений.
Малярийный плазмодий | |||
Картофель | Дождевой червь | ||
Вишня садовая | |||
Как объяснить тот факт, что количество хромосом обычно представлено четным числом?
3. Ответьте на вопросы.
С какими веществами мембраны вступают в комплекс углеводы? У всех ли эукариотических клеток есть ядро? Сколько молекул ДНК образует одну хромосому?
4.Решите тест.
1. В состав плазмалеммы не входят:
а) белки б) нуклеиновые кислоты в) углеводы г) липиды
2. Если клетку сравнить с домом, то антенны на крыше можно сравнить
а) с белками б) с нуклеиновыми кислотами в) с углеводами г) с липидами
3. Плазмалемма не выполняет функций
а) создает границу с окружающей средой
б) передает наследственную информацию от клетки к клетке
в) регулирует поступление и выведение различных веществ
г) защищает клетки от внешней среды
4. Главная генетическая информация организма хранится
а) в ядре б) в рибосомах в) в ядрышке г) в мембране
5. Хромосомы при делении клетки
а) превращаются в тонкие нити
б) скручиваются в клубки
в) не изменяются
г) утолщаются и укорачиваются
6. Белки, входящие в состав хромосом, называются
а) пистоны б) кингстоны в) гистоны г) ливингстоны
Словарь терминов
Автотрофы (зеленые растения и часть прокариот) – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических веществ. Это организмы, которые получают энергию за счет неорганических соединений
Анаболизм – процессы построения вещества в результате реакции синтеза с потреблением энергии
Биология – наука о живых системах,
Биология – наука, изучающая живые организмы в системе их взаимосвязей с окружающей средой
Вирусы – неклеточные формы жизни
Гаметогенез – процесс образования мужских и женских гамет
Гаметы – половые клетки с гаплоидным набором хромосом
Ген – участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий развитие определенного признака или синтез одной белковой молекулы
Генотип – совокупность всех генов организма
Гетеротрофы (животные, грибы, часть прокариот) – организмы, питающиеся за счет чужих органических веществ
Диссимиляция (катаболизм) – энергетический обмен, представляющий собой совокупность реакций расщепления полимеров до мономеров, в ходе которых выделяется энергия
Живые тела – открытые, саморегулирующиеся, самовоспроизводящиеся системы
Жизнь – макромолекулярная открытая система, которой присущи иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, регулируемый поток энергии
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка
Клетка – структурная и функциональная единица живого
Клетка – открытая система, характеризующаяся обменом веществ и энергии с окружающей средой, устойчивостью, способностью к саморегуляции и самовоспроизведению.
Критерии живых систем – отличительные признаки живого как особой формы существования материи
Кроссинговер – перекрест хромосом при митозе
Мейоз – особый тип клеточного деления, который происходит при половом размножении. При мейозе из одной клетки с диплоидным набором хромосом возникают клетки с гаплоидным набором хромосом
Митоз – деление клетки, в результате которого обе дочерние клетки получают диплоидный набор хромосом
Овогенез – процесс развития женских половых клеток
Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы и до смерти организма
Прокариоты – организмы, не имеющие в клетке четко оформленного ядра
Сперматогенез – развитие мужских половых клеток
Ферменты – специфические белковые катализаторы, синтезируемые живыми клетками и обладающие высокой активностью
Фотосинтез – совокупность окислительно-восстановительных процессов, при которых из неорганических веществ образуются сложные органические соединения за счет использования энергии света при наличии хлорофилла ()
Фототрофы – организмы, клетки которых синтезируют органические вещества из неорганических веществ за счет энергии солнечного света
Хемосинтез – синтез органических веществ из неорганических веществ в организмах, лишенных хлорофилла. Данный синтез происходит за счет энергии химических реакций, окисления неорганических веществ, при этом не выделяется кислород
Хемотроф ы – организмы, использующие энергию химических реакций
Цитоплазматические мутации – изменения, которые затрагивают органоиды клетки, содержащие ДНК
Эукариоты – организмы, имеющие в клетке четко оформленное ядро
Список литературы
1. , . Общая биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006
2. , . Биология. Издательский центр «Академия». 2006
3. . Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗЫ. Москва «Высшая школа» 1991
4. , . Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010
5. , . Биология: тестовый тренажер-самоучитель для подготовки к сдаче ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Феникс. 2008
6. . Общая биология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса . Саратов: «Лицей». 1999
7. , . Биология. Общая биология.10-11 классы. Рабочая тетрадь. . 2011
Клетка как биологическая система
Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла .
На решение примерно отводится до 5 минут .
Для выполнения задания 4 по биологии необходимо:
- знать
:
- методы научного познания; правила, гипотезы.
- строение и признаки биологических объектов
- сущность биологических процессов и явлений
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
- уметь : устанавливать взаимосвязи, распознавать и описывать, выявлять отличительные признаки и сравнивать (и делать выводы на основе сравнения).
Вариант 1.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 6 и 7? Раскройте особенности строения и функций этих структур.
Вариант 2.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 5 и 6? Раскройте особенности строения и функций этих структур.
Вариант 3.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 5, 6, 7?
Вариант 4.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 3?
______________________________________________________________________________
Вариант 5.
Вариант 6.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2?
Вариант 7.
Вариант 8.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 2? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 9.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 4? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
____________________________________________________________________________
Вариант 10.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 9? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 11.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 5? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 12.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 1? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 13.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какими цифрами обозначены ее мембранные органоиды? Укажите их названия.
Вариант 14.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 7? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 15.
Рассмотрите рисунок. Какие органоиды клетки на нем изображены? В каких клетках они встречаются? Каковы их функции?
1. 2.
Вариант 16.
Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами 4 и 5? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 17.
Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами буквами Д и З? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 18.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции она выполняет в клетке?
Вариант 19.
Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен? Какова его роль в клетке? В каких клетках он может происходить?
Вариант 20.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 7, 10, 11? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 21.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 3 и 6? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 22.
Рассмотрите рисунок. Какие клетки на нем обозначены буквами А и Б? Сравните строение этих клеток.
Вариант 23.
Рассмотрите рисунок. Какой процесс в клетке обозначен номером 10? Какое значение имеет этот процесс в клетке?
Вариант 24.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? В каких клетках можно встретить эту структуру? Какие ее разновидности Вам известны?
Вариант 25.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Приведите примеры клеток человека, в которых такие структуры встречаются в большом количестве.
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология
Тема: Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки
Чудинова Любовь Евгеньевна преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»Описание:
В теме представлено 2 уровня заданий. Обучающийся может произвольно выбрать любой уровень.
Выполняя задания по теме, следует учитывать, что два задания являются обязательными:
1. Составить словарь темы – выписать из учебника содержание предложенных понятий.
2. Любое задание, предполагающее самостоятельную работу с различными источниками информации (учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет).
Для того, чтобы получить оценку «удовлетворительно» - 3 надо выполнить
три задания (на выбор из оставшихся); оценку «хорошо» - 4 четыре задания (на выбор из оставшихся); оценку «отлично» - 5 все задания.
Если какое-либо задание уровня окажется непонятным или сложным, можете заменить его на * задание № 6.
Назначение: для обучающихся первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Цель:
контроль качества усвоения материала темы «Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки» обучающимися первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Задачи:
- содействовать формированию общеучебных навыков (ОУН) через разные виды учебной деятельности;
- развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;
Результаты освоения материала темы:
У 1. объяснять:
-единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
У 4 сравнивать биологические объекты:
-химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных.
У 7. находить:
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках,справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
З 1. -основные положения биологических теорий и закономерностей.
З 2. -строение и функционирование биологических объектов: клетки.
З 5. -биологическую терминологию и символику.
1 уровень
Задание № 1
Составь словарь темы – выпиши из учебника содержание предложенных понятий:
цитология, клеточная теория (положения пронумеровать), химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, буферные системы, углеводы, липиды, белки, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков, денатурация, нуклеиновая кислота.
Задание № 2
Нарисуй схему «Строение воды»
Задание № 3
Заполни таблицу «Неорганические вещества клетки»
Скачать Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология тема Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки
В современной школе, в условиях большого объема учебной информации, обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более,что он является часто недостижимым для многих обучающихся.
В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся.
Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания,самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести различные виды дидактического материала. Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях.
Применение разноуровневых тестов, заданий и упражнений можно рассматривать как средство конкретизации и развития понятий, приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации - для доказательств и обобщений.
Все задания можно распределить по уровням.
Одним из вариантов проверки знаний являются задания к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Эти задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников, они контролируют знания и умения за основную и среднюю школу.
Уровень А
1.Оболочки клеток состоят из:
а) плазмалеммы (цитоплазматической мембраны);
б) клеточных стенок;
в) плазмалеммы у животных и клеточных стенок у растений;
г) плазмалеммы у животных, плазмалеммы и клеточных стенок у растений.
2.Пищеварительные ферменты, содержащиеся в лизосомах, синтезируют:
а) каналы гладкой ЭПС;
б) рибосомы шероховатой ЭПС;
в)цистерны комплекса Гольджи;
г)сами лизосомы.
Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Выполнение заданий этой группы рассчитано на более сложную умственную деятельность.
Уровень В
1) Выберите верные утверждения
а) Новые митохондрии появляются в клетке в результате процессов синтеза белка и нуклеиновых кислот, протекающих в её ядре. (нет)
б) Пластиды присутствуют в цитоплазме только у растительных клеток. (да)
2) Продолжи предложения
а) Одномембранные сферические пузырьки, заполненные гидролитическими ферментами, - ......(лизосомы).
б) Все содержимое клетки, за исключением её ядра, - ..... (цитоплазма).
Задания повышенного уровня сложности (С) позволяют выявить сформированность у школьников умений глубоко, в полном объеме раскрыть ответ, применить знания в нестандартных ситуациях, решить биологическую задачу, высказать свою точку зрения на проблему.
Уровень С
1) Заполни таблицу “Сходство и различие в строении клеток растений и животных”
2) Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных понятий существует такая же связь. Найди это понятие.
а) митохондрии:кристы =хлоропласты: .........
(фотосинтез, хлорофилл, тилакоиды , пластиды)
б) мембрана:фагоцитоз = микротрубочки: ........
(пиноцитоз, движение , жгутики, центриоль)
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.
1 Вариант проверочной работы по теме “Строение и функции клеток”
Выберите верные утверждения.
1. Включения - это постоянные структуры цитоплазмы клеток.(нет)
2. Плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью.(да)
3. Лизосомы формируются из структуры комплекса Гольджи. (да).
4. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. (да)
5. На мембранах гладкой ЭПС осуществляется синтез белка. (нет)
6. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран.(да)
7. Активный транспорт веществ через плазматическую мембрану не требует затрат энергии. (нет)
8. Органоиды – непостоянные, жизненно важные составные части цитоплазмы клеток. (нет)
9. Количество крист зависит от функции клеток. (да)
10. Цитоплазма не выполняет защитную функцию.(да)
11. Синтез АТФ происходит в вакуолях.(нет)
12. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в вакуолях. (да)
13. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются рибосомы. (да)
14. Клетка- основная единица строения всех организмов, так как все организмы состоят из клеток. (да)
15. Клетка- генетическая единица организма, так как клетка растет..(нет)
Данную работу можно провести и в форме графического диктанта.
Задания на нахождение в тексте ошибок включены в варианты ЕГЭ.
В данной проверочной работе все утверждения являются неверными. Учащимся дается задание: найти утверждения, в которых сделаны ошибки и, исправить их.
1. Биологические мембраны состоят из липидов и углеводов . (липидов и белков)
2. Процессами, происходящими в клетке управляет цитоплазма . (ядро)
3. Из цистерн, трубчатых структур,вакуолей и транспортных пузырьков состоит эндоплазматическая сеть. (К.Гольджи)
4. Хромопласт содержит пигмент хлорофилл. (хлоропласт)
5. Пластиды -маленькие округлые тельца, отвечающие за внутриклеточное пищеварение.(лизосомы)
6. Митохондрии участвуют во внутриклеточном транспорте веществ. (ЭПС)
7. Ядрышко обеспечивает хранение наследственной информации. (ядро)
8. Внутренняя мембрана хлоропластов образует кристы. (митохондрий)
9.Важную роль в образовании веретена деления играет вакуоль .(клеточный центр)
10.Лизосомы являются немембранным органоидом.(мембранным)
11.Непосредственное образование полимерной цепи белка происходит в ядре .(рибосомах)
12.Клеточная оболочка обеспечивает передвижение клетки.(защиту)
13.Функцию скелета клетки выполняют полости комплекса Гольджи . (микротрубочки)
14.Синтез жиров и углеводов осуществляется в вакуолях. (ЭПС)
15.На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы нуклеотидов .(углеводов и липидов)
Следующая работа предполагает работу по вариантам.
- 1 вариант - выбирает признаки, характерные для прокариот;
- 2 вариант- выбирает признаки, характерные для вирусов
1.Можно увидеть только в электронный микроскоп.
2.Хромосома имеет форму кольца и погружена в цитоплазму.
3.Являются возбудителями ангины, туберкулеза, столбняка, холеры и др.
4.Являются возбудителями СПИДа, гриппа, краснухи, бешенства и др.
5.Обитают в клетках.
6.Свойственно спорообразование.
7.Имеют клеточную стенку.
8.Генетическая информация представлена ДНК или РНК.
9.В цитоплазме клетки находятся рибосомы.
10.По форме выделяют шаровидные клетки-кокки, вытянутые палочки-бациллы, извитые-спириллы.
11.Форма может быть различной: палочковидной, пулевидной, сферической, нитевидной, в виде сперматозоида.
12.Могут жить как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
13.Отсутствует собственный метаболизм.
14.Обитают внутри бактерий.
Ответы:
- Прокариоты:2,3,6,7,9,10,12
- Вирусы 1,4,5,8,11,13,14