Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам
Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!
Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.
Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).
Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.
Форма и размер черепа
Отклонение от нормы — возможная патология. . .
Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.
Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.
Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!
. . .или повод для дальнейших обследований?
Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?
- Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
- Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
- В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.
"Домашнее задание" для родителей
Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?
- Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
- Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
- Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.
Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:
- еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
- сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.
Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).
Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.
От чего зависит форма черепа?
В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.
Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).
Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.
Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.
Как растет голова?
У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).
На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...
1 октября начался прием работ на всероссийский конкурс поэтической декламации «Дети читают стихи». Конкурс «Дети читают стихи» стал одним из самых масштабных проектов в рамках Года литературы. Свыше 20 000 детей из разных регионов России, из более чем 700 городов и населенных пунктов, приняли участие в мероприятиях предыдущих сезонов. На этот раз творческая тема – «Мой любимый поэт», дети могут прочитать наизусть стихотворение любимого автора и рассказать о причинах своего выбора. Для участия...
Получила вопросы, тема очень актуальна для моих близких, чтобы не повторяться буду писать здесь. Для начала следует попытаться решить эту проблему с помощью диеты. Больше всего холестерина содержится в субпродуктах (печень, мозги, почки), жирном мясе, яичных желтках, сливочном масле, жирных молочных продуктах. Следует ограничить употребление животных жиров. Узнаете про плохой и хороший холестерин, продукты-помощники. Клетчатка также способствует выведению холестерина. Как не крути, без...
Доктор, куда мы только не ходили, никакого результата. Помогите. Как видите – она легонько подтолкнула ребенка к доктору - он заикается, хотя это ему не мешает болтать без умолку. - Расскажите для начала, в чём дело, может что-то случилось? - Да ничего особенного не было. Вроде говорил всегда нормально, он вообще у нас разговорчивый, дальше некуда. А тут – вот уже месяц – ничего не понимаю. Это ладно сейчас, маленький пока, а в школу – ведь задразнят, да и дальше… Врач осмотрел ребенка...
Моей дочке 1,5 года. У нее происходят рвота на эмоциях. Раньше, в грудничковом возрасте, у нее были срыгивания, я все никак не могла понять в чем дело, долго ее держала в вертик положении.А теперь уже все поняла: сильно радуется она (папа пришел с работы, печеньку даю ей) или плачет, чаще второе, у нее может произойти рвотный рефлекс. Причем я заметила что она намеренно иногда сует ручки в рот.Если бы она умела говорить! Я не знаю что мне делать. Была у невролога, она сказала подождать более...
Обсуждение
У нас это уже 16 лет, Любые эмиоции - положительные или отрицательные, или ожидание чего-то, будь-то праздник, контрольные или похода к доктору, все вызывает рвотный рефлекс, "прорыгается" успокоится, и идем дальше. Случалось и в магазине, и в гостях, и в школе. Злилась, кричала, ругала - только хуже. Перестала обращать вниманение, она сама пытается справиться. Диагноз - синдром Мебиуса, лечить пробовали чем только можно - результата нет. Были на консультации и на Талдомского, и Одессе все что можно было обойти, все в один голос говорят, что с этим нужно научиться жить и с возрастом сама научится сдерживать эмоции. Сейчас ходит к психологу 1 раз в неделю. Но дороговато это у нас. Вам путь к неврологу, обследование, генетика если будет показано, больше общения с детками, что бы отвлекать от привыканий. Грудь - навязчивые движения, скорее всего, Удачи Вам и не паникуйте - это главное.
Почитайте про рефлюкс-эзофагит, по-хорошему стоило бы попасть к гастроэнтерологу. Отказаться от зонда - ваше право.
Процедура оформления инвалидности ребенку происходит в несколько этапов и, как правило, занимает минимум 3 месяца. Наберитесь терпения: для достижения цели вам надо будет сделать, как в той китайской поговорке, 1000 мелких шагов. Кто дает направление на МСЭ? В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением...
Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...
Обсуждение
У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]
Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)
Лидеры по продажам на нашем российском цветочном рынке сейчас - это, конечно, розы. Этот цветок является любимым нашими российскими мужчинами, статистический букет которого на сегодняшний день состоит из набора бордовых роз с как можно длинным стеблем. Их количество определяется размером возможной потраченной суммы денег. Еще около пяти-шести лет назад розы составляли 75% от всего, что было в ассортимента обычного цветочного магазина. Сегодня данный показатель значительно снизился. Примерно...
Я в шоке... Сходили сегодня к педиатру... Позорище... Сашка прибавил всего 128г от веса при рождении, или 438г от минимального веса. Аринка зе 1-й месяц набрала 1300г, а Костка 1100... Очень надеюсь, что причина тому мои маститы, я же его 2 недели кормила одной грудью, и до сих пор в больной груди молока очень мало. А у груди проводим очень много времени... часами... И писает-какает нормально, по крайней мере сейчас, раньше на самом деле заметно меньше писал. Рост вообще намеряли 54,5 см, а в...
Обсуждение
Они в этом возрасте рассматривают подолгу далекие большие неподвижные предметы. Мой в месяц очень любил шкаф. Уставится на него и лежит смотрит. Так что это нормально)) Если тонус снижен, то и голову и все остальное ребенок будет делать позже. Ничего страшного в этом нет. У. Меня старшая из-за этого все очень поздно делала и вообще физически очень долго была плохо развита -неуклюжая была, зато умственное и псхо-эмоциональное развитие всегда опережало сверстников, да и сейчас по сравнению со многими она очень этим отличается, а физически догнала. Так что не переживайте раньше времени. А насчет глазика я бы показала окулисту на всякий случай.
ну что сказать, я в больнице с Вовкй лежала- у них все весы по разному показывают) А учитывая, что еще и в росте "усох" за месяц, так это 100% чья-то ошибка))
ВСЕ ЕЩЕ 39 НЕДЕЛЬ Ага. Я вернулась обратно:) Не удалось им меня запереть:)Рассказываю: У меня плановое кесарево из-за рубца на матке и дородовая госпитализация по настоянию врача ЖК.Бесплатно. Ну я не стала сопротивляться и в назначенный день, попрощавшись тут с вами, пришла с пакетами в ЖК за нарядом. Предварительно, прошерстив все роддома в округе и выбрав себе 7ой для пребывания, так и заявила: Хочу в седьмой. Врач пошла за нарядом. на котором выяснилось, что в нашем ЮЗАО вообще нет мест в...
Не знаю как ваши дети, а моя дочь просто обожает всё, что можно склеить/заклеить/наклеить/прик-леить. Ей на радость и была куплена книга c наклейками из этого минишопа: [ссылка-1] Точнее, книг было две: для дочки и её друга. Ну что сказать...они отличные! Большой формат, красивые картинки,плотные листы, многоразовые наклейки, много страниц детской радости!:) Обе книги примерно одинаковы: первые страниц 20 -это масса картинок по разнообразным темам(в случае книги с принцессами-это День...
Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...
В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...
Консультация невролога – прием специалиста, занимающегося д иагностикой и лечением заболеваний центральной (головной и спинной мозг) и периферической (нервы конечностей, туловища и лица) нервной системы. Поводом для первого обращения к врачу могут стать впервые появившиеся жалобы, появление или усиление симптомов уже существующего неврологического заболевания. В ходе первичной консультации невролог осуществляет опрос и неврологический осмотр пациента, выставляет предварительный диагноз, определяет план диагностических мероприятий, по показаниям назначает лечение, выдает направления на консультации других специалистов или на госпитализацию.
Показания
Первичная консультация невролога показана при жалобах на частые головные боли , боли по ходу периферических нервов, боли в спине, головокружения, нарушения координации, слабость в одной или нескольких конечностях, судороги, дрожание, тошноту без связи с приемом пищи, шум в голове или ушах, бессонницу , снижение памяти, ухудшение внимания и изменения речи. Осмотр специалиста также может потребоваться при наличии ранее диагностированной неврологической патологии (в случае обострения или для прохождения профилактического курса лечения). За помощью к неврологу обращаются больные после перенесенного острого инсульта, с хронической ишемией головного мозга , последствиями черепно-мозговой или спинальной травмы , инфекционными поражениями нервной системы, остеохондрозом позвоночника , мигренью , невритами , эпилепсией , болезнью Паркинсона , гиперкинезами, миастенией , демиелинизирующими заболеваниями.
Проведение консультации
Консультация невролога начинается с опроса пациента. Прежде всего, врач выясняет жалобы, потом расспрашивает о наличии болей и головокружений, о состоянии зрения, вкуса, обоняния, слуха, эмоциональной и двигательной сферы, сна, памяти и внимания, об отклонениях в артериальном давлении, о переносимости вестибулярных нагрузок, общем самочувствии. Четко определив, что именно беспокоит больного, невролог детализирует характер, интенсивность, периодичность того или иного симптома, уточняет, что провоцирует данный симптом, а что способствует его уменьшению.
Затем врач выясняет анамнез заболевания. Пациент рассказывает о времени и обстоятельствах первого появления указанных жалоб, о динамике развития болезни, проведенных обследованиях и терапевтических мероприятиях, результатах лечения. В этой части консультации больному следует представить неврологу всю имеющуюся документацию по данной патологии и сопутствующим диагнозам не неврологического характера. Специалиста также могут интересовать данные о режиме и условиях работы пациента, наличии наследственных болезней, ранее перенесенных интенсивных стрессах, интоксикациях, травмах и заболеваниях.
В ходе опроса невролог оценивает психоэмоциональное состояние больного, его речь, контактность, способность ориентироваться в своей личности, времени и пространстве. Для определения ориентировки в месте и времени врач может спросить пациента, где он находится, попросить его назвать день недели или текущий год. Для выявления более тонких нарушений памяти или ориентации в процессе консультации невролог предлагает специальные тесты. После завершения опроса врач переходит к неврологическому обследованию. Неврологический осмотр может быть полным или проводиться по сокращенной схеме с углубленным изучением только той сферы, где обнаружены отклонения.
На начальном этапе специалист внимательно смотрит на лицо больного. Это необходимо для оценки симметричности черт лица, размеров глазных щелей и зрачков. Врач просит пациента внимательно следить за передвижениями неврологического молоточка для определения состояния глазодвигательных нервов и выявления нистагма. Для оценки обоняния больному дают понюхать каждым носовым ходом в отдельности различные вещества. Пациенту также могут предложить надуть щеки, нахмурить брови, наморщить лоб, оскалить зубы, показать язык. Это позволяет неврологу оценить иннервацию лицевой мускулатуры и состояние языкоглоточного нерва. Если больной жалуется на боли в лице, специалист прощупывает пальцем определенные точки – места выхода тройничного нерва.
Следующим этапом является исследование рефлексов. Врач постукивает молоточком в области колена, локтя, запястья, ахиллова сухожилия для определения силы, сравнения симметричности сухожильных рефлексов в верхних и нижних конечностях, справа и слева. Для проверки кожных рефлексов невролог проводит специальной иглой по передней брюшной стенке и по подошве. При помощи этой же иглы специалист производит исследование болевой чувствительности, укалывая пациента в разных местах, сравнивая чувствительность симметричных участков кожи слева и справа. Тактильная чувствительность проверяется при помощи перышка, тонкой кисточки или ватки.
Для определения мышечного тонуса врач осуществляет пальпацию мышц, сгибает и разгибает конечности, поворачивая их внутрь или кнаружи. Для исследования мышечной силы невролог предлагает сопротивляться сгибанию и разгибанию конечностей. Для выявления незначительной мышечной слабости, проявляющейся большей утомляемостью больной конечности, пациента просят симметрично поднять обе руки и удерживать их (верхняя проба Барре), в положении на спине поднять и удерживать ноги (нижняя проба Барре). Для оценки походки специалист предлагает больному пройтись по кабинету. Исследование в позе Ромберга (стоя, пятки и носки вместе, руки вытянуты вперед) проводится для определения координации. С этой же целью пациента просят коснуться пальцем носа (пальце-носовая проба) или достать пяткой колено (пяточно-коленная проба).
При наличии жалоб на болезненные ощущения в спине консультация невролога включает осмотр и пальпацию позвоночника. Врач выявляет деформации, смещения, болевые точки. Для оценки функционального состояния позвоночника больного просят нагнуться вперед и в стороны, согнуть и запрокинуть голову, присесть. Также проводят пробу Лассега - в положении лежа на спине пациенту предлагают поочередно поднять правую и левую ногу. При появлении или усилении боли во время пальпации позвоночника или проведения функциональных проб необходимо сообщить об этом неврологу.
Все данные неврологического обследования фиксируются в медицинской карте. На основании жалоб, данных опроса и неврологического осмотра врач может предположить наличие определенного заболевания, подтвердить или исключить ранее поставленный диагноз, сделать заключение о текущем состоянии больного. Как правило, для получения полной картины патологии и уточнения диагноза необходимы дополнительные обследования.
Дополнительная диагностика
В настоящее время в неврологии используется большое количество диагностических методик. Задачей невролога является выбор исследований, которые необходимы и оптимальны в каждом конкретном случае. Из анализов обычно назначается клинический анализ крови и коагулограмма. В стандартный список инструментальных методов входят эхо-энцефалоргафия (
Осмотр невропатолога (первичный)
Дата _______________ Жалобы :______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
An.Morbi:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________An.vitae:_ Туберкулез нет, да_____г. Вен. Заболевания нет, да____г. Вирусный гепатит нет, да_____г. Наследственность____________. Аллергоанамнез: спокоен, отягощен_____________________________________________________________________Перенесенные заболевания______________________________________________________Операции, травмы: нет, да_______________________________________________________ Вредные привычки: алкоголь нет, да____ лет, курение нет, да____пачки в день, в течении____ лет, наркотики нет, да_____лет. Жил-быт условие (не) удовлетворительные. Питание (не) достаточное. Акушерский анамнез:____________________________________
Status praesens: Общее состояние: относительно удовлетворительное, средней степени тяжести, тяжелое____________________________. Сознание: ясное, заторможен, на вопросы отвечает медленно, с запозданием. По шкале Глазго____балла. Поведение: дез/ ориентирован, возбужден, спокоен. Рекция на осмотр: спокойная, негативная, плаксивая. Положение больного: активное, пассивное, вынужденное___________________________. Телосложение: нормостеническое, астеническое, гиперстеническое. Зрачки равные, анизокория (ДS), фотореакция: живая, вялая, отсутствует. Диплопия нет, есть. Движение глазных яблок в полном объеме, ограниченовверх, вниз, в стороны_________. Нистагм нет, да: горизантальный, вертикальный, ротационный; крупно-, средне-, мелко-размашистый; постоянный, в краевых отведениях. 5-япара: точки выхода болезненны справа-1, 2, 3. слева-1, 2, 3. 7-я пара: лицо симметричное, асимметричное, парез периферический, центральный (Д S). 8-я пара: нистагм, шум в ушах, слух нормальный, снижен, отсутствует, головокружение, системное, несистемное. 9-10 пары: глотание нормальное, поперхивание, пища выливается через нос, голос осиплый, гнусавый, афония. 12-япара: язык по середине, отклоняется вправо, влево. Гипотрофия правой, левойполовины. Менингеальные симптомы: нет, есть; ригидность затылочных мышц, с-м Кернига, Брудзинского. Координация: норма, в позе Ромберга пошатывается, падает вправо; влево; промахивается при координаторной пробе Д _______ S ________. Дрожь в теле, тремор верхних Д _______ Sи нижних конечностей Д _______ S. Атаксия __________ Афазия: нет, есть: моторная, сенсорная, амнестическая. Апраксия, астериогноз ___________. Расстройства движений: нет, есть. Гимиплегия __________ Параплегия __________ Тетраплегия ___________Моноплегия _______________ Гемипарез___________________ Парапарез верхний, нижний. Тетрапарез___________________________ Монопарез________________________Рефлексы: с конечностей верхних DS, нижних DS, ______________________.Патологические знаки:нет, есть____________________________________________________.Тонус мышц Д=S. Гипо-, нормо-, гипертония (слева, справа) по пирамидному, экстропирамидному типу.Вегетативная нервная система: дермографизм розовый, красный, белый,широкий, узкий, быстро исчезающий, гипергидроз, ладоней, стоп. Периферическая нервная система: Умеренная, выраженная болезненность при пальпации паравертебральных точек шейного, грудного, пояснично-кресцового отдела позвоночника.Симптом Лассега _____________________________ симптом Нери ____;симптом посадки ____________ и др. симптомы ___________________________ Состояние мышцспины __________________, объем движений позвоночника _____________________________________. Пальпация нервных стволов и точек выхода болезненна нет, да___________________________________________________________________________. Гипотрофия мышц нет, есть_____________________________________________________ Чувствительность: гипестезия, анестезия, гиперестезия, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительно:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный диагноз:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План обследования: План ведения: Режим-, Стол №
Начинают неврологическое обследование с выявления общемозговых (головокружение, головная боль, тошнота, рвота) и менингиальных симптомов (головная боль, рвота, общая гиперестезия, менингиальная поза, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского и др.).
Что включает неврологическое обследование
Оценивается при неврологическом обследовании сознание больного, наличие психомоторного возбуждения, исследуются речевые функции и их нарушение. Речевые расстройства, связанные с параличом или парезом мышц, участвующих в артикуляции (анартрия) могут свидетельствовать о бульбарных и псевдобульбарных поражениях, и выражаются в форме алалии, косноязычия, некоторых формах заикания. Афазия, возникающая при сохранности функции речевого аппарата (язык, небо, губы, гортань), обусловлена поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей.
При дизартрии возникает затруднение при произношении звуков речи в результате пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии речевой мускулатуры. Причиной дизартрии могут являться сосудистые, дегенеративные или воспалительные заболевания головного мозга, при которых происходит поражение пирамидной и экстрапирамидной систем или патологические изменения черепно-мозговых нервов и их ядер в стволе мозга, иннервирующих речевую мускулатуру.
Неврологическое обследование черепно-мозговых нервов
Затем приступают к обследованию черепно-мозговых нервов.
I пара черепно-мозговых нервов – обонятельный нерв.
Функцию данного нерва исследуют при помощи специального набора пахучих веществ.
Нарушение обоняния может свидетельствовать о поражении различных отделов центральной нервной системы (лобных, височных долей, основания мозга – области передней черепной ямки).
Нарушения обоняния:
1)аносмия – полная утрата обоняния;
2)гипосмия – нарушение обоняния в виде снижения восприятия запаха;
3)паросмия – нарушение обоняния в виде извращения восприятия;
4)гиперосмия – нарушения обоняния в виде обострения.
Нарушения обоняния, являющиеся симптомами патологических процессов нервной системы следует дифференцировать с нарушениями обоняния, возникающими при воспалительных и атрофических процессах в слизистой оболочке носа и обонятельными галлюцинациями при некоторых формах психических расстройств.
II пара черепно-мозговых нервов – зрительный нерв.
Исследования остроты и поля зрения, глазного дна
Проводят исследование остроты и поля зрения, характеристик цветного зрения, осмотр глазного дна. Глазодвигательные нервы:
III пара – глазодвигательный нерв;
IV пара – блоковый нерв; VI пара – отводящий нерв.
При неврологическом исследовании в первую очередь простым осмотром определяют величину и форму зрачков. Пациент должен располагаться напротив источника света.
При этом неодинаковая величина зрачков как одиночный симптом не может свидетельствовать об органическом поражении нервной системы (следует дифференцировать с врожденными особенностями, неравномерностью симпатической иннервации и различными заболеваниями глаз). А вот изменение формы при неврологическом обследовании зрачков является более важным прогностическим признаком органических изменений нервной системы. Особого внимания этот симптом заслуживает при изменении реакции зрачков на свет и реакции на аккомодацию с конвергенцией.
Методика исследования реакции зрачков на свет
Врач своими ладонями плотно прикрывает пациенту оба глаза, которые все время должны быть широко открытыми. Затем поочередно от каждого глаза врач быстрым движением отводит свою ладонь, отмечая реакцию каждого зрачка.
Другим вариантом исследования этой реакции является зажигание и выключение электрической лампы или портативного фонарика, поднесенного к глазу больного, другой глаз пациент плотно закрывает ладонью.
Исследование зрачковых реакций должно проводиться с максимальной тщательностью с применением достаточно интенсивного источника света (плохое освещение зрачка может либо вовсе не дать сужения, либо вызвать вялую реакцию).
Методика исследования реакции на аккомодацию с конвергенцией
Врач предлагает пациенту посмотреть некоторое время вдаль, а затем быстро перевести взгляд для фиксирования близко поднесенного к глазам предмета (пальца или молоточка). Исследование проводится отдельно для каждого глаза. У некоторых пациентов такой способ исследования конвергенции вызывает затруднение и у врача может возникнуть ложное мнение о парезе конвергенции. Для таких случаев существует «проверочный» вариант исследования. После взгляда вдаль пациенту предлагается прочитать мелко написанную фразу (например, этикетка на спичечном коробке), близко поднесенную к глазам.
Необходимо напомнить, что врач должен обращать внимание не только на выраженные нарушения зрачковых реакций, но и на особенности реакций каждого зрачка в отдельности, исследовать и реакцию зрачков на свет, и реакцию аккомодации с конвергенцией, отмечая любые комбинации изменений зрачковых реакций.
Например, синдром Аргайлла-Робертсона характеризуется рефлекторной неподвижностью зрачков на световое раздражение при сохранности реакции на конвергенцию. А последствием эпидемического энцефалита зачастую является парез конвергенции и вялость сужения зрачков при аккомодации при живой реакции на свет, хотя нередки и другие комбинации изменений зрачковых реакций. По сумме визуальных признаков можно судить о предварительном диагнозе. В данном случае, следует внимательно изучить моторику пациента. Гипомимия, маскообразное лицо, монотонность голоса, понижение двигательной активности, легкий тремор дистальных отделов какой-либо конечности, в сочетании с жалобами на слюнотечение, периодически появляющееся «закатывание» глаз (при этом в поведении отмечается склонность к приставанию, назойливость) позволяет врачу предположить у этого больного легкую форму паркинсонизма.
Чаще всего изменения зрачковых реакций являются симптомами сифилитического поражения нервной системы, эпидемического энцефалита, реже – алкоголизма и таких органических патологий, как поражение стволового отдела, трещины основания черепа.
Исследование положения и движений глазных яблок
При патологии глазодвигательных нервов (III, IV и VI пары) наблюдается сходящееся или расходящееся косоглазие, диплопия, ограничение движений глазного яблока в стороны, вверх или вниз, опущение верхнего века (птоз).
Следует помнить, что косоглазие может быть врожденным или приобретенным дефектом зрения, при этом двоения в глазах у пациента не отмечается. При параличе одного из глазодвигательных нервов у пациента возникает диплопия при взгляде в сторону пораженной мышцы.
Более ценным для диагностики является тот факт, что при выяснении жалоб больной сам заявил о двоении в глазах при взгляде в каком-либо направлении. Врачу при опросе стоит избегать наводящих вопросов о двоении в глазах, ибо определенный контингент пациентов ответит утвердительно даже при отсутствии данных для диплопии.
Для выяснения причин возникновения диплопии нужно определить зрительные или глазодвигательные расстройства имеются у данного пациента.
Метод, применяемый для дифференциальной диагностики истинной диплопии чрезвычайно прост. При наличии жалоб на двоение в глазах при определенном направлении взгляда нужно закрыть пациенту один глаз ладонью – истинная диплопия исчезает, а в случае истерической диплопии жалобы сохраняются.
Для точной диагностики диплопии больной направляется к врачу-офтальмологу.
Методика исследования движений глазных яблок также довольно проста. Врач предлагает пациенту проследить за движущимся в разных направлениях предметом (кверху, книзу, в стороны). Данный прием позволяет обнаружить поражение какой-либо глазной мышцы, парез взгляда или наличие нистагма.
Чаще всего встречающийся горизонтальный нистагм выявляют при взгляде в стороны (отведение глазных яблок должно быть максимальным). Если нистагм является одиночно выявленным симптомом, то явным признаком органического поражения нервной системы его назвать нельзя. У совершенно здоровых людей при обследовании также могут выявляться «нистагмоидные» движения глаз. Стойкий нистагм нередко обнаруживается у курильщиков, шахтеров, водолазов. Существует также врожденный нистагм, характеризующийся грубыми (чаще ротаторными) подергиваниями глазных яблок, сохраняющимися при «статичном положении» глаз.
Диагностический прием для определения вида нистагма несложен. Врач просит больного перевести взгляд кверху. При врожденном нистагме его интенсивность и характер (горизонтальный или ротаторный) сохраняется. Если же нистагм обусловлен органическим заболеванием центральной нервной системы, то он либо ослабевает, становясь вертикальным, либо совсем исчезает.
Если характер нистагма неотчетлив, необходимо исследовать его, переведя пациента в горизонтальное положение, поочередно на левом и правом боку.
Симптомы рассеянного склероза
При сохранении нистагма следует исследовать брюшные рефлексы. Наличие нистагма и угасание брюшных рефлексов в сумме являются ранними признаками рассеянного склероза. Следует перечислить симптомы, которые подтверждают предположительный диагноз рассеянного склероза:
1)жалобы на периодическое двоение в глазах, быструю утомляемость ног, нарушения мочеиспускания, парестезии конечностей;
2)обнаружение при осмотре повышения неравномерности сухожильных рефлексов, появления патологических рефлексов, интенционное дрожание.
V пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв.
Для исследования тройничного нерва определяют функциональную активность анатомо-физиологических элементов, находящихся в зоне иннервации, соответствующей его ветвям. Определяются функции жевательных мышц, степень открывания рта (подвижность челюсти), вызывают конъюнктивальный и корнеаль-ный рефлексы. Исследуется чувствительность точек – мест выхода ветвей тройничного нерва (точек Валле) в супраорбиталь-ной, инфраорбитальной и ментальной областях.
VII пара черепно-мозговых нервов – лицевой нерв.
Конотопская Татьяна
20 причин сходить к неврологу:
и 5 сделать это срочно
Особенности неврологического осмотра.
Прием у невропатолога, как в принципе, и у врача любой другой специальности делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента, и, конечно же, проведение объективного исследования. Поскольку последний пункт чрезвычайно специфичен в неврологической практике, на нем следует остановиться подробнее.
Как всегда, все начинается с осмотра. Прямо с порога наметанным взглядом врач оценит Вашу походку и осанку, изменения, которых могут свидетельствовать о многом. Затем Вы будете пристально осмотрены на предмет асимметрии лица и тела, присутствия атрофических или гипертрофических изменений кожи и мышц, дрожания рук и других не менее важных симптомов. Следующий этап- исследование функции черепно-мозговых нервов (12 пар). Как видно из названия, они выходят из полости черепа и обеспечивают иннервацию головы. Таким образом, вся чувствительность, а также все двигательные функции (мимика и жевание) осуществляются при их непосредственном участии. В ходе осмотра невролог пользуется специальными инструментами - молоточком и иголочкой. Сначала Вам необходимо последить глазами за молоточком, не поворачивая головы - вверх, вниз, в стороны и на кончик носа. Так исследуются функции глазодвигательных нервов. Почему-то именно эта часть программы обычно вызывает улыбку молодых пациентов. Затем расслабьтесь - врач проверит живость нормальных рефлексов на лице и удостоверится в отсутствии патологических. Теперь снова потрудитесь - Вы должны выполнять команды примерно следующего содержания: "наморщите лоб, поднимите брови, наморщите нос, оскальте зубы, покажите язык, скажите "А". Данные задания служат в основном для установления объема функционирования главного двигательного нерва этой области - лицевого. Для изучения болевой чувствительности на лице невролог будет колоть иголочкой в симметричных зонах. Вы в это время сосредоточитесь на ощущениях и будете сообщать, одинаковой ли интенсивности уколы чувствуете. В отдельных случаях невролог исследует вкус, обоняние, а также общие виды чувствительности на лице, о которых будет сказано ниже.
Дальнейшие события - ревизия двигательной сферы. Включает в себя исследование мышечной силы, тонуса и рефлексов. Для определения силы врач попросит Вас выполнять какое-то активное действие - например, пожать ему руки или сопротивляться сгибанию бедра. За эти действия получите оценку от 1 до 5 баллов (чем больше, тем лучше). Мышечный тонус исследуется на полностью расслабленных конечностях с помощью пассивных движений. Также результат переводится в цифры. Затем проводится вызывание рефлексов с помощью молоточка. Проверяются глубокие рефлексы с рук и ног, в том числе со стоп. Для этого врач наносит удар молоточком по определенным сухожилиям. Вызывание коленного рефлекса - наиболее известная часть неврологического осмотра. Из поверхностных рефлексов чаще всего неврологу интересны брюшные (иголочкой наносят штриховое раздражение на коже живота). Кстати, к поверхностным относятся анальный и кремастерный (яичковый) рефлексы, не вызываемые по понятным причинам.
Теперь Вас ожидает исследование чувствительности. Проводится так же, как и на лице: болевая - с помощью иголочки в симметричных участках туловища и конечностей. В отдельных случаях дополнительно изучают тактильную чувствительность с помощью ватки, температурную - пробирками разной температуры. Все это виды поверхностной чувствительности. Исследование глубокой (мышечно-суставной, вибрационной, а также сложных видов) производят следующим образом. Доктор предложит закрыть глаза и указывать, в какую сторону он отводит Ваш палец. Это проверка мышечно-суставного чувства. Вибрационную чувствительность исследуют с помощью камертонов, но чаще этим занимаются отоларингологи.
Трехмерно-пространственное чувство изучается так: невролог рисует у Вас на коже фигуры, цифры и т.п., а Вы с закрытыми глазами рассказываете, что именно. При необходимости Вам проверят паравертебральные (околопозвоночные) болевые точки и симптомы натяжения корешков спинномозговых нервов. При болях в спине это обязательная манипуляция.
Следующий номер программы - исследование координации движений. Несколько секунд Вы постоите в позе Ромберга - пяточки и носочки вместе, руки вперед, глаза закрыты. В идеале Вы стоите ровно, не отклоняясь и не шатаясь. Затем врач попросит Вас попадать указательным пальцем в кончик носа медленно (по очереди обеими руками)- так называемая пальценосовая проба. При подозрении на менингит выполняется проверка менингеальных знаков. Заключительный этап - поиски нарушений интеллекта и памяти (при наличии повода к таковым).
Ну и, наконец, врач поставит предварительный диагноз и назначит обследования при необходимости. Если же диагноз ясен, Вы сразу же получите рекомендации по лечению. Желаем здоровья!