Такой диагноз, как органическое поражение головного мозга, является очень распространенным сегодня. Связано это с тем, что это далеко не одно заболевание, а целая группа различных патологий, которые характеризируются хоть какими-то структурными патологическими изменениями в ткани головного мозга.
Если верить врачам-неврологам, то такой диагноз можно поставить 9 из 10 человек любого возраста. Но, к счастью, чаще всего органические изменения настолько минимальные, что абсолютно никак не влияют на работу мозга и самочувствие пациента. В случае, когда начинают проявляться симптомы такого нарушения, можно предположить, что патологическим изменениям подверглась большая часть мозга (примерно 20-50%), если количество поврежденных нейронов превышает 50%, то развиваются стойкие патологические симптомы и синдромы, о которых мы поговорим ниже.
Видео-лекция об органическом повреждении головного мозга:
Что это такое?
Для сравнения, функциональные нарушения работы головного мозга не имеют морфологического субстрата, но патологические симптомы все равно присутствуют, например, шизофрения, эпилепсия.
В зависимости от этиологии органическое поражение головного мозга может иметь диффузный характер (дисциркуляторная энцефалопатия , болезнь Альцгеймера и пр.) или локализированный (опухоль, травма, инсульт и пр.).
Соответственно, будут отличаться и симптомы. В первом случае органическое поражение головного мозга проявляется чаще всего нарушением памяти, снижением интеллекта, психоорганическим синдромом, цереброастенией, синдромом деменции, головной болью, головокружением . Второй вариант чаще всего протекает с общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой, которая зависит от локализации патологического очага и его размеров.
Причины органического поражения головного мозга
Причин органического поражения головного мозга очень много. Рассмотрим самые распространенные.
Сосудистые заболевания головного мозга
В эту группу причин органического повреждения мозговой ткани можно отнести геморрагический и ишемический инсульт , дисциркуляторную энцефалопатию, хроническую ишемическую болезнь мозга . Первопричиной таких нарушений считается гипертония и атеросклероз. Они, как правило проявляются психоорганическим синдромом, а в случае инсульта присоединяется и очаговая неврологическая симптоматика
Новообразования мозговой ткани
Черепно-мозговая травма
Последствия часто дают о себе знать не только головной болью и головокружением, но и органическим повреждением мозговой ткани. Степень последнего и, соответственно, симптомы зависят от типа травмы (сотрясение, ушиб, сдавление, травматические гематомы) и ее тяжести. Нарушения могут включать, как психоорганический синдром (от скрытых до ярко выраженных форм), так и очаговые симптомы (парезы, параличи, нарушение чувствительности, зрения, речи и пр.)
Инфекционные поражения
Инфекционных агентов, которые могут проникать через гематоэнцефалический барьер и поражать оболочки и саму ткань головного мозга, очень много. Это вирусы, бактерии, грибки, простейшие. Все эти патологические микроорганизмы могут вызывать развитие менингитов, энцефалитов, арахноидитов, абсцессов. Как правило, течение таких поражений острое и при адекватном лечении все симптомы полностью проходят, но иногда могут наблюдаться остаточные явления в виде цереброастении, мнестических и других психических нарушений.
Хронические и острые интоксикации
Интоксикация с поражением нейронов головного мозга может наступить в результате алкогольного отравления, употребления наркотиков, табакокурения, применения некоторых медикаментов, печеночной и почечной недостаточности (эндогенная интоксикация), отравлении пестицидами, бытовой химией, угарным газом, грибами, солями тяжелых металлов и пр. симптомы зависят от отравляющего вещества, времени его влияния на организм и дозы. Возможны любые симптомы, вплоть до интоксикационных психозов с галлюцинациями, глубокой комы и деменции.
Нейродегенеративные заболевания
Эти заболевания, как правило, поражают людей старшего возраста и являются причиной старческого слабоумия в 70-80% случаев. Чаще всего приходится сталкиваться с болезнью Альцгеймера , деменцией Пика, болезнью Паркинсона . При этих патологиях, причина которых неизвестна, происходит повреждение и гибель нейронов головного мозга, что и является причиной различных психических нарушений. Чаще всего такие пациенты страдают от деменции, депрессии, тревожные расстройства, мнестические нарушения.
Важно помнить! Определение точного типа и отдельной нозологии при наличии признаков органического поражения головного мозга очень важно, так как это дает возможность целенаправленно лечить человека, а не только устранять симптомы болезни. Влияя на причину поражения, можно добиться значительного улучшения и исчезновения или уменьшения выраженности патологических симптомов.
Основные симптомы
Как уже говорилось, основным проявлением органического повреждения мозга является психоорганический синдром и деменция.
Психоорганический синдром включает в себя 3 основных признака:
- Снижение памяти – снижается способность к запоминанию новой информации, появляются ненастоящие воспоминания, теряется часть воспоминаний (амнезия).
- Ослабление интеллектуальной деятельности . Снижается способность к концентрации внимания, повышается отвлекаемость, нарушается мышление, человек улавливает только отдельные детали, а не все явление в целом. Постепенно нарушается ориентировка в пространстве и собственной личности. Человек теряет способность адекватно оценивать ситуацию и свои действия.
- Цереброастению и аффективные нарушения. Цереброастения – это повышенная общая слабость, постоянная головная боль, головокружение, повышенная эмоциональная истощаемость. Аффективные нарушения заключаются в повышенной раздражительности, депрессивных расстройствах, снижением интереса к окружающему, неадекватности эмоциональной реакции.
Деменция – это приобретенное, стойкое снижение познавательной деятельности человека. В отличие от слабоумия, которое может быть врожденным, деменция – это распад психических функций в результате органического поражения головного мозга. В некоторых случаях она настолько выражена, что человек полностью теряет способность к самообслуживанию.
Признаки заболевания, в зависимости от локализации поражения (очаговые симптомы):
- Повреждение лобной доли мозга – судороги, паралич глазодвигательных мышц, моторная афазия (невозможность выговаривать слова), невозможность выполнять целенаправленные движения, психические нарушения (вызывающее поведение, неряшливость, эйфория и нарушение критики к своему поведению), нарушение обонятельной функции, монопарезы конечностей, паралич мимических мышц.
- Повреждение теменной доли – нарушение всех видов чувствительности, судорожные припадки, невозможность считать, читать, выполнять целенаправленные действия.
- Повреждение височной доли – нарушения вкуса, слуха, обоняния с возможными галлюцинациями, височная эпилепсия, сенсорная афазия, эмоциональная лабильность.
- Повреждение затылочной доли – выпадение полей зрения, слепота, нарушение равновесия и координации, зрительные галлюцинации, судорожные припадки.
Таким образом, признаки органического поражения мозга зависят от первичной патологии, локализации патологических очагов, их количества и распространения в ткани мозга.
Большая степень пластичности головного мозга у новорожденного позволяет в большинстве случаев преодолеть все патологические изменения, потому зачастую у ребенка не остается никаких симптомов после такого поражения. Но в некоторых случаях остаются резидуальные явления, которые могут быть транзиторными или перерастать в более тяжелую патологию – ДЦП, гидроцефалия . Олигофрения, эпилепсия.
Органическое поражение головного мозга, проявляется в виде расстройства памяти, понимания, речевой функции, мышления и других функций познавательного типа. Как правило, данная патология имеет характер прогрессирующий, сопровождается социальной дезадаптацией и впоследствии может привести к инвалидности. Часто наблюдается расстройство у людей в пожилом возрасте.
Органическое поражение головного мозга. Виды патологии
Существует несколько типов болезни. Данная патология, по сути, не считается самостоятельным заболеванием. Чаще всего она выступает в качестве симптома прочих недугов. Среди основных типов патологии выделяют органическое поражение головного мозга, связанное с неврологическими и сосудистыми болезнями. Такое состояние отмечается при болезни Альцгеймера или сосудистом атеросклерозе. Мозговые нарушения могут развиваться на фоне патологий внутренних органов. В таких случаях болезнь сопровождает хроническую печеночную или почечную недостаточность. В ряде случаев органическое поражение головного мозга возникает вследствие алкогольного отравления, отравлений азотистыми соединениями либо мышьяком в условиях вредного производства. У людей пожилого возраста часто патология обусловлена приемом лекарственных средств - нескольких медикаментов в повышенных дозах. В случае отмены лечения данное нарушение приобретает обратимый характер. Временное ухудшение памяти и интеллекта вызывают антидепрессанты, гипотензивные, противоаритмические и снотворные средства.
Симптомы патологии
Органическое поражение головного мозга может проявляться по-разному. Во многом симптомы зависят от заболевания, при котором оно возникает. Как правило, основными проявлениями считаются снижение активности, апатия, потеря интереса к жизни. Вместе с этим пациент становится неспособен ухаживать за собой, появляется неряшливость. Среди симптомов специалисты выделяют также забывчивость, нарушения функций речи, письма, счета. В некоторых случаях пациенты начинают путать слова или переставлять слоги местами.
Органическое поражение головного мозга у детей
В младшем возрасте данная патология обуславливается влиянием негативных факторов на развитие плода в период вынашивания, а также на состояние ребенка в первые дни жизни. Основными причинами возникновения патологии являются родовые травмы, неблагоприятное течение беременности, асфиксия новорожденных, гемолитическая болезнь новорожденных, инфекционные заболевания. Для таких состояний характерны внутричерепные кровоизлияния, гипоксические ишемические повреждения. Иногда (чаще - в качестве остаточных явлений воздействия описанных выше факторов) возникает резидуально-органическое поражение головного мозга. Для данного состояния характерны такие симптомы, как головная боль, перепады нервозность, понижение концентрации, головокружения, расстройство сна и прочие. Эти признаки могут прогрессировать, в результате чего повышается риск возникновения таких патологий, как невропатия, эпилепсия, олигофрения,
) – обратимы, нарушается взаимодействие, структурные расстройства-разрушается структура. Большинство органических заболеваний – структурные расстройства.
Сейчас появились методы прижизненной визуализации ГМ. Это методы компьютерной томографии. Раньше многие заболевания точно определялись только после вскрытия. Сейчас даже на ранних стадиях можно диагностировать.
Атрофические процессы – болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. На КТ видна атрофия коры, что дает возможность лечить их на ранних стадиях заболевания, вернее, притормозить процесс. Некоторые лекарства эффективны только на начальных стадиях заболевания.
Международная классификация болезней (МКБ-10)
основана на выделении ведущего синдрома.
F 0. Органические, в том числе симптоматические, психические расстройства
F00 – деменция при болезни Альцгеймера
F 01 – сосудистая деменция
F 02 – при других болезнях
02.0 – при болезни Пика
02.2 – при болезни Гентингтона
02.3 – при болезни Паркинсона
F 03 – деменция неуточненная
F 04 – органический амнестический синдром (Корсаковский), необусловленный алкоголем или другими ПАВ
F 05 – делирий, не обусловленный алкоголем или другими ПАВ
F 06 – другие продуктивные органические психические расстройства (галлюциноз, бред, кататония, депрессия, астения, истериоформиная симптоматика)
F 07 – расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
F 09 – неуточненные органические или симптоматические психические расстройства
Отечественная классификация психических болезней
Основана на выделении нозологических групп психических нарушений.
1. Эндогенно-органические заболевания
1. 1. Эпилепсия
1. 2. Дегенеративные (атрофические) процессы
1. 2. 1. Деменции альцгеймеровского типа
— болезнь Альцгеймера
— сенильная деменция
1. 2. 2. Системно-органические заболевания
— болезнь Пика
— хорея Гентингтона
— болезнь Паркинсона
1. 3. Сосудистые заболевания ГМ
2. Экзогенно-органические заболевания
2. 1. Психические нарушения при травмах ГМ
2. 2. Психические нарушения при опухолях ГМ
2. 3. Психические нарушения при инфекционно-органических заболеваниях
3. Экзогенные заболевания
3. 1. Алкоголизм
3. 2. Наркомания и токсимания
3. 3. Симптоматические психозы.
В группе 1 восстановление не происходит, изменения необратимы. В группе 2 – заболевание может протекать регредиентно, т. е. восстанавливаются психические функции.
В группе 3 практически все восстановимо. Третья стадия хронического алкоголизма. Алкогольная энцефалопатия. На третьей стадии хронического алкоголизма возможны спонтанные ремиссии, организм отказывается от приема спиртного. Многие из этих больных становятся ипохондриками. Они начинают лечить свою больную печень, мозги… Начинает собой заниматься. Через год такого человека можно просто не узнать… Не восстановится только алкогольный . Если 20 лет не пил, и выпьет – возникнет . Все методы алкоголизма основаны на негативном принципе: «выпьешь – инфаркт, инсульт, слепота, импотенция».
ПОС – психоорганический синдром (нарастает его тяжесть от 3-ей группе к 1-ой).
Официальная смертность от наркомании и токсикомании невысокая (пишут – сердечно-сосудистая недостаточность…)
Концепция Карла Бонгеффера об экзогенно-психических предпочтительных типах, или теория экзогенного типа реакции
На разнообразные внешние вредности ГМ может отвечать лишь ограниченным числом неспецифических психопатологических реакций.
Пять экзогенного типа реакций (1908-1910)
1. Оглушение
2. Делирий
3. Аменция
4. Сумеречное помрачение сознание, или эпилептиформное возбуждение
5. Острый галлюциноз
Эти пять типов реакций не встречаются при шизофрении, только при органических поражениях.
В 1917 г. К. Бонгеффер расширил феноменологию экзогенных реакций:
1. Маниаформные
2. Депрессивные
3. Кататонические
4. Параноидные синдромы
5. Эмоционально-гиперестетическая слабость (астенический синдром)
6. Амнестический (Корсаковский) синдром
Девять регистров психических расстройств по А. В. Снежневскому.
К. Шнайдер (1959) и Н. Вик (1961) из «экзогенного типа реакций» К. Бонгеффера выделили две группы расстройств:
— обратимые или «переходные» синдромы
1) маниакальный
2) депрессивный
3) параноидный
4) галлюцинаторно-параноидный синдром без помрачения сознания
— необратимые состояния
1) изменения личности по органическому типу
2) органическая деменция
3) стойкий амнестический (Корсаковский) синдром
Острая и хроническая алкогольная интоксикация.
Острая интоксикация – любой прием спиртного. Хроническая – у больных хроническим алкоголизмом, когда больной алкоголизировался и находился в состоянии острой лет пять-семь. Какие реакции экзогенного типа по К. Бангефферу мы можем наблюдать?
150 г водки за несколько часов, поспать, отдохнуть и потом поехать на вечеринку. Опьянеете значительно медленнее, так как запустилась (стала вырабатываться печенью) алкогольдегидрогиназа, которая расщепляет алкоголь.
Легкая степень алкогольного опьянения (весело, хорошо) – средняя степень (уже не так легко, дизартрия). Утром – вялость, слабость, быстрая утомляемость, сердцебиение, потливость, головная боль. Это астенический синдром. Другой пример: кто-то переносит тяжелый . Закончилось заболевание – тоже астенический синдром. При легкой – после тоже астенический синдром. Итак, три причины: интоксикация, травма ГМ, заболевание – астенический синдром. Это реакция неспецифическая.
Продолжает человек выпивать, утрата контроля. Из-за стола не выходят, пока последняя бутылка не будет допита. Из средней стадии он переходит в тяжелую. После нее – оглушение, сопор, кома. С сопором часто сталкиваются сотрудники ППС. Они щиплют за внутреннюю поверхность бедра, или сильно трут уши – тогда человек в сопоре может отреагировать (у них болевая чувствительность сохраняется).
По мере углубления опьянения, таким образом, уже возникают расстройства сознания. При травме, инфекционных заболеваниях тоже могут развиться расстройства сознания. То есть расстройство одно (делирий, например), а причины – разные.
Водораздел между алкоголиком и не-алкогольником – или синдром отмены. Оба перепили – алкоголик с утра выпил – и ему стало хорошо. А человек не-алкоголик утром выпьет – ему будет еще хуже…
На фоне абстинентного синдрома могут появиться голоса хульного содержания – острый галлюциноз. При остром инфекционном заболевании и травме также может быть галлюциноз.
Делирий может быть у алкоголиков, у сосудистых больных, у инфекционных… делирий может быть осложенным, мусситирующим. Это по сути аменция. Активность в пределах постели. При соматической клинике есть аменция (например, у больных туберкулезом). Для аменции нужна предрасположенность – ослабленность организма.
Эпилептиформные расстройства – практически все дают . При отравлении клеями – у детей.
Маниаформные расстройства – эйфория у выпивших. Описана алкогольная депрессия. Больной выходит из аменции – фиксационная амнезия (Корасковский амнестический синдром). Алкоголизм – как пример, модель реакций экзогенного типа. При очень многих воздействиях на ГМ человека возникает небольшое количество реакций.
Психоорганический синдром (ПОС)
ПОС – обозначает весь комплекс органических расстройств, возникающих при любых поражениях ЦНС (синонимы: органический психосиндром, энцефалопатический синдром, дисциркуляторная энцефалопатия или ДЭП)
Термин «органический психосиндром» предложен в 1955 г. М. Блейлером.
Клиническая структура ПОС характеризуется триадой Вальтер-Бюэля (1951):
1) нарушение интеллекта
2) снижение памяти
3) расстройство аффективности или эмоциональности (это синонимы в психиатрии), которое дает особенности клинической картины психоорганического синдрома
Четыре формы психоорганического синдрома. Они дифференцируются по преобладанию тех или иных расстройств эмоциональности.
1. Астеническая
2. Эксплозивная
3. Эйфорическая
4. Апатическая
Астеническая форма – наиболее легкий вариант ПОС
— повышение физической и психической истощаемости
— раздражительная слабость
— психическая гиперестезия
— метеопатический симптом (если тяжесть усиливается перед подъемами или спадами барометрического давления, это более тяжелое течение, а если тяжесть усиливается во время подъема или спада атмосферного давления, это более легкое течение)
— дисмнестические расстройства (ослабление или снижение памяти, сложности запоминании фамилий, имен, цифр и т. д. То, что было давно, он прекрасно помнит. Сложности в фиксации новой информации).
— нарушения интеллекта незначительны
— эмоциональная лабильность (пример. Идет бабушка по дороге. Девушка говорит: «Давайте, я Вас переведу». Бабушка начинает плакать от радости. Идет дальше. Сумка упала – у нее опять слезы на глазах. Смотрит телевизор, фильм с хорошим окончанием – плачет. С грустным окончанием – тоже плачет). Однообразная реакция на разные события.
Данная форма ПОС характерна для сосудистых заболеваний ГМ. Например, при атеросклерозе ГМ. Человек становится более лабильным. Что-то радостное показывают, и слезы текут.
В астенической форме доминируют не расстройства памяти и интеллекта, а эмоциональная лабильность.
2. Эксплозивная форма
— доминирование: раздражительности, гневливости, взрывчатости, агрессивности, аффективной возбудимости
— дисмнестические нарушения – они сильнее выражены, чем при астенической форме
— снижение интеллекта
— ослабление волевых задержек, утрата самоконтроля, повышение влечений (в т. ч. полового)
— алкоголизация больных, они замечают что тяжелые эмоциональные состояния хорошо купируются спиртным (дисфория с брутальностью)
— формирование сверхценных образований (подозрительность, ревность, идеи ущерба: Куда ты деньги дела? Где моя заначка?)
— истерические реакции (повышенные претензии к окружающим при невозможности удовлетворить этим требованиям: Где мое пиво? – Ты вчера выпил… — начинаются истерические реакции, вплоть до истерических судорожных припадков. Респолепт – нейролептик, корректирующий поведения с минимум побочных эффектов.
Данная форма ПОС характерна для травматических поражений ГМ.
Когда больной с наличием психоорганического синдрома начинает алкоголизироваться, тяжесть психоорганического синдрома начинает усиливаться. Утром просыпается такой травматик, обиженных на весь мир (дисфория), все ему плохо. И начинается свирепая расправа над домочадцами. Это дисфория с брутальностью.
3. Эйфорическая форма
— доминирование – повышенного настроения с оттенком эйфории и благодушия
— недержание аффекта
— резкое снижение интеллекта и критики к своему состоянию
— повышение влечений (часто на фоне потенции)
— выраженные расстройства памяти (прогрессирующая амнезия)
— симптомы насильственного смеха и насильственного плача
Данная форма ПОС характерна для прогрессивного паралича.
Сейчас хорошо лечится антибиотиками (не нейролептики, а ). Цефалоспарин пятого ряда. лечится хорошо – 5-15 лет нелеченный – и прогрессивный паралич. Сейчас больных прогрессивным параличом практически не встречается. В 95-е гг. был всплеск.
4. Апатический вариант – наиболее тяжелый вариант ПОС
— аспонтанность (нежелание что-то делать)
— безразличие к окружающему
— резкое сужение круга интересов
— выраженные расстройства памяти и интеллекта (наиболее выраженные среди других вариантов)
Обширные поражения ЦНС, затрагивающие лобные доли – апатико-абулическая симптоматика – негативное (дефицитарное) расстройство.
Данная форма ПОС характерна для атрофических процессов в ГМ.
Резюме. Всем органическим заболеваниям характерны
— типы реакций К. Бонгеффера
— ПОС того или иного варианта
Ранги психопатологических расстройств по А. В. Снежневскому
9. Психоорганические – органические заболевания
8. Судорожные – эпилепсия
7. Парамнезии
6. Помрачение сознания (делирий, аменция, сумеречные состояния)
5. Кататонические, парафренные, галлюцинаторно-параноидные –
4. Паранойяльные, вербальный галлюциноз – МДП
3. Невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные) –
2. Аффективные (депрессивные, маниакальные)
1. Эмоционально-гиперстетические расстройства – астения.
Повторение
Клинические формы:
— простая
— параноидная
— кататоническая
— гебефреническая
+ юношеская злокачественная
(люцидная кататония, гебефреническая, простая)
Типы течения шизофрении:
— непрерывнотекущая
— приступообразно-прогредиентная (шубообразная)
— рекуррентная (острые приступы, в ремиссии – достаточно доброкачественное состояние)
От типа течения зависит прогноз: как быстро наступит дефектное состояние (или не наступит вообще…)
Характерны приступы (острое состояние) и ремиссии (межприступное состояние).
Шизотипическое расстройство (вялотекущая шизофрения)
Ее можно добавить в клинические формы шизофрении.
— неврозоподобная (например, сенестепато-ипохондрический синдром)
— психопатоподобная (гебоидный синдром), это расстройство личности или психопатия, возникающая в рамках шизофрении
40% шизофрений – это вялотекущая шизофрения
Аффективные психозы
— мания
— депрессия
Типы течения: биполярное, униполярное. При обоих типах течения встречается депрессия. Но если встречается мания, говорим о биполярном аффективном расстройстве. В отличие от приступов и ремиссий для аффективных психозов характерны фазы и интермиссии.
Формы психозов:
— биполярная
— униполярная
— циклотимия (субдепрессии и гипомания, они менее выражены и менее длительные)
— дистимия (минимум два года)
— эндореактивная дистимия (депрессия начинается как реактивная, есть психотравмирующий фактор, например, погиб кто-то у женщины, депрессия длится много лет, значимость психотравмы снижается, а депрессия продолжается, и фазы – как у эндодгенной депрессии, т. е. эта дистимия постепенно эндогенизируется)
— инволюционная депрессия (55+, доминирующий синдром – тревожная депрессия)
Шкала: Шизотипическое расстройство – шизофрения – шизоаффективный психоз – аффективные психозы
Шизоаффективный психоз – у него есть признаки и аффективных психозов, и шизофрении.
— шизодоминатнтая форма
— аффектдоминантная форма
Симптоматика шизофреническая, но протекающая на высоком эмоциональном уровне. Это, по сути, рекуррентная шизофрения. Она считается наиболее с благоприятным типом течения.
Типы течения заболеваний
Непрерывный тип
— отсутствие продуктивной симптоматики, нарастание негативной симптоматики. Гебефреническая форма шизофрении будет нарастать подобным образом. Самый неблагоприятный тип. Простая форма, гебефреническая и кататоническая (входят в юношескую злокачественную).
Фазный тип
Характерен для аффективных психозов. Обязательно должна быть интермиссия – возврат к психической норме, сколько бы фаз не было.
Реккурентный тип течения
Сначала в течении заболевания возникают интермиссии (для шизотипического расстройства такое может быть). Первые несколько приступов могут заканчиваться возвратом к психической норме. Поэтому ошибочно ставят диагноз МДП. Потом, с третьего приступа присоединяются негативные расстройства. Тогда это либо шизоаффективный психоз, либо рекуррентная шизофрения.
Шубообразный тип течения или приступообразно-прогредиентный тип течения.
В межприступные промежутки нарастаю изменения личности. С каждым приступом острота пиков уменьшается, и продуктивной симптоматики становится все меньше, а негативной – все больше. В переводе с нем. «шуб» — это сдвиг (личность сдвигается в сторону появления негативных расстройств). Это течение со временем становится похоже на непрерывный тип. Так течет параноидная форма шизофрении. Здесь много зависит от генетики, от самой личности. Прогредиентность очень индивидуальна. 10-15-25 лет.
При диагностике шизофрении – основа – негативная симптоматика (4 «А» по Блейеру). Окружена она продуктивной симптоматикой и симптомами 1-го ранга по К. Шнайдеру. И имеет типы течения. Надо обращать внимание на «+» симптомы, «-» симптомы и типы течения.
Болезнь Альцгеймера
Начинается с ухудшения памяти. Существует наследственная предрасположенность. Также – нелеченная гипертоническая болезнь, малоподвижный образ жизни.
Отмирает кора ГМ. Это приводит к прогрессирующей потере памяти, сначала страдает память на недавние события. Развивается слабоумие, пациент нуждается в посторонней помощи. От первых признаков забывчивости до смерти больного проходит 5-10 лет. Темп прогрессирования медленный. Возможны приостановки течения заболевания. Диагноз ставит невролог или психиатр.
Методы терапии замедляют развитие болезни.
Признаки БА:
1. Повторение одного и того же вопроса
2. Многократное повторение одного и того же рассказа, слово в слово
3. Утрата повседневных навыков, таких, как приготовление пищи или уборка квартиры
4. Неспособность вести финансовые дела, например, расплачиваться по счетам
5. Неспособность ориентироваться в знакомом месте или расставлять обычные объекты домашнего обихода на их привычные места
6. Пренебрежение личной гигиеной, утверждения типа «я и так чистый»
7. Поручение кому-либо принятия решения в жизненных ситуациях, с которыми раньше человек справлялся самостоятельно
Ранняя деменция
Снижение памяти, нарушение других познавательных способностей. Человек не может найти дорогу. Начинается от 60 лет, и раньше.
Часть симптом в БА относится к синдромологическому ряду депрессии. Начинается все с депрессивных жалоб: настроение плохое, заторможенные, трудно сосредоточиться. Женщина перестает понимать, как заполнять квитанции. Врачи часто относят это на счет депрессии, а когда уже махровым цветом расцветают расстройства памяти и интеллекта, лечить уже поздно.
Умеренная деменция
Повреждаются области мозга, контролирующие речь, интеллект. Симптомы: прогрессивная потеря памяти и общая спутанность сознания. Трудности выполнения многошаговых задач (одевание), проблемы узнавания близких и т. п.
Тяжелая деменция
Не могут общаться и полностью зависят от посторонней помощи. Большую часть времени пациент проводит в постели. К тяжелой деменции относят неспособность узнавать себя и родных, снижение массы тела, , кожные инфекции, стоны, плач, неспособность контролировать тазовые функции.
Атрофия – теменно-височные доли при болезни Альцгеймера. При болезни Пика – лобные доли.
Деменции:
— лакунарная
— тотальная
При болезни Альцгеймера сначала лакунарная, потом тотальная. При болезни Пика – сразу тотальная. Поэтому поведение их отличается очень сильно.
Сосудистые: текут волнообразно (хуже – лучше), атрофические сразу текут с нарастанием. Потеря памяти и интеллекта – при атрофических, при сосудистых – симптоматика может быть обратима, пока не произойдет кризис (типа инсульта).
Один из первых симптомов, характерных для болезни Альцгеймера – пальцевая агнозия (перестают узнавать и называть пальцы).
Афато-апракто-агностический синдром (афазия, дизартрия, апраксия и гнозис). Это характерно для БА. Внешний вид: апатический вид. Аспонтанность, амимичность, говорит монотонным голосом
Органические заболевания головного мозга возникают из-за различных факторов. Клинические симптомы при органических заболеваниях зависят от степени тяжести, величины поражения и области дефекта. Насколько глубже органическое повреждение головного мозга, настолько ярче будет недостаточность, которая зачастую проявляется в нарушении функции мышления.
Одна из причин – повреждение мозга плода при беременности или в процессе родов, а также:
- ушибы;
- гематомы;
- перелом черепа.
- органические нарушения как следствие инфекций;
- отравления;
- опухоли;
- патологии сосудов головного мозга;
- рассеянный склероз;
- болезни пожилого возраста.
Повреждение ГМ ребёнка при беременности и во время родов
Для начала разберём, что органические повреждения головного мозга – это ряд структурных изменений ткани мозга. Существуют периоды беременности и родов, в которые даже небольшое воздействие на беременную женщину стать причиной патологии развития нервной системы ребёнка.
Причины и : характерные признаки, диагностика, лечение.
Узнайте, что такое - отравление токсическими веществами, нейротропными ядами.
(недостаток кислорода) плода является следствием асфиксии (отсутствии дыхания) при затяжных родах, понижении тонуса матки и иных факторах, которые становятся причинами органических изменений головного мозга малыша. Нередко такие патологии бывают причинами преждевременной смерти ребёнка до 13–14 лет. Другие становятся инвалидами. Зачастую у таких детей наблюдается нарушение психического статуса.
Травмы головного мозга
Травмы головы (ЧМТ) – травмирование черепа, мягких тканей головы и самого головного мозга. Неврологические симптомы:
- ограничение или снижение движений конечностей;
- бессвязная речь;
- спутанность сознания;
- могут быть эпилептические припадки.
Психические симптомы:
- расстройство поведения;
- больной не может чётко воспринимать, обрабатывать информацию, которую получает;
- ухудшение памяти;
- снижение обучаемости;
- агрессия;
- замедление реакции;
- страхи;
- настроение часто меняется, нервно–психическая слабость.
Органические повреждения при церебральных инфекциях
Самыми распространенными являются: герпетическая инфекция, энтеровирусные заболевания, стафилококки, менингококки. Бактерии, вирусы становятся причиной менингита, энцефалита, . При вирусе иммунодефицита человека, головной мозг также может пострадать из-за гнойных процессов, энцефалопатии.
У пациентов появляется психическая симптоматика:
- упадок сил, чрезмерная усталость, пониженная трудоспособность;
- неустойчивость психики;
- страдают личностные особенности;
- навязчивые мысли;
- истерии, параноидные расстройства.
Отравления
Отравление (интоксикацию) у человека вызывает алкоголизм, наркомания, курение, употребление в пищу ядовитых грибов, вдыхание окиси углерода. Также может быть передозировка медикаментозными средствами. Симптоматика зависит от того, чем конкретно произошло отравление.
Отравление зачастую вызывает нарушение сознания вплоть до комы. Передозировка психостимулирующими лекарственными средствами вызывает зрительные, тактильные, слуховые галлюцинации. У пациентов возникает эйфория, расторможенность, повышенная двигательная активность.
Хронические интоксикации, такие как алкоголизм, курение, наркомания, характеризуются:
- вялостью;
- усталостью;
- депрессией;
- нарушением памяти;
- рассеянным вниманием;
- угасанием интеллекта.
Патология сосудов мозга, новообразования
К сосудистой патологии относится инсульт, который классифицируется на геморрагический и ишемический. Из-за разрыва церебральной аневризмы или проникания крови сквозь стенку сосудов развивается геморрагический инсульт. В результате появляются гематомы и сдавливают мозг.
Ишемический развивается из-за перекрытия просвета сосуда тромбом, вследствие чего участок мозга не получает кислород, поэтому начинается некроз тканей.
Дисциркуляторная энцефалопатия появляется вследствие постоянного недостатка кислорода и характеризуется множеством маленьких органических очагов с изменением в головном мозге.
Психическая симптоматика:
- помрачнение сознания;
- подавленность;
- инсомния;
- беспричинная агрессия;
- астения.
Рассеянный склероз
Болезнь, характеризующаяся образованием очагов с разрушением оболочки нервных волокон. Психические симптомы: упадок сил, сильное утомление, пониженная трудоспособность, ухудшение памяти. Также рассеянность внимания, угасание разума, депрессии, психозы.
Узнайте о формах и : как проявляется заболевание.
Всё о : факторы риска, влияние наследственности.
Знаете ли вы, что – сложное генетическое заболевание.
Болезни пожилого возраста с органическими повреждениями
Сосудистая (старческая) деменция возникает вследствие инсульта или поражением мелких и крупных сосудов. Клинические симптомы: ухудшения ощущения и восприятия окружающего, снижение познавательной активности, потеря накопленных знаний и умений.
(БП) проявляется такими симптомами: депрессия, чувство опустошения и обречённости, эмоциональная скудность, утрата чувства радости. Также может быть раздражительность, унылость, тревога.
Болезнь Альцгеймера – заболевание ЦНС, характеризующееся прогрессирующим снижением высших мозговых функций, расстройством поведения, нарушением ориентации, беспокойством, безразличием к жизни. Больные страдают забывчивостью, не в состоянии припомнить то, что было пару минут назад, не узнают родных и ранее известные им предметы.
Вывод
Практически все перечисленные заболевания успешно поддаются лечению, и риск их развития становится меньше, если проводить профилактику. Нужно вести здоровый образ жизни, будущим мамам беречь себя и прислушиваться к рекомендациям врачей.
Органические психосиндромы.
Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания
(сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия
(спутанность, иллюзорные обманы, галлюцинации, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах
невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные
(органические) психозы часто выглядят как эндоген
ные, a эндогенные
психозы - как экзогенные.
Необходимо тщательное психо- и соматодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беременности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение
головного мозга.
При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
Причиной раннего детского поражения головного мозга
могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физические повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
Острые органические психосиндромы
могут быть вызваны последующими заболеваниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома.
Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами моста», т. e. персистирующими симптомами.
Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.
Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.
Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой температурой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначительных расстройствах сознания.
Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.
Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без наличия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или нейротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические проявления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным исходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая температура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синдром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окружением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесенного заболевания.
Психозы в связи c поражением ствола мозга.
Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.
Лейкоэнцефалитиды.
При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вначале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психических и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликвора (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).
Черепно-мозговые травмы.
Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
Среди причин
черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями.
Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебральной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психические реакции
ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенаправленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреждениями располагают значительными функциональными резервами,
которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий
(психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфорическими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психической и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями познавательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств
нарастает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психически после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.
Гиперкинетический синдром.
Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психоорганический синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфункция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).
Клиническая картина
. Основными признаками являются: дефицит внимания,
не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражителей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и
наблюдаемая в части случаев резко повышенная двигательная активность.
Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей
(описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продолжительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих определенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необдуманных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей
(«попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в
известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо
от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характеристика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотношения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.
Частичная слабость отдельных функций.
Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомической функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей,
как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей
становится все более обширным. Возможность их классификации
на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке.
Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий,
то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия,
то могут оказаться нераспознанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка,
то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей,
относящихся к процессу восприятия и сохранения информации,
ее ин
теграции и воспроизведенния.
Легастения
- это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и
правописанию
(LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета.
Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней
ропсихологическое тестирование.
Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое обследование и современный психиатрический подход.
Терапия.
При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS является, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные варианты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.
Лечение ребенка с поражением головного мозга.
Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач
отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям
ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси
ческих переживаний,
которые вызывают y них появление защитных механизмов.
Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни),
другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция),
некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных страхов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро
вание реакций).
Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный компонент (изоляция),
и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее понимание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объективными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического процесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное
участие ребенка,
который с удовольствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития привели к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в
лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и
возможно более раннее начало целенаправленного лечения
уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по BobarthKonig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремительный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жизнеспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоценивать индивидуальное и социальное значение ранней терапии,
a также профилактики вторичной невротизации.
Применение детской аналитической терапии
показано также детям c вторичной невротизацией,
страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.