На здоровье и хорошее состояние организма оказывает влияние множество факторов, и те из них, которые вызывают плохое здоровье, инвалидность, заболевания или смерть, известны как факторы риска. — это свойство, состояние или поведение, которое увеличивает появления болезни или травмы. Нередко говорят об отдельных факторах риска, однако на практике они не встречаются по отдельности. Они часто сосуществуют и взаимодействуют. Например, отсутствие физической активности со временем вызовет появление лишнего веса, повышенное давление и высокий уровень холестерина в крови. Эти факторы в совокупности повышают вероятность возникновения хронических сердечных заболеваний и других проблем со здоровьем. Старение населения и увеличение продолжительности жизни привели к росту долгосрочных (хронических) заболеваний и нарушений, требующих дорогостоящего лечения.
Спрос на медицинское обслуживание возрастает, и бюджет отрасли оказывается под растущим давлением, которое она не всегда может выдержать. Важно, чтобы мы, являясь членами общества и пользователями услуг систем здравоохранения, понимали причины и факторы риска болезней и принимали активное участие в доступных программах профилактики и лечения, позволяющих экономить денежные средства.
В целом, факторы риска можно разделить на следующие :
- поведенческие,
- физиологические,
- демографические,
- связанные с окружающей средой,
- генетические.
Рассмотрим их более подробно.
Виды факторов риска
Поведенческие факторы риска
Поведенческие факторы риска обычно относятся к действиям, которые совершает человек по своему усмотрению. Поэтому такие факторы могут быть устранены или уменьшены изменением образа жизни или привычек поведения. В качестве примеров можно привести
- курение табака,
- злоупотребление алкоголем,
- образ питания,
- отсутствие физической активности;
- долговременное пребывание на солнце без надлежащей защиты,
- отсутствие ряда вакцинаций,
- незащищенные половые контакты.
Физиологические факторы риска
Физиологические факторы риска связаны с организмом или биологическими особенностями человека. На них могут оказывать воздействие наследственность, образ жизни и многие другие факторы. В качестве примеров можно привести
- повышенный вес или ожирение,
- высокое артериальное давление,
- высокий уровень холестерина в крови,
- высокое содержание сахара (глюкозы) в крови.
Демографические факторы риска
Демографические факторы относятся к населению в целом. В качестве примеров можно привести
- возраст,
- подгруппы населения в зависимости от рода занятий, религиозной принадлежности или уровня дохода.
Факторы риска, связанные с окружающей средой
Факторы риска, связанные с окружающей средой, охватывают широкий круг явлений, таких как социальные, экономические, культурные и политические факторы, а также факторы физического, химического и биологического характера. В качестве примеров можно привести
- доступ к чистой воде и санитарным условиям,
- Риск — это вероятность причинения вреда или нанесения травмы в результате лечения, проводимого в клинической практике или в рамках исследования. Вред или травма могут быть физическими, а также психологическими, социальными или экономическими. Риски включают развитие побочных эффектов лечения или прием препарата, чья эффективность ниже стандартного лечения (в рамках испытания). При проведении испытания нового медицинского препарата могут возникнуть побочные эффекты или другие риски, не предвиденные исследователями. Такая ситуация наиболее характерна для начальных этапов клинических испытаний.
Проведение любых клинических испытаний сопряжено с рисками. Участники должны получить информацию о возможных преимуществах и рисках до принятия решения об участии (см. определение информированного согласия)." target="_blank">риски на рабочем месте,
- загрязнение воздуха,
- социальная среда.
Генетические факторы риска
Генетические факторы риска связаны с генами человека. Ряд болезней, таких как муковисцидоз и мышечная дистрофия, вызваны «генетическим строением» организма. Многие другие болезни, такие как астма или диабет, отражают взаимодействие генов человека и факторов, связанных с окружающей средой. Ряд заболеваний, например, серповидно-клеточная анемия, чаще встречаются у представителей определенных подгрупп населения.
Глобальные риски смертности и демографические факторы
В 2004 году количество смертей по какой бы то ни было причине во всем мире составило 59 миллионов человек.
В таблице ниже приведены десять самых распространенных факторов риска, которые вызвали большую часть смертных случаев в 2004 году по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Все шесть ведущих факторов риска, находящихся в начале этого рейтинга, связаны с потенциальным развитием продолжительных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак.
Место | Фактор риска | % от всего количества смертей |
---|---|---|
1 | Высокое артериальное давление | 12.8 |
2 | Курение табака | 8.7 |
3 | Высокое содержание глюкозы в крови. | 5.8 |
4 | Отсутствие физической активности | 5.5 |
5 | Повышенный вес и ожирение | 4.8 |
6 | Высокий уровень холестерина | 4.5 |
7 | Незащищенные половые контакты | 4.0 |
8 | Употребление алкоголя | 3.8 |
9 | Дефицит массы тела у детей | 3.8 |
10 | Задымленность помещений в результате использования твердых видов топлива | 3.0 |
Факторы в вышеприведенной таблице расположатся по-другому, если принять во внимание доход и другие демографические факторы.
Доход
Для стран с высоким и средним уровнем дохода самыми важными факторами риска являются те, что связаны с долговременными заболеваниями, тогда как в странах с низким уровнем дохода гораздо больше распространены такие факторы риска, как неполноценное питание детей и незащищенные половые контакты.
Возраст
Факторы риска для здоровья также меняются в зависимости от возраста. Ряд факторов риска, таких как неполноценное питание и задымленность помещений из-за использования твердых видов топлива, воздействуют почти исключительно на детей. Факторы риска, действующие на взрослых, также заметно меняются в зависимости от возраста.
- Незащищенные половые контакты и вещества, вызывающие зависимость (алкоголь и табак) являются причинами большинства болезней у молодых людей.
- Факторы риска, вызывающие продолжительные заболевания и онкологию, действуют в основном на людей более зрелого возраста.
Пол
Факторы риска для здоровья по-разному проявляются у мужчин и женщин. Например, мужчины подвергаются большему риску пострадать от факторов, связанных с веществами, вызывающими зависимость. Женщины нередко страдают от недостатка железа во время беременности.
Сокращение воздействия факторов риска
Сокращение существующих факторов риска и их воздействия может значительно улучшить уровень здоровья и увеличить продолжительность жизни людей на много лет. Это позволило бы сократить расходы на здравоохранение. Информационный бюллетень проекта SCORE можно рассматривать в качестве примера тому, каким значительным бывает воздействие существующих факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей.
Справочная литература
- World Health Organisation (2009). Global health risks: Mortality and burden of disease attributable to selected major risks . Geneva: World Health Organization.Available from: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/global_health_risks/en/
- Australian Institute of Health and Welfare (2015). Risk factors to health . Retrieved June 23, 2015, from http://www.aihw.gov.au/risk-factors/
Приложения
-
Информационный бюллетень Проект SCORE
Size: 234,484 bytes, Format: .docx
В этом информационном бюллетене проект SCORE рассматривается в качестве в примера, насколько значительным является воздействие факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей, и какие активные действия может предпринять человек для сокращения воздействия этих факторов риска на свое здоровье и самочувствие.
-
Факторы риска для здоровья и возникновения заболеваний
Size: 377,618 bytes, Format: .pptx
Узнайте больше о факторах риска для здоровья и возникновения заболеваний.
Ряд исследований посвящен изучению факторов риска и факторов укрепления (благополучия) психологического здоровья (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. Д. Демина, И. В. Дубровина, А. В. Карпов, Л. В. Куклина, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров, И. А. Ральникова, Е. В. Руденский, О. В. Хухлаева, В. Франкл, К.-Г. Юнг и др.). Выделение таких факторов способствует более четкому разграничению понятий «психологическое» и «психическое» здоровье.
Анализируя тенденции современного общества, Б. С. Братусь делает вывод, что для большего числа людей становится характерным диагноз: «Психически здоров, но личностно болен» . Любое из нарушений психологического здоровья, таких как стресс, кризис, тревожность, утомление, не проходят бесследно. Прежде всего, пропадает интерес к деятельности, снижается дисциплинированность, работоспособность, ухудшаются интеллектуальные возможности, возрастает психическое напряжение, повышается агрессивность, изменяются личностные особенности, резко падает самооценка, снижается творческий потенциал. Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения, который отличается настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, центризмом, стремлением сделать все в ускоренном темпе, высокой работоспособностью . У психологически здорового менеджера психические процессы отвечают следующим требованиям: максимальное приближение субъективных образов отображаемым объектам действительности; адекватное восприятие самого себя; знание себя; в сфере психических состояний доминируют эмоциональная устойчивость; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; сохранность привычного самочувствия [там же].
Ноогенные неврозы (термин В. Франкла), связанные с так называемым экзистенциальным вакуумом, или чувством бессмысленности и опустошенности собственной жизни, могут быть обусловлены особенностями профессиональной деятельности, смысл и содержание которой не соответствуют ожиданиям человека. Также В коммунистических странах наблюдалось меньшее количество неврозов, что могло быть связано с перспективами и надеждами на будущее, но и с меньшей свободой. Причину неврозов, психических заболеваний К.-Г. Юнг видел именно в однобоком развитии индивидуальности: если человек развивает какую-либо одну функцию, он теряет себя; если развивает индивидуальность, то утрачивает связи с обществом, перестает соответствовать общественным нормам. Отсюда вытекает необходимость отыскать резервы для развития целостности личности. Юнг полагал, что основу психологического здоровья человека составляет то хрупкое равновесие, которое устанавливается между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего. Среди новых деструктивных типичных характеристик личности Е. В. Руденский выделяет следующие :
· фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
· конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
· агрессивные (адаптация посредством подавления других людей и устранение их как препятствий на своем пути);
· инверсионные (использование различных психологических масок для достижения собственных целей) и другие, которые также являются типичными для деятельности менеджера.
Можно говорить об объективных (обусловленных окружающей средой) и субъективных (обусловленных индивидуально-личностными особенностями) факторах риска для психологического здоровья. К факторам среды относятся факторы, связанные с профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране, семейными обстоятельствами и т. д. Описать влияние этих факторов на взрослых людей достаточно сложно. К внутренним факторам можно отнести определенную степень толерантности к стрессовым ситуациям, темперамент, тревожность, низкий уровень саморегуляции.
Л. В. Куклина предлагает также выделять такой фактор риска психологического здоровья как отсутствие систематической работы по формированию ценности психологического здоровья в трудовой деятельности .
Как отмечают многие исследователи, важнейшей характеристикой психологически здорового человека является стрессоустойчивость (В. А. Бодров, Ф. Е. Василюк, А. В. Карпов и др.). Личностные предпосылки стрессовоустойчивости перекликаются со структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием. Личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу являются отсутствие стремления к развитию, недостаточно развитая рефлексия, негативная «Я-концепция», формирующаяся в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом (его содержанием, результатом). В том случае, когда человек не знает своих жизненных программ и возможностей, развивается фрустрация и как результат - тревога или ее ожидание .
Анализ психологического здоровья в рамках психологии труда показывает многоаспектность этой проблемы. По данным исследований менеджеры отличаются низкими показателями психологического здоровья, и эти показатели ухудшаются по мере увеличения продолжительности труда . При этом большинство менеджеров не видят связи между своим здоровьем и эффективностью профессиональной деятельности. Потребность в сохранении и поддержании профессионального здоровья у них не актуализирована .
Профессия менеджера относится к профессиям, наиболее подверженным стрессогенным влияниям. Она отличается от других категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием, так и условиями управленческой работы, о чем свидетельствует анализ теоретических и практических вопросов, касающихся психологических особенностей профессиональной деятельности менеджера. Поэтому в последнее время все чаще отмечается необходимость в развитии психотерапевтической функции руководителя. Ее суть - в создании руководителем своеобразного психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются чувство безопасности, отсутствие тревоги, оптимистический взгляд на события.
В исследованиях Г. С. Абрамовой, Э. Ф. Зеер, Т. В. Форманюк, Ю. А. Юдчиц выделяется общий фактор, вызывающий нарушение психологического здоровья - низкий уровень профессионального самосознания (низкий уровень самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самооценки), что ведет к таким негативным явлениям как профессиональная деформация, синдром хронической усталости и эмоционального выгорания. Далее мы более подробно рассмотрим проблемы профессионального и эмоционального выгорания.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
Уровень психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.
Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.
В настоящее время не вызывает сомнения генетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств (маниакально-депрессивный психоз), эпилепсии. Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности.
Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.
К биологическим факторам , повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относятся возраст, пол, физическое здоровье.
Возраст. В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся:
-младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов темноты, животных, сказочных персонажей;
-подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе, связанные с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства;
-период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.
Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18-24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».
Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения. Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность - тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение. Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.
Социальные факторы.
Из всех социальных факторов семья - главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка. Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости сказываются на психическом здоровье ребенка.
К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны. Депрессии чаще возникают у представителей среднего и низших социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств. Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с отсутствием социальной поддержки. Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, - они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств.
Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными.
К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Социально-психологические факторы - это жизненные события (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.), которые находят отражение в клиническом проявлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого - порчи, колдовства, одержимости, сглаза.
Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции.
Норма и патология психических процессов.
Понятие «психическое здоровье» и «психическая норма» не идентичны. Понятие нормы необходимо для точного диагноза / заключения . Но с понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.
Норма - это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое - статистическое содержание нормы: это уровень функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Второе - оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека или состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива. Норматив принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми (например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.). Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.
В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные, социальные и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы - нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) или возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы - нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма - норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Важнейшие критерии отнесения к вариантам нормы:
Психологическая понятность;
Отсутствие чрезмерной фиксации, не соответствующей требованиям деятельности или потребностям
Нет нарушения социального функционирования и возможна коррекция;
Относительно целесообразный характер;
Определенные периоды.
Необходимо также оценивать характер изменений в динамике, соотносить с особенностями личности.
Вопросы, касающиеся границ между психической нормой и патологией, до настоящего времени изучены не полностью. На начальных (доклинических) этапах заболевания изменения психики часто носят транзиторный, синдромально не очерченный характер. Отсюда возникли такие понятия, как «предболезнь», «донозологические психические нарушения», которые характеризуются отсутствием четких границ между психологическими реакциями и психическими нарушениями, между нормой и патологией личности.
Большинство людей можно отнести к людям, имеющим предболезненные психические расстройства или донозологические нарушения и т.д. и рассматривать их как непатологические проявления. К ним относятся неспецифические, чаще всего астенические феномены, акцентуации характера и расстройства личности, неврозы и неврозоподобные состояния.
При наличии патологии психических процессов с целью сближения особенностей диагностического мышления врача и клинического психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихологические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982г. И.А.Кудрявцев, а в 1986г. В.М.Блейхер описал ряд патопсихологических регистр-синдромов, которые имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической , а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Клинический психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синдромов, как:
Шизофренический. Характеризуется нарушением целенаправленности мышления и смыслообразования (резонёрство, соскальзывание, разноплановость и др.), эмоционально-волевыми расстройствами (уплощение и диссоциация эмоций, гипо- и абулия, парабулия и др.), развитие аутизма, отчужденности и т.д.
Олигофренический. Складывается из примитивности и конкретности мышления, неспособности к формированию понятий и абстрагированию (или значительному затруднению этого), дефиците общих сведений и знаний, повышенной внушаемости, эмоциональных расстройств, затруднённости/неспособности к обучению.
Органический (экзо- и эндогенный) . Складывается из нарушений памяти, распада системы прежних знаний и опыта, симптомов снижения интеллекта, операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщений), неустойчивости эмоций (аффективная лабильность), снижения критических способностей и самоконтроля (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга - церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д., истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
Психопатический (личностно-аномальный). Складывается из неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа ("аффективная логика"), нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт, эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов (в клинике ему соответствуют акцентуированные и психопатические личности, обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует биполярное аффективное расстройство и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
Психогенно-психотический (в клинике - реактивные психозы).
Психогенно-невротический (в клинике - неврозы и невротические реакции).
Нарушения психологического здоровья по поведенческим признакам
Ребенок должен учиться обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. Важно гармоничное взаимодействие человека с окружающей средой. Это предполагает гармонию между умением челове-ка адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соот-ветствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и при-способлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать при-способление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление че-ловека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.
Основываясь на таком понимании нормы, как динамичес-кая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта . Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологичес-кого стресса. Для разрешения конфликтов используется ог-ромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принци-пами семейной психологии индивида. По типу разре-шения и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивный конфликт характеризуется максималь-ным развитием конфликтных структур, он является одним из механизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекват-ной самооценки, самореализации и источником положитель-ных переживаний. М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундамен-тальные элементы творчества». Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолют-ного эмоционального комфорта полностью противоречат зако-номерностям нормального развития ребенка.
Деструктивный конфликт приводит к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти-ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормо-зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест-рукции существующих межличностных отношений, агрессивно-сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес-кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув-ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ-ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем на-личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на-рушения психологического здоровья. Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу-боком изучении личности ребенка.
Рассмотрим причины появления деструктивного внутреннего конфликта . Ряд авторов считают, что определя-ющими в возникновении и содержании внутреннего конфлик-та ребенка являются трудности, возникающие на разных ста-диях созревания его Я. Развитие на этих стадиях понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) мо-жет явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обусловит появление страха новых си-туаций и самостоятельных действий. Однако то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.
В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблаго-приятными влияниями внешней среды, то есть совпадением со-держания конфликта, вызываемого внешними факторами, с со-держанием уже имеющегося внутреннего конфликта. Тем самым осуществляется усиле-ние внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка
Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Для до-школьников определяющей является семейная ситуация, по-скольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других облас-тях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.
Соответственно все семейные факторы риска можно услов-но разделить на три группы:
- нарушения психологического здоровья самих родителей, и
в первую очередь их повышенная тревожность или эмоциональная холодность; - неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль;
- нарушения механизмов функционирования семьи, и в первую очередь конфликты между родителями или отсутствие
одного из родителей.
Неблагоприятное влия- ние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а субъективное восприятие ее ребенком, его отношение к ней. Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых или жизнестойких де-тей, выросших в трудных условиях, но сумевших состояться в жизни. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Было проведено доста-точно глубокое изучение личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуа-ции материнского и отцовского отвержения, некоторые из них подвергались сексуальному и физическому насилию. Однако часть женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая — низкий, адекватный ситуации, причем вто-рая группа отличалась от первой тем, что женщины принима-ли свое прошлое как объективный факт, а родителей как ре-альных фигур, которые таковы, какие они есть. Уних отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вто-рая группа женщин отличалась от первой не прошлым опы-том, а отношением к нему. Эти выводы можно распространить на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том слу-чае, если она субъективно воспринимается им как неблагопри-ятная, если она служит источником страдания, чувства рев-ности или зависти к окружающим.
Если внутренний конфликт имеет своим источником пробле-мы младенчества, то есть формирования недоверия к окружа-ющему миру, то резонанс — усиление и закрепление внутреннего конфликта — будет вызываться наличием высокого уров-ня тревоги у самих родителей, что внешне может проявляться как повышенное беспокойство по поводу ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или как тревога в связи со своей профессиональ-ной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуа-цией в стране. Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности, ощущением небезопасности окру-жающего мира. Усиливают его педагоги, обладающие этим же чувством. Но они, как правило, прячут его под маской автори-тарности, иногда доходящей до открытой агрессии.
Если внутренний конфликт сформировался в раннем воз- расте (1—3 года), то есть у ребенка не появилась автоном-ная позиция, то к резонансу приведут гиперопека и сверхкон-троль, имеющийся в актуальной семейной ситуации. Под ав-тономной позицией понимается формирование потребности и умений чувствовать, думать, действовать самостоятельно. Ре-бенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чув-ства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать проявления самостоятельных действий. Усиливают это, как и в предыдущем случае, педагоги, сами имеющие тот же внутренний конфликт. Понятно, что внешне они научи-лись его не проявлять, хотя их стремление быть первыми, лучшими, а также супераккуратность, повышенная ответствен-ность и чувство времени могут свидетельствовать о наличии проблем, берущих начало в раннем детстве.
В дошкольномвозрасте ребенок проходит через норматив-ный эдипов конфликт, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть нежных «обладательных» стремлений на мать, девочки — на отца, соответственно однополый родитель становится соперником. При благоприятных обстоятельствах эдипов конфликт завершается идентифи-кацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием сверх-Я. Особенно важно, что в процессе идентификации с родителями ребенок включает в свое еще неокрепшее Я сильное Я родителей, тем самым существенно укрепляя собственное Я.
Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения. Однако конф-ликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к нарушению эдипова развития. Так, в случае раз-вода родителей или конфликтов между ними он заменяется на конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор в книге «Дети разведенных родителей...» (1995), конфликт лояльности заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: на маминой или на папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказы-ваются его отношения с другим. Следствием конфликта лояль-ности может явиться развитие тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей го-товности к реагированию, излишней покорности, недостаточ-ности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоцио-нальных трудностей ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются ро-дителями в ссорах, а его душевные страдания вменяются в вину друг другу. Возможен несколько иной вариант, когда ро-дители частично переносят на ребенка свои негативные чув-ства к партнеру, что делает их отношения довольно противо-речивыми, имеющими существенный агрессивный компонент. Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагопри-ятные последствия, а только тогда, когда родители бессозна-тельно или осознанно привлекают детей в качестве союзников вборьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приво-дит рождение в семье второго ребенка, в особенности, если до этого старший являлся кумиром семьи. У ребенка появляется чувство оди-ночества. Однако оно нередко возникает у дошкольника и в полной семье, если у ребенка нет возможности вступать с родителями и эмоционально близкие отношения. Причинами этого может быть сильная занятость родителей или стремление заниматься собственной жизнью. Достаточно часто такой ребенок живет рядом с эмоционально холодной матерью, замкнувшейся в собственном одиночестве. Нередко такую семью дополняет одинокий отец. По сути дела, одинокий ребенок страдает от отсутствия сопричастности к людям, поэтому ощущает свою слабость и малоценность.
Однако один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребен-ка в конфликте. Современные исследователи выделяют два основных дест- руктивных стиля поведения в конфликте : пассивный и ак- тивный . Пассивный стиль поведения характеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоя-тельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Некон-структивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок с преобладанием активных средств, на-оборот, занимает активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктив-ность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.
От чего зависит выбор ребенком активных или пассивных средств? По мнению Л. Крейслера, «пара "активность — пассивность" появляется на сцене уже в первый период жизни» (см. Мать, дитя, клиницист, 1994, с. 137), то есть даже младенцев можно различить по преобла-данию активного или пассивного поведения. Более того, уже в младенчестве дети с линией активности и линией пассивностипроявляют различные психосоматические симптомы, напри-мер, пассивные дети склонны к тучности. Можно предположить, что склонность ребенка к активным или пассивным средствам во многом определяется темпераментными особен-ностями, закрепленными, естественно, условиями развития. Ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стили, например, в детском саду и дома. По-этому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведе-ния для конкретного ребенка. Основываясь на стиле поведения в конфликте и его содержании, можно со-ставить классификацию нарушений психологического здоро-вья детей.
Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам
Время появле-ния проблем развития |
Личностные нарушения |
Нарушение поведения |
|
Активная форма |
Пассивная форма |
||
Младенчество |
Чувство незащищенности |
Защитная агрессивность |
|
Ранний возраст |
Чувство несвободы, зависимости |
Деструктивная агрессивность |
Социальные страхи |
Дошкольный |
Чувство одиночества |
Демонстративная агрессивность |
Страх самовыражения |
Подростковый возраст |
Чувство неполноценности |
Компенсатор-ная агрессивность |
Страх взросления |
Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья, представленное на данной схеме, подробно.
Так, если следствием резонанса проблем развития в мла-денчестве и актуальной тревожности родителей является за-крепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведе-нии отчетливо проявится защитная агрессивность . Поясним, что будем понимать под ней, разведем ее понимание с поняти-ем нормативной агрессивности. Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возра-стные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрес-сивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления само-стоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие аг-рессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессив-ности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть норма-тивной.
Ненормативнаяагрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного пове-дения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.
Защитной назовем агрессивность, основной причиной кото-рой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функ-ция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, кото-рый представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, кото-рый они, как правило, отрицают.
Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией актив-ности, которые используют агрессивное поведение как защит-ный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реаги-рования на окружающую действительность, то в качестве за-щиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи . Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из иссле-дований показало, что коэффициент корреляции между выра-женными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего под-вержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоциональ-ного костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.
раннем возрасте . Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоя-тельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном вари-анте у него проявляется деструктивная агрессивность , в пассивном — социальные страхи : не соответствовать обще-принятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия яв-ляются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успешнойсоциализации. Агрессивные действия ребенка — это сооб-щение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодоб-рением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмо-ция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем, чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрес-сивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функ-ция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желани-ях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет на-звать такую агрессивность деструктивной.
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассив-ном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведе-ния в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими от-рицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осто-рожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова по-ощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими же-ланиями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установ-ленным нормам, требованиям значимых взрослых
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте . В это время для ребенка особо значимы стабильные внутрисе-мейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей, либо их эмоциональная холодность мо-гут привести к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реа-гирования в конфликте могут использовать различные спо-собы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их в отличие от уже описанных нами вариантов — не защита от окружающе-го мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение вни-мания к себе. Поэтому возникает демонстративная агрессивность . В связи с демонстративной агрессивнос-тью можно вспомнить работу Р. Дрейкурса (см. Помощь ро-дителям в воспитании детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внима-ния — вполне могла бы быть названа демонстративной агрес-сивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя гак, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) со-здается впечатление, что ребенок хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, отметить первым у доски или даже использовать такие соци-ально неодобряемые действия, как воровство и лживость.
В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно за-метить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью только в том случае, когда у ре-бенка появляются уже те или иные невротические или психо-соматические проявления или ухудшается успеваемость в шко-ле. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения , то есть боязнь по-казать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недо-оценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в це-лом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения сво-его Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокированности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными те-лесные изменения: скованность движений, монотонность голо-са, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.
Рассмотрим нарушения психологического здоровья детей подрост- кового возраста. Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стре-мится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстни-ки и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненорма-тивной лексики. Основная цель этого — унижение другого че-ловека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность , которая по-зволяет ему в момент ее проявления почувствовать собствен-ную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрес-сивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте при-нимает форму страха взросления , когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.
У ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение.
Попробуем пофантазиро-вать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоро-вым? Какую личность мы получим в случае полного отсут-ствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что до-вольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно не-жизнеспособную. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внут-ренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы мо-гут модифицировать внешние воздействия. И еще раз под-черкнем, что для психологически здоровой личности необхо-дим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
(Использованная литература: Хухлаева О . В ., Хухлаев О . Е ., Первушина И . М . Тропинка к своему Я: каксохранить психологическое здоровье дошкольников. —М.: Генезис, 2004. — 175 с.)
Фактор риска - это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.
Здоровье: определение
Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Относительно состояния человеческого организма применяется понятие «норма» - соответствие значения определенных параметров в диапазоне, выработанном медициной и наукой.
Любое отклонение является признаком и доказательством ухудшения здоровья, что внешне выражается как измеримое нарушение функций организма и изменение его адаптивных возможностей. Вместе с тем здоровье - это состояние не только физического благополучия, а также социального и духовного равновесия.
Фактор риска: определение, классификация
Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции.
По степени влияния на здоровье различаются следующие факторы риска заболеваний:
1. Первичные. Обусловлены:
- неправильным образом жизни. Это злоупотребление алкоголем, курение, несбалансированное питание, неблагоприятные материально-бытовые условия, плохой моральный климат в семье, постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, употребление наркотиков, слабый образовательный и культурный уровень;
- повышенным содержанием холестерина в крови;
- отягощенной наследственностью и генетическим риском;
- загрязненной окружающей средой, повышенным и магнитных излучений, резкой сменой атмосферных параметров;
- неудовлетворительной работой служб здравоохранения, заключающейся в низком качестве оказываемой медицинской помощи, несвоевременности ее предоставления.
2. Вторичные основные факторы риска, сопутствующие таким болезням, как атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертензия и прочие.
Внешние и внутренние факторы риска
Факторы риска заболеваний различаются:
Внешние (экономические, экологические);
Личностные (внутренние), зависящие от самого человека и особенностей его поведения (наследственная предрасположенность, повышенное содержание в крови холестерина, гиподинамия, курение). Сочетание двух и более факторов в разы усиливает их эффект.
Факторы риска: управляемые и неуправляемые
По эффективности устранения основные факторы риска заболеваний различаются по двум критериям: управляемые и неуправляемые.
К неуправляемым, либо неустранимым, факторам (с которыми приходится считаться, но изменить их нет возможности) относится:
- возраст. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, в большей степени подвержены появлению различных болезней в сравнении с молодым поколением. Именно в период осознанной зрелости происходит практически одновременное обострение всех болезней, которые человек успел «накопить» за годы жизни;
- пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояние продолжительной ограниченности движений и обездвиженность в сравнении с мужской половиной человечества;
- наследственность. Каждый человек имеет определенную предрасположенность к заболеваниям в зависимости от унаследованных генов. По наследству передаются гемофилия, муковисцидоз. Наследственная предрасположенность имеется у таких болезней, как атеросклероз, диабет, язвенная болезнь, экзема, гипертония. Их возникновение и протекание происходит под влиянием определенного
Управляемый фактор риска: определение
Управляемый фактор - тот, который при желании человека, его целеустремленности, настойчивости и силе воли может быть устранен:
Курение. Люди, привыкшие регулярно дышать табачным дымом, в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем некурящие. Фактор риска - это одна сигарета, способная повысить давление на 15 минут, а при постоянном курении увеличивается тонус сосудов и понижается эффективность лекарственных средств. При выкуривании 5 сигарет в день риск смерти повышается на 40 %, пачки - на 400 %.
Злоупотребление спиртным. Минимальное потребление алкоголя существенно снижает риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Вероятность смертельного исхода повышена у людей, злоупотребляющих спиртными напитками.
Чрезмерный вес. Не только повышает риск заболевания, но и крайне негативно влияет на уже присутствующие болезни. Опасность несет так называемое центральное ожирение, когда откладывание жира происходит на животе. Наиболее распространенной причиной избыточного веса является семейный фактор риска. переедать, малоподвижность (недостаточная физическая активность), рацион с повышенным содержанием углеводов и жиров.
Постоянная тяжелая физическая нагрузка. Таковой считается тяжелая работа, выполняемая на протяжении большей части дня и связанная с активным движением, сильной усталостью, поднятием или ношением тяжестей. Профессиональные занятия спортом, связанным с хроническими чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат (бодибилдинг, в несколько раз увеличивают риск возникновения остеопороза из-за постоянных нагрузок суставов.
Недостаточная физическая активность - тоже управляемый фактор риска. Это отрицательное воздействие на тонус тела, понижение выносливости организма, уменьшение сопротивляемости воздействию внешних факторов.
Неправильное питание. Может быть обусловлено:
- приемом пищи без чувства голода,
- употреблением в больших количествах соли, сахара, жирных и жареных продуктов,
- приемом пищи на ходу, в ночное время, перед телевизором либо за чтением газеты,
- употреблением еды в слишком больших или слишком малых количествах,
- недостатком в рационе фруктов и овощей,
- неправильным завтраком либо его отсутствием,
- сытным поздним ужином,
- отсутствием примерного режима питания,
- употреблением недостаточного количества воды,
- изнурением организма различными диетами и голоданием.
Стресс. В таком состоянии организм функционирует неполноценно, обусловливая тем самым развитие различного рода болезней, а острый стресс способен стать толчком к возникновению сердечного приступа, несущего опасность для жизни.
Присутствие хотя бы одного из упомянутых факторов риска повышает смертность в 3 раза, сочетание нескольких - в 5-7 раз.
Болезни суставов
Наиболее распространенными у человека заболеваниями суставов являются:
Остеоартроз. Риск возникновения болезни увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет остеоартрозом поражены 87 % людей, в то время как до 45 лет - 2 %;
Остеопороз - системное заболевание, сопровождающееся снижением прочности костей, что повышает риск переломов даже при минимальной травме. Чаще всего встречается у женщин старше 60 лет;
Остеохондроз - заболевание позвоночника, при котором возникает дегенеративно-дистрофическое поражение тел позвонков, межпозвонковых дисков, связок и мышц.
Основные факторы риска заболеваний суставов
Помимо общих факторов риска (наследственность, возраст, избыточный вес), несущих опасность всему организму, обусловить заболевания суставов могут:
- нерациональное питание, провоцирующее дефицит микроэлементов в организме;
- бактериальная инфекция;
- травмы;
- чрезмерная физическая активность или, наоборот, гиподинамия;
- операции, проведенные на суставах;
- избыточный вес.
Болезни нервной системы
Самыми распространенными заболеваниями центральной нервной системы являются:
Стресс - постоянный спутник современного образа жизни, особенно это относится к жителям крупных городов. Усугубляется данное состояние неудовлетворительной финансовой ситуацией, социальным упадком, кризисными явлениями, личностными и семейными проблемами. С постоянным стрессом живет около 80 % взрослого населения развитых стран.
Синдром хронической усталости. Привычное явление современного мира, особенно актуальное для трудоспособного населения. Крайней степенью синдрома считается синдром выгорания, выражающийся усталостью, слабостью, вялостью, отсутствием психологического тонуса, сменяющегося ощущением безразличия, безысходности и полного отсутствия желания что-либо делать.
Невроз. Обусловленный жизнью в мегаполисах, конкурентным характером современного общества, стремительностью производства, торговли и потребления, информационной перегрузкой.
Факторы риска болезней нервной системы
Основные факторы риска заболеваний органов нервной системы следующие:
- затянувшиеся болезни и частые рецидивы приводят к нарушению слаженной работы иммунной системы и истощению жизненных сил, нагружая тем самым деятельность нервной системы;
- частые депрессии, чувство тревоги, мрачные мысли, вызывающие переутомление и постоянную усталость;
- отсутствие отпусков и выходных;
- ведение неправильного образа жизни: стабильное недосыпание, длительное физическое или умственное перенапряжение, недостаток свежего воздуха и солнечного света;
- вирусы и инфекции. Согласно существующей теории в организм попадают вирусы герпеса, цитомегаловирусы, энтеровирусы, ретровирусы, вызывающие чувство хронической усталости;
- воздействия, вызывающие ослабление организма, иммунной и нервно-психической сопротивляемости (оперативные вмешательства, наркоз, химиотерапия, неионизирующее облучение (компьютеры);
- напряженная однообразная работа;
- психоэмоциональные хронические нагрузки;
- отсутствие интереса к жизни и жизненных перспектив;
- гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронические заболевания половых путей;
- климакс.
Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов
Одними из наиболее массовых считаются заболевания органов дыхания, страшной разновидностью которых является рак легких. Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких - перечень далеко не полный, но очень опасный.
Факторы риска заболеваний органов дыхания:
Факторы риска болезней кроветворной и иммунной систем
Серьезной проблемой настоящего времени является дефицит иммунитета, определяемый во многом нерациональным и несбалансированным питанием, неблагоприятными и вредными привычками. Если работа иммунной системы четко налажена, дорога вирусам и микробам заказана. Сбой в работе иммунной системы обусловливает возникновение заболеваний разных систем, в том числе и кроветворной. Это лейкозы, анемии, заболевания, связанные с нарушением свертывания крови.