В разговорной речи понятие психоза у детей подразумевает проявление истерик или возрастных кризисов. С точки зрения медиков, суть данного явления намного серьезнее. Такое обнаруживается редко. Важно своевременно выявить болезнь и провести адекватную терапию.
Трудности в постановке диагноза
Психоз у детей не имеет ничего общего с громким плачем и катанием по полу, которое время от времени наблюдается почти у каждого малыша. Такое душевное расстройство характеризуется определенным набором симптомов. Чтобы поставить этот диагноз, пациента должны осмотреть доктора различных специальностей. Почему так сложно выявить психическое отклонение у несовершеннолетних? Дело в том, что свидетельством нарушения душевного равновесия являются проблемы с мышлением и речью. Так как эти процессы у маленьких пациентов сформированы слабо, доктору трудно определить характер отклонения. Единственным критерием диагностики будет поведение.
Специалисты не уверены в том, что надо разграничивать психоз у детей и у лиц пубертатного возраста. Некоторые доктора полагают, что подростковые душевные расстройства следует выделить в особую категорию. Их проявления будут отличаться от признаков поведенческих отклонений у малышей.
Еще одной трудностью диагностики считается схожесть симптоматики психоза, истерических черт личности и неврозов. В целом, все душевные расстройства приводят к отсутствию адекватного восприятия и трудностям в социальной жизни.
Какие факторы способствуют развитию патологии?
Сегодня у специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть данные о том, что признаки психоза у ребенка возникают из-за следующих обстоятельств:
Данное расстройство может начаться как в дошкольном, так и в более позднем возрасте. Как правило, патология, которая была спровоцирована каким-либо фактором (например, серьезным недугом), проходит сама по себе после исчезновения симптомов основного заболевания. Когда организм малыша восстанавливается, душевное равновесие тоже приходит в норму. В некоторых случаях психоз у детей возникает без воздействия обстоятельств внешней среды. Специалисты полагают, что это можно объяснить биохимическими нарушениями. Они развиваются в результате тяжелого родоразрешения, употребления матерью спиртных напитков или лекарств. Неблагоприятные обстоятельства лишь провоцируют симптоматику душевных расстройств, к которым пациент был предрасположен.
Признаки патологии
При психозах у детей симптомы наблюдаются следующие:
Психоз у детей в возрасте 1 года
У младенцев душевные расстройства обнаружить очень трудно. Заподозрить отклонения можно при наличии аутистических тенденций в поведении. Малыш не улыбается, у него отсутствует проявление эмоций. Задерживается развитие процесса речи. Наблюдаются навязчивые действия (например, хлопки в ладоши). Младенец не интересуется окружающими предметами, не показывает привязанности к родственникам. Когда пациенты с таким отклонением становятся старше, диагностика психоза у детей не является столь сложной задачей для специалистов.
Проявление душевного расстройства в двухлетнем возрасте
Как правило, данное состояние связано с влиянием провоцирующих факторов. К таким обстоятельствам относятся различные инфекционные патологии, употребление медикаментов, высокая температура, плохая работа иммунной системы или нехватка полезных веществ. Важную роль играет генетика. Течение психозов у ребенка 2 лет может быть острым, при этом они возникают внезапно и ярко проявляются. Иногда болезнь имеет затяжной характер или периодически провоцирует ухудшение состояния.
Согласно отзывам, в некоторых случаях патология дает о себе знать на протяжении долгого времени.
У двухлетних пациентов заподозрить психоз можно при наличии апатии, расстройства сна, отказа от еды, приступов боли в голове и сильного сердцебиения. Так как недуг нередко связан с телесными заболеваниями, ребенка должны обследовать специалисты разных профилей. Например, нужно проверить, насколько правильно работают органы зрения, нет ли у малыша нарушений слуха и процесса речи.
Проявления в трехлетнем возрасте
Заболевание характеризуется отклонениями в поведении, отсутствием логики в высказываниях. Пациент совершает странные поступки. Психоз у ребенка 3 лет можно также заподозрить при наличии резких перемен настроения. Реакции на внешние обстоятельства у пациента неадекватны. Например, он может разозлиться на безобидное замечание, выдумать новые слова или смеяться в той ситуации, когда надо грустить. Кроме того, ребенок видит или ощущает то, чего нет.
Иногда родителям трудно отличить фантазии от галлюцинаций различного характера. Естественно, мальчик может играть в принца, который спасает красавицу от дракона. Однако, если пациент действительно видит монстра, он испытывает ярко выраженные эмоции, например сильный страх, и ведет себя соответствующим образом.
Приступы мании и депрессии у ребенка
Данное состояние крайне редко встречается у несовершеннолетних. До наступления подросткового возраста патологию трудно выявить ввиду отсутствия симптоматики. Чаще всего недуг проявляется в пубертатном периоде из-за изменения баланса гормонов.
Маниакально-депрессивный психоз у детей может развиваться под воздействием таких причин:
- Плохая наследственность.
- Возраст матери и отца (чем старше родители, тем выше вероятность возникновения патологии).
- Расстройства сна.
- Психическое перенапряжение, стрессовые ситуации.
- Патологии инфекционного характера.
У детей с данной болезнью нет признаков мании. Но наблюдаются такие отклонения, как:
- Повышенная активность.
- Чрезмерная веселость.
- Ранний интерес к сексу.
- Агрессия.
- Возбуждение.
Такие симптомы присутствуют на протяжении определенного времени, а затем сменяются другими:
Последствия душевного расстройства
Данная патология не представляет прямую угрозу для жизни. Однако ее осложнения бывают весьма неприятными. Отзывы свидетельствуют, что ребенок становится отрешенным, необщительным, агрессивным, у него портится характер, нарушается интеллектуальная деятельность. Иногда родители списывают изменения в поведении на кризисы, которые проходят сами по себе. Однако такие отклонения не так безобидны, как может показаться. Психоз у ребенка 5 лет и старше плохо влияет на взаимодействие со сверстниками в учебных учреждениях (в детском саду, в школе).
Вспышки злости и неконтролируемые реакции затрудняют взаимодействие с окружающими.
Диагностика
Чтобы выявить данную патологию, нужно наблюдать за больным в течение длительного времени. Сначала осуществляется осмотр, беседа с ребенком и его родственниками. Затем специалисты должны сделать обследования, лабораторные анализы, тесты на определение умственных способностей, социальных умений, развития речи и слуха. В некоторых случаях необходимо осуществить диагностику недугов нервной системы. Для этого пациента помещают в стационар.
Терапия
При психозе у детей лечение зависит от причины, в результате которой возникло расстройство, симптомов и степени их выраженности. Часто подобные отклонения развиваются у несовершеннолетних пациентов под влиянием травмирующих событий. В данном случае патология исчезает сама по себе. Чем больше времени проходит с момента появления стрессового фактора, тем лучше становится состояние больного. В подобном случае помогают занятия с психологом и создание спокойной обстановки. Если душевное расстройство вызвано телесной патологией, доктор должен обратить внимание на терапию основного недуга. Лекарства назначаются лишь в тех ситуациях, когда пациент проявляет злость.
Что нужно делать родителям?
При наличии психоза у детей, симптомы и признаки которого описаны выше, отзывы рекомендуют придерживаться таких советов:
- Установить четкий распорядок дня для малыша.
- Оградить его от потрясений и резких перемен.
- Стараться избегать наказания, не применять насилие.
- Создать теплую и добрую обстановку в доме.
- При необходимости сменить образовательное учреждение.
К шизофреническим психозам относят психические заболевания, приводящие к дезинтеграции личности. При этом развиваются характерные расстройства мышления, восприятия и аффективной сферы. Интеллектуальные способности и сознание обычно не нарушены, однако в процессе заболевания часто формируются когнитивные нарушения.
Ввиду неизвестной этиологии шизофренических психозов современные классификационные схемы, такие как МКБ-10 (ВОЗ) и DSM-3R (АРА), ориентируются при установлении диагноза на симптоматику и временные критерии. В соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10 диагноз шизофренического психоза оправдан, если имеется по меньшей мере один из специфических симптомов (либо два или три менее специфических) из названных ниже групп симптомов 1-4 или по меньшей мере два симптома из групп 5-8.
Эти симптомы должны отчетливо проявляться почти постоянно в течение месяца или более длительного периода.
1. Эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, наплывы мыслей.
2. Бред воздействия, управления, чувство сделанности, четко относящиеся к движениям тела или конечностей или к определенным мыслям, действиям и ощущениям; бредовое восприятие.
3. Комментирующие голоса, обсуждающие пациента и его поведение, или голоса, исходящие из какой-либо части тела.
4. Стойкие, не связанные с данной культурой и совершенно не соответствующие реальности бредовые идеи, такие как отождествление себя с религиозными или политическими деятелями, мысль о наличии у себя сверхчеловеческих сил и возможностей (например, возможности управления погодой или контакта с инопланетянами).
5. Постоянные галлюцинации в любой сфере чувств, сопровождающиеся либо нестойкими или не вполне сформированными бредовыми идеями без четких аффективных проявлений, либо стойкими сверхценными идеями, проявляющимися ежедневно в течение недель или месяцев.
6. Обрывы мыслей или вмешательства в мыслительный процесс, приводящие к разорванности речи и неологизмам.
7. Кататонические симптомы, такие как возбуждение, стереотипные застывания или восковая гибкость (flexibilitas cerea), негативизм, мутизм и ступор.
8. Негативные симптомы, такие как апатия, бедность речи, сглаженность и неадекватность эмоциональных реакций (что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности). Должно быть очевидным, что эти симптомы не обусловлены депрессией или нейролептической терапией.
б - рисунок того же пациента - план города Нью-Йорка.
Кроме того, в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10
могут быть выделены следующие клинические подтипы шизофренических психозов:
F 20.0 Параноидная
F 20.1 Гебефренная шизофрения
F 20.2 Кататоническая шизофрения
F 20.3 Недифференцированная шизофрения
F 20.5 Резидуальная шизофрения (хроническая недифференцированная шизофрения)
F 20.6 Простая шизофрения
Независимо от этого деления на клинические подтипы шизофрении основанного на психопатологических симптомах и характере течения были разработаны и другие варианты классификации шизофренических психозов (Leonhard, Crow, Andreasen, Kay). Особое значение для лечения и динамики шизофрении в детском и подростковом возрасте имеет концепция позитивной (тип I) и негативной (тип II) шизофрении. В таблице приведены наиболее важные психопатологические симптомы, характерные для шизофрении типа I и типа II.
При этом позитивные и негативные симптомы ни в коей мере не специфичны для шизофренического психоза - они наблюдаются также при психоорганических синдромах, депрессивных синдромах, расстройствах личности и неврозах (Angst et al.). Негативные симптомы доминируют в рамках шизофренических психозов у детей младшего возраста (5-10 лет) и у детей и подростков с когнитивным развитием ниже среднего уровня.
Эпидемиология шизофренических психозов
Результаты нескольких исследований по эпидемиологии шизофренических психозов
можно обобщить следующим образом:
1. Распространенность шизофрении с первичной манифестацией до 12-летнего возраста составляет менее 1 на 10 000 детей. Таким образом, она встречается реже, чем ранний детский аутизм (Burg, Kerbeshian).
2. Шизофренические психозы с первичной манифестацией в детском возрасте встречаются в 50 раз реже, чем шизофрения у взрослых (Karno, Norquist).
3. Шизофренические психозы в детском и препубертатном возрасте представляют собой редкое явление, у подростков же это сравнительно частое заболевание. Первичная манифестация шизофренических психозов в 2,4% случаев происходит между 5- и 14-тым годами жизни и в 22,1% - между 15- и 19-тым годами (Remsclrmidt).
4. Распределение по полу в детском возрасте более благоприятно для мальчиков, а в подростковом возрасте это различие, очевидно, сглаживается (Remschmidt et al.).
Аспекты психопатологии развития шизофренических психозов
Шизофренические психозы в детском и подростковом возрасте
всегда должны рассматриваться в контексте процессов развития. Симптоматика у конкретного пациента часто определяется фазой его развития. При этом следует отличать манифестации в детском возрасте от тех, которые возникают у подростков. Возраст и уровень развития с современных позиций рассматриваются как факторы, сильнейшим образом влияющие на клиническую картину психозов в детском и подростковом возрасте (Remschmidt, Remschmidt et al.). С учетом аспектов психопатологии развития к шизофрении относят как самостоятельные психозы детского возраста, например раннюю детскую кататонию (Leonhard), так и психические расстройства, переходящие в шизофрению, при манифестации их в детском возрасте вплоть до препубертата. В целом (Kanner) детские психозы подразделяют на:
1) ранний детский аутизм, не относящийся к шизофрении,
2) дезинтегративные психозы детского возраста как первичные органически обусловленные расстройства и
3) детские формы шизофрении.
Знание когнитивных и эмоциональных особенностей соответствующего возрастного периода и точный анализ задач развития являются предпосылками для понимания психозов и такой их симптоматики, как бред и галлюцинации. Последние характеризуются типичными возрастными чертами: у детей они менее систематизированы и связаны с миром детских фантазий, что делает необходимым четкое отграничение их от нормальных детских переживаний.
У подростков так называемые пубертатные кризы и кризы созревания могут предшествовать шизофреническим психозам, а также вначале маскировать их (Remschmidt, Martin). При подростковых кризах речь идет о нормальных вариантах переживаний и поведения в форме искаженной самооценки, чувства вины, чувства собственной неполноценности, о конфликтах, связанных с физической и психической самооценкой, нередко обусловливающих на поведенческом уровне самоповреждение, суицидальные попытки, уходы из дома и оппозиционное поведение (Remschmidt). Отклонения и кризы, возникающие при преодолении проблем, могут быть начальным проявлением психоза и участвовать в развитии его симптоматики. Начало шизофренического психоза, согласно современным данным, можно объяснить взаимодействием имеющейся у пациента предрасположенности и особенностей преморбидной личности с отягчающими жизненными обстоятельствами и семейными факторами, что приводит к неудачам в преодолении проблем и к декомпенсации психоза.
Существенными признаками предрасположенности к шизофреническим психозам
являются:
ограниченная переработка информации (нарушение внимания, повышенная отвлекаемость при посторонних раздражителях, трудности их отбора);
неадекватные вегетативные реакции (гипо- или гипервозбудимость, недостаточные адаптивные способности вегетативной нервной системы);
ограниченная социальная компетентность;
недостаточные защитные механизмы.
В обиходе «детским психозом» молодые мамы называют детские истерики и кризисы роста. С медицинской точки зрения все гораздо сложнее и серьезнее: психозы у детей встречаются нечасто, поставить диагноз не так просто, но, в то же время, это заболевание нуждается в обязательном лечении и наблюдении.
Детский психоз – это не истошные крики и валяния по полу, которые случаются практически у каждого ребенка. Психотическое расстройство имеет определенную клиническую картину, а чтобы поставить правильный диагноз в детском возрасте, обычно нужна консультация не одного специалиста.
Одним из главных показателей помрачения рассудка у человека чаще всего служит его речь. В психозе человек не способен связно мыслить, и поток его речи ярко демонстрирует спутанность, хаотичность больного сознания.
Можно ли наверняка диагностировать психогению у малыша до трех лет, еще не посещающего детский сад, да и не умеющего толком говорить? Зачастую в этом затрудняется большее количество медицинских экспертов. В таком случае психоз у ребенка можно заметить только по его поведению. Также будет сложно определить, когда и по какой причине психика так серьезно пострадала.
Предметом спора врачей также являются помрачения рассудка, поражающие детей в предподростковом возрасте. Медицина классифицировала детские и взрослые психотические расстройства, однако большинство врачей считают, что и в предподростковом возрасте психика способна пострадать до состояния психогении. Клиническая картина при этом имеет разную симптоматику, отделяя подростковый, с рядом своих отличий, психоз от аналогичной патологии в раннем или взрослом периодах жизни.
Патологию важно отличать и от других расстройств психики в раннем возрасте, таких как неврозы и истеричность. При многих схожих симптомах именно психозы у детей ведут к разрушению адекватного сознания и потере реальной картины мира.
Симптоматика детских психозов
Психоз у детей проявляется по-разному, симптомы в разных формах патологии неоднородны. Однако чаще всего проявляется определенный набор признаков, таких как:
- Галлюцинации. Ребенок видит предметы, существ, события, которых не существует в действительности. Слышит голоса, ощущает запахи, испытывает тактильные ощущения ложного происхождения.
- Бред. Сознание больного спутано, что ярко проявляется в его речи. В ней нет смысла, связанности, последовательности.
- Неадекватное поведение, например, неуместное веселье, неконтролируемые проказы. Ребенок вдруг на ровном месте становится крайне раздражительным, начинает ломать игрушки, вещи, причиняет боль животным.
- Агрессия, злость. При посещении школы или садика разговаривает грубо и зло с другими детьми, способен обозвать или ударить, часто агрессивен и со взрослыми. На ничтожные поводы реагирует резким раздражением.
- Аппетит нестабилен: от сильной жадности к еде до полного отказа от нее.
- Ступор. Надолго застывает в одной позе, положение его тела и мимика не меняются, взгляд застывает, лицо выражает страдание, не реагирует на внешние раздражители.
- Резкая смена состояний. Ступор вдруг сменяется крайней возбудимостью, высокой двигательной активностью в сочетании с агрессивным настроем к окружающим.
- Аффекты. Эйфория, страх, частые приступы тоски, обиды, слезы вплоть до истерических рыданий.
- Плохо спит по ночам, но постоянно хочет спать днем. Головные боли, высокая утомляемость без внешних причин.
- Состояние, похожее на лихорадочное (в сочетании с симптомами нарушения сознания). У ребенка холодная кожа, сильная потливость, губы сухие, зрачки расширены.
Признаки разрушения сознания должны сразу вызвать тревогу у родителей. Ребенок в острой стадии заболевания не может посещать школу либо детский сад, нуждается в срочной госпитализации.
Но можно ли обычному человеку без медицинского образования отличить детские игры и фантазии от галлюцинаций и бреда? Ведь маленький мальчик, играя, представляет себя рыцарем, спасающим царевну от злого дракона. Помните, что в случае психопатии будет заметен ряд симптомов, указывающих на помрачение рассудка. Так психически больной будет в реальности видеть злое чудовище и вести себя соответствующе – выказывать сильный страх, агрессию и другие признаки искаженного восприятия мира.
У малышей симптомы психоза имеют ряд возрастных особенностей. К году у такого ребенка может быть частичное или полное отсутствие проявления эмоций, свойственного грудниковому возрасту. В 2, 4, даже в 6 месяцев малютка не улыбается, не «агукает». На фоне здоровых 8-9 месячных малышей больной выделяется тем, что не узнает семью, не проявляет интерес к окружающему миру, у него могут наблюдаться навязчивые однообразные движения.
В два года подверженный психотическому расстройству ребенок будет заметно демонстрировать отставание в развитии. У малыша 3 лет неадекватное восприятие реальности будет уже более очевидным.
У детей младшего возраста выделяют атипичный детский психоз. По симптоматике он сходен с аутизмом (одна из его разновидностей даже носит схожее название — «инфантильный психоз»). Может возникать даже у интеллектуально развитых ребят (хотя чаще все-таки встречается у умственно отсталых).
Заболевший будет плохо контактировать с людьми, демонстрировать задержку речевого развития. Для него могут быть характерными навязчивые одинаковые движения или неконтролируемое повторение чужих слов (эхолалия). Посещая детский сад, такие малыши резко не вписываются в общую группу, так как не понимают окружающих и с трудом адаптируются к малейшим изменениям.
Причины возникновения патологии
К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:
- Дисфункции щитовидной железы.
- Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
- Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
- Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
- Менингит.
- Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
- Генетическая наследственность.
У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.
Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора.
Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.
Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка
Разнообразие форм болезни
В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:
- быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
- долго, но с острыми периодическими всплесками;
- быстро, но с невыраженными симптомами;
- симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.
В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.
Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.
В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека. От дисфункции мозговой деятельности страдает интеллектуальное развитие, ребенок не может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками, заниматься любимыми делами.
Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.
Диагностика заболевания
Детальную диагностику психических отклонений лучше проводить в стационаре под постоянным наблюдением врачей. Для назначения эффективной терапии необходимо четко определить причину возникновения психотической реакции.
В осмотре, помимо психиатра, обязательно принимают участие отоларинголог, невропатолог, психолог, логопед. Кроме общего обследования организма, ребенок также проходит специальное тестирование умственного развития (например, компьютерный или письменный тест на уровень развития мышления в соответствии с возрастной группой, связанность речи, тесты в картинках и т.д.).
Терапия и профилактика психотических расстройств в раннем возрасте
Маленьким пациентам назначается курс медикаментов в сочетании с сеансами психологической коррекции.
Проявляемые симптомы и лечение, назначаемое ребенку, напрямую связаны, так как препараты необходимы лишь в тех случаях, когда болезнь привела к биохимическим нарушениям в организме. «Тяжелые» формы психотропных лекарств, такие как транквилизаторы, назначают только при наличии агрессивных состояний.
В случаях, когда болезнь носит затяжной, а не эпизодический характер, лечить юного больного необходимо под постоянным наблюдением психиатра.
Коррекционный эффект психотерапии особенно заметен, когда эмоциональный срыв произошел в результате пережитого стресса. Тогда при устранении фактора, вызвавшего дебют заболевания, и работая с внутренними установками и реакциями маленького пациента, психолог помогает ему справиться со стрессом и выработать адекватные реакции на негативные события в жизни.
Родителям необходимо помочь сыну или дочке соблюдать правила здоровой жизни.
- Ребенку необходим размеренный распорядок дня, отсутствие сильных потрясений и неожиданностей.
- Недопустимо проявлять к детям грубость и физическое насилие, а меры поощрения и наказания должны быть им понятны.
- Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье, любовь и терпение между всеми ее членами помогают больному быстрее вернуться к нормальной жизни.
- Если стрессовая ситуация была связана с посещением образовательного учреждения, то есть смысл сменить школу или детский сад.
Всё это крайне важно для окончательного и устойчивого восстановления психики маленького больного.
Возникает вопрос, можно ли детям, перенесшим временное помрачение рассудка, надеяться на полное излечение и полноценную взрослую жизнь? Смогут ли они вырасти в адекватных членов общества, создать свои семьи, иметь детей? К счастью, да. При своевременной медицинской помощи и качественной терапии многие случаи ранней психогении излечиваются полностью.
Детский психоз может развиться по самым различным причинам: спровоцировать острое состояние может высокая температура, инфекционные заболевания, эндокринные нарушения, нейроинфекции, стрессовые факторы, психические травмы и наследственная предрасположенность. Психоз проявляется бредом, галлюцинациями, странностями в поведении и нелогичной реакцией на события. Самостоятельное оказание помощи не рекомендуется, необходима квалифицированная помощь детского психиатра.
Консультанты клиники "IsraClinic" будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.
Под психозом понимается острое состояние, во время которого у ребенка наблюдаются резкая смена настроения, неуместные эмоции (смех во время грустного рассказа, например), галлюцинации, бредовые мысли и идеи. Психоз у детей, как правило, не является самостоятельным заболеванием, а проявлением какого-то психического или органического расстройства. Какой бы ни была причина психоза у детей, это состояние значительно влияет на жизнь ребенка, снижая качество функционирования, формирование эмоций, контроль поведения.Как правило, типичным проявлением психоза у детей является именно наличие галлюцинаций и бредовых мыслей. К примеру, ребенок может поверить в то, что он – герой мультфильма или сказки, воображать, что с ним рядом есть персонажи этого мультфильма, проявлять эмоции в соответствии с действиями воображаемых героев. Также ребенок может высказывать мысли, не соответствующие реальности.
Психоз у детей причины
Могут быть самыми различными. Некоторые из них оказывают кратковременное влияние на ребенка и устранение причины помогает быстро восстановить нормальное функционирование, тогда как часть причин требует длительного лечения и проработки. Среди наиболее распространенных причин психоза у детей выделим следующие:
- Лекарственные препараты. Некоторые медикаменты могут вызвать психотическое состояние, которое проходит, если прекратить фармакотерапию.
- Высокая температура. Во время болезни высокая температура может явиться причиной бреда и галлюцинаций у ребенка. После нормализации температуры психоз у детей быстро проходит.
- Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, миелиты и т.д.)
- Эндокринные нарушения
- Стрессовые ситуации (ссоры родителей, развод, авторитарное воспитание)
- Психотравма (физическое или моральное насилие)
- Наследственные причины. Если один из родителей страдает психотическими расстройствами, вероятность, что психоз передастся ребенку по наследству очень высок.
Отметим, что психозы могут проявляться у детей как в дошкольном, так и подростковом возрасте.
Диагностика и лечение психоза
Очень часто для постановки диагноза психоз требуется обследование нескольких специалистов – детского психиатра, невролога, клинического психолога, педиатра. Дополнительно могут быть назначены такие проверки, как МРТ, ЭЭГ, анализы крови, люмбальная пункция или электромиография. Эти проверки необходимы для подтверждения или исключения органической причины для психоза у детей.
После установления точной причины психотических приступов, назначается терапия. Если речь идет о психологической причине, могут быть назначены успокоительные препараты, консультации ребенка психологом либо семейная психотерапия. В ряде случаев требуется достаточно длительные занятия с психотерапевтом для стабилизации состояния – до полугода. Если речь идет об органической причине, назначается лечение в зависимости от диагноза, который вызвал психоз.
В Израиле в психиатрической клинике «IsraClinic» принято проводить комплексное обследование и лечение детей с психотическими приступами для постановки точного диагноза и назначения максимально эффективной терапии. Помимо фармакотерапии и психотерапии среди методик клиники есть арт-терапия, иппотерапия, гидротерапия или спорт-терапия, в зависимости от интересов и склонностей маленьких пациентов. Доказано, что такие вспомогательные методики терапии психозов дают устойчивые результаты. После лечения основные усилия врачей и родителей направлены на профилактику психоза, в частности, на физическое и психическое здоровье ребенка и его семьи.
Психозы у детей хорошо поддаются терапии, главное – своевременно обратиться в специализированный центр к хорошим специалистам.
Психоз у ребенка причисляют к смешанной группе сложных психических болезней, которые обнаруживаются в неспособности малышей отделить явь от фантазий, отличить реально существующую действительность от вымысла и отсутствием адекватности оценки происходящего. Другими словами, ребенок не умеет сообразно воспринимать среду, вследствие этого и ответное реагирование на нее является неадекватным. Данный недуг преимущественно, характеризуется нелегким протеканием, однако наблюдается очень редко.
Это нарушение способно значительно осложнить детское взаимодействие с окружающей реальностью и взаимосвязи в социальной сфере, не зависимо от формы недуга, которой подвержена кроха. Его воздействие обнаруживается проблемами в ходе организации процессов мышления и управлении действиями, поведением, эмоциями, в нарушении выстраивания отношений и верного применения языка, адекватных общественным нормам.
Детские психозы бывают ранними или поздними. Ранний – наблюдается у деток, находящихся в возрастном и грудном, дошкольном и школьном возрастных периодах, а поздний – в препубертаном и подростковом периоде.
Симптомы заболевания
Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.
Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.
У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.
Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.
Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов :
— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;
— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);
— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь.
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.
У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.
В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.
В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.
У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.
Психоз у ребенка 2 лет
Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.
Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.
У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.
Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.
Психоз у ребенка 3 лет
Психоз у трехлетних детей представляет собой нарушение в их восприятии реальности и отсутствие осознания, что оно неверно, вследствие чего изменяются представления малышей, что ведет к возникновению иллюзорного мышления, которое характеризуется тем, что ошибочные убеждения трансформируются в непоколебимые. Это провоцирует странное поведение детей. Также наблюдает нарушения последовательности и связности мышления.
Детские психозы, кроме ранних и поздних, также бывают реактивными (порождают травмы) и острыми (возникают неожиданно и моментально развиваются).
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами заключается в соблюдении распорядка дня, систематических физических упражнениях, наблюдении за изменениями в детском поведении. При всех расстройствах реактивной формы следует, в первый черед, если это возможно, ликвидировать причину недуга – психогенную ситуацию. Обычно аффективно-шоковое поведение, если не трансформируются в иное состояние, не требует врачебной помощи.
Лечение психозов у детей 3 лет, не спровоцированных травмами, определяется остротой течения, особенностями психопатологической симптоматики. Поэтому основным методом лечения принято считать применение медикаментозной терапии, которая должна базироваться на сугубо индивидуальном, нешаблонном подходе к маленькому пациенту и учитывать половую принадлежность, возраст, а также наличия иных недугов в анамнезе.
Назначается гормональная терапия (тиреоидные гормоны), мощная витаминотерапия и другие препараты, способные обеспечить облегчение симптоматики, особенно гиперактивности, нарушений сна и . Также существуют различные поведенческие ориентированные программы, направленные на ликвидацию проявлений дезадаптационного поведения и развития навыков копинга.