МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Д/С «КОЛОСОК»
ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ГЛАЗПодготовила воспитатель:
Лещенко Светлана Игорьевна
2015г.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.
Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз:
профилактика нарушений зрения дошкольников.Задачи:
Предупреждение утомления,
Укрепление глазных мышц
Снятие напряжения.
Общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия:
Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.Время:
Выполняются 2-4 мин.Правило:
При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие), а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Виды гимнастик.
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
С предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
С использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);
С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей - наша задача.
Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.
Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровья и поведения. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Задачи:
Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования
предлагаемых упражнений;
Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-
вегетативное) утомление у дошкольников, младших школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
«Подснежник»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
“Нарисуйте” круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
И команды выполняйте.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
«Спал цветок»
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Верх - вниз, влево - вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.«Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Гимнастика для глаз«Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.«Покорчим рожи».
Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
«Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой.)«Раскрашивание»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
«Буратино»
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
«Часики»
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Зрительные дифференцированные физкультминутки
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.
А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером -при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» - наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)1. «Горизонт» 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 - повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка» 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. «Радуга» 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо)
глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу» 1-4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в
правую.
3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.
5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую - смотреть на правую 10 с.затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем на лево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой – либо предмет.
7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактические упражнения для глаз
15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, слева - направо.
15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз - вверх.
15 вращательных движений глазами слева - направо.
15 вращательных движений глазами справа - налево.
15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - «восьмерка».
Руки за спинку, голову назад
Руки за спинку, голову назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. - сидя.
2. Движения глазными яблоками.
Глаза вправо-вверх.
Глаза влево-вверх.
Глаза вправо-вниз.
Глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
Упражнения для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Часовщик
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
(С. Маршак)
Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанные с содержанием занятии или урока.
Картотека гимнастики для глаз:
I Комплекс
1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
II Комплекс
1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
III Комплекс
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
IV Комплекс
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
V Комплекс
"Дождик"Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи
VI Комплекс
"Ветер"Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.Ветер тише, тише, тише...
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.VII Комплекс
"Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
VIII Комплекс
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
IX Комплекс
"Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
X Комплекс
Лучик солнца
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
XI Комплекс
Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.
XII Комплекс
Спектр.
Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.
Список использованной литературы
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.
2. Ковалько В.И.Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.
3. СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.- М.:Школьная Пресса, 2008.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.
Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.
Цель
Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры. Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте. В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.
Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.
Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений. Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки. Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.
Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий. Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний. Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.
Физминутка для детей дошкольного возраста и начальной школы
Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования. Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается. Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.
В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.
- Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево . Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.
- Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз . Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
- Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.
Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.
- Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры . Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
- Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.
Зарядка при нарушении зрения
Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.
Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.
Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века . Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа. Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.
Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.
Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия) . Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз. При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг» . Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками. Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.
Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.
Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка . Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.
Одним из эффективных способов является использование карандаша . Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.
Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.
Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм. В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер. Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.
Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития. Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка. Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.
Комплекс упражнений по Аветисову
Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.
Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.
После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие. Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд. Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.
Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру. В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно. После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.
На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.
Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица. Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе. Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
4 самых эффективных упражнения по восстановлению зрения
Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.
«Ступенчатая гимнастика»
Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно. Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние. Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.
«Цифровая гимнастика»
Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10. Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут. Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.
Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.
Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.
Татьяна Мельникова
Картотека гимнастики для глаз в детском саду
КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ В ДЕТСКОМ САДУ .
1.«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза , расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами .)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох) . Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох) .
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
2.«Мостик»
Закрываем мы глаза , вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза )
Наши глазки отдыхают , упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами )
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза , взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О» , получается легко
(Глазами рисуют букву «О» )
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх , опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз )
3.«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза .
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз )
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
4.«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз .)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх .)
5.«Белка»
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи - раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками .)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза , гладят веки указательным пальцем) .
6. «Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки
(смотрим вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
(моргать быстро)
Наши алые цветы закрывают лепестки,
(закрывать глаза )
Тихо засыпают, головой качают
(смотреть по сторонам) .
7.«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри : вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз , вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает .
(Моргают глазками .)
Глазки закрывает .
(Глазки закрывают .)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики) .
8.«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
(Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх.
(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз.
(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась.
(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
(Дети приседают.)
Глаза вправо отвела ,
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи.
(Закрывают глаза руками .)
9.«Теремок»
Терем- терем- теремок!
(Движение глазами вправо- влево .)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх- вниз .)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами .)
10.«Качели»
Есть качели на лугу :
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть глазами вверх , вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть вверх, вниз)
11.«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
(Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей.
(Смотрят вниз.)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами .)
Зря в окошко не стучи.
12.«Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками .)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись .
(Делают круговые движения глазами .)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
13.«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали
(выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
14.«Кот»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт , другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза )
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
С кем играешь, Васенька?
Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза )
15. «Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять.
(Шагают на месте)
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,
(смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка,
(смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки.
(смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау!
(повторяют движения глаз )
Все равно я вас найду!
(влево - вправо, вверх - вниз) .
16. «Автобус»
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
17.«Ночь»
Ночь. Темно на улице.
(Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать .
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем .
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 - 4 раза)
18. «Самолет»
Пролетает самолет,
(смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел,
(отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
19. «Сова»
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка -сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
20.«Жук»
(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки - это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно-
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж.»
21. «Дождик»
Капля первая упала - кап!
(сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели,
(то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали.
(вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите –
(показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
(движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим.
(приседают)
22. «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали
(Поморгать глазами .)
Глазки у ребят устали .
Посмотрите все в окно
(Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем
(Закрыть глаза ладошками .)
В классе радугу построим
(Посмотреть по дуге вверх)
Вверх по радуге пойдем
(Вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернём
(Поворачиваем вправо, влево)
А потом скатимся вниз
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза , открыть и
поморгать ими.)
23. «Весёлая неделька»
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку .
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся ,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх ; опустить их книзу, голова неподвижна.)
Во вторник часики глаза ,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону , а затем в левую, голова неподвижна.)
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем .
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать .
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны .
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз , перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали .
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх , вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев : верхнее веко от носа к наружному краю глаз , нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)
Без гимнастики , друзья,
Нашим глазкам жить нельзя !
24. «Мячик»
В правую руку свой мячик возьми,
(Взор следует за мячом)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
(В какой руке у нас сейчас мяч)
Правого плечика мячик коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть
Особенность работы с дошкольниками в том, что все занятия выполняются в игровой форме. Заставить что-либо делать маленького ребенка, если ему это неинтересно, практически невозможно.
Ребенок с нарушениями зрения обязательно нуждается в помощи и правильной коррекции. Для этих целей используется специальная гимнастика для глаз.
Методика выполнения
Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.
- Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
- Упражнение с точкой . На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
- Моргание . Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
- Закрыть глаза ладонями . Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
- Следим за предметом . Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.
Как сделать зарядку для глаз веселой?
Как мы помним, ребенка не так-то просто заставить делать то, что он не хочет или не понимает, зачем это. В таком случае применяется игра. Предложите дошкольнику посмотреть вниз на травку, затем в небе поискать птичку, затем снова на травку.
Чтобы выполнить упражнения на вращение глазами, предлагаем последить за часовой стрелкой. А затем просто представить, что перед ребенком часы, а глаза - стрелки, которые крутятся.
- Стрельба глазами . Произнося звук «паф», пусть малыш постреляет глазками в разные стороны, вверх и вниз.
- Пишем носом . Пусть ребенок нарисует в воздухе какой-нибудь предмет или букву, а взрослый будет угадывать, что было изображено. Такое упражнение укрепляет мышцы не только, глаз, но и шеи, а еще развивает воображение.
- Наблюдаем за природой . На прогулке предложите дошкольнику посмотреть на птичку, летящую в небе, проследить за ней взглядом. Затем пусть переведет взгляд на травку или собачку, лежащую на земле. Все сопровождается веселым рассказом или стишком. Выучив простой стих, малыш и сам в дальнейшем будет его рассказывать, повторяя одновременно упражнения для глаз.
Гимнастика в игровой манере
Придумайте для ребенка сказку. Глазки устали, им надо отдохнуть. Сейчас они посмотрят вверх, затем вниз, теперь вправо и влево. Расскажите стишок:
Посмотрели глазки вверх,
А затем немного вниз,
А теперь мы поморгаем,
Чтобы глазки не устали.
Подбадривайте малыша, не давайте ему скучать. Если видите, что ребенок устал, то переключите внимание на что-либо другое, иначе в следующий раз он может отказаться выполнять упражнения.
В некоторых случаях можно скачать на компьютер специальные программы для коррекции зрения. Малышам обязательно понравится новое развлечение. Ребенку предлагается выполнять простые упражнения, следить за появляющимися на экране буквами или предметами.
Гимнастика для глаз в детских садах и яслях
Воспитатели должны уделять внимание здоровью малышей и профилактике близорукости. Упражнения выполняются в группе.
- Дети сидят за столом, голова опирается о руки. Это важно для того чтобы зафиксировать положение головы, в то время как глаза будут двигаться по вертикали или горизонтали. В младшей группе занятия проводятся 2-3 минуты, в старшей длительность увеличивается до 4-5 минут. Периодичность проведения - 2 раза в день.
- Воспитатель заранее выбирает упражнения, которые будет использовать. Для 2-3 летнего ребенка желательно их проводить, сопровождая веселыми стихотворениями.
- Некоторые упражнения сочетаются с физической активностью, например, когда требуется движение головы.
Важно учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш еще не знает, что значит вращать глазами, поэтому используются различные предметы, за которыми надо следить глазами. Чтобы детям было интересно, вместо карандаша делают «волшебную палочку», указку с картинкой. Также разыгрывают детский театр с куклами, которые надеваются на пальцы.
Гимнастика в домашних условиях
Очень важно как можно раньше определить наличие проблем со зрением и начать заниматься с ребенком. Узнать, что малыш плохо видит можно, предложив ему посмотреть на предмет, который он должен успешно разглядеть при нормальном зрении. Для профилактики желательно посетить детского офтальмолога.
Занятия дома проводят до 6 раз по 2-3 минуты. Для того чтобы они прошли успешно, ребенка надо заинтересовать. Расскажите ему про глазки, как хорошо, когда они правильно видят.
Делайте упражнения после пробуждения, в течение дня, на прогулке. Из подручных материалов используют ручку, указку, кубики, карточки с картинками или буквами, если ребенок знаком с последними.
Обязательно уделяйте внимание гигиене зрения: при рассматривании книги не давайте подносить ее близко к глазам, не разрешайте много смотреть телевизор и на близком расстоянии, чередуйте занятия, требующие зрительного напряжения с другими видами деятельности: обычной игрой, прогулками на свежем воздухе.
Развитие зрительного аппарата начинается еще в утробе матери, а завершается только к 12 годам - до этого возраста легко ухудшить и без того еще неокрепшую систему. Предрасположенность к близорукости, дальнозоркости и другим нарушениям зрения у детей может привести к печальным последствиям при переутомлении, больших нагрузках в школе или просто из-за простуды. К сожалению, немногие думают о том, что гимнастику для глаз нужно начинать делать еще в детстве - в это время она наиболее эффективна и дает больший результат. С началом учебы в школе на ребенка сваливается большой объем информации, приходится много сидеть и мало двигаться, к тому же не во всех школах мебель подразумевает хоть какую-то заботу о здоровье ребенка или просто ему не вредит - все это приводит к переутомлению, усталости, напряжению глаз. Поэтому гимнастику для глаз для детей важно делать как во время занятий в школе, так и дома.
Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками - так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.
Цели детской зарядки для глаз
Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;
● помогают перерабатывать полученную информацию;
● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;
● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.
Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.
Показания к выполнению гимнастики для глаз детям
Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы - это обязательно.
● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;
● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);
● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;
● при проблемах со зрением;
● при серьезных заболеваниях.
Гимнастика для детей дошкольного возраста
Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике глаз.
Занятие в образовательном ДОУ - дошкольном учреждении - делится на три этапа:
- разминка,
- основная часть,
- заключение.
В детском саду занятие проводит воспитатель. Дома этим могут заниматься родители.
Разминка начинается с обычного движения глаз вверх-вниз, затем, из стороны в сторону. Затем расслабление - глазки закрывают руками и считают до пяти.
Основная часть включает в себя упражнения - более сложные комбинации движений глазами.
● «Буратино» - нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается. Главное условие при выполнении этого упражнения: детки не должны гримасничать.
● «Рожицы» - дети представляют себя в роли животных и изображать их: щуриться, корчить рожи и т.д.
● «Геометрические фигуры» - воспитатель предлагает детям рисовать геометрические фигуры глазами.
В заключение гимнастики дети от 3х лет рисуют носом - на доске развешиваются картинки - изображения разных животных, транспорта, фруктов и предметов для дошкольников. Детям нужно повторить рисунок глазками. Гимнастика для глаз в картинках создана специально для того, чтобы увлечь детей полезным для их здоровья процессом.
Детская гимнастика для глаз в стихах
Стихи в детской гимнастике для глаз можно использовать как в детских садах, так и в младших классах школы. Вот несколько стишков для физкультминуток для разминки уставших глаз у малышей:
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Все закрывают глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Быстро моргаем глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
«Увидят мои глазки все!»
А эта гимнастика для глаз в стихах поможет деткам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний:
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)
Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо, располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом - в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю, нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)
Упражнения для детей школьного возраста
Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.
1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.
2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.
3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.
4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону - 3 раза, затем, в правую.
5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.
Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова
Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях - для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:
● для улучшения циркуляции крови;
● для укрепления мыщц;
● улучшение аккомодации.
Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений.
Первая группа - циркуляция крови:
1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.
2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.
Вторая группа - тренировка мышц
1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.
2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.
3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.
4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.
Третья группа — приспособление к новым условиям
1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.
2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.
3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.
4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.
Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.
Видео детской гимнастики для глаз
Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.
Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.
Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.
Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.