Наталья Лунина
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.
Сайт воспитателя:
http://www.сайт/users/1177810
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Главной целью моего педагогического опыта является повышение своего профессионального уровня по теме, систематизирование работы гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей;
Формирование у родителей гендерной компетентности;
Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Актуальность выбранной темы:
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода и воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста, ребёнок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, то есть осознание того, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от ситуации и желаний ребёнка.
Актуальность этой проблемы определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. В связи с ранней социализацией на него возлагают массу надежд, так как во всех образовательных учреждениях каждый ребёнок проходит стандартное тестирование без учета его психофизиологии. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные различия мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.
До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. На самом же деле существует разница. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол, или пол как продукт культуры.
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опы та.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
В работу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста включаются различные виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач гендерного воспитания; важная роль должна принадлежать различным играм. Специально организованные игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о различии мальчиков и девочек. В этом их развивающая роль.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование гендерного воспитания должно осуществляться систематически и поэтапно.
Теоретическая база опы та.
Историко - педагогический аспект проблемы показал, что гендерное воспитание на современном этапе понимается учёными: как педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной гендерной социализации; как часть социально - нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем; как воспитание семьянина, где особая роль отводится любви матери и отца, что является образцом для подражания; как освоении роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями; как одно из направлений патриотического воспитания, способствующее формированию, развитию и проявлению чувства долга и ответственности и по отношению к родителям. На протяжении веков проблема гендерного воспитания детей волновала педагогов и родителей. Анализ исследований В. Е. Кагана, С. В. Ковалёва и др. показал, что в каждый период истории русского народа воспитание мальчиков и девочек отмечалось разнообразием событий обыденной и семейной жизни и носило сословный характер. Значимы были различные социальные институты: семья, среда, школа, государство, церковь. Но из века в век переходили «вечные» истины гендерного воспитания детей. Осуществлялось это с младенческого возраста, ориентируя ребёнка на предстоящую социальную роль. В современном мире науки дают основание утверждать, что гендерное воспитание детей возможно с раннего возраста целенаправленно и системно, с учётом и индивидуальных особенностей каждого ребёнка и окружающей среды. В педагогическом, социологическом, психолого– физиологическом направлениях рассматривалась проблема гендерного воспитания. С психолого - физиологической позиции, чтобы стать человеком, личностью, надо быть или женщиной, или мужчиной. Нельзя быть тем и другим одновременно. Чем принципиальнее и многообразнее ощущается неодинаковость этих начал, тем глубже их взаимный интерес, неодолимее необходимость друг в друге. Педагогическая направленность проявляется в комплексном изучении содержания, условий, форм, методов, средств и результатов гендерного воспитания в разные исторические периоды и на современном этапе в дошкольном детстве. Педагогические условия гендерного воспитания исследовались Л. А. Арутюновой, Т. В. Архиреева, Н. К. Ледовских и др. Вопросы раздельного и совместного воспитания мальчиков и девочек волновали Н. Е. Раскина, М. М. Рубинштейна, И. В. Тельнюк и др. Теория и методика воспитания детей в процессе полоролевой социализации в условиях детского сада исследовалась М. А. Радзивиловой. Проблемы гендерного воспитания находят своё отражение в различных видах деятельности: познавательно - речевой (Ворошнина Л. В, коммуникативной (Абраменкова В. В, Репина Т. А, изобразительной (Казакова Р. Г, игровой (Добрович А. Б., Суслова Э. К, трудовой (Ледовских Н. К.). Социологи считают, что семья оказывает огромное влияние на становление гендерных стереотипов в представлении детей дошкольного возраста (Захаров А. И.). Мама является главным педагогом в семье, от неё зависит прочность семейных уз, судьба её детей. Самыми высокими добродетелями женщины являются терпение, любовь, мудрость, которые являются большим дефицитом у современной женщины. От неё же исходит и то, что мужчины стали пассивны в проявлении своих функций кормильца, защитника, хозяина и опоры семьи. Остаётся противоречивой постановка вопроса о роли детского сада и семьи в решении проблем воспитания мальчиков и девочек. Добрович А. Б считает, что этим должна заниматься только семья, а другие, что это должно происходить в тесном сотрудничестве родителей и педагогов. Гендерное воспитание детей старшего возраста является понятием сравнительно новым. Предпосылками его появления служит дифференциация воспитания и обучения детей в соответствии с их полом, как дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в условиях их совместного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. В. В. Абраменкова считает, что формирование социально - психологического пола происходит в процессе половой дифференциации и идентификации. Половая дифференциация - это совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол. Это важнейшая личностная категория, которая усваивается ребёнком. Изучая сущность полоролевой дифференциации в условиях группы сверстников, В. В. Абраменкова указывает на влияние традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения на гендерное развитие детей дошкольного возраста и становление отношений между мальчиками и девочками. Половая идентификация соотносит себя с представителями определённого пола в единстве поведения и самосознания индивида, относящего себя к определённому полу.
Процесс гендерной идентификации происходит под влиянием матери и отца через подражание им. Учёные пришли к выводу, что в три года у детей формируется половая идентичность, в пять - шесть лет - 14 система половой идентичности. До пяти – шести лет её формированием легче управлять в ходе гендерного воспитания. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо строить работу по гендерному воспитанию не на бытовом уровне, а на более возвышенном - ценностном отношении к женщине и мужчине.
Требования к женщине в современном обществе изменились. Девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, заботливого отношения к окружающим, женственности, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Для мальчиков также сильно стали важны такие качества, как терпение, возможность оказать посильную помощь, отзывчивость, заботу. Гендерное воспитание детей в давние времена осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. Если это мальчик, то он являлся воплощением выносливости, воли, силы. Исследования по педагогике и работы практиков, показали, что в раннем детстве основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков, были игры. Справедливость главенствовала в играх, каждый получал по заслугам, мальчики и девочки были равны. У детей была выработана привычка, играть и жить по общим законам коллектива, принятым морально-этическим нормам, установленным порядкам, что приучает его жить и сосуществовать с учетом своего гендерного положения. В современных исследованиях достаточно полно представлены разные аспекты гендерного воспитания: изучены возможности отдельных средств (игра – Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева, Е. А. Конышева; труд – Л. А. Арутюнова; произведения изобразительного искусства – Т. В. Малова, формы организации детей - Н. К. Ледовских и т. д.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучен ия.
Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание - это не раздельное воспитание. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.
Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях. Мальчиков же в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания, у них чаще проявляются стремление к риску, к преодолению опасностей.
Исходя из всего вышесказанного, в своей работе по гендерному воспитанию я использую следующие приемы:
1. «Смотрите, какой я!». Цель: учить идентифицировать себя с представителями своего пола, формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
Дидактическая игра «Одень куклу».
Рисование «Мой портрет».
Работа с зеркалом «Мои эмоции».
Отгадывание загадок о частях тела.
2. «Кто есть кто». Цель: развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное.
Инсценирование сказки «Курочка Ряба»
Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с
обсуждением.
Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
3. «Я среди других». Цель: развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения
Подвижная игра «Ловишки парами».
Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»
Разучивание песен о дружбе.
Просмотр мультфильма «Чебурашка»
Конструирование из строительного материала «Домик
для друзей»
4. «Я и моя семья».Цель: создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.
Выставка семейных фотографий.
Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
Рисование «Моя семья»
Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»
5. «Кто я?». Цель: формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.
Лото «Профессии»
Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
Работа с картинками «Манеры поведения»
6. «Из чего сделаны мальчишки?». Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был
девчонкой».
Беседа: «Папы – наши Защитники».
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника
Отечества
7. «Мир девочек». Цель: воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола, продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье».
Аппликация «Открытка для мамы».
Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку.»
Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»
Также я виду работу с родителями, а именно, дала советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков", советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку", разработала рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, консультацию для родителей: «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», составила памятки: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях", провела беседу: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Анализ результативнос ти.
Предложенная модель организации работы по формированию гендерной культуры дошкольников является эффективной и способствует гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, что подтверждают стабильно положительная динамика результатов мониторинга.
2017-2018 г. Девочки Мальчики
Высокий уровень 71,4% 61%
Средний уровень 25,4% 35%
Низкий уровень 3,2% 4%
Разработана и реализована модель формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения;
Подобран и сформирован диагностический пакет по выявлению уровня сформированности гендерной культуры и развитию гендерных представлений дошкольников;
Подобраны и разработаны методические материалы для работы с детьми, педагогами, родителями;
Педагоги активно включились в инновационную деятельность;
Повысилась гендерная компетентность педагогов, что проявляется в проектировании образовательного процесса, т. е. при планировании конкретных мероприятий, различных видов деятельности с учетом гендерного подхода; распределение обязанностей в зависимости от пола ребёнка;
Родители получили дополнительные знания о воспитательных процессах и смогли осознанно применять ряд педагогических методик;
Дети проявляют:
навыки доброжелательного отношения друг к другу; умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;
навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола
Трудности и проблемы при использовании данного опы та.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями гендерного воспитания:
Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Подготовил инструктор по физической культуре - Гончар Алла Рудольфовна.
Хороший отдых - это прогулки, а ходьба - самый естественный вид физической активности, который к тому же позволяет совместить приятное с полезным. Чтобы увеличить свой КПД во время обычных прогулок и попробовать что-то новое, можно заняться скандинавской ходьбой - Nordic Walking.
Скандинавская ходьба (Nordic Walking) - ходьба со специальными палками, которые напоминают обычные лыжные палки. При такой ходьбе шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом, а ходьбой. При этом вы опираетесь на четыре точки, в работу включается спина и руки - за счет этого повышается нагрузка, и вы тренируете выносливость. Нагрузки при скандинавской ходьбе интенсивнее, чем при обычной, но менее интенсивны, чем во время бега. Бегать врачи рекомендуют далеко не всем, а вот у ходьбы с палками (хоть и выглядит она странно) практически нет противопоказаний.
Немного истории Современная ходьба с палками появилась в 1940-х годах: таким способом профессиональные лыжники в Финляндии поддерживали себя в форме летом, догадавшись, что и без лыж эффективность бега с палками будет высока. Однако популярность ходьба обрела только в конце 90-х, когда ее стали активно продвигать финские спортивные сообщества. Сначала проблемой были палки: обычные лыжные оказались слишком длинными. Финнов это не остановило: весной 1997 года спортивный университет провел эксперименты с участием студентов. «Подопытные» ходили с палками разной длины, в результате была выведена «формула идеальной палки» - она должна быть на 15 см короче лыжной. Уже с 1998 года, когда производство палок было налажено, в Финляндии начался настоящий бум такой ходьбы, которая распространилась и в других странах под названием Nordic Walking - скандинавская ходьба. |
Сейчас в Международную ассоциацию скандинавской ходьбы входит 23 страны, России пока в ней нет, хотя поклонники ходьбы есть и у нас. Если вы не страдаете от природной застенчивости и готовы гулять без лыж, но с палками, обратите внимание на несколько важных нюансов.
Инновацией нашей работы по сбережению здоровья стала «Нордическая ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы используется постепенное увеличение физической нагрузки, а также планомерное повышение самостоятельности в выборе объектов познания в пеших прогулках.
Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.
Ходьбой умеренной интенсивности со специальными палками в окружении великолепной природы наслаждаются миллионы людей. Вот уже 20 лет Европа буквально помешана на ходьбе с палками или Nordic Walking.
И это неудивительно, потому что такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:
- улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
- активизирует процессы обмена веществ
- укрепляет мышцы туловища
- уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
- оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию
- повышает стрессоустойчивость организма, это возможность познакомится с новыми людьми и получить массу удовольствия.
Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.-Петербурге. Большой опыт работы в области фитнеса по методикам профессора Пак Чжэ Ву, а также принципов оздоровительных механизмов ходьбы с палками - все это позволило ей разработать новое направление оздоровительного фитнеса, получившее название ходьбы с палками.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п.
В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.
Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности. Я предлагаю использовать в нашем дошкольном учреждении ходьбу с палками, как вариант наиболее доступного вида оздоровления детей.
Ходьба с палками - это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки нам конечно помогут медицинские работники, которые контролируют физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.
Причины, по которым мы решили использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:
При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.
Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Нордическая ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.
Нордическая ходьба - оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве - достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг - и ты уже идешь к здоровью.
Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:
- Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
- Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
- Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
- Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
- Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Основываясь на них, предлагаю проводить нордическую ходьбу с детьми. Главное положение, на которое опираюсь: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Проводиться ходьба с палками с нашими воспитанниками будет по 2 раза в неделю с каждой группой, начиная со старшего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.
Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагает: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.
Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 85 см. Особое внимание уделяется безопасности обращения с палками, так как они имееют металлический штырь на конце.
Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении .
Занятия начнутся с детьми старшей группы, когда ребята полностью овладеют навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий, на мой взгляд - осенний период.
Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.
Начинали занятие нордической ходьбой с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища.
Например, предлагали поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагали детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего педагог напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.
Продолжительность нордической ходьбы в нашем детском саду - от 20-25 мин в старшей группе детского сада до 30-35 мин в подготовительной группе.
В зимний период года занятия нордической ходьбой будем проводить при температуре воздуха -15-18°С. При температуре воздуха ниже -18°С продолжительность занятий до 15-20 мин. Нордическую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.
При проведении нордической ходьбы обращать внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий нордической ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.
Первыми признаками утомления ребенка при нордической ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают инструктор по физической культуре и воспитатель.
Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,- он становится больше.
У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.
Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело - относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия - одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому наши ребята приобретут умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения - совершенствуется «мышечное чувство».
Проводя работу систематически, у детей появится рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствует развитию правильной координации, движения становятся ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, дети, овладевают правильным двигательным навыком, передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогает развитию динамического равновесия и сформировывает умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.
Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.
Основное в методике обучения детей 5-7 лет - образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.
На первом этапе у воспитанников движения рук и ног будут несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3- 5 шагов. Палки не помогают в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.
На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.
На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию - отталкивание.
Психологической основой обучения нордической ходьбе у наших воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.
В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми будут проводиться различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.
Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводим боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.
При систематическом обучении в нашем детском саду дети к концу сезона думаю,что овладеем правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.
Один из сложных моментов в процессе обучения - умение правильно держать лыжные палки.
Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы на лыжах с палками используются упражнение, при котором дети держат в руках флажки и, скользя на лыжах, попеременно размахивают ими. При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы передвижения, проводится ходьба по учебной дорожке, взявшись за лыжные палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать лыжную палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.
На первых занятиях палки даются на 5-10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада.
Техника поворотов, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.
При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.
Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.
Использование палок способствовало более эффективно:
- Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
- Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
- Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
- Улучшить работу сердца и легких.
- Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
- Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
- Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.
Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Нордическая ходьба».
Благодаря тесному сотрудничеству педагогов нашего сада с семьями воспитанников наблюдается тенденция к снижению заболеваемости 24.3%.
Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.
ГИМНАСТИКА С ПАЛКАМИ
НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА: ИКРЫ, БЕДРА, ЯГОДИЦЫ
Растяжку сгибающей мышцы бедра с опорой на палки.
Обеими руками опереться на палки. Сделать длинный шаг назад. Проконтролировать, чтобы передняя нога стояла вертикально. Почувствуете растяжение около паховых передних мышц бедра.
Растяжка задних мышц бедра с опорой на палки.
Опереться на палки обеими руками и одну ногу вытянуть вперед, немного согнув в колене. Опорная нога должна быть немного согнута, а спину держать прямо. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, спину не сгибать. Вы почувствуете напряжение в задних мышцах бедра. Наклоняясь ниже, напряжение будет чувствоваться сильнее.
Растяжка икр с опорой на палки.
Поставить палки перед собой и всей стопой опереться на палки. Опорную ногу и растягиваемую ногу держать согнутыми в колени. Вынести таз вперед, а палки притянуть к себе. Почувствуете растяжку в икроножных мышцах.
Растяжение передних мышц бедра с опорой на палки.
Наклониться, держась одной рукой за палку. Другой рукой взять стопу согнутой сзади в колене ноги и постараться притянуть пятку к ягодице. Спину держать прямо и колени не разводить. Почувствуете растяжку передних мышц бедра.
ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА:РУКИ, ПЛЕЧИ, ГРУДЬ, СПИНА, БОКА
Вращение палками. Растяжка мышц предплечий, плеч, груди, спины и боковых мышц.
Встать на ширине плеч. Колени немного согнуты. Взять палки с обеих концов и начать выполнять круговые движения от живота к спине. Выполнять упражнение в обратную сторону. Эффект будет больше, если руки держать прямыми.
Растяжка широких мышц спины с наклоном к палкам.
Встать на ширине плеч. Наклониться вперед и согнуть колени. Наклониться на прямых руках к палкам и надавить плечами вниз. Почувствуете растяжку в широких мышцах спины и грудных мышцах.
Растяжка сгибающей мышцы руки Встать на ширине плеч.
Одной рукой отвести палки назад. Руку держать прямой и надавить верхней частью туловища вперед, пока не почувствуете растяжку сгибающей мышцы руки.
Растяжка боков с палками на прямых руках.
Встать на ширине плеч. Вытянуть палки на прямых руках. Выполнять спокойно растяжку боков из стороны в сторону.
Консультация для родителей
«Скандинавская ходьба - путь к здоровью!»
Нордическая или скандинавская ходьба - новомодное увлечение европейцев, предпочитающих здоровый образ жизни. И в зимнюю стужу, и в летнюю жару как на дорожках городских парков, так и на горных тропах популярных курортов можно увидеть людей, совершающих прогулки с лыжными палками в руках, но без лыж. Этот модный вид фитнеса потеснил даже очень популярный еще недавно бег трусцой.
Скандинавская ходьба - ходьба с палками (фин. sauvakävely, от sauva - «палка» и kävely - «ходьба», «прогулка») - это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в середине 90-х годов в Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам, которые использовали лыжные палки в процессе тренировки вне сезона.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, то есть позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме. При оценке эффективности такой ходьбы необходимо использовать физические критерии полезности.
В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид физической активности, обладающий неоспоримыми преимуществами и являющийся очень перспективным направлением физической культуры. Существует несколько причин, по которым можно рекомендовать заниматься скандинавской ходьбой:
Заниматься ходьбой удобно в любое время года;
Подходит всем детям;
Ходьба по любой местности;
Позволяет достичь большого тренировочного эффекта.
Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом:
Способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
Формируют правильную осанку;
Уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;
Содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
Развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
На 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой.
Скандинавская ходьба - это ходьба с использованием специальных палок, которые короче лыжных. Палки выполнены из лёгких и прочных материалов (алюминий, карбон, пластик) и имеют на нижнем конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям - почве, песку, снегу, льду.
Индивидуальный подбор высоты палок для ходьбы является важным этапом в освоении техники ходьбы. От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе.
Перед началом ходьбы надо выполнить комплекс разминочных упражнений с палками, которые помогают мышцам и суставам подготовиться к нагрузке.
Примерный комплекс разминочных упражнений, который можно выполнить непосредственно перед началом ходьбы:
1. И. п. - основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох - и.п. То же самое с левой ноги. 8 раз.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поворот туловища вправо, палки вынести вперёд; выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.
3. И. п. - ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять палки вверх, выдох - наклон туловища вправо. Вдох - палки вверх, выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.
4. И. п. - ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох - и.п. 8 раз.
5. И. п. - пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - присесть, держаться за палки; вдох - и.п. 8 раз.
6. И. п. - основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.
Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь.
Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функциональны и естественны. При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе, но являются более интенсивными. Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага. Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги, тем эффективнее участвуют в движении суставы, мышцы бёдер, грудного отдела, шеи и плеч.
К дыханию при скандинавской ходьбе не предъявляется каких-то очень серьезных и особенных требований, тем не менее некоторые технические моменты следует учитывать. Дышать необходимо через нос, выдыхать - через рот. В течение занятия нужно стараться контролировать дыхание, чтобы оно было по возможности ровным и спокойным. Вдох на 2 шага, выдох - на 3-4. Чтобы повышать натренированность легких, можно использовать проверенные приемы: пение, разговор с собеседником.
После ходьбы необходимо сделать несколько глубоких вдохов, упражнения на релаксацию.
Скандинавская ходьба с палками является перспективным и эффективным средством для отдыха, физической нагрузки и релаксации, а значит и благотворно скажется на вашем здоровье и здоровье вашего ребенка.
Здоровья вам, вашим детям и приятной ходьбы!
Цели:
Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
Повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
Задачи:
- укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;
Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;
Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска
Программа работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей 6-7 лет и родителей (законных представителей)
Подготовил:
Инструктор по физкультуре
МБДОУ №13 «Колокольчик»
Г. Южно-Сахалинска
Е.В. Бурикова
г. Южно-Сахалинск
2015г.
Актуальность проблемы
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена эта проблема и в нашем МБДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группе в 2014г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием). С 2015 года в ДОУ поступило 12% детей с низким иммунитетом, ранее не посещавших детский сад.
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.
Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и родителей.
В основу работы клуба положены:
Нормативно-правовые документы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
- Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
- СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13
- Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139
Что такое скандинавская ходьба
? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:Улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;
Активизирует процессы обмена веществ;
Укрепляет мышцы туловища;
Уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;
Оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;
Повышает стрессоустойчивость организма.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.
При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!
Принципы использования скандинавской ходьбы с палками:
принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);
принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);
принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);
принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);
принцип систематичности и регулярности.
Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует н успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Основные цели и задачи работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.
Цели:
Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
Повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
Задачи:
- укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;
Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;
Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Пояснение.
Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей.
Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.Структура работы
I этап – подготовительный
Месяц | Мероприятие | Пояснение |
Июнь 2015 | Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей)) | Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см. |
Август 2015 | Разработка комплекса подготовительных упражнений. | В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки |
Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность) | Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе. |
|
Август 2015 | Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями(законными представителями). | Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»: Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: -Дыхание – основа жизни (врач – реабелитолог); -Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду». |
Август 2015 | Разработка основных маршрутов для ходьбы. | Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада. Маршрут №3. На территории лесополосы городского парка, по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом. Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема. |
Июнь-июль 2015 | Разработка комплексов занятий | 1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4 занятия – закрепление разученного). Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть –разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада. |
Июнь –июль 2015 | Разработка учебного плана | Количество занятий: В неделю - 1, В месяц - 4. В год – 48. Количество часов: в день - от 15 до 30 мин.; в месяц - до 2 часов. |
II этап. План работы с детьми 6-7 лет по обучению скандинавской ходьбе.
Месяц | Комплекс ОРУ и разминочные упражнения | Техника | Общая дозировка занятия | Метраж | Маршрут движения |
|
Сентябрь | № 1 (приложение № 1) | Тянем палки за собой | 15 мин | |||
Октябрь | №2 (приложение №1) | Обучение попеременному шагу | 20 мин | 200– 300 метров | Маршрут №1 |
|
Ноябрь | №3 (приложение №1) | Закрепление попеременного шага. | 30 мин | 400-500 метров | Маршрут №1 |
|
Декабрь | №4 (приложение №1) | Обучение одновременному шагу | 20 мин | 300 метров | Маршрут №1 |
|
Январь | № 1 (приложение № 1) | Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага | 25 мин + 10 мин(до места и обратно) | 600 метров | Маршрут №2 |
|
Февраль | №2 (приложение №1) | Повторение одновременного и попеременного шагов. | 700 метров | Маршрут №2 |
||
Март | №3 (приложение №1) | Обучение подъему шагом «елочка» Повторение одновременного и попеременного шагов | 25 мин + 10 мин до места и обратно | 400 метров | Маршрут №2 |
|
Апрель | №4 (приложение №1) | Закрепление подъема шагом «елочка» Повторение попеременного шага | 30 мин | 500-600 метров | Маршрут №3 (доставка до места автотранспортом ) |
|
Май | №1 (приложение №1) | Повторение подъема «елочка» и одновременного шага. | 400 метров | Маршрут №2 |
||
Июнь | №2 (приложение №1) | Обучение подъема «лесенка» Повторение одновременного шага и подъем «елочка» | 25 мин + 10 мин. до места и обратно | 300 метров | Маршрут №2 |
|
Июль | №3 (приложение №1) | Закрепление подъема «лесенка» повторение одновременного шага | 30 мин | 600 метров | Маршрут №3 (доставка детей до места автотранспортом) |
|
Август | №4 (приложение №1) | Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут. | 25 мин + 10 мин. до места и обратно | 500 метров | Маршрут №2 |
План работы с родителями воспитанников
Месяц | Мероприятие | |
Сентябрь | Заседание клуба № 1 | Знакомство родителей (законных представителей) со скандинавской ходьбой. История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». |
Мастер - класс | Техника ходьбы с палками. |
|
Январь | Заседание клуба №2 | Анализ уровня развития двигательных навыков детей, приобретенных на занятиях (тренировках) скандинавской ходьбы. Консультация врача – реабелитолога: Дыхание – основа жизни. |
Выставка | Литература: 1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012. 2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013. 3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015. 4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010. |
|
Апрель | Заседание клуба №3 | |
Август | Заседание клуба № 4 | Заключительный праздничный маршрут. Итоги работы клуба. |
Один раз в месяц | Совместная тренировка | В соответствии с запланированным маршрутом |
III этап. Подведение итогов работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет:
Умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
Рационализация наклона тела;
Правильная координация, ускорение передвижения;
Перекрестная работа рук и ног;
Согласованность движения рук и ног;
Наличие толчка палками;
Умение анализировать и контролировать свои действия;
Осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
Наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
Ожидаемый результат:
- Сокращение числа ЧБД в подготовительной к школе группе с 20% до 15%
- Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
- Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
- Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
- Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Педагогический проект «Скандинавская ходьба» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 101 комбинированного вида» «Улыбка» Длительность проекта: долгосрочный (2014-2016) Проект подготовили: инструктор по ФИЗО Боршова Мария Юрьевна инструктор по ЛФК Мартынова Елена Сергеевна
Этап первый: Выбор темы С каждым годом растёт количество детей, страдающих различными заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой: можно заниматься в любое время года; подходит всем детям; можно ходить на любой местности; позволяет достичь большого тренировочного эффекта.
Йога Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воздушного закаливания Формирование правильной осанки
Детский фитнес Направленное развитие всех двигательных качеств детей Развитие двигательных способностей и эмоционально- волевой сферы. Профилактика нарушений ОДА (стопа, осанка)
Скандинавская ходьба Поддержит тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела Тренирует около 90% всех мышц тела ребенка Улучшает работу сердца и легких Помогает детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий Уменьшает при ходьбе давление на колени и суставы
Актуальность темы Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определённые требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.
Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья дошкольников Задачи проекта: Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
Ожидаемый результат Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре. Улучшение внутрисемейной атмосферы.
Этап второй: «Сбор сведений» анкетирование родителей; ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы; помещение информации в родительский уголок.
Консультация для родителей на тему «Скандинавская ходьба»
Этап третий: «Разработка проекта» Взаимосвязь Скандинавская ходьба Дети Воспитатели Родители ЛФК Психолог Физическая культура Бассейн
Этап четвертый: «Реализация проекта» Месяц Техника Длит. занятия Метраж Проводится 1 раз в неделю Сентябрь Обучение координации движений ног и рук с палками 15 мин Октябрь Обучение правильной постановке палок 15 мин Ноябрь Учимся отталкиваться при помощи палок 15 мин Декабрь Обучение попеременному шагу 20 мин 200 – 300 м Январь Закрепление попеременного шага 30 мин 400- 500 м Февраль Обучение одновременному шагу 20 мин 200 -300 м Март Закрепление одновременного шага 30 мин 400 – 500 м Апрель Повторение попеременного и одновременного шага 30 мин 500 м Май Заключительный праздничный маршрут 35 мин 700 м
Формы работы с детьми умение правильно держать и ставить палки; обучение правильному дыханию; обучение разными видам шагов; закрепление изученного материала.
Этап пятый: «Заключительный» Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании диагностики индивидуального развития дошкольников 52% 13% 18% 28% 30% 59% Уровень физической подготовки дошкольников
Анализ проделанной работы У детей которые посещали все занятия по физической культуре, ЛФК, бассейн и скандинавскую ходьбу: Наблюдается тенденция к снижению общей заболеваемости на 24,3%; Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовленностью (с 52% до 13%); Повысилось количество детей со средним (с 18% до 28%) и высоким (с 30% до 59%) уровнем физ.подготовки.
Перспективы: Запланировать разработку и реализацию практических занятий по скандинавской ходьбе в других группах детского сада Углубить знания детей о скандинавской ходьбе Разработать занятия, способствующие более быстрому освоению скандинавской ходьбы
Родители часто задаются вопросом о выборе подходящего вида спорта для ребенка. При этом важно не навредить хрупкому детскому организму, обезопасить малыша от травм и несчастных случаев. С недавнего времени родители и педагоги предпочитают скандинавскую ходьбу – увлекательный вид любительского спорта, набирающий популярность по всему миру.
Легко, удобно, комфортно
Техника нордической ходьбы (финской или северной, Nordic Walking, «нордик») предельно проста и понятна даже детям, поскольку основана на принципах обычной ходьбы. Основное отличие состоит в том, что для занятий необходимо использовать специальной конструкции. При передвижении они служат опорой всему туловищу, и на них можно опираться во время отдыха. Для занятий потребуются минимальные расходы:
- удобная одежда, обувь, сумка для личных предметов;
- правильно выбранные по размеру палки;
- не нужно посещать платные спортзалы;
- нет необходимости в дорогостоящем инвентаре.
Тренировки проходят в форме веселых непринужденных прогулок, которые можно совершать в любом месте – городских парках, тротуарах, загородных зонах отдыха. В отличие от силовых видов спорта, северная ходьба не вызывает переутомления, усталости, физического истощения. Напротив, можно одновременно шагать и вести беседу, смеяться и отдыхать, изменять темп, ритм, длину шага. Занятия проходят в комфортной обстановке, доставляют неподдельную радость и удовольствие.
Польза для здоровья
Несмотря на простоту, скандинавская ходьба обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Специальная техника передвижения заставляет работать практически все мышцы. Грамотно подобранные условия тренировки (продолжительность, интенсивность, регулярность) устраняют симптомы стресса, нервного напряжения, поддерживают мышечный тонус. Уже с первых занятий «нордиком» у детей наблюдаются положительные результаты:
- коррекция осанки, изменение походки;
- правильное дыхание, улучшение вентиляции легких;
- закаливание организма, повышение иммунитета;
- устранение признаков сколиоза (начальной стадии);
- развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики;
- тренировка выносливости, дисциплины, волевых качеств;
- профилактика плоскостопия, проблем с суставами;
- воспитание самостоятельности, инициативы;
- приобщение к спорту и полезному времяпровождению;
- планирование времени, досуга, отдыха;
- психо-эмоциональное и душевное равновесие.
Скандинавская ходьба предполагает применение разной техники, включая разминочные упражнения с палками. Это формирует навыки согласованного движения конечностей и управления телом. Малыши быстро усваивают теоретический и практический материал, уверенно и твердо шагают не только в процессе тренировки, но и ежедневном быту. Ходьба с успехом устраняет последствия неподвижного образа жизни школьника – апатию, депрессию, стресс, гиподинамию, заторможенность.
Выбор инвентаря
Бесспорное преимущество скандинавской ходьбы в том, что занятия подходят всем людям, независимо от физической подготовленности, возраста, состояния здоровья. Немаловажную роль в пользе тренировок играет правильно выбранный инвентарь – специальные детские палки. При их покупке учитывают:
- длину палки рассчитывают умножением роста ребенка на коэффициент 0,68;
- инвентарь должен быть легким, но прочным и устойчивым;
- лучший выбор – телескопические модели с регулируемой длиной;
- палки с фиксированной длиной более прочные, устойчивые к износу;
- форма рукоятки должна быть удобной, по размеру ладошки ребенка;
- темляки должны соответствовать размеру запястья и не натирать.
Противопоказаний к ходьбе для взрослых и детей практически не имеется. Занятия потребуется отложить лишь во время острых инфекционных, вирусных заболеваний и обострения имеющихся хронических недугов. Во всех остальных случаях ходьба только принесет пользу при условии грамотных тренировок.
Особенности занятий
Любые физические упражнения благотворно сказываются на эмоциональном и физиологическом состоянии человека. Дети особенно чувствительны к этому фактору. После первых занятий скандинавской ходьбой ребята становятся подвижными, активными, сообразительными, ловкими, веселыми. Не стоит забывать об особом режиме детских тренировок:
- занятия проводятся на свежем воздухе;
- первые тренировки длятся не более 10 или 15 минут;
- палки в первое время выдаются на 5-10 минут;
- регулярность – с 1-го раза и до 3-х раз в неделю;
- привлекаются дети средней возрастной группы (с 5 лет);
- лучший сезон для начала занятий – ранняя осень;
- игровая форма с эмоциональными упражнениями;
- правильный подбор физических нагрузок;
- чередование ходьбы с перерывами и играми;
- постепенное наращивание интенсивности нагрузки;
- индивидуальный подход для каждого ребенка;
- заинтересовать малыша интересными упражнениями.
Лучшие результаты наблюдаются у детей, если они занимаются в компании – специальной детской секции, сверстниками по группе или классу, друзьями или членами семьи. Такие тренировки укрепляют здоровье, формируют жизненно важные понятия о товариществе, личной ответственности, способствуют социальной адаптации. Занятия с родителями особенно важны – совместные прогулки создают условия для укрепления дружеских, доверительных, теплых семейных отношений.