Бинокулярное зрение - восприятие окружающих предметов двумя глазами (от лат. bi - два, осulus - глаз) - обеспечивается в корковом отделе зрительного анализатора благодаря сложнейшему физиологическому механизму зрения - фузии, т. е. слиянию зрительных образов, возникающих отдельно в каждом глазу (монокулярное изображение), в единое сочетанное зрительное восприятие.
Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам (рис. 4.17). В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения - диплопия.
Бинокулярное зрение формируется постепенно и достигает полного развития к 7-15 годам. Оно возможно лишь при определенных условиях, причем нарушение любого из них может стать причиной расстройства бинокулярного зрения, вследствие чего характер зрения становится либо монокулярным (зрение одним глазом), либо одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.
Основной качественной характеристикой бинокулярного зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета, позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения (на 0,1-0,2 и более).
При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смещаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например трудно попасть концом нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п. Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.
Для формирования нормального (устойчивого) бинокулярного зрения необходимы следующие условия:
- Достаточная острота зрения обоих глаз (не менее 0,4), при которой формируется четкое изображение предметов на сетчатке.
- Свободная подвижность обоих глазных яблок. Именно нормальный тонус всех двенадцати глазодвигательных мышц обеспечивает необходимую для существования бинокулярного зрения параллельную установку зрительных осей, когда лучи от рассматриваемых предметов проецируются на центральные области сетчатки. Такое положение глаз обеспечивает ортофорию (греч. optos - прямой, foros - несущий). В природе ортофория наблюдается достаточно редко, в 70-80 % случаев встречается гетерофория (греч. geteros - другой), считающаяся проявлением скрытого косоглазия. Это состояние обоих глаз характеризуется тем, что в покое они могут принимать такое положение, при котором зрительная ось одного глаза отклоняется или кнутри (эзофория), или кнаружи (экзофория), или кверху (гиперфория), или книзу (гипофория). Причиной гетерофории считается неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц, т. е. мышечный дисбаланс. Однако в отличие от явного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение благодаря существованию фузионного рефлекса. В ответ на появление физиологического двоения из коры головного мозга поступает сигнал, мгновенно корригирующий тонус глазодвигательных мышц, и два изображения предмета сливаются в единый образ. Патология глазодвигательного аппарата является одной из основных причин утраты бинокулярного зрения. Степень гетерофории, выражаемая в призменных диоптриях, определяется величиной отклонения зрительной линии одного из глаз от точки фиксации.
- Равные величины изображений в обоих глазах - изейкония. Следует отметить, что при неравенстве величин изображений (анизейко-ния) 1,5-2,5 % возникают неприятные субъективные ощущения в глазах (астенопические явления), а при анизейконии 4-5 % и более бинокулярное зрение практически невозможно. Разные по величине изображения возникают при анизометропии - разной рефракции двух глаз.
- Нормальная функциональная способность сетчатки, проводящих путей и высших зрительных центров.
- Расположение двух глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного глаза во время травмы, а также в случае развития воспалительного или опухолевого процесса в орбите нарушается симметричность совмещения полей зрения, утрачивается стереоскопическое зрение.
Существует несколько простых способов определения бинокулярного зрения без использования приборов.
Первый заключается в надавливании пальцем на глазное яблоко в области век, когда глаз открыт. При этом появляется двоение, если у пациента имеется бинокулярное зрение. Это объясняется тем, что при смещении одного глаза изображение фиксируемого предмета переместится на несимметричные точки сетчатки.
Второй способ - опыт с карандашами, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бипокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач - другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача.
Третий способ - проба с "дырой в ладони". Одним глазом пациент смотрит вдаль через свернутую из бумаги трубочку, а перед вторым глазом помещает свою ладонь на уровне конца трубочки. При наличии бинокулярного зрения происходит наложение изображений и пациент видит в ладони отверстие, а в нем предметы, видимые вторым глазом.
Четвертый способ - проба с установочным движением. Для этого пациент сначала фиксирует взгляд обоими глазами на близко расположенном предмете, а затем один глаз закрывает ладонью, как бы "выключая" его из акта зрения. В большинстве случаев глаз отклоняется к носу или кнаружи. Когда глаз открывают, он, как правило, возвращается на исходную позицию, т. е. совершает установочное движение. Это свидетельствует о наличии у пациента бинокулярного зрения.
Для более точного определения характера зрения (монокулярное, одновременное, неустойчивое и устойчивое бинокулярное) в клинической практике широко используют аппаратные методы исследования, в частности общепринятую методику Бе-лостоцкого - Фридмана с применением четырехточечного прибора "Цветотест ЦТ-1 (Россия). На его экране светятся четыре точки: белая, красная и две зеленые. Обследуемый смотрит через очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым. В зависимости от того, какие ответы выдает пациент, находясь на расстоянии 5 м, можно точно установить наличие или отсутствие у него бинокулярного зрения, а также определить ведущий (правый или левый) глаз.
С целью определения стереоскопического зрения часто применяют "Fly"-стереотест (с изображением мухи) фирмы "Titmus Optical" (США). Для установления величины анизейконии используют фазоразделительный гаплоскоп. В ходе исследования пациенту предлагают объединить два полукруга в полный бесступенчатый круг, меняя величину одного из полукругов. За величину имеющейся у пациента анизейконии принимают процентное отношение величины полукруга для правого глаза к величине полукруга для левого глаза.
Аппаратные методы исследования стереоскопического зрения широко используют в детской практике при диагностике и лечении косоглазия.
Страница 6
Зрение двумя глазами позволяет видеть предмет с разных сторон, т. е. осуществлять объемное зрение. Экспериментально доказано, сто при видении одним глазом картина с 10 м кажется плоской (при базе – расстояние между крайними точками зрачка, – равной диаметру зрачка). Глядя двумя глазами, мы видим плоской картину с 500 м (база – расстояние между оптическими центрами хрусталиков), т. е. можем на глаз определить размеры предметов, какой и на сколько ближе или дальше.
Для увеличения этой способности надо увеличить базу, это осуществляется в призматическом бинокле и в разного рода дальномерах (рис. 24).
Но, как все на свете, даже такое совершенное создание природы, как глаз, не лишено недостатков. Во-первых, глаз реагирует только на видимый свет (и при этом с помощью зрения мы воспринимаем до 90% всей информации). Во-вторых, глаз подвержен многим заболеваниям, самым распространенным из которых является близорукость – лучи сводятся ближе сетчатки (рис. 25) и дальнозоркость – резкое изображение за сетчаткой (рис. 26).
Рис.25. Рис.26.
В обоих случаях на сетчатке создается нерезкое изображение. Оптика позволяет помочь этим недугам. В случае близорукости надо подобрать очки с вогнутыми линзами соответствующей оптической силы. При дальнозоркости, наоборот, надо помочь глазу свести лучи на сетчатке, очки должны быть выпуклыми и тоже соответствующей оптической силы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Отражаясь от зеркала гальванометра, луч света попадает на нулевое деление шкалы, расположенной на расстоянии 5 м от него. При измерениях «зайчик» остановился на расстоянии 20 см от нулевого деления (шкала имеет радиус кривизны 5 м). На какой угол повернулось зеркало?
α1=β1; α2=β2.
Угол между падающим на зеркало лучом и лучом, отраженным на шкалу, равен 2α1 или 2α2. Угол между отраженными на шкалу лучами 2α2-2α1=l/L. Следовательно,
рад.
Водолаз, стоящий на дне реки, видит отражение от поверхности воды ближайшего предмета, лежащего на дне, на расстоянии 9,4 м. Определить глубину реки, если расстояние от дна до глаз водолаза 1,75 м.
Как видно из рисунка, tgi = (l + L)/(2h); tgi = l/ho, следовательно,
h = (l + L)/(2tgi) = (hotgi + L)/(2tgi) = ho/2 + L/(2tgi).
Угол i предельный: i = 1/n = 1/1,33 = 0,752; находим 48o40" и tgi = 1,14, значит,
.
Луч света внутри трехгранной стеклянной призмы с преломляющим углом 60о и показателем преломления 1,7 идет параллельно основанию. Найти угол отклонения луча.
sin i /sin r=n21; n21=1/n12.
Угол, образованный перпендикулярно к преломляющим граням, равен β = 180о – φ = 120о.
В равнобедренном треугольнике ADB углы при основании r и i1 в сумме равны 180о – β = 60о; каждый из них r = i1 = 30o. Внешний по отношению к треугольнику AMB угол f равен сумме двух других углов этого треугольника: f = i – r + r1 – i1. Но r = i1, следовательно, f = i + r1 – 2r.
По определению показателя преломления sin i/sin r = n и sin i1/sin r1 = 1/n, откуда sin i = n sin r и sin r1 = n sin i1 = sin i; значит, i = r1/.
r = (180o – 180o + φ)/2 = φ/2.
Тогда sin i = n sin (φ/2) = 1,7 * sin 30o = 0,85 и i = 58o. Искомый угол f = 2(i – r) = =2(58o – 30o) = 56o.
Расстояние между предметом и экраном равно 2 м. Собирающая линза помещена так, чтобы на экране было шестикратно увеличенное резкое изображение предмета. На какое расстояние нужно передвинуть линзы (не сдвигая ни экран, ни предмет), чтобы на экране было резкое половинное изображение?
По определению линейного увеличения k1=f1/d1; k2=f2/d2. Из рисунка k1d1=l – d1; d1 (k1 + 1) = l и d1 = l/(k1 + 1).
Аналогично d2 = l/(k2 + 1).
Искомое расстояние
Для определения фокусного расстояния рассеивающей линзы между предметом и экраном расположенными на расстоянии 1,71 м, помещают исследуемую линзу на расстоянии 20 см от предмета; между рассеивающей линзой и экраном помещают собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,3 м. Перемещая эту линзу, добиваются четкого изображения предмета на экране. При этом расстоянии от собирающей линзы до экрана оказывается равным 40 см. Найти фокусное расстояние рассеивающей линзы.
Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами - страница №1/1
План занятия 7.
Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами.
Стереоскопическое зрение. Стереоскоп.
Инерция зрения как свойство глаза, на котором основано кино.
Цветовое зрение.
Зрительные иллюзии.
Послеобразы.
Бинокулярность. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.
Объемное восприятие окружающего позволяет измерять расстояние на глаз – чем больше угол между лучами, идущими в правый и левый зрачки, тем предмет ближе. Бинокулярность может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз.
При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.
схема стереоскопа
Инерция зрения - это запаздывание нашей зрительной реакции относительно реально движущегося предмета, а также эффект сглаживания его рывков при условии, что их частота не менее, чем 16 актов в секунду. Визуальная непрерывность - это главный эффект, вызывающий интерес к проблеме инерции зрения. Кинематограф нам это убедительно доказал, а современные визуальные технологии - тем более. Если, например, на одном и том же экране монитора изображение исчезнет и в тот же момент появится в другом его месте, то у вас возникнет иллюзия, что изображение «перелетело». То есть вы как бы увидите его быстрый полёт. Этот эффект основан на том, что опираясь на предыдущий опыт, наше сознание синтезирует последовательную динамику даже несуществующего перемещения, поскольку мгновенный перескок противоречит естественному положению дел (телепортации в природе не бывает, а мониторы или прочие экраны по эволюционным меркам появились сравнительно недавно). Данное явление наиболее широко используется в кинематографе, поскольку достаточно быструю подачу отрывочных кадров наше сознание превращает в мягкую непрерывную динамику. Оптимальная частота кадров просто совпадает с частотой нашей внутренней реставрации при зрительном восприятии, и тогда мы видим, как будто и впрямь изображение не прерывается, не скачет, а идёт плавно, согласно нашему обыденному жизненному опыту. Опыт для нашего восприятия играет существенную роль, так как сознание производит свой синтез целых динамичных картин по отдельным поступающим впечатлениям. И это также используется в искусстве фокусника, который сначала показывает нам нормальное и последовательное поведение предмета, а затем совершает с ним действие, противоречащее нашему обыденному опыту. В результате этого мы видим лишь нами же созданную, то есть иллюзорную ситуацию, при которой предмет якобы продолжал всё также двигаться в поле нашего зрения (хотя объективно его там уже не было), а затем его почему-то не стало и для нас. И, так называемая, инерция зрения, и иллюзии от фокусника - всё это явления, создаваемые эффектом поведенческого динамического синтеза нашего сознания при восприятии нашего образного сознания, дополняющего отрывочные впечатления до целой и непрерывной картины на основе нашего же предыдущего опыта.
Цветов о е зр е ние, цветное зрение, цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Видимая часть спектра включает излучения с разной длиной волны, воспринимаемые глазом в виде различных цветов.
Зрительные иллюзии
(обманы зрения), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения человек зачастую не вполне правильно оценивает размер, форму или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Кроме того, к разряду зрительных иллюзий относят не только систематические ошибки восприятия, но и множество изобретенных людьми впечатляющих зрительных эффектов, в основе которых лежат фундаментальные свойства зрительных механизмов, а не их недостатки. Таким образом, большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинств. Параллельны ли линии и буквы?
Послеобраз - остаточное явление, возникающее после рассмотрения какого - либо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются из - за их стирания саккадическими движениями - глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта.
Лабораторная работа: Определение размеров слепого пятна глаза.
Слепо́е пятно́ (оптический диск) - имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы. Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном.
Обнаружение слепого пятна
Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.
Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.
Закройте левый глаз и правым глазом посмотрите на левый крестик
Для определения границ "слепого" пятна правого глаза необходимо взять в левую руку школьную линейку длиной 25-30 см, установить ее на уровне глаз, на расстоянии 60 см от правого глаза, прикрыть левый глаз и смотреть правым глазом на начальную, нулевую, отметку линейки. Указательный палец правой руки нужно двигать по линейке в сторону ее нулевой отметки. Боковым зрением правого глаза, не отводя взгляда от нулевой отметки, пытаются заметить момент исчезновения и появления кончика пальца. Если эти границы равны 18 и 12 см, то "слепое" пятно не расширено (в норме 12-18°). По этому же принципу с достаточной точностью можно проверить и другие границы поля зрения в градусах без градусной шкалы. Для этого достаточно воспользоваться линейкой длиной 60 см.
Кроме того можно провести опыт с "исчезновением" пальца. Опыт поможет наглядно определить положение "слепого" пятна в поле зрения вашего правого глаза. Для этого нужно прикрыть рукой левый глаз, пальцы правой руки сложить "пистолетом" и расположить руку так, чтобы концы указательного и большого пальцев были на одной горизонтальной линии. Правым глазом нужно смотреть на кончик указательного пальца и, сохраняя положение пальцев, медленно отодвинуть руку. При этом можно заметить, что изображение большого пальца исчезает из поля зрения. Исчезновение изображения большого пальца объясняется попаданием его в область "слепого" пятна поля зрения.
Фотография успела сделаться в нашем быту столь привычной, что мы и не представляем себе, как обходились без нее наши предки, даже и не очень отдаленные. В "Записках Пиквикского клуба” Диккенс забавно рассказывает, каким образом запечатлевали внешность человека в государственных учреждениях Англии лет сто назад. Действие происходит в долговой тюрьме, куда привели Пиквика.
Пиквику сказали, что он должен посидеть, пока с него снимут портрет.
" – Снимут с меня портрет! – воскликнул м-р Пиквик.
– Образ ваш и подобие, сэр, – отвечал дюжий тюремщик. – Мы ведь мастера портреты снимать, было бы вам это известно. Не успеете повернуться, и рисунок будет готов. Сядьте, сэр, и будьте как дома.
Повинуясь приглашению, м-р Пиквик сел, и тогда Самуэль (слуга Пиквика) шепнул ему на ухо, что выражение "снимать портрет” должно понимать здесь в фигуральном смысле:
– Это значит, сэр, что тюремщики станут присматриваться к вашему лицу, чтобы отличать вас от посетителей.
Сеанс начался. Толстый тюремщик беспечно посматривал на м-ра Пиквика, тогда как его товарищ стал напротив нового арестанта и устремил на него пристальный взгляд. Третий джентльмен остановился перед самым носом м-ра Пиквика и принялся изучать его черты с напряженным вннманием.
Наконец, портрет был снят, и м-ру Пиквику сказали, что он может идти в тюрьму”.
Еще ранее роль таких "портретов”, запечатлеваемых памятью, играл перечень "примет”. Помните, в "Борисе Годунове” Пушкина описание Григория Отрепьева в царском указе: "А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая”? В наши дни просто прилагается фотокарточка,
Чего многие не умеют?
Фотография проникла к
нам в сороковых годах прошлого века сначала в виде так называемой
"дагерротипии” [По имени изобретателя этого способа – Дагерра.] – снимков на
металлических пластинках. Неудобство этого способа светописи состояло в том,
что приходилось позировать перед аппаратом довольно долго – десятки
минут…
"Мой дед, – рассказывал ленинградский
физик, проф. Б. П. Вейнберг, – просидел перед фотографической камерой,
чтобы получился с него один и притом неразмножаемый дагерротип, – сорок
минут!”.
Но все же возможность получать портреты
без участия художника представлялась настолько новой, почти чудесной, что
публика не скоро привыкла к этой мысли. В старинном русском журнале (1845 г.)
рассказан по этому поводу забавный случай:
"Многие
еще до сих пор не хотят верить, что дагерротип мог действовать сам. Один весьма
почтенный человек пришел заказать свой портрет. Хозяин (т.е. фотограф. –
Я. П.
) усадил его, приладил стекла, вставил дощечку,
посмотрел на часы и вышел. Пока хозяин был в комнате, почтенный человек сидел
как вкопанный; но лишь только хозяин вышел за дверь, господин, желавший иметь
свой портрет, не счел нужным сидеть смирно, встал, понюхал табаку, осмотрел со
всех сторон дагерротип (аппарат), приставил глаз к стеклу, покачал головой,
проговорил "хитрая штука” и начал прохаживаться по комнате.
Хозяин возвратился и, с изумлением остановившись у
двери, воскликнул:
– Что вы делаете? Ведь я
вам сказал, чтобы вы сидели смирно!
– Ну, я
сидел. Я только встал, когда вы ушли.
– Тогда
и надо было сидеть.
– Зачем же я буду сидеть
напрасно?”
Вам кажется, читатель, что теперь мы
далеки от всяких наивных представлений о фотографии. Однако и в наше время
большинство людей не освоилось еще вполне с фотографией, н, между прочим, мало
кто умеет
смотреть
на готовые снимки. Вы думаете, нечего тут
и уметь: взять снимок в руки н смотреть на него. Но это вовсе не так просто:
фотографические снимки принадлежат к тем предметам обихода, с которыми, при
всей их распространенности, мы не умеем правильно обращаться. Большинство
фотографов, любителей и профессионалов, – не говоря уже об остальной
публике, – рассматривают снимки
не совсем так, как
надо.
Почти столетие известно искусство фотографии, и тем не менее
многие не знают, как, собственно, следует рассматривать фотографические снимки.
Искусство рассматривать фотографии
Рис. 120. Каким кажется
палец левому и правому глазу, если держать руку недалеко от лица.
По устройству своему фотографическая камера – большой
глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от расстояния между
объективом и снимаемыми предметами. Фотографический аппарат закрепляет на
пластинке перспективный вид, который представился бы нашему глазу (заметьте –
одному
глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда
следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление,
как и от самой натуры, мы должны:
1) рассматривать
снимок
только одним глазом
и
2)
держать снимок
в надлежащем расстоянии от глаза.
Нетрудно
понять, что, рассматривая снимок
двумя
глазами, мы неизбежно
должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину.
Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения. Когда мы
рассматриваем телесный предмет, па сетчатках наших глаз получаются изображения
неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому (рис.
120). Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того,
что предметы представляются нам телесными: сознание наше сливает оба
неодинаковых впечатления в один
рельефный
образ (на этом,
как известно, основано устройство стереоскопа). Иное дело, если перед нами
предмет плоский, например поверхность стеньг, оба глаза получают тогда вполне
тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком
плоскостного протяжения предмета.
Теперь ясно, в
какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы
навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина!
Когда мы предлагаем
обоим
глазам снимок, предназначенный
только для
одного
, мы мешаем себе видеть то, что должна дать
нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотографической
камерой, разрушается этим промахом.
На каком расстоянии надо держать фотографию?
Столь же важно и второе
правило – держать снимок
в надлежащем расстоянии
от глаза; в
противном случае нарушается правильная перспектива. Каково же должно быть это
расстояние? Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем
же углом зрения, под каким объектив аппарата "видел” изображение на матовом
стекле камеры, или, что то же самое, под каким он"видел” снимаемые предметы
(рис. 121). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние,
которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько
раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо
держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной
длине объектива.
Если мы примем во внимание, что в
большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12 – 15 см, [В
последующем тексте автор имеет в виду фотоаппараты таких типов, которые были
распространены в период создания "Занимательной физики”.
Прим.
ред.
] то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на
правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза
(25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на
стене, – их рассматривают с еще большего расстояния.
Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего
зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить
себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при
правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12 –
15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в
котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.
Рис. 121. В
фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2.
Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве
случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических
снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто
напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем
своего глаза в надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на
изображение, предназначенное только для одного.
Странное действие увеличительного стекла
Близорукие люди, как мы
сейчас объяснили, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как
быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень
близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок
через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести
указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как
фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом
впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого
расстояния, – огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии
почти заменяет эффекты стереоскопа.
Теперь
становится понятным, почему фотоснимки часто приобретают рельефность, если
смотреть на них одним глазом в увеличительное стекло. Факт этот общеизвестен.
Но правильное объяснение явления приходится слышать редко.
Один из рецензентов "Занимательной физики” писал мне по
этому поводу:
"В следующем издании рассмотрите
вопрос: отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной? Мое мнение,
что все сложное объяснение стереоскопа не выдерживает критики. Попробуйте
смотреть в стереоскоп одним глазом: рельефность сохраняется вопреки
теории”.
Читателям, конечно, ясно теперь, что
теория стереоскопа нисколько этим фактом не колеблется.
На том же основан любопытный эффект так называемых
"панорам”, продающихся в игрушечных магазинах. В этих маленьких приборах
обыкновенный снимок ландшафта или группы рассматривается через увеличительное
стекло одним глазом. Этого уже достаточно для получения рельефа; иллюзию
обыкновенно усиливают еще тем, что некоторые предметы переднего плана
вырезаются отдельно и помещаются впереди фотографии; глаз наш очень
чувствителен к рельефности ближайших предметов и не столь восприимчив к более
далеким рельефам.
Увеличение фотографий
Нельзя ли изготовлять
фотографии так, чтобы
нормальный
глаз мог правильно
рассматривать их, не прибегая к стеклам? Вполне возможно, – для этого
достаточно только пользоваться камерами с длиннофокусными объективами. После
сказанного раньше понятно, что снимок, полученный при помощи объектива с 25 –
30-сантиметровым фокусным расстоянием, можно рассматривать (одним глазом) на
обычном расстоянии – он покажется достаточно рельефным.
Можно получать и такие снимки, которые не будут казаться
плоскими при рассматривании даже двумя глазами с большого расстояния. Мы уже
говорили, что когда оба глаза получают от какого-либо предмета два
тождественных изображения, сознание сливает их в одну плоскую картину. Но эта
склонность быстро ослабевает с увеличением расстояния. Практика показывает, что
снимки, полученные с помощью объектива с 70-сантиметровым фокусным расстоянием,
могут быть непосредственно рассматриваемы обоими глазами, не утрачивая
перспективности.
Необходимость располагать
длиннофокусным объективом опять-таки представляет неудобство. Поэтому укажем и
другой способ: он состоит в том, что
увеличивают
снимок,
полученный обыкновенным аппаратом. При таком увеличении соответственно
удлиняется и правильное расстояние, с какого нужно снимок рассматривать. Если
фотографию, снятую 15-сантиметровым объективом, увеличить в 4 или 5 раз, то
этого уже достаточно для получения желаемого эффекта: увеличенную фотографию
можно рассматривать обоими глазами с расстояния 60 – 75 см. Некоторая неясность
снимка не мешает впечатлению, так как с большого расстояния она малозаметна. В
смысле же рельефности и перспективности снимок несомненно выигрывает.
Лучшее место в кинотеатре
Частые посетители
кинотеатров заметили, вероятно, что некоторые картины отличаются необыкновенной
рельефностью: фигуры отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что
забываешь даже о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или
живых артистов на сцене.
Такая рельефность
изображений зависит не от свойства самой ленты, как часто думают, а от места,
где помещается зритель. Кинематографические снимки хотя и производятся с
помощью весьма короткофокусных камер, но проектируются на экран в сильно
увеличенном виде, – раз в сто, – так что их можно рассматривать двумя
глазами с большого расстояния (10 см * 100 = 10 м). Наибольшая рельефность
наблюдается тогда, когда мы смотрим на картины под тем же самым углом, под
каким аппарат "смотрел” на свою натуру при съемке. Тогда перед нами будет
естественная перспектива.
Как же найти расстояние,
отвечающее такому наивыгоднейшему углу зрения? Для этого нужно выбрать место,
во-первых, против середины картины, а во-вторых, на таком расстоянии от экрана,
которое во столько же раз больше ширины картины, во сколько раз фокусное
расстояние объектива больше ширины кинематографической ленты.
Для кинематографических снимков обыкновенно пользуются
камерами с фокусным расстоянием 35 мм, 50 мм, 75 мм, 100 мм, в зависимости от
характера съемки. Стандартная ширина ленты 24 мм. Для фокуса, например, в 75 мм
имеем отношение:
(искомое расстояние/ширина
картины) = (фокусное расстояние/ширина ленты) = 75/24
Итак, чтобы найти, на каком расстоянии надо в этом
случае сесть от экрана, достаточно ширину картины увеличить примерно в 3 раза.
Если ширина кинематографического изображения 6 шагов, то лучшие места для
рассматривания этих кадров расположены в 18 шагах от экрана.
Этого обстоятельства не следует упускать из виду при
испытании различных предложений, имеющих целью придать кинокартинам стереоскопичность:
легко приписать испытываемому изобретению то, что обусловлено указанными
причинами.
Воспроизведения
фотографий в книгах и журналах имеют, конечно, те же свойства, что и
оригинальные снимки: они тоже становятся рельефнее, если рассматривать их одним
глазом и с надлежащего расстояния. Так как разные фотографии сняты аппаратами с
различным фокусным расстоянием, то отыскивать надлежащие расстояния для
рассматривания приходится испытанием. Закрыв один глаз, держите иллюстрацию на
вытянутой руке так, чтобы плоскость ее была перпендикулярна к лучу зрения, а
ваш открытый глаз приходился против середины снимка. Теперь приближайте
постепенно снимок, не переставая всматриваться в него; вы легко уловите момент,
когда он приобретет наибольшую рельефность.
Многие
снимки, неотчетливые и плоские при обычном рассматривании, получают глубину и
ясность, если смотреть на них описанным способом. Нередко при таком
рассматривании становятся заметны блеск воды и другие чисто стереоскопические
эффекты.
Надо удивляться, что столь простые факты
мало известны, хотя почти все здесь сообщаемое излагалось в популярных книгах
более полувека назад. В "Основаниях физиологии ума” В. Карпентера – книге,
изданной в русском переводе еще в 1877 г., – читаем о рассматривании
фотографий следующее:
"Замечательно, что эффект
этого способа рассматривания фотографических картин (одним глазом) не
ограничивается выделением телесности предмета; другие особенности являются тоже
с несравненно большей живостью и реальностью, дополняя иллюзию. Это относится
главным образом к изображению стоячей воды – самой слабой стороны
фотографических картин при обычных условиях. Именно, если смотреть на такое
изображение воды
обоими
глазами, поверхность кажется
восковой, но если смотреть
одним
глазом, в ней часто
замечается поразительная прозрачность и глубина. То же можно сказать и
относительно различных свойств поверхностей, отражающих свет, например бронзы и
слоновой кости. Материал, из которого сделан предмет, изображенный на
фотографии, узнается гораздо легче, если смотреть одним глазом, а не
двумя”.
Обратим внимание еще на одно
обстоятельство. Если снимки при увеличении выигрывают в жизненности, то при
уменьшении они, напротив, проигрывают в этом отношении. Уменьшенные фотографии
выходят, правда, резче и отчетливее, но они плоски, не дают впечатления глубины
и рельефности. Причина после всего сказанного должна быть понятна: с
уменьшением фотографий уменьшается и соответствующее "перспективное
расстояние”, которое обыкновенно и без того чересчур мало.
Рассматривание картин
То, что мы сказали о
фотографии, до известной степени применимо и к картинам, созданным рукой
художника: их всего лучше рассматривать тоже с надлежащего расстояния. Только
при этом условии ощутите вы перспективу и картина покажется не плоской, а
глубокой и рельефной. Полезно смотреть также одним, а не двумя глазами,
особенно на картины небольших размеров.
"Давно
известно, – писал по этому поводу английский психолог В. Карпентер в
упомянутом сочинении, – что при внимательном рассматривании картины, где
перспективные условия, свет, тени и общее расположение деталей строго
соответствуют изображаемой действительности, производимое впечатление гораздо
живее, если смотреть
одним
глазом, а не обоими, и что эффект
усиливается, когда мы смотрим через трубку, исключающую всю постороннюю
обстановку картины. Факт этот объясняли раньше совершенно ложно. „Мы видим
одним глазом лучше, чем двумя, – говорит Бекон, – потому что
жизненные духи сосредоточиваются при этом в одном месте и действуют с большей
силой".
В действительности же тут дело в том,
что когда мы смотрим обоими глазами на картину в умеренном расстоянии, то
принуждены признать ее плоской поверхностью; когда же мы смотрим только одним
глазом, ум наш легче может поддаться впечатлению перспективы, света, теней и т.
д. Отсюда, когда мы всматриваемся пристально, картина приобретает в скором
времени рельефность и может даже достичь телесности реального ландшафта.
Полнота иллюзии будет главным образом зависеть от верности, с которой
воспроизведена на картине действительная проекция предметов на плоскости…
Преимущество видения одним глазом зависит в этих случаях от того, что ум
свободен истолковывать картину по своему произволу, когда ничто не заставляет
его видеть в ней плоскую картину”.
Уменьшенные
снимки с больших картин дают нередко более полную иллюзию рельефности, нежели
оригиналы. Вы поймете, отчего это происходит, если вспомните, что при
уменьшении картины сокращается то обычно большое расстояние, с которого следует
рассматривать изображение, поэтому снимок приобретает рельефность уже на
близком расстоянии.
Что такое стереоскоп?
Переходя от картин к
телесным предметам, зададим себе вопрос: почему, собственно, предметы кажутся
нам телесными, а не плоскими? На сетчатке нашего глаза изображение получается
ведь плоское. Каким же образом происходит то, что предметы представляются нам
не в виде плоской картины, а телами трех измерений?
Здесь действуют несколько причин. Во-первых, различная
степень освещения частей предметов позволяет нам судить об их форме. Во-вторых,
играет роль напряжение, которое мы ощущаем, когда приспособляем глаза к ясному
восприятию различно удаленных частей телесного предмета: все части плоской
картины удалены от глаза одинаково, между тем как части пространственного
объекта находятся на различном расстоянии, и чтобы ясно видеть их, глаз должен
не одинаково "настраиваться”. Но самую большую услугу оказывает нам то, что
здесь изображения, получаемые в каждом глазу от одного и того же предмета, не
одинаковы. В этом легко убедиться, если смотреть на какой-нибудь близкий предмет,
попеременно закрывая то правый, то левый глаз. Правый и левый глаз видят
предметы не одинаково; в каждом рисуется иная картина, и это-то различие,
истолковываемое нашим сознанием, дает нам впечатление рельефа (рис. 120 и
122).
Теперь представьте себе два рисунка одного и
того же предмета: первый изображает предмет, каким он кажется левому глазу,
второй – правому. Если смотреть на эти изображения так, чтобы каждый глаз видел
только "свои” рисунок, то вместо двух плоских картин мы увидим один выпуклый,
рельефный предмет, даже более рельефный, чем телесные предметы, видимые
одним
глазом. Рассматривают такие парные рисунки при помощи
особого прибора – стереоскопа. Слияние обоих изображений достигалось в прежних
стереоскопах при помощи зеркал, а в новейших – с помощью стеклянных выпуклых
призм: они преломляют лучи так, что при мысленном их продолжении оба
изображения (слегка увеличенные благодаря выпуклости призм) покрывают одно
другое. Идея стереоскопа, как видим, необычайно проста, но тем поразительное
действие, достигаемое столь простыми средствами,
Рис. 122. Стеклянный
куб с пятнами, рассматриваемый левым и правым глазом.
Большинству читателей, без сомнения, случалось видеть
стереоскопические фотографии различных сцен и ландшафтов. Иные, быть может,
рассматривали в стереоскоп и чертежи фигур, изготовленные с целью облегчить
изучение стереометрии. В дальнейшем мы не будем говорить об этих более или
менее общеизвестных применениях стереоскопа, а остановимся лишь на тех, с
которыми многие читатели, вероятно, незнакомы.
Наш естественный стереоскоп
При рассматривании
стереоскопических изображений можно обойтись и без какого-либо прибора: надо
лишь приучить себя соответствующим образом направлять глаза. Результат
получается такой же, как и при помощи стереоскопа, с той лишь разницей, что
изображение при этом не увеличивается. Изобретатель стереоскопа Уитстон первоначально
пользовался именно этим естественным приемом.
Я
прилагаю здесь целую серию стереоскопических рисунков постепенно возрастающей
сложности, которые советую попытаться рассматривать непосредственно, без
стереоскопа. Успех достигается лишь после ряда упражнений [Надо заметить, что
умение видеть стереоскопически – даже и в стереоскоп – дается не всем людям,
некоторые (например, косоглазые или привыкшие работать только одним глазом)
совершенно неспособны к нему; другим оно дается после продолжительного
упражнения; наконец, третьи, преимущественно молодые люди, научаются этому
очень быстро – в четверть часа.].
Рис. 123. Несколько
секунд не сводите глаз с промежутка между пятнышками – оба черных пятна
сольются в одно.
Рис. 124. Повторите то
же с этой парой рисунков. Добившись слияния, перейдите к следующему
упражнению.
Рис. 125. Когда эти
изображения сольются, вы увидите перед собой словно внутренность трубы,
уходящей вдаль.
Начните с рис. 123 – пары черных
точек. Держите их перед глазами и в течение нескольких секунд не сводите
взгляда с промежутка между пятнышками; при этом сделайте такое усилие, словно
бы желали рассмотреть предмет, расположенный далее, позади рисунка. Вы увидите
скоро уже не два, а четыре пятна, – кружки раздвоятся. Но затем крайние
точки отплывут далеко, а внутренние сблизятся и сольются. Если вы повторите то
же с рис. 124 и 125, то в последнем случае в момент слияния увидите перед собой
словно внутренность длинной трубы, уходящей вдаль.
Добившись этого, можете перейти к рис. 126; здесь вы.
должны увидеть висящие в воздухе геометрические тела. Рис. 127 представит вам
длинный коридор каменного здания или туннель, а на рис. 128 вы можете
восхищаться иллюзией прозрачного стекла в аквариуме. Наконец, на рис. 129 перед
нами уже целая картина – морской пейзаж.
Научиться
такому непосредственному рассматриванию парных изображений сравнительно
нетрудно.
Рис. 126. Эти четыре
геометрических тела при слиянии изображении кажутся словно парящими в
пространстве.
Рис. 127. Длинный,
уходящий вдаль коридор.
Рис. 128. Рыбка в
аквариуме.
Многие из моих знакомых овладевали этим
искусством в короткий срок, после небольшого числа проб. Близорукие и
дальнозоркие, носящие очки, могут не снимать их, а смотреть на изображение так,
как рассматривают всякую картину. Пробуйте придвигать или отодвигать от глаз
рисунки, пока не уловите надлежащего расстояния. Во всяком случае нужно
проделывать опыты при хорошем освещении – это сильно способствует успеху.
Рис. 129.
Стереоскопический ландшафт моря.
Научившись рассматривать
без стереоскопа воспроизведенные здесь рисунки, можете воспользоваться
приобретенным навыком для рассматривания вообще стереоскопических фотографий,
обходясь без специального прибора. Те стереоскопические снимки, которые
напечатаны далее, тоже можно попытаться рассматривать простым глазом. Не надо
только чрезмерно увлекаться этим упражнением, чтобы не утомить глаза.
Если вам не удастся приобрести способность управлять
своими глазами, вы можете, за неимением стереоскопа, пользоваться стеклами
очков для дальнозорких – надо подклеить их под отверстия в картоне так чтобы
смотреть только через внутренние края стекол; между рисунками следует поместить
какую-нибудь перегородку. Этот упрощенный стереоскоп вполне достигает
цели.
Одним и двумя глазами
На рис 130 вверху слева
воспроизведены фотографии, изображающие три аптечные склянки как будто
одинаковых размеров. Как бы внимательно вы ни рассматривали эти изображения, вы
не обнаружите между склянками никакой разницы в величине. А между тем разница
существует, и весьма значительная. Склянки кажутся равными только потому, что
находятся не на одинаковом расстоянии от глаза или от фотографического
аппарата: крупная банка удалена больше, чем мелкие. Но какие именно из трех
изображенных банок ближе, какие дальше? Это невозможно определить простым
рассматриванием изображений.
Рис. 130
Задача, однако, легко решается, если обратиться к
услугам стереоскопа или к помощи того стереоскопического зрения без аппарата, о
котором сейчас говорилось. Тогда вы отчетливо увидите, что из трех склянок
крайняя левая значительно дальше средней, которая в свою очередь дальше правой.
Истинное соотношение размеров склянок показано на рисунке справа.
Еще более поразительный случай имеем на рис. 130 внизу.
Вы видите воспроизведение фотографий ваз, свечей и часов, причем обе вазы и обе
свечи кажутся совершенно одинаковых размеров. В действительности же между ними
огромная разница в размерах: левая ваза чуть не вдвое выше правой, а левая
свеча гораздо ниже часов и правой свечи. При стереоскопическом рассматривании
тех же снимков сразу обнаруживается причина метаморфозы: предметы не выстроены
в одну шеренгу, а размещены на различных расстояниях: крупные – дальше, мелкие
– ближе.
Преимущество стереоскопического
"двуглазого” зрения перед "одноглазым” выступает здесь с большой
убедительностью.
Простой способ разоблачать подделки
Имеются два совершенно
одинаковых рисунка, например два равных черных квадрата. Рассматривая их в
стереоскоп, мы увидим один квадрат, ничем не отличающийся от каждого из двух в
отдельности. Если в центре каждого квадрата имеется белая точка, то и она,
конечно, окажется в квадрате, видимом в стереоскопе. Но стоит эту точку на
одном квадрате немного сдвинуть в сторону от центра, чтобы получился довольно
неожиданный эффект: в стереоскоп по-прежнему будет видна одна точка, но не на самом
поле квадрата, а
впереди или позади
него! Достаточно
ничтожной разницы в обеих картинах, чтобы вызвать с помощью стереоскопа
впечатление глубины.
Это дает простой способ
обнаруживать подделки банковских билетов и документов. Стоит поместить в
стереоскоп подозреваемый банкнот рядом с подлинным, чтобы обнаружить подделку,
как бы искусна она ни была: ничтожное различие водной букве, в одном штрихе
сразу бросится в глаза, так как буква эта или штрих будет казаться впереди или
позади остального фона [Мысль эта, впервые высказанная в середине XIX века
Дове, применима не ко всем денежным знакам нашего времени. Технические условия
их печатания таковы, что получающиеся оттиски не дают в стереоскопе впечатления
плоского изображения, даже если оба денежных знака подлинные. Зато прием Дове
вполне пригоден для различения двух оттисков одного и того же книжного набора
от оттиска, сделанного с заново набранного шрифта.].
Зрение великанов
Когда предмет находится очень далеко от нас, далее 450 м, то расстояние между нашими глазами не может уже влиять на различие зрительных впечатлений. Далекие здания, отдаленные горы, ландшафты кажутся нам поэтому плоскими. По той же причине и светила неба кажутся все на одном расстоянии, хотя Луна гораздо ближе, чем планеты, а последние неизмерим.
Наши обывательские познания в офтальмологии сводятся к трем словам - близорукость, дальнозоркость, астигматизм. И к убеждению: в любом случае ничего хорошего, надо бить в набат! Оттого проверка зрения превращается в сдачу своеобразного экзамена, когда подспудный страх сменяется разочарованием и даже унынием: эх, глаз уже не так зорок, как раньше... А что мы должны знать, чтобы смотреть на ситуацию трезво? В этом «СБ» помог разобраться врач-офтальмолог Александр ЛАВЕР.
В чем суть таблицы?
У человека с нормальным зрением точка ясного видения находится в бесконечности, которая для глаза начинается с расстояния 5 м. Вот почему именно с такой дистанции идет проверка остроты зрения при помощи специальной таблицы. Обычно на ней 10 - 12 строк, высота верхней - 7 см, нижней - в 10 раз меньше. Вообще, считается, что тот, у кого с глазами все в порядке, способен различить верхнюю строчку с 50 м. Но как выдержать такое расстояние в кабинете? Никак. Поэтому офтальмологи ориентируются на 10–ю строку, а расстояние соответственно уменьшается до 5 м. Кстати, в англоязычных странах другая система: острота зрения выражается дробями (скажем, 6/6 или 20/20), проверка проводится с 6 метров, а размеры знаков немного иные. И если там используют таблицу Снеллена, то на пространстве СНГ - ее аналоги. Вы привычно читаете буквы Ш, Б, М, Н, К, Ы, И? Это таблица Сивцева. Видите кольца с разрывами в разные стороны? Это таблица Головина. А малышей, еще не знающих букв, проверяют по таблице Орловой: машинка, круг, гриб, самолет...
Плюс–минус единица
Все знают, что в норме человек видит 1,0. Это означает: лучи, исходящие от удаленных предметов, фокусируются строго на сетчатке. Но чаще всего проверка показывает 0,8 и ниже. Порой и меньше 0,1. Тогда проверяют иначе. Либо подводят пациента к таблице, пока он не увидит верхнюю строку. Либо показывают ему пальцы руки с разного расстояния. Каждый метр - в переводе 0,02. Проще говоря, если пациент, допустим, видит верхнюю строку или пальцы проверяющего с расстояния 4 м, то его зрение - 0,08, с метра - 0,02. Если же и с такой дистанции ничего не разглядит, то доктор выясняет, может ли он посчитать пальцы у самого лица и способен ли различать свет. Но зрение может быть и выше единицы. Для этого случая в таблицах предусмотрены 11–я и 12–я строки. Вы видите первую? Ого, у вас 1,5! Вторую? Поздравляем, все 2,0! В старых учебниках упоминался даже некий уникум, живший в Средние века и невооруженным взглядом распознававший кольца Сатурна. Скорее всего, это красивый миф.
Дети видят по–другому
Да, острота зрения у них другая, чем у взрослых. Это связано с процессом роста глазного яблока и формирования структур глаза. Центральное зрение появляется в 2 - 3 месяца, а в 7 - 10 месяцев ребенок может распознавать геометрические фигуры. В 1 - 2 года он уже видит приблизительно на 0,5, в 3 года - 0,6 - 0,9, и только к школе острота зрения может достигнуть единицы.
фото татьяны столяровой.
Если реалия - аномалия
Когда острота зрения - меньше 1,0, врачи говорят об аномалиях рефракции - миопии, гиперметропии, астигматизме, пресбиопии, анизометропии. Провести здесь водораздел помогают разные тесты. Допустим, компьютерный, или с помощью линейки с зеркалами, или оправы с пробными линзами.
Наиболее часто встречается миопия (близорукость). Название красноречивое - с греческого переводится как «щуриться». При близорукости лучи от предметов фокусируются перед сетчаткой из–за большего, чем должно быть в норме, размера глазного яблока. То есть человек вдаль видит плохо, а вблизи - хорошо. Тогда ему показаны рассеивающие, или минусовые линзы. Возникает близорукость обычно в раннем детстве, бывает и врожденная. Проблему обостряют компьютеры, телефоны, необходимость много читать, работа на близком расстоянии. Опасна же миопия тем, что сетчатка может растягиваться и могут возникать дистрофические изменения, которые чреваты даже ее отслойкой.
Гиперметропия - не что иное, как дальнозоркость. Лучи фокусируются за сетчаткой, глазное яблоко, наоборот, меньше нормы. Здесь помогают собирающие, или плюсовые линзы. Но неправильным будет противопоставлять такую аномалию близорукости: мол, вдаль вижу хорошо, вблизи - плохо. Нет, это характерно скорее для пресбиопии, возрастной дальнозоркости. Тогда еще говорят: «Руки коротки стали». Вблизи начинается расфокусировка, и, чтобы прочитать книгу или газету, надо ее отодвинуть подальше. Пресбиопией страдают почти все люди после сорока лет - это абсолютно нормально, только и надо, что начать носить очки для близи. При гиперметропии, наоборот, человек может видеть плохо и так, и так. Есть еще скрытая близорукость, когда в юном или молодом возрасте смутно различают предметы вблизи, а вот вдали - очень даже. Но со временем все равно приходится надевать очки и для дали.
При астигматизме фокусировка лучей происходит не на одной точке сетчатки, а на нескольких. Зрение расплывчатое, может быть легкое двоение в глазах. Тут нужны специальные цилиндрические линзы. Врожденный астигматизм есть почти у всех, но в настолько легкой степени, что на качество зрения не влияет. Другое дело - астигматизм приобретенный, в результате травм, ожогов глаза.
Если острота зрения в глазах сильно отличается, говорят об анизометропии. К примеру, правым вы видите 1,0, а левым - -1. Возможны и попутные симптомы: головные и глазные боли, покраснение глаз, излишнее напряжение.
СОВЕТУЕТ ДОКТОР ЛАВЕР
Не паникуйте при падении зрения - выход есть. При всех аномалиях рефракции используются очки, контактные линзы и лазерная коррекция.
Не бойтесь носить очки, особенно при возрастной дальнозоркости, - зрение еще больше не ухудшится.
При близорукости высокой степени (больше 6 диоптрий) раз в год проходите осмотр глазного дна.
При астигматизме линзы или очки носить лучше постоянно.