Виктимность (или «психология жертвы», «синдром жертвы», «феномен жертвы», «менталитет жертвы») – это комплекс физических, психических и социальных черт и признаков личности, повышающие вероятность ее преобразования в жертву (например, преступления, деструктивного культа, несчастного случая и т.д.).
Различают следующие виды виктимности:
Процесс приобретения виктимности, или иначе процесс и результат преобразования человека в жертву в психологии называется виктимизацией.
За последние десятилетия проводилось достаточно большое количество психологических исследований, направленных на изучение различных сторон феномена «виктимизация», согласно которым выделяются следующие причины и факторы риска возникновения и развития такого феномена как виктимность:
1) Особенности социально-психологического статуса семьи:
- жизненная неустроенность, например у одного из родителей нет работы, либо у обоих из родителей невысоко оплачиваемая работа;
- неполная семья;
- чрезвычайно молодые родители, которые в силу своего возраста не в состоянии полностью обеспечивать семью.
2) Особенности норм и стиля семейного воспитания:
- конфликты в семье;
- аморальный образ жизни родителей (алкоголизм);
- жестокое обращение с ребенком, использование несовершеннолетних как средства манипуляции и давления;
- безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение ребенка;
- занижение достижений ребенка, проявление негативных ожиданий по отношению к его действиями поступкам.
3) Неудовлетворительные отношения со сверстниками.
4) Негативные отношения с учителями.
5) Вовлеченность в антисоциальные группы.
6) Наличие опыта переживания насилия.
7) Наличие каких-либо травм или дефектов.
Перечисленные причины и факторы риска запускают процесс формирования неадекватной самооценки, тревожности и агрессивности, делают человека эмоционально неустойчивым, что повышает вероятность превращения человека в жертву.
Симптомы
У личности, у которой наблюдается виктимность, могут выделяться различные проявления поведения. К таковым можно отнести следующее:
Лечение патологии
Лечение такого расстройства как виктимность может осуществляться в двух направлениях: медикаментозно и посредством психотерапии.
Конкретного лекарства для лечения данного расстройства не существует, в связи с этим подбор лекарств и подходов в психотерапии зависит от факторов и причин возникновения нарушения.
Медикаментозная терапия
Может проводиться путем применения следующих групп лекарств:
Психотерапевтическое лечение виктимности
Оно может осуществляться в рамках следующих направлений:
Также в рамках психотерапии может применяться музыкотерапия, цель которой уравновесить эмоциональное состояние, гармонизировать тело и душу при помощи музыкальных средств. Также может применяться арт-терапия, цель которой гармонизация психического состояния личности через развитие навыков самовыражения, и достижение спокойствия и умиротворения.
виктимология криминология преступление жертва
Главное, основное понятие виктимологии - жертва (лат. - victima, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки). Но, несмотря на то что виктимология естественно является учением о жертве преступления, основным элементом предмета данной науки является виктимность.
Виктимность или виктимогенность - наследованные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, повышающие вероятность его превращения в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.).
Виктимизация - процесс получения виктимности, или иными словами - это процесс и итог превращения человека в жертву.
В науке часто применяют термин «виктимное поведение», что, строго говоря, означает «поведение жертвы». Но, данное понятие чаще используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего и т. д. поведения. Виктимной нередко называют и саму личность, имея в виду, что в силу своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой преступления.
Обычное поведение людей в конкретных ситуациях есть выражение их внутренней сущности. Каждый человек живет и действует в условиях конкретной социальной системы, выполняя множество разных социальных ролей, которые представляют динамическое выражение его социальных идей, статусов.
Сейчас существует много разработанных отечественными исследователями классификаций жертв преступлений. Но до настоящего времени не разработано единой классификации.
Так, например, B.C. Минская, разделяя формы поведения жертвы, отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение потерпевшего по существу провоцировало совершение этих преступлений. В проведенных автором изучениях убийств и причинения телесных повреждений вследствие отрицательного поведения потерпевших установлено, что непосредственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступником в подавляющем большинстве случаев (95 %) происходила ссора. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей 12-18 ноября 2009. Выпуск 2: Е. М. Данилин, В. И. Селиверстов -- Москва, Юриспруденция, 2011 г.- 84 с.
B.C. Минская приводит классификацию поведения жертв преступлений в зависимости от степени общественной опасности. Она выделяет следующие виды поведения потерпевших:
Преступные действия потерпевшего - общественно опасное посягательство на интересы общества или конкретной личности, поставившие ее в состояние необходимой обороны или вызвавшее состояние сильного душевного волнения.
Менее общественно опасные, а значит, способные оказать меньшее влияние на опасность ответного преступного деяния действия потерпевшего, нарушившие нормы административного или гражданского права или дисциплинарного устава.
Еще менее опасные для общества (при прочих равных условиях) как причиняющие обществу меньший вред нарушения норм нравственности.
B.C. Минская приводит также классификацию, которая основана на поведении потерпевших прямо перед преступлением или в момент его совершения: физическое насилие; оскорбление; попытка применения физического насилия; психическое насилие - угроза физическим насилием, уничтожением или повреждением имущества виновному; необоснованный отказ оплатить бытовые услуги, освободить жилище; насильственное изгнание субъекта из его жилища; необоснованные имущественные притязания потерпевшего; кража.
Д.В. Ривман полагает необходимым осуществлять классификацию жертв также по возрасту, половой принадлежности; ролевому статусу; нравственно-психологическим признакам; тяжести преступления, от которого пострадала жертва; степени вины жертвы; характеру поведения потерпевшего. Лица, которые рискуют оказаться жертвами преступления, ведут себя по-разному: агрессивно или иным провоцирующим образом; пассивно уступают насилию; проявляют полное непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность.
Их поведение может быть правомерным или, наоборот, правонарушающим и также преступным, а вклад в механизм преступления как минимальным, так, при конкретных обстоятельствах, и решающим. Исходя из их ситуативно ориентированных ролей, в такой классификации выделяются агрессивные, активные, инициативные, пассивные, некритичные и нейтральные жертвы.
Агрессивные жертвы. Такую группу наполняют жертвы, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или иных лиц (агрессивные насильники) или агрессии в других формах - оскорблении, клевете, издевательстве и т. д. (агрессивные провокаторы).
Агрессивные насильники общего плана. Их агрессивность выражается в нападении, но не имеет жестко ограниченного адреса. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные, хулиганы, негативные мстители, психически больные лица, страдающие расстройствами нервной системы.
Избирательно агрессивные насильники. Такая агрессия реализуется в нападении на лицо, как правило, стабильно связанное с нападавшим. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные, семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.
Агрессивные провокаторы общего плана. Их агрессивное поведение не связано с физическим насилием и не имеет жесткого адреса. По ведущей мотивации это - хулиганы, негативные мстители, лица, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.
Избирательно агрессивные провокаторы. Их агрессивность реализуется без применения физического насилия и, как правило, направлена на стабильно связанное с потерпевшим лицо. По ведущей мотивации это - семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуальные, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.
Активные жертвы. В такую группу входят жертвы, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели.
Инициативные жертвы. В данную группу входят жертвы, поведение которых приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств.
Пассивные жертвы. В эту группу входят лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: объективно не способные к сопротивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению.
Некритичные жертвы. В эту группу входят лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, в том числе психически больные, некритичные без очевидных «формализованных» качеств.
Последующие исследования, которые проводил Д.В. Ривманов, дали ему возможность изменить классификацию. Криминология. Избранные лекции: Ю. М. Антонян -- Москва, Логос, 2004 г.- 448 с. Следующая классификация основана на характере и степени выраженности личностных качеств человека, определяющих его индивидуальную виктимную предрасположенность:
Универсальный (универсально-виктимный) тип характеризуется явно выраженными личностными чертами, определяющими высокую потенциальную уязвимость в отношении различных преступлений.
Избирательный (избирательно-виктимный) тип - сюда относятся люди, обладающие высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений.
Ситуативный (ситуативно-виктимный) тип - люди этого типа обладают средней виктимностью, и они становятся жертвами в результате стечения ситуативных факторов.
Случайный (случайно-виктимный) тип - сюда относятся люди, которые стали жертвами в результате случайного стечения обстоятельств.
Профессиональный (профессионально-виктимный) тип включает людей, виктимность которых определяется их профессиональной занятостью.
В.А. Туляков, в свою очередь, предполагает иную классификацию жертв преступлений, которая основана на характеристике мотивации ведущей виктимной активности личности (потенциальной жертвы):
Импульсивная жертва, характеризующаяся преобладающим бессознательным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления на нападения правонарушителя (феномен Авеля).
Жертва с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные жертвы. Рецидивные, «застревающие» жертвы, в силу своей деятельности, статуса, неосмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадающие в криминальные ситуации.
Установочная жертва. Агрессивная жертва, «ходячая бомба», истероид, вызывающим поведением провоцирующий преступника на ответные действия.
Рациональная жертва. Жертва-провокатор, сама создающая ситуацию совершения преступления и сама попадающая в эту ловушку.
Жертва с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью подталкивает преступников к совершению правонарушений.
Следует также отличать потенциальных (в отношении которых реального причинения вреда еще не произошло), реальных (уже понесших ущерб), а также латентных (реальных, но по тем или иным причинам оставшихся вне официального учета) жертв. Криминология: Учебник / Под Ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 3-е год.., перераб и доп. М.: Юристь, 2004. Для виктимологии латентные жертвы, жертвы, намеренно избегающие огласки факта причинения им вреда, представляют особый интерес.
Еще меньше изучений типов жертв существует собственно в некриминальной виктимологии. В процессе консультационной работы на телефоне доверия были выявлены следующие типы жертв:
Виноватые. Люди такого типа занимаются самоуничтожением, с готовностью берут на себя ответственность за независящие от них события, за все беды и напасти. Они доказывают свою вину, приводя убедительные - с их позиции - доводы, и продолжают применять вину в своих целях, часто по-детски наслаждаясь ею. Большинство из них редко совершает что-то противозаконное. Они могут использовать вину как орудие воспитания детей, передавая ее как эстафетную палочку своему ребенку.
Обвинители. Обвинители искренне верят, что желают изменить определенного человека или полученную ситуацию, на самом деле их цель - повесить вину на иную, снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. «Обвинители» бывают злые, изобретающие удовлетворительные оправдания для своего праведного гнева; или печальные, обосновывающие свою грусть объективными с их точки зрения причинами.
Самозапугиватели. Страх и беспокойство - излюбленные эмоциональные реакции подобных людей на воображаемую опасность в настоящем или в будущем. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Жертва запугивает себя различными страшными случаями и историями на тему: «Я мог бы погибнуть», «Мне страшно остаться одной», «Я беспокоюсь о будущем своих детей». Многие фобии существуют за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором нет страшных для него событий. Надо помнить, что некоторые страхи могут быть и обоснованными. Например, страх перед реально опасным супругом, избивающим жену.
Супермены. Эти люди боятся проявления своих эмоций. Они недооценивают как себя, так и других, им не легко найти контакт со своими и чужими чувствами. «Я не знаю, что я чувствую. А что я должен чувствовать в этой ситуации?» - закономерное для них высказывание. Люди, подавляющие страх, рискующие своей жизнью, неосознанно стремятся к саморазрушению. Они развлекают публику леденящими душу подвигами и будут спорить и доказывать другим, что умеют заботиться о себе, а жизнь без риска была бы слишком скучной. Люди, подавляющие печаль, живущие с установкой - «никто не заставит меня плакать», играют роль «сильного» мужчины или «сильной» женщины. Те, кто подавляют свой гнев, кто боится стать «разгневанными», чтобы не сделать в этот момент что-нибудь дурное, рискуют стать жертвой.
«Синдром жертвы», «психология жертвы», «менталитет жертвы», «феномен жертвы» или виктимность - это все комплекс социальных, психических и физических признаков и черт личности, которые повышают возможность ее преобразования в жертву (к примеру, несчастного случая, деструктивного культа, преступления и т. п.). Как избавиться от виктимности навсегда?
Что такое виктимность?
Виктимное поведение - это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima - существо, приносящее в жертву). Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления . В народе про это поведение говорят проще: сам напросился. Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».
Ущерб материальному благополучию, здоровью или жизни совершенно не обязательно может наносить другой человек - можно быть жертвой диких животных или вооруженного конфликта, несчастного случая, стихии, разных механизмов или аппаратов.
Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад. Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным). Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.
Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.
Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение - их губит.
В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения. Дети знают - родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети. В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:
- неустойчивые;
- псевдопровоцирующие;
- пассивно-подчиняемые.
Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий. Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны. К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.
Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.
С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:
- пассивное;
- интенсивное;
- активное.
Активное поведение - это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное - это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.
Факторы риска и причины возникновения виктимности
За долгие годы проводилось довольно много психологических исследований, которые были направлены на изучение разных сторон «виктимизации», с учетом которых выделяются такие факторы риска и причины развития и возникновения такого феномена, как виктимность:
Положение социально-психологического статуса семьи:
- очень молодые родители, которые не в состоянии в силу своего возраста обеспечивать полностью семью;
- неполная семья;
- жизненная неустроенность, к примеру, у обоих из родителей низкая зарплата или у какого-то из родителей нет работы.
Особенности стиля и норм воспитания в семье:
Социальные причины:
- напряженные отношения с учителями;
- напряженные отношения со сверстниками;
- наличие каких-то дефектов или травм;
- опыт пережитого насилия;
- нахождение в антисоциальных группах.
Вышеперечисленные факторы риска и причины активируют процесс формирования агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки, что делает эмоционально неустойчивым человека, это увеличивает возможность превращения человека в жертву.
Основные симптомы виктимности
У человека с виктимностью могут отмечаться разные проявления поведения. Среди них можно выделить следующее:
Лечение виктимности
Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.
Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.
Медикаментозное лечение
Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:
- Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
- Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
- Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
- Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.
Психотерапевтическое лечение
Это лечение может производиться в таких направлениях:
В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение - это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.
Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.
Задачи.
Образовательные :
Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.
Коррекционные :
Развитие мимики и движений.
Воспитательные :
Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Человек – части тела».
Составила учитель 3 «Б» класса»
Караханова Наталья Валерьевна
Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.
Задачи.
Образовательные
:- Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
- Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.
Коррекционные :
- Развитие мимики и движений.
Воспитательные:
- Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
Оборудование: части тела человека из картона, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстративного материала об человеке, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о теле человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.
Ход урока.
Учитель: К нам в гости пришла кукла Катя: «Здравствуйте дети».
Дети: Здравствуй.
Кукла: Я к вам в гости пришла. Все дети любят со мной играть. Говорят, что я похожа очень на человека. Неужели это так? Помогите мне ребята разобраться, чем же я похожа на человека?
Учитель. Ребята, мы с вами воспитанные люди?
Дети: Да.
Учитель; Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и постараемся ответить на ее волнующий вопрос, чем кукла Катя похожа на нас людей.
Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их нет на свете.
Учитель: Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением.
- Упражнение «Часть – целое».
Целое – лицо человека. Части целого – глаза, уши, брови, рот, нос, волосы.
Учитель: Дети посмотрите на меня (учитель показывает на голову свою) – это что?
Дети: Голова.
Учитель Правильно. Покажите на себе, где у вас голова. А у куклы Кати есть голова?
Дети: Да (показывают дети на себе голову и на кукле).
Учитель: А какая голова круглая?
Дети: Да
Учитель: Посмотрите на столе лежат какие-то части. Найдите голову и прикрепите на доску. (Дети выполняют задание). Молодцы!
Учитель: Есть четыре помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя:
Учитель показывает на глаза: Что это?
Дети: Глаза
Учитель: Покажите на себе глаза. (Учащиеся показывают). А у куклы Кати есть глаза?
Дети: Да. (показывают глаза на кукле).
Учитель: Разберемся вместе дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Так зачем человеку глаза?
Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас (показ картинок радуги, солнца, вид из окна). А давайте зажмурим глаза. Откроем глаза, поморгаем глазами. (Дети выполняют упражнение). А теперь подойдем к частям тела найдем глаза и прикрепим к голове глаза. (Дети выполняют упражнение у доски). Молодцы!
Ребята посмотрите на меня (учитель показывает на брови у себя на лице) что это? Брови. Покажите у себя на лице брови. (Дети показывают). А у куклы Кати есть брови?
Дети: Да.
Учитель Покажите у куклы где брови. Возьмите брови из пособия «части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. (Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют). А теперь отпустим. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Нахмурим брови. (Дети выполняют). Молодцы!
Учитель показывая на нос у себя на лице спрашивает: «Дети что это?»
Дети: Нос.
Учитель Зачем нос нужен человеку?
Есть носы прямые
Есть носы курносые
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
А нос нужен запах различать (дети с учителем нюхают цветы)
Покажите дети у себя, где у вас нос. (Учащиеся показывают). А куклы Кати есть нос?
Дети: Да
Учитель: Покажите у куклы где нос. (Дети показывают). Подойдите к пособию «части тела» возьмите нос и прикрепите к голове на доске, где уже у нас есть глаза и брови. Молодцы!
Учитель показывает на себе уши и спрашивает: Дети, посмотрите что это?
Дети: Уши
Учитель: Правильно. Покажите где у вас уши. (Дети показывают). Молодцы! Ребята, а у куклы Кати есть уши?
Дети: Да
Учитель: Покажите где у куклы уши. (Дети показывают). Молодцы!. Подойдите к пособию «части тела и возьмите уши, прикрепите у доски уши к голове. (дети выполняют задание). Молодцы! А уши служат, чтобы слушать,(слушают дети звуки природы).
Учитель показывает на себе рот и спрашивает: Дети что это?
Дети: Рот.
Учитель: Правильно. Покажите у себя, где рот. /(Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть рот?
Дети: Да
Учитель: Покажите где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите рот и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови и нос.(Дети выполняют задание) Молодцы! А что есть во рту у нас? Язык. Для чего нам рот и язык? Чтобы разговаривать и кушать. Язык во рту, чтоб вкус понять, (Дети едят печенье). Молодцы! Я сейчас покажу картинки с эмоциями, мы уже показывали как мы можем грустить и удивляться с помощью бровей. А рот может показать эмоции? Да может. Давайте покажем кукле Кате как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают). Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают). Покажите радость. (Дети показывают). Молодцы!
Учитель раздает учащимся разрезные картинки пиктограммы с изображением эмоций и предлагает соединить картинки и увидеть, какая эмоция получилась.
Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Изобразите какая у вас получилась эмоция. (Дети выполняют).
Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся: Дети, посмотрите что это?
Дети: Волосы.
Учитель Правильно волосы. Покажите у себя где у вас волосы? (Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть волосы?
Дети. Да
Учитель: Покажите где волосы у куклы.(Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите волосы и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот.(Дети выполняют задание) Молодцы!
Кукла: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей тела получилась целая голова. И у меня такие части тела и такая же голова.
Учитель: Дети а давайте посчитаем сколько у нас глаз, носов, ртов, бровей, ушей.
Дети вместе с учителем считают и показывают на лице части тела.
Учитель: А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.
Физминутка.
Это я!
Это моя голова.
Это уши,
Вот глаза
Это нос, это рот.
Там спина, тут живот.
Это руки -хлоп - хлоп - хлоп,
Это ноги - топ - топ - топ.
Ох устали вытрим лоб.
Учитель: Отдохнули, продолжим урок. Посмотрите дети на доску мы с вами собрали голову только. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек. Туловище. Покажем на себе туловище и на кукле Кате.(Дети выполняют). Молодцы! Подойдем к пособию « части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове. (Учащиеся выполняют). Молодцы!
Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Показывает учитель руки).
Дети: Руки.
Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают). У куклы Кати есть руки?
Дети: Да
Учитель: Покажите руки у куклы Кати. А сколько рук у нас давайте посчитаем.
Дети вместе с учителем считают.
Учитель: Две руки у нас. Подойдите к пособию «части тела» возьмите руки и приставьте к туловищу. (Дети выполняют задание). Молодцы!
Учитель. Посмотрите внимательно получился полностью у нас человек.
Дети: Нет.
Учитель: А чего не хватает? (Учитель показывает на ноги).
Дети: Ног.
Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги). У нас две ноги У куклы Кати есть ноги?
Дети: Да.
Учитель: Сколько ног у куклы.
Дети: Две.
Учитель: Покажите у куклы Кати ноги. Молодцы. А теперь подойдите к пособию «части тела» .возьмите ноги и прикрепите к туловищу. (Учащиеся выполняют задание). Молодцы!
Кукла Катя: Какие молодцы вы собрали человека. Я действительно похожа на человека. У меня такие же части тела как и у человека. Спасибо вам ребята вы ответили на мой вопрос.
Учитель: Одна дана нам голова
А глаза два и уха два
И два виска и две руки,
Зато один и нос и рот
А будь у нас наоборот,
Одна рука, одна нога,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Учитель: Кукла Катя – это еще не все. Мы тебе еще покажем как ухаживать надо за своими частями тела.
Кукла Катя: Как интересно. Я пожалуй еще задержусь.
Учитель: Ребята покажем кукле Кате как ухаживать за лицом каждый день.
Водичка, водичка Дети имитируют
Умой мое личико, умывание лица.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А теперь покажем, как ухаживать за зубами и утром и вечером. Берем зубную пасту и зубную щетку, намазываем пасту на щетку и чистим зубы, затем выполаскиваем водой тщательно рот от зубной пасты. (Дети выполняют упражнения, имитируя чистку зубов).Молодцы!
Учитель: За волосами нужен тоже уход. Волосы моют шампунем раз в неделю или два раза в неделю, в зависимости от загрязнения волос. Каждый день нужно расчесывать волосы, чтобы не быть лохматыми. Покажем на кукле Кате как расческой расчесывать волосы по утрам. (Дети расчесывают волосы расческой кукле). Руки моем с мылом часто, чтобы не заболеть. Моем руки перед едой, после прогулки, после туалета. Каждый день моем ноги с мылом, за весь день мы много ходим и ноги пачкаются. Туловище моем с мылом. За ушами тоже нужен уход. Уши моют водой с мылом и чистят ватной палочкой. (Дети имитируют движения).
Кукла Катя: Какие молодцы ребята. Вы научили меня ухаживать за своими частями тела.
Учитель: И на прощание мы с ребятами хотим подарить тебе рисунки.
Учитель раздает листы с изображением человека и карандаши. Предлагает обвести и раскрасить человека.
Дети выполняют задание. Учитель собирает рисунки, обращаясь к кукле.
Учитель: Посмотри Катя какие рисунки тебе нарисовали ребята и они их дарят тебе.
Кукла Катя: Спасибо большое за рисунки. Мне очень было интересно на вашем уроке. Знаю, что я похожа на человека и как называются части тела, как ухаживать за своим телом. До свидание ребята.
Дети: До свидание.
Учитель: Наш урок закончился. До свидание.