Проекцией вектора на ось называется вектор, который получается в результате перемножения скалярной проекции вектора на эту ось и единичного вектора этой оси. Например, если а x – скалярная проекция вектора а на ось X, то а x ·i - его векторная проекция на эту ось.
Обозначим векторную проекцию также, как и сам вектор, но с индексом той оси на которую вектор проектируется. Так, векторную проекцию вектора а на ось Х обозначим а x (жирная буква, обозначающая вектор и нижний индекс названия оси) или (нежирная буква, обозначающая вектор, но со стрелкой наверху (!) и нижний индекс названия оси).
Скалярной проекцией вектора на ось называется число , абсолютная величина которого равна длине отрезка оси (в выбранном масштабе), заключённого между проекциями точки начала и точки конца вектора. Обычно вместо выражения скалярная проекция говорят просто – проекция . Проекция обозначается той же буквой, что и проектируемый вектор (в обычном, нежирном написании), с нижним (как правило) индексом названия оси, на которую этот вектор проектируется. Например, если на ось Х проектируется вектора, то его проекция обозначается а x . При проектировании этого же вектора на другую ось, если ось Y , его проекция будет обозначаться а y .
Чтобы вычислить проекцию вектора
на ось (например, ось X) надо из координаты точки его конца вычесть координату точки начала, то есть
а x = х к − x н.
Проекция вектора на ось - это число.
Причем, проекция может быть положительной, если величина х к больше величины х н,
отрицательной, если величина х к меньше величины х н
и равной нулю, если х к равно х н.
Проекцию вектора на ось можно также найти, зная модуль вектора и угол, который он составляет с этой осью.
Из рисунка видно, что а x = а Cos α
то есть, проекция вектора на ось равна произведению модуля вектора на косинус угла между направлением оси и направлением вектора
. Если угол острый, то
Cos α > 0 и а x > 0, а, если тупой, то косинус тупого угла отрицателен, и проекция вектора на ось тоже будет отрицательна.
Углы, отсчитываемые от оси против хода часовой стрелки, принято считать положительными, а по ходу - отрицательными. Однако, поскольку косинус – функция четная, то есть, Cos α = Cos (− α), то при вычислении проекций углы можно отсчитывать как по ходу часовой стрелки, так и против.
Чтобы найти проекцию вектора на ось надо модуль этого вектора умножить на косинус угла между направлением оси и направлением вектора.
Координа́ты ве́ктора ― коэффициенты единственно возможной линейной комбинации базисных векторов в выбранной системе координат, равной данному вектору.
где - координаты вектора.
Скалярное произведение векторов
СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ [- в конечномерном векторном пространстве определяется как сумма произведений одинаковых компонент перемножаемых векторов .
Напр., С. п. в. a = (a 1 , ..., a n ) и b = (b 1 , ..., b n ):
(a , b ) = a 1 b 1 + a 2 b 2 + ... + a n b n
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ
Скалярные и векторные величины
Из курса элементарной физики известно, что некоторые физические величины, такие как температура, объем, масса тела, плотность и т.д., определяются только числовым значением. Такие величины называются скалярными величинами, или скалярами .
Для определения же некоторых других величин, таких как сила, скорость, ускорение и тому подобных, кроме числовых значений необходимо задать еще и их направление в пространстве. Величины, которые кроме абсолютной величины характеризуются еще и направлением, называются векторными.
Определение Вектором называется направленный отрезок, который определяется двумя точками: первая точка определяет начало вектора, а вторая - его конец. Поэтому еще говорят, что вектор - это упорядоченная пара точек.
На рисунке вектор изображается отрезком прямой, на котором стрелкой отмеченное направление от начала вектора к его концу. Например, рис. 2.1.
Если
начало вектора совпадает с точкой
,
а конец с точкой,
то вектор обозначается
.
Кроме этого, часто векторы обозначают
одной маленькой буквой со стрелкой над
ней.
В книжках иногда стрелку опускают, тогда
для обозначения вектора употребляют
жирный шрифт.
К векторам относится нулевой вектор , у которого начало и конец совпадают. Он обозначается или просто.
Расстояние
между началом и концом вектора называется
его длиной,
или модулем
.
Модуль вектора обозначается двумя
вертикальными черточками слева:
,
или без стрелочек
или.
Векторы, параллельные до одной прямой, называются коллинеарными .
Векторы, лежащие в одной плоскости или параллельные одной и той же плоскости, называются компланарными.
Нулевой вектор считается коллинеарным к любому вектору. Длина его равна 0.
Определение
Два вектора
и
называются равными (рис. 2.2), если они:
1)коллинеарны
;
2) сонаправлены 3) равны по длине.
Это
записывают так:
(2.1)
Из определения равенства векторов вытекает, что при параллельном переносе вектора получается вектор, равный начальному, потому начало вектора можно разместить в любую точку пространства. Такие векторы (в теоретической механике, геометрии), начало которых можно размещать в любой точке пространства, называют свободными . И именно такие векторы мы будем рассматривать.
Определение
Система
векторов
называется линейно зависимой, если
существуют такие постоянные
,
среди которых есть хотя бы одна отличная
от нуля, и для которых выполняется
равенство.
Определение Базисом в пространстве называются произвольные три некомпланарных вектора, которые взяты в определенной последовательности .
Определение
Если
-
базис и вектор,
то числа
называются
координатами векторав данном базисе.
Координаты
вектора будем писать в фигурных скобках
после обозначения вектора. Так, например,
означает, что векторв некотором выбранном базисе имеет
разложение:
.
Из свойств умножения вектора на число и сложения векторов вытекает утверждение относительно линейных действий над векторами, которые заданы координатами.
Для того, чтобы найти координаты вектора, если известны координаты его начала и конца, необходимо из соответствующей координаты его конца отнять координату начала.
Линейные операции над векторами
Линейными операциями над векторами называются операции сложения (вычитания) векторов и умножения вектора на число. Рассмотрим их.
Определение
Произведением вектора
на число
называется вектор, совпадающий по
направлению с вектором,
если
,
имеющий противоположное направление,
если
отрицательное. Длина этого вектора
равна произведению длины векторана модуль числа
.
Пример
.
Построить вектор
,
если
и
(рис. 2.3).
При умножении вектора на число его координаты умножаются на это число .
Действительно, если , то
Произведением
вектора
на
называется вектор
;
- противоположено направленный.
Отметим, что вектор, длина которого равна 1, называется единичным (или ортом ).
Пользуясь
операцией умножения вектора на число,
любой вектор можно выразить через
единичный вектор того же направления.
Действительно, поделив вектор
на его длину(т.е. умноживна),
получим единичный вектор того же
направления, что и вектор.
Его будем обозначать
.
Отсюда следует, что
.
Определение Суммой двух векторов иназывается вектор, который выходит из их общего начала и является диагональю параллелограмма, стороны которого векторыи(рис. 2.4).
.
По
определению равных векторов
поэтому
-правило
треугольника
.
Правило треугольника можно распространить
на любое количество векторов и таким
образом получить правило многоугольника:
- это вектор, который соединяет начало
первого векторас концом последнего вектора(рис.
2.5).
Итак, для того чтобы построить вектор суммы, надо к концу первого вектора пристроить начало второго, к концу второго пристроить начало третьего и так далее. Тогда вектором суммы и будет вектор, который соединяет начало первого из векторов с концом последнего .
При сложении векторов складываются и их соответствующие координаты
Действительно,
если
и
,
Если
векторы
ине
компланарны, то их сумма является
диагональю
параллелепипеда, построенного на этих
векторах (рис. 2.6)
,
где
Свойства:
- коммутативность;
- ассоциативность;
- дистрибутивность по отношению к умножению на число
.
Т.е. векторную сумму можно преобразовывать по тем же правилам, что и алгебраическую.
Определение
Разностью
двух векторов
иназывают такой вектор,
который при сложении с векторомдает вектор.
Т.е.
если
.
Геометрическипредставляет собой вторую диагональ
параллелограмма, построенного на
векторахис
общим началом и направленную из конца
векторав
конец вектора(рис.
2.7).
Проекция вектора на ось. Свойства проекций
Вспомним понятие числовой оси. Числовой осью называют прямую, на которой определено:
направление (→);
начало отсчета (точка О);
отрезок, который принимают за единицу масштаба.
Пусть
имеется вектор
и ось.
Из точекиопустим
перпендикуляры на ось.
Получим точкии-
проекции точеки(рис. 2.8 а).
Определение
Проекцией
вектора
на осьназывается длина отрезка
этой оси, который расположен между
основаниями проекций начала и конца
вектора
на ось.
Она берется со знаком плюс, если
направление отрезка
совпадает с направлением оси проекций,
и со знаком минус, если эти направления
противоположны. Обозначение:
.
Определение
Углом между
вектором
и осьюназывается угол,
на который необходимо кратчайшим образом
повернуть ось,
чтобы она совпадала с направлением
вектора
.
Найдем
:
На
рис.2.8 а представлена:
.
На рис. 2.8 б) : .
Проекция
вектора на ось равна произведению длины
этого вектора на косинус угла
между
вектором и осью проекций:
.
Свойства проекций :
Если
,
то векторы называются ортогональными
Пример
.
Заданы
векторы
,
.Тогда
.
Пример.
Если начало вектора
находится в точке
,
а конец в точке
,
то вектор
имеет координаты:
Определение
Углом между
двумя векторами
иназывается наименьший угол
(рис. 2.13) между этими векторами, сведенными
в общее начало.
Угол между векторами исимволически записывают таким образом:.
Из
определения следует, что угол
между векторами может изменяться в
пределах
.
Если
,
то векторы называются ортогональными.
.
Определение.
Косинусы углов вектора с осями координат
называются направляющими косинусами
вектора. Если вектор
образует с осями координат углы
.
Решение задач на равновесие сходящихся сил с помощью построения замкнутых силовых многоугольников сопряжено с громоздкими построениями. Универсальным методом решения таких задач является переход к определению проекций заданных сил на координатные оси и оперирование с этими проекциями. Осью называют прямую линию, которой приписано определенное направление.
Проекция вектора на ось является скалярной величиной, которая определяется отрезком оси, отсекаемым перпендикулярами, опущенными на нее из начала и конца вектора.
Проекция вектора считается положительной, если направление от начала проекции к ее концу совпадает с положительным направлением оси. Проекция вектора считается отрицательной, если направление от начала проекции к ее концу противоположно положительному направлению оси.
Таким образом, проекция силы на ось координат равна произведению модуля силы на косинус угла между вектором силы и положительным направлением оси.
Рассмотрим ряд случаев проецирования сил на ось:
Вектор силы F (рис. 15) составляет с положительным направлением оси х острый угол .
Чтобы найти проекцию, из начала и конца вектора силы опускаем перпендикуляры на ось oх ; получаем
1. F x = F cos α
Проекция вектора в данном случае положительна
Сила F (рис. 16) составляет с положительным направлением оси х тупой угол α.
Тогда F x = F cos α, но так как α = 180 0 - φ,
F x = F cos α = F cos180 0 - φ =- F cos φ.
Проекция силы F на ось oх в данном случае отрицательна.
Сила F (рис. 17) перпендикулярна оси oх .
Проекция силы F на ось х равна нулю
F x = F cos 90° = 0.
Силу, расположенную на плоскости хоу (рис. 18), можно спроектировать на две координатные оси ох и оу .
Силу F можно разложить на составляющие: F x и F y . Модуль вектора F x равен проекции вектора F на ось ox , а модуль вектора F y равен проекции вектора F на ось oy .
Из ΔОАВ : F x =F cos α, F x =F sin α.
Из ΔОАС : F x =F cos φ, F x =F sin φ.
Модуль силы можно найти по теореме Пифагора:
Проекция векторной суммы или равнодействующей на какую-либо ось равна алгебраической сумме проекций слагаемых векторов на ту же ось.
Рассмотрим сходящиеся силы F 1 , F 2 , F 3 , и F 4 , (рис. 19, а). Геометрическая сумма, или равнодействующая, этих сил F определяется замыкающей стороной силового многоугольника
Опустим из вершин силового многоугольника на ось x перпендикуляры.
Рассматривая полученные проекции сил непосредственно из выполненного построения, имеем
F = F 1x +F 2x +F 3x + F 4x
где n - число слагаемых векторов. Их проекции входят вышеуказанное уравнение с соответствующим знаком.
В плоскости геометрическую сумму сил можно спроецировать на две координатные оси, а в пространстве – соответственно на три.
Ось – это направление. Значит, проекция на ось или на направленную прямую считается одним и тем же. Проекция бывает алгебраическая и геометрическая. В геометрическом понимают проекцию вектора на ось как вектор, а алгебраическом – число. То есть применяются понятия проекция вектора на ось и числовая проекция вектора на ось.
Если имеем ось L и ненулевой вектор A B → , то можем построить вектор A 1 B 1 ⇀ , обозначив проекции его точек A 1 и B 1 .
A 1 B → 1 будет являться проекцией вектора A B → на L .
Определение 1
Проекцией вектора на ось называют вектор, начало и конец которого являются проекции начала и конца заданного вектора. n p L A B → → принято обозначать проекцию A B → на L . Для построения проекции на L опускают перпендикуляры на L .
Пример 1
Пример проекции вектора на ось.
На координатной плоскости О х у задается точка M 1 (x 1 , y 1) . Необходимо построить проекции на О х и О у для изображения радиус-вектора точки M 1 . Получим координаты векторов (x 1 , 0) и (0 , y 1) .
Если идет речь о проекции a → на ненулевой b → или проекции a → на направление b → , то имеется в виду проекция a → на ось, с которой совпадает направление b → . Проекция a → на прямую, определяемая b → , имеет обозначение n p b → a → → . Известно, что когда угол между a → и b → , можно считать n p b → a → → и b → сонаправленными. В случае, когда угол тупой, n p b → a → → и b → противоположно направлены. В ситуации перпендикулярности a → и b → , причем a → - нулевой, проекция a → по направлению b → является нулевым вектором.
Числовая характеристика проекции вектора на ось – числовая проекция вектора на заданную ось.
Определение 2
Числовой проекцией вектора на ось называют число, которое равно произведению длины данного вектора на косинус угла между данным вектором и вектором, который определяет направление оси.
Числовая проекция A B → на L имеет обозначение n p L A B → , а a → на b → - n p b → a → .
Исходя из формулы, получим n p b → a → = a → · cos a → , b → ^ , откуда a → является длиной вектора a → , a ⇀ , b → ^ - угол между векторами a → и b → .
Получим формулу вычисления числовой проекции: n p b → a → = a → · cos a → , b → ^ . Она применима при известных длинах a → и b → и угле между ними. Формула применима при известных координатах a → и b → , но имеется ее упрощенный вид.
Пример 2
Узнать числовую проекцию a → на прямую по направлению b → при длине a → равной 8 и углом между ними в 60 градусов. По условию имеем a ⇀ = 8 , a ⇀ , b → ^ = 60 ° . Значит, подставляем числовые значения в формулу n p b ⇀ a → = a → · cos a → , b → ^ = 8 · cos 60 ° = 8 · 1 2 = 4 .
Ответ: 4.
При известном cos (a → , b → ^) = a ⇀ , b → a → · b → , имеем a → , b → как скалярное произведение a → и b → . Следуя из формулы n p b → a → = a → · cos a ⇀ , b → ^ , мы можем найти числовую проекцию a → направленную по вектору b → и получим n p b → a → = a → , b → b → . Формула эквивалента определению, указанному в начале пункта.
Определение 3
Числовой проекцией вектора a → на ось, совпадающей по направлению с b → , называют отношение скалярного произведения векторов a → и b → к длине b → . Формула n p b → a → = a → , b → b → применима для нахождения числовой проекции a → на прямую, совпадающую по направлению с b → , при известных a → и b → координатах.
Пример 3
Задан b → = (- 3 , 4) . Найти числовую проекцию a → = (1 , 7) на L .
Решение
На координатной плоскости n p b → a → = a → , b → b → имеет вид n p b → a → = a → , b → b → = a x · b x + a y · b y b x 2 + b y 2 , при a → = (a x , a y) и b → = b x , b y . Чтобы найти числовую проекцию вектора a → на ось L , нужно: n p L a → = n p b → a → = a → , b → b → = a x · b x + a y · b y b x 2 + b y 2 = 1 · (- 3) + 7 · 4 (- 3) 2 + 4 2 = 5 .
Ответ: 5.
Пример 4
Найти проекцию a → на L , совпадающей с направлением b → , где имеются a → = - 2 , 3 , 1 и b → = (3 , - 2 , 6) . Задано трехмерное пространство.
Решение
По заданным a → = a x , a y , a z и b → = b x , b y , b z вычислим скалярное произведение: a ⇀ , b → = a x · b x + a y · b y + a z · b z . Длину b → найдем по формуле b → = b x 2 + b y 2 + b z 2 . Отсюда следует, что формула определения числовой проекции a → будет: n p b → a ⇀ = a → , b → b → = a x · b x + a y · b y + a z · b z b x 2 + b y 2 + b z 2 .
Подставляем числовые значения: n p L a → = n p b → a → = (- 2) · 3 + 3 · (- 2) + 1 · 6 3 2 + (- 2) 2 + 6 2 = - 6 49 = - 6 7 .
Ответ: - 6 7 .
Просмотрим связь между a → на L и длиной проекции a → на L . Начертим ось L , добавив a → и b → из точки на L , после чего проведем перпендикулярную прямую с конца a → на L и проведем проекцию на L . Существуют 5 вариаций изображения:
Первый случай при a → = n p b → a → → означает a → = n p b → a → → , отсюда следует n p b → a → = a → · cos (a , → b → ^) = a → · cos 0 ° = a → = n p b → a → → .
Второй случай подразумевает применение n p b → a → ⇀ = a → · cos a → , b → , значит, n p b → a → = a → · cos (a → , b →) ^ = n p b → a → → .
Третий случай объясняет, что при n p b → a → → = 0 → получаем n p b ⇀ a → = a → · cos (a → , b → ^) = a → · cos 90 ° = 0 , тогда n p b → a → → = 0 и n p b → a → = 0 = n p b → a → → .
Четвертый случай показывает n p b → a → → = a → · cos (180 ° - a → , b → ^) = - a → · cos (a → , b → ^) , следует n p b → a → = a → · cos (a → , b → ^) = - n p b → a → → .
Пятый случай показывает a → = n p b → a → → , что означает a → = n p b → a → → , отсюда имеем n p b → a → = a → · cos a → , b → ^ = a → · cos 180 ° = - a → = - n p b → a → .
Определение 4
Числовой проекцией вектора a → на ось L , которая направлена как и b → , имеет значение:
- длины проекции вектора a → на L при условии, если угол между a → и b → меньше 90 градусов или равен 0: n p b → a → = n p b → a → → с условием 0 ≤ (a → , b →) ^ < 90 ° ;
- ноля при условии перпендикулярности a → и b → : n p b → a → = 0 , когда (a → , b → ^) = 90 ° ;
- длины проекции a → на L , умноженной на -1, когда имеется тупой или развернутый угол векторов a → и b → : n p b → a → = - n p b → a → → с условием 90 ° < a → , b → ^ ≤ 180 ° .
Пример 5
Дана длина проекции a → на L , равная 2 . Найти числовую проекцию a → при условии, что угол равен 5 π 6 радиан.
Решение
Из условия видно, что данный угол является тупым: π 2 < 5 π 6 < π . Тогда можем найти числовую проекцию a → на L: n p L a → = - n p L a → → = - 2 .
Ответ: - 2 .
Пример 6
Дана плоскость О х y z с длиной вектора a → равной 6 3 , b → (- 2 , 1 , 2) с углом в 30 градусов. Найти координаты проекции a → на ось L .
Решение
Для начала вычисляем числовую проекцию вектора a → : n p L a → = n p b → a → = a → · cos (a → , b →) ^ = 6 3 · cos 30 ° = 6 3 · 3 2 = 9 .
По условию угол острый, тогда числовая проекция a → = длине проекции вектора a → : n p L a → = n p L a → → = 9 . Данный случай показывает, что векторы n p L a → → и b → сонаправлены, значит имеется число t , при котором верно равенство: n p L a → → = t · b → . Отсюда видим, что n p L a → → = t · b → , значит можем найти значение параметра t: t = n p L a → → b → = 9 (- 2) 2 + 1 2 + 2 2 = 9 9 = 3 .
Тогда n p L a → → = 3 · b → с координатами проекции вектора a → на ось L равны b → = (- 2 , 1 , 2) , где необходимо умножить значения на 3. Имеем n p L a → → = (- 6 , 3 , 6) . Ответ: (- 6 , 3 , 6) .
Необходимо повторить ранее изученную информацию об условии коллинеарности векторов.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Ответ:
Свойства проекций:
Свойства проекции вектора
Свойство 1.
Проекция суммы двух векторов на ось равна сумме проекций векторов на ту же ось:
Это свойство позволяет заменять проекцию суммы векторов суммой их проекций и наоборот.
Свойство 2. Если вектор умножается на число λ, то его проекция на ось также умножается на это число:
Свойство 3.
Проекция вектора на ось l равна произведению модуля вектора на косинус угла между вектором и осью:
Орт оси. Разложение вектора по координатным ортам. Координаты вектора. Свойства координат
Ответ:
Орты осей.
Прямоугольная система координат (любой размерности) также описывается набором ортов, сонаправленных с осями координат. Количество ортов равно размерности системы координат и все они перпендикулярны друг другу.
В трёхмерном случае орты обычно обозначаются
И Могут также применяться обозначения со стрелками и
При этом в случае правой системы координат действительны следующие формулы с векторными произведениями ортов:
Разложение вектора по координатным ортам.
Орт координатной оси обозначается через , оси - через , оси - через (рис. 1)
Для любого вектора который лежит в плоскости имеет место следующее разложение:
Если вектор расположен в пространстве, то разложение по ортам координатных осей имеет вид:
Координаты вектора:
Чтобы вычислить координаты вектора, зная координаты (x1; y1) его начала A и координаты (x2; y2) его конца B, нужно из координат конца вычесть координаты начала: (x2 – x1; y2 – y1).
Свойства координат.
Рассмотрим координатную прямую с началом координат в точке О и единичным вектором i. Тогда для любого вектора a на этой прямой: a = axi.
Число ax называется координатой вектора a на координатной оси.
Свойство 1. При сложении векторов на оси их координаты складываются.
Свойство 2. При умножении вектора на число его координата умножается на это число.
Скалярное произведение векторов. Свойства.
Ответ:
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется число,
равное произведению этих векторов на косинус угла между ними.
Свойства:
1. Скалярное произведение обладает переместительным свойством: ab=bа
Скалярное произведение координатных ортов. Определение скалярного произведения векторов, заданных своими координатами.
Ответ:
Скалярное произведение (×) орты
(X) | I | J | K |
I | |||
J | |||
K |
Определение скалярного произведения векторов, заданных своими координатами.
Скалярное произведение двух векторов и заданных своими координатами, может быть вычислено по формуле
Векторное произведение двух векторов. Свойства векторного произведения.
Ответ:
Три некомпланарных вектора образуют правую тройку если с конца третьего поворот от первого вектора ко второму совершается против часовой стрелки. Если по часовой – то левую., если нет то в противоположном (показать как он показывал с «ручками»)
Векторным произведением вектора а на векторb называется вектор с который:
1. Перпендикулярен векторам а иb
2. Имеет длину, численно равную площади параллелограмма, образованного на a и b векторах
3. Векторы, a ,b , и c образуют правую тройку векторов
Свойства:
1.
3.
4.
Векторное произведение координатных ортов. Определение векторного произведения векторов, заданных своими координатами.
Ответ:
Векторное произведение координатных ортов.
Определение векторного произведения векторов, заданных своими координатами.
Пусть векторы а = (х1; у1; z1) и b = (х2; у2; z2) заданы своими координатами в прямоугольной декартовой системе координат О, i, j, k, причем тройка i, j, k является правой.
Разложим а и b по базисным векторам:
а = x 1 i + y 1 j + z 1 k, b = x 2 i + y 2 j + z 2 k.
Используя свойства векторного произведения, получаем
[а; b] = =
= x 1 x 2 + x 1 y 2 + x 1 z 2 +
+ y 1 x 2 + y 1 y 2 + y 1 z 2 +
+ z 1 x 2 + z 1 y 2 + z 1 z 2 . (1)
По определению векторного произведения находим
= 0, = k, = - j,
= - k, = 0, = i,
= j, = - i. = 0.
Учитывая эти равенства, формулу (1) можно записать так:
[а; b] = x 1 y 2 k - x 1 z 2 j - y 1 x 2 k + y 1 z 2 i + z 1 x 2 j - z 1 y 2 i
[а; b] = (y 1 z 2 - z 1 y 2) i + (z 1 x 2 - x 1 z 2) j + (x 1 y 2 - y 1 x 2) k. (2)
Формула (2) дает выражение для векторного произведения двух векторов, заданных своими координатами.
Полученная формула громоздка.Используя обозначения определителей можно записать ее в другом более удобном для запоминания виде:
Обычно формулу (З) записывают еще короче: