1. Общая характеристика научного стиля.
2. Основные языковые особенности научного стиля речи.
3. Термин и его специфические свойства.
4. Краткая характеристика подстилей.
1. Общая характеристика научного стиля.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с ростом значимости науки в современном обществе допустим научный стиль речи и в устной форме: конференции, симпозиумы, семинары, научные дискуссии, и т.д.
1. Сфера использования |
||
Образование |
Просвещение |
|
2. Тематика |
||
Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности |
||
3. Цели |
||
Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.) |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области. |
4. Подстили |
||
Собственно научный |
Учебно – научный |
Научно - популярный |
5. Основные жанры |
||
Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др. |
Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио) |
|
6. Основные языковые черты |
||
Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения |
7. Ведущие стилевые черты |
||
Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность |
Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность |
2. Основные языковые особенности научного стиля речи.
Основные черты научного стиля являются: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения, эти черты реализуются использованием следующих языковых элементов.
Лексика:
Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность : активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер ), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать ); научный стиль не обладает свойством общедоступности;
Использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный );
Специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.
Речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…
Многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видеть в значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся »;
Стремление к обобщению проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной : частотными являются существительные с абстрактными значениями типа мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.;
Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;
Отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.
Морфология:
Существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция ;
Ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла ;
Формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;
Сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный ;
Краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален ;
Глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;
Формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;
Местоимение МЫ вместо Я;
Предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;
Краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;
Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент ; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.
Синтаксис:
Максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций : считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т.п.;
Стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь» . Наиболее типичными являются сложноподчиненные предложения с придаточным причины и условия : «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом ».
Цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории и т.п.
Характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;
Использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;
Использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения ;
Использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.
Характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;
Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.
Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.
Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Пример: текст по геометрии не похож на материал по философии.
Научный стиль речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.
- Понятность. Заключается в ясности и доступности изложения.
- Последовательность. Определяется правильным содержанием текста, разбитого логическими частями.
- Логичность. Заключается во взаимосвязанном содержании текста, состоящего из логичных блоков.
Научная сфера включает в себя две главные функции: изучение новых знаний и донесение их до слушателей. Функции научного языка передаются в точности информации, способах хранения. Этап изучения и совершения открытия играют самую важную роль в научной сфере, но к изучению новых знаний научный стиль речи относится больше.
Формы стиля
Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная.
А
Письменная считается основой научной речи. Она помогает надолго зафиксировать материал, неоднократно к нему возвращаться, выступает надежным источником хранения, помогает обнаружить допущенные ошибки, наиболее экономна (скорость восприятия информации зависит от самого человека). Пример экономичности: научный доклад в устной форме длится 30 мин, а его прочтение занимает только 10 мин.
Б Устная форма используется так же часто, как и письменная, но имеет второстепенное значение, потому что текст, прежде всего, составляют, обрабатывают и только потом проговаривают устно.
Способы выражения
Написание научного или другого вида речи подразумевает под собой применение неодинаковых способов изложения информации. Самыми распространенными считаются следующие способы:
- Исторический. Информация описывается согласно хронологии событий, описываются изменения, произошедшие со временем.
- Последовательный. Текст содержит структурированный завершенный вид.
- Концентрированный. Информация сконцентрирована вокруг главной темы, раскрытие которой начинается с общего вопроса и заканчивается конкретным рассмотрением.
- Дедуктивный. Информация в тексте начинается с общих положений и заканчивается конкретными деталями и изложением фактов.
- Индуктивный. Информацию располагают согласно конкретным правилам, начинают с конкретных вопросов, постепенно переходя к общему содержанию.
Жанры и разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи применяется во многих сферах человеческой деятельности. Он влияет на разнообразие литературного языка, так как техническое развитие человечества способствует появлению большого количества новых терминов и определений. Технические определения пришли в обиход русского языка из журналов, словарей, специальных изданий.
Развитие и массовое применение этого вида повлияло на разновидности научного стиля речи:
- Научный. Этот стиль предназначен для ученых и узко профильных специалистов. В него входит доклад, статьи, диссертации. Его цель состоит в нахождении, представлении новых знаний или открытий.
- Научно - популярный. Научно - популярный стиль включает в себя учебные лекции, очерки или статьи. Аудитория этого стиля не обладает специальными знаниями. Он пишется общедоступным языком, имеет художественный окрас. Цель научно - популярного стиля заключается в знакомстве аудитории с научными явлениями, фактами. Использование специальных терминов и цифр минимально.
- Учебно - научный. Учебно - научные стилевые жанры включают в себя многопрофильные учебные материалы, методички, конспекты, книги необходимые для эффективного изучения предмета. Он адресован студентам и ученикам. Главная цель заключается в обучении новым знаниям и материалам. В учебно - научном стиле используются специальные термины и определения.
Пример: «физика – это наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении».
Жанры учебно - научной речи: ответы, сообщение, рассуждения, пояснение.
- Деловой. Деловой подстиль научной речи состоит из технической информации, контрактов, инструкций. Он занимает важное место в этом стиле речи, включает в себя элементы официального стиля. Такие жанры, как отчет о проделанной научной работе или исследовательские материалы. К деловой речи предъявляют ряд требований: уникальные языковые средства, ясное, точное описание, должное хранение материала, соответствие стандартам деловой речи.
- Информационный. Это аннотация, рефераты, информационные описания.
- Справочный. Справочные подстили представляют собой справочную информацию: каталоги, энциклопедии, словари.
Жанры и подстили научного стиля выполняют отдельные функции, используются только по назначению. Жанры научного стиля сохраняют языковые средства, содержат его признаки и черты.
Языковые особенности научного стиля
Любая форма и вид речи имеет свои характерные признаки и свойства. Признаки научного стиля:
А
Лексические. Лексические признаки научного стиля речи вытекают из использования в тексте специальной терминологии и фразеологии. Лексика применяется в словах, подразумевающих под собой конкретное определение или понятие.
Пример: «Аксиома - это математический термин, а меридиана - географический»
Лексика научного стиля отличается от других видов применением обобщающих слов. Лексика разговорного или экспрессивного жанра, наоборот, не применяется, как и узкоспециализированная терминология.
Язык науки в качестве главного средства выражения подразумевает понятие. Оно помогает обозначить не конкретный предмет, а образ или действие. Понятие показывает содержание терминов, является одним из главных элементов научного стиля.
Пример применения понятий: радиоволны, оптика, кислота.
Часть терминов русского языка появилась из иностранных выражений. Термины читаются условными средствами научной речи и рассматриваются как отдельные элементы русского языка. Согласно статистическим данным, термины заполняют 25% текста, придавая ему конкретный завершенный вид.
Главным правилом их использования является простота и современность. Они должны логически вписываться в текст, быть наиболее близки к международному языку.
Пример общепринятых терминов: макро, микро, био, нео и так далее.
Б
Лингвистические. Для этого вида характерна объективность и безэмоциональные средства выражения. Узкоспециализированная сфера общения несет ряд морфологических особенностей. Лингвистические средства научного стиля отличаются от других видов своей отвлеченностью, обобщением в речи, степенью повторений. Для экономичного использования лексических средств, в речи применяют укороченные фразы.
Пример упрощения языковых средств: замена существительного с женского на мужской род, множественного числа на единственное.
Глаголы в научном стиле меняются на существительные. Так нужно для уменьшения их в тексте и улучшения качества материала, потому что использование большого количества глаголов в тексте ведет к лексической потере, делая его абстрактным. Однако, это не мешает содержать ряд глаголов, сохраняющих необходимые сочетания слов, передающих главное лингвистическое значение.
Пример применения глаголов: производится, существовать, продолжать и так далее.
Для придания тексту обобщенного вида используются именные сказуемые в несовершенном виде. Они могут быть в будущем времени. Личные местоимения зависят от самого научного текста, в основном применяются в 3 лице.
В
Синтаксические. Синтаксические предложения состоят из сложных местоимений, имеют сложное строение с использованием составного сказуемого. Текст этого вида делится на части: введение, содержание, заключение.
Сложные предложения помогают яснее показать значение слова, связать между собой термины, причины, следствие. Синтаксис научного стиля определяется обобщенным и однородным элементом речи. В тексте используются составные подчиненные предложения, сложные союзы и наречия. Примеры синтаксического предложения можно найти в научных энциклопедиях или учебниках.
Использование словосочетаний помогает объединить части речи. Главным требованием синтаксического текста считается логическое связывание между собой предложений. Они должны быть правильно построены, дополняя друг друга. Такие предложения не имеют главного действующего лица, вопросительная форма отсутствует.
Пример анализа русского научного текста
«Графика - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику».
Тема текста: научное значение графики;
Идея: определение и вид графики;
Стиль: научный;
Жанр: научно-справочный.
Анализ стилистический
- характеристика текста: фонетико - стилистический;
- стиль повествовательный, не восклицательный, книжный;
- текст соответствует нормам литературного произношения;
- расположение пауз и синтагм соответствует научному стилю речи;
- предложения построены логически верно и тесно связаны по смыслу между собой;
- структура текста правильная, последовательная.
Анализ лексическо - семантический
Слова используются однозначные в прямом значении, фразы с применением терминологии.
Без научного стиля речи немыслимы лекции, доклады, школьные уроки и другие выступления, связанные с наукой, передачей точной информации и знаний.
При написании научной статьи, дипломной или курсовой работы, необходимо придерживаться определенного стиля речи – научного. Научный стиль речи имеет свои особенности и специфику. Авторам научных работ необходимо придерживаться определенных правил и избегать некоторых языковых приемов.
Научный стиль речи предназначен для одной единственной цели – передача структурированной, логически выстроенной информации с аргументацией её истинности. Научный стиль подразумевает полное отсутствие эмоционально окраса текста. Умение писать научным стилем пригодится при написании научной статьи.
Подтипы научного стиля речи
Основываясь на дисциплине или тематике, выделяют следующие подтипы:
- научно-технический
- научно-естественный
- научно-гуманитарный
В зависимости от сферы применения и формы изложения выделяют подтипы
- собственно-научный – применяется в монографиях, статьях, докладах и т.д.
- научно-информативный – применяется в рефератах, учебниках, учебных пособиях и т.д.
- научно-популярный – применяется в очерках, книгах, лекциях и т.д.
Особенности и аспекты научного стиля речи
Несмотря на различия, подтипы научного стиля объединены один важным свойством – доминантой. Доминанта научного стиля – логичная речь, сухие факты, точность определений.
Под точностью научной речи понимается использование языковых средств, которые обладают однозначностью и способны лучшим образом передать суть определения или понятия (иначе говоря – логически полная мысль об явлении, предмете).
Примеры научного стиля речи
Научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Важно понимать, что термины-метафоры не попадают под эту категорию.
Примеры:
- В физике – атомная масса
- В биологии – пестик цветка
- В анатомии – ушная раковина
Абстрактность и отвлеченность научного языка обособлено спецификой научного познания. Любая сфера науки выражает обобщенную мысль, требующая конкретизации и доказательства.
Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – любое слово в определении можно декомпозировать на отдельное определение.
К слову, не соблюдение научного стиля речи – одна из наиболее .
Что не следует употреблять в научном стиле речи
Научная работа выполняется в строгой структуре изложения и требует соблюдение логики повествования. Необходимо заранее продумать общую концепцию и раздробить ее на более мелкие определения, выстроив полноценную цепочку.
Цель научной работы – поиск существующей проблемы и предложение актуального решения с необходимой доказательной базой. Здесь неуместны авторское «я» и прочие местоимения: «мы», «вы», «они». Изложение должно вестись в одном времени (используется в основном «прошедшее время»).
Эмоциональный окрас текста также неприемлем. Текст должен излагаться четко, сухо, ясно, объективно. Согласитесь, сложно представить подобный текст в научной работе посреди формул и доказательств:
«Я долго бился над решением этой сложной проблемы и наконец нашел выход»
Используйте нейтральные языковые выражения без каких-либо обращений к читателю. Перед написанием собственной научной работы рекомендуем ознакомиться с чужими трудами и перенять у них стиль изложения – это значительно упросит для вас процесс написания текста и вдобавок разовьет лексикон.
Общие данные
Вопросы лекции:
Понятие научного стиля. Его функции.
Особенности научного стиля на различных языковых уровнях.
Система жанров научного стиля.
1. Понятие научного стиля. Его функции.
Научный стиль 1 – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами на латинском языке, ставшем интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного языка можно считать строгое логическое изложение Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIIIв., когда стала создаваться русская научная терминология. Научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половинеXIXв. – в период научной деятельности крупнейших ученых этого времени.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии, философии или истории.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения (как можно более точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т. д.). Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.
Нередко научный стиль называют «сухим», лишенным элементов эмоциональности и образности. Однако зачастую в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые (будучи, правда, дополнительным приемом) заметно выделяются на фоне чисто научного изложения и придают научной прозе дополнительную убедительность. Вот, например, отрывок из научной работы известного хирурга середины XIXв. Н.И. Пирогова: «Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменяется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно сберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание».
Основная функция научного стиля – не только передача логической информации, но и доказательство ее истинности, а часто – новизны и ценности.
Функция доказательности проявляется в формальной структуре стиля. В образцах некоторых разновидностей научного стиля, например математической, аргументация нередко прямо именуется доказательством.
Педагог Е.И. Кореневский, подтверждая, что доказательность – одна из важнейших функций научного стиля, критикует стиль некоторых методических сочинений: «...в них отсутствует описание пути, каким пришел автор к мысли о необходимости применять тот или иной прием в преподавании... Зачастую конкретный вопрос методики излагается у нас так, как будто бы до этого времени никто в печати и не касался его... В результате всего этого – отсутствие настоящей доказательности в методических сочинениях, что лишает их убедительности».
Вторичная функция научного стиля, связанная с его основной функцией, – активизация логического мышления читателя (слушателя). В научно-учебном подстиле научного стиля эта функция приобретает первостепенное значение. Задача научно-популярного подстиля иная: заинтересовать неспециалиста научной информацией.
Основная функция научного стиля обусловила его основные отличительные признаки. В зависимости от «чистоты» их проявления научный стиль делится на три основные разновидности – три подстиля:собственно научный, научно-учебный, научно-популярный (близкий к художественному и публицистическому стилям). В литературе подстили нередко именуютсястилями .
Кроме того, научный стиль имеет разновидности в зависимости от рода науки (точнее, цикла наук). Так, физико-математическая и общественно-политическая разновидности научного стиля представляют собой его противоположные полюсы.
Оценивая роль научного стиля русского языка, надо иметь в виду, что он не только обслуживает отечественную научную и научно-педагогическую сферу, но и становится важным фактором международного научного общения.
Научный стиль речи
Научный стиль речи - функциональный стиль, который обслуживает сферу науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в высших учебных заведениях.
Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки - естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы)
Подстили :
1) собственно-научный , адресат - ученые, а цель - получение нового знания о природе, человеке, обществе; (его жанры - монография, статья, доклад ),
2) научно-учебный , адресат - новые поколения, цель - усвоение научной картины мира; (жанры - учебник, методическое пособие, лекция ),
3) научно-технический , адресат - специалисты технико-технологического профиля, целью - применение достижений фундаментальной науки в практике; (жанры - реферат, аннотация, патентное описание, словарь, справочник, каталог )
4) научно-популярный , адресат - широкие слои населения, цель - повышение общего культурного уровня народа (очерк и др.).
Специфические черты научного стиля во всех его разновидностях:
1) точное и однозначное выражение мыслей
2) отвлеченная обобщённость
3) подчеркнутая логичность изложения
4) ясность, аргументированность
Признаки подстилей:
Собственно-научный подстиль - академическое изложение, адресованное специалистам, точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.
Научно-популярный подстиль адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.
Научно-учебный подстиль адресован будущим специалистам, поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.
Языковые особенности научного стиля
Отвлечённость и обобщённость - почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлечённого понятия или абстрактного предмета - «скорость», «время», «количество», «качество», «закономерность», «развитие».
Часто подобные слова употребляются во множ. числе: «величины», «частоты», «силы», «широты», «пустоты», «скорости». «Примем данное химиками определение молекул как мельчайших частиц вещества, из которых построены более крупные предметы, и приведём несколько рассуждений». В высказывании каждое из слов выражает либо общее понятие («определение», «рассуждение»), либо абстрактный предмет («молекула», «частица», «вещество»), Даже конкретная лексика («химики») выступает для обозначения общего понятия - это не известные нам люди, но химики как представители данной области знания, химики вообще.
Основные черты лексики научного стиля:
1 однородность,
2 отсутствуют лексика разговорно-просторечная, оценочная, эмоционально-экспрессивная,
3 много слов среднего рода: явление, свойство, развитие,
4 много абстрактной лексики - система, период, случай,
5 сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл);
В синтаксисе используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные - с целью привлечь внимание к проблеме.
В научном стиле не принято местоимение «я» , его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).
Логичность научной речи - ещё одна специфическая ее черта. Логичность присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении в абзаце и между абзацами, в целом в тексте.
Принцип логичности реализуется:
1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями;
2) употребление наречий - «сначала», «прежде всего», «далее», «потом»,
3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания, - «следовательно», «во-вторых», «итак», «таким образом»;
4) употребление союзов - «так как», «потому что», «чтобы»;
5) использование конструкций - «Теперь остановимся на свойствах....», «Перейдем к рассмотрению вопроса....», «Далее отметим…»
6) преобладание сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчинённых.
Специфика стиля научно литературы связанасо спецификой технических теорий. Технические теории описывают объекты, которые ещё только предстоит создать. Языковые средства: употребление глаголов в будущем времени, в повелительном наклонении.
Различного рода технологические предписания, указания, рецептурные требования используют большой набор стандартных выражений, словесных клише, штампов, («после чего необходимо произвести следующее...», «необходимо соблюдать указанную последовательность...»).
Формы реализации научного стиля , его жанры: монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конференциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции, учебники и учебные пособия.
Язык научного стиля дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами.
Способы создания жанров научной литературы: описание и рассуждение.
Научное описание не содержит события, в нём нет сюжета и действующих лиц. Цель - раскрыть признаки предмета, явления, установить связи и соотношения. Описания обычно невелики по объёму. Различают описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре данного типа речи может быть один предмет, процесс, явление или сравнение. В научных описаниях часто прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание присутствует практически во всех жанрах научного стиля речи.
Рассуждение - самый распространённый тип научной речи. Его цель в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые не подвергаются сомнению. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Пример наиболее строгих рассуждений: доказательство теорем в математике, выведение физических и химических формул.
Методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия.
Дедукция (лат. - выведение) - это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к частным положениям и законам. Дедуктивный метод рассуждения активно применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным вопросам, на семинарах в вузах.
Композиция дедуктивного рассуждение состоит из трёх этапов:
1)выдвигается тезис (от греч. - положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч.- основание, предположение).
2)основная часть рассуждения - развитие тезиса, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов - логических доводов
3) выводы и предложения.
Индуктивный метод (лат. - наведение)- это движение мысли от частного к общему, движение от знания единичных фактов к знанию общего правила, к обобщению.
Композиция индукции:
1) во вступлении не выдвигается тезис, но определяется цель предпринятого исследования.
2) основная часть - излагаются накопленные факты, рассказывается о технологииих получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала.
3) на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена закономерность, определены свойства материала. Научные сообщения на конференциях, монографии, отчёты о (НИРС)научно-исследовательской работе строятся как индуктивное рассуждение.
Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю и берёт своё начало со знаменитых «сократических бесед», когда с помощью искусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец приводил своих слушателей к истинному знанию. В этот момент проявляется одно из главных преимуществ проблемного изложения: осознание слушателем, что он идёт по пути познания истины, оказывается способным на открытие, он сопричастен исследователю. Это активизирует мыслительные и эмоциональные возможности, поднимает уровень самооценки и способствует развитию личности.
Аналогия - в изложении восходит к логической операции «умозаключение по аналогии». Его суть можно сформулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным средством наглядного объяснения, поэтому особенно важно её применение в научной литературе.