В организме человека и животных различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.
Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.
Учащиеся зарисовывают таблицу
«Ткани животных и человека»
Ткани | Разновидности | Функции | Особенности строения | Месторасположение |
Эпителиальная | Однослойный, многослойный, железистый, мерцательный | Защитная, секреторная, всасывающая | клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) | Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела |
Соединительная | Костная Хрящевая Кровь Жировая ткань Эластичная соединительная ткань | Опорная, защитная, кроветворная Опорная, защитная Дыхательная, транспортная, защитная Запасающая, защитная Опорно-защитная | Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей | Скелет Органы дыхания, ушная раковина, связки Полость сердца и кровеносных сосудов Подкожная клетчатка, между внутренними органами Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма |
Мышечная | Гладкая, Поперечнополосатая, Сердечная | Сократительная Сократительная Сократительная | Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром Длинные многоядерные волокна Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна | Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы Сердце |
Нервная | Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям | Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию | Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна |
- Эпителиальные ткани являются пограничными, так как покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Особый вид эпителиальной ткани - железистый эпителий – образует большинство желез (щитовидную, потовые, печень и др.), клетки которых вырабатывают тот или иной секрет. Эпителиальные ткани имеют следующие особенности: их клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).
Эпителиальные клетки по форме могут быть плоскими, цилиндрическими, кубическими. По количеству пластов эпителии бывают однослойные и многослойные. Примеры эпителиев: однослойный плоский выстилает грудную и брюшную полости тела; многослойный плоский образует наружный слой кожи (эпидермис); однослойный цилиндрический выстилает большую часть кишечного тракта; многослойный цилиндрический - полость верхних дыхательных путей); однослойный кубический образует канальцы нефронов почек. Функции эпителиальных тканей; защитная, секреторная, всасывания.
- Соединительные ткани (ткани внутренней среды) объединяют группы тканей мезодермального происхождения, очень различных по строению и выполняемым функциям. Виды соединительной ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Общей характерной чертой строения этих тканей является рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом , которое образовано различными волокнами белковой природы (коллагеновыми, эластическими) и основным аморфным веществом.
У каждого вида соединительной ткани особое строение межклеточного вещества, а следовательно, и разные обусловленные им функции. Например, в межклеточном веществе костной ткани располагаются кристаллы солей (преимущественно соли кальция), которые и придают костной ткани особую прочность. Поэтому костная ткань выполняет защитную и опорную функции.
Кровь - разновидность соединительной ткани, у которой межклеточное вещество жидкое (плазма), благодаря чему одной из основных функций крови является транспортная (переносит газы, питательные вещества, гормоны, конечные продукты жизнедеятельности клеток и др.).
Межклеточное вещество рыхлой волокнистой соединительной ткани, находящейся в прослойках между органами, а также соединяющей кожу с мышцами, состоит из аморфного вещества и свободно расположенных в разных направлениях эластических волокон. Благодаря такому строению межклеточного вещества кожа подвижна. Эта ткань выполняет опорную, защитную и питательную функции.
- Мышечные ткани обусловливают все виды двигательных процессов внутри организма, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток - возбудимости и сократимости. Во всех клетках мышечных тканей содержатся тончайшие сократительные волоконца - миофибриллы, образованные линейными молекулами белков - актином и миозином. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток.
Различают три вида мышечной ткани: поперечнополосатую, гладкую и сердечную. Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань построена из множества многоядерных волокноподобных клеток длиной 1-12 см. Наличие миофибрилл со светлыми и темными участками, по-разному преломляющих свет (при рассмотрении их под микроскопом), придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани. Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма. Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от воли, желания человека), потребление большого количества энергии и кислорода, быстрая утомляемость.
Сердечная ткань состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток, но обладает иными свойствами. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насосную функцию.Клетки гладкой мышечной ткани не имеют поперечной ис-черченности, они веретеновидные, одноядерные, их длина около 0,1 мм. Этот вид ткани участвует в образовании стенок трубко-образных внутренних органов и сосудов (пищеварительного тракта, матки, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Особенности гладкой мышечной ткани: непроизвольность и небольшая сила сокращений, способность к длительному тоническому сокращению, меньшая утомляемость, небольшая потребность в энергии и кислороде.
- Нервная ткань , из которой построены головной и спинной мозг, нервные узлы и сплетения, периферические нервы, выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации, поступающей как из окружающей среды, так и от органов самого организма. Деятельность нервной системы обеспечивает реакции организма на различные раздражители, регуляцию и координацию работы всех его органов.
Основными свойствами нервных клеток -
нейронов , образующих нервную ткань, являются возбудимость и проводимость. Возбудимость - это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения, а проводимость - способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой). Благодаря этим свойствам нервной ткани осуществляется восприятие, проведение и формирование ответной реакции организма на действие внешних и внутренних раздражителей.Нервная клетка, или нейрон, состоит из тела и отростков двух видов. Тело нейрона представлено ядром и окружающей его областью цитоплазмы. Это метаболический центр нервной клетки; при его разрушении она погибает. Тела нейронов располагаются преимущественно в головном и спинном мозге, т. е. в центральной нервной системе (ЦНС), где их скопления образуют серое вещество мозга. Скопления тел нервных клеток за пределами ЦНС формируют
нервные узлы , или ганглии . Короткие, древовидно ветвящиеся отростки, отходящие от тела нейрона, называются дендритами . Они выполняют функции восприятия раздражения и передачи возбуждения в тело нейрона.3. Закрепление нового материала.
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы
Что такое ткань?
Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.
Какие виды соединительной ткани вы знаете?
Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)
Шляпочные грибы
учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.
Задачи:
Сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
Выработать умение распознавать виды тканей.
Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Тип урока : комбинированный.
Оснащение урока : мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.
Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.
II. Актуализация знаний:
Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).
Чем же они отличаются?
Как связать с тканями организма?
Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2 .
Работа по группам (повторение д/з)
1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.
2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».
III. Изучение нового материала:
Тема урока: Ткани
Почему клетки одного растения такие разные
Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Эвристическая беседа с элементами игры:
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3 .
А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4 .
Одежда, защита -
Питание -
Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).
Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.
И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.
Связаны ли функции тканей с их строением?
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.
IV. Закрепление:
Привести учащихся к ситуации успеха
1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).
2. Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
Кедровые орешки -
Кончик корня -
Жилка листа -
V. Рефлексия:
На слайде 11
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
(выбрать и закончить предложение).
VI. Домашнее задание
В учебнике § 10, вопросы № 1-4
* мини-сочинение «Путешествие внутри растения».
Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют
тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.Эпителиальная ткань
(эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому
.Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.
К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.
Соединительная ткань
. Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую
похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.В
хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.Костная ткань
состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.Мышечная ткань
. Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.
Нервная ткань
. Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.
ФИО (полностью)
Эсаулова Наталья Владимировна
Место работы
МБОУ «Лицей №4» г. Камень – на – Оби
Алтайского края
Должность
Учитель биологии
Предмет
Биология
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Тема «Ткани и органы», урок 10
Базовый учебник
Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Н. И Сонин. М. Р. Сапин– М.: «Дрофа», 2010.
Цель урока:
9. Задачи:
- обучающие
дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;
- развивающие
развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;
- воспитательные
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока
Формы работы учащихся
работа в группах, защита мини - проектовНеобходимое техническое оборудование
ПК, цифровой микроскоп, световые микроскопы, нэтбуки, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей.Структура и ход урока
№ п/п
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Органи
зацион
ный момент
Создать эмоциональный настрой учащихся на работу
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, учащиеся стоят у парт по группам из 6 человек.
Л – организация внутреннего порядка, собранности.
Уважительное отношение к старшим и друг к другу.
Мотивация учебной деятельности и целеполагание
Стимулировать познавательный интерес.
Развивать способность ставить цели.
Предлагает учащимся подойти к впереди стоящей парте и взять любые карточки и расположиться по группам исходя из значений карточек. Вопрос: Почему вы объединились в группы именно так?
Подходят к парте разбирают карточки, осмысливают их, отвечают на вопрос учителя.
Садятся за парты в новых группах.
М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;
Сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Высказывать свои мысли, аргументировать их;
Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
П - формирование знаний о взаимосвязи клеток, тканей, органов, систем органов.
Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.
Актуализация опорных знаний
Подготовить учащихся к восприятию новых знаний
1.Подводит к теме урока.
2.Озвучивает тему: ткани и органы.(Слайд№1) Задачи урока.(Слайд№2)
3.Обращает внимание на рабочее место учащихся.
4.Предлагает записать тему урока.
5.Предлагает обратить внимание на листки с заданиями.
Выполнить задание№1
Вопрос: Почему в организме ткани представлены несколькими видами и типами7 (Сайд3)
6.Предлагает сформулировать определение «ткань», используя текст учебника, стр 34
(Слайд№4)1. Знакомятся с материалами на партах.
2.Записывают тему урока.
3. Называют ткань которую будет изучать каждая группа, записывают название тканей в технологическую карту учащегося.
4. Знакомятся с карточкой где даны последовательные задания.
5.Выполняют задание№1 (используют информацию в нэтбуке)
6. Высказывают свои предположения учителю.
7.Формулируют определение, записывают в карты.
М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.
Владеть монологической речью;
Умение слушать ответы одноклассников.
П – получение знаний о разновидностях тканей.
Получение новых знаний
Изучить строение и функции тканей организма человека.
Предлагает задания группам: Постановка проблемного вопроса: Существует ли взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией? (Слайд№5 )И спользуя текст учебника, дополнительный текст и рисунки в нэтбуках, выяснить взаимосвязь строения и функций тканей.
Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.
Организует обсуждение результатов работы в каждой группе.
Работают в группах.
1 группа – по заданиям изучает строение и функции эпителиальных тканей
2 группа – строение и функции мышечных тканей.
3 группа – строение и функции соединительных тканей.
4 группа - строение и функции нервной ткани
Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.
На плакат наносят основные этапы работы Дополняют знания друг друга. Делают выводы.
М - формирование умений:
Работать в группах;
Проводить наблюдение;
Сравнивать и анализировать;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Аргументировать свою точку зрения;
Работать с текстом, выделять главное;
Делать выводы и заключения;
Владеть монологической речью.
П - получение знаний о строении и функциях тканей человека;
Изучение причин такого строения;
Л - формирование личностного смысла учения (я могу);
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Закрепление и применение новых знаний
Выявить качество усвоения знаний.
Предлагает группам продемонстрировать свои мини - проекты, озвучить их, сделать вывод. (Слайды №6,7,8,9)
Постановка вопроса: что образуют ткани в организме или они расположены хаотично? (Слайд№10)
Предлагает воспользоваться учебником, стр. 39
Производят защиту своих мини - проектов.
Устанавливают микропрепараты на цифровой микроскоп.
Делают вывод.
Дают определение, что такое орган, записывают его в технологические карты.
Л - умение соотносить свои знания с жизнью;
- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.
М - умение осуществлять логические мыслительные операции;
Аргументация своей точки зрения.
П – закрепление новых знаний применение их на практике.
Информация о домашнем задании
Сообщить учащимся домашнее задание
Дифференцировать домашнее задание.
1) Учебник стр 34 - 39
2) Найти информацию о функциональном распределении тканей в организме (например в кишечнике, желудке, лёгких и т.д)
Записывают в дневники домашнее задание.
Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.
М- осуществление поиска информации из разных источников.
Л – умениенаходить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;
Умение проецировать знания на повседневную жизнь.
Подведение итогов урока, рефлексия
Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.
Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.
Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей, оценивание знаний, выставление отметок. Проводит рефлексию:
Сегодня на уроке я узнал(а)....
Я научился….
Сегодня на уроке мне понравилось...
Теперь я могу….
Меня поразило….
Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.
Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.
Л - умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Осознание необходимости образования для развития себя как личности.