Введение
1. Проксемика
2. Зоны и территории
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения: их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
1. Проксемика
Проксемика - отрасль психологических исследований, направленная на изучение влияния пространственных параметров на межличностные отношения.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).
Проксемика исследует пространственные условия общения - взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. В зависимости от времени суток, наполненности помещения, собственного физического состояния один и тот же человек может занимать в помещении разные места. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, маркеров, которые позволяют судить довольно точно о социальном положении, установках и самооценке.
Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства первоначально было продиктовано биологической целесообразностью. Человек приобрел социальные навыки лишь на последних этапах своей эволюции. До наших дней в его поведении сохранились особенности, продиктованные древними инстинктами, один из которых - территориальный.
Пионером данной области знания (проксемики) можно считать американского этнографа Эдварда Холла. Из многочисленных фактов, им собранных, мы остановимся здесь на «территориальных зонах общения».
2. Зоны и территории
а) Личная территория
Физическое тело большинства животных окружено определенной пространственной зоной, которую они считают своей собственной личной территорией. Размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. Социальное положение человека может тоже быть значимым при описании расстояния, на котором человек держится по отношению к другим людям, и этот вопрос будет обсуждаться ниже.
б) Зональные пространства
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.
Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.
Небезынтересны в этой связи наблюдения за супружескими парами специалиста по семейной терапии Д. Рассела Крейна. Он утверждает, что эмоциональную близость между супругами можно измерять в метрах и сантиметрах. Расстояние, которое выбирают для общения супружеские пары, неудовлетворенные своим браком, примерно на 30% превышает расстояние между счастливыми супругами. В среднем счастливые партнеры останавливаются на расстоянии 28,5 см друг от друга, а несчастливые - на расстоянии 37 см, но если для первых это расстояние эмоциональной близости, то для последних - непреодолимая пропасть.
Таким образом, считает С. Степанов, довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить то расстояние, которое в данный момент находит приемлемым. Например, если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близкому контакту. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом чревато тем, что ваше приближение может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может быть - как беззастенчивое заигрывание.
В целом мы не возражаем против оккупации нашей интимной зоны только в сочетании с любовью, вознаграждением и похвалой.
Личная зона (от 46 см до 1,2 метра) Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Однако люди, концентрирующиеся на внутренних переживаниях, стремятся к сохранению большего расстояния, чем экстраверты. Если человек не замечает личной зоны и слишком быстро приближается к интимной или даже вторгается в ее пределы, то он тем самым демонстрирует отсутствие у себя необходимого такта и верной оценки личности другого человека. Он в буквальном смысле слова предстает навязчивым и производит угнетающее впечатление. По сути дела, охрана личных зон является одним из главных принципов бессловесного общения.
Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Кроме того, мы обычно стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.
Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» - мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной. И мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под эту условную норму. Рослому мужчине приятно стоять рядом с невысоким собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отодвинуться подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».
Американский психолог Филипп Зимбардо обратил внимание, что люди, опасающиеся личностных контактов с окружающими, стремятся в буквальном смысле оградить себя. Усаживаясь в столовой на свободные места, они подальше отодвигают соседние стулья либо стремятся загромоздить их какими-то личными вещами, чтобы не допустить приближения возможного собеседника. Такая стратегия встречается довольно часто, и любой из нас может наблюдать ее в подобной ситуации. Таким образом, стремление сохранить почтительную дистанцию - верный признак недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности. И наоборот - спокойный, уверенный в себе человек меньше озабочен неприкосновенностью «своих границ». Человек напористый, агрессивный склонен к физическому расширению своих границ в буквальном смысле: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные локти, ноги, размашистые жесты, касающиеся окружающих предметов и людей.
В ряде экспериментов установлено, что люди, склонные к применению грубой силы, обладают более широкой интимной сферой, которая может быть вдвое больше, чем у других людей. Это объясняет тот факт, почему они гораздо раньше начинают ощущать приближающуюся угрозу и, соответственно, намного раньше прибегают к защитным мерам.
Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров) На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.
Общественная зона (более 3,6 метра) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
Следует иметь в виду, что у разных народов дистанции заметно различаются. Американский исследователь Э. Холл провел интересный эксперимент. Он «сталкивал» в деловом разговоре незнакомых коренных граждан своей страны и типичных представителей стран Латинской Америки. По итогам разговора выяснялось представление собеседников друг о друге. Холл установил, что в ходе беседы латиноамериканцы непроизвольно стремились приблизиться к партнеру, а граждане США все время отодвигались. Впоследствии, разбираясь в своем первом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он навязчивый, бесцеремонный, претендует на установление близких отношений. А представитель латиноамериканской страны также искренне полагал, что янки спесив, равнодушен, слишком официален. На самом деле сказывались различия в традиционных зональных нормах. Принятая в США дистанция делового общения кажется латиноамериканцам непомерно большой, так как они с детства усвоили принятую в их странах норму подходить к собеседнику почти вплотную.
В 1973 году под руководством А.А. Леонтьева было выполнено специальное исследование проксемических зон в русскоязычном коллективе. Оно дало следующие результаты. Личная дистанция (непринужденный разговор в домашней обстановке) для сидящих - в среднем 120 см. Это расстояние заметно уменьшается в общении между молодыми женщинами (интервал 55-100 см) и увеличивается между молодыми и пожилыми женщинами (125-230 см), а между мужчинами всех возрастов одинаково, приблизительно 70-156 см.
Попытка определить социальную дистанцию не привела ни к какому убедительному результату, так как обнаружился огромный разброс (от 30 до 840 см). Было лишь зафиксировано, что раз принятое расстояние между общающимися в дальнейшем не меняется. В целом похоже, что в русской общности сама система зон не столь стабильна и больше зависит от различных не пространственных, а ситуативных факторов.
Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность - экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, - ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.
Все это демонстрирует значение и силу дистанции и доказывает, что, как и в отношении других аспектов языка тела, всем нам полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику.
3. Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологически реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходи выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым вы только что познакомились, то это может, вызвав у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: "Держи дистанцию". Чем интимнее наши отношений с другими людьми, тем ближе разрешается нам проникать в их зоны.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая не писаные правила социальной стратификации.
4. Различие пространственных зон у горожан и жителей сельской местности
Объем личного пространства, необходимый для обитания, зависит от плотности населения людей в том месте, где люди выросли. Тем, кто вырос в редконаселенных сельских местностях, требуется более просторное личное пространство, чем тем, кто воспитывался в густонаселенных столичных городах. По тому, как человек протягивает руку для рукопожатия можно судить, проживает ли он в крупном городе или в отдаленной сельской местности. У городских жителей их личная "воздушная оболочка" составляет 46 см, и именно на столько сантиметров протягивается кисть руки от тела при рукопожатии.
Рисунок 1. Два городских жителя обмениваются рукопожатием.
Рисунок 2. Два человека из небольшого города
В таком случае руки собеседников встречаются на нейтральной территории. Люди, выросшие в районном городе, где плотность населения невысокая, могут иметь "воздушную оболочку" до 1,2 метра в радиусе или более, и именно на этом расстоянии находится кисть руки от тела, когда сельские жители здороваются за руку. Сельские жители обычно стоят прочно на земле и наклоняются навстречу вашему рукопожатию, в то время как городской житель сделает шаг вперед при рукопожатии. Люди, выросшие в отдаленных или малонаселенных сельских районах, обычно имеют очень большие потребности в личном пространстве, достигающем 9 метров. Эти Люди предпочитают не здороваться за руку, а лучше на расстоянии помахать друг другу рукой.
Рисунок 3.
5. Временные характеристики общения
Временные характеристики общения могут быть так же, как пространственные, рассмотрены в контексте невербального поведения и с точки зрения организации общения в целом. Частота и длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений – это собственно временные характеристики невербального поведения личности. Время чаще рассматривается как атрибут невербальной коммуникации, невербальных средств общения. Так, по мнению А. Шефлена, наибольшее количество информации об общающихся индивидах, о стиле их взаимодействия передается в первые 20 минут. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приема), о сложившейся системе отношений. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих, они пытаются установить на основе этого факта форму и содержание общения. Время, отведенное для высказываний в групповом и диадном общении, также изменяется под влиянием социокультурных детерминант, пола и возраста общающихся. В определенный отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, которое также определяет изменения в невербальном поведении личности; «...отдельные части (язык тела, пространство и время) складываются в одно целое – невербальное и вербальное поведение...».
ПРОКСЕМИКА
(англ. proxemics ) - научное направление, близкое к этологии и экологической психологии , занимающееся изучением пространственного поведения человека и животных. Основатель П., Э. Холл, пользовался термином «пространственная психология». Много исследований посвящено таким формам и характеристикам пространственного поведения, как территориальность, индивидуальная дистанция, персональное пространство, оптимальное размещение группы в помещении, состояние и поведение людей в толпе. (Б. М.)
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Проксемика
ПРОКСЕМИКА (с. 471) - отрасль психологических исследований, направленная на изучение влияния пространственных параметров на межличностные отношения. Начало этим исследованиям положила статья английского психолога Майкла Аргайла «Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие», которая сегодня по праву считается классической. Таковой, оценив частоту цитирования, ее еще в 1979 г. признал журнал Current Contents . В статье описывались чрезвычайно простые, но очень показательные опыты. В чем же их суть?
В большой, почти пустой комнате стоит человек. Он знает, что за ним наблюдают, что он служит «приманкой» для другого человека, который сейчас войдет в дверь. Впрочем, ничего страшного не происходит - просто двое людей поговорят друг с другом на любую тему, а психологи, придумавшие этот эксперимент, измерят расстояние, на котором находились собеседники. Вот и все.
Но такой простейший эксперимент дал неожиданные результаты. Выяснилось, что существует четкая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников. А именно: чем выше мужчина, тем ближе он подходит к «приманке», и наоборот, чем меньше его рост, тем дальше предпочитает он находиться от своего собеседника. А вот у женщин наблюдалась прямо противоположная зависимость.
Аргайл предложил вполне правдоподобное объяснение этому странному явлению. В нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть крупным, высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Обращение «коротышка» звучит оскорбительно, а «малышка» - скорее ласкательно. И хотя реальность Далеко не всегда соответствует этой норме, все мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под «теорию». Поэтому рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, подчеркивая свое «достоинство», а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».
Отсюда следует, в частности, что не стоит во время разговора приближаться к высокой собеседнице или малорослому собеседнику - они будут чувствовать себя неловко. И точно так же не упускайте возможность сделать человеку приятное - подходите почти вплотную к Миниатюрной женщине или к рослому мужчине: отсутствие или наличие лишних сантиметров роста может доставить им безотчетную радость.
Из экспериментов, проведенных группой Аргайла, можно сделать еще несколько небесполезных выводов. Психологи, в частности, заинтересовались, какова роль глаз во время разговора. Ведь именно взглядом мы даем понять, что кончили свою мысль и готовы выслушать противоположную сторону, что согласны или не согласны с собеседником, что удивлены, огорчены и т.п. Следовательно, если у одного из двух беседующих между собой людей закрыть верхнюю часть лица, другой должен как-то реагировать на это.
Оказалось, что говорить с «невидимкой» гораздо менее приятно. В то же время собственная невидимость смущает не так уж сильно. Аргайл полагает, что причина тут в обратной связи - мы привыкли постоянно на протяжении всего разговора получать подтверждение или отрицание своим словам. Но вот что любопытно. Женщины подвержены воздействию обратной связи намного больше, чем сильный пол. Выражается это своеобразно: мужчины с невидимым собеседником говорят активнее, а женщины, напротив, почти умолкают.
В последующие годы экспериментов такого рода проводились десятки и сотни. Возникла даже целая «наука» - проксемика, изучающая дистанцию общения. Сам Аргайл осуществил еще несколько ярких опытов и предложил ряд интересных гипотез, касающихся невербального общения, в частности контакта взглядов. Он выдвинул обоснованное предположение, что в любом общении взгляд выполняет функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Считается, что это дает ему возможность больше концентрироваться на содержании своих высказываний не отвлекаясь. Но примерно за секунду до окончания длинной фразы или нескольких логически связанных фраз говорящий устремляет взгляд прямо в лицо слушателю, как бы давая сигнал: я заканчиваю, теперь ваша очередь. Партнер, берущий слово, в свою очередь отводит глаза.
Аргайл и его сотрудники продемонстрировали, как взгляды помогают поддерживать контакт при разговоре. Взглядом как бы компенсируется действие факторов, разделяющих собеседников. Например, если попросить беседующих сесть по разным сторонам широкого стола, окажется, что они чаще смотрят друг на друга, чем когда беседуют, сидя за узким столом. В данном.случае увеличение расстояния между партнерами компенсируется увеличением частоты взглядов.
Частота прямых взглядов на собеседника зависит и оттого, «выше» или «ниже» себя вы его считаете: старше ли он вас, занимает ли более высокое общественное положение. Группа психологов из Линфиод-колледжа, продолжая серию опытов Аргайла, провела эксперимент со студентками. Каждой из испытуемых экспериментатор представлял другую, незнакомую ей студентку и просил обсудить какую-то проблему. Но одним говорили, что их собеседница - аспирантка из другого колледжа, другим ее представляли как выпускницу школы, которая уже не первый год не может поступить в университет. Если студентки полагали, что их положение выше, чем у партнерши, они смотрели на нее и когда сами говорили, и когда только слушали. Если же они считали, что их положение ниже, то количество взглядов оказывалось при слушании больше, чем при говорении.
Наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются количеством взглядов, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Интересно, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины - на тех, кому они нравятся.
Впоследствии было открыто еще множество интересных закономерностей, знание которых чрезвычайно обогащает профессиональный потенциал психолога.
Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .
Смотреть что такое "ПРОКСЕМИКА" в других словарях:
Проксемика - (от англ. proximity близость) область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации… … Википедия
ПРОКСЕМИКА - [фр. proxemique Словарь иностранных слов русского языка
проксемика - и, ж. proxemique f. <лат. proximare приближаться. Раздел речевой коммуникации, описывающий способ структурирования человеческого пространства; п. определяет расстояние между общающимися лицами по четырем категориям: близкие (50 См.),… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
проксемика - Наука о взаимодействии человека и окружающей среды [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN proxemics … Справочник технического переводчика
проксемика - proksemika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Erdvės naudojimo bendraujant analizavimas – atstumo tarp pašnekovų, baldų ir kitų objektų sustatymo poveikis socialiniams santykiams, asmens reagavimas pašnekovui įsiveržus į jo… … Sporto terminų žodynas
проксемика - наука, изучающая пространственные параметры человеческого поведения … Толковый переводоведческий словарь
Проксемика - средовая психология. см. также Социальная психология … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Наука о пространственно временных параметрах О. В разл. ситуациях партнеры устанавливают, изменяют, формируют проксемические паттерны под влиянием объективных и субъективных переменных. Такое поведение в О. называется проксемическим. Э. Холл… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ПРОКСЕМИКА - особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами… … Педагогический словарь
проксемика - правила соблюдения расстояния между общающимися людьми – это специфическая часть кинесики и в то же время этикета, к которой относятся правила соблюдения необходимого, установленного физического расстояния между людьми во время их общения.… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Книги
- Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие , Дзенс Н.И., Багана Жером, Мельникова Юлия Николаевна. Пособие содержит лекционный курс по дисциплине`Теория и практика межкультурной коммуникации`, в котором излагаются основные теоретические положения, разрабатываемые американскими,…
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
На тему: Невербальные средства общения. Проксемика
Введение
1. Проксемика
2. Зоны и территории
Заключение
Введение
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения: их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
невербальный общение проксемика
1. Проксемика
Проксемика - отрасль психологических исследований, направленная на изучение влияния пространственных параметров на межличностные отношения.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).
2. Зоны и территории
а) Личная Территория
Физическое тело большинства животных окружено определенной пространственной зоной, которую они считают своей собственной личной территорией. Насколько далеко простирается эта территория зависит, главным образом, от того, как густо населены места, в, которых это животное проживает. Лев, выросший на просторных территориях Африки, может иметь сферу обитания радиусом в 3-1 милю и более, в зависимости от плотности населения львов на этой территории, он метит свою территорию испражнениями и мочеиспусканием. Но если лев вырос в клетке со многими другими львами, его личная территория может ограничиваться буквально несколькими футами, что является прямым следствием перенаселенности сферы обитания. Подобно другим животным, человек обладает своей собственной воздушной оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности населения людей в месте его проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. Социальное положение человека может тоже быть значимым при описании расстояния, на котором человек держится по отношению к другим людям, и этот вопрос будет обсуждаться ниже.
б) Зональные Пространства
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны. - Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона. - Личная зона (от 46 см до 1,2 метра) Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках. - Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров) На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем. - Общественная зона (более 3,6 метра) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
3. Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологически реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходи выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым вы только что познакомились, то это может, вызвав у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: "Держи дистанцию". Чем интимнее наши отношений с другими людьми, тем ближе разрешается нам проникать в их зоны.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая не писаные правила социальной стратификации.
4. Различие пространственных зон у горожан и жителей сельской местности
Объем личного пространства, необходимый для обитания, зависит от плотности населения людей в том месте, где люди выросли. Тем, кто вырос в редконаселенных сельских местностях, требуется более просторное личное пространство, чем тем, кто воспитывался в густонаселенных столичных городах. По тому, как человек протягивает руку для рукопожатия можно судить, проживает ли он в крупном городе или в отдаленной сельской местности. У городских жителей их личная "воздушная оболочка" составляет 46 см, и именно на столько сантиметров протягивается кисть руки от тела при рукопожатии.
Рисунок 1. Два городских жителя обмениваются рукопожатием.
Рисунок 2. Два человека из небольшого города
В таком случае руки собеседников встречаются на нейтральной территории. Люди, выросшие в районном городе, где плотность населения невысокая, могут иметь "воздушную оболочку" до 1,2 метра в радиусе или более, и именно на этом расстоянии находится кисть руки от тела, когда сельские жители здороваются за руку. Сельские жители обычно стоят прочно на земле и наклоняются навстречу вашему рукопожатию, в то время как городской житель сделает шаг вперед при рукопожатии. Люди, выросшие в отдаленных или малонаселенных сельских районах, обычно имеют очень большие потребности в личном пространстве, достигающем 9 метров. Эти Люди предпочитают не здороваться за руку, а лучше на расстоянии помахать друг другу рукой.
Рисунок 3
5. Временные характеристики общения
Временные характеристики общения могут быть так же, как пространственные, рассмотрены в контексте невербального поведения и с точки зрения организации общения в целом. Частота и длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений - это собственно временные характеристики невербального поведения личности. Время чаще рассматривается как атрибут невербальной коммуникации, невербальных средств общения. Так, по мнению А. Шефлена, наибольшее количество информации об общающихся индивидах, о стиле их взаимодействия передается в первые 20 минут. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приема), о сложившейся системе отношений. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих, они пытаются установить на основе этого факта форму и содержание общения. Время, отведенное для высказываний в групповом и диадном общении, также изменяется под влиянием социокультурных детерминант, пола и возраста общающихся. В определенный отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, которое также определяет изменения в невербальном поведении личности; «...отдельные части (язык тела, пространство и время) складываются в одно целое - невербальное и вербальное поведение...».
Заключение
Таким образом, чтобы обеспечить комфортное состояние партнеров в процессе коммуникации, необходимо знать и эффективно приметать различные формы пространственной организации общения. При этом нельзя забывать, что все средства проксемики не смогут обеспечить успех или неуспех реального взаимодействия партнеров. Направление коммуникации задается гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности -- социальной принадлежностью, позициями, целями участников.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.
контрольная работа , добавлен 21.12.2007
Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.
реферат , добавлен 13.12.2011
Природа, сущность и история изучения невербального общения, его межнациональные особенности. Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения: кинесика, голосовые характеристики, такесика, проксемика.
курсовая работа , добавлен 28.09.2010
Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства коммуникации: невербальные средства общения. Обмен невербальной информацией.
курсовая работа , добавлен 23.05.2007
Невербальное общение - бессознательный процесс, дополняющий словесное общение. Невербальные элементы коммуникации. Средства кинесики: жесты, мимика, позы, внешний вид. Характеристика такесики, сенсорики, проксемики, хронемики. Паблик рилейшнз как наука.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения.
курсовая работа , добавлен 25.04.2012
Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.
курсовая работа , добавлен 26.03.2012
Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.
реферат , добавлен 23.01.2011
Сущность и специфические особенности невербальной коммуникации, ее главные элементы: кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Роль невербальных средств коммуникации, направления и оценка эффективности их использования в паблик рилейшнз.
курсовая работа , добавлен 16.05.2014
Проблемы невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора. Виды неречевых средств коммуникации. Фонационные невербальные средства передачи информации. Кинетические компоненты речи. Национальный характер жестов и их особенности.
Изучение пространства и его использования в различных специальных и культурных ситуациях. Основными областями, представляющими интерес, являются теснота, территориальность и исследование личного пространства.
Проксемика
лат. proximus – ближайший) – изучение пространства и использования знания последнего в различных социальных и культурных ситуациях, таких, например, как теснота, личное пространство, территориальность.
Проксемика
наука о пространственно-временных параметрах О. В разл. ситуациях партнеры устанавливают, изменяют, формируют проксемические паттерны под влиянием объективных и субъективных переменных. Такое поведение в О. называется проксемическим. Э. Холл выделил 3 уровня проксемического поведения: первый уровень вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы); второй уровень обусловлен психофизиол. составляющими процесса восприятия; и третий уровень появляется в связи со структурированием пространства О. в зависимости от влияния социокультурных, психол. и психофизиол. особенностей участников О. На этом уровне анализируются динамические параметры пространства О. и проксемического поведения: приближение - отдаление партнеров (проксемические дистанции); ориентация и угол О. партнеров; место расположения партнеров: «напротив - рядом - возвышается - ниже партнера»; персональное пространство каждого из партнеров. Первый компонент проксемического поведения - это проксемические дистанции, к-рые описываются как концентрические пространства с субъектом О. в центре: 1) интимное расстояние (радиус от 0 до 45 см) используется при О. самых близких людей; 2) персональное (расстояние от 45 до 120 см) используется при обыденном О. со знакомыми людьми; 3) социальное (расстояние от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при О. с чужими людьми и при официальном О.; 4) публичное (расстояние от 400 до 750 см) используется при выступлении перед разл. аудиториями. Следующий компонент проксемического поведения - это ориентация и угол О. Ориентация - это расположение партнеров по отношению друг к другу. Оно может варьироваться от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу и соответственно от «кооперативного» до «соперничающего» О. В кач. пространственного компонента О. изучается персональное пространство. Мерой персонального пространства является расстояние, на к-рое к данному человеку может приближаться др. человек или приемлемая для человека дистанция О. с др. лицом. Наряду с персональным пространством личности существует пространство группы - вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы», возникающие за счет сочетания разл. компонентов проксемического поведения участников группового О. Частота изменения компонентов проксемического поведения, длительность использования однообразных паттернов проксемического поведения являются единицами анализа невербального О., разворачивающегося во времени. Время О. свидетельствует о социальных статусах партнеров, о сложившейся системе отношений. Время О. изменяется под влиянием социокультурных детерминант, пола и возраста общающихся. В опр. отрезок времени происходят соответствующие ему изменения в проксемике О., к-рые определяют изменения в невербальном поведении личности. На проксемическое поведение влияют социальный престиж, уровень притязаний, статус, социальные роли общающихся, национ.-этнич. признаки, пол, возраст коммуникантов (увеличение дистанции О. с лицами, старшими по возрасту, отдаление «незнакомых», приближение «родственников»), экстравертированность-интравертированность, уровень тревожности (высокий уровень тревожности вызывает реакцию «избегания» партнера и увеличение дистанции О., повышает жесткость привязывания к культурному стереотипу поведения) и др. личностные особенности. В кач. главных переменных, оказывающих влияние на проксемическое поведение, выступают: отношения между участниками; цели, ради к-рых они общаются; вид О.; средства установления контакта, способ отражения партнерами друг друга. Выбор и изменение компонентов проксемического поведения осуществляется чаще всего неосознанно, в соответствии с социально-психол. и психол. особенностями партнеров О. Неадекватные общению паттерны проксемического поведения вызывают эмоциональное напряжение и стремление завершить О. Проксемическое поведение и невербальное поведение (контакт глаз; позы, жесты - прикосновения, экспрессия лица) каждого из партнеров взаимообусловлены. Их сочетание несет информацию о социально-психол. содержании взаимодействия, о психол. и социально-психол. особенностях каждого из партнеров. Они указывают на отношения аффилиации и власти, доминирования - подчинения (напр., «плохие» супружеские отношения сопровождаются сбоями в проксемическом и невербальном поведении, в снижении чувствительности к ним). Проксемическое поведение усложняется в ситуации длительной групповой изоляции, в условиях скученности. Увеличение числа индивидов, нарушающих пространство О., действует как информационная перегрузка и приводит к дистрессу. В этнич. психологии наиболее интенсивно регулируются и подвергаются разл. табу проксемические аспекты О. Они лежат в основе многих традиций (избегания, гостеприимства, встречи, проводов, очередности рассаживания за столом) и являются особым слоем культуры О. Лит.: Хейдеметс М. Пространственный фактор в межличностных отношениях // Человек, среда, пространство. Тарту, 1979; Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995; Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997. В. А. Лабунская
Использование окружающего пространства также является важным фактором в процессе получения и передачи информации. Расстояние между собеседниками в процессе общения называется межличностным пространством. Э. Т. Холл одним из первых исследовал пространственные потребности человека и ввел термин «проксемика». Проксемика изучает использование людьми личного пространства. Теория Э. Т. Холла основана на утверждении о том, что люди регулируют свое месторасположение, используя параметры межличностной дистанции и пространства. Он утверждает, что одной из характеристик культуры может быть степень непосредственного контакта при общении. Он выделил высоко-контактные и низко-контактные культуры. В высоко-контактных культурах люди склонны сокращать дистанцию при общении, прикасаться друг к другу во время общения; В низко-контактных люди стремятся сохранить максимальную дистанцию и избегают прикосновений. Согласно исследованиям В. Гадиканста и В. Тинг-Туми, в индивидуалистических культурах вторжение в личное пространство воспринимается агрессивно, как посягательство на личную собственность, в то время как в коллективистских культурах к этому относятся вполне спокойно и терпеливо.
Межличностное пространство можно разделить на 4 зоны:
Интимная зона – от 15 до 50 см, это расстояние, на которое могут подходить друг к другу родственники и близкие люди.
Личная зона – от 50 до 120 см, на таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, коллеги по работе.
Социальная зона – от 120 до 300 см, такое расстояние устанавливается при общении с чужими или малознакомыми людьми.
Публичная зона – более 3,5 м – расстояние, соблюдаемое при публичных выступлениях перед большой аудиторией.
В каждой культуре существуют свои правила использования пространства. Например, в США хорошо знакомые друг с другом люди будут держаться на расстоянии 50 см - 1, 2м, в России же это расстояние будет меньше (приблизительно 50-60см), в арабских странах - еще меньше (30 см). Регулирование расстояния происходит автоматически. Ощущение дискомфорта наступает сразу, когда нарушается «пространство комфортного общения». Например, в Японии, по мнению. Доктора Холла, скученность людей является признаком теплой и приятной интимной близости. Холл утверждает, что в некоторых ситуациях люди предпочитают находиться как можно ближе друг к другу. Интересно то, что в японском языке нет слова для обозначения понятия «уединение». Это вовсе не означает, что у японцев нет представления о том, что такое «уединение». Для японца понятие «уединение» связано только с личным домом. Он рассматривает эту область как свою собственную и с негодованием отвергает вторжение в нее. Эта потребность в личном пространстве не противоречит и даже странным образом сочетается с желанием к близости к другим людям. Холл видит в этом проявление японского отношения к пространству. Для людей из западных стран пространство – это расстояние между предметами. Японцы же воспринимают пространство как форму и организацию, как осязаемые предметы. Это проявляется не только в том, как они создают композиции из цветов или украшают интерьер, но и в разбивке садов и парков, где отдельные элементы пространства гармонично соединяются в едином целом.
Если же общаются американец и араб, то они оба американец неосознанно будут стремиться сохранить расстояние, которое принято в их культурах. Так, американец будет стоять на расстоянии 1 м -1,2 м (личная зона), а араб для установления привычного для него расстояния будет периодически делать шаг вперед, навстречу американцу, который в свою очередь будет отступать назад, дабы не допустить вторжения в свое интимное пространство. Американец будет все время чувствовать себя обороняющимся, а араб будет расценивать поведение американца как нежелание продолжать беседу. Причина происходящего заключается в том, что арабы пытаются быть как можно ближе друг к другу. Американцы же, напротив, выдерживают свою более дистантную линию комфорта. Арабы – это люди которые пребывают скученно. Но интересно то, что их дома большие и пустые, в них много пустоты, но люди внутри них скучены на небольшом пространстве. Перегородок между комнатами обычно нет, потому что, несмотря на желание иметь в своем распоряжении как можно больше пространства, арабы не любят быть в одиночестве и скучиваются вместе в своих просторных домах.
Интересным представляется факт, что между арабской и японской скученностью существует принципиальное различие. Представитель арабской культуры любит дотрагиваться до того, с кем он общается в данный момент, осязать, обонять его. Если этого не происходит, значит, в коммуникации наблюдается сбой – вас стыдятся и таким образом выражают свое недоверие.
Японцы же, стараясь быть поближе к другим людям, сохраняют определенную формальность и возвышенность. Они умудряются притрагиваться друг к другу, но сохраняют жесткие границы вокруг себя.
Помимо любви к скученности у представителей арабских культур, у них проявляется и тяга к толкотне и совместному использованию единого пространства (достаточно вспомнить восточный базар). Такое вторжение во внешнее и внутренне интимное пространство очень раздражает представителей индивидуалистических культур, где понятие “PRIVACY” ценится очень высоко. Особыми ценителями “privacy” или «внешнего и внутреннего пространства» являются американцы. Американцы четко чувствуют границы общественного и личного. Личное внешнее и внутренне пространство – это святое. Так, например, если американец и араб стоят в очереди, то американец будет считать, что его место нерушимо – никто не смеет влезать вперед. В то время как представитель арабской культуры не признает уединенности в общественном месте, и если он сможет влезть в очередь, он считает, что вправе так сделать. Приведенные примеры не свидетельствуют о том, что в одних культурах люди вежливее, а в других нет. Мы живем в разнообразном поликультурном мире, где у разных людей существуют разные представления о структуре внешнего и внутреннего пространства. И об этих различиях необходимо помнить в рамках межкультурного диалога.
В азиатских странах студенты не должны сидеть или стоять в непосредственной близости к своему учителю (расстояние должно быть приблизительно 1 м). Такое расстояние будет означать уважение и почтение. В других же культурах, например, в Скандинавских странах, расстояние будет иметь совсем иной смысл - уважение к индивидуальности, частной жизни.
В английской социальной системе уединение обеспечивается структурой общественных отношений. В Америке вы можете разговаривать со своими ближайшими соседями просто потому, что вы находитесь в физической близости друг от друга. Если же вы являетесь соседом кого-нибудь в Англии, то это вовсе не значит, что вам позволено внедриться в чужое внутренне пространство. Здесь все будет определяться близостью в социальном положении.
Особые правила касаются также расстояния между мужчиной и женщиной. Так, в западных странах мужчина и женщина идут по улице рядом, в восточных странах женщина должна отставать от мужчины на полшага, таким образом, подчеркивается неравенство между полами.