Мне часто задают вопрос о формировании управленческого и бизнес-мышления. Как его развить, что почитать, какие инструменты использовать, чтобы генерировать инновационные бизнес-идеи, приносящие прибыль и доносить эти идеи до потребителей и сотрудников компании.
По сути, мы говорим о формировании нестандартного мышления для решения сложных задач в условиях неопределенности. Стиль мышления, принятый в традиционной организации, по большей части индуктивно-дедуктивный. Для развития способностей к инновациям к этой паре стоит добавить абдуктивное видение, которое предполагает, что нечто может быть, и это нечто можно исследовать. Этот тип мышления называется дизайн-мышлением.
Я подготовила подборку из семи книг, прочитав которые и применив на практике предложенные авторами инструменты, вы разовьете у себя дизайн-мышление.
Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений
О чем : Книга Барбары Минто о том, как выстрагивать логическую структуру в письменных документах, презентациях и устных выступлениях. Это одна из лучших книг, которую я когда-либо прочитала. До этой книги мои отчеты, планы проектов, публикации и презентации были похожи на институтские курсовые работы. После использования методов и инструментов, предложенных Барбарой Минто навыки анализа проблем, проектирования решений, донесения ключевых идей до пользователей стали моей ключевой компетенцией в консалтинге.
Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир.
О чем: Для меня это лучшая книга о презентациях. Алексей Каптерев слил в единое целое все составляющие презентации: структуру, драматургию, дизайн и технику выступления. Книга о том, как добиваться от своих презентаций большего: больше эмоций, больше приключений, больше испытаний и больше результатов.
Ознакомится с презентациями Алексея Каптерева можно в его аккаунте на SlideShare . Сейчас там 55 презентаций, выполненных в лучших традициях.
Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей
О чем: Тим Браун - СЕО компании IDEO - одной из самых успешных в мире дизайн-компаний, показал как использовать дизайн-мышление для создания новых идей, равноценных тем вызовам, с которыми мы сталкиваемся. Компании IDEO принадлежит популяризация дизайн-мышления в сфере бизнеса.
Книга о принципах дизайн-мышления и о том, как получить отдачу от внедрения этих принципов в бизнесе.
Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора.
О чем: Еще одна книга, которую я постоянно использую в своей деятельности. Уникальность метода построения бизнес-моделей, изложенного Александром Астервальдером заключается в том, что он упаковал полный курс МВА по стратегическому менеджменту в логичную и сбалансированную схему, состоящую из 9-ти блоков. Эта книга и есть само дизайн-мышление.
Для тех кто часто запускает новые проекты, разрабатывает и выводит на рынок новые продукты, а так же для бизнес-консультантов рекомендую установить приложение для создания бизнес-моделей .
О чем: О развитии навыка визуального мышления, незаменимого при создании любого рода видео-презентационный материалов. Нэнси Дуарте преподносит четко сформулированные и многократно проверенные на практике принципы выстраивания «умных» презентаций, с использованием как простых стикеров, так и самых современных компьютерных программ.
Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров
О чем: Книга Жанны Лидтки и Тима Огилви о том, как применить принципы генерации идей, используемые дизайнерами для бизнеса. Авторы объясняют связь между дизайн-мышлением и прибыльным ростом, описывают системные процедуры, дополнив их простыми шаблонами для управления проектами, и дают десять инструментов для объединения дизайнерского и традиционного делового подходов.
Завершу свой список книгой:
О чем: В книге Дэвида Маккэндлесса 200 с лишним страниц инфографик по 12 темам. Это книга-вдохновитель. Полезна тем, кто работает с визуальным представлением идей.
Возможно вы сейчас работаете над визуальным представлением своих идей или предложений и вам требуется консультация или услуга . Напишите мне на и я помогу довести ваши идеи до результата.
Несколько моих работ можно посмотреть
Книга Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей». В оригинале Сhange by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation
Первые пару глав показались мне смертной скукой. Где-то с 4-й главы стало интересно. Обратил внимание, что автор в книге чрезмерно часто употребляет слово «инновации». Как будто книга про Сколково. Каждый раз, когда встречал это слово, вспоминал Фрая из Футурамы, когда он пил кофе.
Книга представляет собой сборник историй про то, как дизайн-мышление помогало компании IDEO (Тим Браун её директор) десятки лет. Как «включить» дизайн-мышление, впрочем, понятно не стало. Это не практическое руководство, скорее повествовательное рассуждение. Как книга Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Если вы читали Папанека и его труд вам понравился, вам понравится и книга Брауна. Она о похожем. Автор рассказывает как они применяли дизайн-мышление в том или ином проекте. В итоге это кажется волшебной пилюлей: «— Проблема в бизнесе, семье, жизни? Тебе поможет дизайн-мышление». Но на самом деле можно сказать, что вам просто поможет мозг. Думайте, наблюдайте, включайте эмпатию, ну и проектируйте. При этом вряд ли по прочтению книги в голове у вас щёлкнет: «Ага! Я понял. Буду делать так, потом так, и у меня всё будет круто».
Вот одна из историй. Перед дизайнерами стояла задача компании Шимано, которые производят разное оборудование для велосипедов, сделать что-то с падающим спросом. Казалось, выпусти новый инновационный обвес и получи взрыв продаж. Оказалось, что покупателям нужно не больше скоростей, и не детали из наносплава. Горный велосипед в гараже стоит чуть ли не у каждого второго. Только на нём не ездят: неудобно его обслуживать, он слишком сложный, город не предназначен для поездок на велосипеде. Кому-то вовсе не хочется прослыть профаном в магазине при покупке навороченного велика. Людям был нужен простой прогулочный велосипед. Чтобы гонять на нём по парку и радоваться, как в детстве.
[…] Дизайнеры могли бы закончить проект на самом велосипеде, но дизайн-мыслители, применяющие целостный подход, пошли дальше. Они разработали стратегии продаж для мелких магазинов, в частности, для уменьшения дискомфорта, который у новичков вызывает среда, предусмотренная для обслуживания людей, разбирающихся в велосипедах. Команда придумала бренд, определяющий прогулочную езду как один из способов получения удовольствия от жизни. В сотрудничестве с местными органами власти и клубами любителей велопрогулок команда разработала PR-кампанию, даже создала сайт с указанием безопасных мест для катания.
Ещё мне понравился пример про финансы:
Bank of America запустил в октябре 2005 года новую услугу под названием «Сдачи не нужно». Эта услуга автоматически округляет покупки по дебетовой карте до ближайшего целого доллара, а разницу перечисляет на сберегательный счет клиента. Теперь, когда я покупаю кофе за 3 доллара 50 центов в Pete’s при помощи своей дебетовой карты, 50 центов, которые я получил бы в виде сдачи, если бы протянул кассиру 4 доллара, отправляются на мой сберегательный счет. Учитывая, как много кофе я пью, сбережения на счету растут быстро. И я не единственный, кто считает подобный способ удачным способом экономии. За первый год услуга привлекла 2,5 миллиона клиентов, открывших более 700 000 новых расчетных счетов и 1 миллион новых сберегательных счетов. Вряд ли можно было бы достичь подобных результатов, прося людей поменять их поведение, проводя скучные уроки о сложном проценте или читая лекции об истинной ценности денег. Вписав новую услугу в существующее поведение, IDEO предоставила клиентам то, что одновременно знакомо и притягательно ново. Даже не осознав этого, клиенты Bank of America начали добиваться результатов, которых не добивались никогда и которые вряд ли считали возможными.
Хочу, чтобы люди доросли не только до открытия накопительных счетов с помощью банковских сервисов, но и начали разбираться в финансах, стали более сознательными в управлении своими деньгами. Для этого мы в Трейдернете и завели блог. Пока же в день зарплаты можно встретить очереди у банкоматов, когда люди снимают все деньги в наличные, потому что не доверяют карточкам: «Дома надёжнее!»
Историями полна книга. Иногда попадаются менее убедительные примеры. Например, когда автор рассказывает про то, как Нокия приняла решение уйти от простого производства телефонов, к созданию высокоинтерактивного бизнеса с упором на сервисы. Это был 2006-й год, книга вышла в 2009-м, а айфон в 2007-м. Что-то здесь не так.
Про прототипирование
Подвижная команда дизайн-мыслителей начинает разрабатывать прототипы с самого начала, а по пути исправляет ошибки. Как мы говорим в IDEO: «Совершайте ошибки раньше, чтобы в конечном счете добиться успеха».
Чем быстрее вы сделаете идею осязаемой, тем быстрее вы сможете оценить ее, усовершенствовать и прийти к окончательному решению.
И ещё слово в поддержку быстрого прототипирования:
Чем больше инвестируешь в идею — тем бóльшим ее сторонником становишься. Чрезмерное инвестирование в изощренный прототип имеет два нежелательных последствия: во-первых, посредственная идея может зайти слишком далеко по пути к реализации, а в худшем случае может быть реализована; во-вторых, сам процесс прототипирования открывает возможности изучения новых и более совершенных идей по минимальной стоимости.
Чем сложнее и дороже прототип, тем более «законченным» он выглядит и тем меньше у его создателей шансов получить ценную конструкторскую информацию — и меньше шансов принять ее в расчет. Цель прототипирования — не создание рабочей модели.
Про ограничения
Радостное, полное энтузиазма принятие ограничений — основа дизайн-мышления. Первая стадия проектирования заключается в поиске важных ограничений и определении системы их оценки. Ограничения лучше всего визуализировать как три пререкающихся критерия успешных идей: осуществимость (что возможно с функциональной точки зрения в обозримом будущем), рентабельность (что, скорее всего, может стать частью устойчивой бизнес-модели) и желаемость (что нужно людям и для людей).
Хотя это может показаться очевидным, в реальности большинство компаний подходят к новым идеям иначе. Вполне разумно они начинают с ограничений того, что входит в структуру существующей бизнес-модели. Поскольку бизнес-системы спроектированы для достижения максимальной эффективности, новые идеи, как правило, постепенны по своей сути, предсказуемы и легко копируются конкурентами. Это объясняет удручающее однообразие продуктов на современных рынках; разве не бывало так, что вы заходили в отдел бытовой техники в поисках принтера или чуть не садились в чужую машину на парковке?
Про роль дизайнеров
Следующее поколение дизайнеров должно так же хорошо чувствовать себя в советах директоров, как в студиях или мастерских. И еще этим людям нужно будет рассматривать каждую проблему — от грамотности среди взрослого населения до глобального потепления — как проблему дизайна.
Работа дизайнера, как удачно подметил Питер Друкер, — это «превращение потребности в спрос». На первый взгляд все просто: надо понять, чего хотят люди, — и дать им это. Но если все так легко, почему так мало историй успеха вроде iPod, Prius, MTV или eBay? Ответ, полагаю, заключается в том, что нужно вернуть человека на центральное место. Нужно научиться рассматривать людей прежде всего.
Почему так трудно определить потребность и спроектировать ответ на нее? Основная проблема заключается в том, что люди умеют прекрасно приспосабливаться к неудобным ситуациям, так что зачастую даже не замечают этого: они садятся на ремни безопасности, пишут ПИН-коды на ладонях, вешают пиджаки на дверные ручки и пристегивают велосипеды к парковым скамейкам.
Три взаимосвязанных и взаимоусиливающих элемента любой успешной программы дизайна:
- Озарение — учимся на жизни других.
- Наблюдение — смотрим, чего людю не делают, слушаем, чего они не говорят
- Эмпатия — становимся на место (или ложимся на каталку) других людей.
Про наблюдение
Если просто попросить людей рассказать о том, как они проводят время на работе и с кем регулярно взаимодействуют, можно получить искаженную информацию. Даже если у человека самые лучшие намерения, память может подвести его, а ответы будут, скорее всего, отражать его представления о твердых фактах. Инструменты вроде видеоэтнографии (когда поведение группы в течение определенного времени записывается на камеру) и компьютерного анализа взаимодействий помогают получить более точные данные о динамическом взаимодействии между людьми и группами.
Хорошие дизайн-мыслители наблюдают. Великие дизайн-мыслители наблюдают за обыкновенным. Введите для себя правило: не реже раза в день останавливаться и думать о самой обыкновенной ситуации.
Про базу знаний
Автор приводит цитату Лайнуса Полинга, Нобелевского лауреата: «Чтобы найти хорошую идею, прежде всего нужно много идей». Поэтому дизайнеры IDEO собирают большую базу знаний, смотрят на решение разных задач, генерируют много идей, чтобы найти ту самую. Она готовится на основе других.
Про идеи
Хорошей идеи больше недостаточно. Инновацию называют «хорошей идеей, реализованной хорошо». Неплохое начало. К сожалению, слишком большое внимание уделяют первой части этой фразы.
Новые продукты и услуги могут быть обречены на провал по самым разным причинам: плохое качество, неинтересный маркетинг, ненадежное распространение, нереалистичная цена. Даже если все факторы успеха имеются, плохо воплощенная идея, скорее всего, приведет к провалу. Проблема может заключаться в физическом воплощении продукта — он слишком велик, слишком тяжел, слишком сложен. Точно так же точки взаимодействия с новой услугой — будь то пространство для розничной продажи или интерфейс программного обеспечения — могут быть не связаны с клиентами. Это ошибки дизайна, и их обычно можно исправить. Однако все чаще идеи проваливаются по той причине, что люди требуют от них большего, чем простая работа. Компоненты продукта должны в совокупности вызывать положительное восприятие. А это уже намного сложнее.
Существует множество объяснений такого нового уровня завышенных ожиданий. Среди самых убедительных — анализ Дэниелом Пинком психодинамики изобилия. В книге A Whole New Mind11 Пинк утверждает, что как только базовые потребности человека удовлетворены — а это так для большинства людей в богатых западных обществах, — люди стремятся к впечатлениям, наполненным смыслом и удовлетворяющим их эмоционально.
Про выбор
Про пользу для клиента
Организация, практикующая антропоцентричное дизайн-мышление, на самом деле практикует просвещенный эгоизм. Если компания лучше понимает клиентов — она может лучше удовлетворить их потребности. Это самый надежный источник долгосрочной прибыльности и устойчивого роста. В мире бизнеса каждая идея — какой бы благородной она ни была — должна пройти проверку финансовым результатом.
Когда пассажиры (самолёта) понимают, чего от них хотят и почему, они более терпимо относятся к процедурам, которые в противном случае кажутся бессмысленными и условными.
Путешествие клиента
Простым средством создания сценария во время разработки новых услуг является «путешествие клиента». В такой структуре указываются стадии, через которые вымышленный клиент проходит от начала получения услуги и до конца. Начало может быть вымышленным или может быть взято напрямую из наблюдения за людьми, покупающими авиабилет или принимающими решение о том, следует ли устанавливать солнечные панели на крыше. В каждом случае ценность описания «путешествия» клиента заключается в том, что так можно понять, где клиент и услуга или бренд взаимодействуют. Каждая из таких «точек соприкосновения» является возможностью предоставления ценности потенциальным клиентам компании — или возможностью пустить отношения с клиентами под откос.
Про этот инструмент мне рассказывал Костя Сорока. Хочу изучить подробнее и попробовать на практике в Трейдернете. Уже делал наброски, но пока они кажутся мне грубыми и неверными. Как я понял, важно описать не просто «точки контакта» или существующие бизнес-процессы компании, а увидеть как раз их с другой стороны.
Как применить дизайн-мышление
- Начинайте с начала — нужно намеренно увеличить число вариантов. В конце проекта это бессмысленно, поэтому дизайн-мышление нужно подключать вначае, ещё на этапе научно-исследовательской работы. Дизайн-мыслители должны соединять все части процесса производства и сбыта.
- Примите антропоцентричный подход. Дизайн-мышление не просто антропоцентрично — оно человечно по своей сути. Дизайн-мышление основано на способности человека к интуитивному чувствованию, к распознаванию паттернов, к созданию идей, несущих не только функциональный, но и эмоциональный компонент, к выражению себя не только словами или символами.
- Ошибайтесь рано, ошибайтесь часто. Делайте прототипы.
- Делитесь вдохновением. Обменивайтесь знаниями, ведите базу знаний.
- Осуществляйте дизайн на протяжении всего цикла.
Дизайн-мышление - это способ восприятия мира от ведущих дизайнеров и проектировщиков, а также исследовательский процесс, который позволяет находить нестандартные решения по развитию проектов. Он построен на способности профессионала мыслить интегративно, на готовности воспринимать дизайн вне дизайна и пресекать в своей работе границы отдельных дисциплин.
Также дизайн-мышление - это модель эффективного построения бизнеса, применяемая не только к людям или продуктам, а даже к целым компаниям.
Дизайн-мышление в бизнесе. Рецензия от App2World
Книга «Дизайн-мышление в бизнесе» описывает все этапы, способы и сферы применения дизайн-мышления в бизнесе, ведении проектов и стиле человеческой жизни.
Об авторе
Тим Браун - президент и CEO дизайн-компании IDEO . Да, той самой IDEO, которая в своё время разработала компьютерную мышь для радикально нового на тот момент компьютера от Apple. Этот продукт был предназначен для массового использования.
Кому читать и зачем
- дизайнерам - получить новые знания и методики от лучших специалистов в профессии;
- менеджерам - понять, как работают дизайнеры и как разрабатывается дизайн-стратегия;
- руководителям - знать, как дизайн-мышление применяют корпорации;
- и сочувствующим - развивать в себе способность прийти к дизайн-решениям.
Что полезного в книге
1. Можно открыть для себя, как дизайн-мышление меняет наш мир здесь и сейчас, создавая самые невероятные и полезные для человека проекты.
2. Можно получить конкретные знания и примеры по методологии дизайн-мышления.
3. Можно и нужно вдохновляться. Тем более что все советы в книге получены практическим путём, который прошла компания IDEO.
Подход дизайн-мышления
Тим Браун в своей книге полностью описал методологию дизайн-мышления и снабдил её конкретными примерами из практики как своей, так и многих других известных компаний.
Дизайн-мыслители ориентируются на новую экономику, в центре внимания которой - человек, а не технологии. Наблюдая за человеком, можно увидеть его поведение, реакцию на продукты и услуги, контекст их опыта и определить скрытые потребности. Только так и появляется востребованный продукт, который ускоряет прогресс человечества.
Мощь прототипирования
Прототип, по мнению Тима Брауна, нужен для того, чтобы пораньше совершить ошибки и понять, в каком направлении двигаться дальше и «в конечном счёте добиться успеха». Проектировщики и дизайнеры всегда идут по этой линии:
Создание прототипов -> совершение ошибок -> совершенствование идеи.
Озарение
Помогает избавиться от социальных стереотипов. Озарение - процесс, доступный каждому и совершенно бесплатно. Всё, что находится вокруг нас, способно озарять и видеть решение под другим углом, нежели мы привыкли.
Наблюдение
Смотрим не только на то, что люди делают, но и на то, что они не делают.
Единственный способ узнать, что нужно работнику продуктового магазина - сходить к нему на рабочее место.
Эмпатия
Ставим себя на место тех людей, для которых предназначается продукт.
Один из ведущих членов проектной команды Кристиан Симсарян даже лёг на каталку в зале экстренной помощи, чтобы пройти путь пациента с регистрационной комнаты до койко-места и понять, что он ощущает, видит, к чему прикасается.
Нефокусные группы
Интересное можно увидеть, ориентируясь не только на фокусную группу целевой аудитории, а и на людей, совершенно под неё не подходящих. Если уделять внимание центральной части аудитории продукта, то получим привычные результаты. Нефокусная группа поможет посмотреть на проблему совершенно иначе.
Экспериментирование
Основной инструмент дизайн-мышления. Экспериментирование даёт новые данные и совершенствует идею.
Культура оптимизма
Оптимизм в коллективе порождает уверенность, а уверенность - доверие. Последнее питает и то, и другое.
Визуальное мышление
Не имеет значения, умеете вы рисовать или нет. Главное, что вы можете отобразить идею графически, для понимания. Рисование определяет решения.
Значимость сторителлинга
Сторителлинг в дизайн-мышлении - возможность распространения идей путём создания историй.
7 хороших цитат из книги
Об ограничениях
«Без ограничений дизайна не бывает, и лучший дизайн - точный медицинский прибор или убежище для жертв природных катастроф - получается при самых жёстких ограничениях».
«… время - самое креативное ограничение».
О креативности
«Чтобы быть креативной, компания не обязательно должна быть безумной, дурашливой и расположенной в Северной Калифорнии. Что действительно важно, так это среда - как социальная, так и пространственная, — в которой люди могут экспериментировать, брать на себя риски, проверять на практике все свои умения».
О смежных профессиях
«Дизайн в наше время слишком важен, чтобы оставлять его дизайнерам».
О мозговом штурме
«Не судите. Поощряйте дикие идеи. Не отходите от темы».
О силе прототипирования
«Самый первый и величайший прототип IDEO был создан, когда компания состояла из восьми непричёсанных дизайнеров, собравшихся в студии над магазином одежды «Рокси» на Юниверсити-авеню в Пало-Альто. Дуглас Дейтон и Джим Юрченко прикрепили шарик от шарикового дезодоранта к основанию пластиковой маслёнки. Вскоре компания Apple представила свою первую компьютерную мышь».
О самом важном
«Хорошие дизайн-мыслители наблюдают. Великие дизайн-мыслители наблюдают за обыкновенным».
О дизайне жизни
«Считайте жизнь прототипом. Можно проводить эксперименты, делать открытия, менять точки зрения. Можно искать возможности по превращению процессов в проекты, дающие осязаемый результат».
Как читать
Книга рассчитана на 6 часов. Объективно этого мало, ибо в процессе рука так и тянется делать записи. Явно не то, что читается на одном дыхании. Книга требует осмысления.