; особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.
Патологическая физиология является одной из основных медицинских дисциплин и обязательна для изучения в медицинских и ветеринарных вузах.
Общепринятым является разделение на общий и частный разделы патологической физиологии. Раздел общей патофизиологии включает в себя такие подразделы, как «общая нозология» и «учение о типовых патологических процессах». Раздел частной патофизиологии иначе называется патологическая физиология органов и систем.
История возникновения
Изучаемые вопросы
- Нозология - учение о болезни как о явлении, которое изучается само понятие заболевания; включает классификацию болезней по группам на основании схожести этиологии и патогенеза.
- Общая патологическая физиология - изучаются типовые патологические процессы, их этиология, патогенез, классификация, варианты исходов, а также клинико-морфологическая характеристика.
- Частная патологическая физиология - изучает типовые патологические процессы, протекающие в организме при конкретной патологии органов и систем органов. Также изучаются механизмы возникновения, течения и исходов наиболее распространенных нозологических единиц.
Методы
- Экспериментальное моделирование с использованием живых организмов
- Моделирование in vitro
- Компьютерное моделирование
- Теоретический анализ
- Клиническое исследование
- Статистический анализ
Примечания
Ссылки
- Полный курс лекций по патофизиологии . Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 27 октября 2009.
- Методические разработки (напр."Патофизиология клетки") . Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 27 мая 2010.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Патологическая анатомия
- Фтизиатрия
Смотреть что такое "Патологическая физиология" в других словарях:
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, наука, изучающая закономерности и функции больного организма, в противоположность нормальной физиологии, имеющей дело с законами жизни нормального, здорового организма. Данное определение является однако несколько… … Большая медицинская энциклопедия
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, область медицины, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода болезненных процессов и компенсаторно приспособительных реакций в больном организме. Метод патологической физиологии эксперимент на животных в… … Современная энциклопедия
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Большой Энциклопедический словарь
патологическая физиология - сущ., кол во синонимов: 1 патфиз (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Патологическая физиология - медицинская научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и течения болезненных процессов и компенсаторно приспособительных реакций в больном организме. Метод П. ф. эксперимент на животных (экспериментальная патология) в… … Большая советская энциклопедия
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - патологическая физиология, наука, изучающая жизненные процессы в больном организме, закономерности возникновения, развития, течения и исхода болезней. Основные разделы общей П. ф.: общая нозология (общее учение о болезни), общая этиология (учение … Ветеринарный энциклопедический словарь
патологическая физиология - область медицины, изучающая закономерности возникновения, течения и исходов болезненных процессов и компенсаторно приспособительных реакций в больном организме. Метод патологической физиологии эксперимент на животных в сочетании с клиническим… … Энциклопедический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - наука о болезненных процессах в организме жив. В задачу П. ф. входит изучение процесса перехода от нормального состояния организма к болезненному, выяснение связи отдельных болезненных явлений и определение их сущности, а также и установление… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - область медицины, изучающая закономерности возникновения, течения и исходов болезненных процессов и компенсаторно приспособит. реакций в больном организме. Метод П.ф. эксперимент на ж ных в сочетании с клинич. наблюдением. Как науч. дисциплина… … Естествознание. Энциклопедический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - [от греч. physis природа логия] раздел патологии, изучающий нарушение функций органов и организма в целом при его заболеваниях … Психомоторика: cловарь-справочник
Книги
- Патологическая физиология сердечно-сосудистой системы. Том 2 , . Издание "Патологическая физиология сердечно-сосудистой системы" содержит материалы IV всесоюзной конференции патофизиологов, состоявшейся 1-6 октября 1964 г. в…
Патологическая физиология [Учебник для студентов мед. вузов] Н. Н. Зайко, Ю. В. Быць, А. В. Атаман и др. К.: "Логос", 1996
Учение о болезни, или общая нозология (от греч. nosos - болезнь), относится к самым старым проблемам медицины. Состояния здоровья и болезни, как правило, чередуются и переходят друг в друга часто без заметных границ. Врачу важно знать общие критерии, которые позволяли бы ему безошибочно отличать здоровье от болезни.
Здоровье
В практической деятельности врача часто встречаются такие понятия, как нормальная температура тела, нормальное давление крови и т. д. При этом имеется в виду усредненный результат измерения тех или иных показателей в определенной популяции. Наиболее часто встречающиеся показатели считают нормой, а человека, показатели которого соответствуют норме, признают здоровым. Однако для этих показателей характерны значительные колебания в зависимости от условий окружающей среды, социально-бытовых условий, и поэтому они не всегда могут быть использованы для строго научного определения здоровья.
Всемирная организация здравоохранения в 1946 г. приняла следующее определение здоровья: "Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Конечно, это определение слишком общее и скорее отражает состояние, к которому следует стремиться. Здоровье - это прежде всего состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз). Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции. Заключение о здоровье или нормальном состоянии организма делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значение не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности.
Болезнь
Болезнь есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности.
Это определение следует из положения, что нормальная жизнь есть результат постоянного приспособления организма к беспрерывно меняющимся условиям среды. При снижении этих возможностей болезнетворный фактор (чрезвычайный раздражитель) может вызвать такие изменения, которые ведут к нарушению главной функции человека - способности трудиться.
В болезни всегда существуют два противоположных процесса, два начала. Одно из этих начал И. П. Павлов назвал "физиологической мерой против болезни", а второе - "собственно патологическим, или поломом". Два начала болезни не существуют порознь, они мыслимы только в диалектическом единстве и борьбе. Например, при абсцессе мы наблюдаем признаки "полома" (гибель ограниченного участка ткани, боль), но тут же отмечаем и "меры против болезни", которые мобилизуют организм (эмиграция лейкоцитов, фагоцитоз, образование барьера вокруг очага и г. д.). При лихорадке наряду с высокой температурой тела, головной болью и другими явлениями, снижающими трудоспособность человека, наблюдаются более активная выработка антител, более энергичный фагоцитоз и т. д., т. е. "меры против болезни".
Даже при таком заболевании, как рак, когда, казалось бы, у организма нет никакой защиты, внимательный исследователь найдет ее. "Полом" и "мера против болезни" существуют неразрывно, и нет болезни, если нет этого единства. Полное отсутствие защитного механизма означает смерть. Полное отсутствие "полома" означает здоровье.
Из сказанного ясно, что болезнь есть единство двух противоположных тенденций (разрушительной и защитной), находящихся в постоянной борьбе. Эта борьба есть главное, что "создает" болезнь, придает ей определенную направленность, течение. Сложность заключается в том, что в процессе болезни иногда очень трудно отличить, что есть собственно болезнь и что есть защита. Умение различать их составляет едва ли не главную задачу врача. Применять ли жаропонижающие средства при лихорадке? Удалять ли миндалины при хроническом тонзиллите? Понижать ли артериальное давление при выраженном атеросклерозе? Правильную тактику врачу подскажет понимание болезни как единства и борьбы противоположностей. Нужно стремиться к тому, чтобы устранить "собственно патологическое" и в то же время стимулировать "защитное". Правда, это удается далеко не всегда. Часто лечебные мероприятия, направленные на подавление болезненного начала, в той или иной мере подавляют и защитные силы организма (например, радиотерапия при раке, побочные действия многих лекарственных средств).
В Берлине при входе в знаменитую больницу "Шарите" стоит памятник немецкому патологу Рудольфу Вирхову (1821 - 1902). Памятник привлекает внимание изображением основной идеи, выдвинутой великим ученым. Скульптор изобразил ее в виде двух борющихся фигур, одна из которых символизирует здоровье, другая - болезнь. Эта идея близка нашим сегодняшним представлениям о патогенезе болезни и понятна нам.
Формирование нового качества в болезни. Существует мнение, что болезнь не представляет собой ничего принципиально нового по сравнению с нормой. В свое время Р. Вирхов писал, что при болезни будет все то же самое, что и в норме, только в большем или меньшем количестве: больше клеток при опухоли, меньше - при анемии. Это он называл гетерометрией . При лейкозе набор клеток не меняется, только из костного мозга они (миелобласты) проникают в кровь, чего в норме не бывает (гетеротопия ). Р. Вирхов различал еще гетерохронию , т. е. появление клеток не в свое время, например, мегалобласты в норме бывают только у эмбрионов, а при злокачественной анемии появляются и у взрослых.
Количественная характеристика болезни, представленная в "триаде Вирхова", является упрощенной. На самом деле болезнь несет в себе новое качество, которое является результатом количественных изменений. В организме могут появиться неизвестные в норме белки (S-гемоглобин, ферменты, антитела). Избыток и дефицит ферментов могут дать такие метаболические и структурные нарушения, которые бывают только при болезни. И. П. Павлов говорил, что "мир патологических явлений представляет собой бесконечный ряд всевозможных особенностей, т. е. не образующихся в нормальном течении жизни комбинаций физиологических явлений".
Анализ болезни по уровням абстракции. В патофизиологии принято рассматривать болезнь на четырех уровнях (Рис. 1.1 ). На самом высоком уровне (четвертом) болезнь представляется как абстракция, философское обобщение. Например, "болезнь - жизнь в ненормальных условиях" (Р. Вирхов).
Третьим, более низким уровнем обобщения является распространенное в патологии понятие о типических патологических процессах. Типическими, или типовыми, являются такие патологические процессы, которые развиваются по одинаковым законам, независимо от особенностей причины, вызывающей их, локализации и вида животного. Хорошим примером этого является воспаление. Оно бывает и у лягушки, и у кролика, и у человека, причем основные закономерности его одинаковы. Поэтому так ценятся данные, полученные в эксперименте на животных, стоящих на различных ступенях эволюционной лестницы. Так формировалось общее представление о воспалении, лихорадке, гипоксии.
Понятие о типических патологических процессах важно для врача в ходе его рассуждения от общего к частному, конкретному. Как уже было сказано, типический патологический процесс не связывают с какой-нибудь одной причиной, одним животным или органом. Конкретизация происходит в процессе дедуктивного мышления, когда врач точно устанавливает причину болезни (например, микобактерии туберкулеза), определяет пострадавший орган. Тогда совершается переход от абстракции третьего уровня (см. схему) к более конкретному представлению о болезни, например, туберкулезе легких у человека или бруцеллезе кишок у овец. Это уже будет второй уровень анализа по степени обобщения, когда формируется представление о нозологической форме болезни.
В своей практической деятельности врач при анализе болезни должен от второго уровня абстракции перейти к первому, на котором достигается максимальная конкретизация не только причины болезни, локализации, вида организма, но и его индивидуальности. Так возникает представление о диагнозе заболевания у конкретного человека, например: воспаление - туберкулезное - легких - у больного Н. (пол, возраст и т. д.).
Болезнь человека и социальные факторы. Человек есть существо социальное, и потому его болезнь характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего это относится к причинам болезни. Для животного среда складывается из физических, химических криологических факторов, для человека она обогащается, а вместе с тем и усложняется факторами социальными, причем их роль все возрастает.
Тревожные данные о росте сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов во всем мире свидетельствуют о важной роли изменяющихся условий труда и быта (напряженный ритм городской жизни). Обращает на себя внимание и увеличение числа "чисто человеческих" заболеваний (инфаркт миокарда, бронхиальная астма и т. д.).
Социальная сторона болезни определяется и тем, что болезнь нарушает трудовую деятельность человека или коллектива людей, причиняя материальный и моральный ущерб как данному человеку, так и обществу в целом.
Таким образом, болезни человека и животных имеют много общего (отсюда значение экспериментального моделирования болезней) и в то же время различного.[Единство социального и биологического создает ту особую картину, которая характеризует болезнь человечка.
Человек зависит от природы, но не в меньшей степени природа зависит от человека. Это дает основание говорить об экологии человека. Прежде экология изучала лишь эволюционно сложившиеся процессы равновесия в природе (выживание, развитие, размножение). Теперь понятие "экология" без человека теряет свой смысл - настолько велико, значение вмешательства человека в природу. Отрицательные последствия этого вмешательства (загрязнение среды, дефицит кислорода, пресной воды) включаются в понятие "причины болезней".
Кроме того, понятие "экология человека" имеет и другой, еще более важный смысл. В нем заключены важнейшие проблемы и тенденции современности и прежде всего защита природы, охрана окружающей среды во имя здоровья человека.
Давая определение болезни, мы ищем критерии, которые были бы наиболее постоянны. Таким критерием по отношению к болезни человека является ограничение трудоспособности или потеря ее, т. е. нарушение самой важной социальной функции человека - трудоспособности.
У больного человека складываются новые отношения с окружающей средой. Жизнь продолжается, но она "стеснена", не свободна. "Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?" (К. Маркс). С этим философским определением болезни перекликается определение С. П. Боткина: "Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни".
Принципы классификации болезней. В настоящее время насчитывается около тысячи болезней (нозологических форм). С течением времени их число меняется. Многие нозологические формы в настоящее время расчленяются. Некоторые болезни исчезают, другие появляются. Например, лучевая болезнь не существовала, пока не были применены рентгеновские лучи. Не было и космической медицины до начала эры космических полетов.
Классификация болезней основана на нескольких критериях.
Этиологическая классификация основывается на общности причины для группы заболеваний. Например, болезни инфекционные и неинфекционные. По этому принципу можно сгруппировать болезни, причиной которых является интоксикация (пищевая, профессиональная), генные и хромосомные мутации (наследственные болезни)и др.
Топографо-анатомическая классификация осуществляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т. д. Эта классификация не раз подвергалась серьезной критике на том основании, что органной болезни вообще не бывает: любое местное повреждение неизбежно вовлекает в реакцию весь организм. Тем не менее эта классификация распространена, так как она удобна практически. Кроме того, она отвечает современной тенденции в специализации врачебной помощи. Эта классификация сочетается с классификацией по функциональным системам: болезни системы крови, системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата и т. д.
Классификация болезней по возрасту и полу различает детские болезни (в частности, болезни новорожденных), болезни старческого возраста, В последнее время геронтология и гериатрия выделились в самостоятельные науки, значение которых возрастает в связи с увеличением продолжительности жизни населения и повышением числа больных пожилого возраста. Специальным разделом медицины является гинекология.
Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека. Температура воздуха, атмосферное давление, солнечное освещение, чередование дня и ночи влияют на состояние здоровья населения определенных регионов (например, Крайний Север или тропики). Это краевая, или географическая, патология (малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).
Классификация по общности патогенеза : аллергические, воспалительные болезни, опухоли.
Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма человека и животных, т. е, физиологию больного организма. Число болезней человека выражается тысячами различных видов, вариантов, форм. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существует около 1000 основных групп и XVII классов большей человека. Изучение отдельных видов болезней составляет предмет частной патологии и клинических дисциплин.
Патологическая физиология изучает наиболее общие закономерности отклонений от нормального течения работы клеток, органов, систем и организма в целом при болезни. Эти наиболее общие^закономерпости выводятся на основании изучения частных результатов исследования отдельных болезней человека и животных. Изучение общих и основных отклонений от нормы в жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом оправдывает старое название патологической физиологии - «Общая патология». В настоящее время это направление изложения материала составляет первую и вторую части курса патофизиологии под названием «Общая нозология» и «Типические патологические процессы». Третья часть курса носит название «Патологическая физиология органов и систем».
Она рассматривает наиболее общие и характерные отклонения от нормы в рамках того или иного органа или системы. Соответственно различают патофизиологию основных функций системы крови, кровообращения, дыхания, мочеотделения и т. д.
Основная задача патологической физиологии - научить студентов умению «применять естествознание у постели больного» (С. П. Боткин), т. е. разбираться в механизмах развития болезней и выздоровления, выявлять основные и общие законы деятельности органов и систем у больного человека. Необходимо не только научить будущих врачей владеть экспериментом, но и развить у них врачебное мышление, умение правильно осмысливать наблюдаемые факты и явления на основе философии диалектического материализма. В этом смысле патологическая физиология является наукой теоретической и разбирает философские аспекты медицинской науки.
Перед патологической физиологией стоит также задача вести непримиримую борьбу с идейно чуждыми направлениями в медицине, проникающими к нам из буржуазных стран.
Патологическая физиология занимает промежуточное положение в системе медицинского образования. Как и патологическая анатомия, она связывает биологические дисциплины с дисциплинами клинического профиля. Основой патологической физиологии как науки являются биология, нормальная физиология, биологическая химия. Патологическая физиология опирается также на морфологические дисциплины, так как изучение функции нельзя оторвать ОТ изучения структур клетки, органа и организма в целом.
Тесная связь и единство патологической физиологии с биологией и нормальной физиологией не означают, однако, их тождества, как пытаются доказать некоторые ученые, стоящие на метафизических позициях в понимании Взаимоотношений этих наук. Бесконечное разнообразие возможных нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом не допускает существования «прообраза» всех этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от болезнетворной причины, вида заболевшего животного, его реактивности и условий среды, в которой возникает заболевание, в организме создаются самые различные сочетания или комбинации нарушений функций и реактивных изменений в клетках, органах и регулирующих системах. В ходе развития этих процессов создаются, выражаясь языком кибернетики, новые «программы» жизни больного организма. «Программы» эти не предсуществуют, не «заданы» заранее, но возникают вновь в ходе развития каждой болезни. В этих «программах» часть нарушений может быть одной и той же при разных болезнях. Это - общие, неспецифические механизмы развития болезней. Все виды болезней имеют, кроме того, свои специфические механизмы, характерные только для данной группы или вида болезней (лучевая болезнь, инфекции и др.). Однако в пределах определенной группы по мере изучения механизма развития заболевания открываются новые, все более специфические отличия для каждой отдельной болезни. Степень познания специфичности определяет степень раскрытия сущности каждого вида болезни. Таким образом, общая патологическая физиология изучает общие неспецифические механизмы развития болезней или «программы» жизни, создаваемые в больном организме болезнетворной причиной и биологическими видовыми особенностями реактивности заболевшего организма.
Методы патологической физиологии
Основным методом работы патофизиологов является экспериментальный. С помощью этого метода патофизиологи издавна стремились воспроизвести на животных отдельные болезненные нарушения органов и систем, а также получить модели отдельных видов болезней человека. Например. Броун-Секар путем удаления одного или двух надпочечников у собак и других животных пытался получить модель аддисоновой болезни. Модель нарушений секреции желудочного сока при воспалении желудка у собак И. П. Павлов воспроизводил путем повреждения слизистой оболочки желудка ляписом, сулемой и другими раздражителями.
В настоящее время делаются попытки создания моделей многих заболеваний человека (инфекционные болезни, атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, пневмония, нефрит и др.). Следует подчеркнуть, что организм человека как система на много порядков выше и сложнее, чем организм самых высокоорганизованных животных - человекообразных обезьян. Поэтому моделировать болезни человека в полном объеме на животных невозможно. Однако экспериментальные модели отдельных важных звеньев в патогенезе болезней, отдельных симптомов и синдромов представляются вполне доступными. Например, моделируя гипертоническую болезнь (неврогенная, почечная и другие), можно получить лишь подобие одного важного симптома - стойкого повышения кровяного давления (гипертония), но не гипертоническую болезнь человека во всем ее объеме.
Некоторые заболевания человека ввиду их особенной сложности - психические болезни, некоторые виды опухолей (рак желудка) болезни обмена (подагра), аллергические болезни (бронхиальная астма) и др. - пока на животных получить не удается.
При экспериментальном воспроизведении моделей болезни патофизиологи используют любые применяемые в медицине методы: физические, физиологические, химические, морфологические. В последнее время широко применяются иммунологические методы исследования. С их помощью, например, воспроизводят различные повреждения сердца, лёгких, почек и других органов.
Экспериментальный метод применяется патофизиологами в виде острого (вивисекция) или хронического (метод условных рефлексов, метод создания фистул, трансплантации органов, вживления электродов в мозг» прозрачных материалов для наблюдения внутренних полостей и органов и др.)экспериментов.
При необходимости используются также методы исследования изолированных органов, культивирования тканей, отдельных клеток вне организма и др. Важным приемом является сравнительный и эволюционный метод исследования, разработанный И. И. Мечниковым.
В патологической физиологии широко используются также методы клинического наблюдения и исследования больного человека, так как опыты на животных не могут дать достаточной информации о болезнях людей.
При оценке результатов исследований применяются современные математические методы статистической обработки экспериментальных данных и наблюдений.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
2010
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры физиологии
и кормления сельскохозяйственных животных ФГОУ ВПО
«Кубанский государственный аграрный университет»
2009 г., протокол №
Одобрено методической комиссией факультета ветеринарной медицины ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», протокол № … от _______ 2009 г.
Рецензент: д.б.н., профессор В.И. Терехов
Введение 3
Лекция № 1. Вводная 5
Лекция № 2. Общая этиология и общий патогенез 16
Лекция № 3. Патогенное действие факторов внешней среды 26
Лекция № 4. Реактивность и ее роль в патологии 51
Лекция № 5. Роль наследственности и конституции в патологии 67
Лекция № 6. Иммунологическая реактивность 75
Лекция № 7. Аллергия 81
Лекция № 8. Патология клетки 87
Лекция № 9. Патология тканевого роста 95
Лекция № 10. Патологическая физиология нервной системы 103
Лекция № 11. Патологическая физиология эндокринной системы 113
Лекция № 12. Патологическая физиология периферического кровообращения 124
Лекция № 13. Воспаление 132
Лекция № 14. Патологическая физиология тепловой регуляции. Лихорадка 140
Лекция № 15. Патологическая физиология системного кровообращения 151
Лекция № 16. Патологическая физиология внешнего дыхания 162
Лекция № 17. Патологическая физиология пищеварения 173
Лекция № 18. Патологическая физиология печени 184
Лекция № 19. Патологическая физиология почек 194
Лекция № 20. Патологическая физиология системы крови (часть 1) 202
Лекция № 21. Патологическая физиология системы крови (часть 2): патология эритроцитарной системы 212
Лекция № 22. Патологическая физиология системы крови (часть 3): патология лейкоцитарной системы 221
Лекция № 23. Патофизиология типических нарушений обмена веществ (часть 1) 234
Лекция № 24. Патофизиология типических нарушений обмена веществ (часть 2) 245
Литература………………………………………………………………259
Глоссарий……………………………………………………………….262ВВЕДЕНИЕ
Настоящий курс лекций представляет собой учебное пособие, предназначенное для самостоятельной подготовки студентов факультета ветеринарной медицины при изучении дисциплины «Патологическая физиология».Ветеринарный врач занимает особое место среди специалистов важнейшей отрасли народного хозяйства, поскольку объектом его работы является живой организм – наиболее совершенное творение природы.
Знание закономерностей функционирования организма в норме и при патологии позволяет врачу эффективно вмешиваться в процесс течения болезни, а также изыскивать возможности использования в своей работе принципа минимальной достаточности. Ветеринарный врач должен не опускаться до примитивного ремесла, а учиться всю жизнь, каждый день открывая для себя новые горизонты познания. Нельзя бездумно применять даже самые устоявшиеся схемы лечения, помня, что в истории человечества были периоды, когда расцвет медицины сменялся упадком, и врачи переставали задавать себе вопрос «почему нужно делать так, а не иначе».
Настоящий курс лекций имеет традиционную структуру: он знакомит студентов с основными понятиями и проблемами медицины; дает современные сведения о механизмах развития типических патологических процессов и главные аспекты частной патологической физиологии. Вместе с тем курс написан с расчетом избежать возможных повторений, поскольку в стандарте специальности «Ветеринария» есть самостоятельные дисциплины, изначально входившие в структуру курса патологической физиологии («Патология клетки» - «Цитология», «иммунология» и др.). В тексте в связи с этим есть специальные пометки.
Любой курс лекций должен расматриваться студентом в качестве путеводителя и исходной точки похода за новыми знаниями. Так, если в лекции кратко описан механизм, например, лихорадки, то будущий хороший врач должен прочесть труды наиболее авторитетных ученых, занимавшимся этим вопросом, а также определить современные границы знаний в этом направлении .
ЛЕКЦИЯ № 1
Предмет патологической физиологии, ее задачи, методы, место в системе высшего образования, связь с другими науками.
Исторический очерк развития патологической физиологии.
Нозология. Понятия «здоровье», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние».
Основные периоды развития болезни.
Терминальные состояния.
Патологическая физиология – это наука, изучающая функциональные изменения в больном организме и устанавливающая общие закономерности происхождения, возникновения, развития и исхода болезни.
Объект изучения патологической физиологии – болезнь . Конечная цель – раскрытие законов, по которым развивается болезнь. При этом патофизиология стремится установить общие характеристики групп болезней или даже БОЛЕЗНИ вообще, отходя от частностей и отдельных нозологических форм.
Патофизиология – это философия клиники, основа врачебного мышления.
Курс условно разделен на 2 части: общая патофизиология и частная патофизиология.
Общая патофизиология включает учение о болезни (нозологию), где рассматриваются вопросы причины болезни (этиология) и механизма ее развития (патогенез). Здесь предполагается анализ сложных взаимоотношений организма и среды. Среда – это источник различных воздействий (в т.ч. патологических), а организм – биологическая система с определенным уровнем регуляции, наследственностью и реактивностью.
Общая патофизиология
содержит данные о типических
патологических процессах
– процессах, развивающихся по определенным закономерностям и лежащих в основе многих заболеваний разной этиологии (воспаление, лихорадка, опухоли и др.).
Частная патофизиология выясняет общие закономерности нарушений функций отдельных органов и систем (печени, кровообращения, дыхания и др.), а также изучает компенсаторные возможности организма при определенных патологиях.
Патофизиология тесно связана с биологическими науками, изучающими структуру живого организма на разных уровнях; с нормальной физиологией, биохимией. С патологической анатомией около 100 лет назад патологическая физиология составляла единую науку, пока не возникла настоятельная необходимость их разделения (накопление знаний о соответствии структуры и функции).Патологическая физиология сама является базой для клинических дисциплин, дает клинике фундаментальные сведения для понимания сущности патологических процессов и отдельных нозологических единиц (конкретных болезней) для эффективного предупреждения болезней и лечения людей и животных.
Патологическая физиология – наука экспериментальная, ее основным методом исследования является патофизиологический эксперимент . Его смысл заключается в моделировании болезни, наблюдении ее течения с начала до конца и переносе полученных данных в клинику. Экспериментальные модели помогают раскрыть причины и механизмы болезней, закономерности их развития и восстановления нарушенных функций. Острые и хронические эксперименты предполагают такое воздействие на организм животных, которое недопустимо в клинике (травма, облучение, трансплантация опухоли и др.).
При помощи острых опытов клиника получила сведения о механизме электротравмы, шока, кровопотери, асфиксии и других быстротекущих патологических процессах и получила возможность эффективного вмешательства в их течение для спасения больных.
Хронический опыт дает возможность более длительного наблюдения и глубокого анализа нарушения жизнедеятельности организма, взаимодействия органов и систем на всех этапах заболевания. Такие эксперименты длительны, не допускают грубого нарушения функций и структуры организма. Позволяют получить сведения об этиологии и патогенезе алиментарных, эндокринных и обменных заболеваниях, разработать эффективные приемы профилактики и терапии.
История патофизиологии тесно связана с формированием взглядов на сущность болезни. Можно выделить следующие этапы:
Первобытный строй; «первобытный анимизм»: «Болезнь – есть нечто, вселяющееся в организм извне» (злой дух и т. д.). Методы лечения были направлены на изгнание этого болезнетворного начала соответствующими способами – деятельностью колдунов, шаманов.
Древнеегипетская цивилизация: «Тело животных и человека состоит из 4 стихий – земли, воды, воздуха и огня. Нарушение их правильного соотношения – болезнь».
Период древнегреческой цивилизации: «организм построен из 4 жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. Их правильное смешение – здоровье, неправильное смешение или загрязнение – болезнь» (Гиппократ – основатель гуморальной патологии). Демокрит в этот же период создал теорию солидарной патологии: «болезнь возникает из-за неправильного расположения атомов, составляющих организм, и изменения плотности тела». Аристотель, Гален основывались на виталистических взглядах: основа здоровья и болезни – состояние души, жизненного духа. Авиценна считал, что причина болезни – влияние факторов внешней среды и показал огромное значение наблюдения и опыта.
Средние века – упадок медицины, господство идеалистических представлений о сущности здоровья и болезни. Многое из ранее накопленного в области медицины было утрачено, извращено или использовалось на уровне ритуала.
Эпоха Возрождения - бурное развитие медицины. Везалий положил начало изучению анатомического строения тела; Гарвей открыл кровообращение; Декарт описал схему рефлекторной реакции, Мальпиги открыл капиллярное кровообращение и клетки крови. Эти и другие крупные открытия отразились на объяснении сущности болезни.
17 – 19 века: формирование иатрофизического и иатрохимического направлений в медицине (иатрос – врач). Иатрофизики считали организм подобием машины, совокупностью механизмов, и объясняли болезнь с точки зрения законов физики. Иатрохимики видели происхождение болезни результатом изменения химического состава соков организма (в первую очередь крови и пищеварительного сока).
Успехи медицины на этом этапе были бы невозможны без эпохальных открытий в науке: 1. открытия клетки и формирования учения о клеточном строении организма; 2. установления закона сохранения и превращения энергии; 3. формирование эволюционного учения Ч. Дарвина.
Вторая половина Х1Х в. – возникновение функционального (физиологического) направления в медицине и ветеринарии. Виднейшие представители – К.Бернар, Мажанди, Сеченов, Пашутин, Павлов, Боткин, Остроумов, Фохт, Подвысоцкий и другие; они трактовали болезнь как нарушение нормального функционирования органов и систем организма вследствие патогенных воздействий. До настоящего времени сущность этого взгляда на болезнь принципиально не изменилась.
Нозология – общее учение о болезни. Для врача важно иметь общие критерии, которые бы позволили ему безошибочно отличать здоровье от болезни. На протяжении всей истории развития медицины возникали определения понятия «здоровье»; практически все названные выше ученые делали попытку дать полное, всеобъемлющее и исчерпывающее определение этому понятию. В настоящее время используется следующее определение здоровья, принятое в 1946 году Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического , психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В научной среде принята более конкретная трактовка: «Здоровье – это состояние организма, в котором прежде всего отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз)». Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру, силе, времени и длительности свойственны большинству особей популяции.
Современное определение понятия «болезнь» также имеет длительную историю формирования: «Болезнь есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего нарушаются его приспособительные возможности».
Для человека определяющим при констатации нарушения приспособительных возможностей является нарушение трудоспособности.
Для сельскохозяйственных животных существует отдельное определение болезни (А.А. Журавель): «Болезнь – это сложная, преимущественно приспособительная реакция организма в ответ на действие болезнетворного агента, возникающая в результате нарушения взаимоотношения между организмом и окружающей средой и сопровождающаяся понижением продуктивности и экономической ценности животного».
В любой болезни всегда есть два противоположных начала – собственно патологическое (И.П. Павлов назвал его «поломкой») и защитное – мера против болезни. Очень часто бывает трудно отличить одну сторону от другой, и соответствующее умение является одной из главных задач врача, а лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение патологического начала и стимуляцию защитного.
В патофизиологии принято рассматривать болезнь на четырех уровнях:
4. Болезнь как абстракция, философское понятие; нарушение взаимоотношения организма с внешней средой.
3. Болезнь как типический патологический процесс, развивающийся по определенным закономерностям независимо от причины, локализации, вида животного и т.д. На этом этапе можно конкретизировать болезнь: воспаление, опухоль и т.д.
2. Нозологическая форма (единица): более выраженная конкретизация: отношение к определенной группе особей, причина болезни, локализация процесса (например: «туберкулезное воспаление легких у молодняка крупного рогатого скота»).
Диагноз; конкретизация с учетом индивидуальности организма.
В настоящее время существуют следующие основные виды классификации болезней в зависимости от критериев, положенных в основу:
Этиологическая классификация, основанная на общности причины болезней (инфекционные, неинфекционные болезни, интоксикации; наследственные болезни и т.д.).
Топографо-анатомическая классификация – по органному принципу: болезни почек, сердца, уха и т.д. Эту классификацию применяют часто в сочетании с классификацией по функциональным системам (болезни крови, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Удобна практически, широко используется, однако постоянно подвергается критике, т.к. нет сугубо местных болезней; любая болезнь есть страдание целого организма.
Классификация по возрасту и полу: различают болезни новорожденных, гинекологические и андрологические заболевания и т.д.
Экологическая классификация – исходит из условий обитания животных и человека: существуют так называемые краевые или географические патологии, характерные для определенной местности. Примером служит малярия, серповидно-клеточная анемия, эндемический зоб и другие.
Классификация по общности патогенеза: аллергические болезни, воспалительные заболевания, опухоли и т.д.
Классификация в зависимости от способов лечения: болезни могут быть хирургические, терапевтические.
Классификация по интенсивности проявления и скорости течения: болезни бывают острые, подострые, хронические.
Кроме понятия «болезнь» в патофизиологии используются понятия «патологический процесс» и «патологическое состояние». Оба понятия могут являться составной частью болезни.
Патологический процесс – это сочетание местных и общих разрушительных и защитных реакций, возникающих в организме в ответ на повреждающее действие болезнетворного агента. Выделяют типические патологические процессы, протекающие по одним и тем же законам вне зависимости от индивидуальных особенностей организма (если процесс отмечается на данной ступеньке эволюционной лестницы, то его протекание «по горизонтали» и выше «по вертикали» в общих чертах аналогично).
Патологическое состояние – это тоже патологический процесс, но малодинамичный, развивающийся медленно. Часто является следствием патологического процесса: язва желудка (патологический процесс) → сужение привратника (патологическое состояние); эндокардит (патологический процесс) → порок сердца (патологическое состояние). Возможен и обратный переход патологического состояния в патологический процесс.
В развитии большинства инфекционных заболеваний и некоторых незаразных выделяют 4 периода (стадии): 1. латентный; 2. продромальный; 3. разгара; 4. исхода. Такая периодизация мало применима для эндокринных, опухолевых и некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Латентный (скрытый; инкубационный - для инфекционных болезней) – промежуток времени от момента воздействия причины до появления первых признаков болезни (недомогания: снижение аппетита и т.д.). Может быть очень коротким (интоксикации) или очень длительным (проказа и др.); в этот период происходит накопление или распространение патогенного начала в организме и мобилизация защитных сил. Особенно важно знать его особенности при ряде инфекционных заболеваний для своевременной профилактики или лечения. Так, при бешенстве лечение эффективно только в этот период.
Продромальный период – отрезок времени от первых признаков болезни до проявления специфических признаков (симптомов). Общим для большинства высших животных является повышение температуры, изменение характера дыхания, деятельности сердечно-сосудистой системы, нервные нарушения, изменение ориентации и поведения животного в привычной обстановке. В этот период активизируются защитно-приспособительные и компенсаторные механизмы; возможна ликвидация патогенного раздражителя и выздоровление. Длительность продромального периода зависит от характеристик раздражителя, реактивности организма, условий кормления и содержания животных. При инфекционных заболеваниях этот период выражен хорошо, но поставить точный диагноз по внешним признакам трудно. Широко используется диагностика некоторых заболеваний (туберкулез, сап и др.) с помощью серологических и аллергических реакций.
Период разгара болезни : проявление симптомов данного конкретного заболевания (красные пятна на коже при роже свиней, истечения из носовой полости при рините и т.д.). Диагностирование проводится по клиническим признакам. Болезнь может иметь острое, подострое или хроническое течение. Хронические болезни возникают из острых, которые не были излечены, либо изначально приняли вялое течение вследствие особенностей реактивности организма. Во время хронических болезней возможно временное улучшение состояния больного (ремиссия), ухудшение (рецидив или обострение), проявление признаков другого заболевания или патологического состояния (осложнение).
Исход болезни зависит от уровня нарушения структуры и функции органов и тканей в процессе болезни и характера ликвидации этих нарушений в организме. Различают следующие варианты исхода болезни: а). полное выздоровление (восстановление к целому) – не остается следов расстройств, бывших при болезни, полностью восстанавливается как функция, так и структура. При этом следует помнить, что организм крайне редко возвращается к исходному состоянию; так, после перенесения ряда инфекционных болезней в организме обнаруживаются новые структуры – клетки, белки-антитела и т.д.
в). Переход в хроническую форму характеризуется развитием стойких патологических изменений (например, плеврит → нарушение → дыхания гипоксия…); патологические состояния дают начало новому патологическому процессу.
Г. Смерть. Такой исход болезни неизбежен в случае, если организм не может приспособиться к новым условиям, компенсаторные возможности истощены и дальнейшая жизнедеятельность невозможна. Непосредственные причины смерти – остановка деятельности сердца или остановка дыхания. Указанные явления могут быть результатом прямого или опосредованного воздействия на сердце, или главные центры регуляции дыхания либо гемодинамики (нервные яды, опухоли, травма и др.). Наступлению биологической смерти – необратимого состояния, когда не регистрируется биоэлектрическая активность нейронов важнейших структур головного мозга – предшествуют так называемые терминальные состояния. В настоящее время выделяют три стадии умирания, которые в определенных случаях являются обратимыми:
Предагония: состояние больного может неожиданно улучшиться или, наоборот, наступить апатия и потеря интереса к жизни. У высших животных и человека сознание сохранено.
Агония: состояние, характеризующееся расстройством деятельности ЦНС и нарушением всех жизненных функций организма. Возможно нецелесообразное усиление работы дыхательной и кровеносной системы (агональное дыхание, тахикардия); у высших организмов сознание отсутствует, отправления жизнедеятельности непроизвольны (мочеотделение, дефекация). Длительность агонии – несколько часов или несколько суток в зависимости от характера заболевания и реактивности организма. Торможение структур ЦНС происходит по нисходящей, от более молодых образований к более старым. Биоэлектрическая активность нейронов сохранена.
Клиническая смерть – этап умирания, характеризующийся отсутствием внешних признаков жизни (дыхания и деятельности сердца). Это результат глубокого угнетения функций ЦНС, этап заметного нарушения обмена веществ в нервной системе и прогрессирующего истощения энергетических запасов, но минимальная биоэлектрическая активность нейронов регистрируется, и в ряде случаев реанимация на этом этапе бывает успешной. Длительность клинической смерти - от 6 до 30-40 минут; сроки могут быть другими (например, при гипотермии энергозатраты снижаются, и продолжительность клинической смерти увеличивается, что расширяет возможности реанимационной деятельности).
Клиническая смерть переходит в биологическую смерть, которая характеризуется наступлением необратимых изменений сначала в высших отделах ЦНС, а затем в стволовых структурах и тканях других органов. Биологическая смерть у человека и нецелесообразность реанимации определяется по факту исчезновения биоэлектрической активности нейронов коры больших полушарий.
ЛЕКЦИЯ № 2
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
Общая этиология.
Основные методологические направления в этиологии .
Патогенез и основные патогенетические закономерности.
Важнейшие вопросы общей нозологии относятся к наиболее древним проблемам медицины.
Этиология (греч. aitia – причина; logos – учение) – это учение о причинах и условиях возникновения болезни.
Первый вопрос, который возникает при столкновении врача с болезнью, касается ее причины . Найти причину – значит найти путь к лечению и профилактике заболевания.
Но вместе с тем причина, вызывающая болезнь, действует на организм в конкретных условиях, т.е. вместе с комплексом других факторов, которые могут иметь разное значение при возникновении болезни.
Под условиями понимают: 1) условия внешней среды (т.е. географическая среда обитания, микроклимат, режим содержания, кормления, эксплуатации, а для человека еще и социальная среда; комплекс воздействующих на организм физических, химических и биологических факторов) 2) условия внутренней среды, т.е. те условия, которые складываются в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и неклеточных образований.
Для возникновения болезни необходимо (но не всегда достаточно) наличие патогенного этиологического фактора, болезнетворного агента, т.е. причины, вызывающей заболевание.
Патогенные этиологические факторы подразделяются на экзогенные (т.е. внешние причины заболеваний) и эндогенные (т.е. внутренние причины заболеваний).
К экзогенным относят разнообразные факторы внешней среды (раздражители): 1) физические а) механические (удары, уколы, ушибы, ранения) – вызывающие повреждения травматического характера;
б) термические (тепловые, холодовые воздействия – вызывают гипер- или гипотермию, местные изменения тканей – ожоги, отморожения)
в) лучевые (УФ-лучи и ионизирующая радиация обладает наибольшими патогенными свойствами);
г) электрические (вызывают электротравмы);
2) химические (химические вещества вызывает отравления либо обладают местным повреждающим действием - кислоты, щелочи, яды, лекарственные вещества и др.);
3) биологические (возбудители инфекционных и инвазионных заболеваний, т.е. различные патогенные бактерии, вирусы, простейшие, гельминты и т.д.).
Патогенное действие большинства названных факторов хорошо изучено, что дает широкие возможности для профилактики заболеваний и успешного лечения больных, однако до сих пор нет достаточных сведений о характере и степени влияния на живой организм электромагнитного излучения, акустической энергии; пополняется перечень побочного влияния давно известных лекарственных средств; открыты возбудители инфекционных заболеваний, которых весьма условно можно отнести к группе биологических патогенных факторов (прионы).
К эндогенным относят патогенные факторы, возникающие в самом организме (опухоли, опухолевые метастазы, травмы, отложения холестерина в артериях, внутренние кровоизлияния и т.д.)
Часто такое подразделение причин заболеваний условно. Внешние и внутренние причины часто как бы переходят, порождают друг друга.
Механическое воздействие (причина внешняя) → травма → кровоизлияние (причина внутренняя) → воспаление;
Вирус (внешняя причина) → опухоль → метастазы → тромбоз (внутренняя причина) → инфаркт
Кроме непосредственной причины, в возникновении заболевания часто чрезвычайно важную роль играют условия. Их подразделяют на 1) способствующие возникновению и развитию болезни или неблагоприятные;
2) препятствующие возникновению и развитию болезни или благоприятные.
При одной и той же болезни возможна различная локализация местных изменений. Например: туберкулез – легких, кости, мочеполовых органов; чума – легочная, кишечная, кожная, нервная.
Соотношение между общим и местным может меняться во времени. Местным процесс остается благодаря защитным силам организма, а при ослаблении защиты может стать общим: например, инфицированная рана (местное), сепсис (общее).
И местное, и общее есть всегда, но нужно учитывать их преобладание, находить тенденцию процесса. Если достаточно местных терапевтических средств (фурункул, кариес и т.д.), то ими можно ограничиться. Однако при тех же заболеваниях бывает необходима и общая терапия (антисептические средства; нормализация минерального и белкового обмена и т.д.) Но в любом случае лечить нужно не поврежденный орган, а весь организм. «Не болезнь, а больного». Только в этом случае гарантируется успех.
Структура и функция в патогенезе
Рассматривая нарушения функций при болезни, необходимо всегда иметь в виду, что они возникают на почве структурных (т.е. морфологических) или ультраструктурных (физико-химических, биохимических) изменений. Иногда применяют понятие «функциональные» болезни. Но это значит только то, что на современном этапе развития науки просто еще не установлены те структурные изменения, которые являются основой для функциональных нарушений. Нет нарушения функции без нарушения структуры.
Структура и функция всегда взаимно обусловливают друг друга.
Неспецифическое (общее) и специфическое в патогенезе.
В болезни всегда можно различить признаки (симптомы), характерные только для данной болезни (специфические), а также признаки, характерные для многих и даже всех болезней (неспецифические). Основу любой болезни как раз составляют неспецифические типовые (или типические) патологические процессы.
Вся неспецифическая часть патогенеза основывается на реакциях со стороны регуляторных систем (т.е. нервной и эндокринной).
Любой патогенный агент вызывает либо непосредственное поражение органов и опосредованное изменение регуляций; либо сразу вызывает нарушение нейрогуморальной регуляции функций организма. Таких неспецифических реакций со стороны нервной и эндокринной систем выделяют по крайней мере пять:
1. Парабиоз – застойное нераспространяющееся возбуждение. Возникает при повреждении возбудимых тканей.
С этим связано нарушение характерных функций нервной, мышечной и железистой тканей; патологическая импульсация; патологические рефлексы и т.д.
2. Патологическая доминанта, т.е. наличие в ЦНС господствующего очага возбуждения, который подчиняет себе другие центры. Это обусловливает многие патологические явления: обострение боли при действии индифферентных раздражителей (свет, звук и т.д.); спазм бронхов или сужение сосудов на любое раздражение при бронхиальной астме или гипертонии и т.д.
3. Нарушение кортиковисцеральной динамики . Кортико-висцеральная теория патогенеза была развита отечественными исследователями К.М. Быковым и И.Т. Курциным. Она достаточно сложна. Смысл сводится к тому, что главным в патогенезе многих заболеваний является нарушение координирующего влияния коры больших полушарий на подкорку и соответственно на функционирование внутренних органов. Другими словами, исходным является нарушение высшей нервной деятельности, оно влечет нарушения взаимоотношений с подкорковыми центрами, нарушается регуляция деятельности внутренних органов; в них возникают функциональные и структурные изменения, что по механизму порочного круга поддерживает нарушения ВНД.
Чаще всего такие реакции протекают по типу невроза (невротического состояния). Могут возникать патологические условные рефлексы.
4. Неврогенная дистрофия , т.е. включение в патогенез трофической функции нервной системы.
А.Д. Сперанский считал, что нет ни одной болезни, в которой бы не играл роли трофический компонент. При структурных и функциональных нарушениях нервной системы возникает нарушение трофики – дистрофия.
По механизму неврогенных дистрофий могут развиваться язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, сахарный диабет и даже туберкулез (из-за нарушения нервной трофики повышается чувствительность тканей к палочке Коха).
5. Стресс . Учение о стрессе (общем адаптационном синдроме) создал Г. Селье.
Стресс – это неспецифическая стандартная реакция организма на действие разнообразных раздражителей. Во всех случаях воздействие стрессора вызывает выброс АКТГ гипофиза; стимуляцию надпочечников и повышенную выработку его гормонов. Если действие раздражителя не чрезмерно сильно и длительно, гормоны помогают организму адаптироваться, если действие чрезмерно – наступает болезнь или смерть.
Соответственно этому выделяют 3 стадии стрессовой реакции:
стадия тревоги (мобилизация организма)
стадия адаптации (приспособление организма к существованию в новых условиях)
стадия истощения (исчерпывание компенсаторных механизмов и наступление изменений, несовместимых с жизнью).
ЛЕКЦИЯ № 3
ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Патологическое действие механических факторов.
Патологическое действие термических факторов.
Патологическое действие электротока.
Патологическое действие изменений атмосферного давления.
Патологическое действие лучистой и акустической энергии.
Многочисленные факторы внешней среды (физические, химические, биологические), с которыми постоянно сталкивается животное или человек, могут стать болезнетворными , если сила их воздействия превосходит адаптационные возможности организма, а также в случае изменения реактивности организма.
Болезнетворные (этиологические) факторы могут вызвать в организме ряд местных и общих изменений. Определение значения и соотношения местного и общего в данном случае - одна из основных задач врача. Это необходимо для выбора средств рациональной терапии (когда можно ограничиться местными средствами, или нужно применять средства общей терапии).
При действии чрезвычайных по силе, продолжительности или необычности раздражителей внешней среды значение общих изменений в организме значительно превосходит значение местных. Возникает максимальное напряжение всего организма и развитие так называемых экстремальных состояний . Они имеют общие механизмы развития и в конечной фазе носят характер терминальных (шок, коллапс, кома). В их развитии, как правило, имеют наибольшее значение стресс и боль.
Подробно мы будем говорить о действии на живой организм тех факторов, которые в статистическом отношении оказывают свое патогенное воздействие наиболее часто.
Патогенное действие физических факторов.
Действие механических факторов.
К механическим болезнетворным факторам относятся разнообразные травматические воздействия, которые вызывают различные повреждения.
Механическая травма – это повреждения тканей твердыми телами или распространением взрывной волны. Характер повреждения может быть различным и проявляться местно в виде ран, разрывов, ушибов, переломов, трещин, раздавливаний или их комбинаций. Зависит характер повреждения от силы механического фактора, времени его действия, места приложения, а также от свойств поврежденной ткани и от ее возможного инфицирования.
Механические травмы подразделяют на:
Открытые (с нарушением целостности покровных тканей): раны, открытые переломы костей;
Закрытые (без нарушения целостности покровных тканей): ушибы, растяжения, закрытые переломы и др.
Открытые опаснее в плане загрязнения, инфицирования и альтерации тканей. Закрытые опасны внутренними кровоизлияниями, некротическими изменениями тканей с образованием токсичных продуктов.
Подробнее о различных механических травмах (растяжениях, разрывах, сдавливаниях, ранах различных видов, контузиях и др.), их специфические аспекты подробно изложены в курсе хирургии; мы остановимся на общих нарушениях в организме при действии механических факторов. Дело в том, что местные последствия механической травмы часто сочетаются с кровопотерей, нарушением иннервации, что ведет к развитию комплекса общих нарушений в организме. Часто эти общие нарушения имеют большее значение, чем местные изменения.
Наиболее тяжелая степень общих нарушений в организме при травме носит название травматического шока .
Шок (от англ. shoсk – удар, сотрясение) – это тяжелый патологический процесс, сопровождающийся истощением жизненно важных функций организма и приводящий его на грань жизни и смерти.
Среди других видов шока (гиповолемический, кардиогенный, септический, анафилактический, психический) выделяют травматический шок . Он развивается на фоне резко выраженного раздражения экстеро-, интеро- и проприорецепторов вследствие прямого повреждающего действия механических факторов и далее на фоне существенных нарушений функций ЦНС. Травматический шок характеризуется стадийностью течения:
стадия возбуждения или эректильная:
стадия торможения или торпидная:
К этому сводится нервно-рефлекторная теория патогенеза травматического шока.
Следует отметить, что все виды шока имеют общий механизм развития, но одновременно существуют характерные особенности, что дает основание врачу назначать наиболее эффективную программу лечения.
Однако в механизме развития травматического шока большую роль может играть токсемия , связанная с всасыванием в систему кровообращения продуктов распада и гистолиза нежизнеспособных тканей. Таким путем шок возникает после прекращения длительного сдавливания частей тела при завалах, землетрясениях (резко развивается токсемия и развертывание шока идет уже по типу септического ). Возникает интоксикация ЦНС с соответствующими последствиями (токсическая энцефалопатия и т.п.).
В развитии травматического шока может сыграть роль потеря большого количества крови или плазмы, и шок прогрессирует уже по типу гиповолемического (критическое снижение общего объема циркулирующей крови при недостаточности механизмов компенсации → снижение кровоснабжения органов, главным образом ЦНС, гипоксия, энергетическая недостаточность нейронов, угнетение всех энергозатратных процессов и биоэлектрической активности, гибель нейронов по нисходящей линии - от наиболее совершенных. Процесс заканчивается смертью организма, если кровопотеря является смертельной).
Даже если общие нарушения в организме при действии механических патогенных факторов не доходят до крайней степени – шока, тем не менее они всегда сопутствуют местным изменениям (кровопотеря сопровождается общим изменением гемодинамики; небольшая может компенсироваться; интоксикация сопровождается нарушением обменных процессов в зависимости от возможностей нейтрализации токсинов и т.д.).
Механическая травма может осложняться инфекцией (присоединяется воздействие биологических патогенных факторов); в этом случае дальнейшее прогрессирование травматического шока протекает по типу септического.
Действие термических факторов особенно актуально для животных гомойотермных (т.е. теплокровных), у которых поддерживается постоянная температура тела независимо от колебаний температуры окружающей среды.
В организме гомойотермных животных осуществляется терморегуляция, т.е. процессы поддержания нормальной температуры тела, путем поддержания определенного соотношения процессов теплообразования и теплоотдачи:
Терморегуляция
совокупность процессов теплоотдачи) тонус периф. сосудов 1 – радиация (теплоизлуч.) 2 – конвекция, 3- теплопроведение, 4- испарение – потоотделение, 5 – с калом, мочой, выдыхаемым воздухом.
(совокупность процессов
теплопродукции – химические
реакции с образованием тепла)
термогенез в печени, мышцах
Центр терморегуляции находится в гипоталамусе (регулируется корой больших полушарий). Импульсы от терморецепторов кожи и сосудистого русла поступают по афферентным волокнам в гипоталамус и корковые центры , а оттуда ответные импульсы опосредованно идут к мышцам (вызывают сокращения), гуморальные факторы - к железам внутренней секреции, которые посредством выработки гормонов обеспечивают определенный уровень обменных процессов в организме, определяющих тонус периферических сосудов, т.е. обеспечивается необходимый уровень теплопродукции и теплоотдачи. Работу центра терморегуляции можно сравнить с работой термостата, который обеспечивает определенную температуру путем периодического нагревания или охлаждения.
Естественно, для теплокровных животных существует достаточно ограниченный температурный оптимум жизнедеятельности, когда постоянная температура тела поддерживается без напряжения этих механизмов. При отклонениях температуры окружающей среды от этого оптимума эти механизмы за счет мобилизации, напряжения способны осуществить терморегуляцию, но в конечном счете они истощаются, что ведет к нарушению температурной константы и функций организма.
52.5
УДК 616-092(075.8)
Патологическая физиология /Под ред. А. Д. Адо и Л. М. Ишимовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1980, 520 с., ил.
Учебник написан коллективом сотрудников кафедры патологической физиологии II Медицинского института с привлечением ведущих патофизиологов из других учреждений страны.
Во второе (изд. 1-е вышло в 1973 г.) издание введены новые разделы, отсутствовавшие в ранее изданных учебниках (общая патология клетки, космическая патофизиология, патогенное действие ультразвука, лазера и др.). При изложении вопросов частной патофизиологии основное внимание уделяется рассмотрению наиболее общих и принципиальных сторон нарушения жизнедеятельности органов и систем больного организма. Значительно переработаны разделы патофизиологии нервной и эндокринной систем.
Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и предназначен для студентов медицинских институтов. В учебнике 97 рис., 33 табл., 21 схема.
Рецензенты: зав. кафедрой патологической физиологии Кишиневского медицинского института Заслуженный деятель науки, профессор А. А. Зорькин и профессор кафедры Б. М. Курцер.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-МУ ИЗДАНИЮ
Второе издание учебника патологической физиологии выходит через 7 лет после первого. За это время он подвергся всестороннему обсуждению в научных обществах патофизиологов, на факультете повышения квалификации преподавателей при II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, на страницах "Медицинской газеты", журналов "Патологическая физиология и экспериментальная терапия", "Клиническая медицина", "Казанский медицинский журнал" и др. Многие ценные замечания и рекомендации авторы и редакторы учебника старались учесть при подготовке настоящего 2-го издания.
Необходимость несколько сократить объем учебника поставила перед авторским коллективом нелегкую задачу изложить необходимую информацию в сокращенном объеме книги. В связи с этим авторы и редакторы старались по возможности изъять из учебника ту информацию, которую учащиеся смогут найти в учебниках по другим дисциплинам. В то же время авторы считали необходимым ввести хотя бы в самом сжатом виде важнейшие новые данные, которыми пополнилась наша наука за прошедшие семь лет. К таковым относятся вопросы общей патофизиологии клетки, повреждения и реактивности, микроциркуляции и гемореологии, аллергии и иммунопатологии, космической медицины, кардиологии и гемодинамики, патофизиологии нервной системы. Как и в первом издании, особое внимание авторы и редакторы уделили методологической направленности излагаемого материала.
В виду необходимости сокращения объема учебника глава "Инфекционный процесс" в этом издании опущена.
В новом издании пересмотрены и дополнены прилагаемые к учебнику справочные таблицы и различные иллюстрации.
Как и при подготовке первого издания учебника в работе над вторым изданием авторы и редакторы широко пользовались консультациями крупных специалистов-патофизиологов по отдельным разделам нашего курса. В связи с этим они приносят свою глубокую благодарность академикам АМН СССР П. Н. Веселкину, А. М. Чернуху, В. К. Кулагину, Н. П. Бочкову, членам-корреспондентам АМН СССР Г. Н. Крыжановскому, В. С. Шапоту, Б. Б. Морозу, профессорам Г. И. Мчедлишвили, С. М. Павленко, доценту М. Ф. Бондаренко и всем профессорам-слушателям ФПК при II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова за просмотр отдельных глав учебника, за ценные советы, замечания и помощь в составлении настоящего издания.
Авторы и редакторы далеки от мысли, что второе издание учебника "Патологическая физиология" лишено неизбежных недостатков и будут весьма благодарны всем за замечания и рекомендации по поводу данного издания.
Часть 1. Общая нозология
Часть 2. Типические патологические процессы
|