Совокупность всех людей, живущих на планете (человечество) или на определенной территории – материка, страны, республики , области, отдельного населенного пункта – называется населением. Разнообразные события, которые непрестанно совершаются с людьми, складывающиеся в определенные процессы, изучает специальная наука – демография.
Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).
Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами , осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.
Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.
Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов , обеспечивающих более эффективную поддержку семьи , а также к содействию ее стабильности.
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.
В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.
Решение проблем демографического развития в России и за рубежомВ соответствии с результатами статистико-математических расчетов и прогнозов, выскажем гипотезу, что повышение уровня производства ВВП, уровня жизни, основных показателей занятости населения и других экономических показателей способны вернуть демографическую ситуацию в России на ту стадию "демографического перехода", на которой он был прерван в начале 1990-х годов с началом экономического, социального и демографического кризисов. Таким образом, перспективные задачи распадаются на две группы. Первая группа задач актуальна в настоящее время и решается на стадии выхода России из демографического кризиса и возвращения на рельсы "демографического перехода". Вторая группа задач связана с отдаленной перспективой и началом движения России вслед за странами, наиболее далеко ушедшими по траектории "демографического перехода", особенно в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Разумеется, двигаясь за этими странами, Россия неизбежно будет сталкиваться с угрозами старения населения, балансирования рождаемости на сравнительно низком уровне, не обеспечивающем естественного воспроизводства, проблемами в сфере иммиграции.
Можно сделать вывод, что повышение рождаемости и снижение смертности до уровней, близких к наблюдавшимся в конце 1980-х годов, может произойти в результате роста ВВП и уровня жизни до соответствующих значений. Это означает, что основу демографической политики на ближайшие годы составляют рост производства, занятости, доходов населения, увеличение строительства жилья и его реальной доступности для населения. То есть демографическая политика в широком смысле - это вся экономическая политика. Тем не менее, это не означает, что государство вправе устраниться от проведения демографической политики в узком смысле - решения конкретных проблем воспроизводства населения методами, давно апробированными во Франции и других зарубежных странах и частично применявшимися в нашей стране до 1991 года.
В первую очередь необходимо усилить стимулирование рождаемости путем повышения семейных пособий в связи с рождением и воспитанием детей до уровней, сопоставимых с прожиточным минимумом (в расчете на каждого ребенка соответствующего возраста). Расходы, которые могут при этом быть возложены на государственный бюджет, несопоставимы с будущим ущербом от депопуляции, если меры против этой последней не будут безотлагательно приняты. Разумеется, необходимы также специальные программы развития здравоохранения, оздоровления условий труда, борьбы с бытовым травматизмом и другие меры по борьбе со смертностью.
Кроме того необходимо:
обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;
доступность жилья для семей с детьми;
стимулирование рождаемости – предоставление материнского (семейного) капитала, гибкость форм…, запрет на пропаганду абортов, укрепление семьи, улучшение материальных условий жизни;
улучшение здоровья, особенно молодежи;
сокращение смертности (борьба с алкоголизмом, наркоманией);
повышение средней продолжительности жизни (борьба с массовыми заболеваниями, подъем благосостояния, улучшение здоровья);
стремиться к изменению нравственных ценностей, когда приоритетом семейной жизни становится потребность не водном ребенке, а в нескольких;
в любви к детям;
необходимо поднимать престижность многодетной семьи.
В дополнение к перечисленным мерам могут быть полезны усилия по формированию установок на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни населения.
Стратегические цели миграционной политики исходят из приоритетов, которыми являются: сохранение демографического, трудового и оборонного потенциала, геополитическое равновесие, нормализация пропорций расселения, в первую очередь - заселение слабоосвоенных и приграничных территорий и др. Реализация эффективной политики в области регулирования миграции и населения, в частности, предполагает использование миграционного потенциала стран СНГ и Балтии в интересах демографического развития РФ, действенную защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев на всей территории страны, содействие интеграции вынужденных мигрантов в российское общество.
Остается необходимым профилирование различных категорий иммигрантов в Россию и переход к дифференцированной полните привилегированного привлечения на территорию России соотечественников (репатриантов) из числа представителей коренных народов РФ и стран, находящихся с ней в интеграционных отношениях – в настоящее время это Белоруссия, - с соответствующим обеспечением их жильем, работой, всеми видами социальных пособий (по образцам Германии и Израиля), ограниченного допуска, на основе жестких критериев, всех прочих категорий иностранных граждан (безотносительно к их происхождению из стран СНГ и Балтии или иных стран). Среди критериев допуска последней категории мигрантов в Россию могут быть воссоединение семей, веские основания для получения статуса политического беженца, наличие капитала для инвестиций в российскую экономику, наличие дефицитных на российском рынке труда специальностей и квалификации (по образцу США и ряда других стран). Целесообразно также введение квот для последней категории иммигрантов и проведение жесткой политики депортации лиц, необоснованно (нелегально) находящихся на территории Российской Федерации. При проведении миграционной политики следует иметь в виду, что прием и достойное размещение желательных (привилегированных) категорий иммигрантов должны носить массовый характер и послужить как восполнению демографических потерь России (в частности, отрицательного естественного прироста), так и повышению качества ее рабочей силы в результате притока квалифицированных специалистов и лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования.
В середине 1970-х гг. уровни рождаемости в "старом" и "новом" свете практически совпадали. Однонаправленными были и изменения институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. Острие молодежных волнений второй половины 1960-х гг. по обе стороны Атлантики было не в последнюю очередь направлено против неприемлемых для нового поколения форм такого контроля. Хотя "майская революция" 1968 г. в Париже закончилась, как тогда казалось, поражением молодежи, бунтовавшей против "системы", спустя всего несколько лет и в Европе, и в США началась существенная либерализация семейного и репродуктивного законодательства. Отчасти это произошло потому, что в термоядерную эру "демографическое соревнование" великих держав утратило военно-политическую актуальность, отчасти - в силу повсеместно начавшегося пересмотра функций государства.
Законодательные акты, легализующие аборт, были приняты: в Англии в 1967 г., Дании и США - в 1973 г., Швеции - в 1974 г., Франции - 1975-1979 гг., ФРГ - 1976 г. В Италии на референдумах 1974 и 1978 гг. большинство избирателей высказались против отмены законов, разрешивших разводы и легализовавших аборт. События складывались в столь согласованную картину триумфа либеральных ценностей, что впору было говорить о "конце истории" за десятилетие до того, как об этом (в более широком контексте) написал Ф. Фукуяма. Неожиданно эта картина начала распадаться. Сформировались три уровня рождаемости:
Наиболее высокий, близкий к уровню простого воспроизводства - в США;
Относительно низкий - западноевропейский;
Сверхнизкий - южноевропейский (наиболее ярко выражен в Италии).
Почти одновременно с расхождением тенденций рождаемости начали проявляться различия в тенденциях институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. По мере того, как отношение европейских политиков и общественности к абортам, внебрачным сожительствам и однополым бракам становилось все более либеральным, в США набирали силу консервативные тенденции.
"Первой ласточкой" стал отказ в 1984 г. администрации Р. Рейгана - непримиримого противника абортов - финансировать иностранные организации, способствующие их проведению. В 2003 г. Дж. Буш-младший подписал указ, запрещающий аборты на поздних сроках беременности, а год спустя - акт о защите нерожденных жертв насилия. В феврале 2004 г. он также выступил с предложением внести в Конституцию США поправку, исключающую возможность юридической регистрации однополых браков. Эти инициативы обосновывались соображениями морали и основополагающим значением христианских ценностей для американской нации.
Вообще, различия в отношении американцев и европейцев к религии все более увеличиваются. Так, недавние сравнительные исследования показали: в жизни 59% жителей США религия играет очень важную роль. Это намного больше, чем в Великобритании (33%), Италии (27%), Германии (21%), России (14%), Франции (11%). В американском: обществе усиливаются позиции противников абортов. Если в середине 1990-х гг., судя по опросам Института Геллапа, определяли свою позицию как pro - life (в защиту жизни, против абортов) 33% опрошенных американцев, a pro - choice (за свободу выбора, против запрета абортов) - 56%, то в 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 45% и 47%. Инициированные республиканской администрацией изменения в репродуктивном законодательстве поддерживаются подавляющим большинством консервативно настроенных избирателей-христиан
На протяжении последних десятилетий среди населения США были по-прежнему широко распространены консервативные модели демографического поведения. Коэффициент суммарной рождаемости белых жительниц страны нелатиноамериканского происхождения составляет 1,9, что заметно выше, чем в подавляющем большинстве стран Европы. К 2002 г. 40,4% американок упомянутой категории в возрасте 40-44 лет, состоящих (или ранее состоявших) в браке, уже родили двоих детей, еще 20,1% - троих, а 8,7% - четверых и более детей. Экономически неактивны (то есть не работают и не ищут работу или не готовы приступить к ней) 45% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей. Можно, таким образом, говорить о широкой распространенности в США "консервативно-демографического" синдрома, включающего взаимосвязанные консервативные модели не только политического и электорального, но и демографического поведения.
Необходимо отметить и ряд других факторов, положительно влияющих на рождаемость в США. Это - быстрый рост заработной платы американских женщин, позволивший многим из них рожать детей "без оглядки" на не слишком надежных партнеров; бурный рост рынка услуг по уходу за детьми; достаточно щедрое субсидирование расходов родителей на оплату таких услуг из федеральных фондов. Кроме того, структурные изменения рынка труда повлекли за собой расширение числа рабочих мест с частичной занятостью (на них трудятся 32% работающих женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей). Наконец, следует упомянуть быстрый рост численности выходцев из Латинской Америки (в настоящий момент около 13% всех жителей США), для которых характерна несколько более высокая, чем для остального населения страны, рождаемость (значения суммарного коэффициента рождаемости составляли в 2000 г., соответственно, 3,1 и 2,1).
С начала 1980-х гг. стали расходиться и тенденции рождаемости в странах Западной Европы. Если в последних произошла стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне (в среднем по региону) 1,6-1,7 при быстром росте доли внебрачных рождений, то в Италии суммарный коэффициент рождаемости упал до небывало низких (около 1,2) отметок, тогда как доля внебрачных рождений росла гораздо медленнее.
Корни данного феномена лежат в характерных для Италии специфических отношениях между такими институтами, как государство, церковь, семья и брак. Крепость семейных уз и семейное предпринимательство издавна компенсировали в Италии слабость и неэффективность государства. Подобная организация общества резко усиливает зависимость индивида от семьи и накладывает на старших членов семьи особые обязанности перед младшими, ибо без родственной протекции найти достойное место в жизни весьма сложно.
В Италии брак по-прежнему имеет безусловный моральный приоритет перед внебрачным союзом. Отношение к институту брака остается достаточно серьезным - в возрастной группе 20-24 лет этот институт представляется устаревшим лишь 11,6% женщин и 15,3% мужчин. Кроме того, процедура развода все еще остается достаточно сложной. В результате люди не вступают в брак, потому что это слишком ответственно, и не создают внебрачного союза ввиду его предосудительности. Если в Северной и Западной Европе внебрачная рождаемость вносит значительный вклад в общее число рождений, то на юге Европы этого не происходит.
Низким оказывается и уровень брачной рождаемости. Итальянцам по-прежнему хотелось бы, чтобы в их семьях было двое-трое детей5. Однако нормы итальянского фамилизма (familismo), то есть семейственности, оказывают понижающее влияние на рождаемость, ибо требуют от родителей ревностной заботы об образовании и профессиональной карьере детей, а это - весьма дорогостоящие предприятия. Вдобавок рынок труда в Италии предлагает меньшие по сравнению с другими экономически развитыми странами возможности для гибкой занятости женщин. В результате молодые люди до последней возможности откладывают вступление в брак, что неблагоприятно сказывается на уровне брачной рождаемости. Поздней брачности способствуют также многовековые традиции совместного проживания родителей и Детей в ряде областей Италии, дороговизна арендуемого жилья, высокий, хотя и имеющий тенденцию к снижению, уровень молодежной безработицы. Многое из вышесказанного характерно и для Испании, где рождаемость также заметно ниже западноевропейской.
Смертность в странах с переходной экономикой: различия в глубине и сроках выхода из кризиса.СССР и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с середины 1960-х гг. столкнулись со стагнацией или снижением продолжительности жизни. Трансформационный спад повсеместно ухудшил ситуацию. Доклад ООН в этой связи называет потери человеческих жизней, связанные со снижением продолжительности жизни мужчин молодого и среднего в возраста в ряде стран ЦВЕ (особенно в России), наиболее тяжелой "человеческой ценой" перехода от одной социально-экономической системы к другой. Тем не менее, величина такого снижения и последующая динамика показателей на востоке и западе рассматриваемого региона были различны.
Первыми вышли из спада продолжительности жизни Чехия и Словакия (в 1991 г.), Польша (в 1992 г.), Венгрия (в 1994 г.), вслед за ними - Румыния, Болгария и Молдавия (соответственно, в 1997, 1998 и 1999 гг.). В России, Белоруссии и Украине устойчивый рост продолжительности жизни не начался до настоящего времени.
Глубина кризиса продолжительности жизни в различных странах региона и сроки выхода из него определялись характером взаимодействия институтов различного типа и уровня:
правоохранительных и здравоохранительных институтов;
прав собственности;
постоянных способов мышления и действия, ставших привычкой и обычаем.
Быстрее и с меньшими потерями из кризиса - как социально-экономического, так и демографического - вышли страны, в которых:
характер социально-экономических преобразований соответствовал умонастроениям большинства населения;
институты охраны правопорядка и здравоохранения легче поддавались реформированию;
алкогольная субкультура оказывала меньшую роль на экономическую, политическую и повседневную жизнь;
уровень жизни до трансформационного спада был относительно высоким;
существовали благоприятные политические и экономические условия для иностранных инвестиций.
В сравнительно недавнем прошлом, еще до начала эры антибиотиков и при повсеместном распространении голода, человечество особенно не задумывалось о своей численности. И было отчего, так как постоянные войны и массовый голод уносили миллионы жизней.
Особенно показательной в этом плане оказались две Мировые войны, когда потери всех воевавших сторон превысили 70-80 миллионов человек. Историки считают, что погибло более 100 миллионов, так как действия японских милитаристов в Китае и по сей день не изучены в должной степени, хотя они убили огромное количество мирных жителей.
Сегодня другие глобальные проблемы. Демографическая проблема - одна из наиболее серьезных и важных среди них. Впрочем, не следует считать, будто бы резкое увеличение численности человечества началось исключительно в наши дни. В далеком прошлом также происходили резкие скачки численности населения отдельных стран, причем все эти процессы зачастую приводили к весьма серьезным последствиям в общемировом значении.
К чему приводит демографический взрыв?
Считается, что у резких всплесков численности населения все же есть положительная черта. Дело в том, что в этом случае целые страны «молодеют», снижаются затраты на медицину. Но на этом все хорошее заканчивается.
Резко возрастает количество попрошаек, многократно растут расходы на образование, количество выпускаемых из учебных заведений специалистов возрастает настолько, что страна попросту не может обеспечивать их трудоустройство. На рынке труда появляется огромное количество молодых и здоровых людей, которые готовы выполнять работу за весьма скромное вознаграждение. В результате стоимость их труда (и без того копеечная) падает до минимума. Начинается подъем преступности, грабежи и убийства быстро становятся «визитной карточкой» государства.
Комплексное видение проблемы
Кроме того, во многих регионах Центральной Африки население уже доведено до столь нищенского состояния, что большое количество детей, которые будут работать на поле или попрошайничать - единственное средство выживания для семьи. Подрастая, они пополняют ряды бесчисленных вооруженных формирований, которые продолжают загонять весь регион в еще больший хаос. Причина - отсутствие даже элементарной государственной поддержи социального оразвития, отсутствие любых источников официального дохода.
Прочие опасности перенаселения
Известно, что уровень потребления современной цивилизации во много тысяч раз превышает уровень нормальных биологических потребностей человека. Даже беднейшие страны потребляют больше, чем они это делали пару сотен лет назад.
Разумеется, что при резком увеличении количества населения, общем обнищании большей его части и полной неспособности государственных структур установить над всем этим хоть какое-то подобие контроля лавинообразно возрастает нерациональное потребление ресурсов. Следствием этого становятся многократно увеличившиеся сливы токсичных отходов кустарных предприятий, горы мусора и полное пренебрежение хоть какими-то природоохранными мероприятиями.
К чему все это приводит?
В результате страна оказывается на грани экологической катастрофы, а население - на пороге голодной смерти. Думаете, современные демографические проблемы начались только в последние годы? В той же Африке еще с середины 60-х годов в целых провинциях люди начали страдать от нехватки питания. Западные медикаменты позволили повысить продолжительность жизни, но ее общий уклад оставался тем же.
Рождалось много детей, требовалось все больше земли для их пропитания. А земледелие там и по сей день ведется подсечно-огневым методом. В результате гектары плодородной почвы превращались в пустыни, подвергаясь ветровой эрозии и вымыванию.
Это все - глобальные проблемы. Демографическая проблема (как можно заметить) характерна для переходных культур, которые получили резкий доступ к благам современной цивилизации. Перестраиваться они не умеют или не хотят, в результате чего возникают жесткие социально-культурные противоречия, которые могут привести даже к войне.
Обратный пример
Впрочем, в нашем мире есть немало стран, в которых демографическая проблема представлена с совершенно противоположного ракурса. Речь идет о развитых государствах, в которых проблема как раз таки в том, что люди репродуктивного возраста не желают создавать семьи, не рожают детей.
В результате на место коренных народов приходят мигранты, которые зачастую способствуют полному уничтожению всей социокультурной составляющей того этноса, который до этого проживал на этой территории. Конечно, это не слишком жизнеутверждающий финал, но без активного вмешательства и участия государства подобную проблему решить не удастся.
Как может быть разрешена демографическая проблема?
Так каковы пути решения демографической проблемы? Способы решения логическим образом вытекают из причин явления. Во-первых, нужно в обязательном порядке повышать уровень жизни населения, улучшать медицинское его обслуживание. Известно, что в бедных странах матери зачастую вынуждены рожать много детей не только из-за традиций, но и по причине высокой
Если будет выживать каждый ребенок, будет меньше смысла рожать с десяток детей. К сожалению, в случае с теми же мигрантами в Европе хорошее медицинское обслуживание привело только к тому, что они стали рожать еще больше. Примерно то же самое наблюдается и в Гаити, где подавляющее число населения живет далеко за чертой бедности, но продолжает исправно рожать. Различные общественные организации выплачивают многим пособия, которых вполне хватает для выживания.
Медицина - превыше всего!
Следовательно, не нужно ограничиваться только лишь улучшением качества медицинского обслуживания. Необходимо предлагать материальное поощрение семьям, в которых не больше двух-трех детей, облагать их меньшими налогами, предлагать упрощенные схемы поступления в вузы детям из таких семей. Проще говоря, должны решаться комплексно.
Кроме того, крайне важна действенная социальная реклама о пользе контрацепции, подкрепляемая невысокой стоимостью таких препаратов. Нужно объяснять людям, что перенаселение влечет за собой плохие условия жизни для их детей, которые не смогут нормально жить в смоге крупных мегаполисов, лишенных зелени и чистого воздуха.
Как повысить рождаемость?
А каковы пути решения демографической проблемы, если бороться предстоит не с перенаселением, а с нехваткой этого самого населения? Как ни странно, но они практически те же. Рассмотрим их с позиций нашего государства.
Во-первых, чрезвычайно важно повысить уровень благосостояния населения. Многие молодые семьи не заводят ребенка только лишь из-за того, что не уверены в завтрашнем дне. Необходимо льготное жилье для молодых семей, налоговые льготы, значительно повышенные выплаты материальных пособий многодетным семьям.
Кроме прочего, в обязательном порядке следует предоставлять возможность получения льготных лекарственных средств и питания для детей. Так как стоит все это очень немало, многие молодые семьи просто истощают свои бюджеты, покупая все необходимое только на свои деньги. В этом же ряду стоит и снижение на молодые и многодетные семьи.
Разумеется, не стоит забывать также о пропаганде семейных ценностей. В любом случае решение демографической проблемы обязательно должно быть комплексным, с обязательным учетом всех факторов, которые и приводят к нарушениям рождаемости.
Боровикова Мария
Демогра́фия - наука о закономерностях воспроизводства населения . Она изучает численность
миграции и других причин.
по уровням рождаемости и смертности;
по разности между ними - уровню естественного прироста;
по состоянию половозрастной структуры,
Цель моего проекта
Задачи исследования :
1.
Изучить историю образования и причины демографических кризисов;2.
Оценить последствия демографического кризисаМетоды исследования :
Скачать:
Предварительный просмотр:
г. Воскресенск 2012 год |
Стр.
Введение
Заключение 16 Список используемой литературы 18 Приложение 20
Введение
Демогра́фия - наука о закономерностях воспроизводства населения . Она изучает численность , территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению.
Демографическая ситуация - состояние воспроизводства населения, которая зависит от социально-экономических, природных условий,
миграции и других причин.Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика оцениваются:
- по уровням рождаемости и смертности;
- по разности между ними - уровню естественного прироста;
- по состоянию половозрастной структуры, которая оказывает активное влияние как на состояние демографических процессов.
Цель моего проекта
: проанализировать нынешнюю демографическую ситуацию в России на основе имеющихся самых свежих статистических данныхЗадачи исследования
:- Изучить историю образования и причины демографических кризисов;
- Оценить последствия демографического кризиса
- Предложить пути выхода из демографического кризиса.
Методы исследования :
- Статистический (данные о численности населения);
- Математический (определение коэффициента рождаемости в России);
- Аналитический (анализ данных о естественном приросте н) и др.
1. История образования демографических кризисов
Демографический кризис в Российской Федерации - нарушение воспроизводства населения России , угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.
Главными причинами демографического кризиса в Российской Федерации демографы считают:
1. Снижение рождаемости. Начиная с 1965 года и до настоящего времени уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения
Причиной снижения рождаемости называют изменение под влиянием СМИ репродуктивных установок, внедрение в сознание российской молодёжи зарубежных образцов семейного, репродуктивного и сексуального поведения.
Начиная с 1988 года начинается резкое снижение числа рождений, на фоне роста смертности возникла демографическая убыль (смертность больше рождаемости), однако естественный прирост населения сохранялся до 1992 года , когда впервые число рождений составило 1,58 млн. человек, а смертей - 1,80 млн. человек.
Коэффициент рождаемости в России превышает аналогичные показатели в странах ЕС (9,9 на 1000 чел.), Японии (7,7 на 1000 чел.), Канаде (10,2 на 1000 чел.) и примерно соответствует уровню Франции и Австралии. Смертность же по-прежнему перекрывает рождаемость. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились - на 5,6 % . В 1999 году суммарный коэффициент был равен1.15, а к 2009 году он увеличился 1.55. (см. приложение рис.6).
Региональные различия рождаемости частично сглаживаются . Если в 60-е годы суммарный коэффициент рождаемости составлял в Москве 1,4, а в Дагестане - 5, то к 2009 году этот показатель в Москве снизился до 1,3, а в Дагестане - до 1,9. Прирост населения с 2002 года по 2010 в Москве составляет до 11%, а в Дагестане свыше 15% (см. приложение рис.7.)
Сокращение продолжительности жизни. Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 61,4 года, продолжительность жизни женщин значительно выше - 73,9 года (см. приложение рис.8).
- Russia’s Peacetime Demographic Crisis: Dimensions, Causes, Implications
- Vladimir M. Shkolnikov, G. A. Cornia. Population crisis and rising mortality in transitional Russia. - in.: The mortality crisis in transitional economies. - Oxford: Oxford University Press, 2000: p. 253-279.
- А. Г. Вишневский, В. М. Школьников. Смертность в России. Главные группы риска и приоритеты действий . - М.: Московский Центр Карнеги, Научные доклады, Вып. 19, 1997
Рост смертности . Особенно велика смертность у российских мужчин, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. (см. приложение рис.9). Однако детская смертность в России лишь немного выше, чем в среднем по Европе и составляет 8,1 умерших до года на 1000 родившихся живыми (2009 год, данные Министерства здравоохранения и социального развития ). Основные классы причин смертности в России в 2007 году:
Справочники
Приложение
Рис 1. В XX веке Россия пережила несколько демографических кризисов.
Рис.2 Данные о количестве рождений и смертей с 1950 года.
Рождаемость Смертность Прирост
Общемировые тенденции
Рис.3 Карта мира по среднему количеству детей рождённых женщиной в течение жизни , с учетом средних показателей для женщин всех возрастов, данные 2011 года.
7-8 детей 6-7 детей 5-6 детей 4-5 детей | 3-4 детей 2-3 детей 1-2 детей 0-1 детей |
Рис.4 Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России в 1993-2009 годах, в тыс. чел.
Рис 5. Численность населения России в 1950-2010 гг.
Рис.6 Суммарный коэффициент рождаемости в России в 1990-2009 годах
Рис.7 Изменение численности населения в разных субъектах РФ.
Рис.8 Динамика общего коэффициента смертности мужчин в РСФСР и РФ с 1950 года
Рис.9 Динамика продолжительности жизни для мужчин и женщин в РФ с 1950 года
Рис. 10 Число погибших от убийств в России в 1990-2009 годах, на 100 тыс. человек населения
Половозрастная пирамида
Рис.11 Пирамида населения России в 2011 году по полу и возрасту.
Рис.12 Тенденции увеличения продолжительности жизни в России.
Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.
Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.
Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.
Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.
Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.
В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.
В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.
В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.
В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.
В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.
В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.
По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья - два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.
Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.
Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.
В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.
В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.