Живые организмы
Неклеточные Клеточные
Вирусы Прокариоты Эукариоты
(доядерные) (ядерные)
Бактерии Грибы Растения Животные
Признаки живой природы:
Обмен веществ и энергии (дыхание, питание, выделение)
Наследственность и изменчивость
Самовоспроизведение (размножение)
Индивидуальное развитие (онтогенез), историческое развитие (филогенез)
Движение
Состав – органические (белки, жиры, углеводы, НК) и неорганические вещества (вода и минеральные соли).
БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ
Характеристика царств живой природы
1. Вирусы (открыл ученый Ивановский в 1892 году на вирусе табачной мозаики)
2. Не имеют клеточного строения, вне клетки – в виде кристалла.
3. Строение – ДНК или РНК – снаружи белковая оболочка – капсид, реже имеется углеводно-липидная оболочка (у вируса герпеса и гриппа).
4. Сходство с живыми организмами – размножаются (удвоение ДНК), характерна наследственность и изменчивость.
5
. Сходство вирусов с неживыми системами
- не делятся, не растут, не характерен обмен веществ, нет собственного механизма синтеза белка.
2. Бактерии (Левенгук в 1683 – бактерии зубного налета)
1. одноклеточные или колониальные организмы, не имеющие оформленного ядра
2. не имеют сложных органоидов – ЭПС, митохондрий, аппарата Гольджи, пластид.
3. по форме разнообразные – кокки (круглые), спириллы, бациллы (палочковидные), вирионы (в виде дуги).
4. имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов, в цитоплазме расположен нуклеоид с кольцевой молекулой ДНК, имеются рибосомы.
5. размножаются делением пополам каждые 20-30 минут, при неблагоприятных условиях образуют споры (толстая оболочка)
6. питание – автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических): а)фототрофы (в процессе фотосинтеза) – цианеи, б)хемотрофы (в процессе химических реакций) – железобактерии;
гетеротрофы (используют готовые органические вещества): а)сапрофиты (питаются мертвыми органическими остатками) – бактерии гниения и брожения,
б)симбионты (органические вещества получают в результате симбиоза с другими организмами) – клубеньковые бактерии бобовых (они усваивают азот из воздуха и передают его бобовым растениям, те взамен обеспечивают их орг.веществами),
7. Значение бактерий – положительное – клубеньковые бактерии обогащают почву нитратами и нитритами, усваивая азот из воздуха; бактерии гниения утилизируют погибшие организмы; молочнокислые бактерии используют в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса, кормовых белков, в обработке кожи.
Отрицательное
– вызывают порчу продуктов (гнилостные бактерии), возбудители опасных заболеваний - пневмония, чума, холера.
3. Грибы
1. Особенности строения – тело состоит из гиф, образующих мицелий (грибницу), размножаются почкованием (дрожжи), спорами, вегетативно (частями мицелия), половым путем.
2. Сходство с растениями – неподвижны, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, неограниченный рост, имеется клеточная стенка (состоит их хитина), размножаются спорами.
3. Сходство с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы (питаются органическими веществами), запасное питательное вещество – гликоген.
5. Виды грибов – см. пункт 6- «питание».
4. Растения
1.Неподвижны – имеют прочную клеточную стенку из целлюлозы, мало митохондрий.
2. Неограниченный рост – растут всю жизнь
3. Запасное питательное вещество – крахмал
4. Питание – автотрофы (питаются неорганическими веществами за счет фотосинтеза). Питание с помощью всасывания всей поверхностью тела.
5. Особенности растительной клетки – 1.наличие пластид (хлоропластов – функция фотосинтеза, лейкопластов – накопление веществ, хромопластов – обеспечивают окраску плодов, цветов); 2. крупных вакуолей (запасающая функция); 3. мало митохондрий; 4. имеется клеточная стенка из целлюлозы; 5. нет микротрубочек.
5. Животные
1. Подвижные в большей своей части – много митохондрий, тонкая оболочка.
2. Ограниченный рост – до половой зрелости
3. Запасное вещество – гликоген (в мышцах и печени)
5. Особенности животной клетки – нет пластид, вакуоли мелкие – выполняют выделительную функцию у водных животных, тонкая оболочка, микротрубочки – для построения веретена деления при митозе и мейозе.
6. характерна раздражимость, рефлекс.
Классификация растений и животных. Систематика.
Классификация – распределение организмов по группам.
Систематика
– наука, занимающаяся классификацией
Систем.категория | животные | растения |
надцарство | Ядерные (доядерные) | ядерные |
царство | Животные (растения, грибы) | растения |
подцарство | Многоклеточные (одноклеточн) | многоклеточные |
Тип (отдел) | Хордовые (простейшие, плоские черви, круглые, кольчатые черви,членистоногие, моллюски) | Цветковые (водоросли, мохообразые, папоротникообразые, голосеменные) |
класс | Млекопитающие (рыбы, земноводные, рептилии, птицы) | Однодольные (двудольные) |
отряд | Хищные (грызуны, рукокрылые, приматы, (не)парнокопытные, ластоногие, китообразные) | - |
семейство | лисьи | Лилейные (злаковые, розоцветные, пасленовые, бобовые) |
род | лиса | ландыш |
вид | Лиса обыкновенная | Ландыш майский |
Усложнение растений в ходе эволюции на Земле:
Водоросли→ мхи→ плауны→ хвощи→ папоротники→ голосеменные → покрытосеменные
Направления эволюции растений - ароморфозы
Появление многоклеточности (водоросли→цветковые)
Выход на сушу (мхи→цветковые)
Появление тканей (покровной, проводящей, механической, фотосинтезирующей) и органов (корней, стеблей, листьев): мхи→цветковые.
Сокращение зависимости оплодотворения от наличия воды (голосеменные, цветковые)
Появление цветка и плода (цветковые)
Характеристика отделов растений (500 000 видов)
1.Водоросли. Низшие споровые растения.
1. Одноклеточные (хлорелла, хламидомонада) и многоклеточные организмы (спирогира, ламинария, улотрикс), некоторые образуют колонии (вольвокс).
2. Тело – слоевище (нет деления на органы и ткани)
3. Имеется хроматофоры с хлорофиллом – обеспечивают фотосинтез.
4. Бурые и красные водоросли имеют вместо корней ризоиды – функция закрепления в почве.
5. Размножаются бесполым путем – спорами и половым путем – гаметами.
6. Значение: из красных водорослей получают вещество агар-агар; бурые водоросли – ламинария-морская капуста – в пищевой промышленности, корм скоту, хламидомонада вызывает цветение водоемов.
2. Лишайники.
1. низшие растения, состоят из симбиоза гриба и водоросли. Тело – слоевище.
2. питание – автогетеротрофы: водоросль – автотрофна, дает грибу в процессе фотосинтеза органические вещества, гриб – гетеротрофен, дает водоросли воду и минеральные вещества, защищает ее от высыхания.
3. Размножение – бесполым путем – вегетативно – участками слоевища, половым путем.
4. Лишайники – индикаторы чистоты (растут только в экологически чистых районах).
5. Лишайники – «пионеры жизни» - заселяют самые трудно доступные места, обогащают почву минеральными солями и органикой – удобряют, после лишайников могут произрастать и другие растения.
6. Виды – олений мох, ксантория, цетрария. (кустистые, накипные, листоватые).
Высшие споровые растения.
3.Моховидные.
1. Листостебельные споровые растения, не имеющие корней (или имеют ризоиды)
2. Ткани и органы мало дифференцированы – нет проводящей системы и плохо развита механическая ткань.
3. Характерна смена поколений: полового – гаметофита (гаплоидное) и бесполого – спорофита (диплоидное). Гаметофит преобладает – это само листостебельное растение, спорофит живет за счет гаметофита и представлен коробочкой на ножке (на женском растении).
4. Размножаются спорами и половым путем. Для оплодотворения необходима вода, как и у всех споровых растений.
5. Виды – кукушкин лен, сфагнум
4. Папоротникообразные (Хвощи, плауны, папоротники)
1. Тело дифференцировано на стебель, листья и корень или корневище.
2. Хорошо развита механическая и проводящая ткани – папоротники выше и кустистее, чем мхи.
3. Характерна смена поколений с преобладанием спорофита (само растение), гаметофит маленький - представлен заростком (самостоятельное растение сердцевидной формы, на нем созревают гаметы). Для оплодотворения необходима вода.
4. Размножение – половое и бесполое – спорами, корневищем – вегетативное.
Высшие семенные растения
1. Вечнозеленые (реже листопадные) деревья или кустарники с прямостоячими многолетними стеблями и стержневыми корневыми системами.
2. В древесине вместо сосудов расположены трахеиды, много смоляных ходов
3. Листья игольчатой формы
4. Редукция гаметофита, преобладает спорофит (диплоидный). Вода для оплодотворения не нужна.
5. Размножение – семенами (половое). Семена лежат голо на чешуйках шишек. Семя имеет кожуру, зародыш и питательную ткань – эндосперм (гаплоидный). На 1 ветке созревают шишки 2 видов: женские и мужские.
6. Виды – можжевельник, сосна, туя, ель, пихта, лиственница.
6. Цветковые. (Покрытосеменные)
Покрытосеменные растения – эволюционно самая молодая и самая многочисленная группа растений – 250 тыс видов, которые произрастают во всех климатических зонах. Широкое распространение и разнообразие строения цветковых связано с приобретением ими ряда прогрессивных черт:
1.Формирование цветка, совмещающего функции полового и бесполого размножения.
2.Образование в составе цветка завязи, заключающий в себя семяпочки и предохраняющий их от действия неблагоприятных условий.
3.Двойное оплодотворение, в результате которого образуется питательный триплоидный эндосперм.
4.Запасающая питательная ткань в составе плода.
5.Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей.
Семейства цветковых (покрытосеменных). Классы.
Класс двудольные
Признак | Розоцветные | пасленовые | бобовые |
цветок | Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 (чашелистиков-5, лепестков-5, тычинок – много, пестик -1 или мпного) | Ч(5) Л(5) Т(5) П 1 (5 сросшихся лепестков и 5сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся тычинок, 1 пестик). | Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 (5 сросшихся чашелистиков; 5 лепестков: два нижних срастаются, образуя «лодочку», верхний -самый большой - парус, боковые 2 – весла; тычинок -10, 9 из них срастаются, пестик-1) |
плод | Костянки, орешек | Ягода, коробочка | боб |
Соцветие | Кисть, простой зонтик, щиток | Завиток, кисть, метелка | Кисть, головка |
примеры | Яблоня, шиповник, роза, земляника | Картофель, табак, паслен черный, томат | Горох, соя, клевер, чина, бобы, люпин, вика |
Признак | Крестоцветные | сложноцветные | Злаковые - однодольные |
цветок | Ч 2+2 Л 2+2 Т 4+2 П 1 (чашелистиков 2+2, лепестков 4 тычинок 6 , пестик -1) | Цветки 4 типов: трубчатые, язычковые, ложно-язычковые, воронковидные. Л(5) Т (5) П 1 Вместо чашечки – пленки или хохолки. | О 2+(2) Т 3 П 1 Околоцветник – 2+2 |
плод | Стручок, стручочек | семянка | зерновка |
соцветие | кисть | корзинка | Сложный колос, метелка, початок |
примеры | Капуста, редька, репа, горчица, сурепка, ярутка | Подсолнух, ромашка, василек, пижма, георгин, астра, одуванчик, полынь | Рожь, просо, ячмень, мятлик, костер, кукуруза, сорго |
ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Учебно-воспитательное значение школьного курса биологии в системе современной общеобразовательной подготовки учащихся. Школьная программа по биологии, ее значение в работе учителя. Структура программы, ее анализ.
Умения, которые необходимо сформировать. Анализировать школьную программу; использовать объяснительную записку программы; определять и конкретизировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи школьного курса биологии.
Краткое пояснение
Школьный курс биологии изучается в 7 - 11 классах средней общеобразовательной школы. Обучение осуществляется на основе планомерного и последовательного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.
Ведущие идеи школьного курса биологии: эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функций в биологических системах, целостность и саморегулирования биологических систем, связь теории с практикой. Эти идеи определяют содержание, структуру школьного курса биологии (табл. 1), последовательность развития основных понятий.
Таблица 1
Структура школьного курса биологии
Название раздела Класс Количество часов в неделю
Естествознание (пропедевтический раздел) 5 1
Растения, Дробянки, Грибы 6 2
Животные 7 2
Человек 8-9 2
Общая биология 10-11 1
В школах используются различные альтернативные программы. Так, например, интегрированная программа по природоведению. Учитывая, что базовое образование дает девятилетняя школа, курс школьной биологии можно построить по следующему образцу:
1. Природоведение - 5 класс, 2 ч в неделю.
2. Растения, Дробянки, Грибы - 6 класс, 2 ч.
3. Животные - 7 класс, 2 ч.
4. Человек и его здоровье - 8 класс, 2 ч.
5. Общая биология и экология - 9 класс, 2 ч.
В системе предметного обучения средней общеобразовательной школы школьный курс биологии решает ряд задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
Образовательные задачи включают в себя формирование системы биологических понятий, определенных программой школьного курса, специальных и общеучебных умений. К специальным умениям относятся такие, которые направлены на работу с объектами природы или их изображением: умение вести наблюдение на лоне природы, в уголке живой природы; пользоваться изобразительными средствами наглядности; уход за растениями, животными; изготовление микропрепаратов, пользования оптическими приборами и лабораторными оборудованиями; определение растений и животных и т.д.
К общеучебных умений относятся: умение пользоваться доской, тетрадью, работа с учебником, экранными пособиями, табличным материалом и т.д.
Развивающие задачи школьного курса биологии связаны с формированием и развитием в процессе изучения предмета личных качеств школьников: тренировка памяти, развитие умений, необходимых для осуществления таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, второстепенного, обобщение, выводы и др.
Воспитательные задачи включают в себя реализацию воспитание экологических, эстетических, санитарно-гигиенических, трудовых, физических и других качеств личности в процессе изучения биологии.
Учебно-воспитательные задачи решаются на основе планомерного и постепенного развития у школьников основных биологических понятий. Помогают образовательной и воспитательной деятельности учителя программы средней общеобразовательной школы.
В программе сформулированы задачи и цели обучения, раскрыто содержание темы, указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения, определено примерное количество часов, необходимых для изучения темы. В программу включено структуры знаний и умений, а также тематика лабораторных работ, практических занятий и экскурсий, межпредметные связи и т.д. Учитель биологии должен профессионально владеть содержанием программы, всеми структурными элементами и уметь пользоваться программой во время планирования учебно-воспитательного процесса по биологии.
Прочтите краткое объяснение и подготовьте ответы на следующие вопросы:
« 1. Какие ведущие идеи биологии как науки заложено в основу школьного курса биологии? Какова структура школьного курса биологии? Что такое образовательно-развивающие и воспитательные задачи? Чем характеризуются специальные умения и навыки? Привести примеры.
2. Изучите пояснительную записку к программе по биологии для общеобразовательной школы, определите содержание программы и ее структурные элементы.
3. На примере раздела «Растения...» изучите каждый структурный элемент программы, ориентируясь на содержание, определите его место и роль в практической работе учителя биологии.
4. пользуясь пояснительной записке программы по биологии, ознакомьтесь с целями и задачами предмета. Выделите в них образовательные, развивающие, воспитательные задачи, сделайте короткую запись их в тетрадь.
III. Позаадиторна работа
1. Пользуясь программой, сделайте выборку литературы по общим вопросам и отдельных методик биологии, оформите картотеку по теме.
2. Опираясь на содержание пояснительной записки программы по біелогії, определите образовательные, развивающие и воспитательные задачи раздела «Растения...»
3. Изучите раздел И пособия и краткое пояснение к занятию 2.
IV. Литература: 3, 26, 27.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема. Школьные учебники по биологии, их структура.
Умения, которые необходимо сформировать. Определять структурные элементы учебников по биологии, анализировать их.
И. Краткое пояснение
В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник - один из важнейших средства обучения, в котором определен объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, последовательность формирования умений, навыков.
Учебник - это учебная книга, которое содержит системное изложение определенного объема знаний, отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися.
Учебники по биологии имеют свою структуру, то есть состоят из отдельных структурных компонентов. Что такое структурный компонент?
Структурный компонент - это необходимый элемент школьного учебника, который имеет определенную форму, осуществляет только ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находится в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.
Согласно этому определению, все структурные компоненты учебников по биологии объединяются в два больших отдела: 1) текст; 2) внетекстовые компоненты. Они, в свою очередь, делятся па три подотдела, в соответствии с функциональной нагрузкой, что. несет компонент, который к ним относится (табл. 2).
Таблица 2
Структурные компоненты учебника биологии
Тексты; Внетекстовый компонент
Основной, дополнительный, объяснительный, аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки
Текст. В зависимости от содержания и использования в учебном процессе различают: основной, дополнительный и объяснительный. Каждый имеет свои особенности.
Основной текст учебника отражает систему основных понятий курса (общебиологических, специальных, простых и сложных). В зависимости от способа раскрытия сущности понятий основной текст является описательным или смешанным.
Дополнительный текст - обращение к ученикам, документально хрестоматийные материалы и материалы дополнительного изучения.
Пояснительный текст содержит вспомогательные элементы: примечания и пояснения, словари, азбуки и др.
Внетекстовые компоненты состоят из аппарата организации усвоения, иллюстраций и аппарата ориентировки. В состав аппарата организации усвоения входят вопросы, задания, таблицы, указатели, библиографические, предметные), ответы .
К иллюстрациям относятся рисунки (научно-прикладные, технические, инструктивные чертежи, карты, схемы, планы, диаграммы, фотографии, комбинированные иллюстрации, фотомонтажи, фотосхеми, репродукции. Аппарат ориентировки включает введение, предисловие, оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), символы ориентировки, колонтитул.
Внетекстовые компоненты содержат важные сведения, которые помогают ученикам пользоваться учебником. Так, титульный лист - первая страница учебника - знакомит учащихся с фамилиями авторов, его названием, годом и местом публикации. По этим данным книгу легко найти в библиотеке.
Задача предисловия - облегчить понимание основного текста, раскрыть замысел учебника. Часто в предисловии авторы раскрывают задачи книги, описывающие особенности шрифтовых выделений (названия разделов, тем, абзацев, сроков и т.д.), объясняют условные обозначения. В содержании отражается общий план учебника, основные рубрики, соотношение различных частей.
Колонтитул - это строка над текстом страницы. На левом боку обычно дается название крупных рубрик, а на правом - более мелких. Колонтитул облегчает пользование книгой, помогает быстро найти нужный материал.
II. Задания для самостоятельной работы
1. Пользуясь данным краткими пояснениями, подготовьте ответы на следующие вопросы: Чем учебник отличается от другой книги? Какие структурные компоненты выделяют в учебниках биологии? С какой целью в школьный учебник по биологии включено аппарат ориентировки? Какое значение иллюстраций в школьном учебнике? Какова функция аппарата организации усвоения материала?
2. Ознакомьтесь с содержанием учебника:. Найдите в нем указанные структурные элементы. , .
3. Охарактеризуйте учебник «Биология» по следующему плану: а) дайте оценку текстам учебника; б) охарактеризуйте аппарат организации усвоения, выясните соотношение вопросов и заданий, вопросов продуктивных и репродуктивных; в) проанализируйте аппарат ориентировки; г) дайте оценку иллюстративном аппарата, отметьте количество иллюстраций, их размеры, четкость, соответствие натуре и т.д.
Проанализируйте школьные учебники «Биология» (6, 7 и 8 классы) и «Общая биология» (10-11 классы), пользуясь приведенным планом (задание дается по группам: на группу студентов - анализ одного учебника). Анализ запишите.
III. Внеаудиторная работа
1. Прочитайте и законспектируй статье «Самостоятельнме работы учеников с учебной книгой» (Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. Самостоятельные работы учеников по биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984).
2. Задания для групп: с. 16-18 (все группы), с. 40-47 (все), с. 73-83 (И группа), с. 101-106 (II группа), с. 127-145 (III группа).
3. Изучите краткое пояснение к занятию 3.
IV. Литература: 5, 26, 36, 45, 62.
Лучшая шпаргалка по биологии!
Содержит материал по всем разделам школьного курса.
Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.
В приложении вы найдете:
Биология как наука. Методы научного познания:
- Биология как наука
- Уровневая организация и эволюция
- Биологические системы
Клетка как биологическая система
- Современная клеточная теория
- Прокариотические и эукариотические клетки
- Химический состав клетки
- Углеводы и липиды
- Белки и нуклеиновые кислоты
- Строение клетки
- Обмен веществ и превращения энергии
- Брожение и дыхание
- Фотосинтез и хемосинтез
- Генетическая информация в клетке
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
- Хромосомы, их строение и функции
- Жизненный цикл клетки
- Митоз - деление соматических клеток
- Мейоз
- Развитие половых клеток у растений и животных
Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов
- Способы размножения
- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
- Онтогенез
- Генетика, её задачи
- Хромосомная теория наследственности
- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана
- Генетика пола. Взаимодействие генов
- Генетика человека
- Закономерности изменчивости
- Ненаследственная и Наследственная изменчивости
- Виды мутаций
- Наследственные болезни человека, их причины
- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов
- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование
Система и многообразие органического мира
- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Лишайники
- Царство растений
- Строение и функции органов растений
- Корень, побег, почка, стебель, лист
- Цветок, семя, плод
- Жизнедеятельность растительного организма
- Размножение растительного организма
- Многообразие растений
- Низшие растения. Отделы водорослей
- Высшие споровые растения
- Высшие семенные растения
- Покрытосеменные
- Роль растений в природе и жизни человека
- Одноклеточные
- Многоклеточные животные
- Плоские черви
- Круглые черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Хордовые животные
- Позвоночные
- Рыбы
- Земноводные, или Амфибии
- Пресмыкающиеся, или Рептилии
- Птицы
- Млекопитающие
Организм человека и его здоровье
- Ткани
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Опорно-двигательная система. Скелет
- Мышцы
- Покровная система
- Система кровообращения
- Лимфатическая система
- Размножение и развитие человека
- Внутренняя среда организма человека
- Группы крови
- Иммунитет
- Обмен веществ
- Витамины
- Нервная система 146
- Эндокринная система
- Анализаторы. Органы чувств
- Орган зрения
- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания
- Высшая нервная деятельность
- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Гигиена, здоровый образ жизни
Эволюция живой природы
- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование
- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Макроэволюция. Направления и пути эволюции
- Гипотезы возникновения жизни на Земле
- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека
- Движущие силы и этапы эволюции человека
- Человеческие расы, их генетическое родство
Экосистемы и присущие им закономерности
- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение
- Экологические факторы: абиотические, биотические
- Антропогенный фактор
- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты
- Структура экосистемы
- Трофические уровни
- Цепи и сети питания
- Правила экологической пирамиды
- Разнообразие экосистем
- Саморазвитие и смена экосистем
- Биосфера - глобальная экосистема.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Живое вещество, его функции
- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере
- Эволюция биосферы
Достоинства: Книга очень понравилась! Я учитель биологии, уже посоветовала ученикам приобрести ее. У меня много различной литературы по биологии, но эта наверное больше других понравилась. Удобно, доступно, лаконично, почти все необходимое для учеников, в книге изложено. Недостатки: Некоторые темы недостаточно хорошо раскрыты Комментарий: Я думаю, что эту книгу стоит купить всем, кому нужны знания по биологии, а для учителей очень хорошие схемы для удобства изложения материала.
Елена Гаврисевич0
Достоинства: Отличный справочник. В нём грамотно изложен весь школьный курс по биологии. Есть разделы по всем темам. А разделы поделены на подтемы, поэтому можно сразу найти то, что тебе надо, повторить пройденный материал или выучить новую тему. Всё изложено в понятной и доступной форме. В этой книге много разнообразных рисунков и схем, наглядно показывающих строение множества организмов, которые помогают обобщить теоретическую информацию школьной программы, а в чём-то и дополнить её. Обложка картонная ламинированная, что очень важно при каждодневном использовании. Недостатки: нету Комментарий: Содержательная книга! Я очень довольна, что купила именно этот справочник.
Елена Мисюк0, Тула
Достоинства: Грозило 2 балла за год по биологии. Препод посоветовала прочесть эту книгу. Я и сам не ожидал, что она мне реально поможет. Быстро въехал в тему, разобрался, всё было понятно и просто. Много рисунков, которые помогают запоминать. Даже запомнил некоторые рисунки и нарисовал на экзамене. Недостатки: Не было никаких. Комментарий: Пацаны, прочтите эту книгу и будьте уверены, что получите хорошую оценку!
Николай Евсеенко0, Подольск
Достоинства: В этой книге собрана вся основная информация по предмету. Всё изложено доходчиво, даже тупому будет понятно! Много разных схем и рисунков по темам. Недостатки: Нету. Комментарий: Изучив не спеша эту книгу, Вы обязательно сдадите экзамен на "отлично", поэтому рекомендую всем!
Северная Полина0
Достоинства: Все доступно, понятно не чего лишнего! Недостатки: нет Комментарий: Пособие интересное. Все легко запоминается. Очень советую тем, кто готовится к экзаменам!
Лучшая шпаргалка по биологии!
Содержит материал по всем разделам школьного курса.
Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.
В приложении вы найдете:
Биология как наука. Методы научного познания:
- Биология как наука
- Уровневая организация и эволюция
- Биологические системы
Клетка как биологическая система
- Современная клеточная теория
- Прокариотические и эукариотические клетки
- Химический состав клетки
- Углеводы и липиды
- Белки и нуклеиновые кислоты
- Строение клетки
- Обмен веществ и превращения энергии
- Брожение и дыхание
- Фотосинтез и хемосинтез
- Генетическая информация в клетке
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
- Хромосомы, их строение и функции
- Жизненный цикл клетки
- Митоз - деление соматических клеток
- Мейоз
- Развитие половых клеток у растений и животных
Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов
- Способы размножения
- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
- Онтогенез
- Генетика, её задачи
- Хромосомная теория наследственности
- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана
- Генетика пола. Взаимодействие генов
- Генетика человека
- Закономерности изменчивости
- Ненаследственная и Наследственная изменчивости
- Виды мутаций
- Наследственные болезни человека, их причины
- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов
- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование
Система и многообразие органического мира
- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Лишайники
- Царство растений
- Строение и функции органов растений
- Корень, побег, почка, стебель, лист
- Цветок, семя, плод
- Жизнедеятельность растительного организма
- Размножение растительного организма
- Многообразие растений
- Низшие растения. Отделы водорослей
- Высшие споровые растения
- Высшие семенные растения
- Покрытосеменные
- Роль растений в природе и жизни человека
- Одноклеточные
- Многоклеточные животные
- Плоские черви
- Круглые черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Хордовые животные
- Позвоночные
- Рыбы
- Земноводные, или Амфибии
- Пресмыкающиеся, или Рептилии
- Птицы
- Млекопитающие
Организм человека и его здоровье
- Ткани
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Опорно-двигательная система. Скелет
- Мышцы
- Покровная система
- Система кровообращения
- Лимфатическая система
- Размножение и развитие человека
- Внутренняя среда организма человека
- Группы крови
- Иммунитет
- Обмен веществ
- Витамины
- Нервная система 146
- Эндокринная система
- Анализаторы. Органы чувств
- Орган зрения
- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания
- Высшая нервная деятельность
- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Гигиена, здоровый образ жизни
Эволюция живой природы
- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование
- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Макроэволюция. Направления и пути эволюции
- Гипотезы возникновения жизни на Земле
- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека
- Движущие силы и этапы эволюции человека
- Человеческие расы, их генетическое родство
Экосистемы и присущие им закономерности
- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение
- Экологические факторы: абиотические, биотические
- Антропогенный фактор
- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты
- Структура экосистемы
- Трофические уровни
- Цепи и сети питания
- Правила экологической пирамиды
- Разнообразие экосистем
- Саморазвитие и смена экосистем
- Биосфера - глобальная экосистема.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Живое вещество, его функции
- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере
- Эволюция биосферы
Скачайте и установите бесплатно андроид apk файл для мод Биология - весь школьный курс.