Считается, что дьявол, вселяясь в человека, накладывает на него свою печать, отмечает добычу. И поэтому прежде всего важно уметь распознавать одержимость, дабы не спутать бесноватого с больным психическим заболеванием, например шизофренией.
Наиболее легко заметить в человеке признаки бесноватости во время церковной службы:
- «припадочный» боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание либо, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия;
- окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана может вызывать у него физические муки;
- звон церковного колокола заставляет его морщиться и страдать от головной боли;
- одержимый физически не способен принять ни одно из христианских таинств. Если подходит к причастию, может запросто оттолкнуть руку священника, предлагающую ему вино и хлеб.
Однако одержимость может проявляться и за пределами храма. Согласно христианским представлениям, к признакам бесноватости относятся и следующие:
Утверждение самого человека о том, что он одержим дьяволом (демоном) или его мучают бесы;
- буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным;
- богохульство, ругательства и проклятия в адрес церкви, святых;
- называние себя другим именем, разговоры от другого лица (от лица той сущности, кем человек одержим);
- внезапное проявление способности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
- появление паранормальных способностей и неестественных знаний;
- бесстыдное поведение;
- физические изменения во время припадка (одержимый нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях, часто у него появляется огромная сила);
- изменение внешнего облика во время приступа (бесноватый принимает дикий, страшный вид) и самой личности (злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек может быть вполне добродушным и спокойным, когда припадок проходит).
«Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования, - пишет в своей книге «Об Ангелах и бесах» о. Константин Пархоменко .
Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться.
В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда — об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».
Чаще других припадкам подвержены люди пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, у них нет четкой определенности в отношении самих себя.
Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы; и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов.
Официальная паука не признает возможности вселения в человека бесов или дьявола. В психологии есть специальный термин - какодемономания, обозначающий психическое расстройство, связанное с бредом вселения в больного нечистой силы. Какодемон - злой дух, в противоположность нейтральному духу (демону) и благому духу (агатодемону).
В 1923 году психолог и психиатр Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, - результат подавления желаний. Одним из знаменитых одержимых, о котором писал Фрейд, был успешный баварский художник XVII века Кристоф Хайцманн.
В августе 1677 года Хайцманн был доставлен в полицию: в отчаянии он молил, чтобы его отвезли в ближайший храм Девы Марии. За девять лет до этого дня художник якобы подписал договор с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора истекал, и теперь Кристоф боялся, что за ним придет Дьявол.
Полиция поверила ему и доставила в храм. После трехсуточных заклинаний раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порван, договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».
Фрейд объяснял, что в расстройстве мужчины проявился пугающий образ недавно умершего отца, который, по представлению Хайцманна, хотел изнасиловать его и кастрировать. С точки зрения Фрейда, причина болезни Кристофа крылась в неудачном разрешении эдипова комплекса.
Основное, что можно противопоставить позиции неверия в бесноватость, -это опыт людей, занимающихся экзорцизмом (отчиткой), а все они свидетельствуют, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо - дьявол. Данный факт, кстати, подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.
«Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой, - пишет о. Константин Пархоменко.
Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения ro святыней эти больные успокаиваются на некоторое время.
Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. (...) Эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения со святыней, после чтения над ними молитв».
Практика показывает, что такие больные могут отличить святую воду от обычной; в священнике, одетом в светскую одежду, различают служителя церкви, и т.д.
Подобные опыты проводил еще в первой половине XX века известный российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай Васильевич Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии — верующий человек. На данную тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни».
Вот выдержка из этой работы:
«Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Кода была свежая, крещенских (исследование было произведено в средине января).
Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и пилил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».
Как уже упоминалось, для избавления одержимых от душевных и физических мук служители Церкви проводят отчитку - специальный молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.
Раньше такие ритуалы совершались священником индивидуально над человеком, который явно одержим злым духом. Массовые отчитки появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Сегодня в храмах, где служат «сильные батюшки», как называют их прихожане, можно увидеть одновременно несколько десятков человек, пришедших увидеть «сеанс экзорцизма» на всякий случай («А вдруг в меня тоже вселился бес?»). Это напрасная трата времени. Отчитка нужна только при явных симптомах беснования.
Для того же, чтобы быть недоступным действию злых сил, нужно помнить и воплощать в жизнь слова современного афонского старца Паисия Святогорца, который говорил: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый».
В большинстве древних мировых культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимости злыми духами, для избавления от которых проводились специальные обряды изгнания. В 1970-х годах австрийский профессор-антрополог Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488-ми социальных обществ из разных уголков планеты и обнаружила, что в 360-ти из них (74%) присутствовало верование в одержимость в той или иной форме. Сегодня существование данного явления признают многие религиозные течения, а некоторые их деятели даже выступают за то, чтобы церковь принимала активное участие в изгнании нечистых духов из людей. Уделяется внимание данной проблеме и в аюрведе, однако здесь одержимость рассматривается сквозь призму йогического знания.
Шумеры, жившие в Месопотамии около 4000 лет до н. э., первыми описали случаи экзорцизма. В те времена это была распространённая практика и изгнание демона из человека представлялось таким же обычным делом, как сегодня - лечение зубов. Каждый уважающий себя врачеватель, живший в то время, знал специальные заклинания и заговоры против злых духов.
Признаки одержимости человека
Понятие «одержимость» трактуется по-разному, но в общем одержимостью можно назвать полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.
Определить одержимость человека можно по нескольким признакам. Эти признаки в различных религиозных течениях могут как совпадать, так и быть различными.
Например, согласно христианским традициям, признаки одержимости таковы:
- агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п.;
- судороги, эпилептические припадки;
- признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п.;
- одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы;
- беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п.;
- непереносимость воды, особенно святой;
- обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п.;
- появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
- навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве;
- отсутствие чувства стыда, жалости, сочувствия.
Одержимость в разных религиях
Представления в исламе о признаках одержимости шайтанами или джиннами существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами одержимости являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии. При этом одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями. Считается, что джинны отличаются от христианских бесов. У них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, имеют свободную волю. Кроме того, иногда они исповедуют ислам. Предполагается, что джинны могут толпами вселяться в грешных людей, представителей другой веры или плохих мусульман. Избавление от одержимости такими сущностями происходит с помощью чтения Корана специально обученными людьми.
В буддизме изгнание всякого рода духов также имеет место. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода «народные» истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества Будды Амитабхи. В IX в., например, существовал обряд, в ходе которого учёные монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Также существовали всякого рода обереги, амулеты и т. д. Интереснее всего представлена «бесовщина» в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Однако встречаются и такие ритуалы, когда духов изгоняют откуда-либо насильно.
В аюрведе – традиционной системе индийской медицины – в отличие от различных религиозных течений, одержимость является не наивным суеверием, а отражением длительного изучения области сознания. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами - различными измерениями - происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в аюрведе выделяются различные виды одержимости.
Демонологии посвящён раздел аюрведы, называемый граха-чикитса. В нём рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными программами, или психическими вирусами. А лечение представляет собой процедуру изгнания духов, основанную на мантрах и молитвах.
Согласно аюрведе, общей причиной болезней, которые связаны с одержимостью духами (бхутами), являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление божеств-хранителей, святых писаний. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби. Кроме того, общими причинами одержимости можно назвать: упадок духа, напряжённую работу мысли, связанную с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов, алкоголя, наркотиков или воздействие на человека демонов.
В аюрведических текстах перечисляются более пятнадцати разновидностей демонов класса бхута. Человека, одержимого демонами, характеризуют изменения в поведении (физическом, речевом, ментальном), душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях.
Говоря об одержимости божествами, аюрведа имеет в виду божеств низшего порядка. Эти божества получают наслаждение от роскоши, празднеств, красоты и утончённых эстетических переживаний. Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием, творческой силой, талантом и вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.
Однако с точки зрения аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает вату (одну из трёх сил, управляющих телом человека), ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения ваты, как бессонница, мечтательность или преждевременное старение.
Согласно аюрведе, если в человека вселился дух дэва, его лицо приветливо, любезно. У него добрый взгляд, он не бывает злым, молчаливым,он равнодушен к еде, поклоняется богам и придерживается религиозных ритуалов, а также совершает много благочестивых поступков. От него исходит особая обворожительность. Он любит белые цветы и одежды, реки, горы и красивые здания, не оскорбляет и не пугает других людей. Его речи красивы, он мастер создания прекрасных иллюзий и соблазнов. Но в словах его нет духовной глубины и силы.
Одержимому гандхарвом нравится петь, танцевать, сочинять стихи, музицировать, он склонен делать подарки, меценатствовать, у него игривые глаза, быстрые ум и речь, он много шутит и смеётся, он хочет нравиться другим, он артистичен, ему по душе праздники и шумные пиры, он любит всё красивое: жильё, украшения, одежду. Его настроение всегда приподнято. Он легкомыслен, удачлив, обворожителен. Он без труда учится. Он предпочитает изысканную пищу, дорогие вина.
Человеческая жизнь описана в Ведах как битва между дэвами и асурами - божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на неё. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн - дело их рук. Цель асуров - воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь свою истинную духовную природу. С асурами связаны самые тяжёлые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян.
Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние питты, и лечат её так же, как психические расстройства питта-типа. Важную роль при этом играют любовь, терпимость и сострадание. Одержимый асуром пристрастен к мясу и вину, у него раздражительный характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, груб и безбожен в речах, склонен к тирании. Он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки. Он бесстрашен, горд, смел, но зол, находится в постоянном поиске удовлетворения своих амбиций.
У человека, в которого вселяется ракшас, злобный взгляд, сдвинутые брови, резкие движения; он гневлив, раздражителен, топает ногами, бросает предметы, кричит, угрожает, сжимает кулаки, стискивает зубы. Он жаждет подчинения, он запугивает, делает страшное выражение лица; он сильный, хотя ничего не ест; гнев и злоба, переполняющие его сердце, лишают его сна и покоя. Насилие даёт ему силы, распутство приносит ему удовлетворение, жестокость и бесстыдство порождают в нём радость. Преступления для него – хлеб. А отвратительная брань – поэзия. Он мстителен, непредсказуем и ревнив, говорит вызывающе и зло. Из пищи он любит больше всего кровавое мясо, он ест его и не наедается, он любит вино, но долго не пьянеет. Его страсть ненасытна.
Если в человека вселяется пишача, он то смеётся без повода, то плачет без всякой причины. Он не может контролировать ум и язык и поэтому высказывает сумбурные мысли, которые проходят через его ум. Он слезлив, истеричен, склонен к извращениям, постоянно почёсывается, строит гримасы, часто мигает, жалуется на сухость кожи, любит рассказывать о своих несчастьях; рассеян, злопамятен, хитёр, коварен; любит в уединении предаваться низким эротическим фантазиям, ему нравится обнажаться перед другими, общаться с порочными людьми, он ест много, ему нравится несвежая пища с душком и дешёвые крепкие вина. Он подобострастен, пресмыкается перед сильными и насильственен по отношению к слабым.
Если в человека вселяется дух нишада, он перестаёт следить за своим внешним видом, не моется, одевается в старьё, собирает на свалках тряпьё, ненужный хлам; часто его сопровождают грязные бездомные собаки; питается отбросами; предпочитает жить в заброшенных домах или в подвалах; ему нравится проводить время на кладбищах и свалках. Его речь груба и резка. Он агрессивен и труслив. Он может убить даже свою мать и при этом не будет испытывать никакого раскаяния. Чистота, просвещённость и радость других вызывают в нём дикую злобу. Он постоянно занят поисками еды в «мусорных баках» и наслаждается суррогатами алкоголя.
Как избавиться от одержимости?
Общая методика лечения всякой одержимости, согласно аюрведе – произнесение мантр и дхарани, огненные обряды очищения, чтение священных текстов, которые изгоняют демонов, а также лечебные процедуры и лекарственные средства.
А вот методами профилактики являются:
- недопущение неправильных действий (телом, умом и речью) в стремлении нарушить законы жизни,
- контроль чувств,
- памятование о правилах праведной жизни (и следование им),
- хорошее знание местности проживания и правильные привычки,
- знание времени (сезона, возраста) и себя самого,
- мораль и нравственность,
- планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
- невступление в контакт с бхутами (демонами).
Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).
Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).
Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).
Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).
Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).
Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».
Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).
Одержимость — это страшное явление. Люди, в которых вселился какой-либо бес, дух или дьявол, считаются одержимыми. Эти люди полностью находятся под влиянием злого духа, который полностью управляет человеком, определяет полностью его мысли, слова, поступки и поведение. Есть вполне определенные признаки одержимости человека. В православии одержимых называют бесноватыми, людьми, в которых по тем или иным причинам вселился бес.
Есть мнение в православии, что признаки одержимости человека могут не проявляться в привычных обстоятельствах и в обычной жизни, но стоит ему прийти в церковь или хотя бы увидеть икону в своем доме, то тут же бес начинает себя проявлять. Очень часты случаи, когда во во время богослужения в православных храмах кто-либо из присутствующих прихожан без видимых на то причин начинает громко плакать, метаться по полу, выть, выкрикивать в адрес Бога ругательства и прочее. Все это и есть проявления бесноватости человека. Служители церкви объясняют эти случаи тем, что сидящий внутри человека бес пытается человека оградить от божественного влияния.
Признаки одержимости человека можно разделить на несколько признаков. Так, в одном случае демон нашептывает человеку разные непристойности и побуждает творить зло, идти против воли Господа. В другом случае, демон вселяется в тело умершего человека, и начинает изводить людей в виде разного рода призраков. Так же есть случаи, когда когда демон полностью захватывает тело человека и заставляет причинять вред другим людям и себе. Некоторые теологи изгоняют дьявола из животных, бывает и из неодушевленных предметов, это может быть зеркало или картина.
Как же демон может войти в человека? У святых отцов на этот счет существует мнение: дьяволу там место, где есть грех. Через греховный образ жизни, греховные мысли, когда человеческая душа ослаблена пороком, именно тогда дьявол и может завладеть человеком.
Физические признаки одержимости человека.
Святыми отцами были определены некоторые явления, по которым можно было определить, что человек является одержимым. Петр Тирский, в трактате «О демонах», перечисли следующие проявления:
— паралич некоторых частей тела, а иногда и всего;
— огромная для обычного человека сила.
Некоторые демонологи выделяют так же:
— огромных размеров выпирающий живот(у людей, которым это не свойственно);
— быстрая потеря в весе, которая человека приводит к гибели;
— подражание животным;
— запах серы(так как демоны прибывают из ада);
— левитация;
— автоматическое письмо;
— раздвоение личности;
— непристойные мысли и поведение;
— хула на Господа, причастие и святую воду;
— знание никогда не известных человеку языков, бормотание на несуществующем языке;
И это совсем не полный список признаков одержимости человека. Естественно, многие из выше перечисленных признаков одержимости вполне объяснимы и являются признаками симптомов определенных болезней. К примеру, в средние века, очень часто с одержимостью путали симптомы эпилепсии. Прилюдные сексуальные действия путали с расстройствами психики. Случаи подражания животным — с шизофренией и так далее.
Традиционным «лечением» от одержимости заключается в том, чтобы демона изгнать из тела человека. При этом священниками выполняется особый обряд, с чтением специальных молитв, окуриванием дымом ладана, миропомазание. Очень часто при выполнении этого обряда, люди одержимые бесом, начинают очень сильно сопротивляться, порой падают в обморок. Именно поэтому во время исполнения обряда кроме священника присутствуют еще несколько служителей церкви. Конечно, психологи и медики, эти объяснения церкви не берут на веру, говоря, что это всего лишь больные психически люди. Но как объяснить то, что приступы человека происходят именно в храмах? Почему обряд по изгнанию беса из человека в действительности избавляет людей от страданий? К сожалению, этот вопрос пока без ответа…
Признаки одержимости в наши дни. История Эмили Роуз.
Многие, пожалуй, слышали о случае с Эмили Роуз(может смотрели фильм).Это один из самых ярких примеров одержимости человека демонами. В действительности героиню фильма звали Аннализе Мишель. Когда ей исполнилось 17 лет, ее жизнь превратилась в сплошной кошмар: на нее нападал паралич среди ночи, становилось очень трудно дышать, как будь-то на грудь положили что-то очень тяжелое. Врачами психиатрической клиники в городе Вюрцбург, был поставлен диагноз — припадки Гранд мал, одним словом — эпилептические судороги. В конце концов ее положили на год в психиатрическую клинику. Во время пребывания в лечебнице ей стали видеться демонические лица, говорившие ей, что она проклята. Совершенно не помогало медикаментозное лечение, скорее наоборот, только усугубляло состояние пациентки. Она стала очень раздражительной, лица не исчезали. У нее развилась глубочайшая депрессия. В 1970 году Мишель Аналлизе выписали из лечебницы. Она обратилась к служителям церкви с просьбой провести над ней обряд экзорцизма, полагая, что речь идет именно об одержимости демонами. Однако церковь ей отказала, посоветовав вести более религиозную и духовную жизнь.
Состояние ее начало резко ухудшаться. Она начала кусать членов семьи, поедать пауков и мух, наносить увечья себе, начала копировать повадки собаки. Так же она стала уничтожать четки, религиозные книги и иконы в доме. Это длилось пять лет. После чего родственникам все же удалось уговорить церковь на проведение обряда экзорцизма, только с одним условием, что будет параллельно продолжено медикаментозное лечение.
В 1975 году епископ Йозеф Стангл поручил двум священникам — Арнольду Ренцу и Эрнсту Альту провести с ней обряд экзорцизма. В сентябре 1975 года обряд начался, и закончился лишь в июне 1976 года. За это время, по утверждению священников, они изгнали из ее тела: Люцифера, Белиала, Нерона, Иуду, Каина и Гитлера. Во время обряда, который проводился два раза в неделю, девушка говорила демоническими голосами на разных языках, голосами тех людей, которые умерли. За десять этих месяцев ее здоровье значительно ухудшилось. Она практически не пила и не ела, говоря, что ей демоны не дают этого делать. Ей было написано письмо священнику, в котором она просила прекратить обряды, говоря при этом, что ей явилась Дева Мария и предложила ей два варианта избавления от демонов: немедленное избавление или позволить демонам дольше обладать телом, но взамен получить избавление души. Девушка выбрала второй вариант, кроме этого она сумела предсказать дату собственной смерти. В ночь на 1 июля 1976 года она пошла спать, и не проснулась.
При вскрытии выяснилось, что она умерла от недоедания и обезвоживания организма. Каких-либо отклонений при исследовании мозга так же не было обнаружено. Несмотря на то, что все сеансы обряда экзорцизма были записаны на пленку, двум священникам и ее родителям были предъявлены обвинения по статье «Убийство по неосторожности» . Они были признаны виновными.
Это единственный за последнее время случай, официально признанный церковью, когда подтвердились признаки одержимости человека.