Главная мысль: звук сердца нам не привычен. Очень.
Человеческий голос
Нажав на кнопку ниже Вы услышите мой голос. Я читаю биографию изобретателя стетоскопа и аускультации Рене Лаэннека из Большой Медицинской Энциклопедии под редакцией Н.А. Семашко 1930 года. Лаэннек умер примерно за сто лет до написания этой статьи, так что не думаю, что приведенные сведения устарели.
Ниже представлен спектральный анализ моего голоса, вернее аудиозаписи, которую Вы прослушали только что. На горизонтальной плоскости две оси. На одной разворачивается время в секундах, на другой отображается частота звукова в Герцах. Третье измерение — вертикаль. Она отображает громкость. Чем выше пик, тем громче звук. Хорошо видно, что большая часть звукового потока приходится на диапазон 100-1500 Гц. Хотя и в диапазоне менее 100 Гц звук есть. И прослеживается он отчетливо до частоты 3,5 тысяч Гц.
Замечу сразу, что следует постараться выработать в себе навык анализировать звук именно в этой системе координат: хронологически, по частоте и по громкости.
Музыка
Музыку мы слышем ежедневно. На публикацию этой композиции я брал специальное разрешение у ее автора . Звучит она так же загадочно, как и сердцебиение. Послушайте:
Посмотрите теперь на график. Он создан по тому же принципу, что и предыдущий. Отметим, что большая часть звука находится между 50 и 3000 Гц.
Кстати, когда Вы слушали музыку, сколько Вы насчитали инструментов? Считайте это упражнением, которое развивает навык аускультации сердца. Ответ ниже…
Ответ
Я насчитал девять инструментов. При этом не считая каждый барабан в отдельности. Ударные я объединил в один инструмент.
Это упражнение дает понять один из главных принципов аускультации: мы должны всячески препарировать, разложить звук сердца на составляющие. А потом классифицировать каждый выделенный нами компонент. И сложить все части снова.
Об этом еще поговорим. Вернемся к нашим звукам…
Звук сердца
Послушаем пациентку с гипертрофической обструктивной кардиомиопатией:
Громкий грубый систолический шум сразу «бросается в глаза». Он настолько резкий, что на его фоне практически не слышны прилегающие первый и второй тон. Драматичная аускультативная картина. А вот ее спектральный график:
Большая часть всего спектра уложилось всего в узкую полосу ниже 100 Гц! И совсем небольшая часть звукового потока дотягивает до примерно 1000 Гц.
Это, конечно, частный пример, но результат будет один и тот же, какое бы сердце мы бы не слушали. Узкий, бедно узкий частотный спектр, в котором доминируют низкочастотные колебания.
Значит:
- Спектр звука сердца узкий. Жаль. Был бы шире, было бы еще интереснее.
- Большую часть этого спектра составляют низкочастотные колебания. Почти все.
- Но ведь мы очень плохо слышим низкочастотные звуки, и невероятно хорошо высокочастотные.
- Поэтому при выслушивании сердца существенную часть звукового потока, который состоит из низкочастотных колебаний, мы не воспринимаем вообще или слышим очень плохо. Слона не видим.
- А вот меньшинство высокочастотных колебаний мы слышим настолько хорошо, что это создает ложное впечатление об их доминировании и значимости.
Каждый знаком со священнодействием врача в момент осмотра пациента, которое научным языком называется аускультация. Доктор прикладывает к груди мембрану фонендоскопа и внимательно вслушивается в работу сердца. Что он слышит и какими специальными знаниями он обладает, чтобы понимать услышанное, разберемся ниже.
Тоны сердца – это звуковые волны, возникающие в результате работы сердечной мышцы и клапанов сердца. Их можно услышать, если приложить фонендоскоп или ухо к передней грудой стенке. Чтобы получить более детальную информацию, доктор выслушивает тоны в специальных точках, поблизости от которых находятся клапаны сердца.
Сердечный цикл
Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.
Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки. Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий . Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.
Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков . Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются. Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.
За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола , после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.
Образование тонов
Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:
1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:
- Вибрации напряженных волокон миокарда;
- Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
- Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.
В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.
2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:
- Схлопывания створок аортального клапана:
- Схлопывания створок клапана легочного ствола.
Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.
3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).
4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.
точки аускультации сердца
В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды. Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины. Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.
Видео: тоны сердца – обучающее видео
Изменения тонов
Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:
- Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
- Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.
Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:
изменения тонов сердца, характерные для определенных нарушений
- со снижением его способности сокращаться – обширный , ;
- Выпотном ;
- Ухудшении проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфизема легких, пневмоторакс.
Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:
- Приглушение первого тона на верхушке сердца говорит о миокардите, склерозе сердечной мышцы, частичном разрушении или ;
- Приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или ;
- Приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о .
При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название. Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела» : хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон. Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.
Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:
- Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, ;
- Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
- Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, уплотнении стенки аорты.
Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы. Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению. Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.
Видео: аускультация тонов сердца, основные и дополнительные тоны
Есть много ситуаций, когда лучше слушать свое сердце, а не разум. Но в большинстве случаев вы блокируете звук собственного сердцебиения, пытаясь сосредоточиться на важных вещах, которые происходят вокруг. Соответственно, наш мозг разработал совершенную технику для фильтрации звука наших собственных сердечных сокращений, и команде ученых из университета Лозанны в Швейцарии, возможно, удалось понять, как это происходит.
Но это еще не все. Исследователи также обнаружили, что можно существенно обмануть мозг, чтобы он начал принимать другие сигналы за сердцебиение, заставляя его фильтровать их таким же образом, так что мы не будем их воспринимать.
Причина этого явления заключается в том, что человеческий организм имеет невероятно сложную внутреннюю систему с большим количеством движущихся частей. Но если мы позволим себе отвлекаться на все эти внутренние движения, то рискуем пропустить важную деятельность, которая происходит вокруг нас. К примеру, мы не услышим сигнала автомобиля, который движется на нас, а это, согласитесь, будет иметь катастрофические последствия.
Ведущий автор исследования объясняет, что именно в наших интересах не отвлекаться на внутренние ощущения. Мы должны быть в курсе того, что происходит вокруг нас. К счастью, наш мозг может самостоятельно решить, какую информацию довести до нашего сознания. Он автоматически игнорирует несущественные стимулы, которые происходят в нашем организме. Они известны как интероцептивные сигналы. В отличие от них экстероцептивные сигналы, поступающие из внешней окружающей среды, имеют приоритетное значение.
Особенности проведенного исследования
Предыдущие исследования показали, что область мозга, известная как островная кора, координирует и объединяет эти два вида стимулов, поэтому исследователи решили проверить, насколько она реагирует на сердцебиение человека.
Удивительно, но ученые обнаружили, что когда эти образы мелькали синхронно с ударами сердца добровольцев, активность островной коры резко снижалась, поскольку мозг пытался отфильтровать этот визуальный стимул. Когда это происходило, участники были менее сосредоточены на изображениях, которые мелькали на экране, а в некоторых случаях не сумели увидеть их все.
Выводы ученых
Исследователи пришли к выводу, что мозг каким-то образом смешал этот визуальный стимул с сердцебиением и, следовательно, автоматически подавлял осведомленность добровольца о нем за счет снижения активности островной коры при обработке изображения.
Суммируя эти результаты, исследователи заявили, что островная кора играет определенную роль в принуждении нашего мозга к игнорированию сердечных сокращений. Но более удивительным является тот факт, что наше сердце влияет на то, что мы видим.
Стоит ли бояться, если после прослушивания сердцебиения с помощью фонендоскопа врач вдруг заявляет, что у вас наблюдаются шумы в сердце? Почему наш «мотор» может менять ритм и тональность своей работы? Чего ожидать, если сердце зазвучало «по-новому»? Читайте нашу статью и узнавайте.
Шумы в сердце — общее представление
Чтобы понять, откуда берутся посторонние шумы при работе сердца, нужно иметь представление о его строении. Наш главный кровяной насос состоит из 4-х камер: двух верхних, называемых предсердиями, и двух нижних, известных под названием желудочков. Все камеры соединены между собой клапанами. Они открываются и пропускают кровь только в одном направлении.
В норме при закрытии и открытии клапанов слышатся ритмичные звуки одинаковой тональности. Если же клапан полностью не закрывается или, наоборот, до конца не открывается, чем затрудняет ток крови, в звучании сердца появляются отклонения, которые получили название «шумы в сердце ».
Медики подразделяют данную аномалию на 2 вида:
- систолический шум — издаваемый, когда давление крови в желудочке достигает своего максимума. Одновременно в сонной артерии мы ощущаем толчок;
- диастолический шум - появляющийся при падении давления в желудочке.
Бывают случаи, когда эти две патологии наблюдаются одновременно, тогда медики говорят о наличии у человека систоло-диастолического шума.
Однако звуковая аномалия не всегда свидетельствует о болезни. Почему, вы поймете, когда разберетесь в причинах возникновения шумов.
Почему возникают шумы в сердце?
Традиционная медицина выделяет две группы звуковых феноменов сердечной деятельности:
- физиологические — обусловленные определенным периодом развития или индивидуальными особенностями строения организма. Такие шумы, как правило, не опасны и носят временный характер;
- патологические — вызванные болезнями и пороками сердца . Этот вид нарушений требует тщательной диагностики и правильного лечения, иначе может стать причиной инвалидности и смертельного исхода.
Давайте разберемся, какие случаи физиологических шумов, по мнению докторов, не вызывают опасений.
Безопасные шумы в сердце
- Изменение тонуса блуждающего нерва, наблюдающееся у детей во время их интенсивного роста. Поэтому, услышав от врача, что он слышит шумы в сердце у ребенка , не пугайтесь: данное явление безвредно и со временем пройдет.
- Малые аномалии, не представляющие угрозы здоровью и рассматриваемые докторами как анатомические особенности. Например, овальное окно между предсердиями, с которым появляются на свет все малыши, может провоцировать шумы в сердце новорожденного. С возрастом оно должно зарасти, но примерно у 30% взрослых этого не происходит. Несмотря на это, они живут полноценной жизнью, поскольку не до конца затянувшееся отверстие не представляет угрозы, хотя и меняет звук работы сердца.
- Анатомические особенности бронхов, которые из-за увеличенного размера давят на аорту и легочную артерию, меняя звук работы «кровяного насоса». Это тоже не является заболеванием.
- Беременность, которая увеличивает нагрузку на кровеносную систему женщины, тоже нередко проявляется в виде подобного звукового феномена. Стоит малютке появиться на свет, и все придет в норму.
Опасные шумы в сердце
Теперь перейдем к случаям, когда шумы сигнализируют о наличии в организме заболеваний:
- Нарушения обменных процессов. В качестве примера приведем анемию. В результате этого заболевания в крови снижается количество гемоглобина, ответственного за доставку кислорода ко всем органам тела. Поскольку красных телец становится меньше, организм начинает ощущать нехватку О₂. Пытаясь компенсировать дефицит кислорода, мозг дает команду сердцу усиленно качать кровь, что приводит к появлению дополнительных шумов. Вылечив малокровие, вы избавитесь и от звуковых аномалий.
- Изменение вязкости крови, которое может быть следствием избытка гормонов щитовидной железы. Поход к эндокринологу позволит выяснить и устранить причину дисфункции щитовидки, после чего пропадут и шумы.
- Пороки сердца, в том числе стеноз аорты, митральная недостаточность, инфаркт миокарда и пр. Определить, какое заболевание стало причиной изменения звучания работы клапанов, можно лишь с помощью обследования, о котором мы расскажем ниже.
- Кардиомиопатия — увеличение сердечных камер, которое происходит из-за влияния щитовидной железы, воспаления мышечной ткани или постоянно повышенного артериального давления (гипертонии).
- Эндокардит — воспаление эндокарда (внутренней оболочки сердца), в результате которого клапаны подверглись атаке бактерий.
Шумы в сердце — лишь один из симптомов, который может свидетельствовать о возможной патологии. Заметив его, терапевт направит вас на обследование.
Диагностика сердечных шумов
В ходе обследования вам предстоит аускультация - прослушивание кардиологом с помощью стетоскопа или фонендоскопа, как работает ваш моторчик. По звуку врач может предварительно диагностировать, с каким нарушением сердечной деятельности ему пришлось столкнуться. В зависимости от этого может отправить вас на:
- УЗИ, позволяющее выяснить, в каком состоянии находятся камеры и сосуды сердца ;
- фонокардиографию, помогающую услышать шумы уже без стетоскопа;
- электрокардиограмму, выявляющую нарушения в работе сердца.
Вас также ожидает общий и биохимический анализы крови, которые покажут, нет ли у вас анемии и застоя крови, а также гормональный анализ, позволяющий дать оценку работе щитовидной железы и надпочечников.
Способы лечения сердечных шумов
Тактика лечения выбирается доктором в зависимости от причины появления шума. При малокровии больному пропишут препараты железа, повышающие гемоглобин, с увеличением которого исчезнут и ненужные звуки.
Если причиной сбоя станет щитовидка или надпочечники, эндокринолог может попытаться стабилизировать их работу с помощью медпрепаратов либо назначить хирургическое лечение.
Когда звучание работы сердца меняется из-за его пороков, тоже нужно готовиться к операции.
Запомните: как бы хорошо вы себя ни чувствовали, лишь только у вас обнаружится сердечный шум, нужно сразу пройти обследование. Это поможет выявить заболевание на ранней стадии или, наоборот, исключить наличие такового.
Какой сердечный звук считается нормальным, а какой нет, смотрите в предложенном видео:
Проведение аускультации сердца принято осуществлять последовательно: в лежачем (на спине), в стоячем положении больного, а также после физической нагрузки (гимнастики). Для того чтобы дыхательные шумы не мешали выслушиванию звуков сердечного происхождения, перед выслушиванием необходимо предложить больному сделать вдох, полный выдох и затем задержать дыхание в положении выдоха. Этот прием особенно важен для начинающих изучение аускультации.
Аускультацию сердца предпочтительнее производить посредственным образом, стетоскопом. Ввиду того, что отдельные места выслушивания сердца расположены на очень близком расстоянии друг от друга, непосредственная же аускультация ухом применяется в исключительных случаях для дополнения посредственной. Для правильной оценки данных аускультации нужно знать места проекции клапанов сердца на грудную стенку и места наилучшего их выслушивания, поскольку звуковые колебания зависят не только от близости расположения клапанного аппарата, но и от проведения этих колебаний по току крови.
Проекция клапанов на грудную клетку:
1. Клапан легочного ствола лежит за хрящом III левого ребра у самой грудины и отчасти за нею;
2. Клапан аорты лежит за грудиной непосредственно ниже и глубже отверстия легочного ствола;
3. Митральный клапан проецируется в месте прикрепления к грудине хряща IV левого ребра;
4. Трехстворчатый клапан лежит за грудиной почти посередине между местами прикрепления хрящей V правого и III левого ребер.
У здоровых людей при аускультации сердца хорошо выслушиваются два тона: I тон, возникающий в период систолы, - систолический, и II тон, возникающий в период диастолы, - диастолический.
Начинающим клиницистам необходимо приучать себя к систематическому обращению внимания на все особенности звуковых явлений и пауз. Первой задачей является ориентирующее определение первого тона, так как с него начинается звуковой цикл сердечного сокращения. Затем в последовательном порядке выслушиваются все четыре отверстия сердца.
Места выслушивания:
Наиболее отчетливо тон митрального клапана выслушивается у верхушки сердца (1,5 - 2,0 см кнутри от левой среднеключичной линии), клапан легочной артерии - во II левом межреберье у края грудины, тон аорты - у края грудины во II правом межреберье, трехстворчатого клапана - у основания мечевидного отростка грудины; аортальный клапан также выслушивается в месте прикрепления III-IV ребер - точка Боткина-Эрба (V точка аускультации). Выслушивание клапанов проводят в указанной последователь-ности, соответствующей убыванию частота их поражения.
У каждого исследуемого необходимо определить:
1. силу или ясность тонов;
2. тембр тонов;
3. частоту,
5. наличие или отсутствие шумов.
При выслушивании здорового сердца слышны два тона, периодически сменяющие друг друга. Начиная аускультацию сердца с верхушки, мы слышим:
1. короткий, более сильный звук - первый тон,
2. короткую первую паузу,
3. более слабый и еще более короткий звук - второй тон
4. вторую паузу, вдвое более длинную, чем первая.
Первый тон в отличие от второго несколько длиннее, ниже по своей тональности, сильнее на верхушке, слабее на основании, совпадает с верхушечным толчком. Начинающим удобнее отличать первый тон от второго, ориентируясь на короткую паузу, т. е. руководствоваться тем, что первый тон слышен перед ней, или, другими словами короткая пауза следует за первым тоном. В случае частого сердечного ритма, когда не удается четко дифференцировать тоны, нужно во время выслушивания приложить пальцы правой руки к месту верхушечного толчка (или к сонной артерии на шее). Тон, совпадающий с толчком (или с пульсом на сонной артерии), будет первым. Нельзя определять первый тон по пульсу на лучевой артерии, так как последний запаздывает по отношению к первому тону сердца.
Первый тон образуется из 4 основных компонентов:
1. Предсердный компонент
- связан с колебаниями миокарда предсердий. Систола предсердий предшествует систоле желудочков, поэтому в норме этот компонент сливается с первым тоном, образуя начальную его фазу.2. Клапанный компонент - колебание створок атриовентрикулярных клапанов в фазе сокращения. На величину колебаний створок этих клапанов влияет внутрижелудочковое давление, зависящее в свою очередь от скорости сокращении желудочков.
3. Мышечный компонент - также возникает в период сокращения желудочков и обусловлен колебаниями миокарда.
4. Сосудистый компонент - образован благодаря колебаниям начальных отделов аорты и легочного ствола в период изгнания крови из сердца.
Второй тон,
возникающий в начале диастолы, образован 2 основными компонентами:
1. Клапанный компонент
- захлопывание створок аортального и легочного клапанов.
2. Сосудистый компонент
- колебание стенок аорты и легочного ствола.
Третий тон обусловлен колебаниями, появляющимися при быстром расслаблении желудочков, под влиянием тока крови, изливающейся из предсердий. Этот тон может выслушиваться у здоровых людей, главным образом у молодых лиц и подростков. Он воспринимается в виде слабого, низкого и глухого звука в начале диастолы через 0,12-0,15 с от начала II тона.
Четвертый тон предшествует первому тону и зависит от колебаний, возникающих при сокращении предсердий. Для детей и подростков он считается физиологическим, появление его у взрослых является патологическим.
Третий и четвертый тоны лучше выслушиваются при непосредственной аускультации, отчетливо выявляются при регистрации фонокардиограммы. Выявление этих тонов у пожилых людей, как правило, свидетельствует о тяжелом поражении миокарда.
Изменения тонов сердца,
Приглушение обоих тонов, наблюдающееся при снижении сократительной способности сердечной мышцы, может быть как под влиянием экстракардиальных причин (чрезмерная подкожно-жировая клетчатка, анасарка, значительное развитие молочных желез у женщин, выраженное развитие мускулатуры груда, эмфизема легких, накопление жидкости в полости сердечной сумки: а также в результате поражения самого сердца (миокардит, кардиосклероз, вследствие декомпенсации при различных заболеваниях сердца).
Усиление обоих тонов сердца зависит от ряда экстракардиальных причин (тонкая грудная клетка, ретракция легочных краев, опухоли заднего средостения) и может наблюдаться при тиреотоксикоэе, лихорадке и некоторых интоксикациях, например, кофеином.
Чаще наблюдается изменение одного из тонов, что имеет особенно важное значение в диагностике заболеваний сердца.
Ослабление первого тона на верхушке сердца наблюдается при недостаточности митрального и аортального клапана (за счет отсутствия периода замкнутых клапанов в период систолы), при сужении устья аорты и при диффузных поражениях миокарда (вследствие дистрофии, кардиосклероза, миокардита) при инфаркте миокарда.
При недостаточности трехстворчатого клапана и клапана легочного ствола ослабление первого тона наблюдается у основания мечевидного отростка в связи с ослаблением мышечного и клапанного компонентов этих клапанов. Ослабленный первый тон на аорте является одним из характерных акустических признаков недостаточности полулунного клапана аорты. Это возникает вследствие повышения внутрижелудочкового давления выше уровня левопредсердного в конце диастолы, что способствует более раннему закрытию митрального клапана и ограничивает амплитуду движения его створок.
Усиление первого тона (хлопающий тон) на верхушке сердца наблюдается при уменьшении наполнения кровью левого желудочка в период диастолы и является одним из характерных признаков стеноза левого атриовентрикулярного отверстия. Причиной его усиления является уплотнение створок митрального клапана вследствие их фиброзных изменений. Эти структурные особенности клапана определяют изменение частотно-амплитудных характеристик первого тона. Известно, что плотные ткани генерируют звуки более высокой частоты. Особенно громким первый тон ("пушечный тон Стражеско") бывает при полной атриовентрикулярной блокаде сердца, когда происходят одновременное сокращение предсердий и желудочков. Усиление первого тона у основания мечевидного отростка наблюдается при стенозе правого атриовентрикулярного отверстия; оно может наблюдаться также при тахикардии и экстрасистолии.
Ослабление второго тона над аортальным клапаном наблюдается при его недостаточности либо вследствие частичного или полного разрушения створок аортального клапана (во втором случае II тон может полностью отсутствовать), либо при их рубцовом уплотнении. Ослабление второго тона на легочной артерии отмечается при недостаточности ее клапана (что встречается крайне редко) и при снижении давления в малом круге кровообращения.
Усиление второго тона на аорте наблюдается при повышении давления в большом круге кровообращения при заболеваниях, сопровождающихся артериальной гипертензией (гипертоническая болезнь, гломерулонефрит, поликистоз почек и т.д.). Резко усиленный второй тон (clangor) наблюдается при сифилитическом мезаортите. Усиление второго тона на легочной артерии констатируется при повышении давления в малом круге кровообращения (митральные пороки сердца), затруднении кровообращения в легких (эмфизема легких, пневмосклероз). В случае, если этот тон звучнее над аортой, говорят об акценте второго тона на аорте, если же он звучнее над легочным стволом, говорят об акценте II тона на легочной артерией.
Раздвоение тонов сердца.
Тоны cердцa, слагаемые т нескольких компонентов, воспринимаются как единый звук. При некоторых физиологических и патологических состояниях не происходит синхронности звучания тех компонентов, которые принимают участие в образовании того или иного тона. Возникает раздвоение тонов.
Раздвоениетонов - это выделение составляющих тон компонентов. Последние следуют друг за другом через короткий интервал (через 0,036с и более). Механизм раздвоения тонов обусловлен асинхронизмом в деятельности правой и левой половины сердца: неодновременное закрытие атриовентрикулярных клапанов приводит к раздвоению первого тона, полулунных клапанов - к раздвоению второго тона. Раздвоение тонов может быть физиологическим и патологическим. Физиологическое раздвоение (расщепление) I тона возникает при асинхронном закрытии атриовентрикулярных клапанов. Это может быть во время глубокого выдоха, когда из-за повышения давления в малом круге кровообращения кровь с большей силой поступает в левое предсердие и препятствует своевременному закрытию митрального клапана.
Физиологическое раздвоение II тона проявляется в связи с различными фазами дыхания, поскольку при вдохе и выдохе меняется кровенаполнение левого и правого желудочков, а, следовательно, и продолжительность их систолы и время закрытия соответствующих клапанов. Особенно хорошо обнаруживается раздвоение второго тона при аускультации легочной артерии. Физиологическое раздвоение II тона непостоянно (нефиксированное раздвоение), тесно связано с нормальным механизмом дыхания (во время вдоха уменьшается или исчезает), при этом интервал между аортальным и пульмональным компонентами составляет 0,04-О.Обс.
Патологическое раздвоение тонов может быть обусловлено следующими факторами:
1. Гемодинамичсский (увеличение систолического объема одного из желудочков, повышение диастолического давления в одном из желудочков, повышение диастолического давления в одном из сосудов);
2. Нарушение внутрижелудочковой проводимости (блокада ножек пучка Гиса);
3. Ослабление сократительной функции миокарда;
4. Желудочковая экстрасистолия.
Патологическое раздвоение I тона может быть при нарушении внутрижелудочковой проводимости (по ножкам пучка Гиса) из-за задержки очередного сокращения одного из желудочков.
Патологическое раздвоение II тона наблюдается при артериальной гипертензии, при стенозе устья аорты, когда створки аортального клапана захлопываются позднее легочного; в случае повышения давления в малом круге кровообращения (при эмфиземе легких, митральном стенозе и т.д.), когда, напротив, отстает клапан легочного ствола.
От раздвоения тонов следует отличать появление дополнительных тонов.
К ним относится тон открытия митрального клапана , выслушиваемый при сужении левого атриовентрикулярного отверстия.Механизм его возникновения связан с внезапным напряжением склерозированных створок клапана, неспособными отойти полностью к стенкам желудочка при прохождении крови из левого предсердия в левый желудочек. Тон открытия митрального клапана возникает сразу после II тона через 0,07-0,1Зс, в период диастолы. Лучше всего он выслушивается на верхушке, сочетается с другими аускультативными признаками митрального стеноза. В целом дополнительный третий тон открытия митрального клапана в сочетании с громким (хлопающим) первым тоном и вторым тоном сердца образуют трехчленный ритм, напоминающий крик перепела, - ритм перепела.
К трехчленному ритму относится также ритм галопа , напоминающий топот скачущей лошади. Различают пресистолический ритм галопа, который обусловлен патологическим IV тоном сердца и суммационный ритм галопа, возникновение которого связано с наложением Ш и IV тонов; дополнительный тон при этом ритме обычно выслушивается в середине диастолы. Выслушивается ритм галопа при тяжелых поражениях миокарда (инфаркт миокарда, миокардит, хронический нефрит, гипертоническая болезнь и т.д.).
При выраженной тахикардии наблюдается укорочение диастолической паузы до размеров систолической. У верхушки I и II тоны становятся практически одинаковы по звучности, что послужило основанием назвать такую аускультативную картину маятникообразным ритмом или, по схожести с биением сердца плода, эмбриокардией. Это может наблюдаться при острой сердечной недостаточности, пароксизмальной тахикардии, высокой лихорадке и т.д.
Шумы сердца
Шумы могут возникать как внутри самого сердца (интракардиальные) так и вне его (экстракардиальные).
Основными механизмами образования внутрисердечных шумов являются изменения величины отверстий сердца и изменения в скорости тока крови. Их возникновение может зависеть от реологических свойств крови, а иногда и от неровностей эндокарда клапанов, а также состояния интимы сосудов.
Внутрисердечные шумы подразделяются на органические , которые обусловлены анатомическими изменениями отверстий и клапанного аппарата (приобретенные и врожденные пороки) и неорганические или функциональные, возникающие при анатомически неповрежденных клапанах и связанные с изменениями в деятельности сердца, с уменьшением вязкости крови
Промежуточное положение между органическими и функциональными шумами занимают шумы относительной мышечной недостаточности клапанов. Шум относительной недостаточности клапана возникает при дилятации желудочков, а, следовательно, и расширении атриовентрикулярного отверстия, в связи с чем даже неизмененный клапан не может его полностью закрыть. При улучшении сократительной способности миокарда шум может исчезать. Подобный же механизм имеет место и при нарушении тонуса папиллярных мышц.
По времени появления шума по отношению к фазам сердечной деятельности выделяют систолические и диастолические сердечные шумы.
Систолические шумы выслушиваются между I и D тоном (в короткую паузу), а диастолические - между П и следующим I тоном (в длинную паузу). Шум может занимать всю паузу или только часть ее. По гемодинамическому происхождению различают шумы изгнания и шумы регургитации.
Систолические шумы могут быть органическими и функциональными, по интенсивности они обычно сильнее диастолических.
Систолический шум возникает тогда, когда кровь на своем пути встречает препятствие. Он подразделяется на два основных вида:
1. Систолический шум изгнания (при стенозе устья аорты или легочного ствола: так как во время изгнания крови из желудочков на пути кровотока возникает сужение сосуда);
2. Систолический шум регургигации (при недостаточности митрального или трехстворчатого клапанов; в этих случаях в систолу желудочков кровь идет не только в аорту и легочный ствол, но и назад, в предсердия через не полностью прикрытое атриовентрикулярное отверстие.) Диастолический шум возникает либо при стенозе атриовентрикулярных отверстий, поскольку во время диастолы имеется сужение на пути кровотока из предсердий в желудочки, либо при недостаточности аортального клапана или клапана легочного ствола - за счет обратного тока крови из сосудов в желудочки в фазу диастолы.
По своим свойствам шумы различают:
1. по тембру (мягкие, дующие; или грубые, скребущие, пилящие);
2. по продолжительности (короткие и длинные),
3. по громкости (тихие и громкие);
4. по интенсивности в динамике (убывающий или нарастающий шум);
МЕСТА НАИЛУЧШЕГО ВЫСЛУШИВАНИЯ И ПРОВОДИМОСТЬ ШУМОВ:
Шумы выслушиваются не только в классических местах выслушивания тонов, но и на некотором расстоянии от них, особенно по пути кровотока. При стенозе устья аорты шум проводиться в сонную и другие крупные артерии и даже выслушивается на спине на уровне I - III грудных позвонков. Шум недостаточности аортальных клапанов проводиться, наоборот, к желудочку, т.е. влевои вниз, и место выслушивания переходит по этой линии на грудину, к левому ее краю, у места прикрепления III реберного хряща. В начальных стадиях поражения аортальных клапанов, например при ревматическом эндокардите, нежный диастолический шум, как правило, не выслушивается на обычном месте (второе межреберье справа), а только у левого края грудины в третьем или четвертом межреберье - в так называемой пятой точке. Шум при недостаточности двухстворчатого клапана проводится вверх до второго межреберья или влево к подмышечной впадине. При недостаточности межжелудочковой перегородки шум распространяется поперек грудины слева направо.
Все шумы при проведении теряют в силе пропорционально квадрату расстояния; это обстоятельство помогает разобраться в локализации их. При наличии недостаточности митрального клапана и стеноза устья аорты , мы, идя от верхушки по линии, соединяющей места их выслушивания, сначала будем слышать убывающий шум морального недостаточности, а затем нарастающий шум аортального стеноза. Только пресистолический шум при митральном стенозе имеет очень небольшую сферу распространения; иногда он выслушивается на очень ограниченном участке.
Систолические шумы аортального происхождения (сужение устья, неровности стенки аорты и т.п.) хорошо выслушиваются в надгрудинной ямке. При значительном расширении левого предсердия систолический шум митральной недостаточности иногда выслушивается слева от позвоночника на уровне VI - VII грудных позвонков.
Диастолические шумы ,
в зависимости от того, в какую часть диастоды возникают, делятся на протодиастолические (в начале диастолы, греч. protos - первый), мезодиастолические (занимающие только середину диастолы, греч. mesos - средний) и пресистолические или теледиастолические (в конце диастолы, нарастающий до первого тона шум, греч. telos - конец). Подавляющее большинство диастолических шумов являются органическими. Лишь в некоторых случаях они могут выслушиваться без наличии органического поражения клапанов и отверстий.
Функциональные диастолические шумы .
Различают функциональный пресистолический шум Флинта , когда при недостаточности аортального клапана обратная волна крови приподнимает створку морального клапана, суживая левое атриовентрикулярное отверстие, тем самым создавая относительный митральный стеноз. Мезодиастоличесхий шум Кумбса может возникнув в начале атаки ревматизма вследствие отека левого атриовентрикулярного отверстия и возникновения его относительного стеноза. При снятия экссудативной фазы шум может исчезнуть. Шум Грэхема-Стилла может определяться в диастолу над легочной артерией, когда застой в малом круге вызывает растяжение и расширение легочной артерии, в связи с чем возникает относительная недостаточность ее клапана.
При наличии шума необходимо определить его отношение к фазам сердечной деятельности (систолический или диастолический), уточнить место его наилучшего выслушивания (эпицентр), проводимость, силу, изменчивость и характер.
Характеристика шумов при некоторых пороках сердца.
Недостаточность митрального клапана характеризуется наличием систолического шума на верхушке сердца, который выслушивается вместе с ослабленным I тоном или вместо него, убывает к концу систолы, носит довольно резкий, грубый характер, хорошо проводится в подмышечную впадину, лучше выслушивается в положении больного на левом боку.
Пристенозе левого атриовентрикулярного отверстия шум возникает в мезодиастолу, носит нарастающий характер (crescendo) выслушивается на верхушке, никуда не проводится. Нередко заканчивается хлопающим I тоном. Лучше определяется в положении больного на левом боку. Пресистолический шум, хлопающий I тон и "двойной" II-й дают типичную мелодию митрального стеноза.
Принедостаточности аортального клапана диастолический шум начинается сразу после II тона, в протодиастолу, постепенно убывая к ее концу (decrescendo) , лучше выслушивается в 5 точке, слабее определяется во 2 межреберье справа от грудины, проводится на верхушке сердца, шум мягкий, лучше слышен во время задержки дыхания после глубокого вдоха. Он лучше выслушивается в положении больного стоя, особенно при наклоне туловища вперед.
В случаяхстеноза устья аорты систолический шум выслушивается во втором межреберье справа у края грудины. Он очень резкий, грубый, заглушает I тон, выслушивается на протяжении всей систолы и отличается наибольшей проводимостью, хорошо выслушивается на сосудах шеи, на спине вдоль позвоночника.
Принедостаточности трехстворчатого клапана максимальное звучание шума определяется у основания мечевидного отростка грудины. При органическом поражении клапана систолический шум грубый, четкий, а при относительной недостаточности клапана - более мягкий, дующий.
Из более редких пороков, при которых определяется систолический шум, указывают настеноз устья легочной артерии (максимум его звучания во втором межреберье слева от грудины, проводится к левой ключице и на левую половину шеи);незаращение Боталлова протока (систолодиастолический шум в 3-4 межреберьях);дефект межжелудочковой перегородки (в 4 межреберье несколько кнаружи от левого края грудины проводится в виде "спиц колеса" - от эпицентра шума по кругу, громкий, резкий по тембру).
Внесердечные (экстракардиальные) шумы.
Шумы могут возникать не только внутри сердца, но и вне его, синхронно с сердечными сокращениями. Различают перикардиальный шум или шум трения перикарда и плевроперикардиальный шум трения.
Перикардиальный шум выслушивается главным образом вследствие воспалительных явлений в перикарде, при инфаркте миокарда, при туберкулезе с отложением фибрина и т.д. Для шума трения перикарда характерно:
1. Он или едва ощутим, или очень груб, при непосредственной аускультации вызывает даже иногда неприятные ощущения, так как слышится непосредственно под ухом,
2. Шум связан с фазами сердечной деятельности, но не точно: с систолы переходит на диастолу и обратно (в систоле он обычно сильнее);
3. Практически никогда не иррадиирует,
4. Изменчив по локализации и во времени;
5. При наклоне вперед, при стоянии на четвереньках, и при надавливании стетоскопом шум усиливается.
Наряду с перикардиальным шумом различают ложно-перикардиальный (плевроперикардиальный) шум трения, связанный с сухим плевритом прилегаюших к сердцу, преимущественно слева, частей плевры. Сокращения сердца, увеличивая соприкосновение перикарда и плевры, способствуют появлению шума трения. Отличием от истинного перикардиального шума является выслушиваниеего только при глубоком дыхании, усиление вовремя вдоха и локализация преимущественно у левого края сердца.
Кардиопульмональные шумы возникают к прилегающих к сердцу частях легких, расправляющихся во время систолы в связи с уменьшением объема сердца. Воздух, проникая в эта части легких, дает шум везикулярный по своему характеру ("везикулярное дыхание")и систолический по времени.
Аускультация артерий и вен.
У здорового человека можно выслушать тоны на артериях среднего калибра (сонной, подключичной, бедренной, др.). Как на сердце на них часто выслушиваются два тона. Артерии предварительно пальпируют, затем приставляют воронку стетоскопа, стараясь не сдавливать сосуд, избегая возникновение стенотического шума.
В норме выслушиваются два тона (систолический и диастолический) на сонной и подключичной артериях. На бедренной артерии можно выслушать лишь первый, систолический тон. В обоих случаях первый тон частично проводной, частично образуется на месте аускультации. Второй тон полностью проводится с полулунных клапанов.
Сонная артерия выслушивается на уровне гортани с внутренней стороны m. Stemo-cleido-mastoidei, а подключичная - с наружной его стороны, сразу над ключицей или же под ключицей в наружной ее трети. Выслушивание других артерий тонов не дает.
При недостаточности аортального клапана с выраженным скорым пульсом (pulsus celer) тоны могут выслушиваться и над артериями, где они обычно не выслушиваются, - над брюшной аортой, плечевой, лучевой артериями. Над бедренной артерией при этом пороке иногда выслушиваются два тона (двойной тон Траубе ), за счет резких колебаний сосудистой стенки как в фазу систолы, так и в диастолу. Кроме того, тоны на периферических артериях могут возникать при резко выраженной гипертрофии левого желудочка и при тиреотоксикозе ввиду усиленной пульсации сосудов.
Над артериями могут выслушиваться и шумы. Это наблюдается в следующих случаях:
1. Проводные по току крови при стенозе устья аорты, атеросклерозе с изменениями интимы и при аневризмах;
2. Систолические, связанные с понижением вязкости крови и увеличением скорости кровотока (при анемии, лихорадке, тиреотоксикозе;
3. Местные - при сжатии артерии извне (например, плевральными швартами вокруг подключичной артерии), ее склеротическом стенозе или же, наоборот, при ее аневризме;
4. при недостаточности аортального клапана на бедренной артерии при небольшом ее сдавлении выслушивается двойной шум Виноградова-Дюрозье , в первой фазе вызываемый сдавленном стетоскопом, во второй, вероятно, обратным током крови.
При выслушивании вен пользуются исключительно аускультацией луковицы яремной вены над ключицей, чаще справа. Стетоскоп надо ставить очень осторожно, во избежании шума от сжатия. При понижении вязкости крови, в связи с повышением кровотока у больных с анемией выслушивается здесь шум, непрерывно, почти вне зависимости от сердечных сокращений. По характеру он музыкален и низок и называется "шумом волчка ". Этот шум лучше выслушивается при повороте головы в противоположную сторону. Особого диагностического значения этот шум не имеет, тем более что редко он может наблюдаться у здоровых людей.
В заключении следует отметить, что для того, чтобы слышать сердце, нужно научиться слушать его. Вначале необходимо многократно выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом, затем - с тахикардией, потом - с мерцательной аритмией, ставя перед собой задачу различения тонов. Постепенно, по мере приобретения опыта, аналитический метод изучения мелодии сердца нужно сменять синтетическим, когда вся совокупность звуковой симптоматики того или. иного порока восприни-мается в целом, что ускоряет диагностический процесс. Однако в сложных случаях нужно стараться сочетать эти два подхода к изучению акустических феноменов сердца. Для начинающих врачей считается очень полезным детальное словесное описание мелодии сердца каждого больного, производимое в определенной последовательности, повторяющей последовательность аускультации. Описание должно включать характерис-тику тонов сердца во всех точках выслушивания, а также основных свойств шумов. Целесообразно использовать применяемое в клиниках графическое изображение мелодии сердца. Оба эти способа имеют своей целью воспитание привычки к систематической аускультации.
Самообучением аускультации нужно заниматься упорно, не огорчаясь неизбежными на первых порах неудачами. Следует помнить, что "период обучения аускультации длится всю жизнь".