Алгоритм действий участковой терапевтической медицинской сестры,
медицинской сестры общей практики на приеме
Цель: выполнение сестринских обязанностей при проведении приема врача терапевта и врача общей практики
Алгоритм действий:
1.Прийти на прием за 30 мин до начала приема
2.Подготовить кабинет до врачебного приема к работе:
Прокварцевать кабинет
Проветрить помещение
Принести амбулаторные карты, анализы
Принести дезинфекционные растворы
Обработать дезинфекционным раствором рабочий стол, пеленальный стол, весы, ростомер
Подготовить шпатели, термометры, тонометр
3.Подготовить кабинет приема врача терапевта и врача общей практики
Обработать кушетку дезинфекционным раствором
Подготовить бланки направлений на диагностические обследования
Подготовить медицинскую документацию для проведения приема
4. Дифференцировать пациентов по состоянию здоровья: оценить состояние пациентов, по показаниям направлять к врачу вне очереди
5. Приветствовать пациента, установить доверительные отношения
6. Зарегистрировать пациента в журнал регистрации амбулаторных больных по приказу МЗ РК
7. Ознакомить и дать больному заполнить типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых и детей в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки
8. Ознакомить и дать больному заполнить информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки
9. Сверить данные удостоверений личности пациентов с поквартирной картой. При отсутствии прописки по данному адресу объяснить правила прикрепления к Поликлинике
10. Сверить данные удостоверений личности с поквартирной картой
11. Сверить данные пациента по паспорту участка. При отсутствии прописки по данному адресу объяснить пациенту правила прикрепления к Поликлинике
12. Непосредственно перед осмотром пациента вымыть руки согласно технике мытья рук, при необходимости надеть маску
13. Провести оценку общего состояния, определить самочувствие пациента
Измерить АД, ЧСС, ЧДД
Провести антропометрические исследования (рост, вес)
14. Направить пациента в смотровой кабинет, доврачебный кабинет, на флюорографическое обследование
16. Назначить дату повторного осмотра
19. Выписать пациенту по назначению врача направления на диагностические обследования и консультации специалистов
20. Объяснить пациенту правила подготовки к проведению диагностических исследований
21. Заполнить статистические талоны
22. Заполнить диспансерный журнал при взятии больного на диспансерный учет, карту диспансерного наблюдения форма №030/у
23. Объяснить пациенту, как правильно выполнять назначения врача
24. У женщины осмотреть молочные железы, оценить лактацию
25. Ознакомить пациента с графиком работы участкового терапевта и врача общей практики
Измерение температуры тела в подмышечной впадине
1. Осмотреть подмышечную впадину, вытереть салфеткой кожу
подмышечной области насухо.
2. Вынуть термометр из стакана с дезинфицирующим раствором. После
дезинфекции термометр следует ополоснуть проточной водой и
тщательно вытереть насухо.
3. Встряхнуть термометр для того, чтобы ртутный столбик опустился до отметки ниже 35 0С.
4. Поместить термометр в подмышечную впадину таким образом, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом пациента; предложить больному плотно прижать плечо к грудной клетке (при необходимости медицинский работник должен помочь больному удержать руку).
5. Вынуть термометр через 10 минут, запомнить показания.
6. Встряхнуть термометр, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35 0С.
7. Поместить термометр в емкость с дезинфицирующим раствором.
8. Зафиксировать показания термометра в температурном листе.
Измерение артериального давления
Последовательность выполнения
2. Объяснить суть, ход предстоящих действий.
3. Получить согласие пациента на процедуру.
4. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее
5. Подготовить необходимое оснащение.
6. Вымыть и осушить руки.
7. Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа.
8. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть.
9. Наложить манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил 1 палец. Трубки манжетки обращены вниз.
10. Соединить манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке.
11. Проверить положение стрелки манометра относительно «0»-й отметки шкалы.
12. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место фонендоскоп.
13. Закрыть вентиль груши, нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт. ст. (несколько выше предполагаемого АД).
14. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра.
15.Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД.
16.Выпускать медленно из манжетки воздух.
17.«Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД.
18.Выпустить весь воздух из манжетки.
19.Повторить процедуру через 5 минут.
20.Снять манжетку.
21.Уложить манометр в чехол.
22.Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного
протирания 70% этиловым спиртом.
23.Оценить результат.
24.Сообщить пациенту результат измерения.
25.Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе - диастолическое) в необходимой документации.
Измерение артериального пульса
1. Установить доверительные отношения с пациентом.
2. Объяснить суть и ход процедуры.
3. Получить согласие пациента на процедуру
4. Подготовить необходимое оснащение
5. Вымыть и осушить руки
6. Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа.
7. Охватить одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше
лучезапястного сустава так, чтобы 2, 3 и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец у основания большого пальца). Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках.
8. Провести подсчет пульсовых волн на той артерии, где они лучше выражены в течение 60 секунд.
9. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.
10. Оценить наполнение пульса.
11. Сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса и оценить напряжение пульса.
12. Провести регистрацию свойств пульса на температурном листе графическим, а в листе наблюдения - цифровым способом.
13. Сообщить пациенту результаты исследования.
14. Вымыть и осушить руки.
Измерение частоты дыхательных движений.
Последовательность выполнения:
1. Создать доверительные отношения с пациентом.
2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.
3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.
4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.
6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.
7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.
8. Вымыть и осушить руки.
9. Провести регистрацию данных в температурном листе.
Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.
Измерение роста
Порядок выполнения:
1.Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.
2.Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.
3.Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.
4.Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.
5.Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.
Определение массы тела (веса) больного
Порядок выполнения:
1.Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.
2.Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.
3.Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.
4.Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.
5.Закрыть затвор.
6.Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.
7.Записать данные измерения.
Промывание желудка
Показания: проводится с лечебной, диагностической целью, а также для устранения из желудка остатков недоброкачественного продукта и других веществ. Необходимое оснащение : желудочный зонд с двумя отверстиями, воронка, таз.
Для определения длины зонда применяют следующую формулу:
I = L – 100 (см), где I – длина зонда, L – рост пациента, см.
Зонд вводится на заранее определенную длину в желудок. Подтверждением того, что зонд находится в желудке, является прекращение позывов рвоты. После введения зонда к наружному концу присоединяют воронку, затем воронку поднимают вверх и заполняют 2% раствором бикарбоната натрия, после чего опускают ниже уровня желудка для выведения желудочного содержимого и так повторяют до поступления из желудка чистых промывных вод. Количество промывных вод в тазу должно примерно соответствовать объему введенной через воронку жидкости.
Техника проведения дуоденального зондирования
1. Объяснить пациенту порядок проведения процедуры.
2. Правильно усадить больного: опираясь на спинку стула наклонить голову вперед.
3. На шею и грудь больного положить полотенце, если есть съемные протезы, их необходимо снять.
5. Осторожно поместить слепой конец зонда на корень языка больного и попросить делать глотательные движения.
6. При достижении зондом желудка (на зонде метка 50 см) на его свободный конец наложить зажим.
7. Уложить больного на кушетку без подушки на правый бок, предложив согнуть ему ноги в коленях, под правый бок на область печени подложить теплую грелку.
8. Попросить больного продолжить заглатывание зонда в течение 20-60 минут до метки 70 см.
9. Опустить в пробирку конец зонда, снять зажим: если олива зонда находится в начальной части ДПК, в пробирку начинает поступать золотисто-желтая жидкость.
10.Собрать 2 - 3 пробирки поступаемой жидкости (порция А – дуоденальная желчь), наложить на конец зонда зажим.
11.Уложить больного на спину, снять зажим и ввести через зонд шприцем подогретый раздражитель (40 мл 40% глюкозы, сульфат магния или сорбит) для открытия сфинктера Одди, наложить зажим.
12.Через 10-15 мин попросить больного опять лечь на правый бок, опустить зонд в следующую пробирку и снять зажим: должна поступать густая жидкость темно-оливкового цвета (порция В – из желчного пузыря), которая выделяется в течение 20-30 мин.
13.Когда начнет выделяться прозрачная жидкость золотисто-желтого цвета (порция С – печеночная желчь), опустить зонд в следующую пробирку и собирать ее в течение 20 - 30 мин.
14.После окончания процедуры осторожно извлечь зонд и погрузить его в емкость с дезинфицирующим раствором.
15.Все три порции желчи в теплом виде, вместе с направлением отправляют в лабораторию для диагностики.
Подготовка больного для сдачи анализа мочи
1.Объяснить пациенту цель и правила проведения исследования.
2. Накануне исследования пациенту необходимо ограничить употребление продуктов (морковь, свекла), воздержаться от приема лекарственных препаратов по назначению врача (мочегонные, сульфаниламиды).
3. Не менять питьевой режим за сутки до исследования.
4. Накануне и в день взятия мочи необходимо провести туалет наружных половых органов пациента.
Определение суточного диуреза
Цель: диагностика скрытых отеков.
Показания:
Наблюдение за пациентом с отеками;
Выявление скрытых отеков, нарастания отеков;
Контроль эффективности воздействия диуретических средств.
Необходимое оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная
градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.
Последовательность выполнения:
1. Установить доверительные отношения с пациентом, оценить его
способности к самостоятельному проведению процедуры. Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости.
2. Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру.
3. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно- пищевого и двигательного режима.
4. Убедиться, что пациент не принимал мочегонные препараты в течение 3 дней до исследования.
5. Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса, убедиться в умении заполнять лист.
6. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета водного баланса.
7. Подготовить оснащение.
8. Объяснить, что в 06.00 необходимо слить мочу в унитаз.
9. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.
10.Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.
11.Фиксировать количество выпитой жидкости в листе учета.
12.Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения
жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 06.00 следующего дня.
13.В 06.00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.
14.Определить медицинской сестре, какое количество жидкости должно выделиться с мочой (в норме).
15.Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).
18.Сделать записи в листе учета водного баланса.
Порядок раздачи лекарственных средств
Лекарственные средства назначаются только врачом. Палатная медицинская сестра перед выдачей лекарственных средств должна:
1. Тщательно вымыть руки.
3. Проверить срок годности лекарственного вещества.
4. Проверить назначенную дозу.
5. Проконтролировать приём пациентом лекарственного препарата (он
должен принять лекарство в присутствии медсестры).
6. Если лекарственное средство назначается для приёма несколько раз в день, то следует соблюдать правильные временные интервалы.
7. Препараты, принимаемые натощак, дают больному утром за 20-60 минут до завтрака, принимаемые до еды - за 15 минут до приема пищи, принимаемые после еды - через 15 минут после приема пищи. Лекарственные средства нужно хранить только в упаковке, отпущенной из аптеки.
При приеме таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает их на корень языка и запивает водой. Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предварительно измельчить ее (исключение составляют таблетки, содержащие железо, их необходимо принимать целиком). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизменном виде. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой. Микстуры, отвары назначают по столовой (15мл), чайной (5мл) или десертной (10мл) ложке. Удобнее пользоваться градуированной мензуркой.
Оксигенотерапия
Показанием для проведения оксигенотерапии является устранение гипоксии различного происхождения. Различают ингаляционные, неингаляционные (внелегочные) и гипербарические методы подачи кислорода. Самыми распространенными являются ингаляционные методы введения кислорода. Ингаляция кислорода (кислородных смесей) осуществляется с помощью кислородных масок, колпаков, палаток и тентов, катетеров, аппарата ИВЛ. Гипербарическая оксигенация проводится с помощью барокамер, представляет собой лечебное применение кислорода под давлением более 1 атм. Режим оксигенотерапии может быть непрерывным или сеансами по 20- 30-60 мин.
Правила проведения оксигенотерапии:
1. Обеспечить проходимость дыхательных путей перед подачей кислорода.
2.Строго соблюдать концентрацию кислорода (наиболее эффективна и безопасна концентрация кислорода 30-40%).
3.Обеспечить увлажнение кислорода через толщу стерильной жидкости с помощью аппарата Боброва, где высота увлажняющей жидкости должна составлять 15 см.
4.Обеспечить согревание кислорода.
5.Контролировать время подачи кислорода.
6.Соблюдать технику безопасности при работе с кислородом контролировать проходимость дыхательных путей.
7. Контролировать по состоянию больного или по монитору частоту дыхания и сердечных сокращений, напряжение кислорода в крови.
Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером
Показания:
Острая задержка мочи более 6 – 12 ч;
Взятие мочи на исследование;
Промывание мочевого пузыря;
Введение лекарственных средств.
Противопоказания:
Повреждения уретры;
Острые воспалительные процессы уретры и мочевого пузыря;
Острый простатит.
Обеспечение:
Мягкий катетер;
Пинцеты анатомические (2 шт.);
Корнцанг;
Перчатки латексные;
Р-р фурацилина 1: 5000;
Салфетки;
Стерильное вазелиновое масло;
Емкость для сбора мочи;
Клеенка подкладная;
Антисептический р-р для подмывания;
Емкости с дезраствором.
Катетеризация мочевого пузыря мужчины
Подготовка пациента:
2. Обеспечить изоляцию пациента (применение ширмы).
3.Уточните у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры, получить его согласие, исключить противопоказания.
4. Надеть маску, перчатки.
5.Уложить пациента на спину со слегка согнутыми в коленях и разведенными ногами.
6.Подложить под ягодицы пациента клеенку с пеленкой. Поверх выступающего края клеенки поставить судно.
7. Приготовить оснащение, встать справа от пациента. В левую руку взять стерильную салфетку, обернуть ею половой член пациента ниже головки.
8.Встать справа от пациента, в левую руку взять стерильную салфетку, обернуть половой член ниже головки.
9.Взять половой член между 3 и 4 пальцами левой руки, слегка сдавить головку, 1 и 2 пальцами отодвинуть крайнюю плоть.
10.Взять пинцетом, зажатым в правой руке марлевый тампон, смочить в растворе фурацилина и обработать головку полового члена сверху вниз, дважды, от мочеиспускательного капала к периферии, меняя тампоны.
11. Влить несколько капель стерильного вазелинового масла в открытое наружное отверстие мочеиспускательного канала.
12. Сменить пинцет.
Выполнение процедуры:
1.Взять стерильным пинцетом катетер на расстоянии 5 - 6 см от бокового отверстия, обвести конец катетера над кистью и зажать между 4 и 5 пальцами (катетер располагается над кистью в виде дуги).
2.Облить катетер стерильным вазелиновым маслом на длину 15- 20 см над лотком.
3.Ввести катетер пинцетом (правой рукой), первые 4-5 см, удерживая 1 - 2 пальцами левой руки головку полового члена.
4.Перехватить пинцетом катетер еще на 3-5 см от головки и медленно погружать его в мочеиспускательный канал на длину 19 - 20 см.
5.Опускать одновременно левой рукой половой член в сторону мошонки, что способствует продвижению катетера по мочеиспускательному каналу с учетом анатомических особенностей.
6. При появлении мочи погрузить периферический конец катетера в емкость для сбора мочи.
Окончание процедуры:
1.Извлечь осторожно катетер пинцетом в обратной последовательности после прекращения мочевыделения струей.
2. Поместить катетер (если использовался многоразовый) в емкость с дезинфицирующим раствором.
3. Надавить на переднюю брюшную стенку над лобком левой рукой.
4. Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором.
5. Вымыть и высушить руки.
6. Обеспечить физический и психологический покой пациенту.
Катетеризация мочевого пузыря женщины
Последовательность выполнения:
1. Установить доброжелательные отношения с пациенткой.
2. Обеспечить изоляцию пациентки (применение ширмы).
3. Уточните у пациентки понимание цели и хода предстоящей процедуры, получить ее согласие, исключить противопоказания.
4. Надеть маску, перчатки.
5.Уложить пациентку на спину со слегка согнутыми в коленях и разведенными ногами.
6. Раздвинуть левой рукой половые губы, правой рукой с помощью пинцета взять марлевые салфетки, смоченные р-ром фурацилина.
7.Обработать мочеиспускательное отверстие движением сверху вниз, дважды, между малыми половыми губами, меняя салфетки.
8. Сбросить салфетки в дезинфицирующий раствор, сменить пинцет.
9.Взять пинцетом (правой рукой) катетер на расстоянии 5 - 6 см от бокового отверстия, как пишущее перо.
10.Обвести наружный конец катетера над кистью и зажать между 4 и 5 пальцами правой руки.
11.Облить катетер стерильным вазелиновым маслом.
12.Раздвинуть левой рукой половые губы, правой рукой осторожно ввести катетер в мочеиспускательный канал на 4-6 см до появления мочи.
13.Опустить свободный конец катетера в емкость для сбора мочи.
Окончание процедуры:
1.Надавить левой рукой на переднюю брюшную стенку над лобком, когда моча начнет выделяться по каплям.
2.Извлечь осторожно катетер после прекращения выделения мочи из него.
3.Сбросить катетер в емкость для дезинфекции.
4.Сять перчатки, поместить в емкость с дезраствором.
5.Вымыть и высушить руки.
6.Обеспечить физический и психологический покой пациентке.
Очистительная клизма
Показания: назначают для освобождения кишечника от каловых масс и газов при запорах и для подготовки больного к эндоскопическим методам
обследования, рентгенологическим методам обследования органов брюшной полости.
Необходимое оснащение: для очистительной клизмы используют воду, имеющую температуру 37-39ºС (объем жидкости 1 – 1,5 л), кружку Эсмарха, резиновую трубку, длиной 1,5 м, пластиковый наконечник.
Последовательность выполнения:
1. Установить доброжелательные отношения с пациентом.
2. Налить в кружку Эсмарха 1,0-1,5 литра воды комнатной температуры -20- 22ºС; при атонических запорах – t воды 12ºС (для стимуляции двигательной активности кишечника), при спастических - t воды 40ºС (для снятия спазма мускулатуры кишечника).
3. Подвесить кружку Эсмарха на стойку, смазать стерильный наконечник вазелином.
4. Открыть вентиль на резиновой трубке и заполнить ее водой (выпустить воздух). Закрыть вентиль.
5. Пациента уложить на левый бок с согнутыми в коленях и слегка приведенными к животу ногами на кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз.
6. 1-м и 2-м пальцами левой руки раздвинуть ягодицы пациента, а правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие на 3-4 см по направлению к пупку, затем на глубину 8-10 см параллельно позвоночнику.
7. Приоткрыть вентиль – вода начнет поступать в кишечник (при наличии газов и появлении у пациента чувства распирания, необходимо опустить кружку ниже кушетки и после отхождения газов снова поднять ее). Ввести в кишечник необходимый объем жидкости.
8. Закрыть вентиль и осторожно извлечь наконечник.
9. Оставить пациента в положении на левом боку на 10-15 мин.
10.Пациент опорожняет кишечник в унитаз или судно.
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПЕДИКУЛЕЗА :
1. Надеть на себя дополнительный халат и косынку.
2. Усадить пациента в раздевалке на кушетку покрытой клеенкой.
3. При помощи ватного тампона обработать волосы пациента:
0,15 % карбофос (1 чайная ложка на 0,5 л воды);
0,5 % раствор метилацетофоса пополам с уксусной кислотой;
0,25 % эмульсия дикрезила;
20 % водномыльная суспензия бензилбензоата;
Лосьон « Ниттифор»;
5 % борная мазь;
Мыльно- порошковая эмульсия (состав: 450 мл шампуня + 350 мл керосина + 200 мл теплой воды);
Шампунь « Гринцид», флакон 25 мл;
- « Перфолон», флакон 50 мл.
ЗАПОМНИТЬ!
Детям до 5 лет, беременным и кормящим нельзя использовать фосфорорганические растворы.
4. Покрыть волосы косынкой на 20 мин (лосьон « Ниттифор» - 45 мин);
5. Промыть волосы теплой водой.
6. Ополоснуть 6 % раствором столового уксуса. Вычесать частым гребнем в течение 10 – 15 мин. При наличии плашиц (лобковых вшей) обрабатывают волосы на лобке и в подмышечных впадинах - втирают в кожу 10 % серу или белую ртутную мазь.
7. Белье пациента, халат, косынку медсестры сложить в мешок, поместить в дезинфекционную камеру! В домашних условиях - кипятить в 2 % растворе соды 15 мин, прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Верхнюю одежду обработать карбофосом, поместить на 20 мин. в целлофановый пакет, высушить на воздухе.
8. Помещение и предметы после дезинсекции обрабатывают теми же дезинфицирующими растворами.
9. На титульном листе истории болезни в верхнем правом углу делают отметку «Р» красным карандашом (контроль постовой медсестры через 7 дней).
10. Заполнить « Экстренное извещение об инфекционном заболевании» и отправить в районную СЭС по месту жительства пациента. Затем пациент в сопровождении медсестры переходит в ванную для принятия гигиенической ванны или душа.
ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА В ОТДЕЛЕНИЕ.
Способ доставки пациента в отделение определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента: на носилках (вручную или на каталке), на кресле – каталке, на руках, пешком.
Наиболее удобный, надежный и щадящий способ транспортировки тяжелобольных пациентов - на каталке.
Перекладывать пациента с кушетки на каталку и обратно удобнее втроем.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА КАТАЛКЕ.
1. Поставить каталку перпендикулярно кушетке – головной конец каталки к ножному концу кушетки.
1. Все трое встают около пациента с одной стороны
2. а) один подводит руки под голову и лопатки пациента;
3. б) второй – под таз и верхнюю часть бедер;
4. в) третий – под середину бедер и голени.
5. Подняв пациента, вместе с ним повернуться на 90 градусов в сторону каталки.
6. Уложить пациента на каталку, укройте.
7. Сообщить в отделение о том, что к ним направлен в тяжелом состоянии пациент.
8. Отправить пациента и его медицинскую карту в отделение в сопровождении медработника.
9. В отделении головной конец каталки подвести к ножному концу кровати, втроем поднять пациента и, повернувшись на 90 градусов, положить его на кровать.
10. Если каталки нет, то 2 – 4 человека переносят носилки вручную. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, причем передний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПАЦИЕНТА НА КРЕСЛЕ – КАТАЛКЕ:
1. Младшая медсестра наклоняет кресло – каталку вперед, наступив на подставку для ног.
2. Попросите пациента встать на подставку для ног, затем, поддерживая пациента, усадите его в кресло.
3. Опустите кресло-каталку в исходное положение.
4. Следите, чтобы при транспортировке руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла – каталки.
П Р И М Е Ч А Н И Е:
ПРИ ЛЮБОМ СПОСОБЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТА В ОТДЕЛЕНИЕСОПРОВОЖДАЮЩИЙ ОБЯЗАН ПЕРЕДАТЬ ПАЦИЕНТА И ЕГО МЕДИЦИНСКУЮ КАРТУ ПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЕ.
М Ы Т Ь Е Р У К МЕДСЕСТРЫ ДО И ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ.
Мытье рук для сестринского персонала является обязательным требованием как перед выполнением манипуляции, так и после нее.
Последовательность действий:
1. откройте кран и отрегулируйте температуру и струю воды;
2. вымойте с мылом нижнюю треть левого, а затем правого предплечья, смойте мыло водой;
3. вымойте с мылом левую кисть и межпальцевые промежутки, затем правую кисть и межпальцевые промежутки, смойте мыло водой;
4. вымойте с мылом ногтевые фаланги левой, затем правой кисти;
5. закройте кран, не касаясь его пальцами;
6. высушите вначале левую, затем правую руку (желательно использовать для этих целей бумажные полотенца).
СМЕНА БЕЛЬЯ У ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА
ОСНАЩЕНИЕ: чистое белье, непромокаемый (лучше клеенчатый мешок для
грязного белья, перчатки).
СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:
2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.
4. Приподнимите обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку переведите
5. через голову пациента.
6. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала
7. снимите со здоровой руки, а затем с больной.
8. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.
9. Одевают пациента в обратном порядке: вначале оденьте рукава (сначала на
10. больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом
11. перекиньте рубашку через голову и расправьте под телом пациента.
З А П О М Н И Т Е! Смена белья у пациента производится не реже 1 раза в 7 – 10 дней, у тяжелобольного пациента – по мере загрязнения. Для смены белья у тяжелобольного пациента необходимо пригласить 1 – 2 помощников.
СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ.
Сменить постельное белье тяжелобольному пациенту можно двумя способами:
1 способ – применяют в том случае, если пациенту разрешено поворачиваться в постели.
А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Раскройте пациента, приподнимите его голову и уберите подушку.
3. Подвиньте пациента к краю кровати и осторожно поверните его на бок.
4. Грязную простыню скатайте по всей длине по направлению к пациенту
5. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню.
6. Осторожно поверните пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне.
7. С освободившейся части уберите грязную простыню и положите ее в клеенчатый мешок.
8. Расправьте на освободившейся части чистую простыню, края которой подверните под матрац.
9. Пациента положите на спину.
10. Под голову положите подушку, при необходимости предварительно сменив на ней наволочку.
11. При загрязнении смените пододеяльник, укройте пациента.
12. Снимите перчатки, вымойте руки.
2 способ – применяют в тех случаях, когда пациенту запрещены активные движения в постели.
А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Чистую простыню полностью скатайте в поперечном направлении.
3. Раскройте пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушку.
4. Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, а на освободившуюся часть расстелите чистую простыню.
5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее пациента.
6. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая на освободившемся месте расправлять чистую. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.
7. Грязную простыню положите в клеенчатый мешок.
8. Укройте пациента.
9. Снимите перчатки, вымойте руки.
ПОДАЧА СУДНА ПАЦИЕНТУ
О С Н А Щ Е Н И Е: судно, клеенка, ширма, перчатки.
А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:
1. Наденьте перчатки.
3. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.
4. Левую руку подведите под крестец сбоку, помогая пациенту приподнять таз, при этом ноги у пациента должны быть согнуты в коленях.
5. Подложите под таз пациента клеенку.
6. Правой рукой подведите судно под ягодицы пациента, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.
7. Прикройте пациента одеялом и оставьте на некоторое время его одного.
8. По окончании дефекации правой рукой извлеките судно, помогая при этом левой рукой пациенту приподнять таз.
9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз, судно ополосните горячей водой. При наличии патологических примесей (слизи, крови и так далее), оставьте содержимое судна до осмотра врачом.
10. Подмойте пациента, сменив предварительно перчатки и подставив чистое судно.
12. Судно продезинфицируйте.
13. Накройте судно клеенкой и поставьте на скамеечку под кровать пациента или поместите в специально выдвигающееся устройство функциональной кровати.
14. Уберите ширму.
15. Снимите перчатки, вымойте руки.
Иногда описанный выше метод подачи судна использовать невозможно, так как некоторые тяжелобольные пациенты не могут приподниматься в данной ситуации можно поступить следующим образом.
А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:
1. Наденьте перчатки.
2. Отгородите пациента ширмой.
3. Поверните пациента слегка набок, при этом ноги у пациента согнуты в коленях.
4. Подведите судно под ягодицы пациента.
5. Поверните пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась над отверстием судна.
6. Укройте пациента и оставьте его одного.
7. По окончании дефекации поверните пациента слегка набок.
8. Уберите судно.
9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз. Ополосните судно горячей водой.
10. Сменив перчатки и подставив чистое судно, подмойте пациента.
11. После выполнения манипуляции уберите судно и клеенку.
12. Продезинфицируйте судно.
13. Уберите ширму.
14. Снимите перчатки, вымойте руки.
П Р И М Е Ч А Н И Е:
Кроме эмалированного судна широко используют и резиновое. Резиновое судно применяют для ослабленных пациентов, при наличии пролежней, при недержании мочи и кала. Не следует туго надувать судно, так как оно будет оказывать значительное давление на крестец. Надувной валик резинового судна (то есть ту часть судна, которая будет соприкасаться с пациентом) необходимо покрыть пеленкой. Мужчинам одновременно с судном подают и мочеприемник.
Эталон ответов
Билет 21
Дано: Больная Н., 37 лет.
Ds: Бронхиальная астма средней тяжести.
Назначено: Ультрафиолетовое облучение.
Вопросы:
1)
2) По какой формуле необходимо рассчитывать индивидуальную биодозу перед проведением терапии у данного пациента
3) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии?
4)
5)
6) Какова последовательность действий медсестры по определению биодозы, если пациент на первой процедуре? (Алгоритм действий).
Решение:
1)
2) Х = t (n – m + 1)
3) Фракционный, кожных покровов
4) нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навредить.
5)
Больным с легким и средней тяжести течением бронхиальной астмы, при отсутствии обострения и выраженной легочной и сердечной недостаточности назначают баротерапию; начинают с пониженного давления, соответствующего высоте 2000-2500 м, а затем 3500 м над уровнем моря; продолжительность процедур, проводимых ежедневно или через день, 1 ч; на курс лечения 20 процедур.
6)Алгоритм действий медсестры по определению индивидуальной биодозы:
1. Ознакомление с назначением врача.
2. Выбор аппарата.
3. Выбор места облучения.
4. Подготовка аппарата.
5. Придание больному нужной позы.
6. Осмотр места облучения.
7. Надевание светозащитных очков.
8. Наложение дозиметра на область облучения.
9. Фиксация его тесёмками к телу больного.
10. Закрывание простынёй окружающих участков кожи.
11. Установка аппарата на расстояние 50 см.
12. Открывание первого отверстия на заданное время.
13. Поочерёдное открывание и облучение последующих отверстий на то же время.
14. Снятие дозиметра, прекращение облучения и предупреждение больного о посещении через 24 часа.
15. Осмотр места облучения и подсчёт эритемных полосок.
16. Расчет или перерасчет биодозы по формуле.
Эталон ответов
Билет 17
Дано: Больной.
Ds: Ревматоидный артрит стоп.
Назначено: Парафиновые аппликации, по методике погружения ванночек на обе стопы, t +55 0 С, продолжительность 40мин. Курс 15 процедур.
Вопросы:
1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?
2) Какова особенность методики отпуска данной процедуры?
3) Какую ещё электролечебную сегментарно-рефлекторную методику можно порекомендовать пациенту с данным диагнозом?
4) Какие ощущения должен испытывать в ванне пациент?
5) Последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры (Алгоритм действий).
Решение:
1) Повышение АД: дать отдохнуть пациенту до восстановления нормального давления, если АД не понизилось,вызвать врача через 3 лицо.
Головокружение и головная боль: дать пациенту отдохнуть после процедуры, по необходимости дать нашатырный спирт, вызвать врача через 3 лицо.
2) ванночек
3) Массаж, ДДТ, электрофорез нестероидных противовоспалительных средств, фонофорез гидрокортизона, аппликации димексида и санаторно-курортное лечение имеют вспомогательное значение и применяются лишь при небольшой выраженности артрита.
4) Приятное тепло
5) Алгоритм действия:
1. ознакомиться с назначением врача.
2. провести пациента в кабину.
3. помочь пациенту раздеться.
4. помочь пациенту придать удобное положение тела.
5. протереть область воздействия ватным тампоном со спиртом.
6. измерить t парафина.
7. нанести парафин на кожу.
8. закрыть компрессной бумагой.
9. укутать одеялом.
10.сделать отметку на физиочасах о продолжительности процедуры.
11. по окончании процедуры удалить лангетку.
12. обтереть обработанную поверхность влажной тканью.
13. сделайте отметку в учетно-отчетной документации.
14. пригласите пациента на последующие процедуры.
Эталон ответов
Билет 21
Дано: Больная В., 49 лет.
Ds: Хронический бронхит.
Назначено: Ингаляционная терапия.
Вопросы:
1)По какой методике необходимо провести данную процедуру?
2) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?
3) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?
4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать ингаляционную терапию при данной паталогии?
5) Какова последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры?
Решение:
1) Пациента для проведения ингаляции усаживают в кресле для свободного дыхания в удобном положении и через респираторную маску, закреплённую вместе с генератором на столе, в течение 5-10 мин. дают вздыхать аэрозоль нужного состава.
2)
3) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор
4) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей,индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частности полынными сигаретами.
Алгоритм действий медсестры при проведении ингаляционной терапии.
1. Ознакомиться с назначением врача (вид ингаляции, состав ингаляционной смеси, её количество, продолжительность процедуры);
Подготовка к проведению процедуры пациента:
1. Проинструктировать пациента о поведении и дыхании во время процедуры;
2. Заполнить ёмкость ингалятора лекарством;
3. Усадить пациента у ингалятора;
4. Убедиться в его готовности;
Проведение процедуры:
1. Включить ингалятор.
2. Убедится в правильном поведении и дыхании пациента.
3. Вести наблюдение за пациентом.
4. В случае аллергических реакций (кашель, удушье) прекратить процедуру и вызвать врача.
Окончание процедуры:
1. Выключить ингалятор.
2. Снять наконечник и простерилизовать.
3. Предложить пациенту отдохнуть 10-15 мин.
4. Предупредить пациента о нежелательном курении, громком разговоре и охлаждении в течение 2-х часов.
Эталон ответов
Билет 20
Дано: Больная В., 49 лет.
Ds: Острый бронхит.
Назначено: Ингаляционная терапия (щелочные ингаляции).
Вопросы:
1) Выберите аппарат для проведения процедуры данному пациенту, если имеются аппараты «АИР-2» и «Вулкан»; почему?
2) Какие щелочные растворы можно использовать?
3) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?
4) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?
5) По какой методике необходимо отпускать данную процедуру?
Решение:
1) Лучше применять при остром бронхите аппарат «Вулкан», т.к. это ультразвуковой ингалятор, глубина проникновения и скорость аэрозольных частиц на этом аппарате больше, чем на аппарате «АИР-2».
2) Для ингаляции можно использовать щелочной раствор 1-3% раствора питьевой соды, морской воды, солено-щелочных минеральных вод.
3) Процедура возможна в домашних условиях. Эвкалипт, роза, лаванда, кориандр, шалфей, анис
4 ) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор
UN- 231 ультразвуковой, легкий в применении.
5 )Пациента для проведения индивидуальной ингаляции усаживают в кресле в удобном положении для свободного дыхания и через респираторную маску, закрепленную вместе с генератором на спинке кресла или на столе, в течение 5-10 мин. дают вдыхать пациенту электроаэрозоль нужного состава.
МИНДАЛИНЫ
Эталон ответов
Билет 17
Дано: Больной С., 44 года.
Ds: Хронический тонзиллит.
Назначено: Ультразвуковая терапия на область миндалин.
Вопросы:
1) Какие анализы необходимо сдать этому пациенту перед назначением ультразвуковой терапии?
2) По какой методике будет отпускаться данная процедура и какова её интенсивность?
3) Запишите параметры на передней панели аппарата, которые необходимо задать перед началом процедуры.
4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать фонофорез при данной паталогии?
5) Какова последовательность действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии.
Решение:
1) Перед назначением ультразвука необходимо сделать анализ крови с определением тромбоцитов.
2) Методика процедуры – стабильная на область миндалин, по двум полям на подчелюстную область, интенсивность – 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный по 5 мин. с каждой стороны, на мазь: анальгин 50%
|
1) УФО, УВЧ, СВЧ, криотерапия, ингаляции, использование гелий-неонового лазера с криовоздействием, внутрилакунарное облучение, Лазерную физиотерапию и лазеропунктуру при остром и хроническом тонзиллите можно проводить с использованием импульсного полупроводникового лазера на арсениде галлия с длиной волны 0,89 мкм, плотностью мощности на конце излучателя до 7 мВт.
4) Режим непрерывный, интенсивность 0,2 – 0,4 ВТ/см кв.Продолжительность 3 -5 мин.
5)Алгоритм действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии:
1. Ознакомиться с назначением врача.
2. Пригласить пациента в кабину.
Подготовка больного к процедуре:
1. Инструктаж больного об ощущениях и поведении во время процедуры.
2. Обнажение области проведения процедуры.
3. Укладка (усаживание) больного.
4. Нанесение контактной среды.
Подготовка аппарата:
1. Подбор и включение нужного излучателя.
2. Последовательное включение аппарата в заданном режиме и интенсивности.
3. Проверка работы излучателя.
4. Включение процедурных часов.
Проведение процедуры:
1. Лабильная методика с перемещением излучателя или стабильная методика с фиксацией излучателя.
Окончание процедуры:
1. Отключить аппарат.
2. Снять с кожи контактную среду.
3. Сделать отметку в процедурной карточке о выполнении процедуры.
Эталон ответов
Билет 20
Дано: Больная М., 37 лет.
Ds: Хронический бронхита.
Назначено: Общее ультрафиолетовое облучение (начиная с 1/4 биодозы), через день. Курс 15 процедур.
Вопросы:
1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?
2) Какие еще сегментарно-рефлекторные методики можно порекомендовать для лечения данного заболевания?
3) Какие еще местные методики облучения при данной патологии можно порекомендовать?
4) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии
5) В чем недостатки данной процедуры?
6) По какой методике необходимо провести данную процедуру?
Решение:
1) Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза. При грубых нарушениях техники безопасности возможны ожоги кожи.
Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.
Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.
Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.
2)а) СМТ – переменный режим. Электроды паравертебрально, в межлопаточной области. 3-4 РР по 5 мин., частота модуляции – 70-80 Гц, глубина – 50%. Курс – 12 процедур, ежедневно.
б) Электрофорез Са 2+ по методу «воротника» (по А.Е. Щербаку), ежедневно. Курс 10 процедур. «Воротник» смачивают раствором СаСl 2 .
Электрод S = 600-800 см 2 в форме воротника располагают на спине в области надплечья и спереди в подключичной области, второй электрод прямоугольной формы S=300-400 см 2 - в пояснично-крестцовой области.
в) Электрофорез Са 2+ по методике «общий электрофорез по Вермелю»: прокладку с 2-5% раствором СаСl 2 располагают в межлопаточной области и подсоединяют к одному из электродов. А два других сдвоенных электрода располагают на область икроножных мышц и подсоединяют к другому полюсу. J = 0,05 mA
3) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей, индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частности полынными сигаретами.
4) Больным в фазе затухающего обострения и ремиссии бронхиальной астмы с успехом назначают лечебную гимнастику с акцентом на дыхательные индивидуально подобранные упражнения, занятия в бассейне (температура воды 37-38°С), а также различные виды лечебного массажа.
5) При неправильном применении, нарушении дозировки и правил техники безопасности ультрафиолетовое облучение может оказыавть повреждающее действие как местное, так и общее. Поэтому при проведении светолечебных, и прежде всего ультрафиолетовых, процедур необхлдимл строго и точно соблюдать назначения врача.
При дозировании и проведении ультрафиолетовых облучений необходим строго! Индивидуальный подход к пациенту, вследствие того,что световая чувствительность разных людей, различных участоков кожи и даже восприятие одними и теми же людьми лечебных процедур в разное время года и отдельные периоды жизни значительно отличаются, имеют индивидуальные колебания.
УФО может оказывать повреждающее действие при превышении дозировки, а также при повышенной и патологической чувствительности к УФ лучам.
Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза.
Некоторые заболевания могут обостряться под влиянием УФО.
6) При бронхите облучают два поля. Первое поле – передняя поверхность шеи и область верхней половины грудины – облучают при положении пациента на спине, под спину подкладывают подушку, голову немного откидывают назад. Доза облучения – 3 биодозы. Второе поле – задняя поверхность шеи и верхняя половина межлопаточной области – облучают при положении пациента лежа на животе. Под грудную клетку подкладывают подушку, лоб опирается на сложенные кисти. Доза облучения – 4 биодозы. Облучение проводят через 1-2 дня. Курс лечения 5-6 процедур.
Эталон ответов
Билет 1
Дано: Больной С., 25 лет.
Ds: ОРВИ (сухой кашель, боли в горле, насморк, слабость, T 0 37,2)
Назначено: УФО.
Вопросы:
1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?
2) Можно ли назначить УФО?
3) По какой методике и с какими дозами необходимо отпустить данную процедуру?
4) По какой схеме общих ультрафиолетовых облучений необходимо проводить данную процедуру?
5) В чем недостатки данной процедуры?
6) Какова последовательность действий мед.сестры при проведении УФО?
Решение:
1) Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.
Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.
Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.
2) Облучение ультрафиолетовыми лучами можно назначить коротковолновое или интегрального спектра на область миндалин, слизистой оболочки носа и слизистой оболочки глотки.
3)а) Воздействие на миндалины: положение пациента сидя на стуле (лучше винтовом), рот должен находится на уровне тубуса. На облучателе устанавливают съёмный тубус с косым срезом и вводят его глубоко в рот, направляя лучи то на одну, то на другую миндалину. Пациент удерживает высунутый язык с помощью марлевой салфетки и следит через зеркало, чтобы корень языка не мешал проведению процедуры. Каждый раз необходимо облучать только половину задней стенки глотки (чтобы избежать повторного облучения одних и тех же участков). Доза облучения – 1-5 биодоз (1-5 мин. и более) при интегральном спектре и 1-2 биодозы (3-6 мин.) при облучении коротковолновыми лучами. Облучение проводят ежедневно или через день, 3-5 облучений на курс лечения.
б) Воздействие на слизистую оболочку глотки: для облучения задней стенки глотки лучи направляют на неё через съемный тубус с широким отверстием. Доза – 2 биодозы.
в) Воздействие на слизистую оболочку носа: пациента усаживают на стул лицом к лампе, слегка отклоняя голову назад. Слизистую оболочку носа облучают через тубус с небольшим отверстием, вводя его неглубоко в каждую ноздрю. Доза облучения – 2-3 биодозы. Облучают ежедневно или через день. Курс лечения – 2-5 облучений.
4) Ускоренная схема.
Кол-во биодоз Расстояние от лампы,см
5) Нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навред
Алгоритм действия
Цели сестринского ухода:
1. Определить потребности пациента в уходе в связи с применением лечебного или гигиенического массажа. Например,
Уход за кожными покровами,
Изменение сна,
Появление каких-либо болевых реакций,
Особенности питания и выделения при применении
массажа живота или других областей тела,
Изменение физической активности в связи с выделением
времени на отдых перед и после процедуры,
Знакомство пациента с данным методом лечения,
Формирование положительной реакции со стороны
психоэмоционального состояния пациента на процедуры и т.д.
2. Определение ожидаемых результатов ухода и определение приоритетов. Со стороны пациента желательно сформировать
· активное отношение к собственному здоровью,
· заинтересованность в проводимом лечении,
· положительную реакцию со стороны органов и систем организма на процедуры-улучшение процессов регуляции и восстановление функций и сохранение нормального состояния кожных покровов.
3. Применение сестринского вмешательства, направленного на удовлетворение потребностей пациента. Например:
· уход за кожей,
· совет и обучение больного самостоятельно ухаживать за кожными покровами,
· совет и обучение больного правильному постоению режима дня с учетом проводимой терапии,
· выполнение процедур общеукрепляющего массажа,
· информирование пациента о данном методе лечения с целью оказать косвенное психотерапевтическое воздействие,
· наблюдение за работой других медсестер для организации комплексного положительного влияния на пациента.
4. Оценка эффективности ухода проводится по 3 направлениям: оценка реакции пациента, оценка дастижения поставленных целей, оценка качества проводимых вмешательств.
1. оценка реакции пациента на вмешательство -учитывается мнение пациента о проводимом сестринском вмешательстве. Реакция может быть положительной и отрицательной. Достижение взаимопонимания с медицинской сестрой, благоприятная динамика состояния здоровья и активное отношение к собственному здоровью являются критериями оценки реакции пациента на вмешательство.
2-оценка достижения поставленных целей- насколько были достигнуты цели, поставленные в процессе ухода.
3-оценка качества проводимых вмешательств- оценивается сама техника выполнения процедур ухода и массажа, соответствие принятым правилам. При проведении общеукрепляющего массажа медицинской сестрой желательно применять в ограниченном количестве элементы традиционного массажа, так как для их качественного освоения необходима дополнительная подготовка.
Оценка проводится постоянно и основное внимание уделяется улучшению состояния здоровья пациента. При этом реакция пациента сравнивается с ожидаемой реакцией, например: уменьшение болевых ощущений, улучшение сна, настроения, уменьшение тревожности, хорошее состояние кожных покровов.
При этом медицинская сестра должна умело применять знания из терапии, хирургии и других медицинских, психологических, социальных дичциплин для проведения правильной оценки реакции пациента на процедуру.