Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Учебное пособие «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко является одной из лучших книг в этой области. Кроме Г.К. Селевко этим вопросом занимались и другие: Левитес Д. Г. «Практика обучения: современные образовательные технологии»; Атутов П. Р. «Технология и современное образование», № 2; Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: Вопросы терминологии», № 5.
В пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.
Проанализируем это пособие и отметим его полезный потенциал.
Цель данного учебного пособия – помочь современному учителю ориентироваться в спектре современных инновационных технологий, а студента-филолога не только познакомить с ними, но и научить применять их в своей профессиональной деятельности.
Учебное пособие включает в себя тринадцать значимых глав:
- I.Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии.
- II.Педагогические технологии.
- III.Современное традиционное обучение (ТО).
- IV.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
- V.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- VI.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
-VII.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- VIII.Частнопредметные педагогические технологии.
- IX.Альтернативные технологии.
- X.Природосообразные технологии.
- XI.Технологии развивающего обучения.
- XIII.Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.
Отметим, что материал в пособии излагается систематизировано. Автор постепенно ведет читателя к пониманию «педагогических технологий»: от понятий «личность», «структура личности», классификации «знаний, умений и навыков» к классификации способов умственных действий, самоуправляющим механизмам личности, ее эстетическим и нравственным качествам.
Существенно то, что материал по изучении педагогических технологий представлен по принципу «от простого к сложному». Сначала в книге дается определение понятия «технология», затем – различные трактовки понятия «педагогическая технология». В учебном пособии затрагиваются вопросы основных качеств современных педагогических технологий, а именно: структура, ее критерии и источники. Важно, что в книге представлены философские основы технологии: «философская концепция экзистенциализма», «концепция прагматизма», «сциентистско-технократические концепции», – а также научные концепции усвоения социального опыта: «ассоциативно-рефлекторная концепция обучения», в рамках которой разработана «теория формирования понятий», сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; «суггестопедическая концепция обучения».
Интересно, что автор затрагивает вопрос классификации педагогических технологий, несмотря на то, что каждая технология уникальна, поскольку каждый педагог привносит что-то свое, авторское. Однако в данном пособии технологии классифицированы по некоторым общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типам управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.
Очень важно, что в данном пособии в отдельной главе уделяется внимание «традиционному обучению». Благодаря этой главе студенты-филологи могут узнать, что у традиционной системы обучения есть не только плюсы, но и минусы; к тому же минусов у ТО будет гораздо больше, поскольку традиционное обучение ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Эта глава важна и для современного учителя, т.к. благодаря ей он может найти недостатки в своей методике обучения.
Важно, что все приведенные педагогические технологии проанализированы на основе их классификационных характеристик: по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучаемых.
Технологии, рассмотренные в данном учебном пособии, направлены на современные требования к обучению. В результате, автор анализирует педагогические технологии на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Кроме того, в пособии рассматриваются и частнопредметные, альтернативные, природосообразные технологии, а также технологии развивающего обучения, технологии авторских школ.
Особенностью учебного пособия является то, что описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются анализ и интерпретация этих технологий.
В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.
Таким образом, учебное пособие Г.К. Селевко поможет студентам-филологам и учителям овладеть современными педагогическими технологиями в условиях модернизации школьного образования.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
* в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
* в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
* в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
* в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе : гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения : ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры : нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.
По характеру содержания : обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью : система малых групп + программная.
По организационным формам : классно-урочная + клубная.
По подходу к ребенку : педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу : развивающая + саморазвивающая.
Акценты целей
* Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).
* Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.
* Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
* Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные положения
* Ученик - субъект, а не объект процесса обучения
* Обучение приоритетно по отношению к развитию
* Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ
* Ведущая роль теоретических, методологических знаний
Дополнительные гипотезы
* Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации -- являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации учения - значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
* Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
* На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
* Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.
Особенности содержания
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.
Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.
Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.
I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл - Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. - Самоактуализация.
СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.
В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.
В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).
Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».
СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:
Осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;
Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;
Адекватные стиль и методы внешних воздействий.
Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим
* психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
* составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;
* осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;
* тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.
Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.
Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).
СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное -- при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.
Особенности методики
Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.
Организация учебного процесса по предметам основана на
* перенесение акцента с преподавания на учение;
* превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;
* использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
* приоритет самостоятельных методов и приемов.
Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).
В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
Литература
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.
3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.
4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.
5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.
6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.
7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;
10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|
11. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950.
12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.
Постулаты современного образования
Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:
- поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
- превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
- совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий
Инновации как средство развития российских школ
Что собой представляют Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.
Что такое технологии?
Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле - это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода. Относительно технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.
Особенности технологий
Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».
Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:
- строгое и однозначное выявление цели обучения;
- выбор содержания, структурирование материала;
- оптимальность организации учебной деятельности;
- приемы, методы, средства обучения.
Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.
Признаки педагогических технологий
Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:
- гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
- экономичность резерва учебных часов;
- оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
- использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
- конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.
На что ориентированы педагогические технологии?
Ниже представлена таблица: «Педагогические технологии». Классификация основана на определенных параметрах:
- формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
- интенсификация коммуникативной среды;
- развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
- охрана здоровья школьников.
Специфика технологий в педагогике
Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:
- Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
- Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
- Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.
Но это далеко не вся таблица: «Педагогические технологии». Классификация постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Среди последних веяний - интерактивные технологии. Учитывая требования ФГОС, была модернизирована таблица «Педагогические технологии». Классификация по Г. К. Селевко теперь подразумевает и групповые обучающие методики. Благодаря им происходит формирование в условиях общеобразовательной школы толерантной, коммуникабельной личности, имеющей лидерские качества. Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.
Проблемное обучение
Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.
Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.
Технология педагогических мастерских
Что собой представляет таблица «Педагогические технологии»? Классификация всех методов и приемов, результативность которых доказана на практике, учитывает детского возраста, методологию предмета.
Исследования в современной школе
Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов. При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ. Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов. Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.
Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей. Например, разновидностью ИКТ - технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.
Педагогика сотрудничества
С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.
Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности. С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.
Нюансы традиционных методик
Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:
- незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
- низкая культура общения;
- отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
- минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.
Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.
Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков. Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт. Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем».
Заключение
Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.
В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица
Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии
Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение
По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий
Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:
Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач
Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.
Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу
По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ
Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики
Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.
Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразительности (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочности (повторение - мать учения); сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности
Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...
Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци
Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.
Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.
Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования
Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор
Классификационные характеристики По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления: система малых групп: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация: гуманистическая По философской основе: гуманистическая
Антипова Л. В., Жеребцов Н. А Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 183 с.
Антипова Л. В., Глотова И. А., Рогов И. А. Методы исследования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2001. - 376 с.
Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России: Дис... д-ра мед. наук. - М.: Институт питания РАМН, 1998. - 300 с.
Биохимия растительного сырья / В. Г. Щербаков, В. Г. Лобанов, Т. Н. Прудникова и др. - М.: Колос, 1999. - 376 с.
Богданов В. Д., Сафронова Т. М. Структурообразователи и рыбные композиции. - М.: ВНИРО, 1993. - 172 с.
Воскресенский Н. А. Замораживание и сушка рыбы методом сублимации. - М.: Агропромиздат, 1987. - 200 с.
Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. - СП 2.3.6.1079-01.
Дуборасова Т. Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. - М.: Маркетинг, 2001. - 184 с.
Жушман А. Н., Карпов В. Г., Лукин Н. Д. Модифицированные крахмалы как эффективные добавки // Пищевая промышленность. 1996. № 6. С. 8.
Зубенко А. Ф. Физико-химические основы технологии кондитерских изделий. - Воронеж: 1997. - 520 с.
Мицык В. Е., НевольниченкоА. Ф. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев: Урожай, 1994. - 334 с.
Нечаев А. П., Кочетков а А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добавки. - М.: Колос, 2001. - 256 с.
НикуленковаТ. Т., Лавриненко Ю. И., Я с тин а Г. М. Проектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000.-216 с.
Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999. - 448 с.
Ратушный А. С, Литвинова Е. В., Иванникова Т. В. Изменения белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов. - М.: Издательский центр Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева, 2000. - 104 с.
Ратушный А. С, Ширшов А. Т., Соляков А. А. Пищевые гетероциклические амины как потенциальные мутагены и канцерогены. - М.: Изд-во РЭА имени Г. В. Плеханова, 1998. - 48 с.
Рогов И. А., ЗабаштаА. Г., Казюлин Г. П. Общая технология мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2000. - 368 с.
Рогов И. А., Горбатов А. В., Свинцов В. Я. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. - М.: Агропромиздат, 1990. - 320 с.
Родин Е. М. Холодильная технология рыбных продуктов. - 2-е изд. - М.: Агропромиздат, 1989. - 272 с.
Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище сточки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.
Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1987. - 360 с.
Справочник руководителя предприятия общественного питания / А- П. Антонова, Г. С. Фонарева, С. Л. Ахиба и др. - М.: Минторг РФ, 2000. - 664 с.
Технология молока и молочных продуктов / Г. В. Тердохлеб, 3. X. Диланян, Л. В. Чекулаева и др. - М.: Агропромиздат, 1991. - 463 с.
Технология пищевых производств/ Л. П. Ковальская, И. С. Шуб, Г. М. Мельникова и др.; Под ред. Л. П. Ковальской. - М.: Колос, 1999.-752 с.
Технология продуктов из гидробионтов / С. А. Артюхова, В. Д. Богданов, В. М. Дацун и др.; Под ред. Т. М. Сафроновой и В. И. Шендерю-ка. - М.: Колос, 2001. - 496 с.
Химия пищи. Книга 1-я. Белки: структура, функции, роль в питании / И. А. Рогов, П. В. Антипова, Н. И. Дунченко, Н. А. Жеребцов. - М.: Колос, 2000. - 384 с.
Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 427 с.
Шаробайко В. И. Биохимия продуктов холодильного консервирования. - М.: Агропромиздат, 1991. - 255 с.
Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Введение
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
1.2. Структура качеств личности
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
II. Педагогические технологии
2.1. Понятие педагогической технологии
2.2. Основные качества современных педагогических технологий
2.3. Научные основы педагогических технологий
2.4. Классификация педагогических технологий
2.5. Описание и анализ педагогической технологии
III. Современное традиционное обучение (ТО)
IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
IX. Альтернативные технологии
9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
9.4. Технология мастерских
X. Природосообразные технологии
10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
XI. Технологии развивающего обучения
11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
12.2. Модель «Русская школа»
12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
12.5. Агрошкола А.А. Католикова
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий