ruen

Ваше мнение:

Какие сложности, по Вашему мнению, создают наибольшие препятствия в получении инвалидами банковских услуг?

Физическая недоступность банковских отделений - 0%
Нечитаемый (слишком мелкий) текст в документах и информационных буклетах - 50%
Отсутствие оборудованных санузлов - 0%
Неподготовленность персонала - 0%
Непредоставление услуг сурдоперевода - 0%
Отсутствие систем пространственной ориентации для слепых - 0%
Невозможность получить услуги дистанционно - 0%
Отсутствие информации об обслуживании инвалидов - 0%
Огромные очереди - 0%
Транспортная недоступность - 50%
Отсутствие возможности предварительной записи - 0%
Меня устраивает получение банковских услуг с помощью интернета - 0%
Другое - 0%

Всего голосов: 2
Голосование окончено on: 22 Фев 2013 - 00:00

Понравилось?

Может в закладку?

    Трудоустройство инвалидов: российские реалии и международная практика

    ( 8 Проголосовавших ) 
    Fonts / Шрифт:

    У людей с инвалидностью такие же потребности и желания, как и других людей вокруг. Инвалиды отличаются лишь тем, что это, как правило, всегда сильные духом люди, иначе им просто не выжить. Они постоянно вынуждены бороться с окружающими их обстоятельствами и доказывать, что имеют право на все, что и остальные люди, в том числе и право на свободный труд, на справедливые его условия, на обеспечение равенства возможностей без всякой дискриминации на продвижение по работе, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

     В некоторых странах Европы и США меры социальной поддержки и правовой защиты инвалидов (например, квотирование при приеме на работу), считаются «дискриминацией инвалидов наоборот». Однако, если проанализировать основные международные документы о правах инвалидов, трудно согласиться с тем, что различия в социальной политике и те предпочтения по отношению к инвалидам, которые им гарантируются, могут рассматриваться как дискриминация. В зарубежных странах такую дискриминацию называют «позитивной дискриминацией инвалидов». Специальные положительные меры, ориентированные на обеспечение равенства возможностей инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности, не должны рассматриваться как дискриминационные в отношении людей без инвалидности.

    В большинстве государств законодательством, действительно, предусмотрены меры, направленные на стимулирование инвалидов к трудовой деятельности.

    Например, в Израиле инвалид имеет право на получение компенсаций или дотаций от государства из бюджета на приобретение личного автомобиля. Причем, для работающих инвалидов стоимость такого транспортного средства вдвое выше, чем для неработающих. Кроме того, предусмотрено адаптирование автомобиля с учетом индивидуальных потребностей владельца.

    В отношении к инвалидам Израиль похож на большинство стран Европы.

    Правительство Швеции стимулирует работодателей, трудоустраивающих инвалидов, выплатой дотаций на каждого такого работника. В законодательстве закреплена обязанность работодателя по приему на работу инвалидов.

    В специальном законодательстве Франции предусмотрено право инвалидов на переобучение и профессиональную подготовку, а также на обязательное трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места (размер квоты составляет 6% от общего числа рабочих мест). Например, предприятия со штатом сотрудников более 20 человек обязаны принимать инвалидов на работу в счет установленной квоты. Государство стимулирует работодателей, заключивших трудовой контракт с инвалидом на срок не менее 12 месяцев, – такому работодателю выплачивается премия в размере 1600 евро. Существуют специализированные предприятия с облегченным режимом труда, ориентированные под трудоустройство инвалидов. По отношению к другим работникам инвалиды имеют преимущества, закрепленные в трудовом договоре. Кроме того, государство оказывает им содействие в самозанятости.

    В Германии действуют исходя из следующего принципа: реабилитация, социальная адаптация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем их постоянное обеспечение пенсиями и пособиями. Государству выгоднее трудоустроить инвалида, чем постоянно его содержать как «иждивенца». В Германии действует государственная программа занятости лиц с тяжелыми формами инвалидности, предусматривающая ряд субсидий и льгот для предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов. В соответствии с законодательством финансирование социальной интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием.

    Государство также активно применяет меры, направленные на поощрение профессиональной реабилитации инвалидов. Так, работающим инвалидам выплачивается компенсация транспортных расходов на дорогу до места работы и обратно. Инвалиды с тяжелыми формами инвалидности получают компенсацию ущерба и имеют ряд других льгот в части снижения налогов, защиты от увольнений и т.д.

    В США работодатели, отказывающие в трудоустройстве инвалиду, облагаются значительным штрафом. А компаниям, принимающим инвалидов на работу, предоставляются льготы по налогообложению. Между тем, квотирования рабочих мест для инвалидов в США нет. Для осуществления контроля над деятельностью по профессиональной реабилитации инвалидов создан Президентский комитет по трудоустройству инвалидов.

    В России большинство инвалидов не имеют возможности трудоустройства. По данным статистики, численность инвалидов в России превышает 13 млн. человек, но из общей численности инвалидов трудоустроено не более 10%.

    Для сравнения, в США из более чем 50 млн. инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 млн. инвалидов работают 40%, в Китае из 60 млн. инвалидов трудоустроено 80%. Надо отметить, что Китай – страна с наименьшим уровнем инвалидизации населения.

    В России дискриминации в сфере занятости особенно подвергаются женщины-инвалиды – они по сравнению с мужчинами-инвалидами имеют меньше шансов на трудоустройство, матери-инвалиды практически не имеют шансов найти работу.

    Большинство работодателей с такими работниками возиться не очень хотят: в соответствии с Трудовым кодексом РФ сотрудникам с I и II группами инвалидности устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (35 часов в неделю) с сохранением при этом полной оплаты труда, привлечение инвалидов к работе в ночное время, к сверхурочной работе и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, а также работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы - до 60 календарных дней в году. Но самое главное – для сотрудника с инвалидностью необходимо специально оборудовать рабочее место. К тому же для инвалидов-колясочников необходимо оборудовать туалеты и установить пандусы, что, естественно, потребует значительных затрат, а многие работодатели не могут себе этого позволить.

    Кроме того, среди работодателей распространен миф о том, что инвалида невозможно уволить.

    Не многие из них знают, что на самом деле Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо льгот для сотрудников с инвалидностью при увольнении. Единственное ограничение на увольнение инвалидов связано с сокращением численности или штата работников организации. Но и в данном случае преимущественное право оставления на работе всегда за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией, а при равных производительности труда и квалификации:

    • семейные с двумя или более иждивенцами;

    • семейные, являющиеся единственными кормильцами;

    • работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

    • инвалиды войны;

    • работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;

    • другие категории работников, указанные в коллективном договоре.

    Таким образом, преимущественное право оставления на работе будут иметь только инвалиды войны и работники, получившие увечье или проф.заболевание в период работы у данного работодателя.

     

    Теперь о такой важной дополнительной гарантии занятости инвалидов как квотирование.

    Следует отметить, что практика квотирования для инвалидов рабочих мест применяется и за рубежом. В таких странах Европы, как Германия, Франция и Венгрия обязаны выделять квоты для найма инвалидов организации с более чем 20 работниками, размер квоты составляет 5-6%, в Польше и Австрии - с 25 работниками. В Испании минимальное число сотрудников организации, подпадающей под обязательное квотирование – 50, при этом квота составляет 3%. В Японии размер квоты составляет до 2%.

    В некоторых странах существует практика, в соответствии с которой за невыполнение квоты организации уплачивают взносы в специальные фонды, средства которых направляются на реализацию мероприятий по созданию рабочих мест для инвалидов и приспособление существующих рабочих мест к их потребностям. Некоторые государства стимулируют работодателей трудоустраивать людей с тяжелыми формами инвалидности или инвалидов, не имеющих опыта работы. Так, например наем на работу инвалида на коляске или не имеющего опыта работы, может приравниваться к трудоустройству двух или трех инвалидов.

    Практика квотирования рабочих мест для инвалидов в России такова: если до 2005 года квотирование было обязательно в организациях, численность работников которых составляла более 30 человек, то сейчас установление квоты обязательно только в организациях, имеющих более 100 работников1.

    До 2005 года работодатели обязаны были ежемесячно вносить в бюджет региона обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Но и это требование отменено печально известным Законом № 122-ФЗ. Сейчас порядок установления квоты для трудоустройства инвалидов регламентируется региональным законодательством.

    Например, в Москве для организаций со среднесписочной численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов и молодежи в размере 4 % от численности работников. Причем, количество трудоустроенных инвалидов не может составлять менее 2 % от среднесписочной численности работников2. До апреля 2009 года альтернативой выполнения квоты являлось внесение обязательной ежемесячной платы в бюджет г.Москвы в размере прожиточного минимума.

    На федеральном уровне ответственность за нарушение права инвалидов на трудоустройство предусмотрена в виде административного штрафа от 2 до 3 тысяч рублей, но состав правонарушения образует лишь отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты3.

    Таким образом, работодатели в настоящее время не несут ответственности за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов, если такая ответственность не предусмотрена региональным законодательством.

    Например, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях за невыполнение установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест предусмотрена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей4.

    Но и тут работодатели нашли выход. Многие компании предлагают «формальное» трудоустройство инвалидам среди родственников и знакомых своих сотрудников или договариваются с организациями инвалидов о трудоустройстве «мертвых душ», т.е. оформлении приема на работу только «на бумаге». Выходить на работу таким инвалидам не требуется. Они просто ежемесячно получают зарплату в размере 1 МРОТ. Таким образом, с одной стороны, формально соблюдается законодательство, а с другой стороны, организация избавляется от штрафов за невыполнение квоты и, одновременно, расходов на трудоустройство инвалидов. Чаще всего такая практика имеет место в тех регионах, где размер компенсации за невыполнение квоты превышает 1 МРОТ.

    Некоторые работодатели идут ещё дальше: чтобы не попадать в категорию предприятий, которые обязаны принимать на работу инвалидов, они разделяют свой бизнес на несколько отдельных компаний, численность работников каждой из которых составляет менее 100 человек.

    Проблема добросовестных работодателей состоит в том, что не по их вине может сложиться ситуация, когда они готовы принять инвалидов в штат своей организации, но где найти таких соискателей, если обращений от инвалидов не поступает. В данном случае квота выполнена также не будет.

    Регионы зачастую декларируют в своем законодательстве дополнительные меры экономической поддержки работодателей, привлекающих на работу инвалидов. Так, Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» предусмотрены следующие меры экономической поддержки:

    1) предоставление компенсации за счет средств городского бюджета на создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест для инвалидов и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций;

    2) размещение государственных заказов;

    3) предоставление налоговых льгот.

    Субсидии на создание рабочих мест для инвалидов, действительно, предоставляются за счет средств федерального бюджета. До 2011 года размер такой субсидии составлял 30 тысяч рублей, с 2011 года размер субсидии был увеличен до 50 тысяч рублей. К сожалению, сегодня это не те деньги, которые могли бы стимулировать работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.

    В Москве за счет дополнительного субсидирования из бюджета города размер такой субсидии значительно увеличен по сравнению с другими субъектами РФ и может достигать 700 тысяч рублей.

    Что касается других мер поддержки работодателей, то как правило, эти гарантии закреплены только «на бумаге».

    Для сохранения рабочих мест инвалидов в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены преимущества при участии в размещении заказов общероссийских организаций инвалидов. Но эти льготы касаются только общероссийских организаций инвалидов, установлены лишь в отношении товаров (работ, услуг) по определенному перечню и предполагают преимущества по цене контракта в размере до 15 процентов. Однако, даже для общественных организаций инвалидов не предусмотрена льгота, которая установлена для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, – размещение заказа без проведения торгов.

    Таким образом, можно констатировать, что льготы по участию в размещении заказов для работодателей, трудоустраивающих инвалидов и не являющихся общероссийскими общественными организациями инвалидов, отсутствуют.

    В настоящее время налоговые льготы для организаций, нанимающих инвалидов на работу, если это не общественные организации инвалидов и не организации, созданные такими организациями, также отсутствуют.

    Отсюда вывод: почему бы нашему государству не пойти по пути других стран и не воспользоваться их успешным опытом в части квотирования рабочих мест для инвалидов, предоставления налоговых льгот и иных льгот и преимуществ организациям, в штате которых работают, а не «числятся» инвалиды, а также установления справедливого и соразмерного уровня ответственности за нарушение прав инвалидов в области занятости.

    Может быть, тогда сами собой отпадут вопросы:

    у работодателей – для чего я должен брать на работу инвалидов;

    и у инвалидов – почему нас не берут на работу и как нам реализовать свое право на труд.

    ___________________________________________________________________________________________________

    1 Статья 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»

    2 Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест»

    3 Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ

    4 Статья 2.2. Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

     

    Обсуждаем, комментируем, высказываем своё мнение!

    Защитный код
    Обновить