КУРСОВАЯ РАБОТА
Допустить к защите
«___» декабря 2013 г.
Нижний Новгород – 2014.
Введение.
Актуальность исследования .
Целью
задачи :
4. Сделать выводы.
1.1 Характеристика урока.
1) Тема: Ткани и органы.
2) Задачи урока:
, орган
7) Основные понятия:
1.2 Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.)
Учитель приветствует класс, сообщает тему урока «Ткани и органы человека» и цель урока - знакомство с основными типами тканей и их ролью в организме человека, а также с остальными системами органов, их расположении в организме и выполняемые функции.
Записывает дату и тему на доске.
Проблемный вопрос:
Является ли организм человека системой?
Является ли организм человека открытой системой?
Является ли организм человека саморегулирующей системой?
Карточка №1
1. Ткань состоит из
a) Органоидов и мембран;
b) Органов и полостей;
c) Органов и межклеточного вещества;
d) Клеток и межклеточного вещества;
2. Установите соответствие между функцией ткани и её типом
Регуляция процессов жизнедеятельности 1) мышечная
Движение человека 2)соединительная
Передвижение веществ в организме 3) нервная
Возбуждение и сокращение
Сокращение стенок кишечника
Отложение питательных веществ в запас
Карточка №2
1. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению, функциям, называют
a) Органом;
b) Тканью;
c) Органоидом;
d) Системой органов;
Ответ:__________________________________________
Карточка № 3
1. Ткани изучает наука
a) Эмбриология
b) Гистология
c) Цитология
d) Гигиена
2.Из каких нервных клеток состоит нервная ткань?
Ответ________________________________________________
Карточка №4
1. Существует эпителий
a) железистый
b) жировой
c) хрящевой
d) мышечный
2 Соотнесите ткань с особенностью ее строения
1) Эпителиальная а)состоит из нервных клеток
2) Мышечная б)содержит много межклеточного вещества
3) Соединительная в)клетки плотоно прилегают друг к другу
4) Нервная г)состоит из мышечных волокон
Карточка №5
1. Какая особенность строения характерна для соединительной ткани
a) Наличие большого количества межклеточного вещества
b) Крупные веретеновидные клетки
c) Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало
d) Клетки способны сокращаться
3 Перечислите органы, относящиеся к дыхательной системе?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №6
1.Работу всех органов тела человека координирует система
a) нервная
b) пищеварительная
c) дыхательная
d) кровеносная
2. Выберите три правильных ответа
Эпителиальная ткань
1) Образует железы
2) Обладает сократимостью
3) Не способна к регенерации
4) Выстилает полость кишечника
5) Образует эпидермис
6) Состоит из клеток с длинными отростками
Карточка №7
1. Трахея относится к системе
a) кровеносной
b) дыхательной
c) пищеварительной
d) выделительной
2 Какая ткань изображена на картинке?
_____________________________________
Карточка №8
1. К соединительной ткани относится ткань
a) железистая
b) хрящевая
c) гладкая
d) поперечно-полосатая
К органам пищеварительной системы относятся
1) желудок 4) печень 6) толстый
2) кишечник 5) почки 7) гортань 3) диафрагма
Карточка №9
1. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью
a) мышечной
b) эпителиальной
c) нервной
d) соединительной
2. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом
Образует средний слой клеток кровеносных
сосудов 1)гладкая мышечная ткань
Состоит из веретеновидных клеток Образует скелетные
мышцы 2) поперечнополосатая мышечная ткань
Имеет поперечную исчерченность
Сокращается быстро
Быстро утомляется
Карточка №10
1. Кровь относится к ткани
a) эпителиальной
b) соединительной
c) мышечной
d) железистой
2 Какой орган изображен на картинке? К какой системе он относится?
Ответ:___________________________________
Карточка №11
1) Анатомически обособленную часть тела, имеющую определенную структуру, расположение и выполняющую определенные функции, называют
b) клеткой
c) органом
d) системой органов
2. В чем особенность нервной ткани, в отличие от других?
Карточка №12
1. В грудной полости располагается
a) желчный пузырь
b) толстая кишка
2 Выберите три правильных ответа
К группе соединительных тканей относятся
1) костная ткань 3) кровь 5) хрящ
2) гладкие мышцы 4) железистая ткань 6) эпидермис
Карточка№13
1. К какой ткани относится кровь?
А) соединительной
Б) мышечной
В) эпителиальной
Г)нервной
2. Дайте определение синапса? К какой ткане относится?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №14
1. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:
Эпителиальной тканью
Мышечной тканью
Соединительной тканью
Нервной тканью
2 . Назовите, что изображено на картинке и сделайте соответствующие подписи
Карточка №15
1. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
Витамины
Минеральные соли
Гормоны
2 Заполните таблицу:
Карточка №16
1. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:
Мышечной ткани
Нервной ткани
Эпителиальной ткани
2. Какая ткань изображена на картинке?
___________________________________________
Карточка №17
1. Транспортную функцию в организме выполняет:
Кровь
Жировая ткань
Хрящевая ткань
2) Заполните таблицу «Системы органов человека и их функции»
Системы | Органы, образующие систему | Функции |
Карточка №18
1. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:
Гладкой мышечной ткани
Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани
2 Соотнесите систему органов и орган:
1) Пищеварительная а) артерии
2) Выделительная б) спинной мозг
3) Кровеносная в) бронхи
4) Дыхательная г) вены
5) Нервная д) почки
Ж) желудок
Карточка №19
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
Орган
Ткань
Клетка
2 Перечислите известные вам системы органов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №20
1. Жидкое межклеточное вещество свойственно тканям:
Костной и хрящевой
Хрящевой и жировой
Рыхлой соединительно-волокнистой
Покровной
Иное
2 Что такое орган? Перечисли известные тебе органы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение.
Список использованной литературы
1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009.
2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983
3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.
6. Методические указания к написанию курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов биологических специальностей НГПУ / Нижегор.гос.пед.ун-т. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 35с.
7. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь для учителя / Н.И. Сонин, В.З. Резникова, Н.Б. Ренева. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с. – ISBN 5-7107-4135-3
8. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 64 с. – ISBN 5-7107-7953-9
9. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 287 с. – ISBN 978-5-358-11199-8
Интернет-ресурсы: http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Методическая разработка конспекта урока биологии в 8 классе на тему «Ткани и органы» с применением инновационных технологий в обучении биологии.
СТУДЕНТКА________________________________ Т.Н.Комарова
РУКОВОДИТЕЛЬ________________ к.б.н, доцент Е.В.Невидомова
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ____________д.б.н., профессор Н.А.Дмитриев.
«___» декабря 2013 г.
Нижний Новгород – 2014.
Введение.
Актуальность исследования .
План-конспект урока очень важен как для начинающего учителя, так и для учителя со стажем. План урока определяет систему изучаемых понятий по теме урока, формирование общеучебных и специальных умений, а также отражает решение воспитательных задач и развитие личностных качеств учащихся. В плане выделяются структурные элементы урока, определяются методы и средства обучения. В конспекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Он отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.
Целью в данной работе является разработка подробного плана-конспекта урока по конкретной теме с применением инновационных, в данном случае интерактивных, технологий в обучении биологии.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :
1. Продумать содержание и методику проведения урока.
2. Разработать план-конспект конкретного урока с применением инновационных технологий в обучении.
3. Составить дидактические карточки.
4. Сделать выводы.
Структура и основное содержание работы:
Работа выполнена и оформлена согласно требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрывается научный аппарат работы.
Во главе I «Методическая разработка плана-конспекта урока» рассматривается поэтапная разработка конспекта урока. В главе II «Инновационные технологии и дидактические карточки» приводятся информация об инновационных технологиях и непосредственно дидактические карточки.
В заключении констатируется достижении цели, подводятся итоги работы.
Работа изложена на 28 страницах. Список литературы содержит 9 источников отечественных авторов, 2 источника, взятых из электронных ресурсов .
Глава 1. Развернутый конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Ткани и органы».
1.1 Характеристика урока.
1) Тема: Ткани и органы.
2) Задачи урока:
· Образовательные - Раскрыть понятие , познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека, а также сформировать понятие орган и познакомить с расположением и функциями основных систем органов.
· Развивающие - Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц; развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспитательные – Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания, а так же бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
3) Тип урока – Комбинированный
4) Вид урока - изучение нового материала; урок-лабораторная работа.
5) Общие методы проведения урока:
· Словестные – рассказ, беседа;
· Наглядные – таблицы, изображения, презентации;
· Практические – работа с микроскопом, выполнение заданий на дидактических карточках.
6) Оборудования и средства обучения: микроскопы, микропрепараты тканей человека, кинофильм «Ткани животных и человека», таблицы с изображением тканей, различных систем органов человека.
7) Основные понятия.
Открытый урок
По биологии
На тему:
«Ткани»
Подготовила учитель биологии
МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская»
Габанова Залина Владимировна
План-конспект урока по теме «Ткани»
Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях
Задачи:
Образовательная : раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.
Развивающая : развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов
Развить навыки работы с микроскопом.
Воспитательная : воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.
Тип урока:
По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.
Формы работ : индивидуальная,
групповая.
Оборудование:
1. Микропрепараты ткани:
а). гладкая мышечная ткань;
б). поперечно-полосатая ткань;
в). однослойный эпителий;
г). нервные клетки;
д). гиалиновый хрящ;
е). костная ткань;
ё). рыхлая соединительная ткань;
ж). кровь человека;
2. Школьные микроскопы.
3. Цифровой микроскоп.
4. Компьютер
5. Телевизор.
6. Таблица: «Ткани»
Ход урока:
1 . Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.
II . Теоретическая часть.
В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.
Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,
Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,
2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),
3)мышечные и 4) нервную.
1)Эпителиальная ткань
Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).
Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.
Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.
По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.
Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.
Эпителий составляет основную массу желез.
2) Соединительные ткани
Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.
В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.
К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.
А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.
Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.
Б) Хрящевая ткань
Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.
Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.
В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.
Гиалиновая хрящевая ткань - самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.
Костная ткань
Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.
Кровь
Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.
Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.
Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.
3 . Мышечные ткани:
Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).
Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.
Гладкая мышечная ткань
Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.
Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань
Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).
4 . Нервная ткань:
Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.
В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.
Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.
III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.
Просмотр микропрепаратов ткани под микроскопом. Используя
цифровой микроскоп.
А) Изучить гладкую мышечную ткань.
Б) Изучить поперечно полосатую мышечную ткань.
В) Изучить однослойный эпителий
Г) Изучить нервную ткань (нервные клетки)
Д) Изучить гиалиновый хрящ
Е)Изучить костную ткань
Ж)Изучить рыхлую соединительную ткань
З)Кровь человека
2) Сделать зарисовку тканей, обозначить их составляющие
IV Закрепление изученного материала
Используя учебник Батуева А.С. заполнить таблицу стр.15
Ткани и их функции
Название | Строение (описание) | Функции | Расположение в организме |
V Вывод
В выводе необходимо раскрыть связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями и местом расположения в организме, то есть с системой органов.
VI Итог урока
Вывод учителя:
В зависимости от выполняемых функций и места положения тканей в процессе эволюции сформировались некоторые приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это привело к дифференциации тканей и последующей классификации.
Эпителиальные
А) Железистые (железы)
Б)Покровные (дерма, слизистые оболочки)
В)Полостные(органы внутренней полости)
Мышечные
А)Гладкие (органы внутренней полости)
Б)Поперечно-полосатые:
Скелетные
Сердечные
Соединительные
А)Опорно-механические (хрящевая, костная, жировая)
Б)Трофическо-защитные (кровь, лимфа)
Нервная ткань
Литература
Ю. П. Антипчук «Гистология с основами имбриологии. М., «Просвещение» 1983г
М. Л. Анастасова. О. В. Казакова «Развитие общебиологических понятий» М., «Просвещение» 1967г
М. Б. Беркипблит А. В. Жердев «Задача по физиологии человека и животных» М., «Мирос» 1995г
А. С. Батуев «Биология. Человек» М., «Дрофа» 2001г
Л. Г. Воронин Р. Д. Маш «Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». Книга для учителя М., «Просвещение» 1983г
И. С. Гильбо «Знаете ли вы себя?» Ленинград «Медицина» 1973г
Р. Д. Маш А. Г. Драгомилов «Биология. Человек» Методическое пособие М., «Вента Граф» 2005г
Р. П. Самусев, В. Я. Липченко «Атлас анатомии человека М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2004г
ФИО (полностью)
Эсаулова Наталья Владимировна
Место работы
МБОУ «Лицей №4» г. Камень – на – Оби
Алтайского края
Должность
Учитель биологии
Предмет
Биология
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Тема «Ткани и органы», урок 10
Базовый учебник
Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Н. И Сонин. М. Р. Сапин– М.: «Дрофа», 2010.
Цель урока:
9. Задачи:
- обучающие
дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;
- развивающие
развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;
- воспитательные
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока
Формы работы учащихся
работа в группах, защита мини - проектовНеобходимое техническое оборудование
ПК, цифровой микроскоп, световые микроскопы, нэтбуки, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей.Структура и ход урока
№ п/п
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Органи
зацион
ный момент
Создать эмоциональный настрой учащихся на работу
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, учащиеся стоят у парт по группам из 6 человек.
Л – организация внутреннего порядка, собранности.
Уважительное отношение к старшим и друг к другу.
Мотивация учебной деятельности и целеполагание
Стимулировать познавательный интерес.
Развивать способность ставить цели.
Предлагает учащимся подойти к впереди стоящей парте и взять любые карточки и расположиться по группам исходя из значений карточек. Вопрос: Почему вы объединились в группы именно так?
Подходят к парте разбирают карточки, осмысливают их, отвечают на вопрос учителя.
Садятся за парты в новых группах.
М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;
Сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Высказывать свои мысли, аргументировать их;
Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
П - формирование знаний о взаимосвязи клеток, тканей, органов, систем органов.
Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.
Актуализация опорных знаний
Подготовить учащихся к восприятию новых знаний
1.Подводит к теме урока.
2.Озвучивает тему: ткани и органы.(Слайд№1) Задачи урока.(Слайд№2)
3.Обращает внимание на рабочее место учащихся.
4.Предлагает записать тему урока.
5.Предлагает обратить внимание на листки с заданиями.
Выполнить задание№1
Вопрос: Почему в организме ткани представлены несколькими видами и типами7 (Сайд3)
6.Предлагает сформулировать определение «ткань», используя текст учебника, стр 34
(Слайд№4)1. Знакомятся с материалами на партах.
2.Записывают тему урока.
3. Называют ткань которую будет изучать каждая группа, записывают название тканей в технологическую карту учащегося.
4. Знакомятся с карточкой где даны последовательные задания.
5.Выполняют задание№1 (используют информацию в нэтбуке)
6. Высказывают свои предположения учителю.
7.Формулируют определение, записывают в карты.
М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.
Владеть монологической речью;
Умение слушать ответы одноклассников.
П – получение знаний о разновидностях тканей.
Получение новых знаний
Изучить строение и функции тканей организма человека.
Предлагает задания группам: Постановка проблемного вопроса: Существует ли взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией? (Слайд№5 )И спользуя текст учебника, дополнительный текст и рисунки в нэтбуках, выяснить взаимосвязь строения и функций тканей.
Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.
Организует обсуждение результатов работы в каждой группе.
Работают в группах.
1 группа – по заданиям изучает строение и функции эпителиальных тканей
2 группа – строение и функции мышечных тканей.
3 группа – строение и функции соединительных тканей.
4 группа - строение и функции нервной ткани
Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.
На плакат наносят основные этапы работы Дополняют знания друг друга. Делают выводы.
М - формирование умений:
Работать в группах;
Проводить наблюдение;
Сравнивать и анализировать;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Аргументировать свою точку зрения;
Работать с текстом, выделять главное;
Делать выводы и заключения;
Владеть монологической речью.
П - получение знаний о строении и функциях тканей человека;
Изучение причин такого строения;
Л - формирование личностного смысла учения (я могу);
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Закрепление и применение новых знаний
Выявить качество усвоения знаний.
Предлагает группам продемонстрировать свои мини - проекты, озвучить их, сделать вывод. (Слайды №6,7,8,9)
Постановка вопроса: что образуют ткани в организме или они расположены хаотично? (Слайд№10)
Предлагает воспользоваться учебником, стр. 39
Производят защиту своих мини - проектов.
Устанавливают микропрепараты на цифровой микроскоп.
Делают вывод.
Дают определение, что такое орган, записывают его в технологические карты.
Л - умение соотносить свои знания с жизнью;
- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.
М - умение осуществлять логические мыслительные операции;
Аргументация своей точки зрения.
П – закрепление новых знаний применение их на практике.
Информация о домашнем задании
Сообщить учащимся домашнее задание
Дифференцировать домашнее задание.
1) Учебник стр 34 - 39
2) Найти информацию о функциональном распределении тканей в организме (например в кишечнике, желудке, лёгких и т.д)
Записывают в дневники домашнее задание.
Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.
М- осуществление поиска информации из разных источников.
Л – умениенаходить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;
Умение проецировать знания на повседневную жизнь.
Подведение итогов урока, рефлексия
Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.
Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.
Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей, оценивание знаний, выставление отметок. Проводит рефлексию:
Сегодня на уроке я узнал(а)....
Я научился….
Сегодня на уроке мне понравилось...
Теперь я могу….
Меня поразило….
Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.
Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.
Л - умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Осознание необходимости образования для развития себя как личности.
08.10.2015 4348 498 Гладкова Елена НиколаевнаЦель урока: сформировать у школьников знания об основных тканях человека.
Задачи урока:
1. расширить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей, раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
2. совершенствовать навыки работы с микроскопом, продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы;
3. воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Виды соединительной ткани», «Мышечная ткань», «Нервная ткань»,
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка целей и задач.
III. Актуализация опорных знаний.
Тест. 1 - Задание
1.Ядро клетки содержит: А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии
Е) ЭПС F) клеточной мембраной.
2. Функция митохондрий – это:
А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов
Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала
3. Синтез белков происходит в
А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС
4. В клетках человеческого организма содержатся:
А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы
5. «Пищеварительная» функция характерна для
А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны
6. Главная роль ДНК в клетке – это: А) образование клеточной мембраны
В) накопление питательных веществ С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков; Е) защита клетки.
7. Ферменты – это:
А) белки, замедляющие химические реакции в клетке
В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке
С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке
Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке
Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке
8. Наука о клетке – это
А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена
9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:
А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание
10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):
А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма
Коды ответов:
1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В
2 -Задание
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:
Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - …. Клетка покрыта …. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. . … называют «силовыми станциями» клетки. Белки образуются в … . Эндоплазматическая сеть бывает … и …. Также к органоидам клетки ещё относятся …, … ….
(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).
Взаимопроверка. Шкала оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1- 3 ошибки
«3» - 4- 6 ошибок
«2» - более 6 ошибок
Изучение нового материала.
А). Характеристика тканей.
Как называется наука о тканях? (гистология).
Вспомните определение «ткань»?
Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).
В организме человека различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.
Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.
Заполнить таблицу «Особенности тканей»
Ткани Разновидности Функции Особенности строения Месторасположение
Эпителиальная Однослойный, многослойный, железистый,
мерцательный Защитная, секреторная, всасывающая клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела
Соединительная
Костная
Хрящевая
Жировая ткань
Эластичная соединительная ткань
Опорная, защитная, кроветворная
Опорная, защитная
Дыхательная, транспортная, защитная
Запасающая, защитная
Опорно-защитная Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей Скелет
Органы дыхания, ушная раковина, связки
Полость сердца и кровеносных сосудов
Подкожная клетчатка, между внутренними органами
Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма
Мышечная
Гладкая,
Поперечнополосатая,
Сердечная Сократительная
Сократительная
Сократительная Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром
Длинные многоядерные волокна
Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов
Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы
Сердце
Нервная Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна
Группы тканей человеческого организма
Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции
Эпителий Плоский
Железистый
Мерцательный (ресничный)
Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.
Однослойный. Покровный.
Железистые клетки, вырабатывающее секрет.
Однослойный. Железистый.
Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный. Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.
Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.
Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы
Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).
Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).
Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.
Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.
Нервная Нервные клетки (нейроны)
Нейроглия Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.
Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.
Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.
Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.
Нейроглия состоит из клеток нейроцитов. Образуют серое вещество головного и спинного мозга.
Соединяются с отростками соседних клеток.
Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.
Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.
Находятся между нейронами. ВНД. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов.
Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.
Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.
Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)
Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.
Опора, защита, питание нейронов.
Соедини-тельная Плотная волокнистая
Рыхлая волокнистая
Хрящевая (гиалиновая, эластическая волокнистая)
Костная компактная и губчатая
Кровь и лимфа Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества
Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.
Живые круглые или овальные клетки хондроциты, лежащие в капсулах.
Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.
Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами). Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза
Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.
Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.
Кости скелета.
Кровеносная и лимфатическая системы всего организма. Покровная, защитная, двигательная.
Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.
Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.
Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.
Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).
Мышеч-ная
Попоречнопо-лосатая Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина). Скелетные мышцы, сердечная мышца
(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками) Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).
Гладкая Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи. Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная
вегетативной нервной системе.
Закрепление:
1. Гистология – наука о тканях.
2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная.
4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,
защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная.
5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.
Функция: сократительная.
6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.
7. Что такое ткань?
8. Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.
9. Какие виды соединительной ткани вы знаете?
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.