Включить эффекты
1 из 34
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Рецензии
Добавить свою рецензию
Слайд 1
Презентация Тихоновой Н. В. , учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1066 ЮЗАО г. Москвы. Окружающий мир 1 класс Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.
Слайд 2
Слайд 3
И. Суриков «На лугу» Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.
Слайд 4
Слайд 5
И.Соколов-Микитов «Одуванчики» У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".
Слайд 6
Слайд 7
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.
Слайд 8
Слайд 9
Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.
Слайд 10
Слайд 11
А. Толстой «Колокольчики» Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая?
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Махаон – красивая бабочка из семейства парусников. Основная окраска ярко – желтая. На задних крыльях – синие пятна и красные глазки, служащие приманкой для птиц. Бабочка есть махаон. Хороша со всех сторон. Крылья не простые, С узором золотые
Слайд 19
Слайд 20
Павлиний глаз – одна из самых красивых европейских бабочек из семейства нимфалид. Сверху крылья красно – бурые. Снизу коричнево – черные. На каждом крыле пестрое пятно, очень похожее на глаз. Эти «глаза» отпугивают птиц и насекомых. Посмотрел с цветка на нас Расписной павлиний глаз. Бабочка как сказка. Зовут павлиноглазка.
Слайд 21
Слайд 22
Подалирий – бабочка семейства парусников. На ее передних крылышках несколько темных полосок. На задних крыльях серые полоски и голубые пятна. Внизу – красно – синие глазки. Они нужны бабочке для защиты от врагов. Бабочка с хвостами, Полюбуйтесь сами. Окрашена броско, Крылышки в полоску.
Слайд 23
Слайд 24
Аполлон – красивая, крупная бабочка. Она светлая, на ее крылышках черные пятнышки и очень выразительные ярко - красные «глазки». Такая окраска является предупреждающей. В минуты опасности бабочка «шипит» (скребет лапками), чтобы отпугнуть врага. Может бабочка летать, Может птицу испугать. Зашипит:» Не ешь меня!. Не съедобна вовсе я!»
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Крапивница – одна из наиболее распространенных бабочек из семейства Нимфалид. Свое название получила от растения. Которым питаются ее гусеницы. Основной фон окраски бабочки – кирпично – красный. На крылышках четко выделяется черный рисунок. Бабочки – крапивницы – Нынче именинницы. На листках крапивы Нарядны и красивы.
Слайд 28
Слайд 29
Радужница – это очень яркая бабочка. У нее есть второе название- «переливница». Она так называется, потому что ее крылышки Переливаются сине- фиолетовым цветом, словно радуга играет на крыльях. Бабочка – красавица Вся переливается. Над поляною летит, Словно радуга, блестит.
Слайд 30
Слайд 31
Траурница – дневная бабочка из семейства нимфалид. Крылышки бархатистые, темно – коричневого или вишнево – коричневого цвета. По краю крыльев проходит светло – желтая полоса, перед которой находится ряд голубых или синих пятнышек. Темненькое платьице, Светлая кайма. День уж начинается, Ночь прошла и тьма.
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Адмирал- бабочка, получившая свое название за ярко –красные полоски, которые проходят посередине передних и по краям задних крыльев. Эти полоски похожи на лампасы на военной форме адмиралов. Крылышки у этой бабочки бархатистые, темно – коричневые с белыми пятнышками. Вот летает адмирал С красными полосками. Адмирала я узнал По наряду броскому.
Посмотреть все слайды
Конспект
Урок по окружающему миру по теме: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? » 1 класс
Цели и задачи урока:
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Познакомить первоклассников с цветами и бабочками луга.
Изучить правила поведения на природе, проанализировать поведение людей на лугу.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
1. Организационный момент .
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление? (радуга)
Как появляется радуга?
Какие цвета составляют радугу?
В каком порядке они идут? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
А когда обычно мы наблюдаем радугу? (Летом)
Вы хотите отправиться в лето?
3. Мотивация учебной деятельности
Отгадайте загадки
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Поутру росой умыт,
Раз в году косой побрит.
Дети рассматривают слайд с фотографией луга.
Мысленно перенесемся на луг. Особенно он красив весной и летом!
Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Об этом поговорим на уроке.
Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
4.Работа по теме урока
Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
На доске плакат «Луг»
Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво! У многих поэтов и писателей можно найти описание луга
Ученица читает стихотворение.
И. Суриков «На лугу»
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Рассматривание слайда с фотографией одуванчиков.
Чтение текста.
И.Соколов-Микитов «Одуванчики»
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".
Просмотр слайда с фотографией ромашек.
Знакомство с текстом.
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.
Просмотр слайдов.
Полюбуйтесь цветами!
Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.
Чтение учеником стихотворения А. Толстого
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.
Рассматриваем слайды с фотографиями нивяника и таволги.
Работа в печатной тетради.
Соедини названия и рисунки.
Загадки о бабочке
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю
Себя обмотаю
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.
(Бабочка)
Физкультминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Посмотрите какие чудесные бабочки на рисунках у вас на столе!
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
Познакомимся с ними.
Рассматривание слайдов с изображением бабочек.
Работа в парах.
Дети смотрят на слайд и находят у себя на столе такую же бабочку, называют ее.(Читают стихи на иллюстрации) И так со всеми слайдами и рисунками.
Бабочки: махаон, павлиний глаз, подалирий, аполлон, крапивница, радужница,
траурница, адмирал.
Работа в рабочей тетради.
Соедини линиями названия и рисунки.
Работа с учебником
Рассмотрите рисунки на странице 46
Дети пришли на лужайку. Что они делают?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)
Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)
Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.
И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?
Чтение текста в учебнике на странице 47
Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
Почему цветы не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян)
Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос Муравьишки: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга)
Работа с компьютерами (Mac Book)
Создание в Перво Лого учениками проекта «Цветы и бабочки»
После выполнения проекта подводим итог урока.
Урок по окружающему миру
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?».
Описание материала: предлагаю конспект урока окружающего мира для учащихся 1 класса. На уроке учащиеся создают картину луга, выполняя модели бабочек в технике оригами.
Конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Тема:«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
1.Образовательные:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа- определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу
2.Развивающие:
совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитывающие:
воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края;
воспитывать аккуратность, любознательность.
Оборудование: знаки с правилами поведения в природе; картина луга; маски полевых цветов; модели полевых цветов, выполненные в технике оригами; схемы выполнения бабочки в технике оригами; атласы-определители "От земли до неба"; сухие лепестки роз; костюмы для Муравьишки, Черепахи, Бабочки.
Ход урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.
(картинка "Солнышко")
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и весёлое.Поднимите руку у кого из вас такое же настроение?
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и гостям, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
(не перебивать друг друга, выслушивать других, помогать друг другу, совещаться, не кричать)
- Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз: (хором)
Я желаю всем успеха
Буду всем я помогать.
Мы отлично учимся
Всё у нас получится.
- Сегодня мы совершим заочную экскурсию на природу.
- Ребята, а при какой погоде лучше совершать экскурсии?
- К этому уроку вам предоставлялась возможность найти приметы, предвещающие хорошую погоду. Поделитесь своими находками.
К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
К хорошей погоде на траве обильная роса.
К хорошей погоде все одуванчики раскрыты
Воробьи летают кучами – к ясной погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
- О чём мы должны помнить, отправляясь на экскурсию в природу?
- Найдите среди знаков у вас на партах найдите те знаки, которые говорят о правильном поведении в природе.
Работают по группам.
(Выбирают знаки, затем выходят с ними к доске и комментируют их).
Не ломай ветви деревьев и кустарников
Не рви цветов
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе
Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не подходи близко к гнёздам птиц. Если оказался около гнезда сразу уходи, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть его.
Старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Не шуми в лесу, в парке.
Не оставляй в лес, у реки, на лугу мусора.
- Сегодня с нами наши друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. (выходят к доске)
- До лета уже не так долго, но Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают вам совершить путешествие в лето прямо сейчас. А чтобы узнать в каком месте вы окажитесь, вам необходимо отгадать загадку:
(загадывает Черепаха)
На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовём мы это место... (луг)
(картинка «Луг»)
- Где мы оказались? (на лугу)
- Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
- Луг – это обширные территории с травяной растительностью. Посмотрите, какие бывают луга.
Луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озер в половодье заливаются вешними водами, называются заливными. Когда вода спадет, все вокруг зазеленеет, запестреют цветы, запорхают бабочки. Луга, которые расположены вдали от рек называются суходольными.
- Теперь вы знаете, какие бывают луга. Понаблюдайте и определите, какие луга недалеко от вашего дома.
- Посмотрите, а что принесли наши друзья?
Выходят Муравьишка и Черепаха
У Черепахи в руках картинка с бабочкой, а у Муравьишки - ромашка.
- О чем они хотят нам рассказать сегодня? Попробуйте определить, о чём Муравьишка хочет поговорить на уроке? (О цветах и бабочках)
- Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит вместе с Муравьишкой ответить?
- Прочитайте в учебник вопрос, который задал Муравьишка Мудрой Черепахе. Он будет главным, и мы постараемся найти на него ответ.
Учащиеся читают тему урока в учебнике.
- Итак, в конце экскурсии, я думаю, мы ответим на этот вопрос.
- Ну что идём дальше.
Стихотворение И. Сурикова "На лугу".
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Давайте осмотримся вокруг. Что привлекает ваше внимание? (цветы)
Открывается плакат с лугом (без цветов)
- Посмотрите, а вот наш луг. Давайте его тоже сделаем цветущим.
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Луг наш будут украшать!
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
Учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети одевают маску цветка, читают стихи об этом цветке и прикрепляют цветок (выполненный в технике оригами) на плакат
Учитель:
На лугу растут сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Ученик:
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
- Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений.
Учитель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Ученик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы... А ты?
Учитель:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
(одуванчик)
Ученик:
У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!
Учитель:
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки… (васильки).
Ученик:
Я – синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
Учитель:
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
(Клевер)
Ученик:
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветёт,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
Учитель:
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Цветочек золотой.
(Лютик)
Посмотрите, каким нарядным стал наш луг? А хотелось бы вам собрать букет из этих красивых цветов?
- Сколько дней мы сможем радоваться цветам в вазе?
- А сколько бы они радовали людей, если бы остались на лугу?
- Получается, что срывая цветы, мы губим красоту?
Сценка
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
- Какой же мы сделаем вывод?
- А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.
Включается аудиозапись (Звуки луга)
- Что вы услышали на лугу?
- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
- А кто там обитает?
(Картинки: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела)
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.
- Муравьишка загадает вам про это насекомое загадку.
Загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Давайте представим себя бабочками и немножко отдохнём.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась,
И тихонько приземлилась.
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
- Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек.И если неосторожно схватить бабочку, на пальцах останется цветной налёт из чешуек –пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие.
- С чем можно сравнить эту хрупкость?
- Для этого проведём опыт. У вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке.
- Что произошло? (лепесток сломался, раскрошился)
- Тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочек ломаются, она не может перелететь с цветка на цветок и погибает.
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена. Давайте, познакомимся с ними.
- Найдите в Рабочей тетради № на стр.31
- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать название бабочки, существуют специальные атласы-определители бабочек.
- Откройте Атлас-определитель, найдите бабочек и определите их название. В тетради соедините картинку с соответствующим названием.
Работа в парах.
- Многие названия бабочкам даны неслучайно, из-за их окраски
- Каким бабочкам название дано по окраске и почему?(голубянка, желтушка, лимонница, пестрянка)
- Образ бабочки связывается у нас с ярким цветом, солнцем и цветами. Поэтому люди придумали бабочкам красивые имена, вы можете сами узнать тайну происхождения имени бабочки в книгах автора нашего учебника «Зелёные страницы», «Великан на поляне», а так же других книгах домашней, школьной или сельской библиотеки.
Обращение к выставке книг.
- Все эти бабочки спокойно кружат на наших полянках.
- Ребята, понравились ли вам бабочки?
- Захотелось ли вам поймать какую–нибудь?
- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или поймать для того, чтобы показать друзьям. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!
Беседа о взаимосвязях растений и животных на лугу.
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.)
- Что даёт бабочкам луг?
- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. Наблюдая за природой, можно узнать многие её секреты. Послушайте, что нам расскажет бабочка.
Сценка
Бабочка:
Я бабочка-красавица
Крылья голубые
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу.
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
Землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернётся всё бедой!
Ученик:
Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней
В золотой не сходим лес.
- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)
- Бабочки и цветы всегда рядом.
- Почему бабочки не могут жить без цветов?
- Почему цветы не могут жить без бабочек?
- Бабочки не могут жить без цветов, т.к. они питаются их нектаром, а цветы не могут жить без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого не будет плодов и семян.
-Сравните свой вывод с выводом учебника на стр.47
Работа с учебником стр.46
- Рассмотрите рисунки на странице 46.Дети пришли на лужайку. Что они делают?
(На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов).
-Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла).
- На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
- Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. Хотелось бы вам вернуться на такой луг?
- Что делают на лугу дети на правом рисунке? (На рисунке справа: фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга).
- И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
- Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
- Правильно ли вели себя дети на лугу на первом рисунке? Чего они не знали? (Они не знают правила поведения на лугу)
- Давайте попробуем объяснить, как нужно вести себя на лугу?
Составление памятки
(выбирают карточки с надписями и вклеивают в таблицу)
На лугу запрещается:
рвать цветы
составлять букеты
ловить бабочек
оставлять мусор
На лугу разрешается:
наблюдать
делать заметки
зарисовывать
фотографировать
Проверка:
1 группа зачитывает, что запрещается делать на лугу
2 группа зачитывает, что разрешается делать на лугу
Итог урока:
- Молодцы! Послушайте напутствие наших друзей.
Выходят Муравьишка и Черепаха.
Черепаха:
Насекомых берегите,
Руками не давите,
Ногами не топчите!
Насекомые на лугу
Много пользы принесут!
Муравьишка:
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто,
Ведь муравьи – они совсем,
Ну, очень маленького роста!
Черепаха:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, мошки, комары
В природе все они важны,
Природе нашей насекомые нужны!
- Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам)
- Давайте поселим на наш луг бабочек и оживим его.
Работают в паре. Изготавливают бабочку в технике оригами.
- Выходят и прикрепляют на плакат луга на доске.
- Посмотрите, каким ярким и живым стал наш луг.
- Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.
- Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение. Поднимите солнышко, которое соответствует вашему настроению.
- Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?
- Спасибо за работу!
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработки элементарных экологических норм.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные существа, и исчезает красота природы).
Получат возможность научиться: обсуждать свое отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.
Личностные результаты
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Основные понятия и определения
Луговые цветы, бабочки, правила поведения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу.
Научимся некоторым важным правилам поведения в природе.
Вспомните, какие вы знаете цветы, каких бабочек. Где вы встречали их в природе?
Изучение нового материала
Определите цветы и бабочек, которые изоб-ражены на рисунке
Ответ
Бабочки- голубянка, пестрянка, зорька
Цвкты- нивяник, таволга, короставник
Осмысление и понимание полученных знаний
Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунках? Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. Сравните их со словами Мудрой Черепахи.
Знаете ли вы, что..
бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром;
цветам плохо без бабочек, потому что ба-бочки опыляют их (без этого у растений не будет плодов и семян)?
Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.
Придумайте сказочную историю по этому рисунку.
Вывод
Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные
живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!
1.Приведите примеры цветов и бабочек луга. 2. Какие правила поведения в при-роде мы договорились соблюдать? 3. Почему необходимо соблюдать эти правила?
Презентация почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек 1 класс
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек
Почему нельзя рвать цветы
Люди , не рвите цветы !
«Легенды цветов» - И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Красивая легенда рассказывает об астре, которая в переводе с греческого означает «звезда». Кружковое занятие по теме «Легенды о цветах». Сирень. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. Ландыш. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.
«Как питаются растения» - 3. Существуют растения хищники. Марена красильная. Выделяется: в атмосферу кислород как побочный продукт фотосинтеза. 1. У растений существует: Байгуватова З.З. Образуются: органические вещества для питания растений. Почвенное питание. Раффлезия Росянка Венерина мухоловка. Органические вещества. Энергия солнца.
«Как питаются животные» - Паук – крестовик бабочка комар. Вывод 1. Проверь свои знания. Питательные вещества расходуются на рост и движение организима. Схема урока. Как и чем питаются насекомые? Зубы ловчая сеть хоботок клешни ногочелюсти стрекательные клетки китовый ус. Схема пищеварения. Как питаются разные животные. Как и чем питается паук?
«Чем питаются животные» - Шимпанзе. Хомяки. Кошки- ещё одни плотоядные животные. Хомякам нельзя давать сладкую, солёную и острую пищу. Белки - травоядные животные. Белки питаются орехами и семенами, грибами и ягодами, не откажутся и от яблок. Волки. Какие фрукты шимпанзе любят больше всего? Конечно, спелые бананы! Плотоядные или хищники едят мясо.
«Как правильно питаться» - Диагностическое направление исследование питания школьников методом опроса и анкетирования. Горячее питание для всех! Чтоб расти и развиваться, нужно правильно питаться! Надо руки чисто мыть! Витаминный стол! Будь здоров всегда- День, неделю, года! Цели и задачи: Готовимся к конкурсу "Чистых тарелок".
«Рисование бабочки» - Из яиц появляются личинки, которые у бабочек называются гусеницами. Как и все насекомые, бабочки откладывают яйца. Второй вариант Бабочка из мультфильма. Многие бабочки и зимуют на стадии куколки. Мы нарисовали бабочку! Внутри куколки происходят разные метаморфозы. Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии.
г. Мичуринск МОУ ООШ № 24
Цель урока:
Изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с растениями и насекомыми луга.
2. Расширить и обобщить знания детей о правилах поведения на природе.
3. Совершенствовать умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.
4. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые анализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.
В ходе урока ученики совершенствуют умения сравнивать, классифицировать, обобщать материал.
Работа по учебнику над сравнением рисунков позволяет формировать умение доказывать правильность своего мнения, отстаивать свою точку зрения, а так же способствует развитию коммуникативных навыков детей.
Необходимое оборудование и материалы.
Компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система, презентационный урок по теме: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?», у каждого ребенка на парте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Ход и содержание урока.
1.Организационный момент. (Слайд №1.)
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у вас!
2. Сообщение сводки погоды.
А сейчас дежурные нашего класса сообщат нам сводку погоды на сегодняшний день. (Сегодня 6 мая, день солнечный, осадков нет, температура воздуха утром +11 градусов, ветер южно-западный умеренный.)
3. Закрепление пройденного материала.
Какие времена года вы знаете?
Какое сейчас время года?
Назовите весенние месяцы. (Слайд №2.)
Какой месяц сейчас наступил? (Слайд № 3.)
Месяц май пришел на землю,
Месяц солнца и травы,
Вся природа пробудилась:
Лес, луга, поля, сады.
4.Введение в тему урока.
Представьте себе, закрыв глаза, что вы сейчас находитесь на лугу.
Звучит музыка со звуками насекомых на лугу «Летний закат».
(Слайд №4.)
Какие звуки вы услышали, что представили? (Ответы детей.)
Ученики. Цветы, бабочки, травы.
Учитель. - А представьте, каким стал бы луг, если исчезнут цветы, бабочки, травы? (Ответ детей).
Учитель. Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.
5.Сообщение темы урока.
Сегодня мы окажемся на лугу, вспомним названия растений и насекомых луга и постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (Слайд №5.)
6.Работа над новым материалом.
Открывается доска, на ней плакат с изображением луговых растений.
Учитель.
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Землю будут украшать!
Ученик, на голове маска с изображением колокольчика.
Приглашение услышал,
И лишь солнышко взошло,
Зазвенел над нашим лугом
Тонколистый, синеглазый,
Очень нежный лепесток.
Пьет росу, склонив головку,
Как называется мой цветок?
Дети отгадывают загадку. (Слайд №6.)
7.Работа в тетради.
Учитель. - Откройте рабочие тетради на с.41. Красив ли луг?
Ученики. Нет.
Учитель. – Найдите в тетради колокольчики и раскрасьте их. (Звучит музыка из альбома «Времена года. Май.»)
Ученик, на голове маска с изображением ромашки. (Слайд №7.)
Я ромашка полевая,
Про меня все дети знают,
Растем всегда на воле,
Красивей нас нет,
Любуйтесь нами в поле,
Не рвите нас в букет!
Учитель. Раскрасьте в рабочей тетради ромашки. (Звучит музыка из альбома «Времена года. Июнь. »)
Ученик, на голове маска с изображением клевера. (Слайд №8.)
Здесь у рощицы березовой,
С колокольчиком, с ромашкой,
Где к лугам сбегает рожь,
Клевер весело цветет.
Я клевер знатный,
Сочный, нежный, ароматный.
Ученик, на голове маска с изображением одуванчика. (Слайд №9.)
На лугу там и тут
Одуванчики растут.
Мы цветем на радость людям,
Солнца жаркого привет,
Веселые, озорные,
Цветочки - желтый цвет.
Весной из листьев одуванчика,
Можно сделать салат-
Он вкусен, очень нежен,
Полезен для ребят!
(Слайд №10.) Учитель.
Звать его нам нечего,
Он и сам придет.
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой лютик золотой.
Найдите лютик и раскрасьте.
8.Знакомство с насекомыми луга.
Учитель. - Ребята, стал ли теперь нарядным наш луг? (Ответы учеников)
Кого еще не хватает на нашем лугу?
Ученики. - На лугу нет насекомых.
Учитель. - А кто такие насекомые? (Слайд №11.)
Ученики. - Насекомые - это животные, у которых по 6 ног. (Слайд № 12.)
Вывод: у насекомых шесть ног. (Слайд №13.)
На нашей планете существует около 2 мил. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе. Они часть природы.
Каких насекомых вы видите на экране?
9.Физкультминутка с имитацией движений . (Слайд №14)
Летит жук и садится на травку.
Ползет гусеница.
Гусеница сворачивается в куколку.
Вот она превращается в бабочку.
Бабочка полетела.
Кузнечик прыгает.
А теперь стрекоза!
Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась. (Дети садятся за парты)
10.Продолжение знакомства с насекомыми луга.
А сейчас послушайте загадку о необычном «цветке». (Слайд «15.)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
А он вспорхнул и улетел.
Что же это за «цветок».
(Слайд №16.)
Бабочки, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали им красивые имена: Махаон (слайд №17), Адмирал (слайд №18), Павлиний глаз (слайд №19), Перламутровка (слайд №20), Лимонница (слайд №21)
Учитель. – Почему она получила такое название?
Ученики. – Желтая, как лимон.
Учитель. – Как называется бабочка, изображенная на рисунке в вашей тетради?
Ученики. – Пестрянка. (Слайд №22.)
Учитель. – Почему ее так назвали?
Ученики. – Пестрая.
Учитель. – Раскрасьте эту бабочку в тетради.
А теперь вам нравится наш луг? (Ответы детей.)
Закройте тетради.
Давайте поселим уже знакомых нам насекомых на нашем лугу.
Бабочка (Павлиний глаз), Божья Коровка (слайд №23), пчела (слайд №24), муравей (слайд №25), кузнечик (слайд №26), стрекоза (слайд №27).
11.Инсценирование «Насекомые в природе!» (Слайд №28.)
Учитель.- Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Только Божья Коровка,
Черная головка,
Все сидит, скучает
И зевает…
Божья Коровка.
Скучно мне одной летать,
Не с кем крылышки размять.
Где же братец Муравей?
С ним мне будет веселей!
Муравей.
Здравствуй, Божья Коровка,
Черная Головка,
Девица хорошенькая –
Платьице в горошину.
Божья Коровка.
Здравствуй, братец Муравей,
Ты печаль мою развей,
Будем прыгать и играть,
Да на травке загорать.
Муравей.
Нет мне такой охоты,
У меня полно работы,
Мы – народ трудолюбивый,
Все в своих родителей,
Луг свой зорко охраняем
От гусениц – вредителей.
Муравьишки – муравьята –
Работящие ребята.
Божья Коровка.
Вот еще! Трудиться
Мне, красавице, не годится.
Себе друга поищу.
Появляется бабочка.
Божья Коровка.
Вы так весело порхаете,
Никаких забот не знаете.
Любите весело пожить,
Вот бы с вами мне дружить.
Бабочка.
Дружбе рады мы всегда,
Вот закончим только дела:
В лапках носим мы пыльцу,
От цветка летим к цветку.
Мы цветочки опыляем
И, расти им помогаем.
Божья Коровка.
С вами я не полечу,
Друзей других себе найду.
Учитель. По тропинке жук ползет,
У него усы вразлет,
Жук большой и деловитый,
У него сердитый вид.
Мы, жуки рогатые,
Мужики богатые.
Я черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
Учитель.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
Кузнечик.
Я - веселый кузнечик,
Зеленый, как огуречик.
Мне легко затеряться в траве, потому что я зеленого цвета, такого же, как трава.
Большой зеленый сверчок. Крылья и усики длинные. Задние лапки согнутые и тонкие. Кузнечик громко стрекочет, двигается медленно и не летает на большие расстояния, зато очень высоко прыгает.
Учитель.
Пчелки, гудут, гудут.
Пчелки, медок несут.
Пчелки, пчелки в поле идут,
Пчелки с поля медок несут.
Мала пчела, и та работает.
Божья Коровка.
Пчелочка-пчела,
А мне ты меду принесла?
Я по лугу налеталась,
Очень проголодалась!
Пчела 1.
С тобой мне некогда петь, играть,
Лечу я в поле нектар с цветов собирать.
Пчела 2.
Мед пчелы, дети, полезен
При всех болезнях,
Принять мед при простуде советую я –
И будете здоровы, мои маленькие друзья!
Учитель.
А вот ползет дождевой червяк.
Божья Коровка.
Здравствуй, дождевой Червячок –
Коричневый бочок,
Научи меня играть,
Землю носом ковырять!
Червяк.
А я совсем не играю-
Работа моя такая:
Чтобы корни всех растений
Под землей дышать могли,
Хорошенько нужно землю
Прополоть и разрыхлить.
Ну, прощай и не взыщи,
Для игр другого поищи!
Божья Коровка .
Все в работе целый день,
У меня лишь только лень.
И как видно, от меня,
Нет ни пользы, ни вреда!
Мы, тли, известные вредители,
Листоеды и грабители,
Мы летим куда хотим,
Все на свете мы едим.
Божья Коровка.
Буду природе служить день и ночь,
Деревьям, цветам и травам
Я рада всегда помочь!
(Слайд № 29.)
Насекомых берегите,
Руками не давите,
Ногами не топчите!
Насекомые в лесу много пользы принесут!
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто,
Ведь муравьи – они совсем,
Ну, очень маленького роста!
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки-
В природе все они важны,
Природе нашей насекомые нужны!
12. Работа по учебнику.
Откройте учебники на с. 34.
Рассмотрите верхний рисунок и скажите, каким вы видите луг?
Посмотрите два следующих рисунка. Что изменилось на лугу? (Пришли дети.)
Ученики составляют рассказы по рисункам №1 и №2.
Представьте, дети ушли, каким будет луг? (Высказывания учеников.)
Хотелось бы вам вернуться на такой луг? (Слайд № 30.)
13.Рефлексия. (Слайд № 31.)
- Ребята собрались отдохнуть на природе. Как вы думаете, что они могут взять с собой? Какие предметы они не должны брать с собой? (Высказывания учеников.)
Дети читают вывод (слайд № 32.)
14.Вывод.
Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты.
А почему бабочки и цветы всегда рядом? (Ученики рассуждают.)
Почему бабочки не могут жить без цветов? (Питаются их нектаром.)
А цветы без бабочек? (Опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
А теперь прочтите, как объясняет это Мудрая Черепаха в учебнике на с.35.
Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди. (Слайд №33-35.)
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее. (Слайд №36-37.)
* Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса. (Слайд №38.)
* Не разводи костер в лесу, на лугу, в поле. (Слайд №39.)
* Нельзя шуметь и оставлять мусор в лесу, на лугу, в поле. (Слайд №40.)
16. Аутотренинг.
Дети закрывают глаза. Учитель спокойным, мягким голосом говорит:
Я лежу в траве.
Трава мягкая, шелковистая…
Вдыхаю прекрасный аромат. Слышен стрекот кузнечиков… Слышится шуршание букашек… Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем…
Но вот подул ветерок, я чувствую, что набираюсь сил, бодрости.
Я открываю глаза. У меня хорошее настроение.
Я хочу жить в мире с природой. Я буду её защитником!
17.Итог урока.
Учитель. - Так кто же догадался: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (Слайд №41.)
Ученики. – Они не могут жить друг без друга.
(Слайд №42.) Видеоролик «Будь природе другом».
Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй», - скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб рвать или сломать,
А для того, что бы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
http://www. /watch? v=TalnhKy7Elc