Установочная инструкция
Уважаемые студенты!
Предлагаемые вам задания по темам должны быть выполнены при подготовке к занятию. Приступая к выполнению заданий темы, вам необходимо ознакомиться со списком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («рабочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начинайте работу, следуя инструкции темы. Задания выполняются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.
Как правило, вы должны выполнить пять заданий непосредственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.
Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потребуют от вас большей организованности, так как непосредственно на практическом занятии вы столкнетесь с применением этих знаний на практике.
Задания творческого характера (кроссворды, ситуационные задачи) выполняются в последнюю очередь и способствуют улучшению вашей оценки.
Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.
Не забывайте получить отметку преподавателя по каждой теме!
Обозначения, используемые в рабочей тетради:
Определи понятия.
Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.
? - Ответь письменно на вопрос.
* - Задания, обязательные для выполнения.
? - Критерии оценки.
Цель: Познакомиться с принципами инфекционного контроля в лечебно-профилактических учреждениях.
Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»
Масштаб проблемы ВБИ
Способы передачи инфекции в ЛПУ
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции
Группы риска развития внутрибольничной инфекции
Виды возбудителей внутрибольничной инфекции
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала
Уровни мытья рук
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями
*3адание 1
Определи понятия.
Выпиши определения, используя учебник «Основы сестринского дела» и лекционный материал:
Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды
Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.
|
|||||
*3адание 3
Механизмы и пути передачи инфекции.
Изучив лекционный материал, заполни таблицу:
Задание 4
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции:
1. Возраст (дети и старики)
2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)
3. Хронические заболевания (сахарный диабет)
4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)
5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства
(внутривенные факторы)
6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)
7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)
8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)
Задание 5
Цепочка инфекционного процесса.
*3адание 7
? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:
* Задание 8
Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Письменно выполни задание:
В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.
Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.
Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%
Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.
Ψ * Задание 9
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:
1.
Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000
2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода
3. Нос – 1% раствором протаргола
4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.
Ψ 2 Критерии оценки:
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
Оценка__________
Дата_____________
Подпись_________
Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.
После изучения темы студент должен знать:
Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций
Действующие нормативные документы
Виды, методы и средства дезинфекции
Преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов
Правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами
После изучения темы студент должен уметь:
Готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации
Оказать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые
Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов
Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора
Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ
Проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников
Осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария
*3адание 1
Меры профилактики внутрибольничных инфекций.
Заполни схему, используя лекционный материал.
*3адание 2
Определи понятия.
Выпиши определение, используя учебник по Основам сестринского дела и конспекты лекций.
Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.
Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.
Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов
Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)
Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.
*Задание 3
Виды, методы и средства дезинфекции.
Изучив материал, заполни схемы:
*Задание 4
Техника безопасности при работе с дезинфектантами.
Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:
Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.
1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.
2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.
3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.
4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.
5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.
6.Хранить отдельно от лекарственных средств.
7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)
*Задание 5
Принципы первой помощи при отравлении дезинфектантами.
Изучив принципы оказания первой помощи при отравлении дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:
У студента медицинского колледжа, после приготовления хлорсодержащего дезраствора появились признаки раздражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.
Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)
Составь план первой помощи:
1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.
2.Прием теплого молока с питьевой водой.
3.Оказать врачебную помощь.
4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.
5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.
Ψ * Задание 6
Приготовление дезинфицирующих средств.
Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:
Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести
Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%
Приготовьте:
5 литров 5% раствора хлорной извести
Решение: У=5 л * 10% / 5
Ответ: У=10
Приготовьте:
30 литров 3% раствора хлорной извести.
Решение: У=30 *10 / 3%
Ответ: У=100
*Задание 7
Правила соблюдения санэпидрежима.
Составь график кварцевания и проветривания процедурного кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.
Проветривание:
Кварцевание:
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Оценка_____________________
Дата________________________
Подпись____________________
Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.
После изучения темы студент должен знать:
Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий
Цели, задачи и принципы работы ЦСО
Методы, средства и режимы стерилизации
Виды контроля режима и качества стерилизации
Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ
После изучения темы студент должен уметь:
Готовить моющие растворы
Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения
Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими материалами
Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятельности
Обработать руки до и после манипуляции
Обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями
*3адание 1.
Определите понятия.
Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.
Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.
Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.
Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.
Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.
*Задание 2
Виды антисептики.
Изучив лекционный материал, заполни схему:
ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ
Щелочной раствор:
*3адание 3
Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.
Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:
*Задание 4
Контроль качества предстерилизационной очистки.
Изучив материа лекций, найди соответствие:
Название проб:
1. Фенолфталеиновая
2. Азопирамовая
3. Амидопириновая
Положительная реакция:
а. сине-зеленое окрашивание
б. розовое окрашивание
в. сине-фиолетовое окрашивание
Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компоненты)
Азопирамовая проба
*3адание 5
Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).
? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебники по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?
а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)
б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации
Какие основные структурные подразделения ЦСО?
1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.
2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.
*3адание 6
Стерилизация.
Изучив материал лекций заполни
Используя полученные знания, составь схему обработки металлических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):*Задание 9
Профилактика ВБИ.
Используя полученные знания, реши письменно ситуационные задачи:
1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.
Перечислите действия старшей мед. сестры.
1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством
2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.
3.Моют с водой чистой ветошью.
Персонал надевает чистую спецодежду и обувь
4.Включают бактерицидные облучатели.
2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.
Составьте план мероприятий в данной ситуации
1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.
2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.
3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода
Перечислите содержание аптечки ф-50:
70% этиловый спирт
6% раствор перекиси водорода
5% спиртовой раствор йода
Навескимарганцовокислого калия по 50 мг
1% раствор борной кислоты
Бактерицидный пластырь
Дистиллированная вода – 400 мл
1% раствор протаргола
Бактерицидный пластырь
Перевязочные средства
Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)
Стерильные ватные шарики
Стерильные резиновые перчатки – 2 пары
Критерии оценки:
«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Оценка___________________
Дата_______________________
Подпись____________________
Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.
ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ
Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.
После изучения темы студент должен знать:
Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента
Виды режимов двигательной активности
Виды транспортировки
Правильную биомеханику при перемещении и изменении положения тела пациента в постели
Факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста
Методы снижения риска падений и других травм у пациента
Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические)
После изучения темы студент должен уметь:
Убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима физической активности
Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента
Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника
Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках
Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели
После изучения темы студент должен владеть:
Техникой использования функциональной кровати
*3адание 1.
Определите понятия.
Выпишите определение, используя конспекты лекций.
Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.
Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.
Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)
Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)
Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.
**Задание 3
Режимы физической (двигательной) активности пациента.
заполни схему.
* Задание 4
Изучив материалы лекций
заполни схему:
2. Определи и впиши названия вынужденных положений пациента в постели.
1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.
2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.
3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.
4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.
5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.
1) положение Фаулера
2) положение на боку
3) положение на спине
4) положение на животе
5) положение Симса
?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:
От каких основных факторов зависит артериальное давление.
1. Гиподинамия
2. Ожирение
3. Атеросклероз сосудов
4. Заболевания почек
5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)
6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника
Ψ* Задание 3
Измерение артериального давления.
Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".
Ответьте письменно на вопросы:
Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.
Укажите нормы артериального давления:
Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.
Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.
*"Задание 4
Характеристики дыхания.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:
Заполните схему:
* 3адание 6
Измерение частоты дыхательных движений.
Ответь письменно на вопрос:
Почему, измеряя частоту дыхательных движений пациенту, мы не должны информировать его об этом обследовании?
Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.
Впиши границы нормы частоты дыхательных движений:
ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.
Определите понятия:
Апное – остановка дыхательных движенй
Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов
Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)
*Задание 7
Артериальный пульс.
· Выпиши определение:
Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами
· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:
Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов
_________________________/______________________________/_______________________________________
Брадикардия норма Тахикардия
Ответьте письменно на вопрос:
Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.
Заполни схему.
Основные характеристики артериального пульса:
*Задание 8
Графическая запись полученных результатов обследования в температурном листе.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)
1.................................................. 5
1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6
2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6
3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6
4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6
1. Б)......................................... 11
3. А)......................................... 11
Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компоненты). 11
2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16
3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16
4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16
5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16
1) положение Фаулера.......................... 16
2) положение на боку.......................... 16
3) положение на спине......................... 16
4) положение на животе........................ 16
5) положение Симса............................ 16
Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17
Температурный лист
Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________
В зависимости от общего состояния больной принимает то или иное положение в постели. Различают активное, пассивное и вынужденное положение.
Активным считается положение, при котором больной может поворачиваться, сидеть и делать активные - движения в постели, однако вставать или ходить самостоятельно не может. Активное положение еще не говорит о легком течении заболевания. Пассивным называется положение больного, находящегося в бессознательном состоянии, или неврологического больного с двигательным параличом. Вынужденное положение больной занимает сам для облегчения своего состояния. При болевом синдроме язвенной болезни больной занимает коленно-локтевое вынужденное положение, при инфаркте миокарда - положение на спине, при экссудативном плеврите - на больном боку и т. д.
Особенно выражено вынужденное положение у больных с одышкой. Они стараются сесть, опереться руками о край кровати, спустить ноги. В таких случаях под спину больного надо подложить 2-3 хорошо взбитые подушки, поставить подголовник или поднять головной конец функциональной кровати. Если больной прислоняется к стене, то под спину подкладывают подушку, а под ноги ставят скамеечку. При наличии гнойника в легких или бронхах необходимо создать положение для лучшего отхождения мокроты. Это так называемый бронхиальный дренаж. Больной может принимать положение стоя на коленях и лбом упираться в постель (поза молящегося магометанина) или же опускать голову ниже края кровати (поза ищущего обувь под кроватью). Если у больного односторонний процесс в легких, то он ложится на противоположную сторону, т. е. на здоровый бок: при этом отхаркивание мокроты из больного легкого увеличивается.
Положение пациента в постели
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели. Различают:
активное положение - пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения;
пассивное положение - пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта);
вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Положение пациента в постели не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом. Режим активности (двигательный режим):
Общий (свободный) - пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.
Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
Полу постельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета и может ходить в туалет в сопровождении медицинской сестры.
Постельный - пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
Строгий постельный - пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
При заболеваниях наблюдаются различные изменения положения больного. Так, при удовлетворительном состоянии пациенты активны, они легко и свободно осуществляют те или иные движения. При невозможности активных движений больных (при бессознательном состоянии, резкой слабости и др.) говорят о пассивном положении больного. При некоторых заболеваниях встречается вынужденное положение, которое пациенты должны принимать для уменьшения болезненных ощущений. Примером вынужденного положения может служить так называемое ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами. Его принимают больные с недостаточностью кровообращения и застоем крови в малом круге кровообращения. В положении ортопноэ происходит перераспределение крови с депонированием ее в венах нижних конечностей, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудах легких и ослабевает одышка.
Положение больного не всегда совпадает с назначенным больному двигательным режимом – строгим постельным (больному не разрешается даже поворачиваться), постельным (можно поворачиваться в постели, не покидая ее), полупостельным (можно вставать) и общим (без существенного ограничения двигательной активности). Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должны соблюдать строгий постельный режим даже в случае их активного положения. А обморок, приводящий к кратковременному пассивному положению пациента, вовсе не является показанием для последующего ограничения двигательного режима.
Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать, головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить. (В ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки.) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки.
В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.
Положение больного в постели
Большое значение в лечении любого заболевания уделяется общему уходу за больным. Положение больного в постели во многом зависит от тяжести и характера заболевания. В тех случаях, когда больной может самостоятельно вставать с постели, ходить, сидеть, его положение называется активным. Положение больного, который не в состоянии сам двигаться, поворачиваться, поднимать голову и руки, называется пассивным. Положение, которое больной занимает самостоятельно, стараясь облегчить свои страдания, называется вынужденным.
В каком бы положении ни находился стационарный больной, большую часть своего времени он проводит в постели. Поэтому важное значение для хорошего самочувствия больного и его выздоровления имеет постельный комфорт.
Лучше, если в палате имеются функциональные кровати, способствующие созданию для больного удобного положения. Функциональная кровать состоит из трех подвижных секций, положение которых можно изменять с помощью специальных приспособлений или ручек.
Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, иметь ровную поверхность. Сверху на нее кладут матрац без бугров и впадин. Уход за больными становится более удобным, если пользоваться матрацем, состоящим из отдельных частей, каждая из которых по мере необходимости может быть заменена.
Для больных, страдающих недержанием мочи и кала, по всей ширине наматрасника прикрепляют клеенку, предупреждающую загрязнение. Наматрасник покрывается простыней, края которой необходимо подвернуть под матрац, чтобы она не скатывалась и не собиралась в складки.
Подушки размещают так, чтобы нижняя (из пера) лежала параллельно длине кровати и немного выступала из под верхней (пуховой) подушки, которая должна упираться в спинку кровати. На подушки надевают белые наволочки. Лицам с аллергией на перо и пух даются поролоновые (или ватные) подушки. Для укрывания больного используют (соответственно сезону) байковые или шерстяные одеяла, помещенные в пододеяльник.
При отсутствии функциональной кровати для придания больному полусидячего положения применяют специальные подголовники. При этом в ноги помещается упор, чтобы больной не сползал с подголовника.
Постель больного регулярно, утром и вечером, должна перестилаться (расправляются простыня, одеяло, взбиваются подушки). Если больного нельзя переворачивать, то применяются специальные приспособления, позволяющие привести поверхность кровати в надлежащий порядок.
У кровати больного помещается прикроватный столик или тумбочка, высота которых должна соответствовать высоте кровати. Для тяжелобольных применяются специальные прикроватные столики, располагающиеся над кроватью и обеспечивающие удобства во время приема пищи.
Проветривание палат производится в зависимости от сезона.
В летнее время засеченные окна круглые сутки, в зимнее время открываются форточки или фрамуги 3-4 раза в день на 15-20 минут. При этом необходимо следить, чтобы не было сквозняков.
Большое значение для успешного лечения имеет соблюдение больными личной гигиены, включающей своевременную смену постельного и нательного белья, уход за кожей, глазами, полостью рта, волосами. Следует помнит, что чем тяжелее больной, тем сложнее ухаживать за ним, выполнять любые манипуляции.
Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания. (Следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель.) Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.
Активное положение - это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.
В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.
Вынужденное положение - это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.
- 5. Анамнез и его разделы. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб.
- 6. Анамнез и его разделы. Приоритет отечественной медицины в разработке анамнестического метода. Понятие о наводящих вопросах: прямых и косвенных.
- 8. Схема истории болезни. Приоритет отечественной медицины в разработке истории болезни. Значение паспортных (анкетных) данных.
- 9. Осмотр грудной клетки. Изменения формы грудной клетки при различных заболеваниях. Пальпация грудной клетки: определение резистентности и голосового дрожания, диагностическое значение изменений.
- 10. Линии грудной клетки, используемые для проведения топографической перкуссии легких.
- 12. Виды перкуссии: громкая и тихая перкуссия; когда следует использовать громкую, когда – тихую перкуссию.
- 13.Сравнительная и топографическая перкуссия легких. Задача, техника выполнения.
- 1)Тупой
- 2)Тимпанический
- 3)Коробочный
- 14.Топографическая перкуссия легких. Высота стояния верхушек легких, ширина полей Кренига. Нижние границы легких(по топографическим линиям) справа и слева в норме. Изменения границ легких в патологии.
- 15.Активная подвижность нижнего легочного края, методика проведения, нормативы. Диагностическое значение изменений активной подвижности нижнего легочного края.
- 16.Аускультация как метод исследования. Основоположники метода. Способы аускультации.
- 17. Везикулярное дыхание, механизм его образования, области выслушивания. Ларинго-трахеальное (или физиологическое бронхиальное) дыхание, механизм его образования, области выслушивания в норме.
- 19. Абсолютная тупость сердца: понятие, методика определения. Границы абсолютной тупости сердца в норме. Изменения границ абсолютной тупости сердца в патологии.
- 21. Пульс, его свойства, методика определения. Дефицит пульса, методика определения, клиническое значение. Аускультация артерий.
- 22. Артериальное давление (ад). Методика определения ад аускультативным методом н.С.Короткова (последовательность действий врача). Величины систолического ад и диастолического ад в норме.
- 23. Аускультация как метод исследования. Основоположники метода. Способы аускультации.
- 24. Места проекций клапанов сердца и обязательные точки аускультации сердца (основные и дополнительные)
- 25. Тоны сердца (I, II, III, IV), механизм их образования.
- 26. Отличия I тона от II тона сердца.
- 28. Методики определения асцита.
- 29. Глубокая методическая скользящая пальпация живота по в.П.Образцову и н.Д.Стражеско. Четыре момента действий врача при пальпации кишечника.
- 30. Аускультация живота.
- 31. Определение нижней границы желудка методами перкуторной пальпации (вызыванием шума плеска) и аускультоаффрикции.
- 32. Пальпация сигмовидной кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика сигмовидной кишки в норме и ее изменения в патологии.
- 33. Пальпация слепой кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика слепой кишки в норме и ее изменения в патологии.
- 34. Пальпация 3-х отделов ободочной кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика ободочной кишки в норме и ее изменения в патологии.
- 36. Перкуссия печени. Определение размеров печени. Границы и размеры печени по Курлову (в среднем, в см) в норме и в патологии. Клиническое значение выявляемых изменений.
- 42. Жалобы больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей, их патогенез.
- 43. Жалобы больных с заболеваниями почек, их патогенез.
- 44. Последовательность проведения общего осмотра больного. Телосложение. Конституция: определение, типы.
- 45. Диагностическое значение осмотра лица и шеи.
- 46. Исследование кожных покровов: изменение цвета кожи, диагностическое значение.
- 47. Исследование кожных покровов: влажность, тургор, высыпания (геморрагические и негеморрагические).
- 53. Общее состояние больного. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).
- 54. Состояние сознания. Изменения сознания: количественные и качественные изменения сознания.
- 55. Тип, ритм, частота и глубина дыхательных движений в норме и их изменения в патологии.
- 56. Пальпация грудной клетки. Что выявляется пальпацией грудной клетки? Голосовое дрожание в норме и патологии.
- 57. Изменения перкуторного звука над легкими в патологии (тупой, притупленный, притупленно-тимпанический, тимпанический, коробочный). Механизм образования этих звуков. Клиническое значение.
- 58. Изменения везикулярного дыхания. Количественные изменения. Качественные изменения (жесткое дыхание, саккадированное дыхание). Механизм этих изменений. Клиническое значение.
- 62. Классификация побочных дыхательных шумов. Крепитация. Механизм образования крепитации. Клиническое значение. Отличие крепитации от других побочных дыхательных шумов.
- 63. Классификация хрипов. Звучные и незвучные хрипы. Механизм образования хрипов. Клиническое значение. Отличие хрипов от других побочных дыхательных шумов.
- 64. Шум трения плевры. Механизм образования шума трения плевры. Клиническое значение. Дифференциация шума трения плевры от других побочных дыхательных шумов.
- 66. Расщепление и раздвоение тонов сердца. Ритм перепела, ритм галопа. Механизм образования. Клиническое значение.
- 72. Характеристика шума при стенозе устья аорты (аортальном стенозе)
- 73. Крупозная пневмония. Основные жалобы больных. Изменения физикальных данных по 3-м стадиям крупозной пневмонии. Лабораторно-инструментальная диагностика.
- 74. Гипертоническая болезнь (т.Е. Первичная, эссенциальная артериальная гипертензия) и вторичные (т.Е. Симптоматические) артериальные гипертензии. Определение
- 81. Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
- 82. Недостаточность полулунных клапанов аорты (аортальная недостаточность). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
- 83. Стеноз устья аорты (аортальный стеноз). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
- 84. Недостаточность трехстворчатого клапана – относительная (вторичная) и первичная (в чем суть различий). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
- 85. Сердечная недостаточность: острая и хроническая, право- и левожелудочковая. Клинические проявления.
- 87. Экг. Определение. Графическая запись экг – характеристика ее элементов (зубец, сегмент, интервал, изолиния). Ученые – основоположники электрокардиографии.
- 88. Экг-отведения (двуполюсные и однополюсные): стандартные, усиленные от конечностей и грудные
- 94. Экг в норме: электрическая систола желудочков (интервал qt). Нормированные показатели интервала qt. Современное клиническое значение изменения интервала qt.
- 95. Экг: определение частоты ритма сердца.
- 96. Электрическая ось сердца (эос). Варианты положения эос в норме и патологии.
- 98. Последовательность проведения анализа экг. Формулировка заключения по экг.
- 99. Экг-признаки синусового ритма. Синусовые аритмия, брадикардия, тахикардия.
- 100. Экг-признаки гипертрофии правого и левого предсердий. Клиническая интерпретация.
- 101. Экг-признаки гипертрофии левого желудочка. Клиническая интерпретация.
Состояние средней тяжести - сознание ясное или имеется умеренное оглушение. Жизненно важные функции нарушены незначительно.
Тяжелое состояние - сознание нарушено до глубокого оглушения или сопора. Имеются выраженные нарушения дыхательной либо сердечно-сосудистой систем.
Состояние крайне тяжелое - умеренная или глубокая кома, выраженные симптомы поражения дыхательной и/или сердечнососудистой систем.
Терминальное состояние - запредельная кома с грубыми признаками поражения ствола и нарушениями витальных функций.
Положение больного Положение больного может быть активное (ходячее, сидячее, стоячее или лежачее), пассивное (лежачее, главным образом при бессознательном состоянии) и вынужденное. Активное положение Активное положение, естественное при данных условиях, легко и быстро изменяемое в зависимости от обстоятельств, характерно для хорошего общего состояния больных и наблюдается, следовательно, при легких заболеваниях или в начальных стадиях более тяжелых. Пассивное положение Пассивное положение больного наблюдается главным образом при бессознательном состоянии и реже в случаях крайней слабости. При этом больные надолго остаются совершенно неподвижными, иногда в самом неудобном положении. Вынужденное положение Вынужденным положением можно назвать такое положение, которое больной постоянно принимает и подолгу удерживает ввиду того, что в этом положении его покидают или меньше беспокоят имеющиеся у него болезненные ощущения (боли,одышка, кашель и т. п.), или ему в нем вообще удобнее. Лежачее вынужденное положение
Вынужденное неподвижное положение на спине наблюдается главным образом при сильных болях в животе (например при перитоните, при аппендиците); ноги при этом большей частью согнуты в коленях; дыхание поверхностное, грудное. Такое же неподвижное положение на спине с полусогнутыми в локтях руками ив коленных суставах ногами характерно для острого ревматического полиартрита. -Вынужденное положение на животе наблюдается при пролежнях на «ягодицах, при туберкулезе позвоночника и особенно при болях, вызываемых давлением на солнечное сплетение (например, при опущении брюшных внутренностей, при опухолях поджелудочной железы, сдавливающих сплетение). -Вынужденное боковое положение чаще всего занимают легочные больные при крупозной пневмонии, при туберкулезе легких, при выпотном и сухом плеврите, при абсцессе или гангрене легких, при бронхоэктазиях. Обычно больные лежат на больном боку с целью возможно полнее использовать для дыхания здоровое легкое, особенно если больное при этом в значительной степени выключено из акта дыхания. -В других случаях они лежат на больном боку потому, что в этом положении меньше беспокоит кашель: при абсцессе легких, при бронхоэктазиях (задерживается выделение мокроты из полостей). Но бывают вынужденные положения и на здоровом боку, например при сухом плеврите, когда давление от лежания на больном боку резко усиливает боль. -Вынужденное боковое положение на правом боку охотно занимают также некоторые сердечные больные, главным образом с увеличенным (гипертрофированным) сердцем, которых при положении на левом боку беспокоит неприятное ощущение сердцебиения. Очень характерно вынужденное положение на боку при менингите, с согнутыми и притянутыми к животу ногами и с закинутой назад головой - положение «курка», положение «легавой собаки» или положение в «форме знака вопроса». Вынужденное сидячее положение связано главным образом с одышкой, от чего бы она ни зависела: от заболевания ли легких (пневмоторакс, приступ бронхиальной астмы, эмфизема, стеноз гортани и др.) или от ослабления сердечной деятельности (при декомпенсированных пороках клапанов, при заболеваниях сердечной мышцы и т. п.). При резких степенях одышки больные кроме того опираются руками на колени, на края кровати, сиденье стула или ручки кресла, фиксируя таким образом плечевой пояс и пуская в ход вспомогательные дыхательные мышцы. Вынужденное стоячее положение наблюдается иногда при приступах грудной жабы.
Вынужденное коленно-локтевое положение при выпотном перикардите.
Вынужденное сидячее положение со склоненным кпереди (обычно на подушку) туловищем при том же выпотном перикардите, при аневризме аорты, при раке поджелудочной железы с поражением солнечного сплетения.
Вынужденное беспомощное положение, когда больной находится почти в беспрерывном движении: он все время ворочается в постели, то садится, то снова опять ложится. Это наблюдается при сильных болях, особенно при коликах {кишечной, печеночной, почечной). В тяжелых случаях колик больные иногда буквально не находят себе места, катаются по полу, бегают по комнатам и т.п.
Ухаживая за тяжелобольным, необходимо уметь придать пациенту удобное положение в постели с помощью дополнительных подушек (под спину 2 подушки при положении "полулежа", под спину 3 подушки при положении пациента "полусидя в постели"). Ноги пациента должны быть слегка согнуты в коленях. Для этого подложите свернутое одеяло. Стопы пациента должны быть в упоре, под локти пациента подложите маленькие подушечки.
При перемещении пациента в постели необходимо помнить о смещающей силе, являющейся причиной образования пролежней. Для этого при перемещении пациента необходимо перенести. Пациент участвует в передвижении в постели (перемещать желательно вдвоем).
Последовательность действий:
1 - лежа на спине, голова и плечи на подушке:
■ положить валик вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области большого вертела бедренной кости - предотвращение поворота бедра кнаружи;
■ подложить валик под голень в области нижней трети с легким сгибанием коленей - уменьшение давления на пятки, профилактика пролежней;
■ обеспечить упор для стоп под углом 90° - профилактика провисания стоп;
■ повернуть руки пациента ладонями вниз и расположить их вдоль туловища; под предплечья подложить валики - уменьшение поворота плеча, предотвращение переразгибания в локтевом суставе;
■ вложить в руки пациента валики для кистей - уменьшение разгибания пальцев, отведение большого пальца.
2 - положение Фаулера (полулежа/полусидя) - пациент лежит на спине, кровать в горизонтальном положении:
■ поднять изголовье кровати под утлом 45-60° (полулежа/полусидя) - обеспечение комфортного и физиологичного положения для дыхания и общения;
■ подложить подушку под голову и плечи - профилактика сгибательной контрактуры шейных мышц;
■ поместить валики под предплечья и кисти - предупреждение вывиха плеча и сгибательной контрактуры мышц руки;
■ подложить валик под поясницу - снижение нагрузки на нижний отдел позвоночника;
■ расположить валики под колени - профилактика переразгибания в коленном суставе и сдавления подколенной артерии;
■ обеспечить упор для стоп под углом 90° - профилактика провисания стоп.
3 - положение лежа на правом боку - пациент лежит на спине у края кровати:
■ согнуть левую ногу пациента в коленном суставе, подведя левую стопу в правую подколенную впадину - создание рычага для поворота тела;
■ положить одну руку на бедро пациента, другую на плечо и повернуть набок на себя - действие рычага на бедро облегчает поворот;
■ подложить подушку под голову и плечи - уменьшение бокового изгиба шеи, напряжения шейных мышц;
■ придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение: рука, расположенная сверху, лежит на уровне плеча и головы, а рука, расположенная снизу, - на подушке рядом с головой - профилактика вывиха плечевого сустава и облегчение дыхания;
■ подложить валик вдоль спины ровным краем - фиксация пациента на боку;
■ поместить валик под согнутую ногу пациента - профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек, переразгибания ноги;
■ обеспечить упор стопы под углом 90° - профилактика провисания стоп.
4 - положение лежа на животе - пациент лежит на спине у края кровати:
■ разогнуть руку в локтевом суставе, прижать к туловищу по всей длине, подложив кисть под бедро, или вытянуть ее вдоль головы - исключение опасности сдавления руки, уменьшение сгибания или переразгибания шейных позвонков;
■ подложить валик в проекцию живота ниже уровня диафрагмы - уменьшение переразгибания поясничных позвонков и напряжения в пояснице, уменьшение давления на молочные железы;
■ перевернуть на живот на себя (в сторону сестры); голову пациента повернуть набок;
■ согнуть руки пациента в плечах, поднять их вверх, кисти на уровне головы;
■ зафиксировать валики под локти, предплечья и кисти;
■ подложить под стопы валики - профилактика провисания и поворота кнаружи.
5 - положение Симса - промежуточное между положениями лежа на животе и лежа на боку - изголовье кровати в горизонтальном положении, пациент лежит на спине у края кровати:
■ переместить пациента на бок и частично на живот;
■ подложить подушку под голову - предотвращение чрезмерного сгибания шеи;
■ одну руку согнуть и расположить на подушке на уровне плеча, другую - положить на простыню вдоль тела - правильная биомеханика;
■ аналогично согнутой руке согнуть ногу, положить валик, чтобы нога оказалась на уровне бедра - предотвращение поворота бедра внутрь, предупреждение переразгибания конечности, профилактика пролежней в области коленных суставов и лодыжек;
■ обеспечить упор для стоп под углом 90°.
Если больной по характеру и степени своего заболевания может вставать с постели, сидеть, ходить, тo такое положение больного в постели принято называть активным . Наоборот, пассивным называется такое положение больного в постели, когда он не может сам двигаться, повернуться, поднять голову или руки, а сохраняет то положение, которое ему придали.
Вынужденным называется такое положение больного в постели , которое он сам занимает, стараясь облегчить свои страдания:
- больные с одышкой занимают вынужденное сидячее положение с опущенными вниз ногами, опираясь руками о край кровати;
- вынужденное лежачее положение на спине принимает больной с воспалением брюшины, острым аппендицитом, прободной язвой желудка;
- вынужденное лежачее положение на животе занимает больной язвой желудка, расположенной на его задней стенке;
- вынужденное коленно-локтевое положение (сидячее с большим наклоном вперед за счет максимального сгибания в тазобедренных суставах) принимают больные при различной локализации язвы желудка, выпотном перикардите и т. д.
Не во всех случаях вынужденное положение больного в постели , облегчая состояние больного, способствует его выздоровлению. Например, при наличии гнойника в легком больной старается лежать на больном боку, так как при этом кашель и выделение мокроты уменьшаются, между тем для заживления полости в легком необходимо максимальное освобождение ее от накапливающегося в ней гноя. Таким образом, полезной оказывается поза, противоположная вынужденной.
Необходимо также иметь в виду, что активное положение в постели не всегда свидетельствует о легком течении заболевания. Так, больные со злокачественными опухолями часто почти до конца жизни сохраняют активное положение, в то время как легкий обморок может послужить причиной временного пассивного положения больного.
Медицинская сестра должна знать, чем болен каждый больной, какой режим назначен ему врачом, чтобы создать наиболее удобное и полезное для него положение в постели: поднять подголовник и устроить упор для ног больному с сердечной недостаточностью; поставить скамеечку поперек над серединой кровати и положить на нее подушки, чтобы больной с вынужденным коленно-локтевым положением мог спать; внимательно следить за тяжелобольным с пассивным положением в постели, меняя 9-10 раз в сутки (если позволяет состояние больного) положение его тела.
Больных в бессознательном состоянии и в состоянии шока следует укладывать на бок с несколько запрокинутой головой. Также положение препятствует западению языка и аспирации рвотных масс.
При легочном кровотечении бального нужно уложить на живот головой вниз. Задние ножки кровати приподнимают и ставят на стол. Голову больного подвязывают полотенцем к передней спинке кровати.
Такое положение рекомендуется сохранять 4-6 ч, при этом дыхательные пути легко освобождаются от крови и часто кровотечение останавливается. Кроме того, такое положение больного исключает затекание инфицированной крови через соседние бронхи в здоровые участки легких и заражение их.
При плевритах больного укладывают на здоровую сторону, чтобы предотвратить фиксацию спайками диафрагмы в высоком положении.