Каждый владелец недвижимости должен вносить уплату за нее согласно тарифам и срокам, прописанным в Налоговом кодексе. Разберемся, есть ли льготы пенсионерам на налог на имущество и какие особенности процедуры уплаты.
Налог на имущество - особенности для пенсионеров
В 2015 году внесены изменения в законодательную базу, что повлекло значительное увеличение суммы сбора. Обусловлено это учетом стоимости жилья согласно кадастру. Относительно предоставления льгот и обозначения групп, которые не должны выплачивать поборы, ничего не поменялось. Потому сегодня пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество, точнее на один объект .
В законе не ограничивается категория пенсионеров, потому это правило касается каждого, кто в законном порядке получает пенсию, причем не только согласно достижению возраста. Ведь в ряде случаев обеспечение предоставляется досрочно, если сотрудник работал в области медицины, образования, металлургии, в шахте и т.п.
Объекты налогообложения
Итак, налог на имущество пенсионерам в 2018 году потребуется уплатить на все объекты, кроме одного. К ним относятся:
- квартира или жилой дом;
- комната;
- дачный домик или постройка жилого типа до 50 кв.м;
- гараж;
- студии, галереи и иные помещения, предназначенные для занятия творчеством.
Объект подлежит налогообложению при условии, что у пожилого лица есть на него правоустанавливающие документы, а также, если оно не используется для получения прибыли, т.е. в коммерческой деятельности. Если в его владении находится только доля или часть, то именно за нее ему начисляются тарифы.
Категория льготников по имущественному налогу
Разобравшись с проблемой, как начисляется налог на имущество для пенсионеров, выясним, есть ли у них возможность оформить льготы. Порядок и принципы поборов назначаются на федеральном уровне. Но каждый регион вправе вносить поправки и дополнения в сторону увеличения: расширять списки льготников, уменьшать базы или тарифы.
Государство закрепило социальные подгруппы, при отношении к которым пенсионеры освобождаются от налога на имущество:
- участники ВОВ: герои, ветераны, пленники, узники концлагерей, партизаны, военнослужащие СА или находившиеся в городах при держании обороны;
- герои СССР и РФ;
- держатели награды Орден Славы;
- ликвидаторы и гражданские, пострадавшие от аварии радиационного характера;
- инвалиды 1,2 группы и с детства;
- участники и испытатели ядерного оружия;
- военные пенсионеры, при условии выхода на отдых «за выслугу», а также их родные, которым после смерти первого полагается выплата «по утрате кормильца»;
- защитники интересов страны, находившиеся в военной зоне в Афганистане.
Местные власти имеют право расширять список. В некоторых областях полагаются освобождения матерям-одиночкам или многодетным семьям. Стоит отметить, если пенсионер попадает под несколько категорий, например, являясь «афганцем» имеет награду или получил группу, количество льгот не увеличивается. Ему все равно полагается освобождение только на одно свое имущество.
Не действуют льготы пенсионерам на налог на имущество, в случае если его
кадастровая стоимость свыше 300 млн. рублей.
Когда используется вычет
Налоговые льготы пенсионерам по налогу на имущество предоставляются еще и в виде вычета. Это подразумевает, что он имеет возможность уменьшить сумму, подлежащую налогообложению. Сегодня вычеты для пенсионеров соответствуют таким параметрам:
- комната: можно сократить величину оплаты, отняв сумму, соответствующую 10 кв.м;
- квартира: 20 кв.м;
- дом: 50 кв.м.
Конечные показатели нужно уточнять в местной администрации. Они не редко изменяют нормативы в сторону увеличения, расширяя возможности пожилых людей. Например, в Ямало-Ненецком округе базу при уплате за частный дом можно понизить на сумму, эквивалентную 75 кв.м.
Таким образом, все пенсионеры освобождены от налога на имущество (на одну единицу) и дополнительно могут применить вычет. Имея несколько типов недвижимости и соразмерив величины их налогов, допустимо оформить освобождение, например, на гараж, а для квартиры воспользоваться вычетом, если такой способ более выгодный.
Порядок оформления льгот пенсионерам
Чтобы получить освобождение от налога на имущество, пенсионерам необходимо посетить структурное подразделение ФНС по месту жительства. Потребуется заполнить заявление, в котором указать свои данные, описать характеристики и месторасположение недвижимости (адрес), указать статью НК, согласно которой запросить отмену начисления тарифа на указанный объект. С собой нужно иметь документы, которые понадобятся и для заполнения заявки и для предоставления сотруднику.
Чтобы отменить налог на имущество физических лиц для пенсионеров, необходимо предоставить копии следующих документов сотруднику:
- паспорт;
- удостоверение, выданное Пенсионным фондом;
- договор или другое подтверждение своего права на владение недвижимостью;
- документация на объект: кадастровый паспорт, техническая документация;
- удостоверение льготника (о присвоении звания Героя, назначение группы и т.п. – при наличии).
Сроки передачи информации ограничены 1 ноября . Подав заявку до этой даты, за текущий год уже можно получить освобождение. Если гражданин не предоставит подобной информации, орган ФНС самостоятельно отменит налог на имущество для пенсионеров на один из объектов, которые у него имеются.
Если пенсионер владелец только одной недвижимости, можно не посещать ФНС, его автоматически освободят от сборов. Если же несколько, лучше выбрать самому нужный. Если процедуру не проходить, налоговики выберут наиболее дорогостоящий по стоимости объект и именно на него выдадут освобождение. Как видно, государство в данной ситуации стоит на стороне налогоплательщиков.
Оформление вычетов происходит по идентичной процедуре и с аналогичным пакетом бумаг.
Оформить налог на имущество физических лиц, в т.ч. льготы пенсионерам, допустимо за три прошедших года. Например, если человек является «афганцем» и не обращался за назначением, даже после выхода на пенсию он может подать заявку на возврат ранее выплаченного налога за прежние 36 месяцев.
Порядок тарификации и внесения платежей
Налог на имущество для пенсионеров в 2018 году взимается согласно процедуре, прописанной для всех физических лиц. Напомним, частник не обязан предоставлять данные о своих квартирах или иных объектах, а также высчитывать, сколько за них оплачивать. Орган ФНС всю информацию относительно права собственности получает от местных органов власти. После этого налоговики высчитывают тарифы согласно кадастровой стоимости. Они отправляют частному лицу квитанцию или извещение. В нем содержится такая информация:
- объект налогообложения;
- размер к уплате за год;
- граничный срок уплаты;
- дата составления извещения;
- орган, выдавший квитанцию.
Уплата налога на имущество пенсионерами осуществляется через банковское отделение по указанным реквизитам. Несмотря на проставленную дату, нужно знать, что физические лица должны внести платеж не позднее 1 октября нынешнего года, если отчетным периодом выступает прошлый. При этом также действует правило, что извещение не может поступить позднее 1 сентября с тем, чтобы у человека был минимум месяц на выполнение своего обязательства.
Если вовремя не оплачивать указанные размеры, они суммируются и указываются в квитанции за несколько периодов.
Выводы
Чтобы получить налоговый вычет или полностью быть освобожденным от налога на имущество в 2018 году, пенсионерам необходимо обратиться в подразделение ФНС с необходимым пакетом документов. Сейчас оформление этих документов не занимает много времени и не составляет большого труда.
Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной
Как было в 2017 году
Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).
Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.
Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.
По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому - они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.
Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.
Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога по движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г. и относящемуся к 3-10 амортизационным группам, принимают региональные органы власти.
Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:
- Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
- Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.
Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.
Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены - налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).
Обратите внимание, в отношении движимого имущества, принятого на учет ДО 1 января 2013 года, а также полученного в результате реорганизации, ликвидации юрлиц, либо от взаимозависимых лиц, льгота как и прежде не применяется (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).
При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)
В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.
Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 - 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.
А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).
Поэтому в отношении движимого имущества 3 - -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка - 1,1%.
В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.
Таким образом, с 2018 года платежи по налогу на имущество с движимых основных средств возросли, если ваш регион не установил льготу.
Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.
Льгота по энергоэффективным объектам так же «передана» регионам
С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.
Исчисление налога на имущество по недвижимости
Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.
С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).
Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.
Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Налоговая декларация за 2017 год представляется по новой форме
Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.
Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).
Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.
Налог на имущество граждан – это большое жульничество, потому что этот налог противоречит Конституции России. Почему гражданин должен кому-то платить за свою, уже оплаченную собственность? Ведь это не аренда, а собственность.
Должен ли человек в принципе платить налог на недвижимость по рыночной стоимости каждый год, и что на самом деле этот налог означает? Если человек приобрёл в частную собственность ту или иную недвижимость и сразу выплатил продавцу всю сумму, то он (покупатель) становится единственным законным собственником этой недвижимости. Если покупатель недвижимости использовал банковский заём на приобретение недвижимости, то до полной выплаты займа, приобретённая недвижимость практически принадлежит банку. Но если всё же человек приобрёл недвижимость и полностью заплатил за неё свои собственные средства, то, в соответствии со статьёй 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом, и каждый вправе иметь в собственности, владеть, пользоваться им, как единолично, так и совместно с другими лицами!
Таким образом, согласно Конституции РФ, каждый человек имеет право на частную собственность! Недвижимость тоже относится к категории частной собственности и охраняется Законом о частной собственности! Поэтому возникает вполне закономерный вопрос о правомочности введения налога на недвижимость, противоречащего Конституции РФ! Если это частная собственность, то тогда, на основании чего человек, владеющий оной по закону, должен ещё платить налог на недвижимость?!
Введение налога на недвижимость фактически означает упразднение частной собственности на неё
Если владелец недвижимости не сможет уплатить налог на недвижимость в течение некоторого времени, государство отбирает у частного собственника эту недвижимость! Если это так, то получается, что недвижимость является государственной собственностью, а не частной, и гражданин только арендует оную у государства! Налог на недвижимость в РФ предполагается ввести до 2% от рыночной стоимости недвижимости.
Если это так, то человек не должен платить рыночную стоимость недвижимости, а только плату государству за использование недвижимости в размере одного процента её рыночной стоимости. Но в этом случае не может быть и речи о частной собственности вообще и частной собственности на недвижимость. Иначе присутствует прямое нарушение Конституции РФ.
И именно люди, хорошо знающие об антиконституционности налога на недвижимость, сейчас сознательно проводят его через Государственную Думу РФ и соответствующие институты власти России. И делают это только с одной целью – превратить простых жителей страны в рабов!
Решение проблемы
Данную проблему, как гарант Конституции обязан решить президент! Для этого не нужно много усилий. Он просто не должен подписывать соответствующий закон. В противном случае граждане явочным порядком не должны оплачивать этот налог и завалить суды исками.
Ожидаемый результат
Наша задача понимать происходящее, и объяснять понятое знакомым, друзьям, близким, принимать правильные решения на основе верной информации. Зная, что имущественный налог неконституционный, и доводя это знание до большего количества людей, мы будим способствовать формированию правильного понимания, которое выразится в соответствующих требованиях – не послабление налога на имущество, а полная его отмена!
Лучше будет всем гражданам России!
Однако в прошлом году решение о сохранении льготы было отдано на откуп региональным властям: им было предложено решить, сохранять с 2018 г. эту льготу на своих территориях или нет. Но до сих пор ни один регион не принял решения о сохранении льготы. Подготовил соответствующий законопроект только Татарстан, рассказывает директор Deloitte Василий Марков, а некоторые регионы уже публично заявили, что сохранять льготу не будут, – например, Челябинская область. В результате с 2018 г. для большинства компаний будет введен налог на модернизацию.
Фактический отказ регионов сохранять у себя льготу стал настоящей головной болью для бизнеса, жалуется руководитель налогового департамента крупной международной компании. На региональные власти поступает множество жалоб – в основном от промышленников, подтверждает федеральный чиновник. На проблему в четверг обратил внимание Владимира Путина председатель совета директоров группы «Русская кожа» Игорь Сурин (цитата «Интерфаксу»): «Все новое оборудование надо освобождать минимум на три года от налога, а остальное – пусть регионы решают».
Президент поручил проработать вопрос. Может быть, найдем механизм, по которому регионы заинтересуются сохранить льготу на первые три года, предложил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Но Минэкономразвития решило пойти дальше и вовсе с 2018 г. отменить такой налог: т. е. вообще исключить движимое имущество как объект налогообложения. Об этом сообщил «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. Он предлагает не предоставлять льготу, а изменить сам принцип исчисления налоговой базы. Отмена налога может коснуться всего движимого имущества компаний, поясняет сотрудник Минэкономразвития.
Владимир Путинпрезидент Российской Федерации
Ну нельзя отменить. Это дестимулирует. Ну зачем нам это? Люди не приобретают оборудования, ну и нет ничего, нет развития, и ни НДФЛ нет, налога на прибыль. Зачем? Пожалуйста, проработайте.
Против – Минфин, рассказывают два федеральных чиновника. Он считает, что полная отмена налога приведет к сокращению доходов регионов и поэтому льгота должна действовать только в тех регионах, которые ее одобрят. Решение передать регионам право устанавливать или не устанавливать льготу правильное, сказал вчера и министр финансов Антон Силуанов (цитата по ТАСС). Но нужно настроить механизм, чтобы налог не мешал модернизировать производство, признал он.
В России налоговая нагрузка на инвестиции в модернизацию достигает 20% против 7–9% в Европе, признавал Минфин в 2012 г. После введения льготы многие компании обновили свои фонды, рассказывает председатель совета директоров крупного промышленного холдинга. Отмена же льготы для отдельных компаний приведет к огромным расходам. В 2015 г. льгота сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб., свидетельствуют данные ФНС. Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд руб. Из них 25,6 млрд руб. – Москва (1,7% ее доходов). Только у 11 регионов потери от льготы превышают 2 млрд руб., еще у 12 – 1 млрд. В 2018 г. налог может дать дополнительно около 130–150 млрд руб. региональным бюджетам, оценил Силуанов.
Самой болезненной отмена налога будет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных компаний, включая телеком, рассказывает Марков. Чем больше компании купят нового оборудования, тем выше будет налог, отмечает он. Проблемы отразятся и на финансовой отчетности, предупреждает эксперт: в международных стандартах в финансовой отчетности налог на имущество считается стоимостью актива и уменьшает показатель EBITDA, в отличие от других налогов. В итоге отмена льготы приведет к росту цен на продукцию, а также сокращению инвестиций в модернизацию, предупреждает сотрудник инфраструктурной компании.
Предложение Минэкономразвития решит многие проблемы бизнеса, говорит партнер KPMG Нина Гулис. Многие компании рассчитывали на льготу, теперь же для них вырастет налоговая нагрузка, предупреждает она. Это огромный удар, из-за которого придется пересматривать всю стратегию, поддерживает налоговый менеджер компании, «пытались объяснять это губернаторам, но региональные власти предлагают построить что-то еще и снизить на это имущество ставку». Но для тех, кто уже в 2014–2015 гг. обновил свой фонд, это слишком большие расходы, говорит он. Можно сменить юридический адрес на регионы, которые сохранят льготу, но возникает много «подводных камней», например, была ли налоговая цель в такой перегистрации, предупреждает Марков. Налоговики могут доначислить налог.
Решит отмена налога и проблему с ограничениями в применении льготы, считает Гулис. Сейчас она не распространяется на имущество, которое компания передала зависимой организации. Но многие специально закупали оборудование у аффилированных структур, так как это дешевле и безопаснее.
Последние 10 лет регионы страдали от федеральной налоговой политики, указывал аналитик S&P Карен Вартапетов, федеральные льготы почти всегда оказывали негативное влияние на региональные бюджеты. Изменение правил введения льготы даст регионам еще одну возможность конкурировать с соседями за привлечение бизнеса, но ввести льготы смогут не все. По данным Счетной палаты, на начало июня у 38 регионов общий дефицит бюджетов достиг 55,3 млрд руб. Есть риск, что на регионы будет давить Минфин, опасается чиновник: сначала погасите бюджетные кредиты, а потом возвращайте льготу.
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Изменение условий налогообложения стимулирует организации обновлять основные фонды.
Такси и каршеринг — важная часть пассажирских перевозок, так как эти сервисы разгружают город от машин. «Такси из полукриминальной сферы превратилось в настоящую современную отрасль города, в которой заняты около 100 тысяч работников. И по качеству услуг она не уступает ведущим городам мира», — заявил на встрече с представителями столичных компаний такси и каршеринга.
В ближайшие год-два количество такси вырастет еще на 15-20 тысяч автомобилей, и в Москве будет около 70 тысяч действующих такси. По прогнозам инвесторов, парк автомобилей каршеринга в ближайшее время увеличится в три раза.
Льготы для развития
По словам Сергея Собянина, в 2018 году в Москве в полном объеме сохранят льготы по налогу на движимое имущество организаций. «В этом году мы его отменим полностью, и с помощью ассоциации, общественных организаций, предпринимателей, отработаем схему, которая бы действительно стимулировала обновление подвижного состава и оборудования в последующие годы. А в этом году просто обнулим этот налог», — сказал он.
Эффективный механизм предоставления этой льготы планируется выработать в течение 2018 года. Законопроект рассмотрят на ближайшем заседании Президиума Правительства Москвы и вынесут на рассмотрение депутатов Московской городской Думы.
До 2013 года движимое имущество (включая автомобили такси) облагалось налогом на имущество организаций. Чтобы стимулировать обновление основных фондов с 2013 по 2017 год, Налоговый кодекс Российской Федерации полностью освободил от налога всего движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1января 2013 года.
С 2018 года на федеральном уровне эта льгота была отменена. Однако субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно определить время и объем ее сохранения. Если такое решение не принимается, то ставка налога на движимое имущество составляет 1,1 процента.
В Правительство Москвы поступило свыше 20 официальных обращений от крупнейших бизнес-ассоциаций и отдельных предприятий столицы. Предприниматели просили сохранить льготу, которая является серьезным стимулом для обновления основных фондов предприятий.
Дом такси
Встреча Мэра Москвы с представителями таксомоторных и каршеринговых компаний, а также агрегаторов прошла в Доме такси (улица Архитектора Власова, дом 55). Он открылся в октябре 2017 года на базе офиса компании «Сити-Мобил». Это профессиональный клуб для таксистов, где они могут отдохнуть, пообщаться с коллегами, получить консультацию или устроиться на работу.
В холле Дома такси есть возможность посмотреть видео, поиграть в шахматы и настольный футбол. В кухонном уголке можно разогреть обед или ужин, а в медицинском кабинете пройти предрейсовый осмотр. Там также есть лекторий, кабинеты для переговоров и юридических консультаций.
Сотрудники кол-центра помогают водителям такси устроиться на работу, отвечают на вопросы по текущим заказам, оказывают содействие в разрешении спорных ситуаций.
Ежедневно Дом такси посещают до 150 водителей — сотрудников компании «Сити-Мобил».
Дома такси планируется открыть и в других округах Москвы.
Московский стандарт такси
Возрождение такси — доступного, недорогого и безопасного — является одним из ключевых направлений модернизации транспортной системы столицы.
За последние семь лет создан московский стандарт таксомоторных перевозок. Он включает использование машин желтого цвета с желтыми номерными знаками. Такси имеют право на передвижение по выделенным полосам для общественного транспорта.
Заказать машину можно с помощью мобильных агрегаторов и других приложений. Кроме того, стандарт предусматривает доступные цены и короткие сроки подачи машины, а также простоту и доступность открытия собственного бизнеса в сфере таксомоторных перевозок.
Удобная процедура выдачи разрешений на таксомоторную деятельность введена в 2011 году. С 1 июля 2013 года разрешения можно получить только на автомобили с желтым цветом кузова.
Таким образом, с 1 июля 2018 года все 100 процентов такси с разрешениями, выданными в Москве, будут желтого цвета.
С 14 ноября 2013 года упростили оформление желтых номерных знаков. Получить их можно при первичном обращении в ГИБДД.
С 1 апреля 2014 года процедура выдачи разрешений полностью переведена в электронный вид — через официальный портал Мэра и Правительства Москвы сайт.
Сейчас в Москве действует 46,8 тысячи разрешений на таксомоторную деятельность, 90 процентов машин такси — желтого цвета. По прогнозам Департамента транспорта, в 2018 году на улицы города выйдет 15,5 тысячи новых такси. Количество действующих разрешений (с учетом ухода с рынка части перевозчиков) возрастет до 55 тысяч.
Кроме того, по данным Департамента транспорта, в Москве работают от 15 до 20 тысяч таксистов, получивших разрешение в Московской области.
Ежедневно московское такси перевозит свыше 760 тысяч пассажиров (в год — порядка 280 миллионов человек).
Средняя стоимость поездки на такси составляет 460 рублей (среднее время — 20 минут, среднее расстояние — 10,6 километра).
Среднее время подачи такси в рабочий день — пять — семь минут. Этот показатель является одним из лучших в мире.
Таксомоторную деятельность в Москве ведут более одной тысячи юридических лиц и свыше четырех тысяч индивидуальных предпринимателей. В отрасли работают более 100 тысяч человек.
Правительство Москвы поддерживает компании, которые приобретают автомобили в кредит или лизинг. С 2012 года субсидии получили 156 организаций на общую сумму свыше 500 миллионов рублей. Всего по программе субсидирования приобретено 19,4 тысячи автомобилей такси.
Для комфортной посадки и высадки пассажиров в столице обустроено 419 стоянок такси на 1453 машино-места, в том числе 180 стоянок на 640 машино-мест в зоне платной парковки. Работают автоматизированные линии такси на железнодорожных вокзалах.
В течение 2018 года планируется организовать еще 40 стоянок такси на более 100 машино-мест, в том числе в Центральном округе столицы (у станции метро «Улица 1905 года», Лужкова моста, бизнес-центра «Белые сады», у театра «Квартет И» на Лесной улице, Российского химико-технологического университета имени Д.Н. Менделеева), в Северо-Восточном округе (у Еврейского музея и центра толерантности, у входа в музей-усадьбу «Останкино», ВДНХ и в других местах, популярных у горожан и гостей столицы).
Перевозчики-нелегалы
Доля нелегального сегмента в такси составляет не более 10-13 процентов. Чтобы это число стало меньше, совместно с ГИБДД регулярно проводятся рейды.
С 2013 года мобильные группы выявили более 26 тысяч нарушений. На специализированные стоянки отправили свыше 13 тысяч транспортных средств, которые занимались нелегальным извозом.
Лучший водитель такси
В 2017 году в Москве впервые прошел официальный конкурс на лучшего водителя такси. Победителями стали представители трех компаний. Они продемонстрировали наилучше навыки вождения, знание города и правил дорожного движения. Соревнования включали два этапа: теоретический и практический. Во время первого водители доказывали, что досконально знают город, последние изменения в правилах дорожного движения, умеют оказывать первую медицинскую помощь. Участники, которые прошли во второй этап конкурса, должны были продемонстрировать навыки вождения. На специальной трассе водители выполняли упражнения «заезд в бокс», «параллельная парковка», «габаритный коридор», «змейка» и другие.
На чемпионате мира по футболу
Накануне Кубка конфедераций ФИФА 2017 года была организована добровольная аккредитация таксомоторных компаний. Ее получили шесть компаний на 766 транспортных средств. К перевозчикам предъявлялись обязательные требования: отсутствие неоплаченных штрафов, автомобили желтого цвета не старше трех лет, оборудованные опознавательным фонарем, цветографической схемой и желтым государственным регистрационным знаком.
На стадионе «Спартак» во время матчей работало более 450 легковых такси. Машины перевезли 1360 пассажиров (10 волонтеров бесплатно).
На чемпионате мира по футболу 2018 года также планируется организовать добровольную аккредитацию таксомоторных компаний. Предполагается, что аккредитацию получат порядка пяти тысяч легковых такси. Машины смогут заезжать на специальные стоянки у стадионов «Лужники» и «Спартак», а также в фан-зоны на Воробьевых горах.
Для водителей организуют курсы по работе с болельщиками. Их должны будут пройти все сотрудники аккредитованных компаний. В программу будет входить краткий курс английского языка, правила оказания таксомоторных услуг, основы поведения на дорогах, общения с клиентами, обслуживания маломобильных пассажиров.
Сергей Собянин поддержал идею организовать курсы английского языка для таксистов. Их предлагают проводить на базе Московского автомобильно-дорожного института. «Требуется примерно восемь часов занятий, и будет, по нашим подсчетам, приблизительно пять тысяч аккредитованных автомобилей», — добавил заместитель Мэра Москвы в Правительстве, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры .
Каршеринг — новый вид общественного транспорта
Система каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей) начала активно развиваться в Москве с 2015 года. Сейчас это полноценный вид общественного транспорта столицы и реальная альтернатива личному автомобилю.
В городе работают 13 компаний — операторов каршеринга (YouDrive, «Делимобиль», Anytime, Car5, BelkaCar и другие). В феврале 2018 года ожидается выход на рынок 14-й компании.
По сравнению с октябрем 2015 года парк каршеринга вырос в 59 раз и сегодня составляет 5,9 тысячи машин. По прогнозам операторов сервиса, в 2018 году парк может вырасти еще в несколько раз и достигнуть 10-15 тысяч автомобилей.
Постепенно расширяются зоны использования сервиса и начала и завершения аренды. Некоторые операторы доступны в городах Подмосковья: Реутове, Долгопрудном, Мытищах, Химках.
В системе каршеринга уже зарегистрированы более одного миллиона человек.
Ежедневного совершается порядка 25 тысяч поездок. За 2017 год машины каршеринга брали в аренду 5,6 миллиона раз.
Средняя стоимость минуты аренды машины каршеринга — восемь рублей, минуты в режиме «ожидание» — три рубля (среднее время поездки — 60 минут). На одной машине каршеринга ежедневно совершается в среднем шесть поездок.
Инвестиции компаний-операторов в развитие системы каршеринга в Москве превысили 1,5 миллиарда рублей.
Автомобилям каршеринга, которые соответствуют требованиям Правительства Москвы, предоставлено льготное право пользования городскими платными парковками. Парковка автомобиля краткосрочной аренды для оператора каршеринга дешевле платной парковки на территории города в среднем на 85 процентов. Для пользователя (или водителя) она бесплатна.
Льготное разрешение выдается на одно транспортное средство сроком на три года (разрешение продлевается каждый год, процедура выдачи сейчас занимает до 10 рабочих дней, услугу планируют перевести в электронный вид).
Для получения льготного разрешения компания (оператор сервиса) должна отвечать ряду требований: предоставлять услуги 24 часа в семь раз в неделю, иметь круглосуточный кол-центр и программное обеспечение для предоставления удаленного доступа к авто. Также ряд требований предъявляется к автомобилям сервиса. Окраска деталей кузова должна иметь оранжевый цвет, а на машинах нанесен логотип проекта «Московский каршеринг». Кроме того, необходимо наличие полиса ОСАГО, оборудования GPS/ГЛОНАСС, а экологический класс двигателей должен быть не ниже «Евро-4». Также установлены требования по максимальным габаритам транспортного средства. Срок с момента производства автомобиля на момент подачи заявления на получение льготного разрешения не должен превышать одного года.
8 августа 2017 года изменилось постановление столичного Правительства «О городской поддержке таксомоторных перевозок в городе Москве». Это дало операторам каршеринга возможность получить субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей.
Для чемпионата мира по футболу 2018 года в Москве участники проекта «Московский каршеринг» планируют адаптировать сервис для иностранцев: доработать интерфейс приложений и упростить регистрацию.
Рассматриваются дополнительные меры поддержки и расширения использования каршеринга. Так, автомобили краткосрочной аренды могут разрешить бесплатно оставлять на городских платных парковках со шлагбаумами. Ключевое условие: закрытые парковки не должны использоваться для длительного отстоя автомобилей каршеринга.
Сергей Собянин одобрил идею использовать в системе каршеринга транспортные средства больших габаритов типа «каблук»: Fiat Doblo, Renault Kangoo, Peugeot Partner, Citroën Berlingo и другие. Это позволит пользоваться сервисом для поездок за покупками в мегамоллы, за город, для перевозки личных вещей. «В порядке эксперимента сделаем это», — сказал Мэр Москвы. По его словам, главное — попытаться соблюсти баланс и не мешать такси и классическому каршерингу.
Благодарности Мэра Москвы
Сотрудники таксомоторных компаний и операторов каршеринга, награжденные благодарностями Мэра Москвы:
— Александр Соловей, водитель ООО «Ритм жизни»;
— Максим Сафронов, водитель ООО «Экспресс-авто»;
— Николай Субботин, водитель ООО «Селигер»;
— Елена Мурадова, управляющий партнер АО «Каршеринг»;
— Станислав Грошов, заместитель генерального директора ООО «Каршеринг Руссия»;
— Юлия Баймлер, управляющий директор ООО «Энитайм»;
— Богдан Коношенко, генеральный директор ООО «Евротранссервис»;
— Василий Баранов, генеральный директор ООО «Твое дело»;
— Владимир Сафонов, генеральный директор ООО «Букет»;
— Геннадий Саная, председатель совета директоров ОАО «6-й таксомоторный парк»;
— Норайр Блудян, директор ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Тама», заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» университета Московского автомобильно-дорожного технического университета.