1. Ознакомление со школой, в которой проводится практика, с проблемами и перспективами её развития; оценка условий обучения и воспитания с точки зрения гигиены, психологии и педагогики
2. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе, уровня умственного, физического, нравственного развития детей , состояния их здоровья, характера взаимоотношений учителя и учащихся на уровне и во внеурочной деятельности .
3. Планирование учебно-воспитательной работы студента на период педагогической практики.
Примерная схема индивидуального плана работы студента в период педагогической практики
Основные направления работы | Мероприятия, проводимые студентом | Календарные сроки проведения | Отметка о выполнении |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Ознакомление с базой практики: беседы с администрацией школы, изучение документов по содержанию обучения (учебные планы, программы, учебники, авторские программы, средства обучения и пр.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение учащихся и класса: наблюдение за учащимися на уроках по своему предмету и уроках других учителей; во внеклассной и внешкольной деятельности. Изучение личных дел обучающихся, классного журнала, проведение бесед с классным руководителем , администрацией, учителями-предметниками, школьным врачом (медсестрой), учащимися. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Планирование работы: изучение плана работы учителя, ведущего предмет по специальности практиканта, плана воспитательной работы классного руководителя. Планирование учебной и воспитательной работы студента на период педпрактики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Учебная работа: посещение уроков учителей (как по предмету своей специальности, так и по другим предметам) и студентов (тема, предмет, класс и дата наблюдения); проведение самостоятельных уроков (тема и сроки проведения каждого). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Внеклассная работа: посещение внеклассных мероприятий, их самостоятельное проведение. По преподаваемому предмету: дополнительные занятия, кружок, факультативное занятие, изготовление наглядных пособий и пр. По текущей воспитательной работе: · Микропоражения коры головного мозга. 8. Сделать протокольную запись урока, придерживаясь следующего плана: · Записать общие сведения: дата наблюдения; школа, класс; место урока в расписании учебного дня; фамилия, имя, отчество учителя: количество учащихся на уроке. · Тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме. · Цели и задачи урока. · Готовность к уроку: Ø Санитарно-гигиеническое состояние кабинета и доски; Ø Наличие наглядных пособий и ТСО, их использование на уроке; Ø Состояние рабочих мест учащихся; Ø Психологическая готовность учащихся к уроку. Схема записи наблюдения урока
9. После урока провести беседу с учащимися с целью установления: · Уяснили ли они новый материал; · Были ли затруднения с его освоением и какие; · Что вызвало интерес школьников на уроке. 10. Дать оценку содержания урока по следующим параметрам: · Соответствие содержания требованиям программы; · Логика подачи материала; · Соответствие содержания основным задачам урока; · Степень воздействия содержания на развитие познавательных интересов учащихся, их чувства и волю; · Воспитательная направленность содержания. 11. Проанализировать серию уроков и изучить работу учителя на них, ориентируясь на следующий план. Выработать соответствующие предложения учителям по совершенствованию их работы на уроке. План наблюдения урока и изучения работы учителя 1. Цель, задачи урока, их реализация (методы, приёмы и средства обучения, используемые учителем, их эффективность); 2. Структура урока; 3. Способы активизации внешней и внутренней учебной деятельности учащихся; 4. Сочетание различных методов обучения; 5. Оригинальные методические приёмы, используемые учителем; 6. Сменяемость видов учебно-познавательной деятельности обучающихся, её оправданность; 7. Воспитательные аспекты урока, пути их реализации (содержание, организация учебной деятельности, воздействие на эмоционально-волевую сферу и пр.); 8. Индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока присутствует, как организуется); 9. Организация дифференцированного подхода на уроке; 10. Работа учителя с домашним заданием (организация проверки выполненного домашнего задания): · на каком этапе урока даётся домашнее задание, насколько удачен выбор времени для него; · характер домашнего задания по форме и содержанию, согласуется ли оно с изучением нового материала и его закреплением, насколько обстоятельно учитель комментирует домашнее задание; · объём домашнего задания (установить из бесед с сильным и слабым учеником, сколько времени потребует выполнение этого задания, проделать это же задание самому студенту-практиканту и зафиксировать время потраченное на его выполнение, определить укладывается ли время, обходимое на выполнение домашнего задания в требования СанПиН); · учёт учителем интересов и склонностей учащихся при определении характера домашней работы, дифференцированный подход к заданию в зависимости от уровня обученности учащихся; · творческий характер заданий: наблюдения, опыты, решение задач несколькими способами, чтение дополнительной литературы, самостоятельность выводов (на основании сравнений, измерений и т. п.), дифференциация заданий в соответствии с особенностями учения (в том числе и с учётом состояния его здоровья), правом выбора и т. д.; 11. Мера самостоятельной работы учащихся на уроке (на каких этапах урока и, как организована; осуществляется ли её дифференциация, если да, то, на каких принципах она основана); 12. Сочетание теоретической и практической работы учителя и учащихся; 13. Использование ТСО (каких, на каких этапах урока, методы активизации познавательной деятельности школьников, соблюдение санитарно-гигиенических норм); 14. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся (виды и типы), учёт и контроль их учебной деятельности, организация самоконтроля учащихся, комментирование отметок; 15. Отношения в системе «учитель-ученик» на уроке. 12. Посетив несколько уроков у одного и того же учителя, проанализировать, как реализуется принцип единства обучения и воспитания в структуре урока, ориентируясь на следующие параметры: Ø Закономерности развития природы, общества, мышления, познаваемости мира; Ø Связь теории с практикой; Ø Ориентация на использование полученных знаний в будущей профессии; Ø Ознакомление учащихся с последними достижениями науки и пр. · Методы обучения: Ø Развития мышления учащихся, их самостоятельности и активности; Ø Формирование качеств творческой личности; Ø Отбор методов обучения; Ø Применение методов обучения для решения конкретных дидактических задач; Ø Использование методов, стимулирующих познавательную активность учащихся; Ø Обретение умений и навыков самостоятельной работы. · Методы проверки и оценки знаний: Ø Формирование ответственного отношения к учению, потребности в самоконтроле; Ø Использование методики взаимоконтроля и индивидуализации учёта знаний; Ø Комментирование ответов и письменных работ учащихся. · Организационные формы обучения: Ø Их чёткость; Ø Следование разработанному плану и педагогическая обоснованность отступлений от него; Ø Соблюдение основных требований дидактики к рациональному использованию времени урока. · Степень активности учащихся на уроке: Ø Вовлечение их в самостоятельную работу; Ø Пробуждение интереса к изучаемому материалу; Ø Формирование самооценки учащихся. · Роль учителя: Ø Его отношение к преподаваемому предмету, к своей профессии; Ø Мастерство педагога; Ø Умение вовлечь учащихся в активный мыслительный процесс; Ø Поддержать пробудившуюся тягу к знаниям и т. д. 13. На ряде уроков провести наблюдение за отношением учителя к слабоуспевающему ученику. Установите, не наблюдается ли следующий стереотип: · Учитель даёт ему меньше времени на обдумывание ответа; · Если услышит неверный ответ, не повторит вопроса, не подскажет, спрашивает другого или отвечает сам; · Иногда «либеральничает» (положительно оценивает неверный ответ); · Чаще, чем сильных учеников, ругает за неправильный ответ; · Реже, чем их, хвалит за правильный ответ; · Реже ему улыбается, не смотрит в глаза; · Реже вызывает. Иногда вообще не работает с ним на уроке. 14. Проанализировать одно из воспитательных дел школы или класса с целью отработки умений планирования и анализа внеклассного воспитательного мероприятия, осмысления его эффективности, поиска своего профессионального почерка в воспитательной деятельности. Для удобства выполнения задания предлагается опираться на примерную схему анализа внеклассного мероприятия. Примерная схема анализа внеклассного мероприятия 1. Общие сведения: · Дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т. д.), кто проводит; · Чем обусловлен выбор темы (классными / школьными традициями, системой воспитательной работы класса / школы, возрастными особенностями учащихся и пр.); · Воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия; · Форма внеклассного мероприятия (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина, коллективное творческое дело (КТД), устный журнал, классный час и т. п.), целесообразность её избрания; · План или сценарий воспитательного мероприятия. 2. Анализ подготовки мероприятия: · Кто является инициатором проведения мероприятия (педагог, сами учащиеся, родители и т. д.) и как оно готовилось; · Учёт интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива школьников; · Формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия. 3. Анализ хода мероприятия: · Насколько убедительно, чётко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия; · Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся, их увлечённость ходом мероприятия; · Результативность мероприятия (овладели ли ученики новыми знаниями, умениями и навыками, изменились ли их личностные качества и межличностные отношения; в чём выразились успехи и какие обнаружились неудачи и ошибки). 4. Общая оценка мероприятия: · Степень достижения поставленных целей и задач; · Причины успехов, неудач и ошибок; · Значение мероприятия для совершенствования межличностных отношений в коллективе, пробуждения интереса к вопросам, которым было посвящено проведённое мероприятие; · Методические ошибки и недочеты, снизившие эффективность мероприятия, возможные способы их устранения; · Выводы и предложения по состоянию и развитию уровня воспитанности школьников и воспитательной работы с ними. 15. Составить конспект внеклассного воспитательного мероприятия, используя приведённую схему: Схема конспекта внеклассного воспитательного мероприятия · Краткая психолого-педагогическая характеристика определённой возрастной группы детского коллектива; · Место и значение мероприятия в общей системе воспитательной работы с данным коллективом; · Обоснование избранной темы и формы воспитательного мероприятия; · Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи планируемого мероприятия ; · Организация подготовки; · Методика проведения; · Оборудование (наглядность, ТСО, оформление, костюмы и пр.); · Литература (для педагога-воспитателя и учащихся). 16. Вместе с детьми отобрать одну из форм внеклассной работы, разработать её содержание и методику проведения, предоставить по результатам проведённого мероприятия его конспект и анализ. Для облегчения отбора возможных вариантов форм внеклассной работы, ниже предлагается примерный их перечень. Примерный перечень форм внеклассной работы с учащимися · 60 минут интересной информации; · Урок исправления ошибок (имеются в виду ошибки в этических нормах и правилах поведения. Разыграть сцену с ошибками, предложив зрителям их выделить и объяснить, затем переиграть её, исправив ошибки); · В стране «Вообразили» (конкурс фантастических проектов и идей); · Интервью с интересным человеком; · Действующая выставка любимых игр и игрушек; · Снежная фантазия (конкурс на лепку фигур); · Творческий калейдоскоп; · Поэтический турнир; · Конкурс буриме; · Это вы можете (творческий марафон); · Путешествие в прошлое; · Час экспромтов; · Встреча с посланцами внеземной цивилизации; · Игра «Мудрейшие»; · Игра «Русская ярмарка»; · «День моды»; · Игра «Что? Где? Когда?»; · Игра «Устами школьника»; · Расскажи мне обо мне; · Арбузник; · Концерт «Ромашка»; · Конкурс КВГ (Кто во что горазд); · Старая сказка на новый лад; · Конкурс живых газет; · Конкурс мультфильмов; · Викторина «За страницами школьного учебника» · «Рыцарский турнир» и т. д. 17. Группе студентов-практикантов подготовить и провести одну из сложных форм внеклассной работы с учащимися по методике КТД /коллективных творческих дел/: · Викторину «Что? Где? Когда?»; · Литературно-художественный аукцион; · «Турнир знатоков» (этикета, науки, искусства, умельцев и пр.); · презентацию любимых книг; · театральную постановку; · литературно-музыкальную композицию; · представление театральных жанров и др. Организация КТД включает в себя следующие этапы: 1-й этап: коллективное целеполагание . Участники определяют тему, цели, задачи предстоящей деятельности, определяют перспективные линии, которые могут стимулировать продвижение дела. Педагогический смысл этапа: выработать у участников убеждение в общественной значимости и необходимости предстоящего дела, вызвать общее увлечение им. 2-й этап: коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материалов, составление вопросов-заданий. 3-й этап: коллективная подготовка дела. Распределение поручений между участниками дела, определение заданий микрогруппам, выбор ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнением заданий и необходимых репетиций. 4-й этап: проведение дела. Конференция, деловая игра , диспут и пр. Содержание и методика проведении дела зависят от его формы, цели и задач, а также от возраста воспитанников. 5-й этап: коллективный анализ. Обсуждение следующих вопросов: что удалось, что не получилось и почему, чему научились, что надо учесть в будущей работе. 18. Изучить опыт работы классного руководителя с родителями. С этой целью: 1. В беседе с ним выяснить следующие вопросы: · считает ли работу с родителями обязательной и необходимой частью своих должностных обязанностей; · в чём видит смысл работы с родителями; · какие формы и методы работы с родителями использует; · привлекает ли родителей к осуществлению воспитательной работы с классом; · ведётся ли психолого-педагогическое просвещение родителей, какие формы, методы и приёмы для этого используются; · какая помощь оказывается многодетным семьям в воспитании детей; · как классный руководитель работает с семьями, не обеспечивающими воспитания; · как часто собирается родительский комитет, какие вопросы он решает, имеет ли он возможность влиять на «трудных» родителей; · в чём видит трудности в работе с родителями и как их разрешает. 2. По возможности посетить и провести наблюдение за ходом родительского собрания, собирая материал для ответа на следующие вопросы: · число родителей, присутствовавших на собрании, их отношение к численности класса (все, большинство, меньшинство, малая часть); · проблемы, которые учитель поставил перед родителями; · заинтересованность родителей на собрании, их активность; · стиль взаимоотношений учителя с родителями и родителей друг с другом; · формы и методы работы учителя с родителями. 19. Посетив несколько уроков других студентов, определите, к какой модели можно отнести их общение с детьми: · Педагог возвышается над классом, «парит» в мире знаний, он отстранён от обучающихся, которых рассматривает в качестве объекта своей деятельности. Он мало интересуется учениками, контакта с классом нет, учащиеся пассивны и безынициативны. · На лицо дистанция – педагог подчёркивает своё превосходство, не обучает, а только сообщает информацию; сотрудничества между ним и обучающимися нет; отношения снисходительно-покровительственные, обратная связь отсутствует. На уроке царит равнодушие. · Строит отношения избирательно: либо с сильными, либо со слабыми. · Слышит только себя, поглощен своими мыслями, не чувствует партнёра. · Действует по плану, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства, но то, что спланировано, не всегда осуществимо. · Учитель – инициатор процесса, пресекает инициативу учащихся. · Учитель мучается сомнениями, копается в себе: правильно ли его понимают. · Преобладают дружеские характеристики. · Учитель тактичен, искренен, заинтересован в успехе учеников, он открыт для общения, поощряет инициативу и самостоятельность учащихся. 20. Проведите самооценку сформированности умения анализировать урок, отвечая на следующие вопросы: · Умеете ли Вы ставить цели и задачи при анализе урока? · Помогает ли Вам данный вид аналитической деятельности оптимально строить стратегию последующих действий, вносить коррективы в свой опыт? · Что вызывает у Вас трудности при анализе урока: Ø Наблюдение; Ø Осмысление; Ø Фиксация; Ø Оценка сценария урока · Умеете ли Вы оценить урок как целостное явление и одновременно видеть его многоаспектность, т. е. уровень решения образовательных, воспитательных, развивающих задач? · На чём Вы концентрируете внимание, анализируя урок: Ø На подаче нового материала; Ø На работе учащихся; Ø На поддержании рабочей дисциплины; Ø На соблюдении хронометрических параметров урока · Проводите Вы анализ урока поэтапно (опрос, изложение нового материала, закрепление и т. д.) или на основе непосредственного содержания действий учителя и учащихся? Напишите о наиболее актуальных для Вас проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе практики (IV курс). 1. Из этих проблем выберите наиболее значимую для Вас и подробно опишите ситуацию, в которой эта проблема возникла. Эта проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т. д. В описании ситуации сформулируйте предположения о причинах, вызвавших данную проблему, охарактеризуйте действия учителя по разрешению проблемы и реакцию на них учащихся, выскажите мнение об эффективности предпринятых действий, дайте прогноз дальнейшего развития ситуации, сформулируйте выводы. 2. Выберите одного из «проблемных» (в аспекте дисциплины и/или успеваемости) учащихся, проведите психолого-педагогическую диагностику для выявления причин девиантного поведения или низкой успеваемости, разработайте план организации его педагогического сопровождения и предпримите попытку его реализации. Представьте результат рефлексивного осмысления проведенной работы с данным учащимся. 3. Разработайте презентацию по практике, в которой укажите цели, задачи и этапы прохождения практики, анализ степени достижения поставленной цели и решения задач, отразите ключевые моменты практики, сформулируйте выводы. Отчётные материалы о выполнении заданий практики по педагогике 1. Общие сведения : · Фамилия, имя, отчество студента; · Факультет, курс, группа; · Место прохождения педагогической практики (краткие общие сведения о школе – см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 1-й); · Класс, с которым работал студент, (краткая записка о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. уровне развития и состоянии здоровья учащихся, характере их взаимоотношений с учителями, педагогами дополнительного образования и воспитателями). Содержание записки подтверждается собранными в приложении материалами наблюдений и изучения данных вопросов ; · Сроки прохождения практики. 2. Индивидуальный план работы студента (указываются ФИО) в период педагогической практики и понедельные планы-сетки (см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 3-й). Планы подтверждаются отметками о выполнении намеченного, и заверяется руководителем практики: · План выполнен полностью; · План выполнен частично (указать, что не выполнено и по какой причине); · План не выполнен (указать причину невыполнения и отметить, какая же работа была проведена за время педпрактики). 3. Справка о проведении учебной работы в период педагогической практики, в которой указывается: · Общее количество посещенных уроков, из них Ø По предмету специальности студента, в том числе у других студентов; Ø По другим предметам в своём классе. (Прилагаются материалы выполнения предложенных преподавателем педагогики заданий по дидактике - см. раздел «Примерные задания, предлагаемые студентам во время практики» №№ 8-13). · Общее количество самостоятельно проведённых уроков, в том числе с использованием различных ТСО; · Освоение ТСО в период педагогической практики
· Перечень изученных за время практики учебных программ, планов, учебных, учебно-методических и методических пособий по предмету преподавания. Краткие педагогические выводы, сделанные на основании изучения. · Работа в учебном кабинете с дидактическими материалами и наглядными пособиями: Ø Какая работа проводилась в учебном кабинете (оформление методических стендов, систематизация дидактических материалов, составление картотеки кабинетной литературы и т. п.); Ø Изготовление, ремонт или систематизация наглядных пособий с привлечением учащихся: плакаты, диаграммы и графики, схемы, макеты, модели, рисованные фильмы по предмету и т. п.; Ø Подбор, систематизация и изготовление дидактических материалов: карточки индивидуальных заданий по различным темам; кроссворды; текстовые подборки; нестандартные задачи; проблемные задания; примерные темы сочинений, рефератов, проектов и пр. · Конспект одного своего урока и его самоанализ; · Анализ одного из уроков студентов. Урок по _________________ в ___ классе ___ ГОУ СОШ № _____ студента(ки) _______________, курса ___, ф-та __________ ГОУ ВПО МГПУ дата проведения ______________. · Тема урока; · Цель и задачи урока; · Структура урока; · Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО); · Использованная литература. Примерная схема общедидактического анализа урока 1. Подготовка учителя и ученика к уроку: · Наличие у учителя плана урока и его качество (определены ли цель и задачи урока, как они решаются в течение урока, всё ли план предусматривает, правильно ли распределено время по отдельным видам работы, как раскрыта связь данного урока с предыдущим, в какой мере соблюдены логическая связь и последовательность всех частей урока); · Подготовлен ли своевременно весь необходимый материал; · Готовы ли учащиеся к уроку (наличие у них необходимых учебных пособий , тетрадей, карт, ручек, карандашей и т. п.); · Удовлетворение требованиям СанПиН к организации обучения (обеспечение чистоты в классе, состояние классной доски и освещённости, соблюдение воздушно-температурного режима, соответствие размещения учащихся в классе состоянию их здоровья, контроль за рабочей позой учащихся, способы поддержания работоспособности обучающихся). 2. Содержание урока: · Ясность цели данного урока, способы доведения её до сознания учащихся; · Научность изложения учебного материала, правильность и точность сообщаемых данных, обобщений, выводов; · Логическая стройность, систематичность и последовательность раскрытия темы; · Связь с современностью, показ учащимся конкретных примеров взаимосвязи теории и практики; · Соответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся; · Соответствие содержания урока на поставленным воспитательным задачам, какие чувства и интересы у учеников оно возбуждает; · Развивающие аспекты отобранного на урок учебного материала, их соответствие поставленной развивающей задаче. 3. Методы обучения: · Организация опроса и повторения ранее пройденного на уроке: − Направлены ли поставленные вопросы на проверку базовых знаний; − Стимулирует ли постановка вопросов учеников к самостоятельному размышлению и творческой работе; − Способы привлечения внимания и заинтересованности учащихся к ответам одноклассников во время опроса; − Логическая последовательность выдвигаемых вопросов и заданий; − Способствует ли опрос лучшему пониманию и закреплению учебного материала. · Методы, применяемые учителем для сообщения новых знаний, их соответствие целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям школьников; · Какие виды и формы познавательной деятельности обучающихся использовались на различных этапах урока, частота их смены и способы активизации познавательной деятельности; · Приёмы проверки и закрепления вновь приобретённых знаний, их педагогическая целесообразность и соответствие дидактическим и методическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам; · Использование наглядности на уроке: − Соблюдается ли мера в использовании наглядности; − Соответствует ли применение наглядности дидактическим правилам её использования; − Удовлетворяют ли используемые средств наглядности требованиям эстетического воспитания личности. · ТСО на уроке: − На каких этапах урока и, с какой целью используется; − Как влияет на состояние познавательной деятельности учащихся: обеспечивает ли облегчение осмысления и усвоения учебного материала; стимулирует ли познавательную активность школьников; − Соблюдаются ли требования СанПиН к использованию ТСО в процессе обучения. · Самостоятельная работа учащихся на уроке, её связь с содержанием урока, использование учебника в организации самостоятельной работы, объём времени урока, занимаемый самостоятельной работой школьников. · Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке: методы и приёмы организации, этапы урока, цели и задачи осуществления, эффективность их решения. · Задание на дом: − Объём задания (соответствие требованиям СанПиН по временным затратам на выполнение заданного); − Характер задание (репродуктивное или творческое; письменное или устное; единое для всех или дифференцированное; обязательное или по выбору и т. п.); − Инструктаж учителя о порядке его выполнения; − На каком этапе уроке дано домашнее задание, как это сделано. 4. Поведение учащихся на уроке: · Интерес к содержанию урока и его понимание; · Активность учащихся на уроке: наличие у них вопросов к учителю и их содержание; · Дисциплина и способы её поддержания. 5. Поведение учителя на уроке: · Умение владеть классом, контакт с учащимися, последовательность в выполнении предъявляемых к ним требований; · Педагогический такт (доброжелательное отношение к учащимся, уважение к их достоинству и т. д.); · Речь учителя, её логичность, доказательность, чёткость, грамотность, образность, эмоциональность, темп и пр.; · Мимика, жесты, пантомимика, их выразительность и педагогическая целесообразность; · Естественность поведения и свобода перемещения, зависимость учителя от конспекта; · Руководящая роль учителя на уроке, способы её осуществления. 6. Результаты урока: · Достигнуты ли цели и задачи урока, выполнен ли намеченный план; · Какие задачи урока не удалось решить и почему, что не получилось выполнить и каковы причины этого; · Качество знаний учащихся: − Их глубина и прочность; − Усвоена ли основная идея урока; − Умеют ли учащиеся правильно отвечать на вопросы «почему?», «каким образом?», «что из этого следует?»; − Какие выводы умеют делать ученики из учебного материала урока; − Какая часть урока лучше запечатлелась в их памяти, чем это можно объяснить. · Воспитательное и развивающее значение урока. · Возможности проведения урока по данной теме другими, наиболее рациональными способами. 4. Справка о проведение внеклассной работы с учащимися : · Формы внеклассной работы, в которых практикант принимал участие
· Анализ внеклассного мероприятия сокурсника (см. схему анализа); · Сценарий своего внеклассного мероприятия (см.схему конспекта внеклассного воспитательного мероприятия); · Самоанализ проведённого студентом внеклассного мероприятия (даётся самоанализ того мероприятия, сценарий которого он представляет); · Знакомство с работой классного руководителя
|
студента — практиканта
____группы ___ курса
факультета Технологии и Предпринимательства
_______________________________
проходящего педагогическую практику в
___________________________________
в период с ___________ по ___________
С _______— ___ года по _______— ____года я проходил практику в ____________________________.
1. Отчет по педагогической практике — выполнение плана
В ходе педагогической практики я познакомился с направлениями воспитательной работы школы и организацией педагогического процесса в современных условиях.
Как учитель закрепил и углубил теоретические знания, полученные в ходе психолого-педагогических и специальных дисциплин. Овладел содержанием, формами и методами воспитательной работы по предмету и в коллективе, классе, умениями и навыками анализа организации содержания и результатов педагогического процесса.
Усвоил методы и приёмы планирования деятельности учителя.
В ходе практики совершенствовал такие профессиональные умения как: изучение личности ученика, его возрастных и индивидуальных особенностей, изучение классного коллектива, изучение особенностей классного руководителя, коллектива и воспитательной работы, с учётом индивидуальных и групповых особенностей учащихся класса.
Также учился планировать содержание и методы по руководству учебной и внеклассной воспитательной деятельности школьников; организацию, ход и результат деятельности классного руководителя и учителя по специальности своей педагогической деятельности.
За период прохождения педагогической практики я считаю, что план я выполнил. Были некоторые отклонения плана в посещениях уроков, но это время я тратил на подготовку к проведению уроков и классных часов.
Так же я тратил время на помощь учителю технологии в подготовке материала для уроков, оказывал помощь в проведении классных часов, помощь в проведении других общешкольных мероприятий по заданиям педагога организатора и зам. директора по воспитательной работе.
2. Количество посещённых занятий, их обсуждений
3. Отчет по педагогической практике — основные результаты посещений
Посещая уроки, я наблюдал за учениками, их поведением и отношениями в классе. Наблюдал, как дети готовятся к урокам, выполняют домашнее задание, работают на уроке, в каких отношениях с учителями, как учителя относятся к ученикам.
Пронаблюдать какие методы применяют учителя в обучении учащихся на уроках. Всё это позволило мне сделать выводы об отношениях в классе между учениками, в общем, и отношении каждого ученика к учёбе и классу.
Посещая внеклассные мероприятия, я так же наблюдал за учениками и их поведением. Это мне позволило сделать выводы о поведении учеников во внеурочное время. На родительском собрании я познакомился с родителями учеников, побеседовал с некоторыми, составив представление о семейном положении и об отношениях в семье.
Посещая кружок «Умелые руки» я посмотрел, какие изделия изготовляют дети на кружке. Беседовал с детьми об их работе, и подсказывал правильность выполнения операций.
Проведя внеклассные мероприятия, я смог составить общую картину о работе школы, о своих учениках.
4. Отчет по педагогической практике — основные дидактические задачи
Задачи, решаемые в период педпрактики, полученные результаты
В период прохождения практики я ставил перед собой следующие задачи:
- Познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе.
- Познакомиться с особенностями работы учителей.
- Освоить педагогические формы взаимодействия с учениками.
- Применить приобретённые знания на практике.
- Научиться планировать и анализировать свою деятельность.
- Овладеть навыками грамотно, понятно и логически верно преподносить новый материал.
- Ознакомиться с опытом учителей и перенять наиболее эффективные приёмы и методы обучения.
- Получить навыки индивидуальной работы с учащимися.
- Научиться планировать работу классного руководителя, выполнять все его функции.
Я считаю, что за период прохождения педпрактики все поставленные мной задачи я выполнил.
5. Какие уроки проходили более удачно и почему?
Каковы были затруднения в урочной работе и их причины?
В ходе проведения уроков я сталкивался с затруднениями на первых занятиях из–за того, что я не знал учащихся по именам, их индивидуальных особенностей личности, их индивидуальных возможностей и знаний.
Так же были затруднения из-за моего небольшого волнения, я иногда сбивалася в ходе рассказа. В начале всех первых уроков были затруднения с дисциплиной учащихся, но по ходу урока эти затруднения решались, так как ближе познакомившись, мы с учениками находили общий язык.
Последующие уроки прошли отлично. Я, уже знал нарушителей дисциплины, пресекал их нарушения. Знал имена учеников и их отношение к предмету, знание предмета, способности учеников, что облегчило мне общение с ними и распределение индивидуальных заданий.
6. Какие изготовлены наглядные пособия
Были изготовлены технологические карты, плакаты, сигнальные карточки, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты.
7. Отчет по педагогической практике — внеурочная работа — анализ
За время прохождения практики мной было организовано и проведено одно внеклассное мероприятие по технологии: «Своя игра». Были проведены классные часы на темы: «Языковой паспорт говорящего», «Мир профессий», «День матери». Конкурс «Милая снегурочка».
Классный час на тему: «Мир профессий»
- Оказание помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии.
- Воспитание профессионально-правовой культуры личности старшеклассника.
- Воспитание гражданской позиции школьников.
Анализ проведенного мероприятия
Тема, как мне кажется, актуальна во все времена, так как восьмиклассники уже задумываются над тем, куда пойти учиться и кем быть.
На мой взгляд, проведенное мероприятие помогло ребятам более точно определиться с выбором дальнейшей профессии. Они активно участвовали, подбирали материал, высказывали охотно свое мнение по поводу данной работы.
Поэтому эта тема актуальна и ценна с образовательной точки зрения для учеников старшего звена. Данное мероприятие содержит не так много материала для нравственного становления учащихся, для лучшего понимания вопросов морали, что, несомненно, является доминирующим направлением их развития на данном возрастном этапе.
Но зато исторические факты, освещаемые данным мероприятием, очень полезны для расширения общего кругозора учащихся, т.к. этот вопрос почти не рассматривается в школьном курсе истории. В процессе подготовки содержится много возможностей для творческого проявления личности каждого ученика, для сплочения коллектива и развития его самостоятельности и активности, что очень важно для данного коллектива.
Дисциплина в продолжение всего мероприятия была хорошая.
В процессе подготовки и проведения мероприятия детьми овладел дух соревнования: кто лучше представит свою профессию.
Цель мероприятия достигнута. Его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность заключается в том, что ребята действительно еще больше сплотились в ходе проведения и, особенно, подготовки мероприятия, узнали много нового, многому научились в совместной работе.
При подготовке и проведении мероприятия невысокая активность некоторых учащихся несколько снизила воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым.
Я думаю, что в будущем подобные мероприятия также будут вызывать интерес и инициативу у ребят данного класса, поэтому я бы посоветовал классному руководителю проводить такие мероприятия в дальнейшем.
Так же я оказал помощь классному руководителю во внеклассном мероприятии, посвященном Дню матери. Необычность его проведения в том, что все ребята принимали в нем участие, желающие заняли роли ведущих, остальные вмести со своими родителями охотно приняли участие в игре. Всех ребят наградили памятными подарками.
Мною было проведено внеклассное мероприятие по предмету «Своя игра»
Цель работы: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.).
- Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
- Расширение кругозора.
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе мероприятия, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
- Совершенствование сочетания индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
На мой взгляд, все получилось удачно, не зря мы вместе с ребятами к нему так тщательно готовились, оформляли зал. Все участвовали с большим желанием.
Цель достигнута, задачи решены. Отчет по педагогической практике составлен
8. Какая проводилась научно исследовательская работа?
Во время педагогической практики я провел исследование здорово сберегающих особенностей организации и проведения занятий по проектированию и изготовлению устройств для профилактики заболеваний школьников в условиях школьной мастерской.
9. Участие в других видах работы
Во время проведения в школе вечеров я помогал дежурить на вечерах.
10. Отчет по педагогической практике — общие выводы
За время прохождения практики я попробовал себя в качестве учителя технологии. Пытался проводить уроки что, по словам учителя и собственного самоанализа, получалось не плохо, хотя мне ещё нужно набраться опыта и немного смелости.
Также мне нужно поработать над применением эффективных методов обучения учащихся. Это заключается в том, что у школы не хватает средств на приобретение материалов и оформление кабинетов. Внеклассная работа с классом прошла отлично. Все проведённые внеклассные мероприятия прошли как бы «на одном дыхании». Мне удалось найти подход к классу, и дети слушались и выполняли все мои поручения.
Я заметил в них один недостаток: после уроков все спешат домой. Но когда начинаешь проводить мероприятие, эта проблема отпадает сама собой и уже не слышно выкриков «Хочу домой».
Предложение вузу по педпрактике: сделать практику более продолжительной и уменьшить объём отчётности по практике. Заполнение большого количества дневников мешает, отвлекает от учебного процесса и внеклассной работы.
Но в целом пожелать хочется творческих успехов всем!
Отчет о педагогической практике
В период с 17 февраля по 16 марта 2014 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Дальнинская СОШ».
Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.
Основными целями прохождения практики являлись:
Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
Развитие собственных педагогических способностей;
Овладение современными технологиями обучения и воспитания;
Освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;
Научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.
В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.
В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.
Специальность «030100 - Информатика» Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета
Андреева Светлана Николаевна.
Отчёт о педагогической практике студентки 6 курса в 7-х классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (с 27.09.2013 г. по 19.01.2014 г.)
В период с 27.09.2013 г. по 17.01.2013 г. я, Андреева Светлана Николаевна (фото 1) проходила педагогическую практику на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края в 7-х классах. Коллектив данного общеобразовательного учреждения, оказался очень добрым, отзывчивым, искренним, творческим и позитивным (фото 2).
В процессе педагогической практики, согласно плана посетив уроки, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей школы, который помог мне вырабатывать творческий, исследовательский подход к моей будущей профессиональной деятельности.
Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и тематическим планом, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).
В ходе педагогической практики, я научилась ставить конкретные цели каждого урока, и формулировать учебные задачи, обоснованно конструировать и реализовывать выбранные объём, логическую структуру, выбирать различные типы уроков, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, различая их частные и общие цели, организовывать деятельность учащихся на уроке, управлять ею и оценивать ее результаты.
Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики (фото 3) присутствуют одиннадцать компьютеров, девять из которых находятся в рабочем состоянии, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.
Основными целями прохождения практики являлись:
- закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
- получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
- развитие собственных педагогических способностей;
- овладение современными технологиями обучения и воспитания;
- научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников в 7-х классах (фото 4). Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя - это огромный труд, искусство и педагогические знания.
В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя в 7 “a” классе (фото 5). Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.
Во время прохождения практики меня очень сильно интересовала жизнь школы в целом. Мне пришлось немного отклониться от плана практики. Это мне позволило увидеть много интересного. Я с интересом побывала на занятиях кружка “Казачий двор”, который посещают дети 7 “a” класса, здесь был показан “Обряд сватовства” (фото 6). Меня очень заинтересовал элективный курс в 3 классе “Образовательная робототехника”, где ребята с интересом слушают о создании робототехники, о видах роботов, воспроизведение звуков и управление звуком, о движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания и многое другое.С наибольшим интересом ребята во время элективного курса увлекаются программированием и функционированием робота. Меня так увлекло занятие робототехникой, что я просто не смогла удержаться и сама решила, вмести с ребятами собрать очередную модель робота (фото 7, 8, 9, 10).
Мною были проведены:
- 24 урока информатики в 7-х классах: из них 2 зачетных;
- Викторина “Лучший информатик”.
- Игра “КВН по информатике”
- Новогоднее представление “Восточная страна”
- Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности подростков”.
- Классный час на тему “Как избежать конфликта в семье”.
Мною были подготовлены:
1. Отчёт о педагогической практике;
2. 12 планов-конспектов проведенных уроков;
3. письменный педагогический анализ одного посещенного урока;
4. 2 сценария мероприятия по информатике;
5. сценарий классного часа;
6. дневник педагогической практики;
7. индивидуальный план с отметкой методиста о его выполнении;
8. психолого-педагогическая характеристика класса;
В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
07.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована викторина «Лучший информатик» (фото 11). Основные цели мероприятия - проверка знаний учащихся по математике и информатике, популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, развитие у учащихся командного духа, навыков общения и совместной деятельности, привитие интереса к информатике как элементу общечеловеческой культуры.
Передо мной стояли следующие задачи: создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены в ходе викторины, большую помощь в этом оказало применение ИКТ. Всё мероприятие проходило на высоком эмоциональном уровне, все учащиеся команд активно приняли участие в викторине. Засядько Ирину заинтересовал 1 тур викторины «Математическая разминка», Сахно Ивану и Беднову Вячеславу понравился 2 тур викторины конкурс капитанов «веселые вопросы», Исаджиевой Сабринее и Авторхановой Индире понравился 3 тур викторины «Занимательные задачи», особенно интересным для всех ребят, принимающих участие в викторине, оказался 4 тур викторины «Инфомарофон». В конце викторины каждый участник получил сладкий приз, так как победила дружба.
24.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована игра «КВН по информатике» (фото 12). Основные цели - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики.
Задачи: развитие памяти, эрудиции, творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитание у учащихся взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели.
Для игры участникам команд были предложены карточки для разминки, задание для капитанов (Камышанов Андрей и Лукьянцов Константин), вопросы для конкурса «Кто кого» (Николайчук Андрей и Гнездилов Иван), рисунок для творческого конкурса (Исаджиева Сабрина и Логвинова Анастасия, вопросы для болельщиков.
В творческом конкурсе рисунков нарисованный с помощью графического редактора Pain был лучшим признан рисунок Исаджиевой Сабрины (фото 13).
Самой дружной командой оказался 7 класс, который стал победителем игры «КВН по информатике».
14.01.2014г.на одном из зачетных уроков (фото 14, 15, 16) в компьютерном классе был проведен урок познаний в 7-м классе «Документ как информационный объект». Основной целью данного урока познаний было познакомить учащихся с новыми терминами, сформировать навыки использования компьютерной техники, развивать творческие способности, внимание, память, логическое мышление, интерес к современным информационным технологиям, воспитывать творческое восприятие мира через технические средства обработки документальной информации. На уроке использовалась презентация по данной теме урока.
Учащиеся всего класса приняли активное участие в уроке познаний. На уроке учащиеся вспомнили прекрасную пору - это пору детства, когда появившийся на свет младенец такой маленький, беззащитный и беспомощный. Он не умеет ни говорить, ни ходить. Мы с ребятами на уроке выяснили, какой самый первый в жизни и очень важный документ, только что родившийся малыш получает? (СВИДЕТЕЛЬСТВО)
Затем мы с ребятами поняли, что существуют и другие немало важные документы, которые удостоверяют личность при достижении 14-летнего возраста (ПАСПОРТ), а также существуют другие документы, которые содержать необходимую информацию (СПРАВКА ОТ ДОКТОРА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, ДИПЛОМ, АТТЕСТАТ и другие). Ребята благодаря этому уроку познаний запомнили, что документы принято оберегать от воды и от огня, от порчи и расхищения, так как они являются источниками информации, хранят исторические, технические, медицинские и другие данные. В документах содержатся текстовые, числовые и графические данные.
Учащиеся класса на уроке познаний познакомились с такими новыми терминами, как документ и электронный документ.
Для того, чтобы на уроке познаний ребята почувствовали себя настоящими программистами я им предложила поработать над интересными электронными заданиями за компьютером. Ведь многие из них понимают, что для того чтобы научиться работать за компьютером, необходимо владеть всеми его устройствами.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.
Федеральное агентство по образованию
Балашовский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского»
Факультет математики, экономики и информатики
Кафедра физики и информационных технологий
Отчет по практике
Вид практики: педагогическая практика.
Сроки прохождения: 6.02.12 по 17.03.12
Место прохождения практики: МОШИ Л-Интернат г. Балашов
Выполнил: студент 142 группы
Митрафанов Алексей Александрович
Методист:
Олимов Айдар Анварович
Балашов 2012 г.
Тема: «Циклы с условиями».
1. Обучающая: Сформулировать у учащихся общие понятие об циклах с условиями.
2. Развивающая: Развить в учащихся внимательность, заинтересованность.
3. Воспитательная: Воспитать в учениках взаимное уважение в коллективе.
Ход урока
Этапы урока Дидактические задачи |
Объяснение преподавателя |
Способы обучения |
Инструменты |
обучения |
|
Организационный момент (приветствие, психологический настрой) |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто дежурный? Кто отсутствует? |
приветствие вопрос- |
классный журнал, ручка |
коллективная |
|
Актуализация знаний (вспоминание пройденного материала, проверка домашнего задания) |
Ребята, на прошлом уроке мы проходили тему «Циклический алгоритм. Оператор цикла с параметром.». Вопросы:
|
наблюдение |
коллективная |
||
Объяснение нового материала |
Циклы с параметрами. Иногда заранее известно, сколько раз надо повторять цикл, но известно, что он должен выполняться, пока справедливо некоторое условие. 1. while <условие> do <оператор>; пока делать условие— логическое выражение оператор Принцип работы:
2. Цикл с последующим условием repeat <операторы> until <условие> повторять до тех пор пока условие— логическое выражение операторы Принцип работы:
|
пояснение |
коллективная |
||
Закрепление пройденной темы (вопросы) |
Вопросы:
|
коллективная |
|||
Рефлексия (практическое закрепление пройденной темы) |
Ребята, а теперь займите свои рабочие места, и давайте совместно составим программу циклического алгоритма с предварительным условием: З А Д А Н И Е: Составить блок схему, а после написать программу на выражение y=x 2 , в котором х=1…8, . 1. Программа: Program P1; Uses crt; Var x:integer; y:real; while (x<=8) do y:=sqr (x); writeln (‘y:=’,y); |
наблюдение |
компьютер |
индивидуальная |
|
Домашнее задание |
оповещение |
коллективная |
|||
Итог урока (вынесение итоговых оценок за урок) |
На этом уроке мы познакомились с циклами, узнали их разновидности. Составили программу с использованием циклов с словиями. |
оповещение |
индивидуальная |
Тема: Циклы с условиями.
Цели урока:
обучающая: формирование знаний и умений в области составления циклов с условиями; сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием циклов с условиями;
воспитательная : воспитание интереса к изучаемой дисциплине; самостоятельности и ответственности, умение находить решение на поставленные задачи.
развивающая : развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.
Тип урока: Практическая работа
Оборудование: персональные компьютеры, компьютер для демонстрации, мультимедийная доска, файлы с практической работой.
План урока.
I . Организационный момент.
II . Постановка целей и задач.
III. Повторение пройденного материала.
IV. Решение задач.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов.
ХОД УРОКА.
I .Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II . Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Цикл с параметром”
Сегодня на уроке мы с вами:
Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.
Научимся составлять условия к различным задачам;
Научиться составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.
III . Повторение пройденного материала.
- 3. Цикл с предварительным условием
while <условие> do <оператор>;
пока делать
условие— логическое выражение
оператор— любой оператор, в том числе и составной.
Принцип работы:
- Проверяется истинность условия
- Если условие истинно выполняется оператор
- Цикл работает, пока условие не станет ложным .
1. Цикл с последующим условием
repeat <операторы> until <условие>
повторять до тех пор пока
условие— логическое выражение
операторы— любое количество любых операторов, в том числе и составной.
Принцип работы:
- Выполняются все операторы между repeat и until
- Проверяется ложность условия
- Цикл работает, пока условие не станет истинным .
IV . Решение задач.
Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0
Writeln(‘ введите число’);
While i<>0 do
Writeln(‘ введите число’);
Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0
Writeln(‘ введите число’);
Writeln(‘ введите число’);
V . Домашнее задание.
Составьте программу, запрашивающую рост очередного школьника и вычисляющую после завершения медосмотра средний рост прошедших осмотр. Количество школьников, подлежащих медосмотру заранее не известно.
VI . Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами:
Повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.
Научились составлять условия к различным задачам;
Научились составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.
Самоанализ урока информатики в 9в классе средней школы №7 города Балашова
Выполнил: Цыплаков А А.
Тема урока: «Цыклы. Цыклы с параметром»
Образовательные задачи: продолжить формировать знания алгоритмической структуры «цикл с параметром», принцип работы оператора FOR, умения и навыков программирования цикла «ДЛЯ», обеспечить усвоение работы алгоритма суммирования, сформировать навыки решения задач на поиск суммы.
Развивающие задачи: развитие умения выделять главное, формирование умений сравнивать, развитие самостоятельности мышления, формирование умения преодолевать трудности, развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей, внимания, мыслительных умений, перенос знаний и умений в новые ситуации. Применение своих умений на практике.
Воспитательные задачи: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение следующих вопросов: товарищество, этические нормы поведения, уделять внимание эстетическому воспитанию, умение работать в паре и группой.
Тип урока: практическая работа, как возле доски так и на компьютере. Одну задачу мы разобрали возле доски вместе с классом, другую класс решил сам. Содержание учебного материала соответствовало дидактической цели, требованию программы, уровню образования в общеобразовательной школе. Материал выдан в соответствии с современным уровнем развития науки, базовым профилем обучения.
Методы обучения полностью соответствовали дидактической цели урока, требованиям программы, уровню образования общеобразовательной школы.
На уроке была создана ситуации выбора типа, вида, формы задания. Обеспечение оптимального сочетания репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: На уроке я сочетал групповые, парные и индивидуальные формы организации учебной деятельности. Обеспечивал включенность каждого ученика в активную практическую деятельность.
Средства обучения: на уроке была использована обычная доска, что позволило наглядно показать решение задачи цикла с параметром, объяснить непонятное учащимся и дать им возможность активно принимать участие в процессе решения задачи.
Так же использовалась интерактивная доска, с помощью которой учащиеся могли сравнивать правильность написания программы.
На уроке учащиеся пользовались компьютером. По два человека за одним компьютером, что позволило им самостоятельно составить программу на языке Pascal.
Организация обратной связи: При решении задач я подходил к каждому ученику, смотрел правильность написания программы, указывал на ошибки и помогал по просьбе учеников. Таким образом была полностью реализована обратная связь.
Время урока: было плохо спланировано. Я не успел дать третью задачу из запланированных, а вторую не все успели дописать. Темп урока был умеренным, ученики нехотя работали.
Психологический климат на уроке: на уроке царила дружественная атмосфера среди учеников. . Дисциплина не нарушалась По моей просьбе выйти к доске отозвался всего один ученик, другие опускали глаза и без охоты записывали примеры в тетрадь. Класс был медлителен, не все слушали меня. Один ученик пререкался и переписывал домашнюю работу. Увидев это, я закрыл его тетрадь и отложил в сторону. После чего ученик сел за компьютер.
Коммуникативная и организаторская грамотность студента:
На мой взгляд урок был проведён не очень хорошо. ученики не сразу понимали, что от них хотят.
Выявленные недостатки и пути их преодоления: У меня не хватило времени на решение третьей задачи. Вторая задача была интересна, но немного запутанна. Было плохо слышно с последней парты моя речь. Отсюда вывод: мне нужно грамотнее распоряжаться временем урока и давать на самостоятельную работу менее запутанную задачу. Громче и чётче говорить.
Анализ внеклассного мероприятия.
Я выбрал эту тему потому что близился праздник «Международный женский день». И я решил составить сценарий к празднику и подготовить поздравительную презентацию.
Цели:
- Создание условий для духовного общения детей и родителей;
- Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- Формировать у детей и родителей позитивных семейных ценностей.
Форма проведении — конкурсы.
Место проведения - класс мамтематики. Помещение было красочно оформлено. Было музыкальное и мультемидийное сопровождение.
Учащиеся активно приняли участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к моим поручениям и их выполнениям. Проводимое мероприятие было рассчитано на 1 час и время этого мероприятия не вышло за свои рамки.
В ходе проводимого мероприятия учащиеся активно принимали участие, но не во всех конкурсах. Затруднение вызвал конкурс «знатоки», видимо не все учащиеся знали интересы своих мам. В зале царила напряжённая атмосфера, так как все переживали за свои команды.
Ценность данного мероприятия состоит в сближении детей со своими мамами, улучшению их взаимоотношений и просто дать детям и их мамам возможность отдохнуть таким образом.
Анализ рабочей программы педагога
- Общие сведения о программе :
1) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
2) Рабочая программа по информатике и ИКТ
4) Преподаватель: Чуприн Валерий Владимирович
2. Анализ полноты представленности каждого структурного элемента рабочей программы:
1) Титульный лист:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Рассмотрено на заседании методического объединения, согласовано зам.директора по УВР, Утверждаю Директор МОУ СОШ №7.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
Чуприн Валерий Владимирович
Г.Балашов
2011-2012 у.г.
2) Пояснительная записка:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области» 9класс
Информационные процессы, информационные технологии, информационная модель, информационные основы управления
Актуальность программы определена тем, что навыки использования средств информационных технологий, являющиеся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» входит в образовательную область «Математика».
Цели предмета для каждой ступени обучения:
1. Умение работать с различными видами информации с помощью компьютера
2. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и эстетических аспектов
3. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни
Ролью изучения информатики является развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников.
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств Икт в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Программа рассчитана на 68 часов в год(2часа в неделю);
Плановых контрольных работ-6
Практических работ-15;
Система оценки достижений: комплексный подход к оценке результатов образования
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю;
3) Учебно-тематический план
Номер урока |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
||
Компьютерный практикум |
Контрольные и диагностические материалы |
|||
Водный урок |
||||
1.1 Кодирование графической информации 1.1.1 Пространственная дискретизация 1.1.2 Растровые изображения на экране монитора 1.1.3 Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB |
ПР 1.1. Кодирование графической информации |
|||
1.2 Растровая и векторная графика 1.2.1 Растровая графика 1.2.2 Векторная графика |
ПР 1.2. Редактирование изображений в ГР |
|||
1.3 Интерфейс и основные возможности графических редакторов 1.3.1 Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах 1.3.2 Инструменты рисования растровых графических редакторов 1.3.3 Работа с объектами в векторных графических редакторах 1.3.4 Редактирование изображений и рисунков |
ПР 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе |
|||
1.4 Растровая и векторная анимация |
ПР 1.4. Анимация |
|||
1.5 Кодирование и обработка звуковой информации |
||||
1.6 Цифровое фото и видео |
ПР 1.6. Захват цифрового фото ПР 1.7. Захват и редактирование цифрового видео |
|||
Контрольная работа №1 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
|||
2.1 Кодирование текстовой информации |
||||
2.2 Создание документов в текстовых редакторах |
ПР 2.1. Кодирование текстовой информации |
|||
2.3 Ввод и редактирование документа |
ПР 2.2. Вставка в документ формул |
|||
2.4 Сохранение и печать документов |
||||
2.5 Форматирование документа 2.5.1 Форматирование символов 2.5.2 Форматирование абзацев 2.5.3 Нумерованные и маркированные списки |
ПР 2.3. Форматирование ПР 2.4. Создание списков |
|||
2.6 Таблицы |
ПР 2.5. Вставка в документ таблицы |
|||
2.7 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов |
ПР 2.6. Перевод текста |
|||
2.8 Системы оптического распознавания документов |
||||
Контрольная работа №2 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
|||
3.1. Кодирование числовой информации 3.1.1. Представление числовой информации с помощью системы счисления 3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления 3.1.3. Двоичное кодирование чисел в компьютере |
ПР 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления с другую с помощью калькулятора |
|||
3.2. Электронные таблицы 3.2.1. Основные параметры электронных таблиц 3.2.2. Основные типы и форматы данных 3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 3.2.4. Встроенные функции |
ПР 3.3 Создание таблиц значений функций в ЭТ |
|||
3.3. Построение диаграмм и графиков |
ПР 3.4. Построение диаграмм |
|||
3.4. Базы данных в электронных таблицах 3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы 3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
ПР 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
|||
Контрольная работа №3 |
Кодирование и обработка числовой информации |
|||
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение 4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители 4.1.2. Выполнение алгоритмов человеком 4.1.3. Выполнение алгоритмов компьютером |
ПР 4.1. Знакомство с системами программирования |
|||
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке 4.2.1. Линейный алгоритм 4.2.2. Программирование ветвлений на Паскале. Условный оператор 4.2.3Решение задач с условным оператором 4.2.4. Программирование циклов. Цикл for 4.2.5Решение задач с использованием цикла for 4.2.6 Программирование циклов. Циклы while, repeat..until 4.2.7 Решение задач с использованием циклов while, repeat..until |
||||
4.3. Переменные: тип, имя, значение |
||||
4.4. Арифметические, строковые и логические выражения |
||||
4.5. Функции на языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
||||
4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования |
||||
4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2005 |
||||
Контрольная работа №4 |
Основы алгоритмизации |
|||
5.1. Окружающий мир как иерархическая система |
||||
5.2. Моделирование, формализации, визуализация 5.2.1. Моделирование как метод познания 5.2.2. Материальные и информационные модели 5.2.3. Формализация и визуализация моделей |
||||
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
||||
5.4 Построение и исследование физических моделей |
||||
5.5 Приближенное решение уравнений |
||||
5.6 Экспертные системы распознавания химических веществ |
||||
5.7 Информационные модели управления объектами |
||||
Контрольная работа №5 |
Моделирование и формализация |
|||
6.1. Информационное общество 6.2 Информационная культура |
||||
6.3 перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
||||
Контрольная работа №6 |
Итоговая |
|||
Повторение. Резерв времени |
||||
Итого: |
4) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты;
искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источников информации при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать правилам техники безопасности, гигиены при работе со средством информационных и коммуникационных технологий;
5) Перечень учебно-методического обеспечения:
Преподавание курса ориентировано на использование УМК , в который входят:
— Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович - 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295 с.: ил. (рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения в 10-11 уч.году, приказ №822 от 23.12.1009г., рекомендован министерством образования Саратовской области к использованию в образовательном процессе в 2010-1011 уч.году; продолжает преемственность выбранной линии (8класс - базовый учебник «Информатика-8» Н.Д.Угриновича)).
— Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителя. - М., 2008.
Windows-CD. Электронное пособие на CD.
Оборудование и приборы:
- Персональный компьютер
- Проекто
Мне нравится