Государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.
Эмитентами ценных бумаг субъектов Российской Федерации выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации.
В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов Российской Федерации.
К 1998 г. более 60% субъектов Российской Федерации выпустили на своих территориях облигационные займы. При этом около половины объема рынка занимали муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО), которые приравнены к ценным бумагам, выпущенным субъектами Федерации. Их суммарный объем эмиссии в 1996 г. составил 7,7 трлн руб. Так, в конце 1996 г. недельный биржевой оборот МКО превышал 376 млрд руб. Кроме петербургского муниципального займа наиболее крупными были займы Татарстана (1 трлн руб.) и администрации Свердловской области (500 млрд руб.). Займы перечисленных субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область) вместе составили 40% общего номинала зарегистрированных в 1996 г. эмиссий займов, осуществленных субъектами Федерации. Причем в этих регионах регистрировались повторные эмиссии; например, вторые выпуски были совершены в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а третий выпуск - в Республике Татарстан. Далее следуют займы администрации Оренбургской области на 1 трлн руб., Минфина Татарстана и администрации Иркутской области, выпустивших облигаций на сумму 800 млрд руб. каждый, Республики Саха (Якутия) - на 400 млрд руб. и администрации Новосибирской области (300 млрд руб.). Среди менее крупных следует отметить заем администрации Омской области на сумму 150 млрд руб.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для реформирования бюджетной сферы использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках.
Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем размещения на международных финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджетов этим правом могут воспользоваться только те субъекты Федерации, которые соблюдают требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. Они должны подготовить и представить проспект эмиссии внешних облигационных займов, сведения о доходах и расходах бюджетов, о размере дефицита и источниках его финансирования. Кроме того, каждый субъект Фе-дерации должен получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.
При подготовке к размещению и государственной регистрации внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Федерации необходимо выпуск облигаций осуществлять с учетом приоритета заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках и получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Еще по теме Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации:
- 1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
- 2.6. Ценные бумаги и управление портфелем ценных бумаг предприятия
- Виды долговых ценных бумаг, выпускаемых банками, и особенности их отражения в учете
- Особенности учета и налогообложения операций с государственными облигациями
- Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации
- ПАЕВЫЕ, СТРАХОВЫЕ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
- Налогообложение доходов и прибыли от государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления
Такие бумаги выпускаются исполнительными органами власти субъектов РФ и местными органами власти с 1992 г. Каждому выпуску присваивается государственный регистрационный номер, который состоит из 11 разрядов:
xlx2x3x4x5x6x7x8x9xl0x11
Первый и второй разряды (х1х2) указывают на принадлежность эмитента РФ, третий и четвертый разряды (х3х4) – на тип цепной бумаги, срок обращения и вид дохода:
- 21 – для бескупонных ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года;
- 22 и 23 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до одного года и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
- 24 и 25 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 года до 5 лет и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
- 26 и 27 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет и соответственно постоянным или переменным купонным доходом;
- 28 и 29 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 1 года до 5 лет и от 5 до 30 лет соответственно.
Пятый, шестой и седьмой разряды (х5х6х7) указывают на порядковый номер выпуска ценных бумаг данного вида; восьмой, девятый и десятый разряды (х8х9х10) – на эмитента ценных бумаг, одиннадцатый разряд (x11) – резервный.
Данные займы бывают двух видов: общего покрытия – для покрытия дефицита местного бюджета; целевые – для финансирования инвестиционных социально-экономических проектов, жилищного строительства, телефонной связи, развития местной промышленности.
В разных регионах РФ существуют следующие формы займов:
- – векселя (Новосибирск, Чувашия и др.);
- – краткосрочные долговые обязательства (КДО) по типу ГКО (Санкт-Петербургские МКО, Челябинские ОКО, Пермские ОДО и др.); казначейские сертификаты (Саха-Якутия – 50 г золота 0,9999 пробы); краткосрочные конвертируемые долговые обязательства (размещаются с дисконтом, конвертируются в акции на аукционах по приватизации – Новосибирск, Новокузнецк и др.); еврооблигации.
Муниципальные займы постепенно укрупняются, сроки их погашения увеличиваются. Они обеспечиваются средствами бюджета и внебюджетных фондов, недвижимостью. Гарантами могут выступать банки, страховые компании, предприятия и организации. Чаще всего гарантами являются сами эмитенты.
Доходы по муниципальным облигациям выплачиваются в денежной, натуральной форме или в форме розыгрышей и призов. Доходы в денежной форме могут быть в виде фиксированной процентной ставки, плавающей процентной ставки, дисконта, разницы в стоимости продажи и покупки облигации. Доходы в натуральной форме выплачиваются жильем, установкой телефонов, землей, ценными бумагами. В качестве призов разыгрываются земельные участки, товары местного производства, квартиры, дополнительные облигации. Кроме дохода владельцы муниципальных облигаций получают льготы. Этими облигациями можно оплатить налоги, внести обязательные резервы в Банк России, использовать в качестве залога для получения кредита. Среди владельцев облигаций проводятся лотереи. Предоставляются бесплатные права на охоту, рыболовство, сбор дикорастущих растений.
Сроки региональных займов различаются в зависимости от их назначения. Займы обычно краткосрочные – от 3 до 9 мес. Целевые займы берутся на срок от 1 года до 6 лет.
Новые государственные ценные бумаги. В связи с реструктуризацией внутреннего долга по распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации но государственным ценным бумагам" на рынке появились новые государственные ценные бумаги:
- – облигации федерального займа с фиксированный купонным доходом (ОФЗ-ФД);
- – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
Новация была осуществлена с 15 декабря 1998 г. Сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., исходя из дохода 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения. По ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД в дисконтированную величину включались суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принималась равной 50%.
В результате новации владельцы ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД получили следующие ценные бумаги:
- – ОФЗ-ФД – по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
- – ОФЗ-ПД – по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
- – денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.
Если срок погашения ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД наступил до момента осуществления новации, то размер выплачиваемых денежных средств увеличивался в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования распоряжения Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р. При этом 2/3 денежных средств оформлялись в равных долях ГКО со сроками погашения, не превышающими 3 и 6 мес. и с доходностью 30% годовых. Владельцам ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынков ценных бумаг, органов государственной власти), давалось право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ-ФД и сохранением доли ОФЗ-ПД в размере 20%.
Физическим лицам – резидентам РФ было дано право получения полной суммы погашения в денежной форме.
Государственные сберегательные облигации (ГСО). Выпуск этих облигаций производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 771 "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных операций" и приказом Минфина России от 19 августа 2004 г. № 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций". Эмитентом является Минфин России, инвесторами – юридические лица, резиденты: страховые компании, Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, компании, осуществляющие доверительное управление пенсионными накоплениями. Облигации краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, именные, выпускаются в документарной форме. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками, объемы которых определяются эмитентом. Облигации не обращаются на вторичном рынке, а размещаются на аукционе и по закрытой подписке. Владелец облигаций при их погашении получает их номинальную стоимость, а также проценты. Погашение и купонные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Это федеральная государственная ценная бумага с номинальной стоимостью 1000 руб. Владелец облигации имеет право предъявить ее к обмену на федеральные государственные ценные бумаги и к выкупу.
Обслуживание рынка облигаций осуществляется агентом, депозитарием и организатором торговли. Агентом является кредитная организация, заключившая договор с эмитентом. Агент проверяет права инвесторов на владение облигациями, обслуживает их лицевые счета, размещает облигации на аукционах и по закрытой подписке, обменивает облигации. Осуществляет их погашение и выкуп, выплату процентного дохода. Депозитарий открывает и обслуживает счета ДЕПО эмитента и инвесторов. Организатор торговли проводит аукционы.
Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков. Эти бумаги выпускаются в соответствии с письмом Банка России от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 "Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций". Банковский сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Вкладчик банка, купивший сертификат, называется бенефициаром (выгодоприобретателем). Форма сертификата бумажная. Сертификаты бывают именными и предъявительскими, депозитными и сберегательными. Все они должны быть срочными. Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам, резидентам, на срок до 1 года, могут передаваться только юридическим лицам в безналичной форме, это именные ценные бумаги. Сберегательные сертификаты выдаются только физическим лицам на срок до 3 лет, могут передаваться только физическим лицам – гражданам РФ, в наличной и безналичной форме, это предъявительские ценные бумаги. Сертификаты не подлежат вывозу за пределы рублевой зоны, не могут служить расчетным и платежным средством за товары и услуги. Сертификаты не выпускаются в валюте.
Обязательные реквизиты данных сертификатов:
- – наименование "депозитный сертификат" или "сберегательный сертификат";
- – причина выдачи сертификата (внесение вклада);
- – дата внесения депозита;
- – размер депозита;
- – безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит;
- – дата востребования бенефициаром депозита по сертификату;
- – ставка процента за пользование депозитом;
- – сумма причитающихся процентов;
- – наименование банка-эмитента;
- – наименование бенефициара (если это именной сертификат);
- – подписи двух лиц банка;
- – печать.
Отсутствие хотя бы одного реквизита делает сертификат недействительным. Если сертификат предъявлен к оплате досрочно, то процентная ставка снижается. Если срок сертификата просрочен, то банк обязуется оплатить его по первому требованию. Под залог депозитного и сберегательного сертификата можно получить ссуду. Предъявительские сертификаты передаются путем простого вручения, именные – путем цессии (общегражданской уступки требования). Цедент уступает свои нрава, цессионарий приобретает их. Цессия оформляется на оборотной стороне сертификата в виде двустороннего соглашения с подписями и печатями.
Облигации Банка России (ОБР). В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 139-Φ3 "О внесении дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке РФ (Банке России)” и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”" Банку России в целях реализации денежно- кредитной политики дано право от своего имени осуществлять эмиссию облигаций. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. № 1142 утверждено Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Эти облигации размещаются и обращаются только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России равен разнице между максимально возможной величиной обязательных резервов и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего их норматива.
Данные облигации являются краткосрочными эмиссионными ценными бумагами, закрепляющими право их владельца на получение в предусмотренный ими срок средств в размере, равном их номинальной стоимости. Доходом от облигации является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации. Облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Обслуживание и погашение облигаций производит Банк России.
Эти облигации стали выпускаться в период кризиса в связи с отсутствием торгов по ГКО-ОФЗ и нерешенностью проблемы обмена ГКО-ОФЗ на новые ценные бумаги.
Это ликвидный, доходный и надежный инструмент на российском рынке ценных бумаг. К ноябрю 1998 г. размещено 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска на аукционах, 5 выпусков на вторичных торгах. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре – октябре 1998 г. составляла около 70% годовых, а к середине ноября она снизилась до 35%. Срок обращения этих бумаг не превышал 30 дней. В 2001 г. выпуск ОБР был прекращен и возобновлен только в 2004 г.
История возникновения государственных ценных бумаг в РФ
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
Облигации федерального займа (ОФЗ-ПК)
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Облигации Банка России (ОБР)
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Ценные бумаги субъектов РФ
Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД),
облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), госу-
дарственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые
в соответствии с российским законодательством приравнены к госу-
дарственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России).
Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются
государственными ценными бумагами субъектов Российской Федера-
ции. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа,
основными разновидностями которых являются дисконтные, купон-
ные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные
ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регули-
руются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюд-
жетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной
финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государ-
ственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г.; «О рынке
ценных бумаг» от 22.04.96 г. с дополнениями и изменениями; а также
другими нормативными актами, включая письма и указания Минфи-
на РФ и Центрального банка РФ.
3.2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКБО)
Общие принципы функционирования российского рынка государ-
ственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны
в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их
реализации в Центробанке России было создано Управление ценных
бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вто-
ричном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле
1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж,
победителем которого была признана Московская межбанковская ва-
лютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аук-
цион по размещению трехмесячных ГКО.1
Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций
осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут
устанавливаться транши, разряды, номера ценных бумаг.
Транш
- часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая
в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого
выпуска.
Выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, который
передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.
Коды государственной регистрации для ГКО состоят из девяти значащих разрядов: Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9, где:
XI - указывает на тип ценной бумаги; цифра «2» - означает долговое обязательство;
Х2 - вид и срочность ценной бумаги; цифра «1» - для государственных краткосрочных бескупонных облигаций сроком обращения до 1 года; цифра «2» - более 1 года;
ХЗХ4Х5 - порядковый номер выпуска данного типа;
Х6Х7Х8 - буквы RMF (Russian Ministry of Finance) указывают на эмитента;
Х9 - буква 5 - указывает на то, что данная ценная бумага госу-дарственная.
В 1993-1998 гг. ГКБО выпускались отдельными траншами, чаще
всего на 3-6 месяцев. В 1994 г. был проведен 31 аукцион по размеще-
нию бескупонных ГКБО: 18 - со сроком погашения три месяца, 10 - со
сроком погашения шесть месяцев и 3 - один год. Начало 1995 г. озна-
меновалось скачкообразным ростом курса доллара, что потребовало
дополнительных бюджетных расходов. На первичном рынке размеще-
ние облигаций осуществлялось по цене 70-80% от номинала, чем была
достигнута некоторая устойчивость рынка. Уровень доходности рынка
3-6-месячных ГКБО достигал 105-155% годовых.
Растущие потребности государства в финансировании дефицита
бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внут-
реннего долга РФ. В июле-августе 1998 г. торговля ГКБО была пре-
кращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои
ГКБО и решило принудительно переоформить их в государственные
облигации с более длительными сроками погашения (три года и бо-
лее). С февраля 1999 г. выпуск и обращение ГКБО возобновились.
Спецификация и основные характеристики ГКБО представлены
в виде таблицы (табл. 3.2.1).
По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала
размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку пога-
шение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представ-
ляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО.
В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие
ситуации:
Таблица 3.2.1
Спецификация и основные характеристики ГКБО
1.
Проводится аукцион по размещению облигаций без погашения
предыдущих выпусков.
2.
ции облигаций больше суммы погашения.
3.
Проводится аукцион по размещению облигаций с одновремен-
ным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализа-
ции облигаций меньше суммы погашения.
4.
Происходит погашение выпусков облигаций без проведения пер-
вичного аукциона.
В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России опре-
деляются специальным договором. В первом случае Банк России обя-
зан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после прове-
дения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России
из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погаше-
нию предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в феде-
ральный бюджет.
В третьем случае могут возникнуть две ситуации. Если объем раз-
мещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в резуль-
тате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления
погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает обли-
гации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное по-
крытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для
кредитования Банком России федерального правительства. В случае
если этих мер будет недостаточно или в случае 4, Минфин РФ направ-
ляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.
Облигации Банка России
Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных
ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансо-
вого кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента
облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций -
до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.
Коды государственной регистрации для ОБР состоят из девяти зна-
чащих разрядов:
Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9,
где X1 - указывает тип ценной бумаги, цифра «2» обозначает - обли-
гация;
Х2 - указывает на вид облигации: «1» - бескупонная;
ХЗ - указывает срок обращения ценной бумаги, цифра «1» - для
облигаций сроком обращения до одного года;
Х4Х5Х6 - порядковый номер выпуска облигаций;
Х7Х8Х9 - буквы CBR (Central Bank of Russia - англ., Центральный
банк России) - указывают на эмитента.
Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большин-
ства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками
для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собствен-
ной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государ-
ственного внутреннего долга РФ.
Необходимость разделения функций привлечения средств для фи-
нансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвид-
ностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством
финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой
существует четкое разграничение полномочий министерства финан-
сов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран
для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные
ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике,
Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии
собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана
с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран
обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государствен-
ные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бель-
гия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги.
В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка
обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент
первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для
покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели
короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал
их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с пара-
метрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать
нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.
После реструктуризации государственные облигации потеряли свою
ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансиро-
вания стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения.
Возникла необходимость во введении новых инструментов для регу-
лирования банковской ликвидности и управления уровнем процент-
ных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия
ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.
ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение
рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных де-
нежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком Рос-
сии (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты
рынка ОБР были незначительными. Высокая волатильность валют-
ного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую
доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным
банком по вновь размещаемым инструментам.
Уже к концу 1999 г. кредитные организации начали проявлять боль-
ший интерес к рынку ОБР. Наиболее активными участниками рынка
облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие бан-
ки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом.
Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они
имели достаточный объем временно свободных ресурсов.
Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР,
прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объяв-
лял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных
цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако в дальнейшем процент-
ные ставки постепенно снижались (до 41%), и проведение аукционов
по размещению новых выпусков ОБР приобрело регулярный характер.
С 1999 г. возобновилось обращение ГКБО-ОФЗ, которое практиче-
ски не сказалось на объеме торговли по облигациям Банка России.
Средний оборот рынка ОБР в этот период составлял 145 млн руб. в день. 17 февраля 1999 г. размещение новых выпусков было временно при-
остановлено в связи с возникшими разногласиями ФКЦБ и Центро-
банка России о правомерности выпуска ОБР и соблюдении проце-
дур выпуска облигаций, предусмотренных ФЗ РФ «О рынке ценных
бумаг».
В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои об-
лигации не с целью привлечения средств для финансирования своих
расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. По-
скольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк
России должен иметь возможность гибкого принятия решений о вы-
пуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.
Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации»
и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодатель-
стве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков,
находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально
возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций
(которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой
обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким
образом, потенциальный объем рынка ОБР на настоящий момент до-
статочен для привлечения свободных краткосрочных средств банков
и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости за-
имствований.
Спецификация и основные характеристики ОБР представлены ниже
в табл. 3.2.4.
Таблица 3.2.4
Ценные бумаги субъектов РФ
Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремле-
нием преодолеть негативные последствия для российской экономики,
которые имели место вследствие взаимных неплатежей государствен-
ных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика
предполагала использование рыночных инструментов заимствования,
что нашло отражение в соответствующих изменениях законодатель-
ной базы.
Так, на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации
субъектов РФ («сельские» облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее -АПК). По состоянию на 1 июня 1998 г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксимбанка на общую сумму 8044 млрд. руб.
Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основным
параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость - 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения - до 3 лет.
Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размер
15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги).
Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы
предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную
оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на
аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигаций. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом,
состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами.
В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций:
Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г.
ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично
или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения,
Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая, таким образом, отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ
отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности
перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы -
держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика.
Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением
облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вло-
жившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли
существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не
только субъектов РФ, но и государства в целом.
Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал,
что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и зако-
нодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную
прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; уси-
лить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой дея-
тельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы;
усилить федеральный контроль исполнения законов в части займов
субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы
ответственности эмитентов перед инвесторами, совершенствуя госу-
дарственную политику в области защиты их прав.
21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксимбанка и присо-
единением к Росбанку функции уполномоченного депозитария пере-
шли к депозитарию Росбанка.
В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облига-
ций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых пло-
щадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров.
По данным рейтингового центра АК & М первое место в рейтинге
занимают Москва и Санкт-Петербург, которые обладают наиболее вы-
сокой способностью расплачиваться по своим обязательствам. В основе
этого - благоприятные предпосылки, обусловленные прочной эко-
номической базой городов и сбалансированностью бюджетных пока-
зателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой
властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной
привлекательностью.
Контрольные вопросы.
1. Какие виды государственных ценных бумаг выпускались в советский период?
2. Перечислите основные характеристики ОФЗ?
3. На какие сроки могут выпускаться ГКБО?
4. Кто является покупателями ОГСЗ?
5. В чем состоит специфика ОГВВЗ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ
Государственные и муниципальные ценные бумаги можно выделить в отдельную категорию ценных бумаг по ряду причин. Во-первых, эмитентом в данном случае выступает публично-правовое образование (государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование). Во-вторых, правовая основа эмиссии ценных бумаг данными субъектами имеет свою специфику. Помимо ГК РФ, закона «О рынке ценных бумаг» порядок эмиссии регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.
Таблица 8 - Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг
На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
Приватизационные чеки;
Облигации российского внутреннего выигрышного займа
Государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО);
Облигации федерального займа;
Казначейские обязательства;
Облигации внутреннего валютного займа;
Государственные долгосрочные обязательства;
Золотые сертификаты.
В настоящее время государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в основном в виде облигаций. Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.
Государственные и муниципальные бумаги могут быть номинированы и в рублях, и в иностранной валюте. Если номинал ценной бумаги выражен в рублях, то такие обязательства формируют внутренний долг . Если номинал ценной бумаги выражен в иностранной валюте, то такие обязательства формируют внешний долг .
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Несмотря на то, что государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, в мировой практике имели место случаи дефолта, т.е. отказа от исполнения государством принятых на себя долговых обязательств. Дефолт по государственным ценным бумагам (ГКО) объявляла и Россия в 1998 г.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.
ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года.
На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Со временем покупка ГКО стала доступна иностранным инвесторам, что способствовало резкому росту спроса на них. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял около 300 трлн. руб. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. В августе 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. Объявление дефолта по ГКО стало причиной финансового кризиса в 1998 г.
Для того, чтобы описанная в примере ситуация больше не повторялась, в Бюджетном кодексе, который вступил в силу в 2000 г., определена ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. П. 1 ст. 102 БК РФ определяет, что Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что в случае объявления дефолта обязательства по государственным или муниципальным заимствованиям будут исполнены за счет соответствующего имущества.
Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.
Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.
МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.
На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.
Виды и обеспечение МЦБ
Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.Различают следующие виды обязательств местных органов власти:
- купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
- специальные и целевые муниципальные займы;
- процентные и беспроцентные облигации.
- налоги, поступающие в местный бюджет;
- прибыль от коммерческого инвестпроекта;
- гарантии Правительства РФ;
- какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:
- 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
- 15% от доходов местного бюджета.
Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования
Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:- широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
- надежность и наличие обеспечения;
- возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
- невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
- большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.