Как только малыш появляется на свет, он проходит первый в своей жизни блиц-тест на самостоятельность, Строгие экзаменаторы — врачи, которые выставляют оценки по шкале Апгар и заносят их в "дневник" ребенка — выписку для детской поликлиники.
На первый взгляд результаты тестирования выглядят довольно странно — 6/8, 7/9, 8/9... Давайте разбираться вместе, что они означают. Для этого нужно понять, что вообще такое — эта загадочная шкала Апгар?
Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую систему оценки состояния новорожденных. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма:
А (appearance) — цвет кожи
Р (pulse) — пульс
G (grimace) — гримасы
А (aсtivity) — активность
R (respiration) — дыхание
Тестирование по шкале Апгар — это система быстрой оценки состояния новорожденного и определения необходимости реанимационных мероприятий. Тест — суммарный анализ по пяти критериям: окраске кожного покрова, частоте сердцебиений, рефлекторной возбудимости, дыханию и мышечному тонусу. По каждому пункту крохе ставят оценку от 0 до 2. Потом результаты суммируются, и выставляется общая оценка от 0 до 10 баллов.
Оценка на глаз
Кроха появился на свет, громко закричал, активно заработал ручками и ножками — это верные 2 балла. Если начал гримасничать, но дышит неравномерно — 1 балл. Конечно, существуют более точные показатели состояния новорожденного (например, напряжение кислорода в пуповинной крови). Но чтобы это определить, нужно провести специальный анализ. А шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом. Причем оценить в первые минуты рождения, что очень важно. Зачастую помощь крохе нужно оказать незамедлительно, и времени на дополнительные исследования просто нет.
Опытному врачу нужно всего 40-60 секунд для проведения теста, то есть он практически молниеносно может определить состояние крохи. Если малыш набрал низкий балл, он срочно нуждается во врачебной помощи. Однако результаты теста могут меняться. Для этого его проводят как минимум два раза — на 1-й и 5-й минутах после рождения (отсюда и двойная оценка: к примеру, на перовой минуте 6, на второй 9, получается 6/9). Часто случается так, что на 1 -й минуте малыш получает очень низкую оценку. Но после проведения реанимационных процедур он набирает необходимые баллы. Просто малышу понадобилось время и помощь, чтобы адаптироваться к новым, непривычным для него условиям. Если во время второго тестирования, то есть на 5-й минуте, оценка по шкале Апгар меньше 7 баллов, кроху будут тестировать повторно каждые 5 минут в течение последующих 20 минут и одновременно проводить необходимые процедуры.
Шкала Апгар: что тестируем?
Оценка "Отлично"
10-9 баллов — кроха здоров, все системы организма включились вовремя, и новорожденный не нуждается во врачебной помощи.
Оценка "Хорошо"
8-7 баллов — малыш сдал экзамен, особых причин для волнения у врачей нет (малыш перенес острое кислородное голодание, но потом его состояние стабилизировалось).
Оценка "Удовлетворительно"
6-5 — положение не очень хорошее, малыша, скорее всего, поместят в детское отделение интенсивной терапии под наблюдение медсестер. Здесь проведут мониторинг жизненно важных функций организма. К маме кроху принесут, когда все системы организма начнут работать стабильно.
Оценка "Плохо"
4-0 баллов — новорожденный нуждается в экстренной помощи, нужно срочно принимать реанимационные меры (так как существует опасность для жизни ребенка).
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Цвет кожи | Чрезмерная бледность или синюшность | Тело розовое, конечности синюшные | Розовое тело и конечности |
Число сердечно-сосудистых сокращений | Сердцебиение отсутствует | Менее 100 сердцебиение в 2 мин | 100 и более сердцебиение в 1 мин |
Рефлекторная возбудимость (реакция на откачивания слизи) | Нет реакции | Недовольная гримаса, слабые движения | Кашель, чихание, громкий крик |
Мышечный тонус | Отсутствует, тельце расслаблено, конечности свисают | Тонус снижен, конечности сгибаются | Выражение лица: сжался в комок, ручки и ножки согнуты |
Наличие самостоятельного дыхания | Не дышит | Нерегулярные единичные вдохи, крик слабый | Нормальное дыхание, крик громкий |
Отличники и хорошисты
10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы.
Пограничная оценка — 7 баллов. В таком случае очень многое зависит от профессионализма докторов и от того, как кроха адаптируется к новым условиям. Первая оценка указывает на объем необходимой помощи, которую надо оказать младенцу. Но это никак не показатель дальнейшего развития крохи. А вот вторая оценка уже может предсказать проблемы со здоровьем. Поэтому, если вторая оценка низкая, первый год жизни кроха будет наблюдаться у невролога. Чем ниже вторая оценка, тем выше вероятность поражения центральной нервной системы. Как правило, низкая оценка связана с тем, что малыш испытал кислородное голодание, то есть находился в состоянии гипоксии (хронической гипоксии — кислородного голодания во время беременности и острой гипоксии -кислородного голодания во время родов). У недоношенных детишек оценка зачастую ниже, чем у тех, кто родился в положенный срок.
Шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом, причем в первые минуты рождения.
Спокойствие, только спокойствие!
Оценки по шкале Апгар заносят в выписку для детской поликлиники, которую выдают на руки. Многие родители пугаются, увидев, что малыш не выбился сразу в "отличники", и его оценка слишком низкая. Помните, она не имеет никакого отношения к интеллектуальному потенциалу ребенка, а только определяет состояние крохи сразу . Страхи родителей порой чрезмерно велики. Да, такому малышу потребуется больше внимания, возможно, придется пройти больше курсов массажа и заниматься с ним лечебной гимнастикой. Но это же не так сложно! Последние исследования врачей подтверждают, что большинство таких малышей вырастают вполне здоровыми. В последние годы возникает много споров о том, насколько объективна система Апгар. Так, психологи утверждают, что каждый малыш уже с рождения имеет свой характер и темперамент. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Будущие тихони, скорее всего лишь, похнычут и быстро успокоятся. А забияки и смельчаки громко закричат сразу же, как только появятся на свет. Кстати, сама Вирджиния Апгар также называла свою систему довольно условной. Так что поднимать панику из-за низких показателей преждевременно.
Оценки по шкале Апгар вместе с ростом и весом — первые и самые значимые в жизни вашего крохи. В течение первого года жизни малыша врачи будут спрашивать маму, с какой оценкой по шкале Апгар он родился. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш — отличником или троечником — он очень нуждается в вашей заботе и любви. Их много не бывает.
Комментировать статью "Первый экзамен: оценка по шкале Апгар"
Спасибо! Очень хорошая статья - все по полочкам. Мне еще не попадалась такая подробная информация про оценку АПГАР. У меня первый ребенок родился 4\6 баллов - чуть не задохнулся во время родов. Когда наша педиатр увидела эту оценку, она сразу спросила - почему не дышал и мне долго было интересно, как она сразу поняла, что низкая оценка была именно из-за дыхания.
Всего 1 сообщение
.Еще по теме "Хорошая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар":
У ребенка в мед.карте нет данных о школе Апгар. Это очень важно знать при принятии решения об усыновлении?
Че то я темная видать совсем... читаю в отчетах все время про этого мифического Апгар....девочки, а расскажите мне что это значит?
Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Лехе поставили 8/9. Я сама потом с таблицей сравнила, так там явноне больше 7 было... шкала Апгар. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. шкала Апгар. девочки, у кого какие баллы были? интересно, и...
Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш...
Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. 10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы. Пограничная оценка - 7 баллов.
Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.
девочки, у кого какие баллы были? интересно, и ставят ли 10/10
Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар. Как подсчитывают баллы? С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
Ну, то что я дура, знают здесь почти все. Девчонки, помогите. Я прочитала обсуждение, что асфиксия и гипоксия в родах влияют на задержки в развитии, аутизм и т.д. У нас по Апгару 7-8, заорал сразу. В стаье написано 8-10 норма, 5-6 средняя гипоксия, 1-4 тяжелая. А семерка - это норма или все-таки гипоксия. А у вас какие баллы Апгар?
Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Что такое " оценка по Апгар "? Версия для печати. 4,4 5 (43 оценок) Оценить статью. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.
а что это значит?
Обследование состояния ребёнка по шкале Апгар: проверяется частота Состояние новорожденного оценивается как " хорошее " если 8-10 баллов, удовлетворит. Это лишь оценка состояния НОВОРОЖДЕННОГО. Порой реанимированные дети в будущем покажут...
Мамочки! Какие вам баллы по Апгар ставили?Хочу с нашими сравнить
5 по шкале Апгар, это очень плохо? Подруге сейчас сделали экстренное кесарево, волнуемся. У кого-нибудь было столько?
Интересно, а оценку 10/10 по Апгар кому-нибудь ставят? Или наши роддома таких здоровых детей не видят никогда? И еще,эту оценку сразу объявляют или надо самим спрашивать потом?
К сожалению, эти роды прошли у нас не слишком удачно. У ребенка была асфиксия, 5/7 баллов по Апгар. Пуповина оказалась слишком короткой и туго на шее, были сложности. Интересно пообщаться с теми, у кого было нечто подобное. Что вам говорили врачи по поводу последствий, куда смотрели и т.д.? Как развиваются ваши детки, есть ли предсказанные последствия, как вы с ними боретесь?
Девочки, объясните пожалуйста поподробнее - что такое 10 баллов по Апгар!
Шкала Апгар. IЧастота сердцебиений: пульс отсутствует --- 0 Замедление (менее 100 в 1 мин) 1 Более 100 в 1 мин 2 II Дыхательные движения Отсутствуют 0 Редкие, нерегулярные 1 Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар.
Оглавление темы "Тактика ведения беременности при преждевременном разрыве плодных оболочек. Меконий. Гипоксия плода и меконий.":1. Тактика ведения беременности при преждевременном разрыве плодных оболочек. Консервативно-выжидательная тактика. Выбор метода ведения родов при преждевременном разрыве плодных оболочек.
2. Использование антибиотиков при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО). Применение глюкокортпикоидов при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО).
3. Токолитические препараты (токолитики) при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО). Выбор способа родоразрешения при преждевременном разрыве плодных оболочек.
4. Кесарево сечение при преждевременных родах. Причины неонатальной гибели при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО).
5. Характеристика недоношенного ребенка. Оценка состояния недоношенного ребенка. Шкала Апгар. Шкала Сильвермана.
6. Профилактика преждевременных родов.
7. Меконий. Частота выявления мекония в околоплодных водах. Гипоксия плода и меконий.
8. Механизм приспособления плода к гипоксии. Тактика ведения беременности при выявлении мекония в околоплодных водах при амниоскопии.
9. Выбор метода родоразрешения при обнаружении мекония в родах. Факторы риска развития аспирации мекония.
10. Причины появления дыхательной активности плода при мекониальным окрашивании вод. Тактика после рождения ребенка и окрашивания вод меконием.
Характеристика недоношенного ребенка. Оценка состояния недоношенного ребенка. Шкала Апгар. Шкала Сильвермана.
У ребенка, рожденного преждевременно , имеются признаки незрелости. К ним относятся масса тела менее 2500 г, рост 45 см, наличие большого количества сыровидной смазки, недостаточное развитие подкожной жировой клетчатки, наличие пушковых волос на всей поверхности тела, небольшая длина волос па голове, мягкие ушные и носовые хрящи. Кроме того, ногти не заходят за кончики пальцев, пупочное кольцо расположено ближе к лону, у мальчиков яички не опушены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими.
Недоношенных детей разделяют по массе при рождении : с низкой массой (менее 2500 г), с очень низкой массой (менее 1500 г) и чрезвычайно низкой массой (меньше 1000 г).
При этом срок внутриутробного развития новорожденного можно оценить с точностью до 2-х недель. При оценке степени зрелости следует учитывать срок беременное™, при котором произошли роды.
Оценку состояния недоношенного ребенка при рождении обычно проводят по шкале Апгар . Повышенная частота угнетения жизненно важных функций у новорожденного ребенка коррелирует с низкой оценкой состояния при рождении. Важное прогностическое значение имеет опенка состояния ребенка через 5 мин после рождения; если она остается низкой, прогноз неблагоприятный.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к внеутробной жизни
происходит одновременно с адаптацией легких. Для оценки функции дыхания у новорожденных широко используется шкала Сильвермана
, которая основана на пяти признаках, характеризующих дыхательную функцию новорожденного:
1) движение грудной клетки и втяжение передней брюшной стенки на вдохе;
2) втяженпе межреберий;
3) втяжение грудины;
4) положение нижней челюсти и участие в акте дыхания крыльев носа;
5) характер дыхания (шумное, со стоном).
Каждый из этих симптомов оценивается от 0 до 2 баллов по мере нарастания их тяжести. Сумма баллов дает представление о функции дыхания у новорожденного. Чем меньше баллов по шкале Сильвермана получает новорожденный, тем менее выражены проявления легочной недостаточности,
У недоношенных детей часто наблюдаются приступы асфиксии , нередко развивается дыхательная недостаточность, болезнь гиалиновых мембран, отмечаются несовершенство терморегуляции, конъюгация билирубина, что сопровождается желтухой, дети склонны к инфекционным заболеваниям. Недоношенные дети относятся к группе высокого риска и нуждаются в специализированной помощи и уходе.
Недоношенные новорожденные плохо переносят стрессовые ситуации, которые возникают в связи с началом внеут-робной жизни.
Наиболее тяжелым осложнением постнатального периода жизни у недоношенного новорожденного ребенка является болезнь гиалиновых мембран или респираторный дистресс-синдром. Чаще всего это заболевание наблюдается у детей с массой тела при рождении 1000-1500 г и меньше.
Недоношенные дети легко подвергаются охлаждению, которое ведет к развитию гипоксемии , метаболическому ацидозу, быстрому истощению запасов гликогена и снижению уровня глюкозы в крови. С целью уменьшения потерь тепла, недоношенного ребенка следует помещать в теплые пеленки, на столик, обогреваемый сверху источником тепла, либо в кювез, нагретый до 32- 35 °С.
W.Н.Kitchen et al. (1992) провели анализ рожденных живыми детей массой 500-999 г и установили, что выжило из них 50% новорожденных, у 7% имелись нарушения. Смертность детей резко снижается со срока 26 нед и массы тела более 750 г. Заболеваемость и смертность детей с массой 500- 750 г, по данным иностранных авторов, составляет примерно 80%.
H.E. Whyte ct al. (1993) проводили наблюдения в течение 2-х лет за 321 ребенком и установили, что при сроке беременности 23 нед не выжил никто, при сроке 24 нед выжило G%, при 25-26 неделях выжили 50% детей.
M.Hack et al. (1994) изучили состояние здоровья и развития 68 детей с массой тела менее 750 г при рождении , Исследование проводили до школьного возраста. 45% детей требовали специального обучения, 21% имели субнормальный индекс IQ (менее 70), у многих был недостаточный рост и недостаточные умственные способности.
В обзоре N. Rutter (1995), посвященном экстремальной недоношенности , использование реанимации и интенсивной терапии было оправдано при 26 нед беременности, возможно - при 25 нед и даже 24 нед и не имело успеха при 23 нед и меньше.
J.H.Kok et al. (1998) провели исследование до девятилетнего возраста 134 детей малых для гестационного срока (рожденных при сроке беременности от 25 до 32 нед (гестационному сроку. В возрасте 9-ти лет 16,4% детей малых для гестациоиного срока, нуждались в специальном образовании, в группе соответствующих гестациопному возрасту - 11,9%. Примерно 70% выживших с очень низкой массой тела детей малых для гестациоиного возраста нуждаются в поддержке в дальнейшей жизни.
Нижняя граница выживания новорожденных - 24 нед и масса плода более 500 г,
Представляет интерес определение верхней границы незрелости . По данным Р.А.Robertson ct al. (1992) проявления незрелости плода встречаются до 32-34 нед. Так респираторный дистресс-синдром резко уменьшается с 33 и 34 нед беременности (с 31 до 13%), однако в 6% случаев он наблюдается и при сроке 35-38 нед.
По данным E.H.Lewit еt al. (1995), экономическая стоимость выхаживания недоношенных детей зависит от массы новорожденного. Так при массе плода 2500 г или более она равна 1900, при массе
Учебное видео баллы по шкале Апгар что значат
4399 0
Тяжесть состояния всех 223 исследованных пострадавших в группах определяли по шкале АРАСНЕ-2, так как она универсальна, пригодна для широкого диапазона диагнозов и является общепризнанным стандартом при разработке других шкал. Одним из преимуществ шкалы АРАСНЕ-2, по нашему мнению, является включение в ее состав шкалы комы Глазго, что позволяет одновременно учитывать и количественную оценку сознания пострадавших.
Учитывая цели и задачи данной работы, оценку тяжести состояния по шкале АРАСНЕ-2 проводили после распределения пострадавших по группам и подгруппам, т. е. в различные сроки после перенесенной травмы, а также в день проведения исследований функции внешнего дыхания, центральной и периферической гемодинамики.
Шкала АРАСНЕ-2, которую предлагают авторы - разработчики, представлена в виде таблицы с диапазонами отклонений физиологических параметров. Помимо таблицы, в шкалу входят отдельными графами методика расчета баллов в зависимости от возраста (В) пострадавшего и методика расчетов баллов при выявлении хронических заболеваний (С).
Широкому применению зарубежной шкалы АРАСНЕ-2 препятствует, по нашему мнению, неудобство ее использования в отечественной клинической практике. В предлагаемой авторами-разработчиками таблице АРАСНЕ-2, диапазоны показателей расположены слева и справа от диапазона «0» баллов, что создает некоторые трудности при ее заполнении. В приложениях к основной таблице АРАСНЕ-2 отдельными строками идут сведения о возрасте и перенесенных заболеваниях, оцененные в баллах, которые суммируются с табличными показателями. В практической деятельности расположение данных о пострадавшем на нескольких листах также создает трудности при расчетах и рассеивает внимание врача. Поэтому нами был разработан более удобный для практического применения вариант таблицы АРАСНЕ-2, не изменяющий сути самой шкалы. Этот вариант был использован нами в данной работе.
Для большей концентрации внимания врача и лучшего зрительного восприятия нужных для заполнения диапазонов, мы внесли в таблицу ряд изменений.
1. Диапазоны низких и высоких отклонений физиологических переменных размещены по правую сторону таблицы.
2. В существующей таблице АРАСНЕ-2 отсутствует балльная оценка некоторых диапазонов физиологических переменных, поэтому эти диапазоны нами изначально закрашены и обозначены цифрой «0»,что позволяет врачам при заполнении таблицы концентрировать внимание только на диапазонах с пробелами.
3. Так как показатель НСО3 венозной сыворотки в ммоль/л практически никогда не используется в отделении реанимации и интенсивной терапии, то в адаптированной шкале этот показатель исключили.
4. Для удобства практического применения шкалы в общую таблицу мы внесли также те параметры (возраст, хронические заболевания, оперативные вмешательства), которые в основной системе АРАСНЕ-2 даны в приложениях.
Также в основу адаптированной таблицы для практического использования шкалы АРАСНЕ-2 заложена проанализированная нами поэтапная последовательность действий медперсонала при получении данных об острых физиологических нарушениях у пострадавших в момент их поступления.
1 этап. Еще до поступления лабораторных данных врач может заполнить графу с балльной оценкой по шкале комы Глазго, выставить баллы в графах «возраст» и «хронические заболевания», сосчитать частоту дыхания (ЧД) и частоту сердцебиений (ЧСС), измерить АД и ректальную температуру. Поэтому эти показатели мы разместили в первых строках таблицы.
2 этап. Практика показывает, что данные общепринятых показателей клинических анализов крови (количество лейкоцитов, индекс гематокрита и пр.) поступают раньше, чем данные биохимических исследований, поэтому результаты клинических анализов разместили на втором месте в таблице.
3 этап. На третьем месте в таблице поместили данные аппаратных методов исследования (напряжение О2 в артериальной крови - РаО2).
4 этап. Из совокупности всех поступивших биохимических анализов вычленение необходимых для таблицы значений (Ка+, К+, креатинина) требует времени, поэтому графы с данными биохимических методов исследования мы разместили в конце таблицы.
Разработанная нами адаптированная таблица шкалы АРАСНЕ-2 располагается на одном листе, что более удобно для практической деятельности и научно-исследовательской работы.
Ниже приводится пример заполнения адаптированной таблицы шкалы АРАСНЕ-2 у пострадавшего Б. 54 лет из подгруппы А первой группы (таблица 16). И.Б. № 19196. Пострадавший Б. поступил в реанимационное отделение с тяжелым ушибом головного мозга, множественными переломами ребер. При поступлении обнаружена аспирация рвотных масс и крови. Течение ТБ осложнилось двусторонней пневмонией, которая привела к сепсису.
Таблица 16. Пример заполнения адаптированной таблицы шкалы АРАСНЕ-2
Возраст 54 года соответствует 2 баллам по шкале АРАСНЕ-2. Оценка по шкале комы Глазго равнялась 3 балла (по шкале АРАСНЕ-2, соответственно, 12 баллов). Частота дыхания (ЧД = 4 балла), так как пострадавший находился на ИВЛ. ЧСС 150 уд/мин. (3 балла). Температура ректальная 38,6° С (1 балл). Среднее АД равнялось 69 мм рт. ст. (2 балла, так как для поддержания АД ему капельно вводили допамин). Гематокрит равнялся 45,8% (0 баллов), количество лейкоцитов составило 14,2 х 109/л (0 баллов), рН - 7,7 (3 балла). Напряжение кислорода в артериальной крови (PaO2) 70 мм рт. ст. (1 балл).
Натрий сыворотки равнялся 131 ммоль/л (0 баллов), калий сыворотки -3,6 ммоль/л (0 баллов). Удвоенные значения креатинина 2,3 ммоль/л (3 балла). Отметим, что у пострадавшего отмечались признаки острой почечной недостаточности, так как диурез был только после больших доз лазикса. Сумма всех баллов равнялась 31. Пострадавший умер, несмотря на интенсивную терапию.
Для объективной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. В течение первой минуты после рождения определяют 5 важнейших клинических признаков: частоту и ритм сердцебиения, характер дыхания и мышечного тонуса, состояние рефлексов и окраску кожных покровов. В зависимости от выраженности этих признаков ставят оценку в баллах по каждому из них:
Сердцебиение:
0 баллов – отсутствует;
1 балл – частота менее 100/мин;
2 балла – частота более 100/мин.
0 баллов – отсутствует;
1 балл – слабый крик (гиповентиляция);
2 балла – громкий крик.
Мышечный тонус:
0 баллов – вялый;
1 балл – некоторая степень сгибания;
2 балла – активные движения.
Рефлекторная возбудимость (оценивается по реакции на носовой катетер или силе рефлекса на раздражение подошв):
0 баллов – отсутствует;
1 балл – слабо выражена (гримаса);
2 балла – хорошо выражена (крик).
Окраска кожи:
0 баллов – синюшная или бледная;
1 балл – розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей;
2 балла – розовая.
Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:
10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;
7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;
5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;
3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;
0 баллов – клиническая смерть.
Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный.
С целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни); при этом в баллах оценивают следующие признаки:
Движения грудной клетки:
0 баллов – грудь и живот равномерно участвуют в акте дыхания;
1 балл – аритмичное, неравномерное дыхание;
2 балла – парадоксальное дыхание.
Втяжение межреберий:
0 баллов – отсутствует;
1 балл – нерезко выражено;
2 балла – резко выражено.
Втяжение грудины:
0 баллов – отсутствует;
1 балл – нерезко выражено;
2 балла – резко выражено, держится постоянно.
Положение нижней челюсти:
0 баллов - рот закрыт, нижняя челюсть не западает;
1 балл – рот закрыт, нижняячелюсть западает;
2 балла – рот открыт, нижняя челюсть западает.
0 баллов – спокойное, ровное;
1 балл – при аускулътации слышен затрудненный вдох;
2 балла – стонущее дыхание, слышное на расстоянии.
16. Гипоксия плода, методы диагностики, лечения.
Гипоксия плода – комплекс изменений в его организме под влиянием недостаточного снабжения кислородом тканей и органов плода или неадекватной утилизации ими кислорода.
Кислородное голодание в различные периоды беременности имеет неодинаковые последствия для эмбриона и плода:
В предимплантационный период гипоксия редко приводит к нарушениям развития оплодотворенной яйцеклетки;
В период органогенеза выраженная гипоксия может сопровождаться замедлением развития эмбриона и появлением аномалий развития;
Кислородное голодание в период фитогенеза обычно приводит к гипотрофии и гипоксии.
По этиопатогенезу выделяют следующие формы гипоксии плода:
1. Артериально-гипоксическая форма:
А) гипоксическая – следствие нарушения доставки кислорода в маточно-плацентарный кровоток:
Дыхательная и ССС недостаточность матери;
Нарушение кислородтранспортной функции материнского гемоглобина (анемия, инактивация повышения сродства к кислороду);
Б) трансплацентарная форма – следствие нарушения газообменной функции плаценты вследствие перфузионной или диффузионной ее недостаточности:
Поздний токсикоз;
Переношенная беременность;
Преждевременная отслойка плаценты;
Экстрагенильные заболевания матери (СД, ГБ, СН и т.п.).
2. Гемическая форма:
а) анемическая форма – следствие сниженного содержания фетального гемоглобина (гемолитическая болезнь плода, фетоматеринская или фетоплацентарная кровопотеря, внутренние кровоизлияния различной локализации);
б) форма нарушенного сродства к кислороду (врожденные, лекарственные, интоксикационные гемоглобинопатии).
З. Гемодинамическая гипоксия:
а) кардиогенная форма – следствие пороков сердца и крупных сосудов, эндокардиального
фиброэлластоза, снижения сократимости миокарда, тяжелых аритмий (гипоксия низкого сердечного выброса);
б) гиповолемическая форма – следствие снижения ОЦК;
в) форма повышенного сосудистого сопротивления – следствие нарушения проходимости сосудов (в т.ч. и пуповины) и реологических свойств крови (повышение вязкости).
4. Смешанная гипоксия - при сочетании 2 и более патогенетических форм кислородной недостаточности плода.
По течению различают:
1) Острую гипоксию плода:
Во время беременности (реже) – при разрыве матки, преждевременной отслойке плаценты;
Во время родов (чаще) – при аномалиях родовой деятельности, выпадении или прижатии пуповины, сдавлении головки плода в полости малого таза.
2) Подострую гипоксию плода – обычно появляется за 1 – 2 дня до родов и характеризуется истощением адаптационных возможностей плода.
3) Хроническую гипоксию плода – при осложненном течении беременности (гестозы, перенашивание, экстрагенитальные заболевания, иммунологическая несовместимость, инфицирование плода и др.). Вызывается длительным недостаточным снабжением плода питательными веществами и нередко сопровождается задержкой развития и роста плода.
Диагностика гипоксии плода:
1. Наблюдение за сердечной деятельностью плода:
1) Аускультация – позволяет выявить грубые изменения ЧСС (тахикардия, брадикардия, аритмия).
2) ЭКГ – изменение и удлинение зубца Р, удлинение интервала РQ, желудочкового комплекса, плоский или отрицательный сегмент ST, расщепление зубца R, и др.
З) ФКГ – изменение амплитуды и нарастание длительности тонов сердца, расщепление их, возникновение шумов.
4) Фазовый анализ сердечной деятельности – изменение фаз сокращения миокарда.
а) начальные признаки внутриутробной гипоксии:
Тахикардия или умеренная брадикардия;
Повышение или понижение вариабельности ритма, низкомодулирующий тип кривой, кратковременная (до 50%) монотонность ритма;
Ослабление реакции на функциональные пробы;
Возникновение поздних децелераций в ответ на сокращение матки;
б) выраженные признаки гипоксии плода:
Тяжелая брадикардия;
Монотонность ритма (свыше 50% записи);
Отсутствие или парадоксальная реакция на функциональные пробы;
Поздние децелерации в ответ на сокращение матки.
Для характеристики КТТ во время родов используют балльную оценку по всем параметрам ЧСС плода.
2. Исследование КЩС крови плода, полученной из предлежащей части плода – показателем гипоксии является снижение рН:
а) в первом периоде родов нижняя граница нормы рН – 7,2;
б) во втором периоде родов – 7,14.
3. Наблюдение за двигательной активностью плода:
а) 5 и более движений в течение 30 мин – состояние плода хорошее;
б) беспокойное шевеление плода, проявляющееся в учащении и усилении его активности – начальная стадия внутриутробной гипоксии
в) ослабление и прекращение движений при прогрессирующей гипоксии.
4. Изучение дыхательных движений плода с помощью УЗИ.
5. Исследование околоплодных вод:
Визуальное – при гипоксии обнаруживают наличие мекония, мекониальное окрашивание вод, уменьшение амниотической жидкости;
Биохимическое – рН.
Для успешной борьбы с гипоксией плода необходимо лечение основного заболевания беременной, обеспечить достаточное снабжение плода кислородом, повысить устойчивость и выносливость его мозговых центров к кислородной недостаточности, создать условия, благоприятствующие течению обменных процессов. Для решения этих задач в первую очередь следует воздействовать на кислородтранспортную функцию плаценты. Это достигается несколькими путями:
Расширением маточно-плацентарных и фетоплацентарных сосудов;
Расслабление мускулатуры матки;
Нормализация реокоагуляционных свойств крови;
Активацией метаболизма миометрия и плаценты.
При лечении гипоксии плода используют следующие группы лекарственных веществ:
1. Эстрогены:
Являются мощными регуляторами маточно-плацентарного кровообращения;
Расширяют прекапиллярные сосуды матки и материнской части плаценты;
Усиливают активность маточно-плацентарного метаболизма;
Повышают проницаемость плацентарных сосудов, увеличивая интенсивность перехода глюкозы и др. питательных веществ к плоду.
2. Сосудорасширяющие и спазмолитические препараты (эуфиллин, теофиллин, компламин, курантин), бета-адреномиметики (партусистен, сальбутамол, изадрин и др.):
Оказывают токолитическое действие (расслабление миометрия и расширение маточных сосудов);
Активируют метаболизм плаценты (стимуляция гормональной активности, ускорение регенерации трофобласта);
3. Реокорректоры и антиагреганты (реополиглюкин, трентал, курантил).
4. Антикоагулянты (гепарин).
5. Вещества, непосредственно влияющие на метаболизм и энергетику плаценты – малые дозы инсулина, витамины (фолиевая кислота, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферол), глюкоза, аминокислоты (глютаминовая кислота, метионин), анаболические средства (сукцинат натрия, оротат калия, инозин) и др.
Возможно применение кислородотерапии в виде ингаляций смесей с содержанием кислорода 50 – 60%, ГБО.
При гипоксии плода необходимо обеспечить покой беременной. При постельном режиме улучшается кровоснабжение матки.
В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.
Оценка степени нарушения сознания
В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.
Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:
- Открывание глаз
:
- Произвольное - 4 балла
- Как реакция на голос - 3 балла
- Как реакция на боль - 2 балла
- Реакции нет - 1 балл
- Речевая реакция и характер словесных ответов
:
- Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
- Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
- Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
- Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
- Речь отсутствует - 1 балл
- Двигательные реакции и активность
:
- Выполнение движений по команде - 6 баллов
- Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
- Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
- Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
- Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
- Нет реакции - 1 балл
Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):
- 15 баллов - полностью ясное сознание ;
- 14-13 баллов - оглушение ;
- 12-9 баллов - сопор ;
- 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
- 3 балла - смерть головного мозга.
В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :
- Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
- Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
- Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
- Кома
. Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
- Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
- Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
- Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.
При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.
Оценка внешнего дыхания
При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.
При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.
Оценка сердечнососудистой системы
Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.
Общемозговая неврологическая оценка
Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:
- нарушение сознания;
- субъективное ощущение затуманенности сознания;
- головная боль;
- шум в голове;
- головокружение;
- заложенность в ушах;
- боль в глазах;
- тошнота и рвота;
- высокая температура.
При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):
- головная боль;
- тошнота и рвота;
- напряжение мышц затылка;
- симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
- симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).
Очаговые симптомы
- Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
- Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
- Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.
Нарушение высшей нервной деятельности
- Снижение памяти, концентрации внимания.
- Степень нарушения речевых функций (афазия).
- Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
- Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
- Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
- Дезориентировка в собственном теле.
ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!