В. Н. Дружинин
Психология общих способностей.
Предисловие к третьему изданию
Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.
И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».
Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».
Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.
Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.
Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.
Доктор психологических наук, профессор,
академик РАО В. Д. Шадриков
апрель, 2006
В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.
Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.
Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.
Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.
В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.
Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.
Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.
Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.
Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.
Владимир Николаевич Дружинин родился в 1955 году, окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии способностей Института психологии Российской академии наук, директор института психологии Государственного университета гуманитарных наук, ректор Института практической психологии ИМАТОН. Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна Призидиума Российской академии наук (1996 г.), премии Президента РФ (1998 г.) за исследования в области психологии способностей и творчества, автор широко известных монографий и учебников по психологии.
Всемирное признание и искренняя любовь коллег сопровождали Владимира Николаевича в его короткой, но удивительно плодотворной жизни. Его яркий, лучезарный талант обогатил отечественную психологию. Все его начинания отмечены глубоким человеческим смыслом, щедростью, добротой. Он был готов принять любой удар, отстаивая гуманистические идеи.
Всегда оставаться честным перед самим собой, перед наукой - было его жизненным кредо.
Многочисленные, блистательные идеи, подхваченные и развитые в трудах его учеников и коллег, способствовали интеллектуальному формированию и душевному просвещению нашего общества.
Владимир Николаевич Дружинин известен как автор фундаментальных научных исследований. Его книги, учебники, статьи по психологии способностей, одаренности, воспитания, творчества, экспериментальной психологии отличаются высочайшим уровнем научной культуры, легкостью изложения, изяществом слога.
Учебник профессора В.Н.Дружинина - признанное авторитетное руководство психолога-профессионала, настольная книга студента, методическое пособие педагога. Живая эрудиция, внутренняя организованность, интеллектуальная культура позволили интегрировать самый широкий экспериментальный материал, разработать научно-психологический инструментарий и построить программу научного поиска.
Владимир Николаевич был мудрым организатором науки. Под его руководством и авторитетным покровительством возникли и обрели силу ведущие научно-исследовательские, научно-практические, образовательные, просветительские психологические структуры.
Владимира Николаевича отличал редкий дар слушать, слышать и понимать другого. К нему равно легко обращались и именитые коллеги, и молодые ученые. Богатство импровизаций, чистота темы, уважительное отношение к собеседнику рождали неповторимый дух общения. Бесконечно ценны его афористичные, меткие и образные замечания.
Владимир Николаевич писал удивительно чуткие, красивые, особенные стихи.
В них - квитэссенция любви, истины, созерцательности, борьбы и трагизма современного мира.
…И жизнь наша снова вернется
В белесый туман заповедной глуши,
В дыхание рощи зеленой,
Как будто в пространство единой души,
На вас и меня поделенной…
В нашей памяти Владимир Николаевич Дружинин навсегда останется молодым, сильным и лучезарным Человеком, близким, задушевным и надежным Другом, выдающимся Ученым и почитаемым Учителем.
Гражданская панихида состоится 26 июня в 12 часов в Институте психологии РАН по адресу ул. Ярославская, д.13
Психология общих способностей. Дружинин В.Н.
3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.
Цель данной книги - изложение теоретических
оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости,
креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели
интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда,
Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических
экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный
инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.
Формат: pdf
Размер: 25,7 Мб
Скачать: Rghost
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели
(С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература.266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Глава 1 Наука индивидуальной жизни
1.1 Важнейшие идеи
1.2 В качестве гипотезы
Глава 2 Жизнь
2.1 Жизнь как предисловие
2.2 Жизнь как творчество
2.3 Жизнь как достижение
2.4 Жизнь- СОН
2.5 Жизнь по правилам
2.6 Жизнь -время препровождение
2.7 Жизнь против жизни
Заключение
Список литературы
Введение
Окончил психологический факультет и факультет биологии Ярославского государственного университета (1978). Доктор психологических наук (1991); профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993); зам. директора Института психологии РАН (1992-2001).
Основные научные результаты: разработаны обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие рассчитать необходимое и достаточное число заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, а также определить тип измерительной шкалы; предложена концепция экологической валидности теста, разработана типология психодиагностических ситуаций, экспериментально выявлена зависимость валидности теста от ситуативных влияний и мотивации испытуемого; выявлены факторы социальной микросреды, влияющей на развитие креативности детей, предложены методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх.
На основе модификации логики действия разработана процедура описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, предложена двухмерная классификация психологических методов. Сконструированы методики диагностики математических способностей (тест математических аналогий), мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале.
Область научных интересов: психология личности, дифференциальная психометрика, психология и психодиагностика общих способностей, психология развития, теория психологического эксперимента.
К экзистенциальным проблемам человек обычно обращается в минуты кризиса, потому что именно в это время с особой отчетливостью осознается и проживается становящаяся почти материальной граница между бытием и небытием, между смыслом и бессмысленностью, между одним выбором и другим.
«Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов. Дружинин -- из породы трезвомыслящих оптимистов. Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам экзистенциальной психологии было неслучайным.»
Что я теперь могу --
Мальчик, мужчина, старик?
Встать на другом берегу
И отозваться на крик...
Он пытается по-своему осмыслить предмет экзистенциальной психологии, понять роль психолога в жизни. Для него экзистенциальная психология -- это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии человеческой жизни; наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.
Иногда оценка Дружининым значения профессии психолога кажется циничной:
«Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более -- дальнему (поскольку -- за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать».
Что -- несправедливо? По-моему, честно по отношению ко многим практическим психологам, которые надеются, что добрые намерения и сопереживание явятся адекватной заменой профессиональным навыкам.
Парки выпрядут нити
И порвут не спеша...
Доктор Фауст, скажите,
Что такое душа?
Глава 1 Наука индивидуальной жизни
1.1 Важнейшие идеи
Дружинина интересует не вообще психолог-практик, а экзистенциальный психолог, который не пытается помочь человеку жить, а описывает и объясняет жизнь.
Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин являются следующие. Существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной, но вариант жизни может быть ему и навязан.
Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудноформализуемы, хотя и поддаются вербализации.
Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Он «входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни, используя свои способности, темперамент, характер, а «выходит» -- типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни.
1.2 В качестве гипотезы
биографический научный профессия психолог
Дружинин приводит семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма.
В.Н. Дружинин демонстративно не пытается сковать себя постулатами пресловутой «научности».
Он предупреждает, что это не научное исследование, а, возможно, лишь одна большая гипотеза.
Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть способами познания жизни, поэтому смело и талантливо использует их при описании вариантов жизни.
Варианты жизни являются результатом общественного бытия, в них индивид либо включается помимо своей воли, либо активно их выбирает. Варианты жизни типизируют его личность.
Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».
Виктор Франкл, в свою очередь, признает только такой вариант, как «жизнь-служение».
Рассматривая наиболее типичные, «полярные» варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия ориентируется на введенное К.А. Абульхановой понятие «своевременность» -- оптимальное согласование временной структуры деятельности с внешними социальными изменениями, разрешение противоречий между временем личностным и социальным.
Глава 2. Жизнь
2.1 Жизнь как предисловие
В качестве одного из вариантов жизни Дружинин описывает жизнь как предисловие. Текущая жизнь рассматривается как подготовка к «жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути дела, вся жизнь превращается в поиск.
На чем основана субъективная модель мира, в которой существование человека расценивается как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на гипертрофированной способности человека строить прогноз и идеальные планы будущего. Особенно ярко это проявляется в различных религиях, для которых земная жизнь, единственная и неповторимая, рассматривается как юдоль страданий, как подготовка к иной жизни, более совершенной. Такой подход к существованию ярко выражен в афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь работать над собой, чтобы к смерти стать как можно лучше».
2.2 Жизнь как творчество
Этот вариант, без сомнения, является наиболее привлекательным для автора. По Дружинину, творческий процесс -- внутренний, интрапсихический. Идея -- первична, а внешняя ее реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене -- вторична.
Человек, находящийся в творческом состоянии, как бы отдается своей психической реальности. Точнее можно сказать: человек рефлексирующий становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» -- человека творческого. Человек, реализующий эту стратегию жизни, вынужден координировать два потока своей жизни -- «внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно, что для него «жизнь духа» важнее.
2.3 Жизнь как достижение
Данный вариант по многим позициям противостоит предыдущему, поскольку человек действия выбирает «внешний» поток жизни», а не «внутренний». Человек действия должен различать поражения и победы, а творческий человек может этим пренебречь, более того -- черно-белая оценка мира препятствует творческой реализации: «Но поражений от победы ты сам не должен отличать». Но вот ведь что важно: именно человек действия -- это тип личности, наиболее одобряемый западной цивилизацией! Это такой человек, который ясно осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и неудачи зависят только от него (у него интернальный локус контроля).
Дружинин отнюдь не симпатизирует такому человеку, как можно было бы предположить. Он крайне негативно относится к личности, перед которой большинство российских психологов привыкли преклоняться -- к личности самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А. Маслоу, сопровождая это своим комментарием: «Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. «Он освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!». И далее: «Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного, портрета «самоактуализирующейся» личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, «объективно» и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою «самость» без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести».
Так-то вот!
2.4 Жизнь - СОН
Желанный вариант для всех, чей груз бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь порождается стремлением погрузиться в мир, где нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и блаженство.
Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина ухода людей в такой мир не только в их индивидуально-психологических особенностях и социальной ситуации, но и в том, что социально одобряемые варианты жизни требуют от человека невозможного?
2.5 Жизнь по правилам
Еще один вариант жизненной стратегии. Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от тревог за будущее, за результаты своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут нарушить его жизнь и жизнь его близких. Но если все вокруг стремятся нарушать правила, то человек, их соблюдающий, оказывается в тяжелой ситуации -- в положении вечного «козла отпущения». И тогда уверенность человека в будущем заменяется постоянной тревогой за свою судьбу и судьбу тех, кто ему доверился. Именно поэтому люди, живущие по правилам, -- главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам -- это жизнь большинства.
2.6 Жизнь - время препровождение
Это путь людей, которым «нечего больше желать». Главный порок этого варианта жизни -- отсутствие прошлого и бесконечность настоящего. Фактически -- это бегство от скуки. Структурировать время такому человеку можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или же отдать свою судьбу в руки «организаторов времени», которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. «Организаторы времени» обеспечивают человеку множество вариантов времяпрепровождения: он забывает о несуществующем смысле жизни и заполняет настоящее событиями, а прошлое -- воспоминаниями.
2.7 Жизнь против жизни
Такой вариант выбирают люди, для которых агрессия и ненависть стали привычными состояниями, люди, получившие глобальную психологическую травму. Жизнь для них становится борьбой. Человек объявляет войну окружающему миру, но при этом объявляет войну и себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать. Жизнь против жизни -- «антимир», пожирающий повседневное человеческое бытие.
Воистину люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти, воображая себя борцами со злом. Внутренним условием выбора варианта жизни против жизни Дружинин считает чрезвычайно сильную эмоциональную чувствительность и ригидность психики некоторых людей с бедной душевной жизнью и экстравертированным сознанием.
Заключение
Читая Владимира Николаевича Дружинина, восхищаешься блестящим языком, точными сравнениями, яркими пассажами, безграничной эрудицией автора, неожиданными и меткими цитатами.
«Перед нами не тяжеловесный научный труд, а изящное психолого-философское эссе, которое с легкостью расправляется со стереотипами психологического мышления. Прекрасно, что такая книга есть. Грустно, что из семи вариантов жизни только один по-настоящему конструктивен -- жизнь-творчество. Но это -- с привычных, шаблонных позиций. В конце концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам имеют массу привлекательных сторон! Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как служение», несколько раз упоминаемый. Размышляя о содержании каждого описанного варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам автор, постигший важнейшие жизненные стратегии, он-то какой вариант предпочел?»
Владимир Николаевич обладал удивительным даром экзистенциального конструктора: он сумел собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из отдельных элементов, кусочков мозаики так, что она не смогла вместиться даже в его собственную типологию. Наверное, это особенность по-настоящему талантливых людей.
Наш говор все тише,
Поскольку от музы почет --
Не тем, кто напишет,
А тем, кто найдет и прочтет.
Список литературы
1. Журнал № 35/2001 "Школьный психолог" издательского дома «Первое сентября»
2. В. Н. Дружинин. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005
3. Афоризмы Андрея Кнышева «Уколы пера или Тоже книга 3»
4. Интернет-сайт http://jungland.ru Варианты жизни по В.Н. Дружинину
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.
курсовая работа , добавлен 23.06.2011
Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.
презентация , добавлен 29.04.2014
Краткие биографические сведения из жизни известного психолога Э. Фромма. Сущность теории личности Фромма. Основные концепции и принципы гуманистической теории. Экзистенциальные потребности человека. Непродуктивные и продуктивные социальные типы характера.
презентация , добавлен 02.03.2012
Исследование жизненного пути психолога Альфреда Адлера. Изучение его концепции индивидуальной теории личности. Описания достижений исследований в области изучения психологии людей. Характеристика основных понятий и положений в индивидуальной психологии.
реферат , добавлен 21.12.2014
Краткие биографические сведения о Карле Юнге. Его основные заслуги и учения о личности в психологии. Аналитическая психология Юнга: основные концепции и принципы. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.
контрольная работа , добавлен 10.08.2009
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
контрольная работа , добавлен 06.12.2007
Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.
презентация , добавлен 04.05.2011
Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.
дипломная работа , добавлен 02.02.2017
Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина, обзор его основных трудов. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы в отечественной истории психологии. Методы исследования психологических явлений.
дипломная работа , добавлен 16.06.2010
Общая и дифференциальная психометрика. Ее отношение к психодиагностике и дифференциальной психологии. Понятие надежности. Содержательная, эмпирическая, конструктная и дискриминантная валидность. Стандартизация тестов и репрезентативность тестовых норм.
Владимир Николаевич Дружинин погиб четыре года назад... До сих пор написать это в одно предложение - непосильный труд. Настолько трагична смерть, когда нет и сорока шести, когда сделано многое, но еще больше - задумано, словом, в самом расцвете сил. Как тут не поверить, что смерть действительно выбирает лучших. Многим, кому посчастливилось знать Владимира Николаевича, по-прежнему трудно говорить о нем в прошедшем времени - такие яркие впечатления остались в памяти от общения с ним. Одно из таких впечатлений - лекция, прочитанная Владимиром Николаевичем в год его смерти на конференции в Удмуртском государственном университете. Дружинин руководил тогда проектом "Динамика развития способностей и личностных особенностей учащихся в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором", в рамках которого и проводилась конференция. Выступление вылилось в оживленную дискуссию. В ней, несмотря на разнородность аудитории, приняли участие практически все, кто находился в зале, - учителя школ, преподаватели вузов, представители Министерства образования, и, конечно, психологи. Текст готовился к печати но он не может, к сожалению, передать огромное количество нюансов, характеризовавших Владимира Николаевича как блестящего докладчика и оратора - глубина и содержательность его выступлений всегда удивительным образом сочетались с простотой изложения и доступностью для понимания. Неортодоксальный склад ума, склонность к выявлению парадоксов, глубокая аналитичность и широчайшая эрудированность придавали всему облику Владимира Николаевича яркие, неповторимые, уникальные штрихи.
Еще в студенческие годы, обучаясь на факультете психологии и биологии Ярославского государственного университета, ленинский стипендиат и комсомолец Володя Дружинин пел в церков-
ном хоре - это в семидесятые-то годы! Диплом психолога, естественно, был получен с отличием. И сразу - в армию, в читинскую учебку, но не проходит и года, как в коридорах Института психологии АН СССР появляется сержант пограничных войск КГБ СССР В. Дружинин, прикомандированный к одной из лабораторий института. Помнится один из его рассказов о том времени и первом "научном" задании, полученном от заведующего лабораторией. Суть его сводилась к тому, чтобы составить полный перечень упоминаний слова "психология" в полном собрании сочинений В. И. Ленина. Пятидесятичетырехтомный труд классика был "проглочен" сержантом в кратчайшие сроки, и военная психология обогатилась бесценным справочным пособием.
После окончания службы в армии Дружинин остается в институте и уже в 1982 году на закрытом Совете защищает кандидатскую диссертацию "Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки", как любил говорить сам автор, "работа моя была под грифом "совершенно секретно, перед прочтением - сжечь"". В том же году у него рождается первенец, семья живет далеко от Москвы, но молодой отец каждый день в институте. Работая в разных лабораториях, Владимир Николаевич всегда был в курсе событий, происходящих в институте, принимал в них самое непосредственное участие. Его активная жизненная позиция проявлялась не только в научной жизни - в 1991-м был на баррикадах у Белого дома, а в 1993-м мы с ним встретились в безлюдном Институте психологии, и он в деталях рассказывал о танковых стрельбах в центре Москвы, откуда только что вернулся.
А какой заместитель директора появился в 1992-м в Институте психологии! Доктора наук и профессора, автора двух монографий с первых дней было невозможно найти в своем кабинете. Было такое впечатление, что он везде - в лабораториях, в бухгалтерии, у директора, в библиотеке. Самым надежным способом встретиться с ним - было просто встать на центральной лестнице и "перехватить" его на пути в очередной кабинет. Именно в это время с наибольшей полнотой раскрылся талант Дружинина как организатора науки. Сфера интересов его настолько широка, что ему было буквально тесно в рамках какого-либо отдельного направления психологии. Руководитель ряда проектов, поддержанных фондами РФФИ, Сороса, РГНФ, Министерства образования и другими, Дружинин привлекал к участию в них все новых и новых сотрудников, аспирантов, студентов, постоянно при этом сетуя на неизбывный кадровый дефицит. Владимир Николаевич был одним из организаторов междисциплинарных семинаров и конференций как в самом Институте психологии, так и далеко за его пределами.
Результатом этой деятельности стали такие учебные и информационно-справочные издания, как "Современная психология", 1999; "Психология" (для экономических, гуманитарных и технических вузов), 2000; "Когнитивная психология", 2001; том "Человек" в серии энциклопедий для детей издательства "Аванта+", 2001, одни только названия которых свидетельствуют об энциклопедичности знаний человека, не только организовавшего подготовку рукописей, но и ставшего их активным автором, а также взыскательным и беспристрастным редактором. Среди авторов этих изданий имена не только сотрудников Института психологии, но и ученых из Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, других городов. Несмотря на постоянную занятость, у Владимира Николаевича всегда находилось время для высококвалифицированной консультации и доброжетальной, заинтересованной оценки, а также совместного обсуждения новых мыслей, идей, переживаний, которыми он всегда щедро делился с окружающими.
Активное участие в коллективном творчестве органично сочеталось с плодотворной авторской деятельностью - за двадцать с небольшим лет научной жизни в стенах Института психологии из-под пера Дружинина вышло более 150 работ, в том числе монографии и учебники: "Экспериментальная психология", "Психология общих способностей", "Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие", "Психология семьи", "Очерки экзистенциальной психологии".
Владимир Николаевич всегда проявлял огромный интерес к начинающим исследователям, умел создать вокруг себя среду живой науки, дававшую стимул к движению и совершенствованию. Сотни студентов, аспирантов и стажеров еще долго будут с гордостью говорить о нем, как о своем учителе. Под руководством В. Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских.
Особое место в жизни В. Н. Дружинина занимала созданная им лаборатория психологии способностей, работу в которой он начал в 1986-м: тогда это была группа психологии развития способностей и профессионально важных качеств. Можно без преувеличения сказать, что бессменный руководитель этого научного коллектива с 1991 года, Владимир Николаевич относился к нему как к своей собственной семье, иногда даже уделяя лаборатории больше времени.
И сейчас, по прошествии четырех лет, все работавшие с Дружининым очень тепло вспоминают проведенные вместе годы. Бывало всякое -и нарекания за несвоевременно выполненную ра-
боту, и радость совместных открытий, и огорчения от неудач.
Вспоминает самая молодая сотрудница лаборатории, кандидат психологических наук Наталья Борисовна Горюнова, одна из последних аспиранток Владимир Николаевича:
"Мне довелось работать под непосредственным руководством В. Н. Дружинина. У меня была уникальная возможность испытать благотворное влияние общения с ним, советоваться по поводу различных проблем, возникающих в ходе экспериментальных исследований, следить за ходом его мысли. Всегда можно было получить доброжелательную и квалифицированную оценку своей работы. В. Н. Дружинин не только автор известных научных трудов, но и замечательная, одаренная личность, человек высокой культуры, глубокого ума и поразительного обаяния. Широта и многообразие познаний Владимира Николаевича проявлялись не только в сфере его профессиональной деятельности. Увлечение наукой не исключало его интереса к искусству и, прежде всего, к поэзии. Для Владимира Николаевича "поэзия - это не деятельность, а образ жизни, требующий личной отваги".
В архиве В. Н. Дружинина были найдены его ранние, не публиковавшиеся стихи.
Некоторые из них мы приводим ниже.
Словно вдова фотографию и похоронку
Память моя бережет про запас:
Я, шестилетний, тону в двадцатилетней воронке,
В речке, которую ранил фашистский фугас.
Там, задыхаясь, на берег отец меня вынес.
Об остальном не стоит писать -
Снова кружусь в глубину, не взирая на то, что вырос,
Снова тону - только некому больше спасать.
Нельзя освободиться от печали,
Нельзя освободиться от любви.
Давно уже гитары отзвучали,
Отпели канарейки-соловьи.
Они остались в деревянном детстве,
Но уголки бетонных городов
Передают от бабушек в наследство
Их пятую и сотую любовь,
Которые легли на фотопленку
И карточкой желтеют на столе -
Но мы проходим словно два ребенка
По новой и загадочной земле,
Ведь на земле не могут появиться
Ни жизнь, ни человеческие лица.
Моряк живет, в душе мечту храня -
Согреться у домашнего огня.
Десятки драк в портовых кабаках,
Десятком женщин был приучен к боли.
Когда-то смерть, когда-то...
А пока Он будет жить, не выходя из роли, -
Чтоб горький ветер губы обжигал,
Чтоб жажду выносить не понапрасну,
Чтоб судно выносило к берегам
Невиданным, богатым и прекрасным,
Чтоб очутиться не на дне морском,
А у камина теплого под старость,
Напоминая правнукам о том,
Кому такого счастья не досталось.
Совершенно закономерно, что в после смерти Владимира Николаевича Дружинина сотрудники лаборатории выступили с инициативой о присвоении его имени своему подразделению - мы просто не могли поступить иначе. Эта инициатива получила одобрение и поддержку Ученого совета ИП РАН и теперь на дверях кабинетов лаборатории, приходя на работу, мы видим дорогое всем нам имя.
Тогда же, в 2001-м, именем Дружинина была названа кафедра общей психологии психолого-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Нельзя не сказать теплых слов о сотрудниках этого факультета, ставших невольными участниками трагического события лета 2001 года, ведь именно туда был приглашен председателем государственной аттестационной комиссии Владимир Николаевич. Начиная с 2002 года на базе психолого-педагогического факультета в начале мая проводятся ежегодные международные научно-практические конференции студентов и аспирантов, посвященные памяти В. Н. Дружинина, - "ДРУЖИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ".
Все, кто знал Владимира Николаевича Дружинина, всегда будут хранить память о нем как о талантливом ученом, мудром наставнике, увлекательном собеседнике, надежном друге и неповторимом человеке.
Сейчас ему было бы всего 50...
С. Д. Бирюков, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей имени В. Н. Дружинина ИП РАН, Москва