Чтобы ответить на вопрос, зачем нужна бленда для объектива, посмотрим на то, как она выглядит. Устройство представляет собой чаще пластмассовую или резиновую, реже металлическую, полую насадку на объектив различной формы с тонкими стенками. По форме бывает конической, цилиндрической, лепестковой или в виде пирамиды.
Функции
Бленда любой формы и вида выполняет две основные функции: первая — это ограждение от нежелательных бликов света, которые значительно уменьшают качество фотографии и вторая — это защита от различных механических повреждений.
Если съёмка ведётся в условиях чрезмерного освещения, лучи света, которые не участвуют в формировании изображения, попадают на переднюю линзу и от того создают на итоговом изображении блики света или радужные блики, которые не убираются никаким графическим редактором в постобработке.
Помимо бликов, такие «вредные» лучи сказываются на изображении низкой контрастностью, даже если вы используйте , или непонятным туманом. Она страхует от таких ненужных лучей, своими ограждающими от лучей стенками. При этом она не попадает в кадр, на каком бы фокусном расстоянии вы не остановили объектив.
Фотоаппарат с установленной блендой выглядит достаточно внушительно и солидно, эта внушительность и оберегает переднюю линзу от различных заляпываний руками, повреждений от мелких брызг, пыли, камушков и так далее.
Так же очень удобно переносить фотоаппарат с блендой, надев её на объектив задом наперёд. Это тоже, своего рода, дополнительная защита, особенно если устройство очень дорогое. Если вы случайно выроните камеру, она обязательно упадёт на объектив, а если на него в это время будет надета бленда, большинства повреждений удастся избежать за счёт амортизации. Она примет удар на себя, в каком бы положении не была надета.
Различия форм и их значения
От того какой формы и размера бленда, будет напрямую зависеть качество снимков.
Лепестковая — самая распространённая в использовании, она хорошо защищает от боковых лучей, правда чаще бесполезна в защите от угловых лучей. Также она не может быть использована на некоторых фокусных расстояниях, её область применения — фокусное расстояние до 55 mm.
Такую сложную форму этот вид имеет для того, чтобы не создавать затемнения по краям. Лепестковую так же лучше не использовать там, где вращается передняя линза, опять-таки из-за её формы, которая при вращении может запросто пропустить луч, от которого вы пытаетесь укрыться.
Сплошная, круглой или иной формы устанавливается на моделях с фокусным расстоянием более 55 mm, при использовании сплошной бледны на более коротких фокусных расстояниях, серьёзного затемнения по краям, или виньетирования, не избежать.
Ещё существуют эдакие «промежуточные варианты», сплошные для фокусных расстояний 40-80 mm, а также универсальная по форме, подходящая для всех фокусных расстояний, она имеет круглую форму и как правило металлическая, для того чтобы на неё можно было уже установить подходящий фильтр.
Они также различаются по способу крепления. Есть универсальные, они подходят для любого устройства соответствующего размера и оставляют за собой возможность закрепить ещё и светофильтр, непосредственно на саму бленду.
Стоят универсальные гораздо дешевле оригинальных, но имеют крупный минус — для их установки требуется гораздо больше времени. Вкрутить оригинальную быстрее, иногда эти секунды могут быть важными и удобнее, а это уже сбережёт ваши нервы.
Особенности использования
Разобравшись в том, зачем нужна бленда для , осталось выбрать подходящую именно для вашего объектива по размеру и форме. Конечно, лучше и удобнее брать оригинальную модель, она, конечно, стоит дороже, но это такая деталь, которую можно вообще не снимать.
Конечно, при условии работы в диапазоне подходящих фокусных расстояний. На выбор материала можно вообще не обращать особого внимания, разнообразие вариантов существует только для широты ассортимента, что нравится, металл или резина, то и берите. Ни на одну из функций бленды не влияет то, из чего она сделана, а вот на итоговую сумму влияет.
В нужный момент любая будет выполнять функцию по защите от нежелательного света, а также будет являться постоянной . Этот нехитрый аксессуар, первейший помощник на пути к отличным снимкам.
В сумке фотографа находится много разных аксессуаров, в том числе и бленда для объектива. Что это такое, зачем она нужна, рассмотрим в статье.
Что такое бленда для объектива?
Это дополнительный аксессуар, выполненный из пластика или другого материала (резины, металла), нередко он уже идет в комплекте к объективу, но иногда его нужно приобретать отдельно. Внешне похож на колбу с резьбой, благодаря которой он накручивается на объектив. В рабочем положении бленда выступает за край объектива. Формы бывают разные: в виде цилиндра или конуса, четырехгранника, который сужается с одной стороны или в виде сложной фигуры с лепестками.
Иногда можно встретить бленду, которая уже в объектив встроена. При необходимости ее достаточно просто выдвинуть. Еще один вариант, который существует, но встречается и используется очень редко, - складная бленда.
Нередко люди, только недавно окунувшиеся в мир фотографии, выражают недоумение по поводу этого аксессуара, задаются вопросом: «Нужна ли бленда для объектива?» - и не пользуются ею совсем. Либо носят ее накрученной на объектив другой стороной, не рабочей, а предназначенной для режима хранения. В этом кроется большое заблуждение.
Например, если вы снимаете против солнца, то можете столкнуться с проблемой блеклого и низкоконтрастного кадра. Бленда отсечет ненужные потоки света, сделает снимок более контрастным и выразительным.
Но это не значит, что если вы снимаете в пасмурный день, то пользоваться блендой ни к чему. Есть и еще одна, не самая очевидная задача, которую она выполняет - защитить оптику от механических повреждений. На практике проверено, что даже при падении фотоаппарата с высоты штатива на бетонный пол, если удар принимает на себя бленда, то она раскалывается, а дорогая оптика остается целой.
Также бленда для объектива спасает линзу от попадания на нее пыли, брызг воды и грязи, снега, капель дождя и прочих нежелательных частиц, которые могут испортить кадр или оптику.
Она создает удобство в работе. Так как объектив с надетой на него блендой защищен, то вам не нужно надевать на него крышку в тот момент, когда вы откладываете фотоаппарат. Это сокращает затраты времени, делает работу более комфортной, и вы не будете тревожится из-за того, что в пылу съемки потеряете или забудете где-нибудь защитную крышку.
Теперь вы понимаете, зачем бленда для объектива, и осознаете необходимость ее использования.
Материал для бленды
Как уже было сказано выше, для изготовления бленды могут быть использованы три вида материала: пластик, резина и металл. Бленды из металла найти в продаже достаточно сложно. Они, конечно, очень прочные и надежные, но к тому же еще и тяжелые. Для профессиональной работы, которая длится по несколько часов, лишний вес ни к чему.
Самый популярный вариант - пластик. Это легкий, недорогой материал. При должном обращении пластиковая бленда прослужит очень долго, но даже если разобьется, то ее легко заменить.
Альтернативным вариантом являются резиновые бленды для объективов. Это легкий материал, но при этом гарантирует высокую степень защиты как против ударов, так и против природных явлений.
Варианты крепления
Их всего два. И зависят они от модели вашего объектива:
- Байонетное крепление, обычно именно оно предусмотрено для профессиональной оптики. Такой вид крепления позволяет работать с блендой и светофильтром одновременно. Еще один плюс заключается в том, что устанавливать бленду можно не только в рабочее положение, но и наоборот, что позволяет компактно хранить объективы в рабочей сумке.
- Резьбовое крепление. Это не самое удобное решение, если вы используете в работе светофильтры, так как бленда занимает гнездо, предназначенное для него.
Примеры с фотографиями
Давайте теперь на примерах рассмотрим, как выглядит бленда для объектива. Фото последовательно демонстрируют разную форму этого аксессуара.
На этой фотографии вы видите лепестковую бленду, которая используется для объективов с небольшим фокусным расстоянием, а также для широкоугольников.
Здесь бленда цилиндрической формы, которую обычно используют с длиннофокусными объективами.
На этом снимке довольно редкая разновидность - складная бленда.
Как выбрать бленду?
Подбирать ее нужно, исходя из характеристик объектива, фокусного расстояния и угла обзора. Короткофокусным и среднефокусным объективам лучше всего подходит лепестковая бленда. Для широкоугольных объективов тоже подходит такая форма, она позволяет избежать возникновения виньетки на снимках, а значит, сокращает время, проведенное в "Фотошопе".
Для длиннофокусной оптики оптимальным вариантом будет бленда в форме конуса или цилиндра. К сожалению, возможности подобрать один вариант на весь парк оптики невозможно. Такой модели просто не существует.
Есть объективы, которые не подходят для работы с блендой. Это объективы "фишай". Угол обзора у них настолько велик, что бленда, даже самая маленькая, попадает в кадр. Но это, пожалуй, единственное исключение из правила.
Для того, чтобы делать действительно качественные фотоснимки недостаточно просто купить хорошую фотокамеру. Помимо необходимых знаний и умений, в арсенале любого уважающего себя фотографа вы найдете множество дополнительных аксессуаров: светофильтры, вспышки, сменные объективы, дополнительные аккумуляторы, карты памяти, штативы, средства для ухода за фотокамерой и многие другие приятные дополнения. И если относительно целесообразности использования светофильтров мнения специалистов разнятся, то никто не станет отрицать, что бленда — вещь просто необходимая. Но что это такое — бленда, и зачем она нужна? Давайте разберемся.
Что такое бленда?
Существуют бленды различной формы и различного размера, и к каждому конкретному объективу приходится подбирать идеально подходящую бленду. Здесь проблема состоит в том, что диаметр переднего компонента объектива, точно так же, как угол зрения, у каждого объектива отличен, так что не всякая бленда подходит.
Виды бленд
Бленды в первую очередь различаются между собой по форме, а также по материалу, из которого они изготовлены. В продаже чаще всего можно встретить бленды из пластика, реже — из металла или из резины. Пластиковые бленды легки, долговечны и могут прослужить своему владельцу верой и правдой много лет.
Лепестковая бленда
Лепестковые бленды наиболее распространены. Они устанавливаются на среднефокусные и короткофокусные объективы. На широкоугольных и сверхшироугольных объективах лепестковые бленды используются для устранения виньетирования (частичного затемнения наклонных пучков света) на углах кадра. Такого рода бленды лучше всего защищают кадр от образования бликов, так как размеры лепестка лепестковой бленды учитывают соотношение сторон цифрового сенсора фотоаппарата.
Коническая бленда
Конические бленды чаще всего можно увидеть на длиннофокусных объективах. Кстати сказать, бленда нужна не только для того, чтобы грамотно отсекать свет, но она также служит дополнительной защитой объектива во время падения, если таковое случится.
Пирамидальная (квадратная) бленда
Бленды для объективов профессиональных видеокамер чаще всего имеют именно пирамидальную форму. Пирамидальная бленда более эффективна, чем круглая, однако предполагает, что тубус объектива не вращается при фокусировке, иначе вы получите полностью противоположный эффект.
Цилиндрическая (круглая) бленда
Если ваш объектив — с вращающейся передней линзой, это означает, что вам можно применять только круглую бленду, иначе при минимальном увеличении бленда (например лепестковая) будет отчетливо видна в кадре, вызывая виньетирование.
На фото выше вы можете видеть, как лепестковая бленда попадает в кадр во время съемки на фотоаппарат с вращающейся передней линзой.
«Ничто так не красит фотографа, как бленда»- народная мудрость
Главная задача бленды-предохранять переднюю линзу объектива от попадания на нее прямых солнечных лучей.Ее можно сравнить с козырьком головного убора защищающим глаза от яркого света. В чем же опасность прямых лучей попадающих на переднюю линзу объектива?
Существует такое явление как «светорассеяние» объектива. Суть его в том, что многочисленные линзы, входящие в состав объектива, не только пропускают свет, но и отражают его своими поверхностями.
1.Блики.Наверняка каждый видел на своих кадрах после съемки в контровом свете пятна солнечных «зайчиков»;
2.Потеря контраста изображения. Кадр становится словно затянутым серой дымкой с большей или меньшей интенсивностью;
3.Уменьшения насыщенности цветов;
4.Потерей мелких деталей изображения.
Пример одного из вариантов блика в кадре. Слева нормально экспонированный кадр. Справа та же точка съемки, но объектив был повернут немного влево, что и привело к попаданию в кадр участка с высокой яркостью.
Глубже объяснить это явление в рамках короткой статьи я не могу. Если есть желание больше вникнуть в суть светорассеяния объектива предлагаю скачать и почитать учебник для студентов ВГИКА автора П.А.Ногина «Кинооператорская техника».Книга конечно древняя, но очень толковая. По моему все кто в сети пишет об оптике «дерут» оттуда. Скачать книгу .
Бытует мнение, что бленда нужна только при съемке в солнечный день. Это не совсем так. Потому что даже в пасмурную погоду серое небо иногда имеет очень высокую яркость, которая тоже может ухудшить качество будущего снимка.Надеюсь что я уже достаточно напугал вас? Не волнуйтесь, все поправимо.
Правильно подобранная бленда поможет повысить качество ваших снимков
Современный объектив изготовлен из линз имеющих специальное покрытие, так называемое «просветление», существенно снижающий светорассеяние.
Но даже самые продвинутые модели оптики нуждаются в защите передней линзы от яркого света. Как никто другой это знают профессиональные кинооператоры. Посмотрите какие глубокие бленды они используют.
С регулируемой длиной и с раздвижными шторками, что бы сделать защиту максимально эффективной. Бленды для фотообъективов изготавливаются гораздо компактнее. Это вынужденная мера разработчиков. Но она не всегда дает максимальную защиту.
Например для бюджетных зум-объективов, с фокусным расстоянием 18-55 мм так называемых «китовых», фирменная бленда вообще неэффективна. Она немного полезна в широкоугольном положении, и совсем ни на что не влияет в положении 55 мм.
Владельцам таких объективов наверное единственный выход- купить вторую бленду именно для положения 55 мм, подобрав ее среди аналогов, которых сейчас великое множество в продаже, а так же поэкспериментировать с самодельными конструкциями, советы о которых я дам в конце статьи.
Различные типы бленд для зум-объективов
В первую очередь это касается зум-объективов. А вот для фиксов можно подобрать какой либо универсальный аналог фирменной бленды. Зайдите в ближайший фотомагазин и посмотрите что имеется у них в наличии под посадочную резьбу вашего объектива.
Только перед покупкой обязательно примерьте бленду, закрепив ее на объективе и сделав один кадр. Если бленда маловата, то края кадра будут кашироваться, то есть затемняться.
Однако более надежную и максимальную защиту для объектива может обеспечить совсем другой тип бленд, например универсальная бленда фирмы «LEE Filters» с регулируемой длиной.
В ней есть еще дополнительные функции, почитайте и посмотрите здесь Universal Hood — Part of the LEE Camera Filter Range Наверняка есть и другие производители таких бленд. Буду благодарен, если поделитесь информацией.
Ну а если вы снимаете например компактной камерой –«мыльницей», для которой бленда вообще не предусмотрена? Таким фотолюбителям посоветую брать на съемку зонтик.Он послужит вам при случае прекрасной блендой, спасет от бликов и поможет сделать качественные кадры.
Кстати зонтик будет полезен и владельцам зеркалок особенно при съемке в контровом свете, когда штатной бленды бывает недостаточно
Ну и на закуску самое забавное. Наше стремление хоть как то сэкономить на покупке фотоаксессуаров справедливо и для бленды. Оказывается что бленду можно не только купить, но и скачать. А что? Мы вон гигабайтами кино качаем. Так неужели не скачаем какую- то бленду? В ней- то весу всего-50 грамм! Однако-шутки в сторону
Как скачать бленду
Есть в интернете любопытный ресурс-сайт lenshoods.net На нем собраны данные о большинстве современных объективов и соответствующих для них бленд. И там можно скачать развертку или если угодно выкройку, будущей бленды. Заходим на сайт , ищем наш тип объектива и соответствующую ему развертку, скачиваем ее в виде PDF файла.
Внимательно читаем инструкцию по вашим дальнейшим действиям. Главное –это распечатать нашу выкройку на принтере не меняя масштаба, иначе размер не совпадет. Ресурс советует печатать ее на плотном картоне темного цвета.
Для эксперимента я попробовал скачать, распечатать и склеить бленду для одного из моих объективов 18-200мм. Материалом бленды был выбран лист черного картона размером А4 и плотностью 160 г/м.
Хотелось бы конечно плотнее, но другого черного картона в магазинах канцтоваров я не нашел. Развертку отпечатал на обычном листе писчей бумаги, вырезал ее, и контуры перенес на картон.
Этот лист согнул по длинной стороне пополам и склеил стороны между собой двухсторонним скотчем, получив таким образом более плотный картон. Потом уже вырезал по контуру, согнул и склеил.
Получилось вот так. Ну что сказать? На объективе бленду пришлось закрепить резинкой. Подвигав вперед и назад выбрал положение, что бы не винъетировались края. Материал для бленды конечно тонковат. Желательно брать картон еще плотней.
Но при случае воспользоваться конечно можно Кстати на том же сайте можно рассчитать развертку по вашим индивидуальным размерам. Надеюсь что кого- то вдохновит эта идея на самостоятельные эксперименты.
Всем известно, что в работе фотографа главное - свет. Ведь даже само слово "фотография" по-гречески означает "светопись". Поэтому крайне важно, чтобы количество света, попадающего на объектив, было оптимальным. Как правило, для этого используется и наиболее чувствительные объективы. Но что делать, если света слишком много или он практически под прямым углом попадает на объектив, создавая при этом ненужные блики? Не проводить же теперь съемки в полутьме, совсем отвернувшись от солнца. Вот для чего нужна бленда! Это круглая пластмассовая деталь, которая накручивается на объектив.
Бленда для объектива используется, как правило, в тех случаях, когда съемка ведется против солнца или иного источника света. Это помогает повысить контрастность и цветность получаемых изображений путем блокирования световых лучей, которые могут попасть на матрицу, а также избежать виньетирования (затемнения или осветления краев изображения). Благодаря этому увеличивается качество получаемых фотографий. Бленды для объективов также препятствуют появлению на изображениях и бликов. Защита от попадания световых лучей на матрицу - основная из списка причин, для чего нужна бленда.
Также многие фотографы используют ультрафиолетовые, нейтрально-серые и другие. Мельчайшие царапины и повреждения становятся заметны при Их довольно легко скрыть -вот для чего нужна бленда. Она мешает прямым лучам света отражаться от поврежденных участков, поэтому они не смогут повлиять на качество изображения. Конечно, если речь не идет о трещинах на половину фильтра.
К слову о повреждениях. Бленда также предохраняет от них вашу оптику. Никто не застрахован от несчастных случаев (да и от банального прикосновения пальцев к объективу, дающего жирный отпечаток), поэтому бленда может не раз спасти вас и ваш объектив.
И, конечно же, ничто не может заменить бленду при съемке в дождливую или снежную погоду! Можно даже не объяснять, что капли воды, стекающие по объективу, не приведут ни к чему хорошему. Поэтому иметь при себе бленду на случай непогоды не то чтобы необходимо, но не помешает.
Стоит также отметить, что бленды для различных объективов отличаются друг от друга по форме. Они могут быть конусовидными, лепестковыми или цилиндрическими. Лучше всего проконсультироваться с продавцом или профессиональным фотографом о том, какая бленда подойдет для ваших целей съемки и объектива. Важно отнестись к этому внимательно, ведь неправильно выбранная бленда не только не будет исполнять свои функции, но и принесет фотографу массу лишних неудобств.
Итак, мы выяснили, для чего нужна бленда. На практике она используется при когда косые лучи света попадают на объектив, при фотографировании против света, морских и снежных пейзажей (так как снег и вода сильно отражают лучи), в плохую погоду, закатов и просто для защиты оптики. Если подобные виды съемок не входят в ваши круг интересов, вы ничего не потеряете, отказавшись от приобретения бленды. А если же вы регулярно работаете в этих жанрах и ищете способ улучшить качество изображений - что ж, теперь вы знаете отличный способ!